Авторы: Кулакова Ирина Николаевна, Куценко Оксана Петровна
Должность: педагог–психолог, музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №39"
Населённый пункт: Кострома
Наименование материала: Публикация
Тема: "Интеграция деятельности музыкального руководителя и педагога – психолога ДОУ "
Раздел: дошкольное образование
Интеграция деятельности музыкального руководителя и
педагога – психолога ДОУ
Исследование причин детского неблагополучия в ДОУ показало, что
неблагополучие отношений ребенка со сверстниками, его внутриличностный
конфликт
порождаются
недостаточной
сформированностью
ведущей
деятельности ребенка и развитием личностной сферы.
Для
детей
дошкольного
возраста,
нуждающихся
в
психолого-
педагогической
помощи, разработан и реализован комплекс развивающих
арт-терапевтических
занятий
«Малыш».
Интеграция
деятельности
музыкального руководителя и педагога – психолога ДОУ
Эффективность
профессионального
взаимодействия
педагога
-
психолога и музыкального руководителя ДОУ заключается в возможности
проведения
профилактической
и
коррекционно-развивающей
работы
по
развитию эмоционально-волевой сферы и коммуникативных способностей.
Основная
идея
нашей
работы
заключается
в
интеграции
и
систематизации психологического материала, что предполагает объединение
различных
направлений
деятельности
психолога
и
музыкального
руководителя дошкольного образовательного учреждения
и подразумевают
использование
арт-терапевтических
техник
в
качестве
инструмента
гармонизации личности ребёнка. Мы
применяем следующие технологии
арт-терапии:
изотерапия
(живопись,
рисование,
лепка
и
т.
д.),
песочная
терапия,
цветотерапия,
музыкотерапия,
данстерапия,
куклотерапия,
игротерапия.
Содержание
занятий
основано
на
комплексном
подходе,
имеет
индивидуальную
коррекционно-развивающую
направленность
и
ориентировано на решение задач активизации их внутреннего потенциала,
повышения мотивации к различным видам художественной деятельности,
развития творческой активности, формирования адекватного межличностного
поведения
и
конструктивного
общения.
Данный
комплекс
способствует
успешной
адаптации
в
условиях
пребывания
в
детском
коллективе,
стабилизации эмоциональной сферы, снижению тревожности, агрессивности,
повышение уверенности в себе.
Занятия
имеют универсальный характер и инициируют резервные
возможности как детей с нормой, так и с проблемами в развитии, разница
заключается только в качестве достигаемого результата.
Новизна данного комплекса заключается в непрерывности психолого –
педагогического сопровождения и развития ребенка на протяжении всего
дошкольного возраста, с учетом динамики развития.
Для диагностики
социально – личностных качеств
в дошкольной
группе были использованы следующие диагностические методики, которые
позволяют
сделать
выводы
о
существовании
внутриличностных
и
межличностных конфликтов у ребенка:
Экспериментальная игра «Секрет» (Т.А. Репиной)
Личностный профиль ребёнка, опросный лист (Н. Артюхина, А.М.
Щетинина)
Методика «Тест тревожности» Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен;
Методика
«Лесенка»
исследование
самооценки
ребёнка
(Дембо
-
Рубинштейн)
Графическая методика «Кактус» (модификация М.А. Панфиловой)
Тест «Страхи в домиках» (модификация М.А. Панфиловой)
Методика «Арт-терапия на музыкальных занятиях» В.А.Асланди
Методика «Танцетерапия» Е.Ю.Черемнова.
Также осуществлялось наблюдение за психологическими проявлениями
каждого
ребёнка.
Специально
организованные
беседы
с
родителями
и
воспитателями об индивидуальных особенностях ребёнка, о его трудностях
дополняли картину исследуемой личности.
Цель
работы: Создание
условий
для
естественного
психологического
развития ребенка.
Основные задачи:
-снять психоэмоциональное и мышечное напряжение;
-снизить импульсивность, излишнюю двигательную активность, тревогу,
агрессию;
-развивать навыки взаимодействия детей друг с другом;
-формировать адекватную самооценку, повышать уверенность в себе;
-развивать игровые навыки, произвольность поведения.
Эффективность работы отслеживается по данным психологической
диагностики, проводимой перед началом курса и по завершении занятий, по
результатам анкетирования педагогов (экспертная оценка), наблюдений за
воспитанниками на каждом занятии.
На
занятиях
большое
внимание
уделяется
сохранению
тесной
взаимосвязи знания, чувства, поведения детей, что приводит к раскрытию и
осмыслению решаемых проблем. То, что познаётся детьми, проводится через
эмоциональную сферу, чтобы ребёнок мог почувствовать другого человека,
его проблемы, откликнуться на его состояние, обогащая этим свою личность.
Ребёнок оказывается в атмосфере принятия его другим, что позволяет
испытать состояние успеха, ощутить заинтересованность других собственной
личностью.
Так,
например,
у
детей
стабилизировалось
эмоциональное
состояние,
в
большей
степени
преобладают
положительные
эмоции
в
общении с другими детьми.
Психологические
занятия
по
развитию
общения
со
сверстниками
выполняют
и
компенсаторную
функцию,
восстанавливая
позитивную
окрашенность
отношений
детей
с
окружающим
миром,
снижается
тревожность, пропадают страхи. Ребенок начинает жить в ладу с самим собой
и
окружающими
людьми.
Результаты
диагностики
детей
по
окончании
работы показывают: разрешение эмоционально - личностных проблем, таких
как
повышенная
тревожность,
заниженная
самооценка,
положительная
динамика
в
развитии
саморегуляции,
раскрепощенность
в
движении,
формирование адекватных форм поведения детей.
Педагогический
процесс,
построенный
на
принципах
интеграции,
способствует более тесному контакту специалистов и педагогов ДОУ, тем
самым, обеспечивая непрерывное, всестороннее развитие дошкольников с
учетом их интересов, способностей, с целью максимальной самореализации
каждого воспитанника.
Педагог-психолог Кулакова И.Н. «Детский сад №39» г. Кострома
Музыкальный руководитель Куценко О.П. «Детский сад №39» г. Кострома