Автор: Шарапова Светлана Владимировна
Должность: Старший воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад № 99 о.в."
Населённый пункт: Магнитогорск
Наименование материала: Дополнительная общеобразовательная программа
Тема: Логопедический кружок «Говоруша» для средней группы
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 99 общеразвивающего вида» города Магнитогорска
ПРИНЯТО
на Педагогическом совете
Протокол от 25.05.2018 г. № 5
УТВЕРЖДЕНО
приказом от 25.05.2017 г. № 30/1-П
по МДОУ «Д/с № 99 о.в.» г. Магнитогорска
заведующий _____________ Л.И.Кудрина
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
логопедического кружка «Говоруша» на 2018 – 2019 учебный год
Руководитель: Шарапова С.В.
воспитатель
Магнитогорск 2018 год
Содержание
1
1.
Целевой раздел
3
1.1.
Пояснительная записка
3-4
1.2.
Цели и задачи реализации дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы
4
1.3.
Планируемые результаты освоения дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы
4
2.
Содержательный раздел
5
2.1.
Направления и содержание работы при реализации дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы
5-6
2.2.
Объем образовательной нагрузки по дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программе
6
2.3.
Календарное планирование образовательной деятельности по
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
6-21
2.4.
Педагогическая диагностика усвоения дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы
21
2.5.
Особенности взаимодействия с семьей обучающихся по дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программе
27
3.
Организационный раздел
27
3.1
Описание материально-технического обеспечение дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы
27
3.2
Программно-методическое обеспечение дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы
28
1. Целевой раздел
2
1.1.Пояснительная записка
Развитие речи – одна из важнейших задач воспитания детей дошкольного возраста.
Решение этой задачи предполагает совершенствование звуковой стороны речи ребенка, то
есть
произношения
звуков,
увеличение
словарного
запаса
и
формирование
грамматического строя речи.
Интеллектуальное
воспитание
ребенка
неразрывно
связано
с
его
правильно
поставленной
речью.
Речь
ребенка
формируется
и
развивается
на
примере
речи
окружающих
его
близких
и
родных
ему
людей.
Ребенок,
начинающий
понимать
обращенную к нему речь взрослых, с раннего детства пытается воспроизводить звуки и
слова,
учится
воспринимать
окружающий
мир.
Что
влечет
за
собой
развитие
речи.
Правильное и четкое произношение ребенку необходимо для того, чтобы его речь была
понятной для окружающих, а неправильное произношение может мешать пониманию
самим ребенком речи других.
Некоторые
родители
считают,
что
звукопроизношение
у
ребенка
развивается
непроизвольно,
и
он
самостоятельно,
постепенно
и
непринужденно
овладевает
правильным
произношением
звуков,
слов
т.д.
На
самом
деле
взрослые
должны
непосредственно участвовать в процессе формирования детской речи, так как речевые
недостатки, укоренившись в детстве, в дальнейшем преодолеваются намного труднее и не
позволяют ребенку полноценно развиваться.
Если ребенок неправильно произносит отдельные звуки речи, то, следовательно, он
неправильно
выговаривает
слова,
строит
предложения.
Отсюда
могут
возникнуть
трудности в общении ребенка со сверстниками и взрослыми: скоро он почувствует себя
неполноценным,
все
чаще
станет
отмалчиваться,
так
постепенно
будет
развиваться
неуверенность в себе. Такие дети, поступив в школу, очень плохо пишут и читают.
Чем раньше будут приняты необходимые меры для улучшения речевого развития
ребенка,
тем
полноценнее
будет
и
его
общее
развитие.
Кроме
того,
непринятие
своевременных мер по формированию правильного звукопроизношения ведет к тому, что
у
ребенка
при
произнесении
ряда
звуков
закрепится
неправильная
артикуляция,
и
исправить этот недостаток в дальнейшем будет довольно сложно.
1.2. Цель и задачи реализации Программы
Программа логопедического кружка «Говоруша» по развитию и коррекции речи
составлена для детей 3-5 лет, которые еще не посещают логопедические занятия на
логопункте.
При составлении программы были использованы методические разработки ряда
известных
авторов
В.В.
Коноваленко,
С.В.
Коноваленко
и
других
авторов,
а
также
собственные разработки по развитию мелкой моторики рук у детей с нетрадиционными
предметами.
Цель программы – совершенствование и коррекция звуковой стороны речи детей 3-
5
лет,
то
есть
произношения
звуков,
увеличение
словарного
запаса и формирования
грамматического строя речи, посредством игровых технологий.
Основные задачи:
3
Развитие у детей речевой активности, фразовой и связной речи, обогащение
словарного запаса, грамматического строя речи.
Развитие,
уточнение
основных
движений
органов
речи
у
детей
(язык,
челюсти, губы), посредством артикуляционной речевой гимнастики.
Развитие
у
детей
фонематического
(звукового)
слуха,
умения
управлять
своим голосовым аппаратом (менять громкость, высоту голоса, темп речи, речевого
дыхания).
Развитие у детей мелкой пальцевой моторики, посредством пальчиковой
гимнастики, самомассаж кистей рук с нетрадиционными предметами и т.д.
Организация процесса обучения подчинена принципу последовательного решения
частных задач с использованием при этом многообразных методических приемов, что
обеспечивает прогресс в развитии речи у детей для активного коммуникативного общения
с окружающими.
1.3.
Планируемые результаты освоения Программы
1. Развитие речевого дыхания и правильной артикуляции;
2. Овладение упражнениями на развитие правильного физиологического дыхания;
3. Усвоение достаточного лексического запаса, грамматических форм речи;
4. Умение использовать коммуникативные навыки общения со сверстниками и
взрослыми;
5. Развитие мелкой моторики пальцев рук.
6.Развитие у детей речевой активности, фразовой и связной речи, обогащение
словарного запаса, грамматического строя речи.
7.Развитие, уточнение основных движений органов речи у детей (язык, челюсти,
губы), посредством артикуляционной речевой гимнастики.
8.Развитие у детей фонематического (звукового) слуха, умения управлять своим
голосовым аппаратом (менять громкость, высоту голоса, темп речи, речевого дыхания)
Формы подведения итогов:
контрольные занятия;
итоговое занятие;
открытые занятия для родителей.
4
2.Содержательный раздел
2.1. Направления и содержание работы при реализации программы.
Основные принципы построения программы:
Организация процесса обучения подчинена принципу последовательного решения
частных задач с использованием при этом многообразных методических приемов, что
обеспечивает прогресс в развитии речи у детей для активного коммуникативного общения
с окружающими. Программа логопедического кружка «Говоруша» рассчитана на обучение
детей в возрасте от 3 до 5 лет, и меющими речевые недостатки. Программа рассчитана на
1 год обучения и реализуется на базе МДОУ д/с № 99 о.в.
Количество занятий в неделю: 2
Количество занятий в месяц: 8.
Количество занятий в год: 64.
Формы проведения занятий и методы:
фронтальные и подгрупповые;
рассматривание разнообразных игрушек;
составление описательные рассказов, сказочные путешествия;
дидактические подвижные игры на звукоподражание;
драматизация сказок и произведений;
заучивание считалок, загадок и стихов;
использование мультимедиа;
песочная терапия, пальчиковый сухой бассейн и т.п.
2.2. Объем образовательной нагрузки по дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программе
Регламентирование дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы «Говоруша»
График работы кружка
«Говоруша» на 2018-2019 год
Средняя группа
№
Мероприятия
Количество
дней в неделю
Время
проведения
Ответственный
1
Кружок
2 раз в неделю
Шарапова С.В.
5
«Говоруша»
Вторник
четверг
16.00-16.20
16.00-16.20
2.3 Календарное планирование образовательной деятельности по дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программе
СРЕДНЯЯ ГРУППА
Общее количество часов – 72
Количество в неделю - 2
сентябрь
№/п
Развитие
артикуляци
онного
аппарата
Развитие
мелкой
моторики
рук
Развитие
фонемати
ческого
слуха
Развитие
дыхания
Развитие связной речи,
обогащение словаря
1.
Артик. упр.
для губ и
языка с
картинками
стихами.
Упр.
«Кольцо»,
«Ушки»,
«Рожки»,
«Ножки
шагают»,
«Очки» и
др.
Упр.
«Послушае
м звуки
вокруг
нас»
Упр.
«Сдуй
ватный
шарик»
Повторение стихотворений
А. Барто из серии
«Игрушки»
2.
Артик. упр.
для губ и
языка с
картинками
и стихами.
Упражнени
я со
шнуровкам
и
«Зашнуруй
сапожки».
Упр.
«Определи
1-й
гласный
звук в
слове»
Упр.
«Подуй
на
цветок»
Повторение стихотворений
А.Барто из серии
«Игрушки»
3.
Динамическ
ие артик.
упр. для губ
и языка.
Упр. «Где
комарики
живете?»,
повторени
е упр. без
Упр.
«Узнай по
губам,
какой звук
я хочу
Упр.
«Загони
мяч в
ворота»
Пересказ сказки «Колобок»,
с показом н/театра
6
стихов.
сказать»
4.
Динамическ
ие артик.
упр. для губ
и языка.
Упр. со
шнурками
«Продень
шнурок в
пуговицу»
Упр.
«Принеси
картинку с
заданным
звуком»
Упр.
«Подуй
на
полоску
бумаги»
Пересказ сказки
«Теремок»», с показом
н/театра
5.
Артик, упр.
для быстрой
переключае
мости языка
Упр.
«Жуки»,
«Змейки»,
«Птицы»,
без стихов.
Упр.
«Большие
и
маленькие
насосы»
Упр.
«Сдуй
листок»
Пересказ сказки «Волк и
семеро козлят», с показом
н/театра
6.
Арт. упр.
для быстрой
переключае
мости
языка.
Упр. с
желудями,
пост роить
фигуры:
змейка,
бусы,
гусеница и
т.п.
Упр.
«Жучки и
комарики»
Упр.
«Сдуй
бабочку
со
цветка»
Закрепить приметы и
признаки осени,
рассмотреть картинки.
7.
Упр. для
постановки
звука «Л» -
«Почистим
зубки»,
«Прикуси
язычок» и
др.
Упр. «Мы
писали…»,
повторени
е «Где
комарики
живете?»
Упр.
«Змейки
большие и
маленькие
»
Упр.
«Лодочки
плывут
по реке»
Д/игра «Когда это бывает?»
(времена года)
8.
Упр. для
постановки
звука «Л» -
«Почистим
зубки»,
«Прикуси
язычок» и
др.
Упр. с
желудями,
насыпанны
ми в
ёмкость
Упр.
«Послуша
й и назови,
кто издает
звук?»
Упр.
«Подуй
на
шарик»
Подбор эпитетов к слову
«Осень», д/игра «Подбери
картинку».
7
октябрь
1.
Знакомство
с органами
артик.
аппарата,
упр. для
язычка и
губ.
Упр. со
стихами
«Мальчик
с пальчик»,
упр.
«Грабли»
Различени
е
неречевых
звуков
Упр.
«Сдуй
пушинку
»
Внесение и описание
мягкой игрушки – мишки,
заучивание стих.
2.
Артикуляци
онные упр.
для
челюстей, с
карточками
Упр.
«Семья»,
Упр. с
гранеными
карандаша
ми.
Различени
е звучания
музыкальн
ых.
Инструмен
тов
Упр.
«Подуй
на
осенний
листок»
Закрепление названия
домашних птиц, заучивание
потешки.
3.
Повторение
упр. для
челюстей
Упр.
«Ёжик»,
повторени
е упр. с
карандаша
ми
Упр. «
Угадай,
кто
кричит?»
Упр.
«Подуй в
бутылочк
у»
Описание мягкой игрушки
кошки, зауч. «Кисонька-
Мурысонька»
4.
Арт. упр.
для губ
«Улыбка»,
«Трубочка»,
«Хоботок»
Упр.
«Скачет
зайка
косой»,
повт. упр.
со
стихами.
Игра
«Телефон»
,
различение
в начале
слова
гласных
звуков
Упр.
«Загони
мяч в
ворота»
Д/игра «Волшебный
мешочек», различение
овощей и фруктов
5.
Повторить
упр. для губ,
добавить
новые
Упражнени
я с
разноцветн
ыми
прищепка
ми
Упр.
«Большие
и
маленькие
барабаны»
Упр.
«Сдуй
шарики»
Описание игрушки ёжика,
зауч. потешки «Жадина»
8
6.
Комплекс
арт. упр. для
губ, с
использ.
карточек
Упр. со
стихами
«Капуста»,
повторени
е
«Семья»,
«Зайка»
Д/игра
«Колоколь
чики Динь-
Дон»
Упр.
«Сдуй
бабочку»
Д/игра «Собери овощи и
фрукты в корзины» ,
классификация.
7.
Комплекс
арт.
гимнастики
для губ и
челюстей
Массаж с
мячами с
шипами,
упр.
«Солнышк
о»
Д/игра
«Живые
звуки» (на
полянке)
Упр.
«Сдуй
кольца у
клоуна»
Сравнение игрушек кошек
(мягкой и резиновой).
8.
Комплекс
арт.
гимнастики
для губ и
челюстей.
Массаж с
мячами с
шипами и
упр. с
прищепка
ми.
Упр.
«Лягушка
и
лягушата»
Упр.
«Подуй
на
полоски
бумаги»
Д/игра «Узнай овощи и
фрукты по описанию»,
загадки.
ноя
брь
1.
Артик. упр.
для языка
«Лопаточка»
,
«Стрелочка»
, «Часики»
Упр.
«Вышли
пальчики
гулять»,
повтор
других
упр. со
стихами
Упр.
«Жуки
летают,
жужжат»
Упр.
«Сдуй
бабочку с
цветка»
Описание мягкой игрушки
собаки, загадки.
2.
Артик. упр
для губ и
языка, «Наш
забавный
язычок»,
разучивание
Массаж с
еловыми
шишками,
со стихами
Упр.
«Комарики
летают и
звенят»
Упр.
«Корабли
плывут
по морю»
Закрепить названия
домашних и диких
животных.
9
.
3.
Комплекс
артик.
гимнастики
для языка с
карточками
Массаж с
еловыми
шишками,
повторени
е упр. со
стихами.
Упр.
«Жуки и
комарики»,
различени
е
звукоподр.
Упр.
«Подуй
на
одуванчи
к»
Д/игра «Чьи детки?»,
закрепить названия
детенышей.
4.
«Сказка о
Веселом
язычке»,
Арт.
гимнастика
для губ и
языка
Упр. «Где
комарики
живете?»
Упр.
«Накачаем
шину
насосом»
Упр.
«Сдуй
снежинку
»
Описание мягкой игрушки
слона, стих. «Спать пора»,
А. Барто
5.
«Сказка о
Веселом
язычке»,
чередование
упр.
«Улыбка»,
«Хоботок»
Массаж
для рук с
плоскими
расческам
и с ручкой.
Упр.
«Большие
и
маленькие
колокольчи
ки»
Упр.
«Подуй в
бутылочк
у»
Познакомить с дикими
животными: олень, лось,
дикий кабан.
6.
«Сказка о
Веселом
язычке»,
Добавить
упр.
«Индюк»
Повторить
массаж с
плоскими
расческам
и.
Д/игра
«Угадай на
слух
музыкаль
ный
инструмен
т»
Упр.
«Сдуй
пушинку
»
Познакомить с дом.
животными: баран, овцы,
ягнята,
7.
«Сказка о
Веселом
язычке»,
чередование
упр.
«Слоник»,
«Лягушка»
Разучиван
ие упр. Ты
кто?»,
повторени
е
«Комарики
»
Д/игра
«Кто
позвал?»
Упр.
«Загони
мяч в
ворота»
Упр. «Закончи
предложение» - ежонок
будет…(Ежом) и т п.
10
8.
«Сказка о
Веселом
язычке»,
добавить
упр.
«Качели»
Разучиван
ие упр. со
стихами
«Апельсин
»
Упр.
«Большие
и
маленькие
барабаны»
Упр.
«Сдуй
ватный
шарик»
Описание мягкой игрушки-
-льва, загадка.
декабрь
1.
«Сказка о
Веселом
Язычке»
,артик. упр.
для языка и
губ.
Разучиван
ие
комплекса
пальчиково
й
гимнастик
и
Д/игра
«Поезд»,
на
звукоподра
ж.
Упр.
«Сдуй
бабочку с
цветка»
Знакомство с оттенками
цветов: голубой,
оранжевый.
2.
«Сказка о
Веселом
язычке»,
артик. упр.
для губ и
языка.
Массаж с
бигудями-
липучками
, со
стихами.
Упр.
«Часы»
(бим-бом,
тик-так,
трин-трин)
Упр.«Пус
кание
мыльных
пузырей»
Познакомить с оттенками
цветов: розовый,
фиолетовый
3.
«Сказка о
Веселом
язычке»,
добавить
новое упр.
«Катушка»
Пальчиков
ая
гимнастик
а, добавить
упр. «Этот
пальчик»
Д/игра
«Кто
позвал?»
(изменённ
ым гол.)
Упр.
«Сдуй
снежинку
»
Описание мягкой игрушки –
зайца, стих «Зайка» А.
Барто
4.
«Сказка о
Веселом
язычке»,
добавить
упр. для
челюстей.
Массаж с
бигудями-
липучками
, упр.
«Этот
пальчик»,
повторить.
Д/игра
«Кто в
домике
живет?»
Упр.»Под
уй в
бутылочк
у»
Закрепить оттенки цветов,
найти эти цвета в одежде у
детей
5.
«Сказка о
Веселом
Упр. с
массажны
Упр.
«Индюшка
Упр.
«Подуй
Описание образной
игрушки Петрушки,
11
язычке»,
добавить
упр.
«Грибок»
ми
расческам
и,
повторить
упр. со
стихами.
и
индюшата
»
на
полоски
бумаги»
разучить загадку.
6.
«Сказка о
Веселом
язычке»,
добавить
упр.
«Маляры»
Пальчиков
ая
гимнастик
а, добавить
упр.
«Солнышк
о»
Упр.
«Большие
и
маленькие
колокольчи
ки»
Упр.
«Сдуй
кольца у
клоуна»
Познакомить с оттенками
цветов: серый, салатный.
7.
«Сказка о
Веселом
язычке»,
добавить
упр. «Киска
сердится»
Повторить
упр. с
массажны
ми
расческам
и.
Упр.
«Лошадки
скачут»
Упр.
«Сдуй
пушинку
»
Описание образной
игрушки совы, п/игра
«Совушка-сова»
8.
«Сказка о
Веселом
язычке»,
добавить
упр.
«Змейка»
Комплекс
пальчиково
й
гимнастик
и.
Упр.
«Машины
большие и
маленькие
»
Упр.
«»Загони
мяч в
ворота»
Закрепить оттенки цветов в
д/игре «Собери игрушки «
январь
1.
Артик. упр.
для языка и
губ «Наш
забавный
язычок»
Упр. «Паук
бегает»,
повторить
упр. со
стихами.
Упр.
«Поезд»,
«Корабль»,
различение
звуков
Упр. «Чья
ба
бочка
дальше
улетит»
Описание мягкой игрушки
лягушки, игра «Лягушки и
цапля»
2.
Артик. упр.
для языка и
губ «Наш
забавный
Упр. с
грецкими
орехами»
Упр. «Кто
умеет
шипеть?»
(змея,
Упр.«Под
уй на
шторы»
на окнах
Сравнение и описание 2-х
мягких мишек, повторение
стихот.
12
язычок»
гуси,
ветер)
игр. дома
3.
Артик. упр.
для языка и
губ «Наш
забавный
язычок»
Упр. со
стихами
«Кулачки –
ладошки»
Упр.
«Часы»,
различение
звукоподра
жаний
Упр.
«Подуй
на
ленточки
»
Описание резиновых
игрушек, сравнение с
мягкими.
4.
Артик. упр.
для языка и
губ «Наш
забавный
язычок»
Упр. с
грецкими
орехами
Упр. на
различен.
Звуков
«Жуки»,
«Комарики
»
Упр.
«Сдуй
шарик»
Описание мягкой игрушки
мышки, зауч.
Стихотворения.
5.
Артик.
гимнастика
с
использован
ием домика
с язычком.
Упр.
«Замок»,
повт.
«Кулачки –
ладошки»
Упр.
«Насосы»,
«Змеи
шипят»,
различение
звуков
Упр.
«Корабли
ки
плывут»
Описание мягкой игрушки
обезьяны, загадка.
6.
Артик.
гимнастика
с
использован
ием домика
с язычком.
Упр. с
маленьким
и волчками
Упр.
Лошадки»,
«Поезд»,
различ.
звукоподра
жаний
Упр.
«Сдуй
снежинку
»
Описание мягкой игрушки
бычка, стих. «Бычок», А.
Барто.
7.
Арт. упр. с
использован
ием
карточек со
стихами.
Упр. «Вот
Семен-
большак»,
повторени
е «Замок».
Упр.
«Звуки
заблудилис
ь»
Упр.
«Загони
мяч в
ворота».
Повторение стихот. А.
Барто из серии «Игрушки»
8.
Арт. упр. с
использован
ием
карточек со
стихами.
Упр. с
маленьким
и
волчками.
Упр.»Слов
о
заблудилос
ь»
Упр.
«Подуй
на
цветок»
Повторение стихот. А. Барто
«Игрушки»
13
февраль
1.
Артик.
гимнастика
+
пальчиковая
гимнастика
«Стенка,
стенка»
Упр. «Этот
пальчик
самый
сильный»,
повт. «Вот
Семен-
большак»
Упр.
«Живые
звуки»,
урок № 1
Упр.
«Прокати
снежный
ком»
Закрепить название мебели
в д/игре «Покажи и назови»
2.
Артик.
гимнастика
+
пальчиковая
гимнастика
«Стенка,
стенка»
Упр. в
пальчиково
м бассейне
(фасоль)
Упр.
«Подскажи
словечко»
Упр.
«Выпуст
и изо рта
воздух»
Познакомить с новой
мебелью: трельяж, кушетка,
пуфик.
3.
Артик.
гимнастика
+
пальчиковая
гимнастика
«Стенка,
стенка»
Упр. «Мы
солдаты»,
повторени
е «Этот
пальчик»
Упр.
«Живые
звуки»,
«Озеро»,
урок № 2
Упр.
«Подуй в
бутылочк
у»
Д/игра «Узнай мебель по
описанию»
4.
Артик.
гимнастика
+
пальчиковая
гимнастика
«Стенка,
стенка»
Упр. в
пальчиково
м бассейне
(горох)
Упр.
«Закончи
рифму»
Упр
«Сдуй
листочек
»
Упр. «Назови части
предмета» (мебели)
5.
Арт. упр.
«Новая
сказка о
Веселом
язычке»
Повторени
е упр. «Мы
солдаты»,
«Капуста»,
«Белка» и
Упр.
«Живые
звуки»,
урок № 6
Упр.
«Подуй
на
полоски
бумаги»
Закрепить название посуды
в д/игре «Найди и назови».
14
др.
6.
Арт. упр.
«Новая
сказка о
Веселом
язычке»
Упр.
«Найди
предмет»,
зарытый в
фасоли.
Упр.
«Живые
звуки»,
Урок № 7
Упр.
«Сделай
желобок
и подуй»
Д/игра «Найди предмет по
описанию» (посуда)
7.
Арт. упр.
«Новая
сказка о
Веселом
язычке»
Упр.
«Кулак,
ладонь,
ребро»,
мелено,
затем
быстрее.
Упр.
«Живые
звуки»,
«На
полянке»
Упр.
«Сдуй
ватный
шарик»
Упр. «Назови части целого»,
(посуда).
8.
Арт. упр.
«Новая
сказка о
Веселом
язычке»
Упр.
«Найди
предмет»,
зарытый в
горохе.
Повторени
е урока №
6, игра
«Кто за
кустиком
сидит»
Упр.
«Сдуй
перышко
»
Познакомить с новой
посудой: шумовка, друшлак,
кофеварка.
март
1.
Комплекс
артикуляцио
нной
гимнастики
«Научим
зайку
говорить»
Упр. «Мой
мизинчик»
-
заучивание
,
повторени
е др. упр.
со
стихами.
Упр.
«Повтори
за
логопедом
цепочку
слогов»
Упр.
«Подуй
на семена
клена» -
(крылатк
и)
Закрепить название посуды,
д/игра «Найди пару»
2.
Комплекс
артикуляцио
нной
гимнастики
«Научим
мишку
Рисование
пальцами
на песке
(песочниц
ы с
подсветкой
Упр.
«Кукушка
и дудочка»
Упр.
«Прокати
снежный
ком»»
Д/игра «Узнай предмет по
описанию» - (посуда)
15
говорить»
»
3.
Комплекс
арт.
гимнастики
с
использован
ием
матрешек с
движущими
ся
язычками.
Упр. –
рисование
пальцами
на песке
загадочны
х фигур.
Упр. «Идут
животные»
(слоны,
поросята,
ежата)
Упр.
«Пусти
лодочку
по воде»
Д/игра «Назови части
посуды», загадки о посуде
4.
Комплекс
арт.
гимнастики
с
использован
ием
матрешек
движущими
ся
язычками.
Упр.
«Грачи» -
заучивание
,
повторени
е «Мой
мизинчик»
Упр.
«Позови
свою
маму»
Упр. «Чья
ба бочка
дальше
полетит»
Упр. «Закончи рифму», по
произведению «Федорино
горе».
5.
«Сказка о
Веселом
язычке» -
артикуляцио
нная
гимнастика
Д/игра
«Найди
предмет» -
зарытые в
песке.
Упр.
«Слово
заблудилос
ь»
Упр.
«Надуем
мяч»
Закрепить название
перелетных птиц.
6.
«Сказка о
Веселом
язычке» -
артикуляцио
нная
гимнастика
Упр.
«Работа»,
повторени
е «Грачи»
Игры с
заданиями
на
звукоподра
жание
Упр.
«Загони
мяч в
ворота»
Закрепить название
зимующих птиц
7.
«Сказка о
Веселом
Д/игра
«Найди
Упр.
«Спой
Упр.
«Подуй
Д/игра «Найди картинки
птиц и назови»
16
язычке» -
артикуляцио
нная
гимнастика
такой же
предмет» -
зарытый в
песке.
разные
песенки»
(ла-ла-ла,
ля-ля-ля)
на
листок»
8.
«Сказка о
Веселом
язычке» -
артикуляцио
нная
гимнастика
Повторени
е упр. со
стихами.
Упр.
«Цепочка
слогов»
Упр.
«Сдуй
пушинку
»
Упр. «Летает, не летает»,
зауч. «Начинается
считалка»
апрель
1.
Комплекс
арт.
гимнастики
«Наш
забавный
язычок»
Упр. с
деревянны
ми
палочками
«Барабанщ
ики»
Упр.
«Найди
братца»,
различение
звуков
мягких,
твердых
Упр.
«Подуй в
бутылочк
у»
Закрепить названия
деревьев, зауч. стих. «Ива»
2.
Комплекс
арт.
гимнастики
«Наш
забавный
язычок»
Упр. с
деревянны
ми
палочками
«Барабанщ
ики»
Упр.
«Найди
товарища»,
различение
звуков
звонких и
глухих.
Упр.
«Понюха
й цветок»
Д/игра «Узнай дерево по
описанию, сравнение сосны
и ели.
3.
Комплекс
арт.
гимнастики
«Наш
забавный
язычок»
Упр.
«Волнушк
и»,
повторени
е считалок
Т. Коти
Упр.
«Звуки
заблудилис
ь»
Упр.
«Сдуй
бабочку с
цветка»
Д/игра «С какого дерева
семена?», загадки о
деревьях.
4.
Комплекс
арт.
гимнастики
«Наш
Упр. «Раз
малинка,
два
малинка»,
Упр.
«Слово
заблудилос
ь»
Упр.
«Сдуй
кольца у
клоуна»
Познакомиться с новыми
деревьями: клён, липа,
закрепить
17
забавный
язычок»
повторени
е
«Волнушк
и».
5.
Арт.
гимнастика
со стихами
и упр. с
пальчиками
Упр. с
деревянны
ми
палочками
«Музыкант
ы»
Упр.
«Большие
и
маленькие
колокольчи
ки»
Упр.
«Подуй
на
одуванчи
к»
Закрепить названия
кустарников, рассмотреть
картинки
6.
Арт.
гимнастика
со стихами
и упр. с
пальчиками
Упр. с
деревянны
ми
палочками
»Музыкант
ы»
Упр.
«Повтори
цепочку
слогов»
Упр.
«Надуй
шарик»
Д/игра «С какого
кустарника листок?»
7.
Арт.
гимнастика
со стихами
и упр. с
пальчиками
Упр.
«Пчелы и
мишка»,
повторени
е считалок
Т. Коти
Упр.
«Закончи
рифму»
Упр.
«Сдуй
ватный
шарик»
Заучивание стих. «Дуб»,
повторение «Ива», И.
Токмаковой.
8.
Арт.
гимнастика
со стихами
и упр. с
пальчиками
Повторени
е упр.
«Кулачки-
ладошки»,
«Ты кто?»
и др.
Упр.
«Большие
и
маленькие
барабаны»
Упр.
«Подуй
на
листок»
Д/игра «Узнай дерево по
описанию»
май
1.
Комплекс
арт.
гимнастики
для щек и
челюстей.
Упр. «Как
живешь?»
-
разучивани
е,
повторени
Упр.
«Угадай,
что
звучит?»
(музык.
игрушки).
Упр.
«Чей
мячик
дальше»
Закрепить названия цветов,
познакомить с новыми.
18
е «По
грибы».
2.
Комплекс
арт.
гимнастики
для щек и
челюстей
Упр. со
счетными
палочками,
выкладыва
ние на
столе
узоров.
Упр. «Гуси
и гусята»
Упр.
«Понюха
й цветок»
Д/игра «Узнай цветок по
описанию», заучив. Стих.
«Одуванчик»
3.
Комплекс
арт.
гимнастики
для щек и
челюстей
Упр.
«Дружба» -
разучивани
е,
повторени
е «Как
живешь?».
Упр.
«Оркестр»,
различение
муз.
инструмен
тов
Упр.
«Подуй в
бутылочк
у»
Познакомить с новыми
цветами, д/игра «Найди
пару».
4.
Комплекс
арт.
гимнастики
для щек и
челюстей
Упр. с
цветными
пуговицам
и,
насыпанны
е в
ёмкость.
Упр. « На
лесной
полянке»
(жуки и
змеи,
комарики)
Упр.
«Подуй
на
шарик»
Загадки о цветах, зауч. стих.
«Колокольчик», Е. Серовой.
5.
«Сказка о
Веселом
язычке» -
артикуляцио
нная
гимнастика.
Упр.
«Цветок».
повторени
е
«Дружба»
Д/игра,
«Трениров
ка»,
различение
звукоподра
жаний
Упр.
«Подуй
на
одуванчи
к»
Рассматривание на лужайке
одуванчиков, подбор
эпитетов.
6.
«Сказка о
Веселом
язычке» -
артикуляцио
нная
гимнастика.
Упр. с
камушкам
и,
выкладыва
ние на
столе
Уро.
«Цепочка
слогов»,
глухих и
звонких.
Упр.
«Сдуй
листок»
Д/игра «Назови пять
цветов», закрепление
названия.
19
узоров
7.
«Сказка о
Веселом
язычке» -
артикуляцио
нная
гимнастика.
Упр.
«Скакалоч
ка»,
повторени
е «Цветок»
Упр.
«Цепочка
слогов»,
твердых и
мягких.
Упр.
«Сдуй
бабочку с
цветка»
Рисование на манке
пальцами разных цветов.
8.
«Сказка о
Веселом
язычке» -
артикуляцио
нная
гимнастика.
Упр. с
камушкам
и,
перебрать
по цвету и
величине.
Упр.
«Слово
заблудилос
ь»
Упр.
«Сдуй
перышко
»
Описание любимого цветка,
рисование его на песке.
2.4
Педагогическая диагностика усвоения дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы
1.
Методическое обеспечение по реализации Программы отвечает требованиям
комплектности обеспечения образовательной деятельности с учетом достижения целей и
планируемых результатов.
Методика экспресс-оценки состояния речевого развития позволяет эффективно и
качественно провести диагностику речевых нарушений, уложиться в соответствующие
сроки (с 1 по 15 сентября), распределить детей по подгруппам и подобрать необходимую
методику коррекционного воздействия.
Экспресс-диагностика включает в себя два этапа.
Первый этап.
Логопед знакомится с условиями воспитания ребенка, его физическими и психическими
данными начиная с перенатального периода, чтобы составить представление о причинах
появления того или иного речевого дефекта. Такой большой объем сведений можно
получить
с
помощью
анкетирования
родителей.
Анкеты
раздаются
на
первом
родительском собрании в сентябре. В них содержатся вопросы о том, как протекала
беременность, как проходили роды, от какой по счету беременности ребенок, какими
болезнями болел в раннем детстве, были ли травмы, прерывалось ли речевое развитие,
наблюдался ли он у специалистов, нет ли двуязычия в семье, есть ли (были ли) у близких
родственников речевые трудности, что беспокоит родителей в речи ребенка в настоящее
20
время.
Второй этап.
На обследование речи детей, проводимое в форме подгруппового занятия, приглашаются
3–4
человека
из
группы.
Большое
значение
для
проведения
обследования
имеют
непринужденная обстановка, интересная и необычная подача материала, побуждающая
детей к активной речевой деятельности и выполнению заданий с охотой. Столы в
кабинете располагаются таким образом, чтобы дети видели друг друга, чувствовали себя
более
раскованно,
могли
свободно
общаться
с
логопедом
и
между
собой.
Само
обследование проводится в форме занятия, включающего в себя много игр и игровых
приемов,
в
которых
задействованы
все
дети.
В
качестве
наглядного
материала
используются специально подобранные предметные и сюжетные картинки, настольные
игры, игрушки. Словарный материал должен быть разнообразным, это позволит детям
избежать повторения одних и тех же слов, выражений и фраз и наиболее полно выявит
индивидуальные особенности речевого развития, их усидчивость, работоспособность,
память, внимание, умение переключаться с одного вида деятельности на другой.
Смена заданий, разнообразие предлагаемых вопросов и видов работ не утомляют детей,
поддерживают
у
них
интерес,
активность,
желание
говорить
на
протяжении
всего
занятия. Данные, полученные в результате экспресс-диагностики, заносятся в речевые и
диагностические карты каждого ребенка.
Использование экспресс-оценки позволяет с первых дней поступления детей в группу
диагностировать
у
них
наличие
той
или
иной
речевой
патологии
и
своевременно
определить принципиальные направления коррекционного воздействия.
Тема: «Экспресс – обследование детей средней группы
(4 – 5–летнего возраста) с проблемами речевого развития».
Цель:
Выявление детей с нарушениями звукопроизношения и лексико–грамматического
недоразвития.
Оборудование:
Игрушка: попугай Говоруша
Цветные фишки (основные цвета, кроме коричневого) – на каждого ребенка;
21
разрезные картинки (на каждого ребенка);
карточки с геометрическими фигурами (на каждого ребенка);
игра «Развивающий материал 4-й лишний» (на каждого ребенка);
Игра «Классификация».
Предметные картинки из пособия Т.Б.Филичевой – «большой – маленький».
«детеныши животных» (на каждого ребенка).
Сюжетная картинка из пособия Ткаченко «слоговая структура слова»
Альбом Иншаковой для обследования звукопроизношения
ХОД ОБСЛЕДОВАНИЯ
I. ОБЩЕЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА.
Знание своих имени и фамилии;
С кем пришел в детский сад;
Знание состава семьи.
2) Исследование зрительного восприятия:
Показ цветов (красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный) (покажи –
назови )
Восприятие формы (круг, квадрат, овал, треугольник).
3) Складывание предметной картинки из частей разрезной картинки
Из 2-х частей;
Из 4-х частей.
II. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
(основные операции мышления: анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение).
1) Игра «4-й лишний»;
III. РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ.
22
1) Обобщение:
Овощи – фрукты
Игрушки
Посуда
Одежда – обувь
Мебель
2) Предикативный словарь (глагольный словарь):
Что делает мальчик? (ест)
Что делает девочка? (спит)
Что делают дети? (играют)
Что делает птица? (летит)
Что делают рыбки? (плавают)
Что делают машины? (едут)
3) Согласование прилагательных с существительными единственного числа (назвать по
картинкам):
Красный мяч
Синий шар.
Желтое ведро
4) Употребление предложно – падежных конструкций
(ответить на вопросы по картинкам)
Где стоит ваза? (на столе)
Где лежат фрукты? В корзине)
Где летает бабочка? (над цветком)
23
Где спряталась мышка? (под грибком)
VI. СОСТОЯНИЕ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ
1) Употребление существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами
(назвать по картинкам)
Кувшин – кувшинчик
Стакан — стаканчик
Звезда — звёздочка
Цветок – цветочек
Стул – стульчик
Шапка – шапочка
2) Образование множественного числа существительных
Замок – замки
Шляпы – шляпы
Катушка – катушки
Паук – пауки
Конфеты – конфеты
Лошадь – лошади
Гусеница – гусеницы
Птенец – птенцы
3) Образование названий детенышей животных
У кошки – котенок
У лисы — лисенок
У медведя –
24
У козы –
У волка –
У собаки –
У ежа –
4) Предложно – падежные конструкции.
Вопрос: Где лежит? Где стоит?
V. БОЛЬШЕ – МЕНЬШЕ – ПОРОВНУ.
(счёт и счётные операции)
Пересчитать предметы в каждом круге и назвать итоговое число;
Показать круг с одинаковым количеством предметов.
VI. ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ ЗВУКО–СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА
1) Изолированные слова:
кот
вода
стук
мост
спина
банка
фантик
тропинка
2) Назвать самостоятельно или повторить за взрослым:
мотоциклист
велосипедист
25
перекресток
грузовик
светофор
автобусная остановка
VII. ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ
Логопед: — К нам в гости пришел попугай Петруша.
1) Внимательно послушайте, что произносит говорящий попугай Петрушка, и повторите
за ним:
ауио
оуиа
па –ба
та – да – та
га –ка – га
ма – мя
ны – ни – ны
ви – вы – ви
пух – мех – мох
кот – кит – ток
дом – дам – дым
бак – бык – бок
VIII. ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ
Подбираются слова на звуки: С, З, Ц, СЬ, ЗЬ, ТЬ, ДЬ, Ш, Ж, Щ, Ч, Р, РЬ, Л, ЛЬ, Й
IX. ИТОГО
Л.: — Молодцы, дети. Вы хорошо отвечали. Попугай Говоруша очень доволен вашими
26
ответами.
2.5. Особенности взаимодействия с семьями обучающихся
Одним
из
важных
условий
реализации
цели
и
задач
Программы
является
вовлечение родителей в образовательный процесс.
Задачи взаимодействия педагога с семьями детей:
родители из «зрителей» и «наблюдателей» станут активными участниками наших встреч
и помощниками учителя-логопеда и своих детей;
- сформируется желание помогать ребенку;
-повысится
грамотность
родителей
в
области
развивающей
и
коррекционной
педагогики;
-родители заинтересуются в успехах своего ребенка и будут информированы с точки
зрения вопросов его речевого развития;
-благодаря использованию традиционных и нетрадиционных форм взаимодействия с
семьей, речь дошкольников даст положительную динамику;
Формы взаимодействия педагога с семьями детей:
анкетирование;
участие родителей в организации открытых занятий;
индивидуальное
информирование
родителей
об
этапах
освоения
ребенком
Программы;
консультации;
родительские собрания;
стимулирование участия родителей в развитии и образовании детей: вручение
благодарственных писем, грамот.
3. Организационный раздел
3.1. Описание материально-технического обеспечения дополнительной
образовательной программы
Программа реализуется в помещении МДОУ «Д/с № 99 о.в.» г. Магнитогорска:
Место проведения занятий:
музыкальный зал;
Средства обучения:
Игрушка: попугай Говоруша
Цветные фишки (основные цвета, кроме коричневого) – на каждого ребенка;
27
разрезные картинки (на каждого ребенка);
карточки с геометрическими фигурами (на каждого ребенка);
игры «Развивающий материал 4-й лишний» (на каждого ребенка);
Игры «Классификация».
Предметные картинки из пособия Т.Б. (на каждого ребенка).
Сюжетные картинки из пособия Ткаченко
Альбом Иншаковой для обследования звукопроизношения
Музыкальный центр
Зеркало на каждого ребенка
Проектор
Экран
3.2. Программно-методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы
Методическое
обеспечение
по
реализации
Программы
отвечает
требованиям
комплектности обеспечения образовательной деятельности с учетом достижения целей и
планируемых результатов.
1.Бардышева, Т.Ю. Разговорчивые пальчики. – М.: изд. Дом «КАРАПУЗ», 2001.
2.
2.Быстрова, Г.А. Логопедические игры и задания. – Санкт- Петербург: «КАРО», 2000.
3.
3.Воробьёва, Т.А., Крупенчук, О.И. Логопедические упражнения, артикуляционная
гимнастика. – Санкт-Петербург: Изд. «ЛИТЕРА», 2010. – с. 63.
4.
4.Дурова, Н.В. Фонематика. – М.: «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2002.
5.
5.Епифанова, О.В. Автоматизация шипящих звуков. – Волгоград: ООО «ЭКСТРЕМУМ»,
2006. – с. 256.
28
6.
6.Кондратенко, И.Ю. Произносим звуки правильно. Логопедические упражнения. – М.:
«АЙРИС – ПРЕСС», 2010. – с. 60.
7.
7.Коноваленко В.В.: Коноваленко С.В. Хлоп-топ: нетрадиционные приёмы
коррекционно-логопедической работы с детьми 6-7 лет. – М.: Изд. «ГНОМ и Д», 2004. –
с. 20.
8.
8.Коти, Т. Ю. Считалки. – М.: изд. «РОСМЭН – ЛИГА», 1997. – с. 10.
9.
9.Морозова, И.А., Пушкарева, М.А. Развитие речевого восприятия. – М.: Изд.
«МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2009. – с. 85.
10.
10.Новоторцева, Н.В. Логопедическая тетрадь. – Ярославль: Академия развития, 1996. –
с. 64.
11.
11.Столярова, А.А. Давайте поиграем. – М.: Просвещение, 1991.
12.
12.Ткаченко, Т.А. Физкультминутки. – М.: Изд. «ГНОМ» и «Д», 2001.
29