Напоминание

"Зима. Зимние забавы"


Автор: Александрова Елена Евгеньевна
Должность: воспитатель логопедической группы с тнр
Учебное заведение: МАДОУ д⁄с "Дюймовочка"
Населённый пункт: г. Советский, ХМАО–Югра, Тюменская область
Наименование материала: конспект занятия по развитию речи в средней группе с ТНР
Тема: "Зима. Зимние забавы"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конспект логопедического занятия по теме

«Зима. Зимние забавы».

(старшая логопедическая группа)

Лакина Алина Владимировна,

учитель-логопед МБДОУ

"Детский сад "Малыш"

Коррекционно-образовательные цели:

Обобщение и уточнение знаний детей о зиме и зимних забавах.

Активизация

и

расширение

словаря

за

счёт

слов-действий,

слов-

признаков. Развитие языкового чутья путём образования родственных

слов.

Развитие

связной

речи

(составление

предложений

по

теме

занятия

«Зима. Зимние забавы»; установление семантических связей в работе по

исправлению деформированного предложения).

Совершенствование

грамматического

строя

речи,

формирование

навыка словоизменения и словообразования (образование относительных

прилагательных; образование глаголов совершенного вида, прошедшего

времени, женского рода с использованием приставки «за-»; образование

уменьшительно-ласкательных форм существительных с суффиксами «-

ец», «-иц», «-ок», «-очк-»; употребление существительных в родительном

падеже; подбор и использование в речи родственных слов).

Коррекционно-развивающие цели:

Развитие слухового и зрительного внимания, восприятия, памяти.

Развитие речевого слуха.

Развитие диалогической речи.

Развитие

умения

комментировать

свои

действия,

давать

словесный

отчёт о выполнении упражнения, делать словесно-логические обобщения.

Развитие

личностных

качеств:

активности,

любознательности,

самостоятельности,

умения

применять

полученные

знания

в

самостоятельной деятельности, развитие способности к самооценки и

самоанализу.

Развитие универсальных предпосылок учебной деятельности: умение

слушать взрослого и выполнять его инструкции.

Коррекционно-воспитательные цели:

Воспитание устойчивого интереса к занятиям, инициативы, стремление

к активной деятельности, самостоятельности в принятии решений.

Воспитание

любви

и

уважения

к

русскому

языку

и

внимание

к

собственной речи.

Оборудование:

Доска

магнитная, магниты,

конверты

с

загадками,

презентация,

картинки

снеговиков

с

недостающими

деталями,

цветные

карандаши,

«волшебный

снежок» (ватный комочек).

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Дети входят, здороваются. Занимают свои места за столом.

2. Знакомство с темой.

Логопед. Ребята, сейчас я загадаю загадку. Слушайте внимательно.

«Запорошила дорожки, разукрасила окошки.

Радость детям подарила и на санках прокатила».

О каком времени года эта загадка? (О зиме.)

И говорить мы сегодня на занятии будем о зиме.

Ребята, назовите мне признаки зимы. (Снег, холод, мороз, вьюга, стужа,

пороша).

Молодцы!

3. Образование относительных прилагательных.

Логопед: Я хочу послушать, что вы ещё знаете о зиме? Скажите, какая

погода может быть зимой?

Логопед

предлагает

варианты:

Если

на

улице

идёт

снег,

то

погода… (снежная);

- Если сильный мороз, то погода какая? (морозная)

- Если метет метель, то погода какая? (метельная)

- А если часто гуляет вьюга, то зима какая? (вьюжная)

- Если на улице сильный ветер, очень холодно, и говорят, что на улице стужа,

студено, то погода какая? (студёная)

4. Образование глаголов совершенного вида прошедшего времени

женского рода с приставкой «за».

Дидактическая игра «Что наделала зима?»

Логопед: Ребята, подойдите, посмотрите в окошко. (Дети встают). Я

проснулась ранним утром, выглянула в окно и удивилась. Что же наделала

Зимушка-зима?

Зима пришла с морозами и всё… – (заморозила).

Метель мела и все тропинки – (замела).

Река покрылась льдом и вся… – (заледенела).

Зима позвала вьюгу и всё… – (завьюжила).

Снежная пороша дорожки все…– (запорошила).

5

. Образование

уменьшительно-ласкательных

форм

существительных.

Дидактическая игра «Назови ласково».

Логопед: Хоть зима всё заморозила и замела, но мы любим её и ласково

называем как? (Зимушка).

Мороз – (морозец).

Лёд – (ледок).

Холод – (холодок).

Снежинка – (снежиночка).

Метель – (метелица)

6. Дыхательные упражнения.

Логопед: Зимой часто дует холодный ветер, а в небе летают весёлые

снежинки.

«Подул зимний ветерок, полетел снежок.

Снег, снег, белый снег, засыпает он вас всех».

Я вас превращу в холодный ветерок, и вы поможете мне подуть на

снежинки. (Раздаёт снежинки). А вы умеете правильно дуть? Расскажите,

пожалуйста, как это надо делать.

Дети рассказывают: Вдыхаем глубоко носом, плечи не поднимаем. При

выдохе щёки не надуваем. (Дети дуют на снежинку. Снежинка лежит на

ладони.)

А теперь согреем ручки. Подуем тёплым воздухом. (Дети «греют»

ручки).

7. Образование родственных слов.

Игра «Доскажи словечко».

Логопед:

Зимой

все

вокруг

покрыто

белым

пушистым

снегом. Ребята,

давайте поиграем со словом «снег».

(Логопед читает стихотворение, а дети добавляют слова, связанные со

словом «снег»).

«Тихо, тихо, как во сне,

Падает на землю ... (Снег.)

С неба всё скользят пушинки —

Серебристые ... (Снежинки.)

На дорожки, на лужок

Всё снижается ... (Снежок.)

Вот веселье для ребят —

Всё сильнее ... (Снегопад.)

Все бегут вперегонки,

Все хотят играть в ... (Снежки.)

Словно в белый пуховик

Нарядился ... (Снеговик.)

Рядом снежная фигурка —

Эта девочка — ... (Снегурка.)

На снегу-то, посмотри —

С красной грудкой ... (Снегири.)

Словно в сказке, как во сне,

Землю всю украсил ... (Снег.)»

Логопед: Как много родственников у слова «снег». Давайте ещё раз вспомним

родственные слова. (Дети называют.)

8. Физкультминутка.

Логопед: Дети все в кружок вставайте,

Физкультминутку начинайте.

(Дети встают в кружок).

«Наконец пришла зима, Дети разводят руки в стороны

Стали белыми дома, Складывают руки домиком над головой

Снег на улице идёт, Двигают руками сверху вниз

Дворник улицу метёт, Имитируют

Мы катаемся на санках, Приседают, руки вытягивают вперёд

Пишем на катке круги, Руки закладывают за спину, медленно

кружатся

Ловко бегаем на лыжах, Имитируют

И играем все в снежки. Лепят и бросают снежки

9. Загадки

Логопед: Зима морозная пора, но очень много игр, развлечений и забав

она приносит людям. Я сейчас вам загадаю загадки о зимних забавах, а вы их

отгадайте.

Логопед читает:

- Мои новые дружки и блестящи, и легки,

И на льду со мной резвятся, и мороза не боятся. (Коньки)

- Две новые кленовые подошвы двухметровые:

На них поставил две ноги – и по большим снегам беги. (Лыжи)

- Ой, насыпало снежка! Вывожу коня-дружка.

За верёвочку-узду через двор коня веду,

С горки вниз на нем лечу, а назад его тащу. (Санки)

- Меня не растили – из снега слепили.

Вместо носа ловко вставили морковку.

Глазки – угольки, ручки – сучки.

Холодный большой. Кто я такой? (Снеговик)

(Слайды).

10. Употребление существительных в родительном падеже.

Дидактическая игра «Что забыл нарисовать художник?»

Логопед: Ребята, кто нарисовал снеговика?

Дети: Снеговика нарисовал художник,

Логопед: Правильно, художник, который очень любил рисовать зимние

картины. Но как-то раз художник решил нарисовать братьев снеговичков, но

поторопился, и не всё дорисовал. Давайте поможем художнику - дорисуем

снеговичков и расскажем об этом.

Садитесь за стол и выбирайте картинки.

(Каждый

ребёнок

рассказывает

о

том,

что

он

собирается

делать

и

дорисовывает картинку.)

«У моего снеговика нет…(ведра, метлы, носа, глаз, рук). Я дорисую…»

(Логопед хвалит детей и вывешивает картинки на магнитной доске.)

11.Заключительная часть.

Логопед: Вот подходит к концу наше занятие. Давайте вспомним, что мы

сегодня делали, о чём говорили?

(Дети передают из рук в руки «Волшебный снежок» и отвечают).

Логопед: Вот и закончилось наше занятие. Спасибо за внимание.

Конспект занятия в старшей группе

Тема: « Ой зима , ой зима, игры да забавы»

Образовательная область: «Ребёнок и природа»

Программное содержание: уточнить представления детей о зимних забавах (катание на

санках, на лыжах, умение слепить и украсить снеговика); закрепить знания детей о зиме.

Развивать умение составлять описательный рассказ о зиме, развивать зрительное, слуховое

восприятие, внимание, память, мелкую моторику, координацию движений с речью, активность;

формировать навыки диалогической связной речи.

Воспитывать потребность в здоровом образе жизни; воспитывать усидчивость, умение

выслушивать ответы товарищей.

Оборудование: иллюстрации “Зимние забавы”,кукла Снеговик, призы, картинки – снежинки,

мнемокартинки.

Предварительная работа:

Рассматривание серии иллюстраций о зимних явлениях в природе, предметных картинок,

сюжетные и зимние пейзажи.

Наблюдение на прогулках за явлениями природы, за катанием на лыжах школьников.

Проведение познавательно – исследовательской работы со снегом. Знакомство детей с

качествами и свойствами снега.

Чтение художественной литературы по теме.

Ход занятия:

1.Приветствие

Психогимнастика: «Дружно за руки возьмемся…» (М. Ю. Картушина)

Дружно за руки возьмемся

И почувствуем тепло.

Повернемся, улыбнемся –

Словно наше солнышко.

Мы ребята дружные - да - да – да.

Мы совсем не скучные – да – да – да.

Настроение – отличное – да – да - да.

Все к занятиям готовы – да – да – да.

Ну, тогда уже приступим - да – да – да.

Восп-ль: На занятии прошу вас говорить внятно и понятно,стараемся правильно выговаривать

все слова.

2. Организационный момент.

В-ль : Ребята, к нам сегодня пришёл гость, но Матушка -Зима заколдовала его. А чтобы его

расколдовать, надо отгадать загадку.

Послушайте загадку:

Что за нелепый человек, пробрался в 21 век

Морковкой нос, в руке метла

Боится солнца и тепла, кто это?

Д: Снеговик.

-Здравствуйте, ребята! Я узнал, что вы сегодня будете говорить о зимних играх и забавах вот

и подготовился.

- Ребята, Снеговик прав, мы сегодня будем говорить о зимних играх и забавах.

- А из чего сделан снеговик? Ответы детей.

Словесная игра «Какой снег?»

(Цель: подобрать слова-определения)

-Что можно сказать о снеге, какой он? (дети передают снежок из рук в руки, называя

определения).

- Знаете, снеговик принёс нам картинки о зиме, но злая Зима решила вас запутать, добавив

лишние. Помогите снеговику, выберите только те картинки, которые относятся к зиме.

Дидактическая игра «Когда это бывает»

Дети выбирают нужные картинки и составляют рассказ о зиме.

-А почему вы выбрали эти картинки, Расскажите. ( Ответы детей.)

Зимой солнце светит редко и мало. На небе тёмные тучи. Дует холодный ветер. Земля

покрылась снегом. Деревья стоят голые. Реки и озёра покрылись льдом. Мороз. Люди

надели тёплую одежду. Дети катаются на санках, лыжах и коньках.

-А ещё зима –это время детских игр и забав. Наш гость Снеговик хочет узнать, что вы знаете о

зимних развлечениях. Принёс вам забавные картинки, но посмотрите, они ведь тоже

заколдованы. Это всё проказы зимы. Но мы её не боимся, потому что мы умеем правильно

дышать, когда холодно. Давайте покажем, как это делается.

Дыхательная гимнастика

На улице холодно и поэтому надо дышать правильно (через нос), потом покажем, как

нельзя дышать на улице в морозную погоду (дышат через рот) и в заключение подуем как

сильный зимний ветер и сдуем колдовство зимы.

-А сейчас, ребята, давайте посмотрим, что же хотел показать нам Снеговик и поговорим о том

как, какие зимние забавы ждут нас зимой.

Но для этого надо разгадать загадки:

Меня не растили - из снега слепили.

Вместо носа ловко вставили морковку.

Глаза - угольки, руки - сучки.

Холодный, большой, кто я такой?

-Кто нарисован на картине?

- Что делают дети?- Какой получился снеговик?

-С горки сами вниз летят,

А на горку не хотят,

Надо в горку за веревку

Каждый раз тянуть назад.

- Посмотрите на картинку,что делают ребята?

- Как вы думаете, нужно ли соблюдать осторожность при катании с горы?

( С горы на санках надо осторожно кататься, чтобы не упасть и ничего себе не повредить., не

толкаться)

-Тяжело нам в них ходить

По асфальту летом,

Но легко по льду скользить

Нам зимой при этом.

– Посмотрите картину, кого вы видите на картине?

– Как одеты ребята?

– Что делают дети? Где можно кататься на коньках?

(Чтобы кататься на коньках, нужна специальная площадка.) Чем должна быть покрыта эта

площадка? А ещё скажите, какие виды спорта вы знаете, где можно кататься на коньках?

-Деревянных два коня

Вниз с горы несут меня.

Я в руках держу две палки,

Но не бью коней, их жалко.

– Правильно, это лыжи.

– Посмотрите на эту картину, кто нарисован на картине?

– Как одеты ребята? Что делают ребята?

(Ребята надели спортивную одежду, чтобы удобно было кататься на лыжах.)

А какие виды спорта есть, связанные с лыжами?

Мы зимой в войну играем,

Из снега крепость воздвигаем.

А чем же будем воевать? Каждый воин должен знать!

Угадай и ты, дружок. Шарик кругленький … (снежок).

Да, зима – время весёлых детских игр и забав. И мы сейчас с вами поиграем, разомнём наши

ножки и ручки.

Физминутка "Мы бабу снежную лепили…"

Мы бабу снежную лепили (Дети показывают в воздухе три

круга)

Чтоб краше не было её (пальчиком проводят по лицу)

Лопатами весь снег собрали ( показывают движения лопатой)

Не позабыли ничего.

Сначала ком большой скатали ( показывают большой круг)

И плотно этот ком прижали.

Второй поменьше был размером ( «рисуют» круг поменьше)

На первый он уселся смело ( приседают)

А третьим голова была ( показывают голову)

И участи своей ждала ( подпирают голову руками)

Лицо украсили морковкой ( изображают морковку)

Прорисовали ротик ловко ( трогают рот)

Смотрели в профиль и анфас ( повороты головы)

На голову ведро надели ( движения двумя руками сверху

вниз)

Украсили его пером ( одну руку вверх)

Метлу воткнули для порядка

Трудились дружно всем двором ( взяться за руки).

- Снеговик, нам так весело, а почему ты такой грустный?

- Да потому что злая Зима заколдовала моих друзей, снеговиков.

- Не переживай, Снеговик, мы тебе поможем, расколдуем.

Игра «Собери снеговика»

Цель: развитие мышления, мелкой моторики.

- Ребята, надо используя геометрические фигуры изобразить снеговика.

-Посмотри, Снеговик, наши ребята справились с колдовством Зимы, а на прогулке мы ещё из

снега слепим тебе друзей.

Вот и рухнули проказы Матушки-Зимы.

-Ребята,посмотрите какая-то снежинка вдруг у нас появилась, так она с письмом. Зима, просит

прощения за свои поступки , но ей грустно оттого, что мы говорили про неё обидные слова,

считаем её холодной, хмурой и колючей. Но зимой же весело? Почему?

Дети: Зимой весело, потому что можно кататься на горке, на коньках, на лыжах, на санках.

Зимой можно играть в разные игры, снежки, лепить снежные постройки, снеговиков.

-Да,мы много говорили об этом сегодня на занятии. Чем мы ещё сегодня порадовали нашего

гостя ( играли, собирали снеговичков, вспомнили как правильно дышать на морозе,

разгадывали загадки)

- Да, веселое время года - Зима. Бодрит и веселит нас она. Чтобы Зима нам поверила, что мы

ей рады, давайте прочтём стихотворения.

Зимние забавы

Саньке – санки, Лизе – лыжи,

Кольке – клюшки и коньки.

Наступили для детишек

Благодатные деньки.

Снег в лесу и на аллеях,

И река покрылась льдом.

Одевайтесь потеплее –

И на улицу бегом!

Блестят коньки, блестит каток,

Пушистый снег искрится,

Надень коньки свои, дружок,

Попробуй прокатиться.

Пускай тебя щипнет мороз –

Смотри, не испугайся.

Пусть заморозит он до слез –

Ему не поддавайся!

Не отступай, скользи вперед,

Лети быстрее птицы.

Мороз сердитый отстает

От тех, кто не боится!

Предлагаю детям под музыку небольшую разминку.

Рефлексия

- Вот и подходит к концу наше занятие. Предлагаю вам подарить Зиме свои снежинки-

настроения. Посмотрите внимательно, они разные – весёлые и грустные. Подумайте, какое у

вас настроение, какую снежинку вы хотели бы ей подарить.

(Дети выбирают снежинки.Крепят их к доске в форме горки)

-Посмотрите, у нас получилась настоящая весёлая снежная горка!



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники