Работа с одаренными детьми и подготовка учащихся к сдаче ЕГЭ
Автор: Бешукова Аширхан Исмаиловна Должность: учитель химии и биологии Учебное заведение: МБОУ "СШ № 19" Населённый пункт: аул Новая Адыгея Тахтамукайского района Республики Адыгея Наименование материала: методическая разработка Тема: Работа с одаренными детьми и подготовка учащихся к сдаче ЕГЭ Раздел: полное образование
Работа с одаренными детьми и подготовка учащихся к сдаче ЕГЭ
«Плохой учитель преподносит истину,
хороший – учит ее находить»
А.Дистервег
Каждый педагог решает для себя четыре главных вопроса: зачем учить, чему учить, как
учить, чем учить. Первый вопрос – самый важный и самый смысловой. Вопрос «чему учить»
относиться к содержанию образования «как учить» – к методам обучения, «чем учить» – к
инструментарию учителя. Изучение любой темы школьного курса должно быть направлено на
решение этих вопросов. Этому способствует правильная организация учебной деятельности
учащихся учителем.
При отсутствии самостоятельной деятельности и осознанности учащихся, знания
запоминаются механически, школьники не могут достичь высокого уровня системности и
знаний, что отражается на развитие умственных способностей учащихся. В основу обучения
должна быть положена формула «овладение = усвоение = применение знаний на практике».
Такая формула отражает процесс восприятия, осмысления, обобщения и систематизации.
Каждый ребенок от природы наделен способностями практически ко всем видам
человеческой деятельности. И если учитель создает условия, которые дадут возможность
каждому ученику поверить в отсутствие ограничений для творчества, тогда его воображение
будет направлено по пути поиска истинного решения и учитель добьется желаемых результатов.
Ведь в каждом ребенке есть искра познания. которую нужно и можно разжечь, затем бережно
поддерживать творческое горение.
Известно, что основной формой организации обучения остается урок. Говоря словами
Н.Е. Верзилина «Урок – это солнце, вокруг которого как планеты вращаются все формы
учебных занятий».
Однако в рамках школьной программы раскрыть природные возможности школьника, его
творческий потенциал в полной мере невозможно. Поэтому необходимо создание единой
системы образования, позволяющей не только привить интерес к химии, но и подготовить
школьников к исследовательской работе в области химии, а также создать условия для развития
навыков коллективного творчества. Составляющими такой системы являются факультативные
занятия, элективные курсы, деловые игры. И те и другие позволяют привить учащимся
устойчивый интерес к химии, развивают их самостоятельность, помогают определиться с
выбором будущей профессии, позволяют подготовить школьников к олимпиадам и к успешной
сдаче единого государственного экзамена.
С 2009/2010 учебного года в 10-11-х классах веду элективный курс «Химия в
повседневной жизни». Программа курса раскрывает учащимся интересные и важные стороны
практического использования химических знаний, успехи и возможности химии, которые
убедительно показывают, что без химической науки и без химических знаний человечество не
могло бы жить и творить. Данный элективный курс в определенной степени вызывает интерес к
химическим знаниям и помогают в выборе профессии.
Выполнение тестов, проведение диагностических контрольных работ по предмету,
индивидуальная работа на уроках позволяют подготовить учащихся к успешной сдаче ЕГЭ.
Тематические недели проводимые ежегодно в школе, делают ученика активным
участником, поскольку выполняя конкретную задачу при подготовке в рамках предметной
недели, учащийся выступает как партнер учителя. С точки зрения технологии и педагогики
предметные недели – это перевод процесса познания в деятельность.
Развитие творческих способностей у школьников также является одним из элементов
работы с одаренными детьми. Научить творчеству нельзя, но можно создать условия
способствующие формированию творческой личности. Помочь ребенку открыть себя,
познакомиться с самим собой, познакомиться с тем, которого ты еще не знал раньше – это
возможно и нужно делать.
Как известно, первый этап Всероссийской олимпиады школьников начинается в октябре-
ноябре. К этому времени начинаю готовить своих учеников, при этом очень важно, чтобы
задачи были разнообразными, предполагали проверку знания особенностей превращений тех
или иных веществ, умений распознавать вещества, проводить расчеты по формулам и
уравнениям химических реакций, кроме того были бы разноуровневыми. Для ориентира
использую задания районных, республиканских, зональных олимпиад и различные задачи
повышенного уровня сложности, а также тестовые задания из КИМов ЕГЭ
Очень важно заинтересовать ученика изучаемым материалом. Этому способствует
использование дидактических сказок, рассказов. Например:
1. Сказка про капельку воды.
2. История с невидимыми чернилами.
3 Жила-была поваренная соль.
4 Волшебники злого города.
5 Сказка о том, как водород искал себе жену.
6. Сказка о том, как образовалась серная кислота.
7. Кто важнее? и др.
Использование этих сказок также позволяют установить контакт с ребенком,
активизировать познавательные и психические процессы, стимулирует детское творчество. Ведь
сказки «разговаривают» с учеником на эмоционально насыщенном близком ему языке без
прямого наставления. В дидактической сказке есть одушевленные герои, решать задачи за
которых могут только учащиеся. Такие сказки я использую не только при изучении нового
материала, но и при закреплении соответствующих тем и на внеклассных мероприятиях. Все
это помогает более заинтересованно готовится к олимпиадам и к единому государственному
экзамену.
Деловая учебная игра также стимулирует формирование практических навыков, развивает
воображение и интуицию. Она меняет мотивы учения, знания обеспечивают успех школьников
в реальном для них процессе. Например, в 8классе при изучении темы «Химическая связь» и в
11 классе при повторении темы «Виды химической связи» провожу учебную игру «Урок
дипломатии». На таких уроках вместо одного изложения темы ребята слушают сказку, в которой
герои рассказывают о тех превращениях, о которых идет речь, однако о вполне серьезных
вещах.
Факультативные занятия и кружки по предмету также позволяют привить учащимся
устойчивый интерес к предмету, развивать их самостоятельность, благотворно влияют на выбор
профессии, позволяют подготовить школьников к олимпиадам и к успешной сдаче единого
государственного экзамена. Используемая мною система работы с одаренными детьми,
обеспечивает хорошую успеваемость учащихся на базовом уровне, позволяет значительной
группе освоить химию на повышенном уровне а также успешно участвовать в олимпиадах и по
результатам ЕГЭ поступать и успешно обучаться в различных вузах Москвы, Санкт-Петербурга,
Краснодара, Ростова, Рязани, Майкопа.
Когда Адыгея входила в состав Краснодарского края, мои ученики становились
победителями и призерами краевых олимпиад,
Только, начиная с 1998 года по 2009 год 25 моих учеников были победителями районных
олимпиад, половина из них – победители и призеры республиканских олимпиад,
В 1998 году 3 моих учеников были участниками республиканской олимпиады школьников
по химии:
Вороков Азамат (9 класс), занял 2-ое место, окончил МГТУ, факультет Виноделия.
Конова Оксана (10 класс) –3 место – врач Республиканской больницы.
Суковицин Дмитрий (11класс) –3 место.
В течение 6-ти лет подряд в состав районной команды входило 2 моих ученика. В
последующие годы по 1 ученику:
1999 год – Вороков Азамат (10 класс), диплом 2 степени.
2000 год – Вороков Азамат (11класс), диплом 3 степени.
2002 год – Хуажев Мурат (10класс), обладатель диплома 2 степени.
2003 год – Киржинова Аминат, диплом 3 степени.
Министерством образования и науки Республики Адыгея только с 2005 по 2009 год по
результатам участия в региональных федеральных окружных этапах Всероссийской олимпиады
школьников по химии Почетными грамотами, Дипломами, медалями и ценными подарками
награждены следующие мои ученики:
2005 год – Ордокова Аминат (9класс), Диплом 1 степени.
Киржинова Аминат (11класс), Диплом 1 степени, врач республиканской больницы.
Плищук Роман (11класс), Диплом 3 степени, студент Санкт-Петербургской Военно-
медицинской академии.
2006 год – Ордокова Аминат (10класс), Диплом 2степени.
На
IV федеральном окружном этапе, который проходил в г. Астрахани в 2006 году
Ордокова Аминат за оригинальное решение расчетной задачи была награждена ценным
подарком и Почетной грамотой «За счастливые сновидения»
2007 год – Ордокова Аминат (11класс), Диплом 2 степени.
Машукова Мадина (9класс), Диплом 1степени.
В 2007 году обе приняли участие в
IV федеральном окружном этапе Всероссийской
олимпиады школьников по химии в г. Элиста.
Машукова Мадина удостоена Диплома 2 степени, уступив Дипломанту1 степени лишь
2,75 балла и была награждена медалью и ценным подарком.
2008 год – Машукова Мадина (10класс), Диплом 3 степени.
2009 год – Машукова Мадина (11класс), Диплом 2 степени.
Научное общество Благотворительный фонд наследия Д.И. Менделеева при МГУ
им. М.В.Ломоносова «Путь к Олимпу» по результатам участия в региональных и зональных
олимпиадах, Машукову М. пригласили в МГУ и в составе команды Кабардино-Балкарии с 6 по
12 октября 2009 года прослушала спецкурс по химии.
Ордокова Аминат и Машукова Мадина окончили Кубанскую Медицинскую Академию с
отличием, получали стипендию имени Т. Керашева, учрежденную администрацией МО
«Кошехабльский район», обе работают врачами в городе Краснодаре.
С 2009/2010 учебного года работаю в МБОУ СОШ № 19 а. Новая Адыгея.
Ежегодно выпускники 9-х и 11-х классов успешно сдают экзамены по химии и биологии.
2010 год – Барчо Аминет (11 класс) получила 74 балла по биологии, окончила КубГУ
биологический факультет по специальности биоэколог.
2010 год – Енух Мариет (9 класс) Краснодарский медицинский колледж.
2010 год – Догомук Бэлла (8 класс) за активное участие в республиканской заочной
олимпиаде школьников по экологии, биологии и охране природы по теме :«Соседи по планете»
награждена благодарственным письмом.
2011 год – Догомук Бэлла (9 класс) – 32 балла (отлично) – Краснодарский медицинский
колледж.
2012 год – Хот Альберт (9 класс), 27баллов (отлично) – КГУ Институт начального и
среднего профессионального образования (фармация)
2012 год – Молочинская Дарья (11 класс) – Кубанский государственный аграрный
университет (садоводство и виноградорство)
2013 год – Мамедова Руфина (9 класс), 29 баллов (отлично) – Краснодарский медицинский
колледж
2013 год – Яушева Аида получила по биологии 82 балла, по химия 80 баллов, поступила в
Кубанский государственный медицинский университет (стоматологический факультет)
2013 год – Туркав Светлана, 62 балла – Краснодарский медицинский колледж
(стоматология).
2014 год – Чемсо Руслан – призер районной олимпиады по биологии, ныне студент
Кубанского медицинского университета.
В январе 2013 года Центр поддержки талантливой молодежи проводил Всероссийскую
заочную олимпиаду по химии. В ней приняли участие двое моих учеников; Ахадов Заробиддин
(2-ое место в регионе), Мамедова Руфина (1-ое место по региону).
2015 год – из 5 выпускников 11 класса по результатам ЕГЭ двое Ахадов Заробиддин и
Барчо Бэлла поступили в Кубанский государственный медицинский университет.
В 2015/2016 учебном году двое из 6 выпускников 11 класса собираются поступать в
Кубанский государственный медицинский университет.
За достигнутые успехи в реализации республиканской целевой программы «Одаренные
дети» Министерством образования и науки Республики Адыгея и администрацией МО
«Кошехабльский район» неоднократно награждена денежными премиями и Почетными
грамотами.
Подводя итоги, хочу сказать; из урока в урок, изо дня в день нужно вести каждого ребенка
по дороге самосовершенствования. Такова технология нашего труда. Чтобы дать искорку
знаний, надо впитать целое море.
По результатам ЕГЭ и вступительных экзаменов по химии и биологии поступили,
успешно обучаются или окончили обучение Хуажева А. (Кубанский мед. университет, работает
в г. Краснодаре), Шхалахова З. (Ленинградский мединститут, работает в г. Санкт-Петерберг),
Лиева С. (Московский мединститут, работает в Москве), Псеунова Д. (Ростовский мединститут,
работает в г. Ростове-на-Дону). Этот список можно продолжить.