Напоминание

«Нетрадиционные техники рисования – как эффективное средство развития творческих способностей учащихся»


Автор: Самойлова Елена Васильевна
Должность: учитель ИЗО
Учебное заведение: МОУ "Помарская СОШ"
Населённый пункт: с. Помары, Волжский район, РМЭ
Наименование материала: статья "Развитие творческих способностей на уроках изобразительного искусства"
Тема: «Нетрадиционные техники рисования – как эффективное средство развития творческих способностей учащихся»
Раздел: полное образование





Назад




«Развитие творческих способностей

на уроках изобразительного искусства»

«Дети должны жить в мире красоты,

игры, сказки, музыки,

рисунка, фантазии, творчества»

В.А.Сухомлинский

Аннотация.

Урок

ИЗО

должен

быть

для

каждого

ребёнка

ярким

событием, побуждающим к самостоятельному творчеству. Это особый урок!

Он должен быть каждый раз новым, не похожим на предыдущий.

Введение

В соответствии с законом РФ «Об образовании» в системе образования,

просвещения

и

культуры

в

настоящее

время

возникает

необходимость

в

новых подходах к преподаванию искусств в общеобразовательной школе

способных

успешно

решить

современные

задачи

художественного

образования, эстетического воспитания и развития личности.

Общие возрастные особенности у каждого ребенка проявляются по-

разному, в зависимости от его индивидуальности. Один ребенок может быть

более эмоциональным, другой – менее. Память, мышление внимание могут

быть самыми различными у разных детей.

Для того чтобы правильно руководить детским творчеством, нужно

знать особенности изобразительной деятельности детей. Эти знания помогут

найти

ключ

к

сердцу

ребенка,

установить

с

ним

контакт,

развить

его

художественные способности и эстетические чувства, помогут понять, как

познает

ученик

действительность,

как

развиваются

его

зрительное

восприятие, воображение, пространственные представления, память и др.

Нужно сделать все возможное, чтобы пробудить, а затем и развить

познавательные

интересы.

Повышенная

склонность

учащихся

к

изобразительной деятельности является показателем пробуждающихся у них

способностей к художественному творчеству и развитие к нему интереса. А

развить интерес к творчеству у каждой отдельной личности можно только с

учетом индивидуальных способностей. Поэтому и ведущее направление в

обучении и воспитании на уроках изобразительного искусства – развитие

художественно-творческих

индивидуально

выраженных

способностей

личности

школьника,

освоения

ею

методов

и

способов

эстетического

и

художественного познания мира средствами музыки, ИЗО, технологии.

Цель

данного

обучения:

Максимально

выявить,

инициировать,

использовать,

индивидуальный

(субъективный)

опыт

ребенка.

Помочь

личности

познать

себя,

самоопределиться

и

самореализоваться,

а

не

формировать заранее заданные свойства.

Основной

задачей

уроков

изобразительного

искусства

является

развитие художественно-творческих способностей детей и подростков путем

целенаправленного

и

организованного

обучения.

Развивая

навыки

художественно-творческой деятельности учащихся на уроках ИЗО, школа тем

самым

вооружает

школьников

представлениями

о

профессиональном

искусстве живописи, скульптуры, графики. В младших классах авторитет

уроков изобразительного искусства достаточно высок. У учащихся средних

классов ослабевает интерес к художественно-творческой деятельности, дети

перестают рисовать на уроках, дома. Следовательно, работу по развитию

художественно-творческих способностей нужно сделать более интересной и

качественной.

Каждый

ребенок уникален

и талантлив

-

это

ц е л ы й

м и р

возможностей. Основная задача учителя заключается в том, чтобы раскрыть

эти таланты,

создать условия для творческой

реализации

ребенка.

Творческая работа на уроке изобразительного искусства – это своего рода

связующее звено между ребенком и взрослым. Деятельность творческого

воображения почти никогда не возникает без помощи и участия учителя.

Однако роль учителя не в том чтобы поучать, а в том, чтобы совместно с

детьми

построить

занятие

так,

чтобы

дети

могли

создать

и

реализовать

за мы с л ы

с во и х

т во рч е с к и х

р а б от.

О с н о в н о й

з а д ач е й уроков

изобразительного искусства является развитие художественно-творческих

способностей

детей

путем

целенаправленного

и

организованного

обучения. Важной задачей учителя, на мой взгляд, является не только

обучение учащихся каким-то умениям и навыкам, но и развитие творческих

способностей. Для развития творческих способностей у учащихся средних

классов

необходимо

использовать

новое,

интересное,

нестандартное,

это

способствует развитию у детей познавательного интереса к учебе и более

прочному усвоению знаний. Стремление развить познавательный интерес

учащихся к предмету, побуждает искать формы, приемы, методы работы,

которые

более

действенно,

результативно

влияют

на

уровень

мотивации,

обеспечивают

сознательную

деятельность

школьников

по

овладению

знаниями.

Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также

передовой

опыт

работы

с

детьми,

накопленный

на

современном

этапе

отечественными

и

зарубежными

педагогами-практиками,

такими

как

(Л.С.Выготского, В.А. Сухомлинского, Б.М. Теплова, Флериной, Сакулиной,

Комаровой

и

др.)

я

заинтересовалась

возможностью

применения

нетрадиционных техник рисования для развития воображения, творческого

мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования

демонстрируют

необычные

сочетания

материалов

и

инструментов.

Технология

их

выполнения

интересна

и

доступна

как

взрослому,

так

и

ребенку. Изучив и освоив более 20 различных техник рисования, ранее не

использованных

в

работе

с

детьми,

экспериментально

попробовала

использовать

элементы

нетрадиционного

рисования

в

совместной

деятельности с детьми и пронаблюдала всплеск положительных эмоций от

процесса рисования.

Я считаю, что развивать творческие способности можно и нужно на

уроках изобразительного искусства, так как на этих уроках есть большие

возможности проявить свой творческий потенциал. Использование на уроке

нетрадиционных

изобразительных

техник

создает

дополнительные

возможности

для

творчества,

полета

фантазии.

В

процессе

выполнения

заданий у детей развивается творческое воображение, т. е. создание новых,

оригинальных образов, идей, представлений, которые воплощаются затем в

произведении.

Перед

собой

поставила

следующую цель:

раскрыть

и

развить

потенциальные художественные способности, заложенные в ребенке.

Задачи:

1.

Сформировать

устойчивый

интерес

к

художественной

деятельности.

2. Познакомить детей с различными видами изобразительной деятельности,

многообразием

художественных

материалов

и

приемами

работы

с

ними,

закрепить приобретенные умения и навыки и показать детям широту их

возможного применения.

3.

Воспитывать

эстетический

вкус.

Прививать

навыки

работы

в

группе.

Поощрять доброжелательное отношение друг к другу.

Нетрадиционное

рисование

позволяет

не

ограничивать

проявления

творческих способностей детей, не ставя их в рамки «образца и показа»

приёмов рисования и их последовательности; не навязывать детям свою

точку зрения на окружающий мир, даёт им возможность реализации своего

творческого потенциала.

На

уроках

ИЗОдеятельности

с

использованием

нетрадиционных

техник,

у

детей

развивается

фантазия,

память,

ориентировочно

исследовательская

деятельность,

эстетический

вкус,

самостоятельность,

познавательные способности. Ребенок использует цвет как средство передачи

настроения,

экспериментирует

(смешивает

краску

с

мыльной

пеной,

на

изображенный

предмет

цветными

мелками

наносит

гуашь).

Работа

с

нетрадиционными

техниками

изображения

стимулирует

положительную

мотивацию

рисуночной

деятельности,

вызывает

радостное

настроение

у

детей,

снимает

страх

перед

краской,

боязнь

не

справиться

с

процессом

рисования.

Многие

виды

нетрадиционного

рисования

способствуют

повышению уровня развития зрительно – моторной координации. Многие

виды

нетрадиционного

рисования

способствуют

повышению

уровня

развития зрительно – моторной координации. Техники изображения могут

способствовать

ослаблению

возбуждения

слишком

эмоционально

расторможенных детей.

В работе со школьниками использую разные техники беспредметного

рисования:

“Рисование кляксами”

“Монотипия”

“Печатание листьями”

“Печатание бумагой”

“Рисование руками, ладонью, пальцами”

“Мятый рисунок”

“Рисование по стеклу”

“Рисование методом тычка”

“Оттиск поролоном”

“Пуантилизм”

Каждый из этих методов – это маленькая игра, которая доставляет детям

радость, положительные эмоции. Таким образом, у детей возрастает интерес

к рисованию. Дети становятся творчески разносторонними. Они создают

новое,

оригинальное,

проявляют

творчество,

фантазию,

реализуют

свой

замысел, и самостоятельно находят средства для воплощения. Дети обретают

уверенность

в

себе,

робкие

преодолевают

боязнь

чистого

листа

бумаги,

начинают чувствовать себя маленькими художниками. Особое место в своей

работе

уделяю

приемам

создания

психологического

комфорта

и

эмоционального

благополучия

детей.

Чуткость

учителя

к

настроению

и

самочувствию детей дает положительные результаты в освоении предмета

«Изобразительное искусство». Перед учащимися всегда есть свобода выбора,

т.е.

уровень

сложности,

учащиеся

могут

выбрать

на

их

собственное

усмотрение, но всегда в приоритете оценивания стоят следующие критерии:

аккуратность, качество, выполнение работы с желанием.

На

основании

опыта

работы

можно

утверждать,

что

применение

нетрадиционных

изобразительных

техник

на

уроках

изобразительного

искусства способствует развитию творческих способностей учащихся. Опыт

показывает, что использование нетрадиционных изобразительных техник на

уроках

как

нельзя

лучше

оживляет

учебно-воспитательный

процесс,

повышает интерес к предмету. Ведь очень важно, особенно в подростковом

возрасте,

заинтересовать

предметом,

получать

новые

знания,

вести

постоянный творческий поиск, открывать в себе скрытые таланты и просто

«любить» предмет.

Заключение

Из

выше

изложенного можно сделать

вывод,

что программа

по

развитию

творческой

личности

на

уроках

ИЗО

предусматривает

работу

различными изобразительными материалами, что способствуют творческому

развитию

и

эстетическому

воспитанию

школьников.

Задания

меняются

постепенно

от

изображения

простых

предметов

к

более

сложным

постановкам.

Творческое отношение учителя к работе имеет принципиальное значение для

формирования

у

обучающихся

познавательного

интереса

к

искусству,

стремление к его самостоятельному изучению. Самый эффективный стимул

п о з н а в ат е л ь н о й

д е я т е л ь н о с т и

-

с и т у а ц и и

у с п е х а ,

ко т о р у ю

необходимо создавать на уроках .Каждый ребёнок интересен на уроке как

личность со своими чувствами и мыслями, со своим пониманием мира. На

этом уроке дети могут быть путешественниками, открывателями, творцами,

они могут думать, рассуждать, творить красоту и радость и находят в этом

творении счастье.

Урок искусства должен быть для каждого ребёнка ярким событием в жизни,

побуждающим к самостоятельному творчеству. Это особый урок. Он должен

быть

каждый

раз

новым,

не

похожим

на

предыдущий,

с

особой

эмоциональной атмосферой увлечённости. Важным условием формирования

творческих способностей являются стимулы. Самый эффективный стимул

познавательной деятельности – ситуации успеха, которую стараюсь создать

на своих уроках. Одна из форм поощрения, которую я часто использую – это

участие

в

школьной

выставке.

Выставки

проводятся

регулярно,

для

школьников, для родителей, на праздники и т.д. Периодическая организация

выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы,

ощутить

радость

успеха.

Достижение

успеха

в

том

или

ином

виде

деятельности

способствует

формированию

познавательного

интереса

и

творческих способностей личности.

ЛИТЕРАТУРА

1.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М.: Народное

образование. 1998 – 134 с.

2. Красильников И. Творческое задание на уроках искусства.// Искусство в

школе. 2001, №3. – С.13-14.

3.

Особенности

обучения

школьников

по

программе

Б.М.

Неменского

«Изобразительное искусство и художественный труд» «Искусство»./ Учебно-

методическая газета для учителей МХК, Музыки, ИЗО. 2007-2008г.- С.



В раздел образования