Напоминание

Работа с одаренными детьми и подготовка учащихся к сдаче ЕГЭ


Автор: Бешукова Аширхан Исмаиловна
Должность: учитель химии и биологии
Учебное заведение: МБОУ "СШ № 19"
Населённый пункт: аул Новая Адыгея Тахтамукайского района Республики Адыгея
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Работа с одаренными детьми и подготовка учащихся к сдаче ЕГЭ
Раздел: полное образование





Назад





Работа с одаренными детьми и подготовка учащихся к сдаче ЕГЭ

«Плохой учитель преподносит истину,

хороший – учит ее находить»

А.Дистервег
Каждый педагог решает для себя четыре главных вопроса: зачем учить, чему учить, как учить, чем учить. Первый вопрос – самый важный и самый смысловой. Вопрос «чему учить» относиться к содержанию образования «как учить» – к методам обучения, «чем учить» – к инструментарию учителя. Изучение любой темы школьного курса должно быть направлено на решение этих вопросов. Этому способствует правильная организация учебной деятельности учащихся учителем. При отсутствии самостоятельной деятельности и осознанности учащихся, знания запоминаются механически, школьники не могут достичь высокого уровня системности и знаний, что отражается на развитие умственных способностей учащихся. В основу обучения должна быть положена формула «овладение = усвоение = применение знаний на практике». Такая формула отражает процесс восприятия, осмысления, обобщения и систематизации. Каждый ребенок от природы наделен способностями практически ко всем видам человеческой деятельности. И если учитель создает условия, которые дадут возможность каждому ученику поверить в отсутствие ограничений для творчества, тогда его воображение будет направлено по пути поиска истинного решения и учитель добьется желаемых результатов. Ведь в каждом ребенке есть искра познания. которую нужно и можно разжечь, затем бережно поддерживать творческое горение. Известно, что основной формой организации обучения остается урок. Говоря словами Н.Е. Верзилина «Урок – это солнце, вокруг которого как планеты вращаются все формы учебных занятий». Однако в рамках школьной программы раскрыть природные возможности школьника, его творческий потенциал в полной мере невозможно. Поэтому необходимо создание единой системы образования, позволяющей не только привить интерес к химии, но и подготовить
школьников к исследовательской работе в области химии, а также создать условия для развития навыков коллективного творчества. Составляющими такой системы являются факультативные занятия, элективные курсы, деловые игры. И те и другие позволяют привить учащимся устойчивый интерес к химии, развивают их самостоятельность, помогают определиться с выбором будущей профессии, позволяют подготовить школьников к олимпиадам и к успешной сдаче единого государственного экзамена. С 2009/2010 учебного года в 10-11-х классах веду элективный курс «Химия в повседневной жизни». Программа курса раскрывает учащимся интересные и важные стороны практического использования химических знаний, успехи и возможности химии, которые убедительно показывают, что без химической науки и без химических знаний человечество не могло бы жить и творить. Данный элективный курс в определенной степени вызывает интерес к химическим знаниям и помогают в выборе профессии. Выполнение тестов, проведение диагностических контрольных работ по предмету, индивидуальная работа на уроках позволяют подготовить учащихся к успешной сдаче ЕГЭ. Тематические недели проводимые ежегодно в школе, делают ученика активным участником, поскольку выполняя конкретную задачу при подготовке в рамках предметной недели, учащийся выступает как партнер учителя. С точки зрения технологии и педагогики предметные недели – это перевод процесса познания в деятельность. Развитие творческих способностей у школьников также является одним из элементов работы с одаренными детьми. Научить творчеству нельзя, но можно создать условия способствующие формированию творческой личности. Помочь ребенку открыть себя, познакомиться с самим собой, познакомиться с тем, которого ты еще не знал раньше – это возможно и нужно делать. Как известно, первый этап Всероссийской олимпиады школьников начинается в октябре- ноябре. К этому времени начинаю готовить своих учеников, при этом очень важно, чтобы задачи были разнообразными, предполагали проверку знания особенностей превращений тех
или иных веществ, умений распознавать вещества, проводить расчеты по формулам и уравнениям химических реакций, кроме того были бы разноуровневыми. Для ориентира использую задания районных, республиканских, зональных олимпиад и различные задачи повышенного уровня сложности, а также тестовые задания из КИМов ЕГЭ Очень важно заинтересовать ученика изучаемым материалом. Этому способствует использование дидактических сказок, рассказов. Например: 1. Сказка про капельку воды. 2. История с невидимыми чернилами. 3 Жила-была поваренная соль. 4 Волшебники злого города. 5 Сказка о том, как водород искал себе жену. 6. Сказка о том, как образовалась серная кислота. 7. Кто важнее? и др. Использование этих сказок также позволяют установить контакт с ребенком, активизировать познавательные и психические процессы, стимулирует детское творчество. Ведь сказки «разговаривают» с учеником на эмоционально насыщенном близком ему языке без прямого наставления. В дидактической сказке есть одушевленные герои, решать задачи за которых могут только учащиеся. Такие сказки я использую не только при изучении нового материала, но и при закреплении соответствующих тем и на внеклассных мероприятиях. Все это помогает более заинтересованно готовится к олимпиадам и к единому государственному экзамену. Деловая учебная игра также стимулирует формирование практических навыков, развивает воображение и интуицию. Она меняет мотивы учения, знания обеспечивают успех школьников в реальном для них процессе. Например, в 8классе при изучении темы «Химическая связь» и в 11 классе при повторении темы «Виды химической связи» провожу учебную игру «Урок дипломатии». На таких уроках вместо одного изложения темы ребята слушают сказку, в которой
герои рассказывают о тех превращениях, о которых идет речь, однако о вполне серьезных вещах. Факультативные занятия и кружки по предмету также позволяют привить учащимся устойчивый интерес к предмету, развивать их самостоятельность, благотворно влияют на выбор профессии, позволяют подготовить школьников к олимпиадам и к успешной сдаче единого государственного экзамена. Используемая мною система работы с одаренными детьми, обеспечивает хорошую успеваемость учащихся на базовом уровне, позволяет значительной группе освоить химию на повышенном уровне а также успешно участвовать в олимпиадах и по результатам ЕГЭ поступать и успешно обучаться в различных вузах Москвы, Санкт-Петербурга, Краснодара, Ростова, Рязани, Майкопа. Когда Адыгея входила в состав Краснодарского края, мои ученики становились победителями и призерами краевых олимпиад, Только, начиная с 1998 года по 2009 год 25 моих учеников были победителями районных олимпиад, половина из них – победители и призеры республиканских олимпиад, В 1998 году 3 моих учеников были участниками республиканской олимпиады школьников по химии: Вороков Азамат (9 класс), занял 2-ое место, окончил МГТУ, факультет Виноделия. Конова Оксана (10 класс) –3 место – врач Республиканской больницы. Суковицин Дмитрий (11класс) –3 место. В течение 6-ти лет подряд в состав районной команды входило 2 моих ученика. В последующие годы по 1 ученику: 1999 год – Вороков Азамат (10 класс), диплом 2 степени. 2000 год – Вороков Азамат (11класс), диплом 3 степени. 2002 год – Хуажев Мурат (10класс), обладатель диплома 2 степени. 2003 год – Киржинова Аминат, диплом 3 степени.
Министерством образования и науки Республики Адыгея только с 2005 по 2009 год по результатам участия в региональных федеральных окружных этапах Всероссийской олимпиады школьников по химии Почетными грамотами, Дипломами, медалями и ценными подарками награждены следующие мои ученики: 2005 год – Ордокова Аминат (9класс), Диплом 1 степени. Киржинова Аминат (11класс), Диплом 1 степени, врач республиканской больницы. Плищук Роман (11класс), Диплом 3 степени, студент Санкт-Петербургской Военно- медицинской академии. 2006 год – Ордокова Аминат (10класс), Диплом 2степени. На IV федеральном окружном этапе, который проходил в г. Астрахани в 2006 году Ордокова Аминат за оригинальное решение расчетной задачи была награждена ценным подарком и Почетной грамотой «За счастливые сновидения» 2007 год – Ордокова Аминат (11класс), Диплом 2 степени. Машукова Мадина (9класс), Диплом 1степени. В 2007 году обе приняли участие в IV федеральном окружном этапе Всероссийской олимпиады школьников по химии в г. Элиста. Машукова Мадина удостоена Диплома 2 степени, уступив Дипломанту1 степени лишь 2,75 балла и была награждена медалью и ценным подарком. 2008 год – Машукова Мадина (10класс), Диплом 3 степени. 2009 год – Машукова Мадина (11класс), Диплом 2 степени. Научное общество Благотворительный фонд наследия Д.И. Менделеева при МГУ им. М.В.Ломоносова «Путь к Олимпу» по результатам участия в региональных и зональных олимпиадах, Машукову М. пригласили в МГУ и в составе команды Кабардино-Балкарии с 6 по 12 октября 2009 года прослушала спецкурс по химии.
Ордокова Аминат и Машукова Мадина окончили Кубанскую Медицинскую Академию с отличием, получали стипендию имени Т. Керашева, учрежденную администрацией МО «Кошехабльский район», обе работают врачами в городе Краснодаре. С 2009/2010 учебного года работаю в МБОУ СОШ № 19 а. Новая Адыгея. Ежегодно выпускники 9-х и 11-х классов успешно сдают экзамены по химии и биологии. 2010 год – Барчо Аминет (11 класс) получила 74 балла по биологии, окончила КубГУ биологический факультет по специальности биоэколог. 2010 год – Енух Мариет (9 класс) Краснодарский медицинский колледж. 2010 год – Догомук Бэлла (8 класс) за активное участие в республиканской заочной олимпиаде школьников по экологии, биологии и охране природы по теме :«Соседи по планете» награждена благодарственным письмом. 2011 год – Догомук Бэлла (9 класс) – 32 балла (отлично) – Краснодарский медицинский колледж. 2012 год – Хот Альберт (9 класс), 27баллов (отлично) – КГУ Институт начального и среднего профессионального образования (фармация) 2012 год – Молочинская Дарья (11 класс) – Кубанский государственный аграрный университет (садоводство и виноградорство) 2013 год – Мамедова Руфина (9 класс), 29 баллов (отлично) – Краснодарский медицинский колледж 2013 год – Яушева Аида получила по биологии 82 балла, по химия 80 баллов, поступила в Кубанский государственный медицинский университет (стоматологический факультет) 2013 год – Туркав Светлана, 62 балла – Краснодарский медицинский колледж (стоматология). 2014 год – Чемсо Руслан – призер районной олимпиады по биологии, ныне студент Кубанского медицинского университета.
В январе 2013 года Центр поддержки талантливой молодежи проводил Всероссийскую заочную олимпиаду по химии. В ней приняли участие двое моих учеников; Ахадов Заробиддин (2-ое место в регионе), Мамедова Руфина (1-ое место по региону). 2015 год – из 5 выпускников 11 класса по результатам ЕГЭ двое Ахадов Заробиддин и Барчо Бэлла поступили в Кубанский государственный медицинский университет. В 2015/2016 учебном году двое из 6 выпускников 11 класса собираются поступать в Кубанский государственный медицинский университет. За достигнутые успехи в реализации республиканской целевой программы «Одаренные дети» Министерством образования и науки Республики Адыгея и администрацией МО «Кошехабльский район» неоднократно награждена денежными премиями и Почетными грамотами. Подводя итоги, хочу сказать; из урока в урок, изо дня в день нужно вести каждого ребенка по дороге самосовершенствования. Такова технология нашего труда. Чтобы дать искорку знаний, надо впитать целое море. По результатам ЕГЭ и вступительных экзаменов по химии и биологии поступили, успешно обучаются или окончили обучение Хуажева А. (Кубанский мед. университет, работает в г. Краснодаре), Шхалахова З. (Ленинградский мединститут, работает в г. Санкт-Петерберг), Лиева С. (Московский мединститут, работает в Москве), Псеунова Д. (Ростовский мединститут, работает в г. Ростове-на-Дону). Этот список можно продолжить.


В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники