Напоминание

Вводный урок на тему "Язык и речь"


Автор: Авдеева Марина Михайловна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ СОШ №82
Населённый пункт: п.Ксеньевка, Могочинский район, Забайкальский край
Наименование материала: конспект вводного урока в 5 классе
Тема: Вводный урок на тему "Язык и речь"
Раздел: среднее образование





Назад





5класс Вводный урок на тему «Язык и

речь. Язык и общение»
Авдеева Марина Михайловна учитель русского языка и литературы
Цель:
1. Познакомить со значениями слов “речь”, “язык”, “слово”, 2. Развивать умение отличать значения данных слов в контексте. 3. Формировать навык работы со словарями. 4. Воспитывать любовь к родному языку.
Оборудование:
выставка словарей: несколько томов из “Словаря современного русского литературного языка”, “Толковый словарь живого великорусского языка” В.И.Даля (несколько томов), “Толковый словарь русского языка” С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой (любые издания).
Ход урока

II. Вступительное слово учителя.
Задумывались ли вы над тем, что такое язык? Один человек говорит, другой слушает и понимает его. Вы читаете книгу, газету, журнал и тоже понимаете, что написано. С помощью слов (устно или письменно) человек выражает свои мысли и передает их другим. И это происходит, благодаря языку. Лев Успенский в своей замечательной книге “Слово о словах” пишет: “Язык – удивительное орудие, посредством которого люди, общаясь между собой, предают друг другу свои мысли… Не случайно у многих народов два предмета, ничем не похожих один на другой, – мясистый подвижный орган вкуса, помещающийся во рту, и человеческая способность говорить и понимать собеседника – издавна именуются одним и тем же словом”. (Запишите в тетради тему нашего урока “Язык и человек. Язык и речь”).
II. Выставка словарей на классной витрине.
1. Слово учителя. Каждый из вас, ребята, может научиться писать так хорошо, как Лев Успенский, если с желанием, серьезно, с любовью будет изучать свой родной язык. А русский язык – язык великого народа, – один из богатейших языков мира. Пред вами несколько томов Словаря современного русского литературного языка. Всего таких томов семнадцать, и в них записано 120480 слов! Это великое богатство. Русский язык, как и другие языки мира, все время развивается, обогащается новыми словами. И каждое слово имеет свою историю. Узнавать историю слов, догадываться об их происхождении – очень увлекательное занятие. Вспомним рассказ К.Г.Паустовского о встрече с лесником, который любил искать
словам объяснение, и это занятие доставляло ему большую радость. “Найдешь слову объяснение и радуешься!” – признавался он писателю. Вот это один из томов словаря В.И.Даля, который точно называется “Толковый словарь живого великорусского языка”. В нем собрано 200 000 слов, пословиц и поговорок. И, наконец, “Толковый словарь русского языка” С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой, в который мы с вами будем заглядывать почти на каждом уроке. А начнем прямо сейчас.
III. Словарная работа.
– Оказывается слово “речь” многозначное. Заглянем в словарную стаью. 1. Способность говорить, говорение. Владеть речью. Дар речи. 2. Разновидности или стили языка. Устная и письменная речь. 3. Звучащий язык. Русская речь музыкальна. 4. Разговор. Беседа. Умные речи приятно слушать. 5. Публичное выступление. Выступать с речью. – В толковом словаре есть словарная статья к слову “слово” – “единица речи”, “речь”. Оба эти значения неразрывно связаны. (Аналогичная работа проводится со словом “язык”.) – Слово “язык” тоже многозначное: 1. Исторически сложившаяся система звуковых, словарных и грамматических средств, являющихся орудием общений, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе. Великий русский язык. Славянские языки. 2. Совокупность средств выражения в словесном творчестве (стиль). Язык Пушкина. Язык писателей. 3. Речь, способность говорить. Лишиться языка. Больной лежит без языка и без движений. 4. Система знаков (звуков, сигналов), передающих информацию. Язык пчел. Язык животных. Язык дорожных знаков. 5. Переносное. То, что выражает, объясняет собой что-нибудь (о предметах и явлениях). Язык фактов. Язык танца. 6. Переносное. Пленный, захваченный для получения нужных сведений. (разговорное). Взять, привести языка.
IV. Выборочный диктант.
– Мы познакомились со значениями слова “речь”. Давайте поучимся различать значения этого слова в предложениях. Запишем их и в скобках обозначим цифрой значение 1, 2, 3, 4 или 5. 1) Отовсюду были слышны поздравительные речи.
(5.)
2) Об этом не может быть и речи.
(4.)
3) У этого мальчика затруднительная речь.
(1.)
4) Звучит многоязычная речь.
(3.)

5) В обыденной жизни мы пользуемся раз говорной речью.
(2.)
6) О чем речь?
(5.)
– А в каком из этих пяти значений слово “речь” употреблено в теме нашего урока?
(1.)

Вывод:
Русский язык (русскую речь) мы изучаем для того, чтобы точно, ярко, образно выражать свои мысли устно и письменно. Нам надо научиться рассказывать и писать так, чтобы слушающим и читающим было не только понятно, но и интересно. – Кстати, книга Л.Успенского называется “Слово о словах”. В каких значениях слово “слово” употребляется в первом и во втором случае? (Речь о языке).
V. Работа с текстом “Язык”.
(Текст должен быть распечатан для каждого учащегося.) 1. Чтение текста учителем. Язык. Знаменитый баснописец Древней Греции Эзоп был рабом философа Ксанфа. Однажды Ксанф захотел пригласить гостей и приказал Эзопу приготовит самое лучшее. Эзоп купил языки и приготовил из них три блюда. Ксанф спросил, почему Эзоп подает только языки. Эзоп ответил: “Ты велел купить самое лучшее. А что на свете может быть лучше языка! При помощи языка строятся города, развивается культура народов. При помощи языка мы изучаем науки и получаем знания, при помощи языка люди могут объясняться друг с другом, решать различные вопросы, просить, приветствовать, мириться, давать, получать, выполнять просьбы, вдохновлять на подвиги, выражать радость. Ласку, объясняться в любви. Поэтому нужно думать, что нет ничего лучше языка”. Такое рассуждение пришлось по сердцу Ксанфу и его гостям. В другой раз Ксанф распорядился, чтобы Эзоп приобрел к обеду самое худшее. Эзоп опять пошел покупать языки. Все удивились этому. Тогда Эзоп начал объяснять Ксанфу: “Ты велел мне сыскать самое худшее. А что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают и разочаровывают друг друга, посредством языка можно лицемерить, лгать, обманывать, хитрить, ссориться. Язык может сделать людей врагами, он может развязать войну, он приказывает разрушать города и даже целые государства, он может вносить в нашу жизнь горе и зло, предавать, оскорблять. Может ли быть что-нибудь хуже языка?! Предание говорит, что не всем гостям было приятно слышать этот ответ Эзопа. 2.Словарная работа (Ксанф, Эзоп, Древняя Греция, предание). 3. Вопросы и задания: – Почему баснописец Эзоп в одном случае говорит, Что лучше языка ничего на свете нет, в другом – утверждает, что язык – это самое худшее, что есть на свете? Как понять это противоречие? – Спишите из текста те предложения, в которых говорится о языке как о речи. – Что общего в рассказе о баснописце Эзопе и в высказывании Л.Н.Толстого?
“Слово – дело великое. Великое, потому что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти. Берегитесь такого слова, которое разъединяет людей?” – К чему призывает Л.Н.Толстой?
VI. Вывод.
Слово учителя. Закончить наш разговор о языке мне хочется диалогом из рассказа М.Горького: – Ты таким языком со мной не смей говорить! –А у меня один язык (Высовывает язык, показывает), и я со всеми им говорю. Ребята, я думаю всем понятно, в каких значениях употреблено слово “Язык”. Ведь мы сегодня говорили об этом целый урок.
VII. Домашнее задание.
Подобрать пословицы и поговорки со словами “речь”, “язык” и “слово”.


В раздел образования