Напоминание

Сестринская помощь при сахарном диабете


Автор: Мамошина Ольга Станиславовна
Должность: преподаватель сестринского ухода в терапии
Учебное заведение: КГБ ПОУ "Уссурийский медицинский колледж"
Населённый пункт: Уссурийск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Сестринская помощь при сахарном диабете
Раздел: среднее профессиональное





Назад




ДЕПАРТАМЕНТ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ПРИМОРСКОГО КРАЯ

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«УССУРИЙСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

(КГБ ПОУ «УССУРИЙСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»)

Методическая разработка

теоретического занятия

по теме: «Сестринская помощь при сахарном диабете»

ПМ.02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессе:

МДК 02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях

(Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях пациентов

терапевтического профиля)

специальность - 3.34.02.02 «Сестринское дело»

(по программе углубленной подготовке))

Составил преподаватель

профессиональных модулей

О.С. Мамошина

Рассмотрена на заседании

цикловой комиссии № 2

Протокол №____

От «___» ________2019 г.

2019 год

Составлена в соответствии

«Утверждаю»

с требованиями ФГОС Заместитель директора

и одобрена по учебной работе

методическим советом И.Г. Кобзарь____________

«___»__________ 2019 г.

Пояснительная записка

Данная методическая разработка предназначена для проведения учебного занятия по теме «Сестринская помощь при сахарном диабете»

в соответствии с рабочей программой по ПМ.02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах:

МДК 02.01 Сестринский

уход при различных заболеваниях и состояниях (Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях пациентов терапевтического

профиля),

для специальности

3.34.02.02

«Сестринское дело».

Методическая разработка предназначена для преподавателей при подготовке и проведении учебного занятия по теме «Сестринская помощь

при сахарном диабете». На изучение данной темы отводится 2 часа по рабочей программе.

Указаны:

цели создания разработки;

реализуемые общие и профессиональные компетенции.

Материалы данной методической разработки способствуют реализации общих и профессиональных компетенций:

ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.

ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.

ПК 2.3. Сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами.

ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования.

ПК 2.5. Соблюдать

правила

использования

аппаратуры,

оборудования

и

изделий

медицинского

назначения

в

ходе

лечебно-

диагностического процесса.

ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию.

ОК 1.Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК

2.Организовывать

собственную

деятельность,

выбирать

типовые

методы

и

способы

выполнения

профессиональных

задач,

оценивать их выполнение и качество

ОК 3.Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

ОК 4.Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач,

профессионального и личностного развития

ОК 5.Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

ОК 6.Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

ОК 7.Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

Методическая разработка структурирована и содержит:

методический блок, где даны рекомендации по работе с методической разработкой,

определены цели занятия, актуальность темы,

мотивация, место проведения занятия, оснащение, указаны междисциплинарные связи, список литературы, домашнее задание, задание

для самостоятельной внеаудиторной работы студентов, представлена хронологическая карта занятия;

информационный блок включает терминологический словарь, материалы лекции, которая представлена в виде алгоритма изучения

темы, раздаточного материала для студентов (опорного конспекта, материала по охране труда).

С целью улучшения восприятия темы предлагается визуализация информации с помощью мультимедийной обучающей системы (далее

- МОС), где представлены текстовый материал, иллюстративный материал, видеоматериал, отражающие основные положения лекции;

блок контроля знаний включает два вида контроля на занятии: определение исходного уровня знаний в виде фронтального опроса;

вопросы и тестовый контроль для закрепления нового материала и коррекции ошибок по данной теме.

Методическая разработка составлена на основании опыта преподавания с учётом рекомендаций по оформлению методических

разработок.

Создание методической разработки вызвано важностью данной темы, трудностью усвоения студентами данного материала из-за

большого объема информации в учебной литературе.

Предлагаемый материал может быть использован как дополнительный к учебнику для более качественного усвоения информации по

данной теме.

4

Структура методической разработки

1. Методическая разработка содержит перечень целей, отражающих необходимые знания. Педагогические подходы и

методы, представленные в методической разработке, позволяют педагогу выбрать наиболее оптимальные действия для

эффективного раскрытия индивидуальных способностей и возможностей обучающихся.

2. Оснащение занятия включает предметное и визуальное обеспечение МОС.

3. Хронологическая карта отражает этапы занятия, ориентировочное планируемое время на их выполнение, раскрывает

деятельность педагога и обучающихся на каждом этапе занятия.

4. В терминологическом словаре термины представлены по мере появления их при изложении данной темы.

5. Для закрепления материала и коррекции ошибок используется фронтальный опрос, тестовый контроль, что позволяет

погружать студентов в атмосферу интеллектуальной деятельности, предельно близкую к профессиональной практической

работе.

6. В блок контроля включены задания (с эталонами ответов):

определение исходного уровня знаний, тест готовности к обучению, в виде фронтального опроса, который нацелен

на выявление степени владения базовыми знаниями, необходимыми для начала обучения по данной теме;

контроль эффективности обучения в виде итогового тестирования, что позволяет оценить эффективность обучения,

достижение целей занятия.

7. Для внеаудиторной работы студентам предлагается на выбор подготовить:

рефераты по темам:

- «Метаболический синдром»;

- «Лечение сахарного диабета 2 типа»;

- «Инсулинотерапия при сахарном диабете 1 типа»;

- «Комы при сахарном диабете»;

- «Диета при сахарном диабете 2 типа»

составить терминологический словарь по теме.

Представлены инструкции по данным видам деятельности.

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов проверяется и оценивается преподавателем с выставлением оценки в

журнал.

5

ПМ.02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах:

МДК 02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях

(Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях пациентов терапевтического профиля).

Тема: «Сестринская помощь при сахарном диабете»

Вид занятия: лекция.

Тип занятия: изложение нового материала.

Количество часов: 2 часа.

Цель занятия: научиться организации сестринского процесса при данном заболевании, получить теоретические знания

по данной теме и научиться применять их в практической работе, т.е. проводить правильную диагностику, оказывать

неотложную помощь, осуществлять лечение и сестринский уход.

Учебная цель:

добиться прочного усвоения знаний;

формирование соответствующих профессиональных компетенций:

ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.

ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.

ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования.

ПК 2.5. Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе

лечебно-диагностического процесса.

ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию.

Развивающие цели:

умение проводить аналогии, причинно-следственные связи;

развитие логического мышления (аналогия, систематизация, классификация, выявление закономерностей);

6

формирование интеллектуальных умений (сравнить, проанализировать, обобщить);

развитие речи, мышления, памяти.

формирование общих компетенций:

ОК 1.Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 2.Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных

задач, оценивать их выполнение и качество

ОК 3.Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

ОК4.Осуществлять

поиск

и

использование

информации,

необходимой

для

эффективного

выполнения

профессиональных задач, профессионального и личностного развития

ОК 5.Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

ОК 6.Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

ОК 7.Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

Воспитательные цели:

в ходе занятия способствовать формированию внимательного, доброжелательного отношения к пациентам;

воспитывать чувство ответственности и долга;

формировать правила этики и деонтологии при профессиональном общении с коллегами, с пациентами;

настроить студентов на целенаправленную деятельность.

Междисциплинарные связи:

ОП.01. Основы латинского языка с медицинской терминологией

ОП.02. Анатомия и физиология человека

ОП.03.Основы патологии

ОП.06. «Основы микробиологии, гигиены и экологии человека»

ОГСЭ.03. Психология общения

7

ОП.09. Психология

ОП.07. Фармакология

ПМ.01. Проведение профилактических мероприятий

В результате изучения темы обучающийся должен:

знать:

определение заболевания «сахарный диабет»;

эпидемиология сахарного диабета;

классификация сахарного диабета;

понятие о сахарном диабете 1 и 2 типа;

принципы диагностики сахарного диабета;

клинические проявления сахарного диабета;

принципы терапии и ухода за пациентами с сахарным диабетом 1 типа (инсулинотерапия);

принципы

терапии

и

ухода

за

пациентами

с

сахарным

диабетом

2

типа

(основные

группы

пероральных

сахароснижаюших препаратов);

диетотерапия - особенности диеты № 9;

основные и потенциальные проблемы пациента с сахарным диабетом.

8

Мотивация

Знание медицинской сестрой особенностей течения, диагностики, обследования, лечения и ухода за больными с

сахарным диабетом является неотъемлемой частью компетенции медицинского работника.

Данные

знания позволяют своевременно решать

проблемы

больного, адекватно

оказывать

на

всех

этапах

обследования и лечения больных медицинскую помощь, чётко

организовывать работу по предотвращению развития

осложнений, что в целом позволяет уменьшить число тяжёлых больных, в конечном итоге число летальных исходов.

Место проведения: кабинет для теоретических занятий.

Оснащение:

Учебно-методическое:

методическая разработка теоретического занятия;

раздаточный материал для студентов:

опорный конспект темы (для каждого студента);

терминологический словарь (один экземпляр на двоих);

результаты лабораторного исследования – гликемия, гликемический профиль;

тесты (для каждого студента);

вопросы (проецируются на экран).

ТСО:

экран (интерактивная доска);

проектор;

компьютер.

Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

9

1.

Сестринское дело в терапии с курсом первичной медицинской помощи: практикум [Текст] / Т. П. Обуховец. - Ростов

– на – Дону: Феникс, 2014. – 412 с.: ил.

2.

Смолина, Э. В. Сестринское дело в терапии с курсом первичной медицинской помощи [Текст] / Э. В. Смолина. -

Ростов – на – Дону: Феникс, 2014. – 473с.

3.

Белоусов, Ю. Б. Введение в клиническую фармакологию [Текст] / Ю. Б.Белоусов, М. В.Леонова. - М.: МИА, 2014.-

126 с.

4.

Руководство по медицинской профилактике [Текст] / под ред. Р. Г. Оганова, Р. А. Хальфина. - М.: ГЭОТАР-Медиа,

2007. - 464 с.

5.

Руководство по первичной медико-санитарной помощи [Текст]. - М.: ГЕОТАР-Медиа, 2006.-584 с.

Дополнительные источники:

1.

Гайнутдинова, С. В. Гигиеническое воспитание населения [Текст] / С. В. Гайнутдинова, О. И. Неделько. - изд. 2-е

измен. и допол. - Казань: КМК, 2008. - 42 с.

2.

Кардиология: национальное руководство [Текст] / под ред. Ю. Н. Беленкова, Р. Г. Оганова. – М.: ГЭОТАР – Медиа,

2008. – 1232 с.

3.

Клиническая фармакология [Текст]: учебное пособие / Н. Б. Анисимова, Л. И. Литвинова. - Ростов – на – Дону:

Феникс, 2005. – 380 с.

4.

Общая и клиническая фармакология [Текст]: учебник для медицинских училищ. С.А. Бабанов. - Ростов – на – Дону:

« Феникс». 2010. – 477 с.

5.

Организация работы медицинских сестер амбулаторно-поликлинической службы [Текст] / коллектив авторов. – М.:

ВУНМЦ, 2007. - 158 с.

6.

Руководство для средних медицинских работников [Текст] / под ред. Ю. П. Никитина, В. М. Чернышева. – М.:

ГОЭТАР – Медиа. 2007. – 992 с.

7.

Руководство по медицинской профилактике [Текст] / под ред. Р. Г. Оганова, Р.А.Хальфина. – М.:ГОЭТАР – Медиа,

2007. – 464 с.

8.

Руководство по рациональному использованию лекарственных средств [Текст] / под ред. А. Г. Чучалина, Ю. Б.

Белоусова, Р. У. Хабриева, Л. Е. Зиганшиной. – М.:ГЭОТАР – Медиа, 2007. – 768 с.

9.

СанПиН

2.1.3.2630-10

«Санитарно-эпидемиологические

требования

к

организациям,

осуществляющим

медицинскую

деятельность»

[Электронный

ресурс]:

приказ.:

[18.05.2010г,

№58,

Постановление

Главного

государственного санитарного врача РФ] // Гарант Эксперт. – 25.01.2010. – заглавие с экрана.

Периодические издания:

10

1.

Пульмонология

2.

Терапевтический архив

3.

Главная медицинская сестра

4.

Медицинская помощь

5.

Медицинская сестра

6.

Сестринское дело

7.

Диабет. Образ жизни

8.

Лечащий врач

11

Домашнее задание

Помогает студенту в формировании общих компетенций:

ОК

4.

Осуществлять

поиск,

анализ

и

оценку

информации,

необходимой

для

постановки

и

решения

профессиональных задач профессионального и личностного развития;

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной

деятельности;

ОК

8.

Самостоятельно

определять

задачи

профессионального

и

личностного

развития,

заниматься

самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации.

Домашнее задание:

выучить конспект лекции;

учебник - Смолина, Э. В. Сестринское дело в терапии с курсом первичной медицинской помощи [Текст] / Э. В.

Смолина. - Ростов – на – Дону: Феникс, 2014. Страницы 345-356, 447, 450-453.

Самостоятельная внеаудиторная работа студентов (на выбор):

подготовить рефераты по темам:

- «Метаболический синдром»;

- «Лечение сахарного диабета 2 типа»;

- «Инсулинотерапия при сахарном диабете 1 типа»;

- «Комы при сахарном диабете»;

- «Диета при сахарном диабете 2 типа»

составить терминологический словарь.

Инструкция № 1 по подготовке реферата.

12

Уважаемый студент, Вам необходимо:

1.

Оценить, насколько актуальна и важна предложенная тема в деятельности медицинской сестры.

2.

Подобрать необходимую литературу по предложенной теме

(учебники, периодические специальные издания, пособия, интернет-источники).

3.

Составить план, по которому будет раскрыта тема.

4.

Решить, смогли ли Вы раскрыть тему?

5.

Оформить свою работу в соответствии с образцом (стандартом):

титульный лист;

наличие плана работы;

соответствие темы;

наличие списка используемой литературы;

наличие иллюстраций.

Хронологическая карта теоретического занятия

Этапы занятия

Время (мин.)

Описание деятельности

Цель деятельности

13

Преподавателя

Студентов

1. Организационный момент

5

мин.

Проверка санитарного

состояния аудитории и внешнего вида

студентов; регистрация отсутствующих.

Готовятся к занятию.

Воспитание организованности

и ответственности студентов.

2. Актуализация

познавательной

деятельности

Сообщает: тему, информирует цели

занятия, задачи и пути их решения.

Знакомит с ходом занятия, сроками

выполнения заданий, системой

выставления оценок.

Слушают, записывают в

тетради тему и цели

занятия.

Мотивация необходимости получения

знаний и умений, использования их в

будущей практической деятельности.

3. Определение исходного

уровня знаний

Задание №1

10

мин.

Демонстрирует вопросы с помощью МОС,

корректирует,

дополняет ответы.

Читают на экране

утверждения,

отвечают с места.

Получение объективной информации о

степени исходного уровня знаний,

коррекция ошибок.

4. Изучение нового

материала

40

мин.

Раздает опорные конспекты.

Излагает новый материал с помощью МОС.

Слушают,

конспектируют в

тетради.

Подготовка к осуществлению

профессиональной деятельности по данной

проблеме.

5.Закрепление нового

материала, коррекция

полученных знаний

Задание № 2

15

мин.

Демонстрирует вопросы с помощью МОС,

активизирует деятельность студентов,

корректирует ответы.

Отвечают на вопросы.

Получение объективной информации о

степени усвоения учебного материала,

коррекция ошибок.

Задание №3

10

мин.

Выводит на экран вопросы тестирования.

Знакомит с инструкцией выполнения

задания.

Подписывают бланки-

ответники. Письменно

фиксируют

ответы в бланке.

Получение объективной информации о

степени усвоения учебного материала,

коррекция ошибок.

6. Подведение итогов

занятия

Рефлексия

8

мин.

Оценивается работа группы в целом и

каждого студента с обоснованием оценок.

Отмечаются активные студенты.

Анализируют свою

работу.

Оценить достигнуты ли цели занятия.

7. Домашнее задание

2

мин.

Сообщается домашнее задание и задание

для самостоятельной внеаудиторной

работы студентов. Рекомендации по

выполнению задания.

14

Терминологический словарь

1.

Гликемия – уровень содержания глюкозы в крови

2.

Гипергликемия - повышение уровня содержания глюкозы в крови

3.

Гипогликемия - содержания глюкозы в крови ниже нормы

4.

Полидипсия — повышенная жажда

5.

Полиурия — увеличение количества выделяемой в сутки мочи

6.

Инсулинорезистентность

снижение

утилизации

глюкозы

тканями,

в

результате

снижения

чувствительности

рецепторов тканей к инсулину

7.

Диабетическая ретинопатия поражение сосудов сетчатки, как позднее осложнение сахарного диабета

8.

Диабетическая нефропатия – поражение почек, как осложнение сахарного диабета

9.

Ацетонурия

наличие ацетона в моче

10. Кетонурия

наличие кетоновых тел в моче

Опорный конспект лекции

САХАРНЫЙ ДИАБЕТ

Сахарный диабет (СД) — группа обменных заболеваний, характеризующихся гипергликемией вследствие нарушения секреции и/или

эффективности действия инсулина. Хроническая гипергликемия, развивающаяся при СД, сопровождается развитием осложнений со стороны

многих органов и систем, в первую очередь, со стороны сердца, кровеносных сосудов, глаз, почек и нервов. СД в общей сложности страдают

5-6

%

населения.

В

экономически

развитых

странах

мира

каждые

10-15

лет

число

больных

СД

возрастает

в

2

раза.

Ожидаемая

продолжительность жизни при СД снижается на 10-15 %.

15

КЛАССИФИКАЦИЯ САХАРНОГО ДИАБЕТА

I. Сахарный диабет 1 типа (деструкция β-клеток, обычно приводящая к абсолютной недостаточности инсулина)

А. Аутоимунный

В. Идиопатический

II.

Сахарный

2

типа

(от

преимущественной

резистентности

к

инсулину

с

относительной

недостаточностью

инсулина

до

преимущественного секреторного дефекта с резистентностью к инсулину или без нее)

III. Другие специфические типы

А. Генетические дефекты функций β-клеток

В. Генетические дефекты в действии инсулина

C. Болезни экзокринной части поджелудочной железы

D. Эндокринопатия

E. Сахарный диабет, индуцированный лекарствами и химикатами

F. Инфекции

G. Редкие формы иммуноопосредованного диабета

H. Другие генетические синдромы, иногда сочетающиеся с диабетом

IV. Гестационный сахарный диабет

ЛАБОРАТОРНАЯ ДИАГНОСТИКА И КРИТЕРИИ КОМПЕНСАЦИИ САХАРНОГО ДИАБЕТА

Лабораторная диагностика СД базируется на определении уровня глюкозы крови, при этом критерии диагностики едины для всех типов

и вариантов СД. Диагноз СД может быть установлен на основании двукратного обнаружения одного из трех критериев:

1. При явных симптомах СД (полиурия, полидипсия) и уровне глюкозы в цельной капиллярной крови более 11,1 ммоль/л вне зависи мости от

времени суток и предшествовавшего приема пищи.

2. При уровне глюкозы в цельной капиллярной крови натощак более 6,1 ммоль/л.

3. При уровне глюкозы в цельной капиллярной крови через 2 часа после приема 75 грамм глюкозы (оральный глюкозотолерантный тест) более

11,1 ммоль/л.

Критерии диагностики сахарного диабета

Глюкоза

цельной

крови,

моль/л

Глюкоза

плазмы

крови,

моль/л

16

венозная

капиллярн

ая

венозная

капиллярн

ая

Сахарный

диабет

натощак

≥ 6,1

≥ 6,1

≥ 7,0

≥ 7,0

через 2 часа

≥ 10,0

≥ 11,1

≥ 11,1

≥ 12,2

Нарушение

толерантности к

глюкозе

натощак

< 6,1

< 6,1

< 7,0

< 7,0

через 2 часа

≥ 6,7

< 10,0

≥ 7,8

< 11,1

≥ 7,8

< 11,1

≥ 8,9

< 12,2

Нарушенная

гликемия

натощак

натощак

≥ 5,6

< 6,1

≥ 5,6

< ,1

≥ 6,1

< 7,0

≥ 6,1

< 7,0

через 2 часа

< 6,7

< 7,8

< 7,8

< 8,9

Основной целью лечения любого типа СД является предотвращение его поздних осложнений, которое может быть достигнуто на фоне

его стабильной компенсацией по ряду параметров. Основным критерием качества компенсации углеводного обмена при СД являет ся уровень

гликированного

(гликозилированного)

гемоглобина

(HbAlc).

Оценка

компенсации

СД базируется

на

комплексе

лабораторных

и

инструментальных методов исследования. Помимо показателей, характеризующих состояние углеводного обмена, наиболее важное значение

имеют уровень артериального давления и липидный спектр крови.

Критерии компенсации сахарного диабета

Показатель

Значение

HbAlc

< 7 %

Уровень гликемии цельной капиллярной крови натощак

5,0-7,2 ммоль/л

Уровень гликемии цельной капиллярной крови через 2 часа после еды

< 10 ммоль/л

Систолическое артериальное давление

< 130 ммHg

Диастлическое артериальное давление

< 80 ммHg

Уровень липопротеинов низкой плотности

< 2,6 ммоль/л

Уровень триглицеридов

< 1,7 ммоль/л

Уровень липопротеинов высокой плотности

< 1,1 ммоль/л

Табл. Фармакокинетика препаратов и аналогов инсулина

Инсулин

Препарат

Начало

действия

Пик

действия,

ч

Продолжительность

действия, ч

17

Ультрокороткого

действия

ЛизПро

(Хумалог)

15 мин.

0,5-2 ч

3-4 ч

Аспарт

(Новорапид)

Короткого действия

Актрапид НМ

30 мин.

1-3 ч

6-8 ч

Хумулин R

Инсуман

Рапид

Средней

продолжительности

действия

Протафан НМ

1,5 ч

4-12 ч

24 ч

Хумулин NPH

1 ч

2-8 ч

18-20 ч

Инсуман

Базал

1 ч

3-4 ч

11-20 ч

Длительного действия

Гларгин

(Лантус)

1 ч

24 ч

Детемин

(Левемир)

3-4 ч

24 ч

САХАРНЫЙ ДИАБЕТ 1 ТИПА

СД-1 — органоспецифическое аутоиммунное

заболевание, приводящее к деструкции инсулинпродуцирующих β-клеток островков

ПЖЖ, проявляющееся абсолютным дефицитом инсулина. В ряде случаев у пациентов с явным СД-1 отсутствуют маркеры аутоиммунного

поражения β-клеток (идиопатический СД-1).

Этиология

СД-1 является заболеванием с наследственной предрасположенностью, но ее вклад в развитие заболевания невелик (определяет его раз -

витие примерно на '/

3

). Вероятность развития СД-1 у ребенка при больной матери составляет 1—2 %, отце — 3-6 %, брате или сестре - 6 %. С

повышенной

частотой

СД-1

сочетается

с

другими

аутоиммунными

эндокринными

(аутоиммунный

тиреоидит,

болезнь

Аддисона)

и

неэндокринными заболеваниями, такими как алопеция, витилиго, болезнь Крона, ревматические заболевания.

Патогенез

СД-1 манифестирует при разрушении аутоиммунным процессом 80—90 % β-клеток. Скорость и интенсивность этого процесса может

существенно варьировать. Наиболее часто при типичном течении заболевания у детей и молодых людей этот процесс протекает достаточно

18

быстро

с

последующей

бурной

манифестацией

заболевания,

при

которой

от

появления

первых

клинических

сим птомов

до

развития

кетоацидоза (вплоть до кетоацидотической комы) может пройти всего несколько недель.

Табл. Сахарный диабет 1 типа

Этиология

Аутоиммунная деструкция бета-клеток островков ПЖЖ. У 90 % пациентов определяются антитела к островкам ПЖЖ.

Патогенез

Абсолютный

дефицит

инсулина

обусловливает

гипергликемию,

интенсификацию

липолиза,

протеолиза

и

продукции

кетоновых тел. Следствием этого является обезвоживание, кетоацидоз и электролитные расстройства.

Эпидемиология

1,5—2

%

от

всех

случаев

СД.

Распространенность

варьирует

от

0,2

%

популяции

в

Европе

до

0,02

%

в

Африке.

Заболеваемость максимальна в Финляндии (30-35 случаев на 100 000 в год), минимальна в Японии, Китае и Корее (0,5—2,0

случая). Возрастной пик — 10-13 лет; в большинстве случаев манифестирует до 40 лет.

Основные

клинические

проявления

В типичных

случаях у детей и молодых манифестное развитие заболевание в течение нескольких месяцев: полидипсия,

полиурия,

похудение,

общая

и

мышечная

слабость,

запах

ацетона

изо

рта,

прогрессирующее

нарушение

сознания.

В

относительно редких случаях развития СД-1 старше 40 лет более стертая клиническая картина с развитием признаков

абсолютного

дефицита

инсулина

на

протяжении

нескольких

лет

(латентный

аутоиммунный

диабет

взрослых).

При

неадекватной компенсации спустя несколько лет начинают развиваться поздние осложнения (нефропатия, ретинопатия,

нейропатия, синдром диабетической стопы, макроангиопатия).

Диагностика

Гипергликемия (как правило, выраженная), кетонурия, яркая манифестация в молодом возрасте; низкий уровень С-пептида,

часто — метаболический ацидоз

Лечение

Инсулинотерапия (оптимально — интенсивный вариант с подбором дозы инсулина в зависимости от уровня гликемии,

содержания углеводов в пище и физических нагрузок).

Прогноз

При отсутствии инсулинотерапии - смерть от кетоацидотической комы. При неадекватной инсулинотерапии (хроническая

декомпенсация) определяется прогрессированием поздних осложнений, в первую очередь микроангиопатии (нефропатия,

ретинопатия) и нейропатии (синдром диабетической стопы).

Клинические проявления

В типичных случаях, особенно у детей и молодых людей, СД-1 дебютирует яркой клинической картиной, которая развивается на

протяжении нескольких месяцев или даже недель. Манифестацию СД-1 могут спровоцировать инфекционные и другие сопутствующие

заболевания. Характерны общие для всех типов СД симптомы, связанные с гипергликемией: полидипсия, полиурия, кожный зуд, но при СД-

1 они очень ярко выражены. Так, на протяжении дня пациенты могут выпивать и выделять до 5—10 литров жидкости.

Специфичным для СД-1 симптомом, который обусловлен абсолютным дефицитом инсулина, является похудение, достигающее 10—15

кг на протяжении 1—2 месяцев. Характерна выраженная общая и мышечная слабость, снижение работоспособности, сонливость. Вначале

заболевания у некоторых пациентов может отмечаться повышение аппетита, которое сменяется анорексией по мере развития кетоацидоза.

Последний характеризуется появлением запаха ацетона (или фруктового запаха) изо рта, тошнотой, рвотой, нередко болями в животе

(псевдоперитонит), тяжелым обезвоживанием и заканчивается развитием коматозного состояния. В ряде случаев первым проявлением СД-1 у

19

детей является прогрессирующее нарушение сознания вплоть до комы на фоне сопутствующих заболеваний, как правило, инфекционных или

острой хирургической патологии.

Лечение

Инсулинотерапия при

СД-1

носит заместительный

характер и

ее

целью

является

максимальная

имитация

физиологической

продукции гормона. К физиологической секреции инсулина наиболее приближена интенсивная инсулинотерапия. Потребность в инсулине,

соответствующая

его базальной

секреции, обеспечивается двумя инъекциями инсулина средней продолжительности действия (утром и

вечером) или одной инъекцией инсулина длительного действия (гларгин).

Пищевая или болюсная секреция инсулина замещается инъекциями

инсулина короткого или ультракороткого действия перед каждым приемом пищи, при этом его доза рассчитывается, исходя из количества

углеводов, которое предполагается принять во время предстоящего приема пищи, и имеющегося уровня гликемии, опреде ляемого пациентом с

помощью глюкометра перед каждой инъекцией инсулина.

Рис. схема интенсивной инсулинотерапии

Табл. Фармакокинетика препаратов и аналогов инсулина

Инсулин

Препарат

Начало действия

Пик действия, ч

Продолжительность

действия, ч

Ультрокороткого

действия

ЛизПро (Хумалог)

15 мин.

0,5-2 ч

3-4 ч

Аспарт (Новорапид)

Короткого действия

Актрапид НМ

30 мин.

1-3 ч

6-8 ч

Хумулин R

Инсуман Рапид

20

Средней

продолжительности

действия

Протафан НМ

1,5 ч

4-12 ч

24 ч

Хумулин NPH

1 ч

2-8 ч

18-20 ч

Инсуман Базал

1 ч

3-4 ч

11-20 ч

Длительного действия

Гларгин (Лантус)

1 ч

- 24 ч

Детемин (Левемир)

3-4 ч

- 24 ч

САХАРНЫЙ ДИАБЕТ 2 ТИПА

Сахарный диабет 2 типа — хроническое заболевание, проявляющееся нарушением углеводного обмена с развитием гипергликемии

вследствие инсулинорезистентности и секреторной дисфункции β-клеток, а также липидного обмена с развитием атеросклероза. Поскольку

основной причиной смерти и инвалидизации пациентов являются осложнения системного атеросклероза, СД-2 иногда называют сер дечно-

сосудистым заболеванием.

Табл. Сахарный диабет 2 типа

Этиология

Наследственная предрасположенность (до 100 %) на фоне действия факторов окружающей среды (ожирение,

урбанизированный образ жизни, избыток рафинированных жиров и углеводов в питании).

Патогенез

Инсулинорезистентность, гиперпродукция глюкозы печенью .

Эпидемиология

Около

5-6

%

всей

популяции,

10

%

взрослых,

20

%

лиц

старше

65

лет

в

Западных

странах

и

в

России.

Заболеваемость удваивается каждые 15-20 лет.

Основные

клинические

проявления

Умеренная полиурия и полидипсия, компоненты метаболического синдрома. Более чем в 50 % случаев протекает

бессимптомно. У большинства на момент диагностики той или иной выраженности поздние осложнения.

Диагностика

Определение уровня гликемии в группах риска и/или при наличии симптомов СД.

Лечение

Гипокалорийная диета, расширение физических нагрузок, обучение пациентов, таблетированные сахароснижающие

препараты. Лечение и профилактика поздних осложнений.

Прогноз

Инвалидизация и смертность определяется поздними осложнениями, как правило, макрососудистыми.

Этиология

СД-2 является многофакторным заболеванием с наследственной предрасположенностью. Большинство пациентов с СД-2 указывают на

наличие СД-2 у ближайших родственников; при наличии СД-2 у одного из родителей вероятность его развития у потомка на протяжении

жизни составляет 40 %. Большое значение в реализации наследственной предрасположенности к СД-2 играют факторы окружающей среды, в

первую очередь, особенности образа жизни. Факторами риска развития СД-2 являются:

21

— ожирение, особенно висцеральное;

— этническая принадлежность (особенно при смене традиционного образа жизни на западный);

— СД-2 у ближайших родственников;

— малоподвижный образ жизни;

— особенности диеты (высокое потребление рафинированных углеводов и низкое содержание клетчатки);

— артериальная гипертензия.

Патогенез

Патогенетически СД-2 представляет собой гетерогенную группу нарушений обмена веществ, именно это и определяет его значи -

тельную клиническую неоднородность. В основе его патогенеза лежит инсулинорезистентность (снижение опосредованной инсу лином

утилизации глюкозы тканями), которая реализуется на фоне секреторной дисфункции β-клеток. Таким образом, проис ходит нарушение

баланса чувствительности к инсулину и инсулиновой секреции.

Вследствие инсулинорезистентности гепатоцитов и гиперинсулинемией происходит гиперпродукция глюкозы печенью, и развивается

гипергликемия натощак, которая выявляется у большинства пациентов с СД-2, в том числе и на ранних этапах заболевания.

Сама по себе гипергликемия неблагоприятно влияет на характер и уровень секреторной активности β-клеток (глюкозотоксичность).

Длительно, на протяжении многих лет и десятилетий существующая гипергликемия в конечном счете приводит к истощению продукции

инсулина β-клетками и у пациента могут появиться некоторые симптомы дефицита

инсулина - похудение, кетоз при сопутствующих

инфекционных

заболеваниях.

Тем

не

менее,

остаточная

продукция

инсулина,

которой

оказывается

достаточно

для

предотвращения

кетоацидоза при СД-2 практически всегда сохраняется.

Эпидемиология

СД-2 определяет эпидемиологию СД в целом, поскольку на него приходится около 98 % случаев этого заболевания. Распространенность

СД-2 варьируется в разных странах и этнических группах. В европейских странах, США и Российской Федерации она составляет около 5—6

% населения. С возрастом заболеваемость СД-2 увеличивается: среди взрослых распространенность СД-2 составляет 10 %, среди лиц стар ше

65 лет достигает 20 %.

ВОЗ предсказывает увеличение числа больных диабетом в мире на 122 % в течение ближайших 20 лет (с 135 до 300 миллионов). Это

связано как с прогрессирующим старением населения, так и с распространением и усугублением урбанизированного образа жизни. В

последние годы отмечается значительное «омоложение» СД-2 и рост его заболеваемости среди детей.

Клинические проявления

В большинстве случаев, выраженные клинические проявления отсутствуют, и диагноз устанавливается при определении уровня

гликемии. Заболевание обычно манифестирует в возрасте старше 40 лет, при этом у подавляющего большинства пациентов имеет место

ожирение и другие компоненты метаболического синдрома. Пациенты не предъявляют жалоб на снижение работос пособности, если для этого

отсутствуют другие причины. Жалобы на жажду и полиурию редко достигают значительной выраженности. Достаточно часто пациентов

беспокоит кожный и влагалищный зуд, в связи с чем они обращаются к дерматологам и гинекологам. Поскольку от реальной манифестации

СД-2 до постановки диагноза зачастую проходят многие годы (в среднем около 7 лет), у многих пациентов на момент выявления заболевания в

клинической картине доминируют симптомы и проявления поздних осложнений СД. Более того, первое обращение пациента с СД-2 за

22

медицинской помощью очень часто происходит в связи с поздними осложнениями. Так, пациенты могут госпитализироваться в хирургические

стационары с язвенным поражением ног (синдром диабетической стопы), обращаться в связи с прогрессирующим снижением зрения к

офтальмологам (диабетическая ретинопатия), госпитализироваться с инфарктами, инсультами, облитерирующим поражением сосудов ног в

учреждения, где у них впервые обнаруживается гипергликемия.

Диагностика

Критерии диагностики, единые для всех типов СД, представлены ыше. Диагноз СД-2 в подавляющем большинстве случаев базируется

на выявлении гипергликемии улиц с типичными клиническими признаками СД-2 (ожирение, возраст старше 40-45 лет, положитель ный

семейный

анамнез

СД-2,

другие

компоненты

метаболического

синдрома),

при

отсутствии

клинических

и

лабораторных

признаков

абсолютного

дефицита

инсулина

(выраженное

похудение,

кетоз).

Сочетание

высокой

распространенности СД-2, свойственного

ему

длительного бессимптомного течения и возможности предотвращения его тяжелых осложнений при условии ранней диагностики пре-

допределяют необходимость скрининга, т.е. проведения обследования с целью исключения СД-2 среди лиц без каких-либо симптомов забо -

левания. Основным тестом, как указывалось, является определение уровня гликемии натощак. Оно показано в следующих ситуациях:

1. У всех людей в возрасте старше 45 лет, особенно при избытке массы тела (ИМТ более 25 кг/м

2

) с интервалом раз в 3 года.

2. В более молодом возрасте при наличии избытка массы тела (ИМТ более 25 кг/м

2

) и дополнительных факторов риска, к которым относятся:

— малоподвижный образ жизни;

— СД-2 у ближайших родственников;

— женщины, родившие ребенка весом более 4 кг и/или при наличии гестационного СД в анамнезе;

— артериальная гипертензия (> 140/90 мм Hg);

— уровень ЛПВП > 0,9 ммоль/л и/или триглицеридов > 2,8 ммоль/л;

— сердечно-сосудистые заболевания.

Значительный рост заболеваемости СД-2 среди детей диктует необходимость скринингового определения уровня гликемии среди детей

и подростков.

Дифференциальная диагностика

Табл. Дифференциальная диагностика и отличия СД-1 и СД-2

Признак

СД-1

СД-2

Пик манифестации

12 лет

40-60 лет

Распространенность

0,2 % (в Европе)

5-7 % (10 % среди лиц старше 60 лет)

Этиология

Аутоиммунная

деструкция

β-клеток

Инсулинорезистентность

в

сочетании

с

секреторной

дисфункцией

β-

23

островков ПЖЖ

клеток

Клиническая картина

Похудение,

полиурия,

полидипсия,

кетоацидоз, кетацидотическая кома

В

2

/

3

случаев протекает бессимптомно. Умеренная полиурия и полидипсия,

зуд

слизистых

и

кожи.

В

половине

случаев

на

момент

диагностики

выявляются поздние осложнения

Лечение

Инсулин

Диета, таблетированные сахароснижающие препараты, инсулин

Лечение

Основными компонентами лечения СД-2 являются: диетотерапия, расширение физической активности, сахароснижающая терапия,

профилактика и лечение поздних осложнений СД. Поскольку большинство пациентов с СД-2 страдают ожирением, диета должна быть

направлена на снижение веса (гипокалорийная) и профилактику поздних осложнений, в первую очередь макроангиопатии (атеросклероза).

Гипокалорийная

диета необходима всем пациентам с избытком массы тела (ИМТ 25-29 кг/м

2

) или ожирением (ИМТ > 30 кг/м

2

). В

большинстве случаев следует рекомендовать снижение суточного калоража пищи до 1000-1200 ккал для женщин идо 1200-1600 ккал для

мужчин.

Рекомендации

по расширению

физической

активности должны быть индивидуализированы. В начале рекомендуются аэробные

нагрузки (ходьба, плаванье) умеренной интенсивности продолжительностью 30—45 минут 3—5 раз в неделю (около 150 минут в неделю).

Кроме того, физические нагрузки способствуют снижению инсулинорезистентности, оказывают гипогликемизирующее дейс твие. Сочетание

диетотерапии и расширения физических нагрузок без назначения сахароснижающих препаратов позволяет поддерживать компенсацию СД в

соответствии с установленными целями примерно у 5 % пациентов с СД-2.

Препараты для сахароснижающей терапии при СД-2 могут быть подразделены на четыре основные группы.

I.

Препараты,

способствующие

снижению

инсулинорезистентности

(сенситайзеры).

К

этой

группе

относится

метформин

и

тиазолидиндионы. Метформин является единственным использующимся в настоящее время препаратом из группы бигуанидов. Основными

компонентами механизма его действия являются:

1. Подавление глюконеогенеза в печени (снижение продукции глюкозы печенью), которое приводит к снижению уровня гликемии натощак.

2. Снижение инсулинорезистентности (увеличение утилизации глюкозы периферическими тканями, прежде всего мышцами).

3. Активация аннаэробного гликолиза и уменьшение всасывания глюкозы в тонкой кишке.

Метформин является препаратом первого выбора сахароснижающей терапии у пациентов с СД-2, ожирением и гипергликемией нато-

щак. Начальная доза составляет 500 мг на ночь или во время ужина. В дальнейшем доза постепенно повышается до 2-3 грамм на 2-3 приема.

Противопоказаниями

к

назначению

метформина

являются

беременность,

тяжелая

сердечная,

печеночная,

почечная

и

другая

органная

недостаточность, а также гипоксические состояния другого генеза. Крайне редким осложнением, которое встре чается при назначении

24

метформина

без

учета

приведенных

противопоказаний,

является

лактатацидоз,

являющийся

следствием

гиперактивации

анаэробного

гликолиза. Тиазолидиндионы (пиоглитазон, розиглитазон) являются агонистами γ-рецепторов, активируемых пролифератором пероксисом

(PPAR- γ). Тиазолидиндионы активируют метаболизм глюкозы и липидов в мышечной и жировой тканях, что приводит к повышению

активности

эндогенного

инсулина,

т.е.

К

устранению

инсулинорезистентности

(сенситайзеры

инсулина).

Суточная

доза

пиоглитазона

составляет 15—30 мг/сут, розиглитазона — 4—8 мг (на 1—2 приема). Весьма эффективна комбинация тиазолидиндионов с метформином.

Противопоказанием к назначению тиазолидиндионов является повышение (в 2,5 раза и более) уровня печеночных трансаминаз. Помимо

гепатотоксичности,

к

побочным

эффектам

тиазолидиндионов

относятся

задержка

жидкости

и

отеки,

которые

чаще

развиваются

при

комбинации препаратов с инсулином.

II. Препараты, воздействующие на β-клетку и способствующие усилению секреции инсулина. К этой группе относятся препараты

сульфонилмочевины и глиниды (прандиальные регуляторы гликемии), которые используют преимущественно для нормализации уровня

гликемии

после

еды.

Основной

мишенью препаратов

сульфонилмочевины (ПСМ)

являются

β-клетки

панкреатических

островков,

и

происходит усиление выброса инсулина в кровь. В клинической практике используется достаточно много ПСМ, которые отличаются по

продолжительности и выраженности сахароснижающего эффекта.

Табл. Препараты сульфанилмочевины

Препарат

Начальная

доза, мг

Суточная

доза,

мг

Кратность

приема в сутки

Особенности

Гликлазид

40

80-120

1-2

Наименьший риск развития гипогликемии

Г л и к л а з и д

с

модифицированным

высвобождением

30

30-120

1

Действует на протяжении суток

Гликвидон

15

30-120

1-3

На 95% выделяется через кишечник и может назначаться при

начальной почечной недостаточности

Глипизид

2,5-5

5-40

1-3

Низкий риск гипогликемий

Глипизидретард

5-10

5-40

1

Действует на протяжении суток

Глибенкламид

5

5-15

1-2

Препарат с наиболее сильным сахароснижающим эффектом

Глибенкламид

микронизированный

1,75-3,5

1,75-14

1-3

Глимеприд

1

1-6

1

Действует на протяжении суток, широкий терапевтический

диапазон

Основным

и

достаточно

частым

побочным

эффектом

ПСМ

является

гипогликемия.

Она

может

возникать

при

передозировке

препаратом,

его

кумуляции

(почечная

недостаточность),

несоблюдении

диеты

(пропуск

приема

пищи,

прием

алкоголя)

или

режима

(значительная физическая нагрузка, перед которой не снижена доза ПСМ или не приняты углеводы).

25

К группе глинидов (прандиальные регуляторы гликемии) относятся репаглинид (производное бензоевой кислоты; суточная доза 0,5-16

мг/сут)

и натеглинид (производное D-фенилаланина;

суточная

доза

180-540

мг/сут).

После

приема

препараты

быстро

и

обратимо

взаимодействуют с рецептором сульфонюшочевины на β-клетке, в результате чего происходит короткое повышение уровня инсулина, которое

имитирует первую фазу его секреции в норме. Препараты принимаются за 10-20 минут до основных приемов пищи, обычно 3 раза в день.

III. Препараты, снижающие всасывание глюкозы в кишечнике.

К этой группе относится акарбоза и гуаровая смола. Начальная доза акарбозы составляет 50 мг 3 раза в день, в дальнейшем доза может

быть увеличена до 100 мг 3 раза в сутки; препарат принимается непосредственно перед едой или во время еды. Основным побочным эффектом

акарбозы является кишечная диспепсия (диареи, метеоризм), которая связана с поступлением невсосавшихся углеводов в толстую кишку.

Сахароснижающий эффект акарбозы весьма умерен.

IV. Инсулины и аналоги инсулинов

На определенном этапе препараты инсулинов начинают получать до 30-40 % пациентов с СД-2. Наиболее частый вариант перевода

пациентов с СД-2 на инсулинотерапию заключается в назначении инсулина пролонгированного действия (инсулин НПХ, гларгин или детемир)

в комбинации с принимаемыми таблетированными сахароснижающими препаратами. В ситуации, когда уровень гликемии натощак не удается

контролировать назначением метформина или последний противопоказан, пациенту назначается вечерняя (на ночь) инъекция инсулина. При

невозможности контролировать при помощи таблетированных препаратов как тощаковую, так и постпрандиальную гликемию, пациент

переводится на моноинсулинотерапию. Обычно, при СД-2 инсулинотерапия ведется по так называемой «традиционной»

схеме, которая

подразумевает назначение фиксированных доз инсулина пролонгированного и короткого действия.

Прогноз

Основной

причиной

инвалидизации

и

смерти

пациентов

с

СД-2

являются

поздние

осложнения,

чаще

всего

диабетическая

макроангиопатия. Универсальным фактором риска их развития является хроническая гипергликемия. Так, снижение уровня HbAlc у пациентов

с СД-2 на 1 % приводит к уменьшению общей смертности примерно на 20 %, на 2 % и 3 % — соответственно примерно на 40 % и 60 %.

26

Задание № 1.

Время, отведенное на выполнение задания – 15 минут.

Фронтальный опрос (с элементами беседы).

Нормальные показатели глюкозы в капиллярной крови натощак.

Основные клинические проявления СД 1 типа.

Диета при сахарном диабете.

Для диагностики сахарного диабета ведущим в анализе крови является…

Основные клинические проявления СД 2 типа.

При лечении СД 2 типа используются…

Для удобства подсчета содержания в пище углеводов разработана система…

При лечении СД 1 типа используются…

Показатели глюкозы в крови через 2 часа после нагрузки в норме.

При сахарном диабете из диеты исключаются…

При сахарном диабете в моче …

Поздние осложнения сахарного диабета.

Осложнения, возникающие при инсулинотерапии.

Острые осложнения сахарного диабета.

Ход действий:

1. Вопросы проецируются на экран.

2. Студенты отвечают с места.

3. Преподаватель оценивает правильность ответа и при необходимости просит поправить другого студента, или поправляет и дополняет сам.

4. Преподаватель оценивает активность студентов с отметкой в оценочном листе (оценки не ставятся).

27

Задание №2.

Фронтальный опрос

Время, отведенное на выполнение задания – 10 минут.

- АФО поджелудочной железы;

- определение понятий: СД 1 типа, СД 2 типа;

- факторы риска, основные клинические проявления СД 1 типа;

- факторы риска, основные клинические проявления СД 2 типа;

- принципы диагностики сахарного диабета;

- принципы диетотерапии, лечения и реабилитации при СД 1 типа;

- принципы диетотерапии, лечения и реабилитации при СД 2 типа;

- особенности сестринского процесса при сахарном диабете.

Задание № 3.

Итоговые тестовые задания

Данное задание способствует овладению общими и профессиональными компетенциями:

ОК 2. Организовывать

собственную

деятельность,

выбирать

типовые

методы

и

способы

выполнения

профессиональных

задач,

оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

Время, отведенное на выполнение задания – 15 минут.

Инструкция:

- прочитайте тест, выберите правильный ответ;

- письменно зафиксируйте ответ в бланке.

Ход действий:

1. Ознакомьтесь с предлагаемыми тестовыми заданиями.

2. Ответьте на предлагаемые вопросы с выбором правильного ответа

3. Сдайте бланк-ответник на контроль преподавателю (или самоконтроль, взаимоконтроль – ответы и критерии выставления оценки

представлены на экране).

Выберите один правильный ответ:

1. Нормальные показатели глюкозы в крови натощак (ммоль/л)

а) 1,1-2,2

б) 2,2-3,3

в) 3,3-5,5

28

г) 6,6-8,8

2. Симптомы сахарного диабета

а) жажда, полиурия, кожный зуд

б) отёки, боли в пояснице

в) сухой кашель, одышка

г) снижение памяти, запоры

3. При сахарном диабете в анализе крови отмечается

а) гиперпротеинемия

б) гипопротеинемия

в) гипергликемия

г) гипербилирубинемия

4. При кетоацидотической коме у пациента медсестра определяет в выдыхаемом воздухе

а) запах алкоголя

б) запах аммиака

в) запах ацетона

г) отсутствие запаха

5. Зависимое сестринское вмешательство при кетоацидотической коме – введение

а) инсулина, хлорида калия

б) клофелина, пентамина

в) папаверина, дибазола

г) морфина, гепарина

6. Основные симптомы гипогликемического состояния

а) боли в области сердца, одышка

б) одышка, сухой кашель

в) отеки, головная боль

г) чувство голода, потливость

7. При гипогликемической коме кожные покровы пациента

а) влажные

б) гиперемированные

29

в) желтушные

г) сухие

8. Зависимое сестринское вмешательство при гипогликемической коме - введение

а) инсулина

б) глюкозы

в) морфина

г) нитроглицерина

9. При лечении сахарного диабета I типа используется

а) глюренорм

б) актрапид

в) манинил

г) диформин

10. При лечении сахарного диабета II типа используется

а) амарил

б) инсулин

в) хомофан

г) хоморап

Ответы на тестовые задания

1. в

2. а

3. в

4. в

5. а

6. г

7.а

8. б

9. б

10.а

Критерии оценки:

Оценка

Количество ошибок

«5» - отлично

0-1 ошибка

«4» - хорошо

2 ошибки

30

«3» -удовлетворительно

3 ошибок

«2» - неудовлетворительно

4 и более ошибок

В случае получения неудовлетворительной отметки Вам необходимо изучить теоретический материал по теме занятия.

Оценочный лист.

Контроль знаний проводится преподавателем на каждом этапе на протяжении всего теоретического занятия и фиксируется в оценочном листе

группы.

Итоговая оценка выставляется на основании трех критериев:

1. правильность и полнота ответа на вопросы;

31

2. ответов на тестовые задания;

3. активность на занятии оценивается дополнительно.

Итоговая отметка - выставляется средняя оценка.

Ф.И. студента

Ответы на вопросы

Тестовый

контроль

Активность

на занятии

(дополнит).

Итог.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

Рецензия

на методическую разработку учебного занятия

по теме: «Сестринская помощь при сахарном диабете».

Методическая разработка создана преподавателем в соответствии с рабочей программой профессионального модуля

ПМ.02.

Участие

в

лечебно-диагностическом

и

реабилитационном

процессах: МДК

02.01 Сестринский

уход

при

32

различных

заболеваниях

и

состояниях

(Сестринский

уход

при

различных

заболеваниях

и

состояниях

пациентов

терапевтического профиля), по специальности 3.34.02.02 «Сестринское дело».

Разработка предназначена для проведения учебного занятия у студентов третьего курса в лекционном кабинете по

теме: «Сестринская помощь при сахарном диабете».

Данная

разработка

включает

в

себя

три

основных

блока:

методический,

информационный

и

блок

контроля.

Хронологическая карта отражает этапы занятия и ориентировочное планируемое время на их выполнение. Материалы по

теме разработки четко сформулированы и представлены в информационном блоке в виде мультимедийной обучающей

системы, в которой представлены, как текстовый материал, так и обширный материал в виде рисунков, схем, таблиц.

В блок контроля включены: тестовые задания, вопросы для фронтального опроса по типу «мозгового штурма».

Методическая разработка учебного занятия, созданная преподавателем КГБ ПОУ «Уссурийский медицинский

колледж»

О.С.

Мамошиной

может

быть

рекомендована

к

использованию

в

учебном

процессе

при

преподавании

профессионального

модуля ПМ.02. Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах: МДК 02.01

Сестринский

уход

при

различных

заболеваниях

и

состояниях

(Сестринский

уход

при

различных

заболеваниях

и

состояниях пациентов терапевтического профиля), для обучения слушателей на отделении повышения квалификации.

Рецензент: Г.В. Кузнецова

Преподаватель дисциплины «Терапия с курсом ПМП», высшая квалификационная категория, КГБПОУ «Владивостокский

базовый медицинский колледж»

«____»______________ 2019 г.

33



В раздел образования