Напоминание

«Взаимодействие педагога с семьями воспитанников в условиях социализации детей раннего возраста»


Автор: Щелкунова Гульнара Мирзаахмадовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад комбинированного вида № 60
Населённый пункт: город Новороссийск Краснодарский край
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Взаимодействие педагога с семьями воспитанников в условиях социализации детей раннего возраста»
Дата публикации: 11.01.2019
Раздел: дошкольное образование





Назад




МБДОУ детский сад комбинированного вида № 60

Методическая разработка на тему:

«Взаимодействие педагога с семьями воспитанников в

условиях социализации детей раннего возраста»

Воспитатель:

Щелкунова Г.М.

г. Новороссийск

2019 год

Дошкольный возраст — яркая, неповторимая страница в жизни каждого

человека. Именно в этот период начинается процесс социализации ребенка,

происходит

его

приобщение

к

культуре,

к

человеческим

ценностям,

закладывается фундамент здоровья.

ФГОС ДО

является основой для: оказания помощи родителям

(законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их

физического

и

психического

здоровья,

в

развитии

индивидуальных

способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.

Самым первым и самым важным этапом социализации, где малыш

впервые

познает

навыки

общения

-

это

семья. Семья

уникальный

первичный

социум,

дающий

ребенку

ощущение

психологической

защищенности,

«эмоционального

тыла»,

поддержку,

безусловного

безоценочного принятия. От того как пройдут эти первые годы, во многом

зависит его дальнейшее личное благополучие. Но наступает момент, когда

ребенку недостаточно общения с ограниченным кругом людей, ему нужны

новые друзья, новые впечатления. И если мы хотим вырастить нравственно

здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский

сад, семья, общественность.

Цель при взаимодействии с родителями:

заинтересовать родителей возможностями совместного воспитания ребенка,

показать родителям их особую роль в развитие малыша.

Задачи:

1.Познакомить

родителей

с

особенностями

физического,

социально-

личностного, познавательного и художественного развития детей младшего

дошкольного возраста и адаптации их к условиям ДОО.

2. Помочь родителям в освоении методики укрепления здоровья ребенка в

семье, способствовать его полноценному физическому развитию,

освоению культурно-гигиенических навыков, правил безопасного поведения

дома и на улице.

3. Познакомить родителей с особой ролью семьи, близких в социально-

личностном развитии дошкольников. Совместно с родителями развивать

доброжелательное отношение ребенка ко взрослым и сверстникам,

эмоциональную отзывчивость к близким, уверенность в своих силах.

4. Совместно с родителями способствовать развитию детской

самостоятельности, простейших навыков самообслуживания, предложить

родителям создать условия для развития самостоятельности дошкольника

дома.

5. Помочь родителям в обогащении сенсорного опыта ребенка, развитии

его любознательности, накоплении первых представлений о предметном,

природном и социальном мире.

6. Развивать у родителей интерес к совместным играм и занятиям с

ребенком дома, познакомить их со способами развития воображения,

творческих проявлений ребенка в разных видах художественной и игровой

деятельности.

7. Объединить силы ДОУ и родителей в успешной социализации детей через

новые формы взаимодействия.

8.

Активизировать

и

обогатить

воспитательные

умения

родителей,

поддержать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

В младшем дошкольном возрасте большинство детей только приходят

в детский сад. Поэтому в период адаптации малыша к условиям детского сада

особый акцент важно сделать на процесс взаимодействия с семьёй. Родители

должны стать полноценными партнёрами в решении задач адаптации ребёнка

к новым социальным условиям.

Воспитатель использует методы первичной диагностики:

Анкетирование родителей;

Посещение семей;

Наблюдение за общением родителей и детей в утренний и вечерний

отрезки времени;

Сочинение на тему « Мой ребёнок»;

Беседа с родителями « Наша семья и ребёнок», в процессе которой

можно получить информацию о ребёнке:

- об особенностях его здоровья, физического развития, частоте и тяжести

перенесённых заболеваний;

-

о

наиболее

частой

реакции

ребёнка

на

новую

обстановку,

незнакомых

людей;

- о качестве развития культурно- гигиенических навыков (пользуется ли сам

туалетом, самостоятельно ли принимает пищу, умывается, одевается и т. д.)

- о степени владения навыками ситуативно-делового общения, готовности

включиться в процесс сотрудничества со сверстниками или взрослыми, с

удовольствием ли играет со взрослыми, действует с игрушками.

Данные методы позволят воспитателю определить проблемы и

особенности

воспитания

и

развития

ребёнка

глазами

родителя,

что

даст

возможность

в

дальнейшем

наладить

более

тесный

контакт

с

семьёй

воспитанника.

В свою очередь необходимо рассказать об особенностях работы

группы, обязательно обратить внимание на режим дня и сделать акцент на

необходимости максимально приблизить к данному режиму распорядок дня

дома.

Формы взаимодействия с родителями во время адаптации:

Для более успешной адаптации воспитатель предлагает такие совместные

формы взаимодействия с родителями:

« Первое знакомство». Когда мама вместе с ребёнком впервые ненадолго

приходят

в группу, знакомятся с новым окружением, которое ждёт его в

детском саду.

«Вместе с мамой». Мама может принять участие в совместных играх и

других видах деятельности (играем, рисуем, бегаем)

Совместный праздник для родителей и детей «Здравствуй, детский сад!».

Цель: эмоциональное сближение всех участников педагогического процесса,

общение

в

неформальной

обстановке,

развитие

интереса

родителей

к

деятельности ДОУ.

В ходе бесед, консультаций, родительских собраний педагог не только

информирует родителей, но и предоставляет им возможность высказать свою

точку зрения, поделиться проблемой, обратиться с просьбой. В беседах с

воспитателем родители знакомятся с возможными средствами повышения

своей

психолого-педагогической

компетентности.

Это

знакомство

с

материалами

информационных

бюллетеней,

памяток,

листовок

и

тематических газет, консультации педагога.

Выбирая

направления

педагогического

образования,

воспитатель

ориентируется на потребности родителей группы. Анализируя результаты

педагогического мониторинга, воспитатель определяет наиболее значимые

темы для педагогического образования родителей, например: « Развиваем

детскую самостоятельность», « Как организовать семейный досуг». Педагог

стремится

поддерживать

активность,

заинтересованность

родителей,

предлагает

такие

формы

встреч,

как:

дискуссии, круглые столы, вечера

вопросов и ответов, творческие мастерские.

Особенно важно вызвать у родителей малыша интерес к вопросам

здоровья

ребёнка,

желание

укреплять

его

не

только

медицинскими

средствами, но и с помощью правильной организации режима, питания,

совместных с родителями физических упражнений ( зарядки, подвижных

играх),

прогулок.

В

ходе

бесед

на

темы

«

Почему

ребёнок

плохо

адаптируется?», « Как уберечь ребёнка от простуды?» воспитатель подводит

родителей к пониманию того, что основным фактором сохранения здоровья

ребёнка становится здоровый образ жизни его семьи.

По

окончанию

адаптационного

периода

необходимо

создавать

благоприятную эмоциональную атмосферу в отношениях между родителями

и

педагогами,

что

обеспечивает

совместный

успех

в

деле

воспитания,

развития и социализации детей раннего возраста, а значит, и успех всего

ДОУ. Педагог стремится активно включать в совместную деятельность с их

детьми – сюжетные и подвижные игры, совместное рисование. Очень важно

помочь родителям получать удовольствие от совместных игр, общения со

своим ребёнком.

Д л я того,

чтобы

родители

стали

полноценными

участниками

образовательного процесса, необходимы новые формы работы с родителями

для вовлечения их в образовательные отношения на правах партнерства для

успешной социализации детей.

К сожалению, сегодня потенциальные возможности семьи претерпевают

серьезные трансформации. Педагоги отмечают снижение ее воспитательного

потенциала, изменение ее роли в процессе первичной социализации ребенка.

Современным

родителям

приходится

нелегко

из-за

нехватки

времени,

занятости,

недостаточности

компетентности

в

вопросах

дошкольной

педагогики и психологии. Поэтому не случайно в последние годы начала

развиваться

и

внедряться

новая

философия

взаимодействия

семьи

и

дошкольного учреждения. В основе ее лежит идея о том, что за воспитание

детей

несут

ответственность

родители,

а

все

остальные

социальные

институты

призваны

поддерживать

и

дополнять

их

воспитательную

деятельность.

Формы взаимодействия с родителями:

1.Новая форма проведения родительского собрания

Одной из форм традиционного взаимодействия с родителями

являются родительские собрания, на которых обсуждаются вопросы питания,

методы воспитания детей, требования к обустройству группы. И если первый

вопрос

на

собрании

еще

вызывает

интерес

родителей,

то,

как

правило,

дальше родители не проявляют никакой активности. А пассивность – это

показатель либо незаинтересованности, либо того, что форма проведения

собрания не располагает к высказываниям со стороны родителей.

Часто на родительских собраниях говорит только воспитатель,

а родители

слушают

и ж д у т

о к о н ч а н и я .

Е с л и

у родителей

и возникают вопросы, то обычно они касаются питания детей. Можно в корне

изменить этот стереотип и внести инновационные принципы в свою работу.

Поэтому большое внимание уделить подготовке к родительским собраниям.

Заранее вывесить объявление с просьбой к родителям продумать вопросы, на

которые они хотели бы получить ответы, с кем из специалистов желали бы

встретиться.

Родительские собрания проводятся за чаепитием. Большинство

родителей приходят

на

такие встречи

после трудового дня,

и в такой

неформальной, теплой, почти семейной обстановке люди чувствуют себя

свободнее, легче делятся своими проблемами. Родители в непринужденной

обстановке

с увлечением

и заинтересованностью обсуждают

вопросы,

которые ставит

перед ними

воспитатель.

Многие

мамы

и папы,

приводя

в сад второго или т р е т ь е г о

р е б е н к а ,

с большим удовольствием

делятся опытом

по

воспитанию

детей.

А

если

родители

проявляют

инициативу, это говорит о реальном их желании сотрудничать с педагогом.

При

таком

подходе родители

стремятся к

индивидуальным

контактам с воспитателями,

так как их

интересуют

вопросы,

касающиеся

формирования

личности

маленького

ребенка,

его

внутреннего

мира,

отношений с родителями и окружающим миром. Родители с нетерпением

ждут

очередной

встречи,

спрашивают:

«Когда

будет

собрание?»

Такие

встречи с родителями детей раннего возраста проводятся раз в месяц, заранее

обcуждается повестка, что позволяет подготовить интересующие вопросы.

Подобные встречи нельзя назвать в традиционном смысле родительскими

собраниями, так как это скорее встречи по интересам или родительский клуб,

куда родители приходят с желанием поделиться своими мыслями, решить

возникшие проблемы.

2.Играшкола «Мы вместе».

Данная форма интересна тем, что тематика встреч может варьироваться в

зависимости от социального запроса родителей. В работе играшколы могут

принимать участие различные специалисты ДОУ: психолог, учитель-логопед,

музыкальный

руководитель,

инструктор

по

физической

культуре.

Такие

широкие

социальные

контакты

обогащают

всех

участников,

создают

положительную

эмоциональную

атмосферу,

как

для

детей,

так

и

для

взрослых. Поэтому и формы организации встреч с родителями могут быть

выбраны в формате семинаров-практикумов.

Таким образом, родители получили возможность попутешествовать с детьми

по

детскому

саду,

каждый

раз

получая

какой-то

практический

опыт

и

пополняя свою виртуальную копилку знаний.

В спортивном зале планируем проводить семинар-практикум. Что даёт

возможность

родителям

установить

близкий

эмоциональный

контакт

с

детьми

и

снизить

уровень

тревожности в процессе совместных игровых

действий.

В кабинете учителя-логопеда планируем проводить семинар-практикум,

на котором родители с детьми могут познакомиться с играми на развитие

мелкой моторики. Родители могут увидеть, насколько эти игры интересны

для детей и просты в организации.

А на следующей встрече в изостудии мы познакомим детей и родителей

с нетрадиционным техниками рисования.

В музыкальном зале родители с детьми

могут разучить совместные

танцы, музыкальные игры.

3.Проведение дней открытых дверей

Традиционно в группах раннего возраста не проводят дни открытых

дверей, однако в нашем детском саду внесены инновации и в данную сферу

деятельности. На протяжении многих лет дни открытых дверей начинают

проводить

уже

в

ноябре,

то

есть

когда

у

большинства

детей

прошел

адаптационный период. Поэтому педагогам не нужно беспокоиться о том, что

их

маленькие

воспитанники,

увидев

своих

родителей,

будут

плакать

и

проситься домой. Родители проявляют большой интерес к тому, как проводят

время их малыши без мам и пап в детском саду, чем занимаются.

Подготовка к этому дню ведется заранее: вывешивается объявление,

в котором указывается время данного мероприятия,

правила поведения для родителей, а также цели и содержание мероприятия.

Родители могут понаблюдать за своими детьми со стороны, оценить

их поведение в ситуации, отличной от семейной, а также перенять у педагога

приемы обучения и воспитательных воздействий.

4.Совместные посещения культурно-развлекательных мероприятий

Одним из эффективных способов сближения родителей, детей и

педагогов являются также совместные посещения детских театров. Ничто так

не определяет будущее человека, как незабываемые впечатления детства, этот

своеобразный

фундамент

сознательной

жизни.

Своевременно

начатое

приобщение детей к наследию мировой художественной культуры приводит к

формированию и развитию эстетических чувств.

5. Встреча с мамами- «Вот она какая, мамочка родная», приуроченная к

празднику 8 Марта, составлен сценарий праздника, где мамы совместно с

детьми играют, танцуют, поют.

6. Участие родителей и детей в различных смотрах-конкурсах

Данная форма поможет педагогу лучше узнать возможности родителей,

их таланты: «Рождественский подарок», «Мамина фантазия, папины руки-в

доме веселье, не бывает скуки».

Одной из основных задач ФГОС ДО является: обеспечения психолого-

педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей

(законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и

укрепления здоровья детей.

Исходя из этого цель педагогов – создать единое пространство развития

ребенка

в

семье

и

ДОУ,

сделать

родителей

участниками

полноценного

воспитательного процесса. Достичь высокого качества в развитии, полностью

удовлетворить интересы родителей и детей, создать это единое пространство

возможно при систематическом взаимодействии ДОУ и семьи. Успех в этом

нелегком процессе воспитания полноценного человека зависит от уровня

профессиональной

компетентности

педагогов

и

педагогической

культуры

родителей.



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники