Автор: Мамаева Ольга Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №156
Населённый пункт: город Кемерово,Кемеровская область
Наименование материала: конспект занятия по обучению грамоте
Тема: "Деление слова на слоги"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение № 156
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетом осуществления
деятельности познавательно-речевому развития детей»
Конспект занятия
по обучению грамоте в старшей группе
Тема: «Деление слова на слоги»
Подготовил воспитатель:
Мамаева О. С
Кемерово
2016
Цель: Формировать навыки детей разделять слово на части –
слоги; ориентироваться в пространстве используя слова «под», «на»,
«за»;
воспитывать наблюдательность.
Задачи:
- Развитие слухового внимания и фонематического восприятия на
материале речевых звуков;
- умение детей делить слова на слоги;
- закрепить умение проводить звуковой анализ слова;
- учить выделять в слове ударный слог;
- развивать зрительное восприятие;
- воспитывать умение слушать сверстников.
Демонстрационный материал:
Магнитная доска, дом красного цвета с гласными звуками, дом синего
цвета с согласными звуками.
Раздаточный материал:
Синие, красные фишки по 3 шт. по количеству детей.
Предварительная работа.
Индивидуальная беседа по теме: «Предложение».
Работа утром:
В.: На доске рисуется обозначение предложения, так же на ней
прикреплены картинки, на которых изображено действие какого – то
персонажа ( Мальчик моется, застилает постель).
В.: А теперь посмотри на картинку. Как ты скажешь, чтобы было
понятно, что делает мальчик на этой картинке? (мальчик моется). Ты
сказал « мальчик моется» и сразу стало понятно. А, если я так скажу:
«моет». Тогда не понятно, кто моется, если я скажу «мальчик», тогда не
понятно, что он делает. У, нас есть много разных слов. Мы можем
сказать разные слова, и все- таки будет непонятно – мальчик –
непонятно, моется – непонятно. А когда мы говорим слова так, что
становится понятно, о чём я говорю, тогда получится предложение.
Если предложение написано, после него ставиться точка. А когда
говорим, то в конце предложения делается пауза.
|________ _________ .
Подгрупповая работа. Тема: «Составление предложения по схеме»
В.: Что это обозначает? (предложение). Сколько слов в этом
предложении? (два слова). Придумайте предложение самостоятельно.
Дети придумывают по предложенной картинке предложения
В.: Что обозначает вертикальная чёрточка перед первой горизонтальной
линией (показываете)? Да, это начало предложения. А что обозначает
точка? Да, конец предложения.
Незнайка.: Я тоже придумал предложение: Лист… дождь…
В.: Это не предложение! Мы не поняли, что ты сказал!
Н.: Падает… идет...
В.: Нет, не понятно!!! Что падает? Что идёт?
В.: А можно ли из тех слов, которые сказал Незнайка сделать
предложение? Какие слова он сказал? (Лист, дождь, падает, идёт). Как
же сказать, чтобы из двух слов получилось предложение и стало
понятно, о чём Незнайка хочет сказать?
В.: Дождь идет. Лист падает.
Незнайка. Я тоже придумал: Лист идёт…. Опять не понятно!
Лист не ходит….
В.: А как же сделать понятно? (Как мы сказали: Лист падает). Иди,
запиши это предложение на доске, мы обозначим его схемой.
В схеме нужно обозначить - Начало предложения, обозначить сколько
слов, и поставь точку.
Организация занятия:
столы стоят буквой «П», чтобы были видны действия каждого ребенка.
На ленточном столе лежат:
Коробочки на каждого ребенка с фишками по 3 шт. - красными и
синими.
Ход занятия
У Незнайки на коленях лежит книга.
В.: Не держи книгу, положи ее на стол.
Воспитатель берёт куклу в руки и изображает, будто Незнайка
перекладывает книгу.
В.: Правильно ли Незнайка положил книгу? Куда ему сказали положить
книгу? .
Незнайка.: Я и положил.
В.: Так тебе сказали
На
стол, а ты положил
Под
стол)!
Н.: А разве есть такие слова На…..Под?
В.: Давайте мы сейчас сядем на стульчики поудобней и всё Незнайке
объясним.
В.: Так вы мне так и не ответили, разве есть слова «НА» и «ПОД»?
Есть.
На
стол.
Н.: Что это за слово «на»?
В.: Это когда надо сверху положить (приглашает ребенка показать) и
ещё раз озвучивает действие. Егор, что ты сейчас сделал? А когда
«
под»
говорят, значит вниз класть надо (приглашает ребенка показать).
Алиса, что ты сейчас сделала? Вот посмотри Незнайка. Теперь
понятно?
Незнайка.: А-ААААА! Я всё понял. Вы сидите
под
стульчиками!
В.: Опять Незнайка ты всё перепутал! Но какой же ты не
внимательный!
Н.: Эти слова «НА», «ПОД», «ЗА» такие маленькие! Я никак с ними не
могу справится!
В.: Ну не переживай Незнайка, мы с ребятами тебе поможем
разобраться в этих маленьких словах и в предложениях. Готовы Вы
ребята помочь Незнайке? ….
В.: Хорошо! Тогда начнем!
В.: Но, когда будете придумывать предложение, не забывайте об этих
словах. Их надо считать и обозначать.
Например, решите, сколько слов в предложении:
На девочке надето красное платье.
Стоит девочка за дверью.
Ели дети ошиблись, нужно произнести еще раз медленно
«….. На девочке надето красное платье»
Когда воспитатель увидит, что все дети легко справляются с
заданием, начинает задание усложнять, пропуская первое слово.
В.: « ….. стены стоял мальчик».
Вот видите это маленькое слово надо считать: «Стоит девочка …
дверью». Разве так понятно? (предполагаемые ответы детей)
В.: … Конечно… Не хватает слова «ЗА»
Ну молодцы справились с заданием! И в начале предложения
определили какое слово не хватает и в середине предложения – тоже
определили слово!
В.: Предлагаю написать на доске схему этого
(Стоит девочка за дверью)
предложения.
Воспитатель приглашает к доске ребенка.
Незнайка.: Я делал все то, что вы делаете, хотел почитать книжку –
ничего не получилось.
В.: Так ты же её под стол положил. Ну, я уже хочу научиться читать.
В.: А вот чтобы научиться читать, надо научиться делить слово на
слоги. Я хочу вас научить делить слова на слоги, чтобы вы научились
читать. Хотите научиться читать?
Кто-то из детей - а я уже умею.
Это хорошо. Но надо научиться не только читать, но и писать.
В.: А писать умеешь?
Кто-то из детей - умею.
В.: Я знаю чего Вы не умеете – делить слово на слоги, поэтому
проходите за свои столы…
В.: Чему мы решили сегодня научиться на занятии?
Правильно делить слова на слоги. А в этом нам помогут красные и
синие фишки.
В.: Ребята, подумайте, какие звуки будут обозначать красные фишки?
(это гласные звуки). А синие фишки, что обозначают? (согласные).
В.: Как же можно разделить слово на части – слоги? Посмотрите, как я
разделю слово. Поможет мне в этом подбородок и рука: «МА-МА».
Сколько раз подбородок ударяет вашу руку? (два раза). Обозначьте
слово «мама» синими и красными фишками.
В.: Сколько же гласных звуков в слове «мама» (два). Вот сколько
гласных звуков в слове, столько и слогов – частей слова. Посчитайте,
сколько частей в имени каждого – Саша, Алиса, Арина…….
В.: Так, что же нового вы сегодня узнали? Молодцы, а дежурные, не
теряйте время, готовьте столы к рисованию!
В.: А сейчас вставайте со стульчиков, задвигайте и подходите ко мне. Я
предлагаю поиграть в игру «Угадай сколько гласных?»
Правила такие: я называю слово, а вы должны прохлопать руками
сколько гласных в слове. Например – МА-ШИ-НА
(дети хлопают три раза)