Автор: Авдеева Марина Михайловна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МОУ СОШ №82 Населённый пункт: п.Ксеньевка, Могочинский район, Забайкальский край Наименование материала: конспект вводного урока в 5 классе Тема: Вводный урок на тему "Язык и речь" Раздел: среднее образование
речь. Язык и общение»
Авдеева Марина Михайловна учитель русского языка и литературы
Цель:
1.
Познакомить со значениями слов “речь”, “язык”, “слово”,
2.
Развивать умение отличать значения данных слов в контексте.
3.
Формировать навык работы со словарями.
4.
Воспитывать любовь к родному языку.
Оборудование: выставка словарей: несколько томов из “Словаря современного русского
литературного языка”, “Толковый словарь живого великорусского языка” В.И.Даля
(несколько томов), “Толковый словарь русского языка” С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой
(любые издания).
Ход урока
II. Вступительное слово учителя.
Задумывались ли вы над тем, что такое язык? Один человек говорит, другой слушает и
понимает его. Вы читаете книгу, газету, журнал и тоже понимаете, что написано. С
помощью слов (устно или письменно) человек выражает свои мысли и передает их
другим. И это происходит, благодаря языку.
Лев Успенский в своей замечательной книге “Слово о словах” пишет: “Язык –
удивительное орудие, посредством которого люди, общаясь между собой, предают друг
другу свои мысли… Не случайно у многих народов два предмета, ничем не похожих один
на другой, – мясистый подвижный орган вкуса, помещающийся во рту, и человеческая
способность говорить и понимать собеседника – издавна именуются одним и тем же
словом”.
(Запишите в тетради тему нашего урока “Язык и человек. Язык и речь”).
II. Выставка словарей на классной витрине.
1. Слово учителя.
Каждый из вас, ребята, может научиться писать так хорошо, как Лев Успенский, если с
желанием, серьезно, с любовью будет изучать свой родной язык. А русский язык – язык
великого народа, – один из богатейших языков мира. Пред вами несколько томов Словаря
современного русского литературного языка. Всего таких томов семнадцать, и в них
записано 120480 слов! Это великое богатство. Русский язык, как и другие языки мира, все
время развивается, обогащается новыми словами. И каждое слово имеет свою историю.
Узнавать историю слов, догадываться об их происхождении – очень увлекательное
занятие. Вспомним рассказ К.Г.Паустовского о встрече с лесником, который любил искать
словам объяснение, и это занятие доставляло ему большую радость. “Найдешь слову
объяснение и радуешься!” – признавался он писателю.
Вот это один из томов словаря В.И.Даля, который точно называется “Толковый словарь
живого великорусского языка”. В нем собрано 200 000 слов, пословиц и поговорок.
И, наконец, “Толковый словарь русского языка” С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой, в который
мы с вами будем заглядывать почти на каждом уроке.
А начнем прямо сейчас.
III. Словарная работа.
– Оказывается слово “речь” многозначное. Заглянем в словарную стаью.
1.
Способность говорить, говорение. Владеть речью. Дар речи.
2.
Разновидности или стили языка. Устная и письменная речь.
3.
Звучащий язык. Русская речь музыкальна.
4.
Разговор. Беседа. Умные речи приятно слушать.
5.
Публичное выступление. Выступать с речью.
– В толковом словаре есть словарная статья к слову “слово” – “единица речи”, “речь”. Оба
эти значения неразрывно связаны.
(Аналогичная работа проводится со словом “язык”.)
– Слово “язык” тоже многозначное:
1.
Исторически сложившаяся система звуковых, словарных и грамматических
средств, являющихся орудием общений, обмена мыслями и взаимного понимания
людей в обществе. Великий русский язык. Славянские языки.
2.
Совокупность средств выражения в словесном творчестве (стиль). Язык Пушкина.
Язык писателей.
3.
Речь, способность говорить. Лишиться языка. Больной лежит без языка и без
движений.
4.
Система знаков (звуков, сигналов), передающих информацию. Язык пчел. Язык
животных. Язык дорожных знаков.
5.
Переносное. То, что выражает, объясняет собой что-нибудь (о предметах и
явлениях). Язык фактов. Язык танца.
6.
Переносное. Пленный, захваченный для получения нужных сведений.
(разговорное). Взять, привести языка.
IV. Выборочный диктант.
– Мы познакомились со значениями слова “речь”. Давайте поучимся различать значения
этого слова в предложениях. Запишем их и в скобках обозначим цифрой значение 1, 2, 3, 4
или 5.
1) Отовсюду были слышны поздравительные речи. (5.)
2) Об этом не может быть и речи. (4.)
3) У этого мальчика затруднительная речь. (1.)
4) Звучит многоязычная речь. (3.)
5) В обыденной жизни мы пользуемся раз говорной речью. (2.)
6) О чем речь? (5.)
– А в каком из этих пяти значений слово “речь” употреблено в теме нашего урока? (1.)
Вывод: Русский язык (русскую речь) мы изучаем для того, чтобы точно, ярко, образно
выражать свои мысли устно и письменно. Нам надо научиться рассказывать и писать так,
чтобы слушающим и читающим было не только понятно, но и интересно.
– Кстати, книга Л.Успенского называется “Слово о словах”. В каких значениях слово
“слово” употребляется в первом и во втором случае? (Речь о языке).
V. Работа с текстом “Язык”. (Текст должен быть распечатан для каждого учащегося.)
1. Чтение текста учителем.
Язык.
Знаменитый баснописец Древней Греции Эзоп был рабом философа Ксанфа. Однажды
Ксанф захотел пригласить гостей и приказал Эзопу приготовит самое лучшее. Эзоп купил
языки и приготовил из них три блюда. Ксанф спросил, почему Эзоп подает только языки.
Эзоп ответил: “Ты велел купить самое лучшее. А что на свете может быть лучше языка!
При помощи языка строятся города, развивается культура народов. При помощи языка мы
изучаем науки и получаем знания, при помощи языка люди могут объясняться друг с
другом, решать различные вопросы, просить, приветствовать, мириться, давать, получать,
выполнять просьбы, вдохновлять на подвиги, выражать радость. Ласку, объясняться в
любви. Поэтому нужно думать, что нет ничего лучше языка”.
Такое рассуждение пришлось по сердцу Ксанфу и его гостям.
В другой раз Ксанф распорядился, чтобы Эзоп приобрел к обеду самое худшее.
Эзоп опять пошел покупать языки. Все удивились этому.
Тогда Эзоп начал объяснять Ксанфу: “Ты велел мне сыскать самое худшее. А что на свете
хуже языка? Посредством языка люди огорчают и разочаровывают друг друга,
посредством языка можно лицемерить, лгать, обманывать, хитрить, ссориться. Язык
может сделать людей врагами, он может развязать войну, он приказывает разрушать города
и даже целые государства, он может вносить в нашу жизнь горе и зло, предавать,
оскорблять. Может ли быть что-нибудь хуже языка?!
Предание говорит, что не всем гостям было приятно слышать этот ответ Эзопа.
2.Словарная работа (Ксанф, Эзоп, Древняя Греция, предание).
3. Вопросы и задания:
– Почему баснописец Эзоп в одном случае говорит, Что лучше языка ничего на свете нет, в
другом – утверждает, что язык – это самое худшее, что есть на свете? Как понять это
противоречие?
– Спишите из текста те предложения, в которых говорится о языке как о речи.
– Что общего в рассказе о баснописце Эзопе и в высказывании Л.Н.Толстого?
“Слово – дело великое. Великое, потому что словом можно соединить людей, словом
можно и разъединить их, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде
и ненависти. Берегитесь такого слова, которое разъединяет людей?”
– К чему призывает Л.Н.Толстой?
VI. Вывод.
Слово учителя.
Закончить наш разговор о языке мне хочется диалогом из рассказа М.Горького:
– Ты таким языком со мной не смей говорить!
–А у меня один язык (Высовывает язык, показывает), и я со всеми им говорю.
Ребята, я думаю всем понятно, в каких значениях употреблено слово “Язык”. Ведь мы
сегодня говорили об этом целый урок.
VII. Домашнее задание. Подобрать пословицы и поговорки со словами “речь”, “язык” и
“слово”.