Напоминание

Системное устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях.


Автор: Абдулмуслимова Патимат Магомедказимовна
Должность: Магистрант 2 года обучения
Учебное заведение: ФБГОУ ВПО ДГПУ
Населённый пункт: Махачкала
Наименование материала: Научная статья
Тема: Системное устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях.
Раздел: высшее образование





Назад




Статья магистра 2 года обучения

Абдулмуслимовой Патимат Магомедказимовна

Статья :

Системное устранение заикания у дошкольников в

игровых ситуациях.

Аннотация: Заикание – один из наиболее тяжелых дефектов речи. Внешне

оно проявляется вне произвольных обстановках в моменты высказывания, а

также вынужденных повторениях отдельных звуков и слогов. Таким образом,

заикание принято относить к нарушению темпа и ритма речи. К их

нарушению приводят судороги мышц речевого аппарата, которые в процессе

речи могут возникать в разных его отделах – и в артикуляторном (в мышцах

языка и губ), и в голосовом, и в дыхательном. Это приводит к

периодическому “застреванию” на отдельных звуках, а значит, и к

нарушению правильности чередования ударных и безударных слогов, то есть

нормального ритма речи. Темп речи при заикании также неравномерный: то

он резко замедляется из-за прерывания речи судорогами речевых мышц, то

некоторые отрезки речи в промежутках между судорогами произносятся в

ускоренном темпе.

Ключевые слова: замыкание, игра, дошкольники, устранение.

Большинство современных исследователей сходятся в мнении, что заикание

внешнее проявление невротических, эмоциональных речевых нарушений. В

некотором смысле заикание можно считать айсбергом, вершина которого –

неправильность речи, а подводная часть – различные причины, приведшие к

этому.

В большинстве случаев заикание возникает в детском возрасте (от 2 до 5 лет),

когда ребенок начинает употреблять целые фразы. Обычно ребенок сам

чувствует затруднения в речи и часто жалуется на это. Он боится говорить

или говорит шёпотом, в основном ограничивается короткими ответами, а

иногда предпочитает молчать. Изменяется и поведение ребенка. Он

становится раздражительным, капризным, пугливым, сторонится детей и

предпочитает одиночество. Чаще всего заикание возникает у нервно

ослабленных детей. Оно может появиться после перенесенного испуга.

Методика Л.Н.Смирнова “Логопедия при заикании” представляет

систему игровых упражнений, речевой материал, которые тесно связаны с

какими-либо движениями: манипуляциями с картинками, мячом,

карандашом, предметами, игрушками и т.д. Эти движения –

своеобразные синхронизаторы речи, которые облегчают речевой процесс и

обеспечивают благоприятную речевую динамику. В процессе

многочисленных игровых упражнений ребенок перестает заикаться, у него

вырабатывается рефлекс плавной речи. Он убеждается, что может говорить

без заикания. У ребенка постепенно снижается фиксированность на акте

речи, в головном мозге устанавливаются дополнительные связи и

восстанавливается здоровая динамика речи.

Представленная в пособии система игровых упражнений рассчитана на 30

недель (учебный год) и имеет многофункциональный характер:

обеспечивает коррекцию речи и личности;

развивает чувство темпа и ритма;

активизирует внимание и память;

растормаживает мышечный тонус;

развивает речедвигательную координацию;

развивает мелкую моторику;

формирует навык грамотной связной речи.

Этой методикой рекомендуется заниматься с детьми ежедневно в утреннее

время в течение 15–30 минут (можно заниматься два раза в день). Занятия

должны проходить в спокойной доброжелательной обстановке.

На первых занятиях желательно использовать облегченные формы речи:

сопряженную (взрослый проговаривает фразы вместе с ребенком) и

отраженную (ребенок повторяет текст вслед за взрослым). Затем по мере

улучшения речевого акта детей логопед вводит вопросно-ответную форму

речи. Во втором полугодии дошкольники уже самостоятельно пересказывают

услышанное, описывают увиденное или картинку, беседуют со взрослыми и

другими детьми.

Данное пособие предназначено логопедам дошкольных учреждений для

проведения подгрупповых и индивидуальных занятий с заикающимися

детьми 5–7 лет. Оно также может быть использовано воспитателями и

родителями для проведения занятий по заданию логопеда.

Занятия очень интересны и система их проведения последовательно

охватывает все стороны восстановления правильной речи.

Представленная в пособии система игровых упражнений рассчитана на 30

недель (учебный год) и имеет многофункциональный характер.

Первые две методики по их системе работы очень схожи, единственная

разница их в том, что разный возраст заикающихся, а третья методика хороша

тем, что в ней представлены многочисленные игровые упражнения. Эти

методики очень заинтересовали меня и послужили основой в использовании

их систем в работе с детьми страдающими заиканием на коррекционных

занятиях.

Учитывая проблему заикания, возраст детей, программное содержание по

коррекции речи детей была разработана система на основе выше

перечисленных методик, весь курс которых состоит из 3 этапов и между

каждым этапом перерыв 1 месяц, чтобы проследить эффективность лечения.

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу, количество занятий может

меняться по усмотрению логопеда, а устранение отдельных дефектов

звукопроизношения проводится предварительно на индивидуальных

занятиях. Разработанная поэтапная система коррекции заикания оказалась

результативна. На каждом этапе все занятия с детьми дошкольниками

проводились в игровой форме, что позволяло наиболее эффективно

осуществить коррекцию речи заикающихся детей, без принуждения, в

благоприятной обстановке, без утомления, с положительными эмоциями.

Игра – основной вид деятельности ребенка. Это источник его нравственного

и умственного развития, условие формирования личности, его речи и

навыков общения. Именно в игре наиболее эффективно можно осуществлять

коррекционное воздействие на речь и личность заикающегося. Организуя

занятие (или отдельные его части), логопед в этой привычной и доступной

для ребенка форме деятельности общается с ним “на равных”, завоевывает

его любовь и доверие, преодолевает его скованность и застенчивость.

Разнообразные игровые ситуации, умело созданные логопедом, побуждают

ребенка к свободному речевому общению, отвлекают его внимание от

речевого дефекта, предоставляют богатые возможности для осуществления

целенаправленной психотерапии. Игра и сама по себе оказывает

благотворное воздействие на общее психическое состояние заикающегося,

вызывает у него встречную активность, затрагивая его интересы, фантазию,

воображение. Все это повышает эффективность коррекционной работы. В то

же время игровые приемы освобождают детей от утомительной,

неестественной для их возраста длительной неподвижности на

логопедическом занятии и помогают чередовать виды речевой работы.

Многие заикающиеся дети без запинок разговаривают с игрушками,

книжками, животными и т. д. Этим необходимо воспользоваться и всеми

средствами поддерживать спокойную речь ребенка, строя логопедическую

работу не в форме занятий, а в форме интересной игры с опорой на картинки,

игрушки, предметы, рифмовки, движения. В процессе игры у ребенка

вырабатываются качества и навыки, необходимые для преодоления заикания.

Перед началом занятий проводится беседа с родителями, в ходе которой

устанавливаются причины возникновения заикания у детей, затем родителей

знакомят с правилами и условиями при которых можно преодолеть недуг и

исправить речь заикающих. Родителям рассказывается, что такое заикание и

от чего оно происходит, а также им рассказывается об общем оздоровлении

нервной системы детей с заиканием, объясняются условия при которых

поможет данная система, и рассказывается каждая ступень работы с детьми

по предложенной системе и плану, почему и для чего надо пройти эти

ступеньки.

ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ

1.

Богомолова А.И. Устранение заикания у детей и подростков. – М.:

Просвещение, 1977. – 96с.

2.

Визель Т.Г. Коррекция заикания у детей. - М.: АСТ: Астрель; Владимир:

ВКТ, 2009.-224

3.

Калягин В. Если ребенок заикается. – СПб., 1998-125с.

4.

Логопедия: Учебник / Под ред. Л.С.Волковой, С.Н. Шаховской. – М.:

ВЛАДОС, 2009. – 703с.

5.

Пеллингер Е.Л., Успенская Л.П. Как помочь заикающимся школьникам.

– М.: Просвещение, 1995. – 176с.



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники