Напоминание

Нравственные проблемы рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского»


Автор: Паклина Ирина Аркадьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ "Школа №3" города Алушта
Населённый пункт: Республика Крым
Наименование материала: методическая разработка к уроку литературы в 7 классе
Тема: Нравственные проблемы рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского»
Раздел: среднее образование





Назад




Урок литературы в 6 классе

Тема: Нравственные проблемы рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского»

Цели деятельности учителя: показать, какие нравственные проблемы поднимает автор

рассказа; попытаться вызвать у учеников отклик на эти проблемы в ходе коллективного

диалога; раскрыть содержание понятия духовные ценности; развивать навыки

монологической речи, анализ текста

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений

Планируемые образовательные результаты

Предметные: знать содержание прочитанного произведения; уметь воспринимать и

анализировать текст, уметь извлекать из текста необходимую информацию

Метапредметные:

Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают

приобрести новые знания, умения; осознают свои трудности к их преодолению,

осуществляют способность к самооценке своих действий, поступков.

Регулятивные: учатся самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие

стратегию поведения с учётом гражданских и нравственных ценностей.

Познавательные: развивают навыки познавательной рефлексии как осознания

совершаемых действий и мыслительных процессов, овладевают навыками решения

проблем.

Коммуникативные: развивают умение участвовать в дискуссии: ясно, точно и логично

излагать свою точку зрения; эффективно разрешать конфликты.

Техники и технологии - технология сотрудничества, информационно-коммуникативная

технология, здоровьесберегающая технология. Использованы элементы проблемного

обучения, развития критического мышления, игровые и поисковые формы работы.

Ресурс (учебники, наглядные пособия, ИКТ): учебник литературы для 6 класса под ред.

В.Я. Коровиной; портрет В.Г. Распутина, отрывок кинофильма «Уроки французского»,

презентация к уроку, компьютер, видеопроектор.

Я написал этот рассказ в надежде,

что преподанные мне в своё время уроки

лягут на душу как маленького ,так и взрослого читателя.

В. Г. Распутин

Хорошего сердца и правильной

души так не достает нам, что чем больше

наши герои и мы будем жить, тем лучше

для нас будет.

В.Г. Распутин

Читатель учится у книг не жизни, а

чувствам. Литература, на мой взгляд, -

это прежде всего воспитание чувств. И прежде

всего доброты, чистоты, благородства.

В.Г. Распутин

Ход урока

Оргмомент

Целеполагание.

Речевая разминка

Наш урок литературы предлагаю сегодня начать с чтения стихотворения, потому что оно

отражает тему и цели нашего урока.

Итак, обратите внимание на экран и прочитайте, соблюдая интонацию, выразительно

стихотворение С. Бондаренко .

В каждом параграфе, в каждом рассказе,

В сказке и песне, даже во фразе –

1

Ты только вдумайся, только всмотрись –

Кроется самая главная мысль.

Она не всегда открывается сразу.

Строчка за строчкой, фраза за фразой –

Ты только вдумайся, только всмотрись –

Откроется самая главная мысль.

(С. Бондаренко).

- О чём это стихотворение?

(Каждое высказывание имеет главную мысль).

Ребята, я не случайно начала наш урок с чтения этого стихотворения. Оно как нельзя

лучше отражает тему и цели нашего урока.

- Какова же тема урока?

(В случае затруднения наводящие вопросы:

Прочитано произведение. Какие сцены показались наиболее сильными и

запоминающимися? Почему?

О чем заставили задуматься?

Какие выводы сделать для себя?

Связаны ли ваши размышления с эпиграфами к уроку?)

Формулировка темы и запись ее в тетрадь.

- Тема не нова, при изучении каких произведений мы уже встречались с подобной

темой?

- Каковы же будут наши задачи? может, и домашнее задание определите?(запись дз:

аргументированный ответ на вопрос;Какие нравственные уроки дает произведение

Распутина?)

- Что ожидаете от урока?

- Как вы понимаете слово нравственность? Какие слова связаны связаны с этим

понятием?

-Что такое нравственность, гуманизм, милосердие? И только ли об уроках французского

языка хочет рассказать нам автор?

Лексическая работа (работа в парах)

На столах у вас пазлы со словами. Нужно составить определения. Но не все слова будут

использованы, некоторые лишние.

Учащиеся составляют определения из набора слов. Проверяют получившееся по толковым

словарям.

1 гр. Нравственность- внутренние, духовные качества человека. (Неиспользованное

слово-доброта)

2 гр. Гуманизм -доброе отношение, человеколюбие. (Остаётся слово строгость)

3 гр. Милосердие-готовность помочь кому-либо. (Всепрощение)

4 гр . Совесть-чувство ответственности за своё поведение

- Если бы мы могли вырастить ДЕРЕВО ДУШИ, то какие нравственные понятия стали бы

его ростками, ветками? (ПРИЛОЖЕНИЕ 2, у вас на партах лежат листочки с заготовкой,

запишите на них те нравственные понятия, которые, по вашему мнению, связаны с нашей

темой, в течение урока другим цветом добавьте новые, а в конце урока мы узнаем, что же

выросло на вашем дереве души.

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Постановка учебной задачи (проблемы)

-Ребята, сегодня мы продолжаем разговор об этих понятиях. Творчество В. Г. Распутина

привлекает читателей, потому что рядом с обыденным, бытовым в произведениях

писателя всегда присутствуют духовные ценности, нравственные законы, неповторимые

характеры, сложный, подчас противоречивый внутренний мир героев. Авторские

размышления о жизни, о человеке, о природе не только помогают юному читателю

обнаружить в себе и в окружающем мире неисчерпаемые запасы добра и красоты, но и

предупреждают: жизнь человека и природы хрупка, нужно её беречь. Вот такие задатки

2

мужества, добра и красоты мы постараемся сегодня обнаружить не только в герое повести

В. Распутина, но и в себе.

Беседа по тексту рассказа.

1) Кто является главным героем рассказа?

(11- летний мальчик, ученик 5 класса. Ни имени его, ни фамилии автор не называет).

2) С кем сталкивает его жизнь и каким он выходит из этих столкновений?

3) Какие черты характера преобладают? (ЧЕСТНОСТЬ, УПОРСТВО, СМЕЛОСТЬ,

СТОЙКОСТЬ, ВОЛЯ, САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ.ПРОВЕРКА Д/З)

МАТЬ ОДНОСЕЛЬЧАНЕ ТЕТКА

ВАЛЕНТИН ЛИДИЯ МИХАЙЛОВНА

ОДНОКЛАССНИКИ ПТАХА И ЕГО ДРУЗЬЯ ДИРЕКТОР

4) Почему мать все же решается послать сына на учебу? Неужели не знает, что ему будет

тяжело? Ведь она не многим может помочь сыну...

- А он почему соглашается? Чужие люди, чужой дом...

- Какие чувства мальчик переживает, оказавшись вдали от дома?

- Всякий ли ребенок может выдержать такое?

- Почему наш герой не жалуется взрослым?

- Почему не следит, кто у него ворует? )

-Легко ли было матери учить сына в райцентре? Сын был благодарен матери?

- Есть ли у него друзья? Почему? Легко ли ему живется?

- Какой выход он находит?

- Как даются ему выигрыши?

- Как другие ребята относятся к Вадику и Птахе и как относится к ним герой?

- Какие правила для себя установил мальчик при игре в деньги? Почему?

- Почему Вадик и Птаха избили его?

Работа с текстом. Повторение сведений по теории литературы

Прочитайте выразительно два описания той полянки, на которой ребята играют

на деньги:

1-й отрывок со слов: “Федька повёл меня за огороды…” до слов “Мы подошли”.с.94

2-й отрывок со слов: “За мной кинулся было Птаха, но сразу вернулся…”

до слов “Не было в тот день и не могло быть во всём белом свете человека несчастнее

меня”.с.98

Устная речь учеников.

Сравните два описания той полянки, на которой ребята играют на деньги:

– Чем отличаются эти картины между собой?

Как эти картины связаны с настроением и состоянием рассказчика?

(Эти два описания передают различные внутренние состояния рассказчика: ясная и сухая

погода, синее небо, приветливое солнце противопоставлены чёрной крапиве, жёлтой сухой

траве)

Комментарии учителя: На данном примере хорошо видно, как пейзажные зарисовки, её

детали помогают охарактеризовать героя. Антитеза (противопоставление) – это

художественный приём характеристики героя в эпическом произведении: сначала

рассказчик счастлив от того, что у него есть деньги на молоко, а потом он испытывает

обиду и боль от человеческой несправедливости.

.ПРИМЕРЫ АНТИТЕЗЫ

С.103 портреты героев

Деревня-город

3

Порядочность- воровство

Верность- предательство

Равнодушие-милосердие

Любовь-ненависть

Понимание-равнодушие

Справедливость-несправедливость

Злость – Доброта

Какой художественный прием использует автор в портретных описаниях героев?

Покажите это на примере текста (учащиеся зачитывают портретную характеристику)

(Антитеза - противопоставление)

ЛИДИЯ МИХАЙЛОВНА

МАЛЬЧИК

аккуратная вся, умная и красивая,

в своей женской молодой поре

учительница загадочного

французского языка

тощий, диковатый

мальчишка с разбитым

лицом, неопрятный, без

матери, в старом,

застиранном пиджачишке

Обратите внимание на выражение:

«Она сидела передо мной аккуратная вся, умная и красивая, красивая и в одежде...» В

восприятии мальчишки «в одежде» — это значит не в обносках, не в перешитых с

чужого плеча вещах, как у него.

Вы верно подметили, эти герои противопоставлены друг другу, но что-то же их

связывает, значит, есть что-то общее. НО ЧТО???

ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА (валеоминутка)

- Кому из героев была присуща ДОБРОТА?

- Какими еще чертами характера обладает Лидия Михайловна? (СМЕЛОСТЬ,ЧУВСТВО

СОБСТВЕННОГО ДОСТОИНСТВА, ЧЕСТНОСТЬ, ДОБРОТА, МИЛОСЕРДИЕ,

ОТЗЫВЧИВОСТЬ, ЧУТКОСТЬ, ЩЕДРОСТЬ)

ПРОВЕРКА Д/З, найти лишнее (СЛАЙД)

– Зачем учительница стала играть с ним в “замеряшки”?

(Из-за гордости, чувства собственного достоинства рассказчик отказывался от её способов

подкормить его)

ПРОСМОТР ВИДЕОРОЛИКА № 2

Какие чувства вызвал просмотренный эпизод?

Как вы думаете, почему учительница согласилась на игру в «замеряшки» со своим

учеником?

Знала ли она, что ей нельзя этого делать?

Какие нравственные качества ассоциируются у вас с поведением Лидии

Михайловны? .Закрепление изученного материала:

Я предлагаю вам сыграть в игру «Найди лишнее»

сострадание

сочувствие

милосердие

раздражение

достоинство

духовность

Могла ли она поступить по другому, обладая этими качествами?

-Почему первую посылку мальчик наотрез отказался принимать, а вторую принял?

- какие пути были возможны для героя произведения?(воровство, компания Птахи,

возвращение в деревню…) Какой путь выбрал? Почему? ВЫБОР!!!!!

Преодолеть трудности – сбежать домой

4

Играть – не играть

Принять жизнь, какая она есть – сопротивляться

подчиниться Птахе – стоять на своем

сдержать – не сдержать слово

Совершая выбор, главный герой извлек какие-то уроки для себя? а вы?

произведение называется УРОКИ ФРАНЦУЗСКОГО. в одном и том же значении

употреблено слово уроки: уроки французского и жизненные уроки? (слайд)

Какое из указанных определений наиболее точно, по вашему мнению, отражает суть

прочитанного вами произведения:

Серьёзные уроки

Нравственные уроки

Горькие уроки

(Нравственные уроки)

Обратите внимание на названия вводной статьи и произведения. Что в них общего? (слово

УРОКИ)

Какие же уроки нам хотел преподать автор?

О каких законах доброты говорит автор, какие уроки нам преподносит? (подбор цитат)

а) Истинное добро со стороны того, кто творит его, имеет меньшую память, чем со

стороны того, кто его принимает;

б) Добро бескорыстно, и в этом его чудодейственная сила;

в) Добро возвращается добром.

Какие нравственные уроки получил мальчик – герой рассказа?

(Уроки милосердия и настоящей человеческой доброты)

Какие нравственные уроки получили вы?

Рефлексия деятельности (музыка)

Закончите работу на листочках. какие новые ветки появились на вашем дереве?

-Какие вы уроки извлекли из произведения?

Возьмите фигурный лист розового цвета в виде сердца. Напишите свою фамилию и имя. С

одной стороны этого листочка напишите короткий, в виде 1-2 слов ответ на вопрос «Какой

нравственный урок получил я, прочитав рассказ «Уроки французского» В.Г. Распутина?» С

другой стороны «сердечка» оцените свою работу на уроке по следующим критериям:

5 баллов – я активно работал в течение всего урока, отвечал на вопросы, легко

ориентировался в тексте рассказа, сделал правильные выводы;

4 балла – я работал на уроке, легко ориентировался в тексте рассказа, но сомневался

иногда в правильности ответа и сделанных выводов;

↑ – я мог бы работать на уроке намного активнее и меньше сомневаться в правильности

ответа и сделанных выводов. Я обязательно постараюсь улучшить свой результат на

следующем уроке.

Домашнее задание

Два варианта итоговой письменной работы:

1.Письмо директору школы.

2.Письмо Лидии Михайловне

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

5

Нравственность- внутренние, духовные качества человека. (Неиспользованное слово-

доброта)

Гуманизм -доброе отношение, человеколюбие. (Остаётся слово строгость)

Милосердие-готовность помочь кому-либо. (Всепрощение)

Совесть-чувство ответственности за своё поведение (Стыд)

Доброта- способность и умение проявлять к людям , внимательность, терпеливость,

(злобность )

6

ДЕРЕВО ДУШИ

КАЧЕСТВА ХАРАКТЕРА …..

сострадание

сочувствие

милосердие

раздражение

достоинство

духовность

НРАВСТВЕННЫЕ УРОКИ ВАЛЕНТИНА РАСПУТИНА:

О ЧЕМ ЗАСТАВИЛ ЗАДУМАТЬСЯ МЕНЯ РАССКАЗ

ВАЛЕНТИНА РАСПУТИНА?



В раздел образования