Автор: Абдулмуслимова Патимат Магомедказимовна
Должность: Магистрант 2 года обучения
Учебное заведение: ФБГОУ ВПО ДГПУ
Населённый пункт: Махачкала
Наименование материала: Научная статья
Тема: Системное устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях.
Раздел: высшее образование
Статья магистра 2 года обучения
Абдулмуслимовой Патимат Магомедказимовна
Статья :
Системное устранение заикания у дошкольников в
игровых ситуациях.
Аннотация: Заикание – один из наиболее тяжелых дефектов речи. Внешне
оно проявляется вне произвольных обстановках в моменты высказывания, а
также вынужденных повторениях отдельных звуков и слогов. Таким образом,
заикание принято относить к нарушению темпа и ритма речи. К их
нарушению приводят судороги мышц речевого аппарата, которые в процессе
речи могут возникать в разных его отделах – и в артикуляторном (в мышцах
языка и губ), и в голосовом, и в дыхательном. Это приводит к
периодическому “застреванию” на отдельных звуках, а значит, и к
нарушению правильности чередования ударных и безударных слогов, то есть
нормального ритма речи. Темп речи при заикании также неравномерный: то
он резко замедляется из-за прерывания речи судорогами речевых мышц, то
некоторые отрезки речи в промежутках между судорогами произносятся в
ускоренном темпе.
Ключевые слова: замыкание, игра, дошкольники, устранение.
Большинство современных исследователей сходятся в мнении, что заикание
внешнее проявление невротических, эмоциональных речевых нарушений. В
некотором смысле заикание можно считать айсбергом, вершина которого –
неправильность речи, а подводная часть – различные причины, приведшие к
этому.
В большинстве случаев заикание возникает в детском возрасте (от 2 до 5 лет),
когда ребенок начинает употреблять целые фразы. Обычно ребенок сам
чувствует затруднения в речи и часто жалуется на это. Он боится говорить
или говорит шёпотом, в основном ограничивается короткими ответами, а
иногда предпочитает молчать. Изменяется и поведение ребенка. Он
становится раздражительным, капризным, пугливым, сторонится детей и
предпочитает одиночество. Чаще всего заикание возникает у нервно
ослабленных детей. Оно может появиться после перенесенного испуга.
Методика Л.Н.Смирнова “Логопедия при заикании” представляет
систему игровых упражнений, речевой материал, которые тесно связаны с
какими-либо движениями: манипуляциями с картинками, мячом,
карандашом, предметами, игрушками и т.д. Эти движения –
своеобразные синхронизаторы речи, которые облегчают речевой процесс и
обеспечивают благоприятную речевую динамику. В процессе
многочисленных игровых упражнений ребенок перестает заикаться, у него
вырабатывается рефлекс плавной речи. Он убеждается, что может говорить
без заикания. У ребенка постепенно снижается фиксированность на акте
речи, в головном мозге устанавливаются дополнительные связи и
восстанавливается здоровая динамика речи.
Представленная в пособии система игровых упражнений рассчитана на 30
недель (учебный год) и имеет многофункциональный характер:
обеспечивает коррекцию речи и личности;
развивает чувство темпа и ритма;
активизирует внимание и память;
растормаживает мышечный тонус;
развивает речедвигательную координацию;
развивает мелкую моторику;
формирует навык грамотной связной речи.
Этой методикой рекомендуется заниматься с детьми ежедневно в утреннее
время в течение 15–30 минут (можно заниматься два раза в день). Занятия
должны проходить в спокойной доброжелательной обстановке.
На первых занятиях желательно использовать облегченные формы речи:
сопряженную (взрослый проговаривает фразы вместе с ребенком) и
отраженную (ребенок повторяет текст вслед за взрослым). Затем по мере
улучшения речевого акта детей логопед вводит вопросно-ответную форму
речи. Во втором полугодии дошкольники уже самостоятельно пересказывают
услышанное, описывают увиденное или картинку, беседуют со взрослыми и
другими детьми.
Данное пособие предназначено логопедам дошкольных учреждений для
проведения подгрупповых и индивидуальных занятий с заикающимися
детьми 5–7 лет. Оно также может быть использовано воспитателями и
родителями для проведения занятий по заданию логопеда.
Занятия очень интересны и система их проведения последовательно
охватывает все стороны восстановления правильной речи.
Представленная в пособии система игровых упражнений рассчитана на 30
недель (учебный год) и имеет многофункциональный характер.
Первые две методики по их системе работы очень схожи, единственная
разница их в том, что разный возраст заикающихся, а третья методика хороша
тем, что в ней представлены многочисленные игровые упражнения. Эти
методики очень заинтересовали меня и послужили основой в использовании
их систем в работе с детьми страдающими заиканием на коррекционных
занятиях.
Учитывая проблему заикания, возраст детей, программное содержание по
коррекции речи детей была разработана система на основе выше
перечисленных методик, весь курс которых состоит из 3 этапов и между
каждым этапом перерыв 1 месяц, чтобы проследить эффективность лечения.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу, количество занятий может
меняться по усмотрению логопеда, а устранение отдельных дефектов
звукопроизношения проводится предварительно на индивидуальных
занятиях. Разработанная поэтапная система коррекции заикания оказалась
результативна. На каждом этапе все занятия с детьми дошкольниками
проводились в игровой форме, что позволяло наиболее эффективно
осуществить коррекцию речи заикающихся детей, без принуждения, в
благоприятной обстановке, без утомления, с положительными эмоциями.
Игра – основной вид деятельности ребенка. Это источник его нравственного
и умственного развития, условие формирования личности, его речи и
навыков общения. Именно в игре наиболее эффективно можно осуществлять
коррекционное воздействие на речь и личность заикающегося. Организуя
занятие (или отдельные его части), логопед в этой привычной и доступной
для ребенка форме деятельности общается с ним “на равных”, завоевывает
его любовь и доверие, преодолевает его скованность и застенчивость.
Разнообразные игровые ситуации, умело созданные логопедом, побуждают
ребенка к свободному речевому общению, отвлекают его внимание от
речевого дефекта, предоставляют богатые возможности для осуществления
целенаправленной психотерапии. Игра и сама по себе оказывает
благотворное воздействие на общее психическое состояние заикающегося,
вызывает у него встречную активность, затрагивая его интересы, фантазию,
воображение. Все это повышает эффективность коррекционной работы. В то
же время игровые приемы освобождают детей от утомительной,
неестественной для их возраста длительной неподвижности на
логопедическом занятии и помогают чередовать виды речевой работы.
Многие заикающиеся дети без запинок разговаривают с игрушками,
книжками, животными и т. д. Этим необходимо воспользоваться и всеми
средствами поддерживать спокойную речь ребенка, строя логопедическую
работу не в форме занятий, а в форме интересной игры с опорой на картинки,
игрушки, предметы, рифмовки, движения. В процессе игры у ребенка
вырабатываются качества и навыки, необходимые для преодоления заикания.
Перед началом занятий проводится беседа с родителями, в ходе которой
устанавливаются причины возникновения заикания у детей, затем родителей
знакомят с правилами и условиями при которых можно преодолеть недуг и
исправить речь заикающих. Родителям рассказывается, что такое заикание и
от чего оно происходит, а также им рассказывается об общем оздоровлении
нервной системы детей с заиканием, объясняются условия при которых
поможет данная система, и рассказывается каждая ступень работы с детьми
по предложенной системе и плану, почему и для чего надо пройти эти
ступеньки.
ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ
1.
Богомолова А.И. Устранение заикания у детей и подростков. – М.:
Просвещение, 1977. – 96с.
2.
Визель Т.Г. Коррекция заикания у детей. - М.: АСТ: Астрель; Владимир:
ВКТ, 2009.-224
3.
Калягин В. Если ребенок заикается. – СПб., 1998-125с.
4.
Логопедия: Учебник / Под ред. Л.С.Волковой, С.Н. Шаховской. – М.:
ВЛАДОС, 2009. – 703с.
5.
Пеллингер Е.Л., Успенская Л.П. Как помочь заикающимся школьникам.
– М.: Просвещение, 1995. – 176с.