Автор: Муратова Марина Анатольевна
Должность: воспитатель монтессори группы
Учебное заведение: МБДОУ "ЦРР - д/с №1 "Ромашка"
Населённый пункт: Приморский край Спасский район с. Спасское
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: проект "Народные праздники на Руси"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение
«Центр развития ребёнка - детский сад №1 «Ромашка»
села Спасское Приморского края.
Информационно - творческий
проект
«Народные праздники на Руси»
Подготовила: Муратова Марина Анатольевна,
воспитатель Монтессори группы
с. Спасское
Введение
В каждой стране есть общие для всех государственные праздники, но у
каждого народа есть свои праздники, которые пришли из глубины веков.
Народные праздники России, самые любимые и известные — это, без всякого
сомнения, снежное и морозное Рождество, ранневесенняя Масленица,
указывающая дорогу весенним и солнечным дням, светоносное торжество
Пасхи, весенне-летняя Троица и солнечный радужный день Ивана Купалы.
Все они, кроме Пасхи, взаимосвязаны с миром природы, с ее оживанием,
расцветанием, сажанием и собиранием щедрого урожая. В праздники людям
особенно ярко присуще своеобразное мировосприятие, чувство полноты
жизни. Все без исключения народные праздники России наполнены
традициями, ритуалами, обрядами.
Праздники в русской деревне прошлого составляли важную сторону
общественной и семейной жизни. Крестьяне даже говорили: «Мы целый год
трудимся для праздника». Праздник религиозным сознанием людей
воспринимался как нечто священное, противоположное будням —
повседневной жизни. Если будни осмыслялись как время, в которое человек
должен заниматься мирскими делами, добывая хлеб насущный, то праздник
понимался как время слияния с божественным и приобщения к сакральным
ценностям общины, ее священной истории. Прежде всего, праздник считался
обязательным для всех членов деревенской общины, достигших зрелого
возраста. Дети, старики, калеки, старые девы, больные на праздник не
допускались, так как одни еще не достигли возраста понимания сакральных
ценностей, а другие уже находятся на грани между миром живых и миром
мертвых, третьи не исполнили своего предназначения на земле — не
вступили в брак. Праздник предполагал также полную свободу от всякой
работы. В этот день запрещалось пахать, косить, жать, шить, убирать избу,
колоть дрова, прясть, ткать, то есть выполнять всю повседневную
крестьянскую работу. Праздник обязывал людей нарядно одеваться, для
разговора выбирать темы приятные, радостные, иначе вести себя: быть
веселым, приветливым, гостеприимным.
Характерной чертой праздника было многолюдье. Тихое в будни село
заполнялось зваными и незваными гостями — нищими, странниками,
богомольцами, каликами перехожими, вожаками с медведями,
балаганщиками, раешниками, кукольниками, ярмарочными торговцами,
коробейниками. Праздник воспринимался как день преображения деревни,
дома, человека. К лицам, нарушавшим правила праздничного дня,
применялись жесткие меры: от денежного штрафа, битья плетьми до полного
изгнания из деревенского сообщества. В русской деревне все праздники
включались в единую многоступенчатую последовательность. Они
справлялись из года в год, из века в век в определенном порядке,
установленном традицией. Среди них был главный праздник, обладавший, с
точки зрения крестьян, наибольшей сакральной силой, — Пасха. Праздники
великие: Рождество, Троица, масленица, Иванов и Петров дни и малые
праздники, еще их называли полупраздники, были связаны с началом разного
рода крестьянских работ: первый день сева зерновых, заготовка на зиму
капусты и другие. К праздникам, не связанным с церковной традицией,
относились святки, масленица, заветные праздники — в память о каком-либо
деревенском событии, чаще трагическом, в надежде умилостивить природу,
божество, а также различные мужские, женские и молодежные праздники.
Актуальность.
В настоящее время назрела необходимость обращения к истокам народной
культуры. Традиции, существовавшие в старину, забылись новым
поколением. Поэтому важно познакомить с ними детей, приобщить к истокам
народной культуры. Праздник, особенно народный, помогает детям выразить
свои чувства в музыке, познакомить с новыми произведениями
художественной литературы, проявить себя в продуктивной деятельности,
даёт детям новые впечатления. Основная направленность праздников –
воспитание моральных и нравственных качеств ребёнка
.
Паспорт проекта.
Вид проекта: информационно-творческий, групповой.
Возраст детей: дети 5 – 7 лет.
Участники проекта: дети, воспитатели группы, родители.
Срок реализации проекта: ноябрь 2017 – апрель 2018 г.
Продолжительность: долгосрочный
Цель: Приобщение детей к истокам народной культуры, знакомство с
народными праздниками.
Задачи:
Продолжать знакомить с жизнью предков и их отношением к природе;
Дать знания о том, что жизнь предков была тесно связана с природой и
строилась на основе народного календаря;
Расширять знания о народной культуре, обычаях, обрядах, праздниках,
изделиях мастеров; о труде и быте крестьян.
Методы работы по проекту с детьми:
1.
Наглядные – работа с леп буком, наблюдения , демонстрация реальных
объектов, слайдов мультимедийных презентаций, иллюстраций и т.д.
2.
Практические – творческие задания, упражнения, моделирование,
художественное творчество
3. Игровые – дидактические, подвижные игры, народные игры, сюжетно –
ролевые.
5. Словесные – рассказ педагога, беседа, чтение художественной литературы
Методы работы по проекту с родителями:
1.
Наглядные: родительские уголки, папки-передвижки, ширмы.
2.
Индивидуальные: беседы, индивидуальные задания, рекомендации,
консультации.
3.
Коллективные: консультации, детско-родительские работы.
4.
Привлечение родителей к проведению праздников.
Новизна: работа по данному проекту увеличить познавательную мотивацию
дошкольников с задержкой психического развития, развить графо-моторные
навыки при выполнении заданий, повысить речевую активность.
Использование в образовательной деятельности и работе с родителями
мультимедийных презентаций, отражает один из главных признаков
современной непосредственной образовательной деятельности, принцип
фасциации (привлекательности).
Практическая значимость проекта: данный материал будет интересен
педагогам детей старшего дошкольного возраста при подготовке к народным
праздникам.
Ожидаемый результат: У детей значительно расширились знания о
народных праздниках, обычаях, обрядах, народной культуре, о том, что жизнь
предков строилась на основе народного календаря.
Продукт: Альбом «Как мы отмечаем праздники».
Этапы:
1. Предварительный:
- Мониторинг знаний детей
- Подбор детской художественной литературы для чтения детям.
- Работа с методическим материалом, литературой по данной теме.
2. Основной:
- Беседы с детьми, ситуативный разговор, речевые ситуации по теме.
- Подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые, народные, хороводные игры.
- Чтение художественной литературы.
- Выставки детских рисунков и поделок.
3. Заключительный:
- проведение НОД, развлечений, викторин
- мониторинг знаний детей
- Составление альбома: «Как мы отмечаем праздники».
Праздник «Рождество Христово»
Задачи: познакомить детей с древним русским праздником (рождеством,
святками).
- объяснить их происхождение;
- учить делиться впечатлениями с окружающими, используя художественные
средства выразительности;
- прививать любовь к традиционным праздникам;
- воспитывать национальную гордость, чувство причастности к великому
русскому народу;
- формировать у детей понятие «вера».
Совместная деятельность воспитателя с детьми.
Беседы:
- «Волшебный праздник – Новый год», «Рождество Христово», «Святки».
- «Почему на Рождество и на Новый год наряжают елку?».
- «Зимние забавы детей и взрослых».
Рассказ воспитателя:
- «Подарки и поздравления».
- «Зимние святки».
Знакомство детей с рождественскими колядками и новогодними песнями.
Разыгрывание
сценок
колядования,
народные
игры:
«Бабка
Ёжка»,
«Прялица».
Чтение отрывков из сказки «Щелкунчик», «Сказка о маленькой Ёлочке»,
«Рождество»,
«Рождественская
звезда»,
«Рождественские
песенки»,
К.Д.Ушинский «Проказы старухи зимы», И.З.Суриков «Зима», Н.А.Некрасов
«Мороз-воевода». Русская народная закличка «Зазимка», д/и «Магазин», «Да
или Нет», «Наша Родина», «Узнай по описанию», «Найди лишнее», с/р игра
«Готовимся к встрече Нового года».
Изготовление
подарочной
«конфеты»,
разных
игрушек
на
ёлку,
ледяных
игрушек, открытки – раскладушки с ёлочкой.
Изготовление рождественской звезды из бумаги.
Изготовление «волшебного сапожка» для гаданий.
Самостоятельная деятельность детей.
Рассматривание иллюстраций в книгах:
«История Нового года»;
«Рождественская звезда»;
«Встречаем Новый год и Рождество всей семьей».
Составление рассказов на тему:
«Новогодние чудеса».
- Конструирование ёлочки из бумаги;
- Лепка «Снеговик»;
- Рисование «Наша нарядная ёлка»;
- с/р игра «В магазин за подарками к Новому году».
Взаимодействие с родителями.
Рассказы бабушек: как они отмечали праздник в детстве.
Советы родителям - «Как украсить обычное домашнее печенье».
Испечь детям съедобные игрушки.
Праздник «Рождество Христово»
Праздник «Широкая масленица»
Задачи: продолжать знакомить с русскими народными праздниками.
-
познакомить
с
происхождением
древнего
праздника
Масленица,
его
традициями, идей праздника;
- объяснить детям название праздника, какой смысл несет в себе румяный
поджаристый
круглый
блин,
что
олицетворяет
собой
обряд
сжигания
соломенного чучела;
-
вызвать
эмоциональное
сопереживание
и
участие
в
игре
действии,
приобщить всех участников к традиции проведения народного праздника
Масленице;
- воспитывать чувство патриотизма, основанного на русских традициях;
- учить составлять рассказ по сюжету картины.
Совместная деятельность воспитателя с детьми.
Беседы:
1.
«Масленица – самый весёлый предвесенний праздник»;
Чтение стихов: «Прощай, наша Масленица», «Вот уже зимушка проходит»,
«Масленица».
2.
«Прощенное воскресенье»;
Загадывание и отгадывание загадок , пословицы и поговорки о Масленице.
3.
«Как и из чего делали Обрядовую куклу – Масленица».
- Развлечение «Проводы русской зимы»;
- Игра – хоровод «Веснянка»;
- Русские народные игры: «Гори, гори ясно», «Горшки», «Ручеёк»;
- Игры – соревнования «Перетяни канат», «Передай клюшку», «Поезд»;
- Рассматривание картины В.И.Сурикова «Взятие снежного городка».
Самостоятельная деятельность детей.
- Рассматривание иллюстраций по теме;
- Лепка «Блины», «Пироги»;
- с/р игры: «Мы идём в гости», «К нам пришли гости»;
- д/и «Кузовок», «Неоконченный рассказ»;
-
Рисование:
«Веселый
праздник»,
«Обрядовая
кукла»,
«Необычное
солнышко».
Взаимодействие с родителями.
- Встречаем праздник всей семьей на главной площади нашего города;
- Испечь детям блины и приготовить другую вкусную специальную еду;
- Поиграть в народные игры.
Праздник «Широкая масленица»
«Пасха – праздник торжества жизни»
Задачи:
- познакомить с праздником – Пасхой, его значением в жизни наших предков,
с пасхальными натюрмортами;
- совершенствовать умение использовать полученные знания в собственном
творчестве;
- развивать понимание народного праздника;
- познакомить с символом праздника Пасхи – святым яичком.
Совместная деятельность воспитателя с детьми.
Беседы:
1. «Пасха – главный христианский праздник»;
2. «Обычаи праздника»;
3. «Яйцо – символ жизни»;
4. «Праздник – Красная горка».
- Чтение стихов: Е.Гончаровой «В день Пасхи», В.Ладыженский «Христос
Воскрес!», А.Майков «Благовест»
- Чтение пасхальных песенок;
- Русские народные игры «Верба – вербочка», «Солнышко – ведрышко»;
- Знакомство с народными приметами;
- Рассказ воспитателя на тему: «Пасхальный стол»;
- Роспись яиц;
- Игры с пасхальными яйцами.
Самостоятельная деятельность детей.
- Изготовление пасхальных открыток, продолжить раскрашивание яиц;
-Игры по выбору с пасхальными яйцами;
- Рассматривание иллюстраций по теме.
Взаимодействие с родителями.
- Накрыть детям пасхальный стол;
- Расписать яички;
- Рассказать о празднике.
«Пасха – праздник торжества жизни»