Напоминание

Формирование положительных взаимоотношений детей среднего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру


Автор: Мамчур Юлия Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №12"
Населённый пункт: Пермский край, город Соликамск
Наименование материала: реферат
Тема: Формирование положительных взаимоотношений детей среднего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 12»
Формирование положительных взаимоотношений

детей среднего дошкольного возраста через

сюжетно-ролевую игру




Составила: Мамчур Ю.С., воспитатель Соликамск,2015

Оглавление

Введение

Параграф 1.
Понятие, уровни и особенности формирования взаимоотношений
Параграф 2.
Понятие, значение и особенности организации сюжетно-ролевой игры детей 4 – 5 лет
Параграф 3.
Влияние сюжетно-ролевой игры на взаимоотношения детей среднего дошкольного возраста
Заключение

Библиографический список

Приложение
2

Введение
Дошкольный возраст - особо ответственный период в воспитании, т. к. является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом влияющие на развитие его личности. Знание особенностей отношений между детьми в группе детского сада и тех трудностей, которые у них при этом возникают, может оказать серьезную помощь взрослым при организации воспитательной работы с дошкольниками. Общение с детьми - необходимое условие психологического развития ребенка. Потребность в общении рано становится его основной социальной потребностью. Общение со сверстниками играет важную роль в жизни дошкольника. Оно является условием формирования общественных качеств личности ребенка, проявления и развития начал коллективных взаимоотношений детей в группе детского сада. Дети все имеют разный характер. Немаловажную роль играют личностные качества ребенка, различные его навыки и умения, так и уровень общения и взаимоотношений в группе. Между детьми дошкольного возраста обнаруживается достаточно широкий диапазон взаимоотношений. Но, к сожалению, отношения детей в средней группе детского сада не всегда складываются благополучно. Для создания благоприятных отношений в группе должна быть создана развивающая среда. При создании предметно-развивающей среды для сюжетных игр детей важно помнить, что в игре должны отражаться личный опыт детей и те знания, которые они получают на занятиях, во время экскурсий, наблюдений, чтения художественной литературы. Поэтому игровая среда должна быть гибкой, видоизменяющейся, в нее постоянно вносятся изменения в зависимости от интересов детей, их потребностей. 3
Наряду с положительным характером контактов возникают и осложнения, которые иногда приводят к “выпадению” ребенка из коллектива. Конфликтные взаимоотношения со сверстниками препятствуют нормальному общению с ними и полноценному формированию личности ребенка. Связанное с нарушением общения отрицательное эмоциональное настроение часто приводит к появлению неуверенности в себе, недоверчивости к людям, вплоть до элементов агрессивности в поведении. Поэтому воспитатель должен быть внимателен по отношению ко всем детям группы, знать их отношения и взаимоотношения, вовремя замечать какие-либо отклонения в отношениях и взаимоотношениях детей в группе. 4
Параграф 1
.
Понятие, уровни и особенности формирования взаимоотношений.
Взаимоотношение
- это отношение, идущее от людей к людям, “навстречу друг другу”. Взаимоотношения возникают на основе психологических мотивов: симпатии, общности, взглядов, интересов, комплиментарности и другие. Необходимым условием возникновения данных отношений является постижение друг друга. Именно в ходе познавания устанавливаются взаимоотношения. Взаимоотношения могут прекратиться, как только исчезают психологические мотивы, породившие их. Система личных взаимоотношений выражается в таких категориях, как дружба, товарищество, любовь, ненависть, отчужденность. Проблема взаимодействия личности и коллектива находит отражение в конкретных психолого-педагогических исследованиях (А. В. Запорожец, А. А. Люблинская, Д. Б. Эльконин, Л. И. Божович, В. Г. Нечаева, Т. А. Маркова и др.). Ученые особо подчеркивают влияние характера взаимоотношений на повседневное самочувствие и настроение детей и доказывают необходимость создания педагогических условий, благоприятной окружающей атмосферы для развития положительных взаимоотношений между детьми, начиная с младшей ступени дошкольного возраста. Исследования отечественных психологов И. А. Аржановой, В. А. Горбачевой, Е. И. Кульчицкой показывают, что при целенаправленном педагогическом воздействии у ребенка могут быть рано воспитаны способность к сопереживанию, умение прийти на помощь. Педагогические и психологические исследования доказывают, какую большую роль на формирование отношения детей друг с другом может оказать игра, которая является для маленького ребенка не только школой познания окружающего мира взрослых, но и школой взаимоотношения людей. 5
Межличностные отношения определяют положение человека в группе , коллективе . От того , как они складываются , зависит эмоциональное благополучие , удовлетворенность или неудовлетворенность человека в данной общности . От них , зависит сплоченность группы , коллектива , способность решать поставленные задачи . Ученые особо подчеркивают влияние характера взаимоотношений на повседневное самочувствие и настроение детей и доказывают необходимость создания педагогических условий, благоприятной окружающей атмосферы для развития положительных взаимоотношений между детьми, начиная с младшей ступени дошкольного возраста. Предпосылками, способствующими формированию достаточно высокого уровня взаимоотношений детей четвертого и пятого года жизни, являются; существенные изменения во взаимоотношениях с окружающими, появившиеся в связи с потребностью в самостоятельных действиях, с более осознанным нравственным поведением, активностью, развивающейся способностью к подражанию и своеобразному отображению окружающей действительности в игре, с повышением уровня развития социальных мотивов, познавательных, главным образом игровых, интере сов, нравственных чувств, речи, воли, навыков и привычек. Совместная деятельность детей является основным условием возникновения и развития взаимодействий и взаимоотношений. Общение - это процесс взаимодействия людей, направленный на согласование и объединение их усилий с целью достижения общего результата, взаимоотношения - личностные отношения индивидуумов между собой, возникающие в совместной деятельности, а взаимодействия - компонент совместной деятельности и отношений. Общение жизненно важно для человека и рассматривается психологами как особый способ адаптации к окружающей социальной среде. В результате общения формируется представление о другом человеке и о самом себе, о 6
своих возможностях и способностях. Такая потребность проявляется у ребенка рано, но ее содержание формируется и расширяется с возрастом. Значительный скачок в развитии потребности в общении наблюдается на четвертом-пятом году жизни, однако при этом ярко выявляется несоответствие между стремлением и умением общаться. Отсутствие умения или низкий его уровень отрицательно сказывается на характере участия в совместной деятельности, обусловливает, непрочность, конфликтность контактов между детьми этого возраста. Общение со сверстниками дети реализуют в основном в совместных играх; игра становится для них своеобразной формой общественной жизни. В игре дети по своему усмотрению объединяются, самостоятельно действуют, осуществляют свои замыслы, не испытывая прямой зависимости от взрослого. Положительные взаимоотношения между детьми характеризуются их естественным стремлением быть хорошими, желанием сделать приятное другим, готовностью оказать помощь, проявить уважение к сверстникам, доброжелательностью. Эти качества личности дошкольника определяют не только внутреннюю культуру взаимоотношений, но и форму их выражения. Положительные взаимоотношения выражаются в справедливом, вежливом, скромном, тактичном и предупредительном отношении ребенка к взрослому и сверстникам. На формы и способы взаимоотношений в ранние годы жизни ребенка влияет подражание окружающим людям. Подражательность, легкая внушаемость и самовнушаемость характеризуют основные особенности нервно-психической организации младшего дошкольника. Они оказывают значительное влияние и на характер взаимоотношений между детьми. Пятилетний ребенок не имеет прочно закрепленных представлений, недостаточно разбирается в отношениях и связях между явлениями окружающей жизни, поэтому легко верит всему, следует внушающей силе 7
слова, наглядного примера. Он охотно и энергично повторяет за другими и воспроизводит готовые образцы жестов, манер, слов. Накопление опыта самостоятельного поведения обеспечивает установление между детьми взаимной помощи, сотрудничества как главных компонентов положительных взаимоотношений. В процессе формирования взаимоотношений следует сообщать детям соответствующие знания, вырабатывать умения, навыки и привычки, прежде всего умение организовывать собственную деятельность, вступать в контакт, действовать согласованно с другими, а также умения и навыки игры, нравственного поведения, привычку делать полезное и приятное для других. При формировании навыков общения в группе важно воспитывать у детей доброе расположение к сверстникам, проявление инициативности и первых признаков коллективизма. Однако выработка этих навыков поведения в обществе сверстников возможна только при условии развития у детей общественных интересов и мотивов. Поэтому при организации педагогического процесса особое внимание должно быть уделено развитию социальной мотивации поведения детей, осознанию социальной значимости и мотивов игры. Организуя процесс формирования отношений, педагог должен не только учитывать уровень развития этих качеств у ребенка, но и постоянно прогнозировать и программировать дальнейшее их совершенствование. Взаимоотношения в детском коллективе во многом определяются уровнем развития личности ребенка. И наоборот, именно положительные взаимоотношения способствуют становлению и развитию его личности. Взаимоотношения детей к началу пятого года жизни все еще отличаются значительной неустойчивостью. В связи с этим основной задачей работы в группе пятого года жизни будет формирование устойчивости положительных взаимоотношений. Цель обучения - расширение кругозора детей, укрепление их нравственных позиций. Опираясь на знания и умения ребят, приобретенные в предыдущей группе, работа направляется на усиление и 8
углубление их познавательных интересов, развитие у них активности и самостоятельности. Чем старше дети, тем большее значение в их взаимоотношениях приобретает игра. В группе пятого года жизни в основе педагогической работы по формированию взаимоотношений лежит совершенствование самостоятельной игровой деятельности детей. Определяя взаимоотношения детей четвертого года жизни как положительные, имеем в виду, прежде всего бесконфликтность, умение не мешать сверстнику, не отнимать игрушки, не ссориться, а также начальные попытки оказать помощь, проявить внимание к сверстнику, заботу о нем. При этом следует учитывать широкий круг общения детей, ситуативность и кратковременность их взаимоотношений. На пятом году жизни большое значение приобретают взаимоотношения, основанные на личных склонностях и симпатиях детей. Общение между ними становится более устойчивым и длительным. Однако чаще всего игровые группировки состоят из двух-трех, реже четырех детей. К концу пятого года жизни под влиянием целенаправленной работы дети могут устанавливать взаимоотношения в группе, состоящей из пяти - семи, а иногда десяти человек. Как правило, это коллективы, основанные на принципах взаимоответственности, взаимной требовательно сти, взаимопомощи. В этих коллективах есть общая цель, распределение обязанностей, что позволяет отношения детей в них считать как начальную ступень коллективных отношений. В целях повышения уровня взаимоотношений в коллективе опытные воспитатели стараются обогащать знания детей, развивать интерес к явлениям общественной жизни и на основе этого повышать уровень игр детей и взаимоотношений в них. Общественные представления у детей они формируют в ходе экскурсий, наблюдений, чтения художественной литературы, 'рассматривания картин, организуя беседы с интересными людьми (строителями, моряками, шоферами), создавая оптимальные условия развития совместных игр (подбор игрушек и др.). Иногда более 9
результативным является непосредственное руководство творческими играми детей. Итак, в работе по формированию положительных взаимоотношений детей четвертого и пятого года жизни главным является совершенствование педагогического процесса в целом и отдельных его компонентов: обучения, воспитания, организации жизни и деятельности детей, установление связей между различными занятиями, а также между обучением и игрой. (11;52). Формирование положительных взаимоотношений осуществляется, прежде всего, в процессе усвоения детьми норм и правил поведения в обществе. Соблюдение правил поведения в обществе сверстников содействует становлению начал коллективных отношений. Которые проявляются прежде всего в дружной совместной игре (в согласованности действий), в стремлении помогать друг другу, поддерживать общий порядок в группе, в готовности каждого научить другого тому, чему научился сам, в умении считаться с другими, в бережном отношении к общим вещам, игрушкам и т. п. Определение уровня взаимоотношений детей дает возможность строить работу так, чтобы сформировать отсутствующие или недостаточно развитые качества для положительных взаимоотношений. На основе приведенных материалов можно сделать вывод; что, хотя взаимоотношения детей от трех до пяти лет претерпевают некоторую своеобразную эволюцию, необходимость активного воздействия педагога на их развитие все более возрастает. Кроме того, педагогу надо помнить о значительном влиянии опыта семейного воспитания, стиля взаимоотношений в семье на поведение ребенка в коллективе сверстников, что в свою очередь обязывает воспитателей устанавливать тесные контакты и преемственность в работе детского сада и семьи. 10
Параграф 2. Понятие, значение и особенности организации сюжетно- ролевой игры детей 4-5 лет.

Сюжетно-ролевая игра - (согласно взглядам ведущих отечественных психологов (А.В.Запорожца, Д.Б.Эльконина и др.) ведущая деятельность дошкольного возраста. Она представляет собой деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых и в обобщенной форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Она выступает, как деятельность, в которой происходит ориентация ребенка в самых общих смыслах человеческой деятельности. Особенности сюжетно-ролевой игры раскрыты в работах психологов (Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, А.В.Запорожец), и педагогов (Р.И. Жуковская,Д.В.Меджерицкая,А.П.Усова, Н.Я.Михайленко). В сборнике «Аттестация и государственная аккредитация ДОУ» в разделе «Критерии оценки содержания и методов воспитания и обучения, реализуемых в ДОУ» говорится о том, что сотрудники ДОУ способствуют развитию у детей сюжетно-ролевых игр, умению общаться в процессе игры, устанавливать дружеские отношения, предоставляют возможность выбора в процессе игры. Р.И. Жуковская рассматривает возможности сюжетно-ролевой игры для становления взаимоотношений детей младшего дошкольного возраста и использует для этой цели игры-занятия, на которых внимание детей сосредотачивается на доступных их пониманию жизненных явлениях, что помогает формировать культуру поведения и нравственные чувства. В.Г. Нечаева показывает, что средством формирования взаимоотношений между детьми являются правила, регулирующие поведение детей в окружении сверстников. Автор продолжает линию 11
исследований, в которых изучалась роль правил в воспитании дошкольников ( Е.Ю. Демурова, В.А. Горбачева, Л.В. Артемова). С развитием сюжетно-ролевой игры возрастает количество ее участников, увеличивается деятельность существования игрового коллектива.Конфликты возникают по поводу обладания привлекательным предметом. Отношения, возникающие между участниками игры, выполняющими различные игровые роли, обеспечивают необходимость подчинения правилам. Игра помогает детям осознать свое поведение и перестроить его в соответствии с требованиями коллектива. Если мы хотим приучить наших детей к коллективным отношениям в жизни, привить способность уверенно и самостоятельно чувствовать себя среди других людей, подчиняясь требованиям общества, дадим им возможность раньше проверить себя в коллективной игре. Совместная игра доставит детям большое удовольствие, именно здесь появляются первые ростки дружбы, начинаются общие переживания. Руководя играми необходимо уделять наибольшее внимание воспитанию у детей дружбы, вежливости, умению считаться с коллективом, включаясь в игру, тактично разбирать конфликты. Самостоятельность детей в сюжетно- ролевой игре одна из ее характерных черт. Дети сами выбирают тему игры, определяют линии ее развития, решают, как станут раскрывать роли, где развернут игру и т. п. Каждый ребенок свободен в выборе средств воплощения образа. Объединяясь в сюжетно- ролевой игре, дети по своей воле выбирают партнера, сами устанавливают игровые правила, следят за их выполнением, регулируют взаимоотношения. Но, самое главное в игре - ребенок воплощает свой взгляд, свои представления, свое отношение к тому событию, которое разыгрывает. 12
Как всякая творческая деятельность, сюжетно- ролевая игра эмоционально насыщена и доставляет каждому ребенку радость и удовольствие уже самим своим процессом. В возрасте четырёх лет, игры становятся более содержательными, что связано с расширением представлений детей об окружающем мире. Они начинают комбинировать разные события, включая в игры эпизоды из собственного опыта и из литературных произведений, которые им читали или показывали посредством игр, иллюстраций в книгах, диафильмов. На 4-5 году в играх детей наблюдается целостность сюжета, взаимосвязанность отражаемых событий. Дети живо откликаются на новые впечатления, вплетая их, как сюжетные линии, в знакомые игры. Содержание сюжетно-ролевой игры воплощается ребенком с помощью роли, которую он берет. Основное условие для развития сюжетно-ролевой игры - это совместные игры взрослого и ребенка. Чтобы научить детей развивать содержание игры, педагог обыгрывает жизненные ситуации, привлекая их к активному участию. Следует побуждать детей воспроизводить ранее усвоенные действия в новых вариантах игры, создавать ситуации, стимулирующие ребенка к использованию предметов- заменителей, к действиям в воображаемой ситуации. Эффективны также показы- инсценировки. Детям показывают инсценировки с использованием настольного, кукольного театра, сюжетно- дидактические игры. После показа, педагог предлагает малышам поиграть с игрушками, вызывает желание подражать тому, что они видели на занятиях, активирует речь детей, обращаясь с просьбой спеть вместе с игрушками, рассказать стихотворение. В сюжетно- ролевых играх складываются благоприятные условия для формирования взаимоотношений детей. Исследования, проведенные А.П.Усовой и ее учениками выявили следующие уровни (этапы) становления взаимоотношения детей в игре: 13
1. Уровень неорганизованного поведения, которое ведет к разрушению игр других детей. Главным образом, такое поведение встречается у младших дошкольников, которые еще не умеют занять себя, не представляют последствий своих действий для других. 2.Уровень одиночных игр. Он характерен тем, что ребенок не вступает во взаимодействие с другими детьми, но и не мешает им играть. 3.Уровень игр рядом проявляется в том, что двое-трое детей могут играть за одним столом, на ковре, но каждый действует, реализуя свой замысле. 4.Уровень кратковременного общения, взаимодействия, характеризуется тем, что ребенок на какое-то время подчиняет свои действия общему замыслу и сообразует их с действиями других. 5.Уровень длительного общения- взаимодействия на основе интереса к содержанию игры, к тем действиям, которых она требует. 6.Уровень постоянного взаимодействия на основе общих интересов, избирательных симпатий. Руководство сюжетно- ролевыми играми осуществляется в двух направлениях. -формирование игры, как деятельности. -использование игры, как средство воспитания ребенка, становление детского коллективизма. При ознакомлении с окружающим, педагог заостряет внимание детей на тех моментах, которые можно отразить в игре, в соответствии с их возрастом, для детей 4-6 лет это взаимоотношения людей. 14
Параграф 3 . Влияние сюжетно-ролевой игры на взаимоотношения детей среднего дошкольного возраста. В игре можно выделить два вида взаимоотношений - ролевые и реальные. Вступая в совместную игру, ребёнок, прежде вс его, руководствуется собственным отношением к тем сверстникам, которые будут его партнерами. Наметив сюжет, дети распределяют роли, и каждый стремится соотнести свои действия с действиями партнеров, установить положительные ролевые отношения с ними. При руководстве играми воспитателю необходимо учитывать и ролевые, и реальные отношения, возникающие между ребятами. Дети с более развитыми интересами являются постоянными организаторами совместных игр. Несмотря на то, что общий фон взаимоотношений детей четвертого- пятого года жизни эмоционально положительный, в группах возникает большое количество конфликтов. Следовательно, проблему формирования детских взаимоотношений невозможно рассматривать вне организации содержательной деятельности, вне организации педагогического процесса в целом. Эффективному повышению уровня взаимоотношений способствуют в первую очередь средства, обеспечивающие содержательную игровую деятельность детей. Такая деятельность способствует росту и развитию социальных мотивов, нравственных чувств, коллективных интересов, являющихся основой детских взаимоотношений. На фоне разнообразной содержательной деятельности, целенаправленно можно формировать положительные взаимоотношения. В отличие от индивидуальных в совместных играх возникает процесс взаимодействия, который вызывает детей на то или иное общение, установление отношений друг с другом. При целенаправленном руководстве игры детей становятся более содержательными, в них значительно увеличивается количество ролей, что 15
способствует предотвращению конфликтов, обеспечивает положительные взаимоотношения между играющими. В некоторых случаях воспитатель использует и приемы непосредственного влияния на детей (педагогическая оценка игр других ребят, опора на положительные качества личности каждого). Педагог своими действиями, советами помогает обогатить игру новыми сюжетами, ролями, действием, умело использует представления детей о правилах поведения, взаимоотношений. Хотя в разные периоды развития игры руководство взрослого детскими взаимоотношениями неодинаково, несомненно, то, что главным условием налаживания правильных отношений являются обеспечение единства в обучении, воспитании и организации жизни дошкольников, установление связей между разными видами их деятельности, и прежде всего между обучением и игрой. В педагогической работе на первом этапе учитывая возрастные особенности детей четвертого года жизни (их естественную потребность к подражанию, стремление к общению в совместной игровой деятельности и относительно низкий уровень знаний, умений и навыков, волевых процессов и пр.), надо уделять максимум внимания обучению игре. На характер взаимоотношений влияет личный опыт общения ребенка с взрослыми и сверстниками. Накопление социального опыта в совместной деятельности рассматривается как необходимое условие, без которого не могут развиваться детские взаимоотношения. Включаясь в игру, педагог влияет на развитие интереса к совместной постройке. Совместное участие в игре воспитателя и детей, установление более тесных контактов сближает, активизирует играющих, создает у них положительное эмоциональное отношение к деятельности. Мы отмечали, что, участвуя в совместной деятельности со взрослыми, ребенок испытывает желание быть достойным похвалы, внимания, положительной оценки, в результате чего у него развивается оценка собственных умений, достоинств. 16
Обучение игре сочетает в себе задачи умственного и нравственного воспитания детей, формирование общих интересов. Педагогическая задача заключается в том, чтобы научить ребят самостоятельно развивать сюжетно- ролевые игры, формировать интерес к совместным играм и умение согласовывать собственные действия с действиями сверстников. В процессе формирования положительных взаимоотношений с помощью совместных игр, игр-занятий надо сосредоточивать внимание главным образом на воспитании нравственных чувств: внимательности, сопереживания, заботы, взаимопомощи и др. Одновременно формируются умения вежливо обращаться к товарищам с просьбой, благодарить за оказанную услугу, соблюдать очередность и др. Одним из существенных показателей детских взаимоотношений является увеличение длительности совместных игр. В начале года, когда у детей нет еще достаточного опыта в организации совместной деятельности, одиночные игры, как правило, более длительны, чем совместные. Под влиянием обучения игры становятся более длительными и содержательными, с выраженной гуманной направленностью, интересы детей в них более устойчивы. Детский коллектив в игре формируется постепенно, под влиянием работы воспитателя. Формирование игрового коллектива зависит от содержания игры, богатства замысла, в свою очередь сам факт образования коллектива оказывает влияние на развитие игрового творчества. Умение организовать игру, сговориться, распределить роли необходимо для того, чтобы получилась увлекательная игра. Даже при достаточных знаниях, богатых впечатлениях об изображаемом, замысел не осуществляется, если у детей не воспитаны моральные качества, необходимые для коллективной творческой игры Задача педагога - пробудить в игре чувства симпатии. Работа педагога по воспитанию у детей дружеских чувств должна начинаться с того, что он приучает детей бережно, с уважением относиться к игре товарищей. 17
Воспитатель, прежде всего своим примером учит детей различным приёмам организации игры, помогает в решении организаторских задач. Таким образом, через игру закрепляется и углубляется интерес к разным профессиям, воспитывается уважение к труду. Задача воспитателя – помочь ребятам организовать эти игры, сделать их увлекательными, насыщенными действиями. Для правильного руководства играми воспитателю необходимо изучать интересы детей, их любимые игры, полноту и воспитательную ценность бытующих в группе игр; знать, как объединяются дети в игре: кто с кем любит играть, какова нравственная основа этих объединений, их устойчивость, характер отношений в игре и т.д. Наблюдая за играми, воспитатель оценивает степень развития самостоятельности и самоорганизации детей в игре, их умение договариваться, создавать игровую обстановку и справедливо разрешать возникающие конфликты. Взаимоотношения между детьми влияют на саму игру дошкольников. Дети с низким уровнем взаимоотношений не умеют взаимодействовать со сверстниками.

Заключение 18


Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, о собенно сти взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности. У детей среднего дошкольного возраста идет активно сплочение коллектива. Взаимоотношения довольно устойчивые. Взаимоотношения детей в совместных играх строятся на основе возникновения нравственных качеств: справедливости, доброты, внимательности, заботливости, взаимопомощи и др. Формирование этих качеств, являющихся основой взаимоотношений детей среднего дошкольного возраста, лучше всего осуществляется в совместных играх с куклами. Формируя навыки общения, надо поднимать авторитет новичка в глазах детей: наделять такого ребенка дополнительной, неизвестной детям информацией, чтобы вызвать у них интерес к общению с новичком; учить его играть; помогать при затруднениях и постепенно привлекать к участию в коллективных играх. Важным средством формирования отношений со сверстниками является сюжетно-ролевая игра. В сюжетно-ролевой игре формируется умение сделать выбор, правильно решить конфликтную ситуацию, что в свою очередь способствует формированию нравственных мотивов поведения. Сюжетно-ролевые игры являются наиболее характерными играми дошкольников и занимают значительное место в их жизни. Отличительной особенностью сюжетно-ролевой игры является то, что ее создают сами дети, а их игровая деятельность носит ясно выраженный самодеятельный и творческий характер. В сюжетно-ролевых играх должны создаваться специальные условия, в которых ребенок может выбрать сверстника по своему желанию. Одновременно должны создаваться возможности свободного общения и тем самым, развития положительных взаимоотношений между сверстниками. Библиографический список 19
1.Аттестация и государственная аккредитация дошкольных образовательных учреждений. Стеркина Р.Б.Москва издательство АСТ. 1997. 2.Гербова В.В. Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду» Москва «Мозайка-Синтез» 2005. 3.Глебова С. В. Детский сад- семья: аспекты взаимодействия. Воронеж 2005. 4.Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. Издательство Мозаика Синтез. Москва. 2006. 5.Козлова С.А.,Куликова Г.А. Дошкольная педагогика. Москва. издат. центр «Академия».2007. 6.Краснощёкова Н. В. Сюжетно- ролевые игры для детей дошкольного возраста. Ростов - на- Дону. 2008. 7.Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду. Линка-Пресс. Москва. 2009. 8.Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. Москва. Academ А 1998. 9.Целуйко В.Н. Родители и дети. Психология взаимоотношений . Мозырь. 2007. 10.Эльконин Д.Б. Психология игры. Москва. Владос. 1999. 11.Щербакова Е. И. Формирование взаимоотношений детей 3-5 лет в игре. Москва. «Просвещение».2000. 12.Дыбина О. Игра- путь к познанию предметного мира.// Дошкольное воспитание.2005.№4. 13.Дубина Л. Развитие у детей коммуникативных способностей. // Дошкольное воспитание. 2005. № 10. 14.Дубина Л. Развитие у детей коммуникативных способностей. // Дошкольное воспитание. 2005. № 11. 15.Широких О. К вопросу о формировании взаимоотношений детей//Дошкольное воспитание.2008.№4. Приложение №1 20
Диагностика уровня взаимоотношений детей среднего возраста в сюжетно-ролевой игре. Фамилия ребенка 1.Взаимодействие со сверстниками в игре (умение не мешать товарищу, организовывать игру или принять участие в совместной игре) 2.Умение играть длительно, увлеченно, сосредоточен но 3.Знание норм поведения и использование положительных форм в общении со сверстниками (разговаривать спокойно, вежливо попросить, предложить товарищу свою игрушку, уступить роль, оказать помощь) 4.Проявление нравственных чувств (сопереживан ие, сочувствие, радость от общения со сверстниками и др.) 21
Приложение №2 4 уровня взаимоотношений: (Т. А. Владимирова) К I уровню относятся дети общительные, умеющие дружно играть, проявлять симпатию и дружеские чувства к товарищам, подчиняться правилам, решать возникающие конфликты. Ко II уровню относятся общительные, инициативные дети, но несколько эгоистичные. К III уровню относятся дети, не умеющие дружно играть, самостоятельно распределять роли и т. д. К IV уровню относятся дети, нарушающие правила поведения в' играх. Как видим, при характеристике уровней автор в основном выдвигает умения ребенка общаться, проявлять инициативу, самостоятельность, черты коллективизма и др. 22


В раздел образования