Методическая разработка прогулки в коррекционном учреждении.
Тема: « Осенняя прогулка»
Место проведения: школьный участок.
На прогулке учащиеся начальных классов школы-интерната III,IV
видов.
Цель: Экологическое воспитание на основе осенних изменений в
природе.
Образовательная задача: Развитие познавательной деятельности,
преодоление речевой пассивности.
Коррекционные задачи: 1) Развитие сохранных анализаторов,
остаточного зрения.
2) Развитие ориентировки в большом пространстве.
3) Коррекция психических процессов: восприятие, внимание,
речь, память, воображение.
Воспитательные задачи: 1) Воспитывать бережливое отношение,
интерес и любовь к природе.
2) Воспитание помощи и взаимовыручки.
Вводная беседа:
Ребята, мы сегодня проводим прогулку в наш
замечательный уголок школьного участка. Постарайтесь вспомнить
свои знания о различных деревьях, об изменениях в природе в разное
время года, которые, вы получили на предыдущих прогулках в
природу.
Ход занятия:
_ Какое сегодня число, день недели, месяц? ( 16 ноября, среда ).
_ Какое время года наступило? (Осень)
_ Какие осенние месяцы вы знаете? ( Сентябрь, октябрь, ноябрь).
_ Мы когда-то познакомились с приметами ранней осени и золотой
осени. А сейчас наступила пора поздней осени.
_ Что вы наблюдаете в небе? ( Холодная хмурая погода, в небе облака)
_ Что под ногами? ( Ковер из осенних листьев, которые шуршат под
ногами). Послушаем это шуршание.
_ Что можно сказать о деревьях? ( Деревья стоят почти голые с
остатками пожелтевших листьев)
_ Какие деревья и кустарники есть на нашем участке?
Сейчас мы это узнаем, отгадав загадки.
* В колыбельке подвесной.
Колкий ежик спит лесной.
Осень теплая придет.
Он на землю упадет. ( Каштан)
- А теперь подойдём к каштану. Обследуем его ствол, какой он?
* Разбежались по опушке.
В белых платьицах подружки. ( Березки)
- В нашем школьном дворе так же есть эти русские красавицы. А кто
сможет объяснить, как к ним пройти? А кто помнит, как выглядит
ствол берёзы?
* Что же это за девица?
Не швея не мастерица.
Ничего сама ни шьет.
А в иголках круглый год. ( Ель, сосна )
- У нас есть несколько сосен. Кто знает, как называется место леса, где
растут одни сосны?(бор) Посмотрите, какой ствол у сосны, чем
пахнет, чем отличается от ствола берёзы?
* Что за дерево растет?
Снег в июне нам несет.
Снег же тот не тает.
В воздухе летает. ( Тополь)
- Почему в природе произошли все эти изменения? Солнышко
светит, но не греет, с каждым днем становится все холоднее, чаще
выпадают дожди и появились первые морозы, выпал снег. Листья
на деревьях пожелтели и облетели. А давайте угадаем, с какого дерева
лист упал. (Воспитатель из корзины раздает детям листочки).
Молодцы ребята, вы все правильно угадали. Давайте поиграем в
игру « Листопад».
Воспитатель: вы все будете листочками, выберите себе листочек,
который понравится: кто желтый, кто красный, кто большой, кто
маленький. Дети показывают и называют, какой лист он выбрал по
цвету и величине.
Ход игры:
Воспитатель рассказывает: « Листья легкие, они медленно летят по
воздуху» Дети бегают, взмахивают руками.
Листопад! Листопад! Листья желтые летят!
Кружатся красивые желтые листочки. (Действия выполняют дети с
желтыми листочками).
Кружатся красивые красные листочки. ( Действия выполняют дети с
красными листочками)
Покружились и уселись все на землю. ( Все приседают).
Сели! Уселись и замерли. ( Не шевелятся).
Прилетел легкий ветерок, подул ( дует сам за ним дети).
Воспитатель продолжает: « Поднялись листья, разлетелись в разные
стороны. ( Дети разбежались по площадке) Закружились,
закружились! «Листопад! Листопад! Листья по ветру летят»
Затих ветерок, и вновь медленно опускаются на землю то желтые,
то красные листья.
По желанию детей игра повторяется 2-3 раза.
Игра « Осень спросим».
В эту игру мы будем играть так: посчитаемся и выберем Осень и
Дождик. Дождик куда-нибудь спрячется, а Осень выходит в середину
круга. На ней венок из осенних листьев.
Мы начинаем медленно ходить и петь:
Здравствуй, Осень!
Здравствуй, Осень!
Хорошо, что ты пришла.
У тебя мы Осень спросим,
Что в подарок принесла?
_Принесла я вам муки! – отвечает Осень.
_Значит, будут пирожки! _ кричим мы хором.
_ Каша будет в печке! _ радуемся мы.
_ Принесла всем овощей! _ говорит Осень.
_ И для каши и для щей! _кричим мы.
_ Рады ли вы грушам? _ спрашивает Осень.
_ Мы их в прок насушили! _ отвечаем мы.
_ А уж яблочки, что мед! _ говорит Осень.
_ На варенье, на компот! _ радуемся мы.
_ Принесла и меду! _ говорит Осень.
_ Полную колоду! _ удивляемся мы.
После этого опять кружимся и поем:
Ты и яблок, ты и мед,
Ты и хлеба принесла.
И хорошую погоду
Нам в подарок принесла?
_ Дождику мы рады? _ хитро улыбается Осень.
_ Не хотим, не надо! _ кричим мы и бросаемся врассыпную.
Но Дождик тут как тут: он гоняется, за нами, звонко приговаривая
« Кто под дождик попадет, тот сейчас водить пойдет».
Дети бегают до тех пор, пока Дождик кого- нибудь не поймает.
Тот, кого он поймает, сам становится Дождиком, а Осень мы выби-
раем новую. Посчитаются и выбирают.
Заключительная беседа:
_
Для
чего
мы
сегодня
вышли
на
прогулку?
( Пронаблюдать
признаки наступления поздней осени, подышать прохладным осенним
воздухом, вспомнить все признаки наступления осени ).
_
Мне
понравилось,
как
вы
себя
вели.
Молодцы!
Все
старались
отвечали правильно на вопросы.
У нас было много впечатлений. В свободное время мы зарисуем
все, что сегодня услышали об осени.
А сейчас возвращаемся в школу.