Напоминание

Логопедический кружок «Говоруша» для средней группы


Автор: Шарапова Светлана Владимировна
Должность: Старший воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад № 99 о.в."
Населённый пункт: Магнитогорск
Наименование материала: Дополнительная общеобразовательная программа
Тема: Логопедический кружок «Говоруша» для средней группы
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 99 общеразвивающего вида» города Магнитогорска

ПРИНЯТО

на Педагогическом совете

Протокол от 25.05.2018 г. № 5

УТВЕРЖДЕНО

приказом от 25.05.2017 г. № 30/1-П

по МДОУ «Д/с № 99 о.в.» г. Магнитогорска

заведующий _____________ Л.И.Кудрина

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

логопедического кружка «Говоруша» на 2018 – 2019 учебный год

Руководитель: Шарапова С.В.

воспитатель

Магнитогорск 2018 год

Содержание

1

1.

Целевой раздел

3

1.1.

Пояснительная записка

3-4

1.2.

Цели и задачи реализации дополнительной общеобразовательной

общеразвивающей программы

4

1.3.

Планируемые результаты освоения дополнительной

общеобразовательной общеразвивающей программы

4

2.

Содержательный раздел

5

2.1.

Направления и содержание работы при реализации дополнительной

общеобразовательной общеразвивающей программы

5-6

2.2.

Объем образовательной нагрузки по дополнительной

общеобразовательной общеразвивающей программе

6

2.3.

Календарное планирование образовательной деятельности по

дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе

6-21

2.4.

Педагогическая диагностика усвоения дополнительной

общеобразовательной общеразвивающей программы

21

2.5.

Особенности взаимодействия с семьей обучающихся по дополнительной

общеобразовательной общеразвивающей программе

27

3.

Организационный раздел

27

3.1

Описание материально-технического обеспечение дополнительной

общеобразовательной общеразвивающей программы

27

3.2

Программно-методическое обеспечение дополнительной

общеобразовательной общеразвивающей программы

28

1. Целевой раздел

2

1.1.Пояснительная записка

Развитие речи – одна из важнейших задач воспитания детей дошкольного возраста.

Решение этой задачи предполагает совершенствование звуковой стороны речи ребенка, то

есть

произношения

звуков,

увеличение

словарного

запаса

и

формирование

грамматического строя речи.

Интеллектуальное

воспитание

ребенка

неразрывно

связано

с

его

правильно

поставленной

речью.

Речь

ребенка

формируется

и

развивается

на

примере

речи

окружающих

его

близких

и

родных

ему

людей.

Ребенок,

начинающий

понимать

обращенную к нему речь взрослых, с раннего детства пытается воспроизводить звуки и

слова,

учится

воспринимать

окружающий

мир.

Что

влечет

за

собой

развитие

речи.

Правильное и четкое произношение ребенку необходимо для того, чтобы его речь была

понятной для окружающих, а неправильное произношение может мешать пониманию

самим ребенком речи других.

Некоторые

родители

считают,

что

звукопроизношение

у

ребенка

развивается

непроизвольно,

и

он

самостоятельно,

постепенно

и

непринужденно

овладевает

правильным

произношением

звуков,

слов

т.д.

На

самом

деле

взрослые

должны

непосредственно участвовать в процессе формирования детской речи, так как речевые

недостатки, укоренившись в детстве, в дальнейшем преодолеваются намного труднее и не

позволяют ребенку полноценно развиваться.

Если ребенок неправильно произносит отдельные звуки речи, то, следовательно, он

неправильно

выговаривает

слова,

строит

предложения.

Отсюда

могут

возникнуть

трудности в общении ребенка со сверстниками и взрослыми: скоро он почувствует себя

неполноценным,

все

чаще

станет

отмалчиваться,

так

постепенно

будет

развиваться

неуверенность в себе. Такие дети, поступив в школу, очень плохо пишут и читают.

Чем раньше будут приняты необходимые меры для улучшения речевого развития

ребенка,

тем

полноценнее

будет

и

его

общее

развитие.

Кроме

того,

непринятие

своевременных мер по формированию правильного звукопроизношения ведет к тому, что

у

ребенка

при

произнесении

ряда

звуков

закрепится

неправильная

артикуляция,

и

исправить этот недостаток в дальнейшем будет довольно сложно.

1.2. Цель и задачи реализации Программы

Программа логопедического кружка «Говоруша» по развитию и коррекции речи

составлена для детей 3-5 лет, которые еще не посещают логопедические занятия на

логопункте.

При составлении программы были использованы методические разработки ряда

известных

авторов

В.В.

Коноваленко,

С.В.

Коноваленко

и

других

авторов,

а

также

собственные разработки по развитию мелкой моторики рук у детей с нетрадиционными

предметами.

Цель программы – совершенствование и коррекция звуковой стороны речи детей 3-

5

лет,

то

есть

произношения

звуков,

увеличение

словарного

запаса и формирования

грамматического строя речи, посредством игровых технологий.

Основные задачи:

3

Развитие у детей речевой активности, фразовой и связной речи, обогащение

словарного запаса, грамматического строя речи.

Развитие,

уточнение

основных

движений

органов

речи

у

детей

(язык,

челюсти, губы), посредством артикуляционной речевой гимнастики.

Развитие

у

детей

фонематического

(звукового)

слуха,

умения

управлять

своим голосовым аппаратом (менять громкость, высоту голоса, темп речи, речевого

дыхания).

Развитие у детей мелкой пальцевой моторики, посредством пальчиковой

гимнастики, самомассаж кистей рук с нетрадиционными предметами и т.д.

Организация процесса обучения подчинена принципу последовательного решения

частных задач с использованием при этом многообразных методических приемов, что

обеспечивает прогресс в развитии речи у детей для активного коммуникативного общения

с окружающими.

1.3.

Планируемые результаты освоения Программы

1. Развитие речевого дыхания и правильной артикуляции;

2. Овладение упражнениями на развитие правильного физиологического дыхания;

3. Усвоение достаточного лексического запаса, грамматических форм речи;

4. Умение использовать коммуникативные навыки общения со сверстниками и

взрослыми;

5. Развитие мелкой моторики пальцев рук.

6.Развитие у детей речевой активности, фразовой и связной речи, обогащение

словарного запаса, грамматического строя речи.

7.Развитие, уточнение основных движений органов речи у детей (язык, челюсти,

губы), посредством артикуляционной речевой гимнастики.

8.Развитие у детей фонематического (звукового) слуха, умения управлять своим

голосовым аппаратом (менять громкость, высоту голоса, темп речи, речевого дыхания)

Формы подведения итогов:

контрольные занятия;

итоговое занятие;

открытые занятия для родителей.

4

2.Содержательный раздел

2.1. Направления и содержание работы при реализации программы.

Основные принципы построения программы:

Организация процесса обучения подчинена принципу последовательного решения

частных задач с использованием при этом многообразных методических приемов, что

обеспечивает прогресс в развитии речи у детей для активного коммуникативного общения

с окружающими. Программа логопедического кружка «Говоруша» рассчитана на обучение

детей в возрасте от 3 до 5 лет, и меющими речевые недостатки. Программа рассчитана на

1 год обучения и реализуется на базе МДОУ д/с № 99 о.в.

Количество занятий в неделю: 2

Количество занятий в месяц: 8.

Количество занятий в год: 64.

Формы проведения занятий и методы:

фронтальные и подгрупповые;

рассматривание разнообразных игрушек;

составление описательные рассказов, сказочные путешествия;

дидактические подвижные игры на звукоподражание;

драматизация сказок и произведений;

заучивание считалок, загадок и стихов;

использование мультимедиа;

песочная терапия, пальчиковый сухой бассейн и т.п.

2.2. Объем образовательной нагрузки по дополнительной

общеобразовательной общеразвивающей программе

Регламентирование дополнительной общеобразовательной общеразвивающей

программы «Говоруша»

График работы кружка

«Говоруша» на 2018-2019 год

Средняя группа

Мероприятия

Количество

дней в неделю

Время

проведения

Ответственный

1

Кружок

2 раз в неделю

Шарапова С.В.

5

«Говоруша»

Вторник

четверг

16.00-16.20

16.00-16.20

2.3 Календарное планирование образовательной деятельности по дополнительной

общеобразовательной общеразвивающей программе

СРЕДНЯЯ ГРУППА

Общее количество часов – 72

Количество в неделю - 2

сентябрь

№/п

Развитие

артикуляци

онного

аппарата

Развитие

мелкой

моторики

рук

Развитие

фонемати

ческого

слуха

Развитие

дыхания

Развитие связной речи,

обогащение словаря

1.

Артик. упр.

для губ и

языка с

картинками

стихами.

Упр.

«Кольцо»,

«Ушки»,

«Рожки»,

«Ножки

шагают»,

«Очки» и

др.

Упр.

«Послушае

м звуки

вокруг

нас»

Упр.

«Сдуй

ватный

шарик»

Повторение стихотворений

А. Барто из серии

«Игрушки»

2.

Артик. упр.

для губ и

языка с

картинками

и стихами.

Упражнени

я со

шнуровкам

и

«Зашнуруй

сапожки».

Упр.

«Определи

1-й

гласный

звук в

слове»

Упр.

«Подуй

на

цветок»

Повторение стихотворений

А.Барто из серии

«Игрушки»

3.

Динамическ

ие артик.

упр. для губ

и языка.

Упр. «Где

комарики

живете?»,

повторени

е упр. без

Упр.

«Узнай по

губам,

какой звук

я хочу

Упр.

«Загони

мяч в

ворота»

Пересказ сказки «Колобок»,

с показом н/театра

6

стихов.

сказать»

4.

Динамическ

ие артик.

упр. для губ

и языка.

Упр. со

шнурками

«Продень

шнурок в

пуговицу»

Упр.

«Принеси

картинку с

заданным

звуком»

Упр.

«Подуй

на

полоску

бумаги»

Пересказ сказки

«Теремок»», с показом

н/театра

5.

Артик, упр.

для быстрой

переключае

мости языка

Упр.

«Жуки»,

«Змейки»,

«Птицы»,

без стихов.

Упр.

«Большие

и

маленькие

насосы»

Упр.

«Сдуй

листок»

Пересказ сказки «Волк и

семеро козлят», с показом

н/театра

6.

Арт. упр.

для быстрой

переключае

мости

языка.

Упр. с

желудями,

пост роить

фигуры:

змейка,

бусы,

гусеница и

т.п.

Упр.

«Жучки и

комарики»

Упр.

«Сдуй

бабочку

со

цветка»

Закрепить приметы и

признаки осени,

рассмотреть картинки.

7.

Упр. для

постановки

звука «Л» -

«Почистим

зубки»,

«Прикуси

язычок» и

др.

Упр. «Мы

писали…»,

повторени

е «Где

комарики

живете?»

Упр.

«Змейки

большие и

маленькие

»

Упр.

«Лодочки

плывут

по реке»

Д/игра «Когда это бывает?»

(времена года)

8.

Упр. для

постановки

звука «Л» -

«Почистим

зубки»,

«Прикуси

язычок» и

др.

Упр. с

желудями,

насыпанны

ми в

ёмкость

Упр.

«Послуша

й и назови,

кто издает

звук?»

Упр.

«Подуй

на

шарик»

Подбор эпитетов к слову

«Осень», д/игра «Подбери

картинку».

7

октябрь

1.

Знакомство

с органами

артик.

аппарата,

упр. для

язычка и

губ.

Упр. со

стихами

«Мальчик

с пальчик»,

упр.

«Грабли»

Различени

е

неречевых

звуков

Упр.

«Сдуй

пушинку

»

Внесение и описание

мягкой игрушки – мишки,

заучивание стих.

2.

Артикуляци

онные упр.

для

челюстей, с

карточками

Упр.

«Семья»,

Упр. с

гранеными

карандаша

ми.

Различени

е звучания

музыкальн

ых.

Инструмен

тов

Упр.

«Подуй

на

осенний

листок»

Закрепление названия

домашних птиц, заучивание

потешки.

3.

Повторение

упр. для

челюстей

Упр.

«Ёжик»,

повторени

е упр. с

карандаша

ми

Упр. «

Угадай,

кто

кричит?»

Упр.

«Подуй в

бутылочк

у»

Описание мягкой игрушки

кошки, зауч. «Кисонька-

Мурысонька»

4.

Арт. упр.

для губ

«Улыбка»,

«Трубочка»,

«Хоботок»

Упр.

«Скачет

зайка

косой»,

повт. упр.

со

стихами.

Игра

«Телефон»

,

различение

в начале

слова

гласных

звуков

Упр.

«Загони

мяч в

ворота»

Д/игра «Волшебный

мешочек», различение

овощей и фруктов

5.

Повторить

упр. для губ,

добавить

новые

Упражнени

я с

разноцветн

ыми

прищепка

ми

Упр.

«Большие

и

маленькие

барабаны»

Упр.

«Сдуй

шарики»

Описание игрушки ёжика,

зауч. потешки «Жадина»

8

6.

Комплекс

арт. упр. для

губ, с

использ.

карточек

Упр. со

стихами

«Капуста»,

повторени

е

«Семья»,

«Зайка»

Д/игра

«Колоколь

чики Динь-

Дон»

Упр.

«Сдуй

бабочку»

Д/игра «Собери овощи и

фрукты в корзины» ,

классификация.

7.

Комплекс

арт.

гимнастики

для губ и

челюстей

Массаж с

мячами с

шипами,

упр.

«Солнышк

о»

Д/игра

«Живые

звуки» (на

полянке)

Упр.

«Сдуй

кольца у

клоуна»

Сравнение игрушек кошек

(мягкой и резиновой).

8.

Комплекс

арт.

гимнастики

для губ и

челюстей.

Массаж с

мячами с

шипами и

упр. с

прищепка

ми.

Упр.

«Лягушка

и

лягушата»

Упр.

«Подуй

на

полоски

бумаги»

Д/игра «Узнай овощи и

фрукты по описанию»,

загадки.

ноя

брь

1.

Артик. упр.

для языка

«Лопаточка»

,

«Стрелочка»

, «Часики»

Упр.

«Вышли

пальчики

гулять»,

повтор

других

упр. со

стихами

Упр.

«Жуки

летают,

жужжат»

Упр.

«Сдуй

бабочку с

цветка»

Описание мягкой игрушки

собаки, загадки.

2.

Артик. упр

для губ и

языка, «Наш

забавный

язычок»,

разучивание

Массаж с

еловыми

шишками,

со стихами

Упр.

«Комарики

летают и

звенят»

Упр.

«Корабли

плывут

по морю»

Закрепить названия

домашних и диких

животных.

9

.

3.

Комплекс

артик.

гимнастики

для языка с

карточками

Массаж с

еловыми

шишками,

повторени

е упр. со

стихами.

Упр.

«Жуки и

комарики»,

различени

е

звукоподр.

Упр.

«Подуй

на

одуванчи

к»

Д/игра «Чьи детки?»,

закрепить названия

детенышей.

4.

«Сказка о

Веселом

язычке»,

Арт.

гимнастика

для губ и

языка

Упр. «Где

комарики

живете?»

Упр.

«Накачаем

шину

насосом»

Упр.

«Сдуй

снежинку

»

Описание мягкой игрушки

слона, стих. «Спать пора»,

А. Барто

5.

«Сказка о

Веселом

язычке»,

чередование

упр.

«Улыбка»,

«Хоботок»

Массаж

для рук с

плоскими

расческам

и с ручкой.

Упр.

«Большие

и

маленькие

колокольчи

ки»

Упр.

«Подуй в

бутылочк

у»

Познакомить с дикими

животными: олень, лось,

дикий кабан.

6.

«Сказка о

Веселом

язычке»,

Добавить

упр.

«Индюк»

Повторить

массаж с

плоскими

расческам

и.

Д/игра

«Угадай на

слух

музыкаль

ный

инструмен

т»

Упр.

«Сдуй

пушинку

»

Познакомить с дом.

животными: баран, овцы,

ягнята,

7.

«Сказка о

Веселом

язычке»,

чередование

упр.

«Слоник»,

«Лягушка»

Разучиван

ие упр. Ты

кто?»,

повторени

е

«Комарики

»

Д/игра

«Кто

позвал?»

Упр.

«Загони

мяч в

ворота»

Упр. «Закончи

предложение» - ежонок

будет…(Ежом) и т п.

10

8.

«Сказка о

Веселом

язычке»,

добавить

упр.

«Качели»

Разучиван

ие упр. со

стихами

«Апельсин

»

Упр.

«Большие

и

маленькие

барабаны»

Упр.

«Сдуй

ватный

шарик»

Описание мягкой игрушки-

-льва, загадка.

декабрь

1.

«Сказка о

Веселом

Язычке»

,артик. упр.

для языка и

губ.

Разучиван

ие

комплекса

пальчиково

й

гимнастик

и

Д/игра

«Поезд»,

на

звукоподра

ж.

Упр.

«Сдуй

бабочку с

цветка»

Знакомство с оттенками

цветов: голубой,

оранжевый.

2.

«Сказка о

Веселом

язычке»,

артик. упр.

для губ и

языка.

Массаж с

бигудями-

липучками

, со

стихами.

Упр.

«Часы»

(бим-бом,

тик-так,

трин-трин)

Упр.«Пус

кание

мыльных

пузырей»

Познакомить с оттенками

цветов: розовый,

фиолетовый

3.

«Сказка о

Веселом

язычке»,

добавить

новое упр.

«Катушка»

Пальчиков

ая

гимнастик

а, добавить

упр. «Этот

пальчик»

Д/игра

«Кто

позвал?»

(изменённ

ым гол.)

Упр.

«Сдуй

снежинку

»

Описание мягкой игрушки –

зайца, стих «Зайка» А.

Барто

4.

«Сказка о

Веселом

язычке»,

добавить

упр. для

челюстей.

Массаж с

бигудями-

липучками

, упр.

«Этот

пальчик»,

повторить.

Д/игра

«Кто в

домике

живет?»

Упр.»Под

уй в

бутылочк

у»

Закрепить оттенки цветов,

найти эти цвета в одежде у

детей

5.

«Сказка о

Веселом

Упр. с

массажны

Упр.

«Индюшка

Упр.

«Подуй

Описание образной

игрушки Петрушки,

11

язычке»,

добавить

упр.

«Грибок»

ми

расческам

и,

повторить

упр. со

стихами.

и

индюшата

»

на

полоски

бумаги»

разучить загадку.

6.

«Сказка о

Веселом

язычке»,

добавить

упр.

«Маляры»

Пальчиков

ая

гимнастик

а, добавить

упр.

«Солнышк

о»

Упр.

«Большие

и

маленькие

колокольчи

ки»

Упр.

«Сдуй

кольца у

клоуна»

Познакомить с оттенками

цветов: серый, салатный.

7.

«Сказка о

Веселом

язычке»,

добавить

упр. «Киска

сердится»

Повторить

упр. с

массажны

ми

расческам

и.

Упр.

«Лошадки

скачут»

Упр.

«Сдуй

пушинку

»

Описание образной

игрушки совы, п/игра

«Совушка-сова»

8.

«Сказка о

Веселом

язычке»,

добавить

упр.

«Змейка»

Комплекс

пальчиково

й

гимнастик

и.

Упр.

«Машины

большие и

маленькие

»

Упр.

«»Загони

мяч в

ворота»

Закрепить оттенки цветов в

д/игре «Собери игрушки «

январь

1.

Артик. упр.

для языка и

губ «Наш

забавный

язычок»

Упр. «Паук

бегает»,

повторить

упр. со

стихами.

Упр.

«Поезд»,

«Корабль»,

различение

звуков

Упр. «Чья

ба

бочка

дальше

улетит»

Описание мягкой игрушки

лягушки, игра «Лягушки и

цапля»

2.

Артик. упр.

для языка и

губ «Наш

забавный

Упр. с

грецкими

орехами»

Упр. «Кто

умеет

шипеть?»

(змея,

Упр.«Под

уй на

шторы»

на окнах

Сравнение и описание 2-х

мягких мишек, повторение

стихот.

12

язычок»

гуси,

ветер)

игр. дома

3.

Артик. упр.

для языка и

губ «Наш

забавный

язычок»

Упр. со

стихами

«Кулачки –

ладошки»

Упр.

«Часы»,

различение

звукоподра

жаний

Упр.

«Подуй

на

ленточки

»

Описание резиновых

игрушек, сравнение с

мягкими.

4.

Артик. упр.

для языка и

губ «Наш

забавный

язычок»

Упр. с

грецкими

орехами

Упр. на

различен.

Звуков

«Жуки»,

«Комарики

»

Упр.

«Сдуй

шарик»

Описание мягкой игрушки

мышки, зауч.

Стихотворения.

5.

Артик.

гимнастика

с

использован

ием домика

с язычком.

Упр.

«Замок»,

повт.

«Кулачки –

ладошки»

Упр.

«Насосы»,

«Змеи

шипят»,

различение

звуков

Упр.

«Корабли

ки

плывут»

Описание мягкой игрушки

обезьяны, загадка.

6.

Артик.

гимнастика

с

использован

ием домика

с язычком.

Упр. с

маленьким

и волчками

Упр.

Лошадки»,

«Поезд»,

различ.

звукоподра

жаний

Упр.

«Сдуй

снежинку

»

Описание мягкой игрушки

бычка, стих. «Бычок», А.

Барто.

7.

Арт. упр. с

использован

ием

карточек со

стихами.

Упр. «Вот

Семен-

большак»,

повторени

е «Замок».

Упр.

«Звуки

заблудилис

ь»

Упр.

«Загони

мяч в

ворота».

Повторение стихот. А.

Барто из серии «Игрушки»

8.

Арт. упр. с

использован

ием

карточек со

стихами.

Упр. с

маленьким

и

волчками.

Упр.»Слов

о

заблудилос

ь»

Упр.

«Подуй

на

цветок»

Повторение стихот. А. Барто

«Игрушки»

13

февраль

1.

Артик.

гимнастика

+

пальчиковая

гимнастика

«Стенка,

стенка»

Упр. «Этот

пальчик

самый

сильный»,

повт. «Вот

Семен-

большак»

Упр.

«Живые

звуки»,

урок № 1

Упр.

«Прокати

снежный

ком»

Закрепить название мебели

в д/игре «Покажи и назови»

2.

Артик.

гимнастика

+

пальчиковая

гимнастика

«Стенка,

стенка»

Упр. в

пальчиково

м бассейне

(фасоль)

Упр.

«Подскажи

словечко»

Упр.

«Выпуст

и изо рта

воздух»

Познакомить с новой

мебелью: трельяж, кушетка,

пуфик.

3.

Артик.

гимнастика

+

пальчиковая

гимнастика

«Стенка,

стенка»

Упр. «Мы

солдаты»,

повторени

е «Этот

пальчик»

Упр.

«Живые

звуки»,

«Озеро»,

урок № 2

Упр.

«Подуй в

бутылочк

у»

Д/игра «Узнай мебель по

описанию»

4.

Артик.

гимнастика

+

пальчиковая

гимнастика

«Стенка,

стенка»

Упр. в

пальчиково

м бассейне

(горох)

Упр.

«Закончи

рифму»

Упр

«Сдуй

листочек

»

Упр. «Назови части

предмета» (мебели)

5.

Арт. упр.

«Новая

сказка о

Веселом

язычке»

Повторени

е упр. «Мы

солдаты»,

«Капуста»,

«Белка» и

Упр.

«Живые

звуки»,

урок № 6

Упр.

«Подуй

на

полоски

бумаги»

Закрепить название посуды

в д/игре «Найди и назови».

14

др.

6.

Арт. упр.

«Новая

сказка о

Веселом

язычке»

Упр.

«Найди

предмет»,

зарытый в

фасоли.

Упр.

«Живые

звуки»,

Урок № 7

Упр.

«Сделай

желобок

и подуй»

Д/игра «Найди предмет по

описанию» (посуда)

7.

Арт. упр.

«Новая

сказка о

Веселом

язычке»

Упр.

«Кулак,

ладонь,

ребро»,

мелено,

затем

быстрее.

Упр.

«Живые

звуки»,

«На

полянке»

Упр.

«Сдуй

ватный

шарик»

Упр. «Назови части целого»,

(посуда).

8.

Арт. упр.

«Новая

сказка о

Веселом

язычке»

Упр.

«Найди

предмет»,

зарытый в

горохе.

Повторени

е урока №

6, игра

«Кто за

кустиком

сидит»

Упр.

«Сдуй

перышко

»

Познакомить с новой

посудой: шумовка, друшлак,

кофеварка.

март

1.

Комплекс

артикуляцио

нной

гимнастики

«Научим

зайку

говорить»

Упр. «Мой

мизинчик»

-

заучивание

,

повторени

е др. упр.

со

стихами.

Упр.

«Повтори

за

логопедом

цепочку

слогов»

Упр.

«Подуй

на семена

клена» -

(крылатк

и)

Закрепить название посуды,

д/игра «Найди пару»

2.

Комплекс

артикуляцио

нной

гимнастики

«Научим

мишку

Рисование

пальцами

на песке

(песочниц

ы с

подсветкой

Упр.

«Кукушка

и дудочка»

Упр.

«Прокати

снежный

ком»»

Д/игра «Узнай предмет по

описанию» - (посуда)

15

говорить»

»

3.

Комплекс

арт.

гимнастики

с

использован

ием

матрешек с

движущими

ся

язычками.

Упр. –

рисование

пальцами

на песке

загадочны

х фигур.

Упр. «Идут

животные»

(слоны,

поросята,

ежата)

Упр.

«Пусти

лодочку

по воде»

Д/игра «Назови части

посуды», загадки о посуде

4.

Комплекс

арт.

гимнастики

с

использован

ием

матрешек

движущими

ся

язычками.

Упр.

«Грачи» -

заучивание

,

повторени

е «Мой

мизинчик»

Упр.

«Позови

свою

маму»

Упр. «Чья

ба бочка

дальше

полетит»

Упр. «Закончи рифму», по

произведению «Федорино

горе».

5.

«Сказка о

Веселом

язычке» -

артикуляцио

нная

гимнастика

Д/игра

«Найди

предмет» -

зарытые в

песке.

Упр.

«Слово

заблудилос

ь»

Упр.

«Надуем

мяч»

Закрепить название

перелетных птиц.

6.

«Сказка о

Веселом

язычке» -

артикуляцио

нная

гимнастика

Упр.

«Работа»,

повторени

е «Грачи»

Игры с

заданиями

на

звукоподра

жание

Упр.

«Загони

мяч в

ворота»

Закрепить название

зимующих птиц

7.

«Сказка о

Веселом

Д/игра

«Найди

Упр.

«Спой

Упр.

«Подуй

Д/игра «Найди картинки

птиц и назови»

16

язычке» -

артикуляцио

нная

гимнастика

такой же

предмет» -

зарытый в

песке.

разные

песенки»

(ла-ла-ла,

ля-ля-ля)

на

листок»

8.

«Сказка о

Веселом

язычке» -

артикуляцио

нная

гимнастика

Повторени

е упр. со

стихами.

Упр.

«Цепочка

слогов»

Упр.

«Сдуй

пушинку

»

Упр. «Летает, не летает»,

зауч. «Начинается

считалка»

апрель

1.

Комплекс

арт.

гимнастики

«Наш

забавный

язычок»

Упр. с

деревянны

ми

палочками

«Барабанщ

ики»

Упр.

«Найди

братца»,

различение

звуков

мягких,

твердых

Упр.

«Подуй в

бутылочк

у»

Закрепить названия

деревьев, зауч. стих. «Ива»

2.

Комплекс

арт.

гимнастики

«Наш

забавный

язычок»

Упр. с

деревянны

ми

палочками

«Барабанщ

ики»

Упр.

«Найди

товарища»,

различение

звуков

звонких и

глухих.

Упр.

«Понюха

й цветок»

Д/игра «Узнай дерево по

описанию, сравнение сосны

и ели.

3.

Комплекс

арт.

гимнастики

«Наш

забавный

язычок»

Упр.

«Волнушк

и»,

повторени

е считалок

Т. Коти

Упр.

«Звуки

заблудилис

ь»

Упр.

«Сдуй

бабочку с

цветка»

Д/игра «С какого дерева

семена?», загадки о

деревьях.

4.

Комплекс

арт.

гимнастики

«Наш

Упр. «Раз

малинка,

два

малинка»,

Упр.

«Слово

заблудилос

ь»

Упр.

«Сдуй

кольца у

клоуна»

Познакомиться с новыми

деревьями: клён, липа,

закрепить

17

забавный

язычок»

повторени

е

«Волнушк

и».

5.

Арт.

гимнастика

со стихами

и упр. с

пальчиками

Упр. с

деревянны

ми

палочками

«Музыкант

ы»

Упр.

«Большие

и

маленькие

колокольчи

ки»

Упр.

«Подуй

на

одуванчи

к»

Закрепить названия

кустарников, рассмотреть

картинки

6.

Арт.

гимнастика

со стихами

и упр. с

пальчиками

Упр. с

деревянны

ми

палочками

»Музыкант

ы»

Упр.

«Повтори

цепочку

слогов»

Упр.

«Надуй

шарик»

Д/игра «С какого

кустарника листок?»

7.

Арт.

гимнастика

со стихами

и упр. с

пальчиками

Упр.

«Пчелы и

мишка»,

повторени

е считалок

Т. Коти

Упр.

«Закончи

рифму»

Упр.

«Сдуй

ватный

шарик»

Заучивание стих. «Дуб»,

повторение «Ива», И.

Токмаковой.

8.

Арт.

гимнастика

со стихами

и упр. с

пальчиками

Повторени

е упр.

«Кулачки-

ладошки»,

«Ты кто?»

и др.

Упр.

«Большие

и

маленькие

барабаны»

Упр.

«Подуй

на

листок»

Д/игра «Узнай дерево по

описанию»

май

1.

Комплекс

арт.

гимнастики

для щек и

челюстей.

Упр. «Как

живешь?»

-

разучивани

е,

повторени

Упр.

«Угадай,

что

звучит?»

(музык.

игрушки).

Упр.

«Чей

мячик

дальше»

Закрепить названия цветов,

познакомить с новыми.

18

е «По

грибы».

2.

Комплекс

арт.

гимнастики

для щек и

челюстей

Упр. со

счетными

палочками,

выкладыва

ние на

столе

узоров.

Упр. «Гуси

и гусята»

Упр.

«Понюха

й цветок»

Д/игра «Узнай цветок по

описанию», заучив. Стих.

«Одуванчик»

3.

Комплекс

арт.

гимнастики

для щек и

челюстей

Упр.

«Дружба» -

разучивани

е,

повторени

е «Как

живешь?».

Упр.

«Оркестр»,

различение

муз.

инструмен

тов

Упр.

«Подуй в

бутылочк

у»

Познакомить с новыми

цветами, д/игра «Найди

пару».

4.

Комплекс

арт.

гимнастики

для щек и

челюстей

Упр. с

цветными

пуговицам

и,

насыпанны

е в

ёмкость.

Упр. « На

лесной

полянке»

(жуки и

змеи,

комарики)

Упр.

«Подуй

на

шарик»

Загадки о цветах, зауч. стих.

«Колокольчик», Е. Серовой.

5.

«Сказка о

Веселом

язычке» -

артикуляцио

нная

гимнастика.

Упр.

«Цветок».

повторени

е

«Дружба»

Д/игра,

«Трениров

ка»,

различение

звукоподра

жаний

Упр.

«Подуй

на

одуванчи

к»

Рассматривание на лужайке

одуванчиков, подбор

эпитетов.

6.

«Сказка о

Веселом

язычке» -

артикуляцио

нная

гимнастика.

Упр. с

камушкам

и,

выкладыва

ние на

столе

Уро.

«Цепочка

слогов»,

глухих и

звонких.

Упр.

«Сдуй

листок»

Д/игра «Назови пять

цветов», закрепление

названия.

19

узоров

7.

«Сказка о

Веселом

язычке» -

артикуляцио

нная

гимнастика.

Упр.

«Скакалоч

ка»,

повторени

е «Цветок»

Упр.

«Цепочка

слогов»,

твердых и

мягких.

Упр.

«Сдуй

бабочку с

цветка»

Рисование на манке

пальцами разных цветов.

8.

«Сказка о

Веселом

язычке» -

артикуляцио

нная

гимнастика.

Упр. с

камушкам

и,

перебрать

по цвету и

величине.

Упр.

«Слово

заблудилос

ь»

Упр.

«Сдуй

перышко

»

Описание любимого цветка,

рисование его на песке.

2.4

Педагогическая диагностика усвоения дополнительной общеобразовательной

общеразвивающей программы

1.

Методическое обеспечение по реализации Программы отвечает требованиям

комплектности обеспечения образовательной деятельности с учетом достижения целей и

планируемых результатов.

Методика экспресс-оценки состояния речевого развития позволяет эффективно и

качественно провести диагностику речевых нарушений, уложиться в соответствующие

сроки (с 1 по 15 сентября), распределить детей по подгруппам и подобрать необходимую

методику коррекционного воздействия.

Экспресс-диагностика включает в себя два этапа.

Первый этап.

Логопед знакомится с условиями воспитания ребенка, его физическими и психическими

данными начиная с перенатального периода, чтобы составить представление о причинах

появления того или иного речевого дефекта. Такой большой объем сведений можно

получить

с

помощью

анкетирования

родителей.

Анкеты

раздаются

на

первом

родительском собрании в сентябре. В них содержатся вопросы о том, как протекала

беременность, как проходили роды, от какой по счету беременности ребенок, какими

болезнями болел в раннем детстве, были ли травмы, прерывалось ли речевое развитие,

наблюдался ли он у специалистов, нет ли двуязычия в семье, есть ли (были ли) у близких

родственников речевые трудности, что беспокоит родителей в речи ребенка в настоящее

20

время.

Второй этап.

На обследование речи детей, проводимое в форме подгруппового занятия, приглашаются

3–4

человека

из

группы.

Большое

значение

для

проведения

обследования

имеют

непринужденная обстановка, интересная и необычная подача материала, побуждающая

детей к активной речевой деятельности и выполнению заданий с охотой. Столы в

кабинете располагаются таким образом, чтобы дети видели друг друга, чувствовали себя

более

раскованно,

могли

свободно

общаться

с

логопедом

и

между

собой.

Само

обследование проводится в форме занятия, включающего в себя много игр и игровых

приемов,

в

которых

задействованы

все

дети.

В

качестве

наглядного

материала

используются специально подобранные предметные и сюжетные картинки, настольные

игры, игрушки. Словарный материал должен быть разнообразным, это позволит детям

избежать повторения одних и тех же слов, выражений и фраз и наиболее полно выявит

индивидуальные особенности речевого развития, их усидчивость, работоспособность,

память, внимание, умение переключаться с одного вида деятельности на другой.

Смена заданий, разнообразие предлагаемых вопросов и видов работ не утомляют детей,

поддерживают

у

них

интерес,

активность,

желание

говорить

на

протяжении

всего

занятия. Данные, полученные в результате экспресс-диагностики, заносятся в речевые и

диагностические карты каждого ребенка.

Использование экспресс-оценки позволяет с первых дней поступления детей в группу

диагностировать

у

них

наличие

той

или

иной

речевой

патологии

и

своевременно

определить принципиальные направления коррекционного воздействия.

Тема: «Экспресс – обследование детей средней группы

(4 – 5–летнего возраста) с проблемами речевого развития».

Цель:

Выявление детей с нарушениями звукопроизношения и лексико–грамматического

недоразвития.

Оборудование:

Игрушка: попугай Говоруша

Цветные фишки (основные цвета, кроме коричневого) – на каждого ребенка;

21

разрезные картинки (на каждого ребенка);

карточки с геометрическими фигурами (на каждого ребенка);

игра «Развивающий материал 4-й лишний» (на каждого ребенка);

Игра «Классификация».

Предметные картинки из пособия Т.Б.Филичевой – «большой – маленький».

«детеныши животных» (на каждого ребенка).

Сюжетная картинка из пособия Ткаченко «слоговая структура слова»

Альбом Иншаковой для обследования звукопроизношения

ХОД ОБСЛЕДОВАНИЯ

I. ОБЩЕЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА.

Знание своих имени и фамилии;

С кем пришел в детский сад;

Знание состава семьи.

2) Исследование зрительного восприятия:

Показ цветов (красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный) (покажи –

назови )

Восприятие формы (круг, квадрат, овал, треугольник).

3) Складывание предметной картинки из частей разрезной картинки

Из 2-х частей;

Из 4-х частей.

II. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

(основные операции мышления: анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение).

1) Игра «4-й лишний»;

III. РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ.

22

1) Обобщение:

Овощи – фрукты

Игрушки

Посуда

Одежда – обувь

Мебель

2) Предикативный словарь (глагольный словарь):

Что делает мальчик? (ест)

Что делает девочка? (спит)

Что делают дети? (играют)

Что делает птица? (летит)

Что делают рыбки? (плавают)

Что делают машины? (едут)

3) Согласование прилагательных с существительными единственного числа (назвать по

картинкам):

Красный мяч

Синий шар.

Желтое ведро

4) Употребление предложно – падежных конструкций

(ответить на вопросы по картинкам)

Где стоит ваза? (на столе)

Где лежат фрукты? В корзине)

Где летает бабочка? (над цветком)

23

Где спряталась мышка? (под грибком)

VI. СОСТОЯНИЕ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ

1) Употребление существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами

(назвать по картинкам)

Кувшин – кувшинчик

Стакан — стаканчик

Звезда — звёздочка

Цветок – цветочек

Стул – стульчик

Шапка – шапочка

2) Образование множественного числа существительных

Замок – замки

Шляпы – шляпы

Катушка – катушки

Паук – пауки

Конфеты – конфеты

Лошадь – лошади

Гусеница – гусеницы

Птенец – птенцы

3) Образование названий детенышей животных

У кошки – котенок

У лисы — лисенок

У медведя –

24

У козы –

У волка –

У собаки –

У ежа –

4) Предложно – падежные конструкции.

Вопрос: Где лежит? Где стоит?

V. БОЛЬШЕ – МЕНЬШЕ – ПОРОВНУ.

(счёт и счётные операции)

Пересчитать предметы в каждом круге и назвать итоговое число;

Показать круг с одинаковым количеством предметов.

VI. ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ ЗВУКО–СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА

1) Изолированные слова:

кот

вода

стук

мост

спина

банка

фантик

тропинка

2) Назвать самостоятельно или повторить за взрослым:

мотоциклист

велосипедист

25

перекресток

грузовик

светофор

автобусная остановка

VII. ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ

Логопед: — К нам в гости пришел попугай Петруша.

1) Внимательно послушайте, что произносит говорящий попугай Петрушка, и повторите

за ним:

ауио

оуиа

па –ба

та – да – та

га –ка – га

ма – мя

ны – ни – ны

ви – вы – ви

пух – мех – мох

кот – кит – ток

дом – дам – дым

бак – бык – бок

VIII. ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ

Подбираются слова на звуки: С, З, Ц, СЬ, ЗЬ, ТЬ, ДЬ, Ш, Ж, Щ, Ч, Р, РЬ, Л, ЛЬ, Й

IX. ИТОГО

Л.: — Молодцы, дети. Вы хорошо отвечали. Попугай Говоруша очень доволен вашими

26

ответами.

2.5. Особенности взаимодействия с семьями обучающихся

Одним

из

важных

условий

реализации

цели

и

задач

Программы

является

вовлечение родителей в образовательный процесс.

Задачи взаимодействия педагога с семьями детей:

родители из «зрителей» и «наблюдателей» станут активными участниками наших встреч

и помощниками учителя-логопеда и своих детей;

- сформируется желание помогать ребенку;

-повысится

грамотность

родителей

в

области

развивающей

и

коррекционной

педагогики;

-родители заинтересуются в успехах своего ребенка и будут информированы с точки

зрения вопросов его речевого развития;

-благодаря использованию традиционных и нетрадиционных форм взаимодействия с

семьей, речь дошкольников даст положительную динамику;

Формы взаимодействия педагога с семьями детей:

анкетирование;

участие родителей в организации открытых занятий;

индивидуальное

информирование

родителей

об

этапах

освоения

ребенком

Программы;

консультации;

родительские собрания;

стимулирование участия родителей в развитии и образовании детей: вручение

благодарственных писем, грамот.

3. Организационный раздел

3.1. Описание материально-технического обеспечения дополнительной

образовательной программы

Программа реализуется в помещении МДОУ «Д/с № 99 о.в.» г. Магнитогорска:

Место проведения занятий:

музыкальный зал;

Средства обучения:

Игрушка: попугай Говоруша

Цветные фишки (основные цвета, кроме коричневого) – на каждого ребенка;

27

разрезные картинки (на каждого ребенка);

карточки с геометрическими фигурами (на каждого ребенка);

игры «Развивающий материал 4-й лишний» (на каждого ребенка);

Игры «Классификация».

Предметные картинки из пособия Т.Б. (на каждого ребенка).

Сюжетные картинки из пособия Ткаченко

Альбом Иншаковой для обследования звукопроизношения

Музыкальный центр

Зеркало на каждого ребенка

Проектор

Экран

3.2. Программно-методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной

общеразвивающей программы

Методическое

обеспечение

по

реализации

Программы

отвечает

требованиям

комплектности обеспечения образовательной деятельности с учетом достижения целей и

планируемых результатов.

1.Бардышева, Т.Ю. Разговорчивые пальчики. – М.: изд. Дом «КАРАПУЗ», 2001.

2.

2.Быстрова, Г.А. Логопедические игры и задания. – Санкт- Петербург: «КАРО», 2000.

3.

3.Воробьёва, Т.А., Крупенчук, О.И. Логопедические упражнения, артикуляционная

гимнастика. – Санкт-Петербург: Изд. «ЛИТЕРА», 2010. – с. 63.

4.

4.Дурова, Н.В. Фонематика. – М.: «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2002.

5.

5.Епифанова, О.В. Автоматизация шипящих звуков. – Волгоград: ООО «ЭКСТРЕМУМ»,

2006. – с. 256.

28

6.

6.Кондратенко, И.Ю. Произносим звуки правильно. Логопедические упражнения. – М.:

«АЙРИС – ПРЕСС», 2010. – с. 60.

7.

7.Коноваленко В.В.: Коноваленко С.В. Хлоп-топ: нетрадиционные приёмы

коррекционно-логопедической работы с детьми 6-7 лет. – М.: Изд. «ГНОМ и Д», 2004. –

с. 20.

8.

8.Коти, Т. Ю. Считалки. – М.: изд. «РОСМЭН – ЛИГА», 1997. – с. 10.

9.

9.Морозова, И.А., Пушкарева, М.А. Развитие речевого восприятия. – М.: Изд.

«МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2009. – с. 85.

10.

10.Новоторцева, Н.В. Логопедическая тетрадь. – Ярославль: Академия развития, 1996. –

с. 64.

11.

11.Столярова, А.А. Давайте поиграем. – М.: Просвещение, 1991.

12.

12.Ткаченко, Т.А. Физкультминутки. – М.: Изд. «ГНОМ» и «Д», 2001.

29



В раздел образования