Напоминание

"Интеграция деятельности музыкального руководителя и педагога – психолога ДОУ "


Авторы: Кулакова Ирина Николаевна, Куценко Оксана Петровна
Должность: педагог–психолог, музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №39"
Населённый пункт: Кострома
Наименование материала: Публикация
Тема: "Интеграция деятельности музыкального руководителя и педагога – психолога ДОУ "
Дата публикации: 11.01.2019
Раздел: дошкольное образование





Назад




Интеграция деятельности музыкального руководителя и

педагога – психолога ДОУ

Исследование причин детского неблагополучия в ДОУ показало, что

неблагополучие отношений ребенка со сверстниками, его внутриличностный

конфликт

порождаются

недостаточной

сформированностью

ведущей

деятельности ребенка и развитием личностной сферы.

Для

детей

дошкольного

возраста,

нуждающихся

в

психолого-

педагогической

помощи, разработан и реализован комплекс развивающих

арт-терапевтических

занятий

«Малыш».

Интеграция

деятельности

музыкального руководителя и педагога – психолога ДОУ

Эффективность

профессионального

взаимодействия

педагога

-

психолога и музыкального руководителя ДОУ заключается в возможности

проведения

профилактической

и

коррекционно-развивающей

работы

по

развитию эмоционально-волевой сферы и коммуникативных способностей.

Основная

идея

нашей

работы

заключается

в

интеграции

и

систематизации психологического материала, что предполагает объединение

различных

направлений

деятельности

психолога

и

музыкального

руководителя дошкольного образовательного учреждения

и подразумевают

использование

арт-терапевтических

техник

в

качестве

инструмента

гармонизации личности ребёнка. Мы

применяем следующие технологии

арт-терапии:

изотерапия

(живопись,

рисование,

лепка

и

т.

д.),

песочная

терапия,

цветотерапия,

музыкотерапия,

данстерапия,

куклотерапия,

игротерапия.

Содержание

занятий

основано

на

комплексном

подходе,

имеет

индивидуальную

коррекционно-развивающую

направленность

и

ориентировано на решение задач активизации их внутреннего потенциала,

повышения мотивации к различным видам художественной деятельности,

развития творческой активности, формирования адекватного межличностного

поведения

и

конструктивного

общения.

Данный

комплекс

способствует

успешной

адаптации

в

условиях

пребывания

в

детском

коллективе,

стабилизации эмоциональной сферы, снижению тревожности, агрессивности,

повышение уверенности в себе.

Занятия

имеют универсальный характер и инициируют резервные

возможности как детей с нормой, так и с проблемами в развитии, разница

заключается только в качестве достигаемого результата.

Новизна данного комплекса заключается в непрерывности психолого –

педагогического сопровождения и развития ребенка на протяжении всего

дошкольного возраста, с учетом динамики развития.

Для диагностики

социально – личностных качеств

в дошкольной

группе были использованы следующие диагностические методики, которые

позволяют

сделать

выводы

о

существовании

внутриличностных

и

межличностных конфликтов у ребенка:

Экспериментальная игра «Секрет» (Т.А. Репиной)

Личностный профиль ребёнка, опросный лист (Н. Артюхина, А.М.

Щетинина)

Методика «Тест тревожности» Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен;

Методика

«Лесенка»

исследование

самооценки

ребёнка

(Дембо

-

Рубинштейн)

Графическая методика «Кактус» (модификация М.А. Панфиловой)

Тест «Страхи в домиках» (модификация М.А. Панфиловой)

Методика «Арт-терапия на музыкальных занятиях» В.А.Асланди

Методика «Танцетерапия» Е.Ю.Черемнова.

Также осуществлялось наблюдение за психологическими проявлениями

каждого

ребёнка.

Специально

организованные

беседы

с

родителями

и

воспитателями об индивидуальных особенностях ребёнка, о его трудностях

дополняли картину исследуемой личности.

Цель

работы: Создание

условий

для

естественного

психологического

развития ребенка.

Основные задачи:

-снять психоэмоциональное и мышечное напряжение;

-снизить импульсивность, излишнюю двигательную активность, тревогу,

агрессию;

-развивать навыки взаимодействия детей друг с другом;

-формировать адекватную самооценку, повышать уверенность в себе;

-развивать игровые навыки, произвольность поведения.

Эффективность работы отслеживается по данным психологической

диагностики, проводимой перед началом курса и по завершении занятий, по

результатам анкетирования педагогов (экспертная оценка), наблюдений за

воспитанниками на каждом занятии.

На

занятиях

большое

внимание

уделяется

сохранению

тесной

взаимосвязи знания, чувства, поведения детей, что приводит к раскрытию и

осмыслению решаемых проблем. То, что познаётся детьми, проводится через

эмоциональную сферу, чтобы ребёнок мог почувствовать другого человека,

его проблемы, откликнуться на его состояние, обогащая этим свою личность.

Ребёнок оказывается в атмосфере принятия его другим, что позволяет

испытать состояние успеха, ощутить заинтересованность других собственной

личностью.

Так,

например,

у

детей

стабилизировалось

эмоциональное

состояние,

в

большей

степени

преобладают

положительные

эмоции

в

общении с другими детьми.

Психологические

занятия

по

развитию

общения

со

сверстниками

выполняют

и

компенсаторную

функцию,

восстанавливая

позитивную

окрашенность

отношений

детей

с

окружающим

миром,

снижается

тревожность, пропадают страхи. Ребенок начинает жить в ладу с самим собой

и

окружающими

людьми.

Результаты

диагностики

детей

по

окончании

работы показывают: разрешение эмоционально - личностных проблем, таких

как

повышенная

тревожность,

заниженная

самооценка,

положительная

динамика

в

развитии

саморегуляции,

раскрепощенность

в

движении,

формирование адекватных форм поведения детей.

Педагогический

процесс,

построенный

на

принципах

интеграции,

способствует более тесному контакту специалистов и педагогов ДОУ, тем

самым, обеспечивая непрерывное, всестороннее развитие дошкольников с

учетом их интересов, способностей, с целью максимальной самореализации

каждого воспитанника.

Педагог-психолог Кулакова И.Н. «Детский сад №39» г. Кострома

Музыкальный руководитель Куценко О.П. «Детский сад №39» г. Кострома



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники