Автор: Лучинская Вера Максимовна Должность: учитель Учебное заведение: МОУ "Правохеттинская СОШ" Населённый пункт: п. Правохеттинский, Надымский район, ЯНАО Наименование материала: методическая разработка по химии Тема: Олимпиадные задания по химии (8-11 классы) Раздел: полное образование
Вот уже несколько лет разрабатываю задания для школьной
олимпиады района по химии.
Так получилась «химическая копилка» олимпиады
Школьный этап всероссийской олимпиады школьников по химии
Всероссийская олимпиада школьников по химии
школьный этап
Пояснительная записка
Химическая олимпиада – это один из важных этапов обучения химии. В ней
представлены
задания,
широко
охватывающий
многогранный
и
удивительный
мир
веществ, начиная от физических свойств и заканчивая сложными процессами, лежащими в
основе
их
взаимопревращений.
Химию
–
как
одну
из
фундаментальных
наук
об
окружающем нас мире нельзя познать без ее взаимосвязи с другими отраслями знаний,
поэтому должное внимание при составлении заданий уделено интегрированному подходу,
который позволит расширить научные представления учащихся о единстве и взаимосвязи
явлений
природы,
о
роли
естественных
наук
в
жизни
человека.
На
олимпиаду
приглашаются учащиеся, которым удалось увидеть в химической науке нечто больше, чем
знаки элементов, формулы веществ, уравнения реакций; школьников, которые всерьез
пытаются освоить ее довольно сложный, но вместе с тем поистине красивый язык, для
того, чтобы говорить с этой наукой на равных.
Основными целями школьной химической олимпиады являются:
1)
развитие интереса учащихся к изучению химии;
2)
выявление
учащихся,
наиболее
проявивших
себя
в
изучении,
для
того
чтобы
организовать индивидуальную работу с этими учениками и подготовить
их к
участию в химических олимпиадах более высокого уровня;
3)
подготовка учащихся к ЕГЭ;
4)
подготовка учащихся к поступлению в вузы соответствующего профиля.
Школьный этап Олимпиады по химии проводится по четырем возрастным
параллелям (8,9,10,11 классы). Задания выбраны из литературных источников с учетом
методических рекомендаций центральной предметной комиссии по химии. Школьный
этап Олимпиады проводится по заданиям, составленным на основе примерных основных
общеобразовательных программ, реализуемых на ступенях основного общего и среднего (
полного) общего образования ( далее – олимпиадные задания).
Задания разнообразны по содержанию и типу: включены тестовые задания с выбором
правильного
ответа,
а
также
задания
на
соответствие,
требующие
от
участника
теоретических знаний о химических свойствах веществ.
Предлагается
расчетные
задачи
и
экспериментальные,
на
определение
веществ.
Вниманию
учащихся
на
школьном
этапе
предлагается
мыслительный
эксперимент
определения веществ , составить последовательный план анализа.
В заданиях 8, 9, 10,11 класса включены вопросы: строение веществ, атома, строение
периодической системы, получение и свойства химических веществ.
Школьный этап Олимпиады по химии проводится в один тур – теоретический
( письменный). Его продолжительность составляет для учащихся 8 классов – 2 часа,
для учащихся 9-11 классов - 4 астрономические часа.
При выполнении заданий олимпиады исключается использование учебно-
методической литературы, средств мобильной связи, компьютера.
Разрешается пользоваться таблицей растворимости и периодической таблицей
химических элементов Д.И. Менделеева, непрограммируемым калькулятором.
Максимальное число баллов у каждой возрастной группы разное.
Определение
победителей
и
призеров
школьного
этапа
Олимпиады
по
химии
осуществляется
с
общим
подходом,
изложенным
в
п.9,
24,25,26
Положения
о
всероссийской олимпиаде школьников.
Все участники признаются призерами, если набранные ими баллы больше
половины
от
максимально
возможного.
В
случае,
если
ни
один
из
участников
школьного этапа Олимпиады не набрал более половины от максимально возможных
баллов,
определяются
только
призеры.
Участники
Олимпиады
не
признаются
призерами, если набранные ими баллы не превышают половины от максимально
возможных.
В случае, когда победители не определены, в школьном этапе Олимпиады
определяются только призеры.
Количество призеров школьного этапа Олимпиады определяется, исходя из квоты
победителей и призеров ( не более 25%), установленной муниципальным оргкомитетом
Олимпиады.
Призерами школьного этапа Олимпиады, в пределах установленной квоты (25%),
признаются все участники школьного этапа Олимпиады, следующие в итоговой таблице за
победителями.
В случае, когда у участника школьного этапа Олимпиады, определяемого в
пределах квоты в качестве призера, оказывается количество баллов такое же, как и у
следующих за ним в итоговой таблице, решение по данному участнику и всем участникам,
имеющим
равное
с
ним
количество
баллов,
определяется
жюри
школьного
этапа
Олимпиады.
Участники с равным количеством баллов располагаются в алфавитном порядке.
Школьный этап всероссийской олимпиады школьников
ХИМИЯ
(8 класс)
Школьный этап всероссийской олимпиады школьников по химии, 8 класс
Всероссийская олимпиада школьников по химии
школьный этап
8 класс
Задания
Дорогой друг, желаем успеха!
8-1. А.
На каждый вопрос выберите только один правильный ответ .
( за правильный ответ 0,5 баллов, максимальное – 5 баллов. )
Свойство электропроводимости характерно : а) для проволоки; б) для серы; в) для
меди; г) стекла.
3 . Относительная атомная масса азота приблизительно равна : а) 14; б) 12; в) 7; г) 28.
4.
К веществам относится : а) ложка; б) гвоздь; в) железо; г) лопатка.
5 . Формула вещества, относительная молекулярная масса которого равна 16:
а) H
2
S ; б)H
2
O ; в) C
2
H
6
; г) CH
4.
6 . Какое вещество при обычных условиях твердое : а) медь; б) ртуть; в) кислород; г)
вода.
7 . Укажите, где о кислороде говорится как о элементе : а) кислород- бесцветный газ; б)
кислород необходим для дыхания и горения; в) молекулы воды состоят из двух атомов
водорода и одного атома кислорода; г) в воздухе содержится 21% кислорода по объему.
8.
Во сколько раз атомная масса кислорода меньше атомной массы серы : а) в 2,5 раза
б) в 3 раза в) в 1,5 раза; г) в 2 раза.
9 . Название, какого металла заимствовано из мифологии : а) кальций; б) титан; в) уран;
г) свинца.
10 . Название, какого элемента переводится с греческого как «образующий кислоты»:
а) азот; б) водород; в) кислород; г) углерод.
8-2. (6 баллов) Определите правильность суждений
( за каждое правильное суждение – 1 балл)
1.
Песок с солью относится к гомогенным системам.
2.
Туман представляет собой –аэрозоль.
3.
Чугун – простое вещество.
4.
Сахар и поваренная соль относятся к хорошо растворимым веществам.
5.
Запись 3О обозначает три молекулы простого вещества.
6.
Масса порошка алюминия при нагревании в запаянной колбе не изменится.
8-3.
3-1. ( 5 баллов) Дайте современные названия простых веществ, которые раньше
3-2.(3 балла) В древности и в средние века считалось, что земные металлы могут
возникать под действием планет и звезд. Какие планеты и звезды «приняли участие», по
мнению алхимиков, в образовании золота, серебра, железа, олово, свинца, меди?
3-3. (2 балла) Парацельс –основатель медицинского направления развития химии, лечил
людей преимущественно сильнодействующими соединениями мышьяка, меди, свинца,
серебра и ртути. Как вы думаете, почему это способствовало развитию химии?
8-4. (4 балла). Чему равна массовая доля химических элементов в формуле вещества
2
Н
4
О
2
?
8-5. (3 балла). Вставьте в приведенный текст пропущенное (ые) слово(а): химический
элемент, атом, простое вещество, сложное вещество.
«На старых кладбищах и болотах иногда вспыхивают огоньки, пугающие прохожих. Их
появление объясняется горением на воздухе … … - фосфина, состоящего из … … …
фосфора и … … … водорода. В состав молекулы фосфина входит один … фосфора и три
… водорода. В результате горения получается … … - оксид фосфора и вода., в состав
которых входит … кислорода»
8-6. (5 балла). В состав химического вещества входят калий, хлор и кислород массовые
доли элементов раны соответственно: 31,8%; 29,0%;39,2%. Выведите формулу
химического вещества.
Максимальное количество баллов : 33
Школьный этап всероссийской олимпиады школьников по химии, 8 класс
Всероссийская олимпиада школьников по химии
школьный этап
8 класс
20015/2016 учебный год
Решения
8-1. (5 баллов)
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
б
в
а
в
г
а
в
г
б
б
8-2 (6 баллов)
1
2
3
4
5
6
нет
да
нет
да
нет
да
8-3
3-1. (5 баллов)
а) Пристли считал «дефлогистированный воздух» --- кислород;
б) Шеле «огненный воздух» ----кислород;
в) Лавуазье «Жизненный воздух» ---кислород;
г) «горючий воздух» ---водород;
д) «удушливый воздух» - азот (душит горение и дыхание).
8- 4. (4 балла)
1.
Определена Мr(C
2
H
4
O
2
)=24+4+32=60.; расчетная формула W=n*Ar/Mr*100%
(1 балл);
2.
W(C) =24/60*100%=40% (1 балл)
3.
W(H) =4/60*100%=7% (1 балл)
4.
W(O) = 32/60*100%=53% (1 балл)
8-5. (3 балла ). За правильно вставленное слово -0,5.
На старых кладбищах и болотах иногда вспыхивают огоньки, пугающие прохожих. Их
появление объясняется горением на воздухе сложного вещества – фосфина, состоящего
из атома химического элемента – фосфора и атомов химического элемента –водорода.
В состав молекулы фосфина входит один атом фосфора и три атома водорода. В
результате горения получается сложное вещество – оксид фосфора и вода, в состав
входит атомы кислорода.
8-4. (4 балла) Зеленые растения усваивают углекислый газ; (1 балл)
Mr=Mr
(H
2
)xD
H2
= 2 x22 =44 Формула оксида СО
2
( 3 балл
Сумма баллов: 30.
ХИМИЯ
(9 класс)
Всероссийская олимпиада школьников по химии
(школьный этап)
9 класс
Задания
Дорогой друг, желаем успеха
9-1.А. На каждый вопрос выберите один правильный ответ:
( за правильный ответ 0,5 баллов. В сего-5 баллов)
А.1.Раствор какого вещества является электролитом:
а) сахар;
б) соли;
в) спирта ;
г) глюкозы.
А.2. Какая из данных кислот является сильной:
а) ортофосфорная;
б) кремниевая;
в) азотистая;
г) серная.
А.3. Число протоном в атоме железа:
а) 56
б)26
в)30
г)55
А.4. Максимальное число электронов на втором энергетическом уровне:
а) два
б) шесть
в) восемь
г) десять
А.5. Химический элемент, у которого наиболее ярко выражены металлические
свойства.
а) кремний;
б) алюминий;
в) натрий;
г) магний.
А.6. Процесс диссоциации азотной кислоты можно выразить уравнением
диссоциации:
а) HNO
3
=H
+
+ 3NO
3
-
б) HNO
3
=H
+
+ NO
3
-
в) HNO
3
=3H
+
+ NO
3
-
г) HNO
3
=3H
+
+ 3NO
3
-
А.7. Сильные электролиты это:
а) KCl, H
2
S, K
2
S
б) HNO
3
, CaCl
2
, Ba(OH)
2
в) H
2
SO
4
, Na
2
CO
3
, H
2
CO
3
г) K
2
PO
4
, H
3
PO
4
. AgF
А.8. В результате взаимодействия хлорида калия с нитратом серебра образуется:
а) соли друг с другом не реагируют;
б) газ;
в) вода;
г) осадок.
А.9. Сумма всех коэффициентов в уравнении реакции хлорида меди (I) с
алюминием равна
а) 7
б) 5
в) 10
г) 12
А.10. Как изменится степень окисления азота в результате реакции?
8HNO
3
+3Cu = 3Cu(NO
3
)
2
+2NO +4H
2
O
а) с 0 до +5;
б) с +5 до +2;
в) с +2 до 0;
г) с 0 до +3;
9-2.
2-1.(2 балла).Установите соответствие между формулой вещества и классом, к
которому оно принадлежит:
Формула вещества Класс неорганических соединений.
а) Al
2
O
3
1) кислота
б) P
2
O
5
2) кислотный оксид
в) KOH
3) амфотерный оксид
г) HClO 4) основание
5) основный оксид
6) соль
а
б
в
г
2-2. (2 балла) Установите соответствие между названием соли и отношением ее к
гидролизу:
Название соли Отношение к гидролизу
а) хлорид натрия 1) гидролиз по катиону
б) сульфид калия 2) гидролиз по аниону
в) карбонат натрия 3) гидролиз по катиону и аниону
г) сульфат аммония 4) гидролизу не подвергается
а
б
в
г
2-3. (2 балла) Установите соответствие между исходными веществами и их
продуктами в реакциях ионного обмена:
а) хлорид натрия и нитрат серебра; 1)газ
б) карбонат калия и соляная кислота; 2)осадок
в) хлорид меди и гидроксид натрия; 3)вода
г )нитрат аммония и гидроксид кальция. 4)нет признаков
а
б
в
г
2-4.(2 балла). Установите соответствие между формулами веществ и характером
связи:
а) хлорид натрия; 1) металлическая;
б) алюминий; 2) ковалентная неполярная;
в) сероводород; 3) ионная;
г) молекула азота. 4) ковалентная полярная.
9-3.
3-1. (4 баллов) В среднем за год курица несет по 220 яиц. Масса карбоната кальция,
содержащая в яйце, в среднем составляет 5 г. Какая масса кальция должна
восполняться в организме несушки за год.
3-2. (10 баллов).Азот образует с кислородом пять оксидов. Массовые доли азота в них
соответственно равны: 63,6%, 46,7%, 30,4%, 36,8%, 25,9%. Определите формулы
оксидов.
9-4.(4 балла). Напишите уравнения реакций следующих превращений:
FeSO
4
—Fe(OH)
2
—Fe(OH)
3
--- Fe
2
O
3
—Fe.
9-5.(3 балла). Расставьте коэффициенты методом электронного баланса в схеме
реакции:
S + HNО
3
== SO
2
+ NO + H
2
O; укажите окислитель и восстановитель.
9-6. (8 баллов) Мыслительный эксперимент. Задача на распознавание веществ.
В четырех пронумерованных пробирках находятся растворы веществ: хлорид
бария, карбонат натрия, сульфат калия, соляная кислота. В вашем расположении
имеются необходимое число пустых пробирок. Не пользуясь никакими другими
реактивами определите содержание каждой из пробирок..
Максимальное количество баллов: 42.
Школьный этап всероссийской олимпиады школьников по химии, 9 класс, 2015/2016
Всероссийская олимпиада школьников по химии
Школьный этап
9 класс
20015/2016 учебный год
Решения
9.1.А. (5 баллов)
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
б
г
б
в
в
б
б
г
г
б
9-2. (8 баллов)
2-1.(2 балла)
а
б
в
г
3
2
4
1
2-2.(2 балла)
а
б
в
г
4
2
2
1
2-3(2 балла)
а
б
в
г
2
1
2
1
2-4.(2 балла)
а
б
в
г
3
1
4
2
9-3
3-1. (4 балла).
1.
Записаны формулы веществ и формулы для расчета:
СаСО
3
, Са; W=n.Ar/Mr *100%(1 балла)
2.
Определена массовая доля кальция в карбонате кальция: W=n.Ar/M*100%
W=0,4(40%)(1 балл)
3. Масса кальция в одном куринном яйце: СаСО
3
---Са Х=5х40/100=2 г.(1 балл)
4. Масса карбоната кальция в 220 яйцах. Х=1100г ; потеря кальция за год
Х=1100х40/100=440г (1 балл).
3-2 (10 баллов). За каждую формулу- 2 балла
1.
Х*Y=63,6/14:36,4/16 =4,54: 2,28=2:1=N
2
O;
2.
X*Y=46,7/14: 53,3/16=3,34:3,33=1:1= NO;
3.
X*Y=30,4/14: 69,6/16=1: 2= NO
2
;
4.
Х*Y=36,8/14: 63,2/16=2,63: 3,95=1:1,5=2:3=N
2
O
3
;
5.
X*Y=25,9%/14: 74,1/16=1,85 : 4,63=1:2,5=2:5=N
2
O
5
.
9-4.(4 балла) За каждую реакцию 1 балл.
1. FeSO
4
+2NaOH= Fe(OH)
2
+Na
2
SO
4
;
2 .2Fe(OH)
2
+H
2
O
2
=2Fe(OH)
3
;
3. 2Fe(OH)
3
=Fe
2
O
3
+3H
2
O;
4. Fe
2
O
3
+3Н
2
=2Fe +3H
2
O.
9-5. (3 балла) 3S +4HNО
3
== 3SO
2
+4NO + 2H
2
O;
S
0
- 4e =S
-4
/ 3 (восстановитель)
N
+5
+3e =N
+2
/ 4 (окислитель)
9-6. (8 баллов)
1.
Составлена таблица (2 балла).
BaCl
2
Na
2
CO
3
K
2
SO
4
HCl
BaCl
2
-------
Осадок белого
цвета
Осадок
белого цвета
Без изменений
Na
2
CO
3
Осадок
белого цвета
---------
Без
изменений
Выделяется
газ
K
2
SO
4
Осадок
белого цвета
Без изменений
--------
Без изменений
HCl
Без
изменений
Выделяется
газ
Без
изменений
------
Составлены уравнения реакции в молекулярном, ионном и сокращенном
ионном:
1.
BaCl
2
+Na
2
CO
3
= BaCO
3
+2NaCl (2 балла)
2.
BaCl
2
+K
2
SO
4
=BaSO
4
+2KCl (2 балла)
3.
Na
2
CO
3
+ 2HCl = 2NaCl + CO
2
+H
2
O (2 балла)
Всего 42 балла
Всероссийская олимпиада школьников по химии
(школьный этап)
10 класс
Задания
Дорогой друг, желаем успеха!
10-1.А. Выберите один правильный ответ из предложенных вариантов. За каждый
правильный ответ -0,5 баллов, максимум – 5 баллов.
А-1. Формула кислоты, в которой степень окисления атомов серы равна +6:
а) H
2
SO
3
; б) H
2
S; в) H
2
SO
4
; г) Na
2
S.
А-2.Кислую реакцию среды имеет водный раствор: а ) K
2
CO
3
; б) NaCl; в) CuSO
4
; г)Na
2
SO
4
.
А-3. При диссоциации какого вещества образуется больше всего видов ионов:
а) хлорид кальция; б) соляная кислота; в) сульфат алюминия; г) нитрат аммония.
А-4. К сильным электролитам относится: а ) угольная кислота; б) азотная кислота;
в)гидроксид цинка; г)карбонат кальция.
А-5. У атома магния на внешнем энергетическом уровне находится электронов :
А )один; б) два; в)три; г) четыре.
А-6.С каким космическим телом ассоциировалось в древности серебро : а) Солнце; б)
Марс ;в)Меркурий; г)Луна.
А-7.В избытке хлора сожгли 0,1 моль алюминия . Масса полученного хлорида алюминия
равна: а)26; б)133,5 г; в)3,5 г; г) 13,35.
А-8.Какое соединение называется «каменная соль»: а) KCl; б) NaCl; в) NaNO
3
; г) Na
2
AlF6.
А-9. Гидролизу подвергается соль : а) сульфат калия; б) хлорид алюминия; в)нитрат
натрия; г)хлорид бария.
А-10. Вещество с ионной связью : а) йод; б) хлорид калия; в) сероводород; г) оксид
серы(III).
10-2.
2-1.(2 балла)Установите соответствие между названием соли и средой ее водного
раствора.
Название соли
Среда раствора
А) хлорид натрия 1) кислая
Б) сульфат аммония 2) нейтральная
В) сульфат меди (II) 3) щелочная
Г) фосфат калия
А
Б
В
Г
2-2.(2 балла)Установите соответствие между реагирующими веществами и продуктами
реакции.
Реагирующие вещества Продукты реакции
А) BaO + SO
2
= 1) Ba(OH)
2
+S
Б) BaO +H
2
SO
3
= 2)BaSO
3
В) BaO + SO
3
= 3) BaSO
3
+H
2
Г)BaO +H
2
SO
4
= 4) BaSO
3
+H2O
5) BaSO
4
6) BaSO
4
+H
2
O
А
Б
В
Г
2-3. (2 балла).Выберите номера правильных ответов
В результате хлорирования метана образуются 1) водород; 2) хлороводород; 3) пропен
4)хлорметан; 5)дихлорметан; 6) этилен.
10-3.(6 баллов). Выберите правильное суждение:
1) Для предельных углеводородов характерны реакции замещения.
2) Этиловый спирт – это неорганическое вещество.
3) Оксид и гидроксид цинка проявляет амфотерные свойства – основание.
4) Серная кислота образует только средние соли.
5) sp –гибридизация характерна для ацетилена.
6) Степень окисления марганца в соединении K
2
MnO
4
равна +6.
10-4.Задача
.(4 балла ) Определите массовую долю меди в латуни, если при обработке 10
г латуни избытком хлороводородной кислоты выделилось 1,25 л водорода (н.у.).
10-5. Задача(6 баллов)
задача на капельку воды (.Сплав меди и серебра массой 1,2 г с
массовой долей серебра равной 45% обработали разбавленным раствором азотной
кислоты. К полученному раствору прилили избыток раствора бромида натрия.
10-6(3 балла) . Расставьте коэффициенты методом электронного баланса в схеме
уравнения. Укажите восстановитель и окислитель.
PH
3
+KMnO
4
+H
2
SO
4
--- MnSO
4
+H
3
PO
4
+K
2
SO
4
+H
2
O
10-7 (5 баллов) .Напишите уравнения реакций по схеме превращений.
CH
4
—CO
2
---Na
2
CO
3
----NaHCO
3
---- Na
2
CO
3
----CO
2
.
10-8.(8
баллов).Мыслительный
эксперимент .
Составьте
план
определения
веществ,
которые находятся в пробирках без этикеток: судьфат меди, хлорид цинка, гидроксид
калия, хлорид бария . Не пользуясь никакими другими реактивами определите содержимое
каждой из пробирок.
Максимальное количество баллов : 43.
Школьный этап всероссийской олимпиады школьников по химии
Всероссийская олимпиада школьников по химии
(школьный этап)
10 класс
Задания
Дорогой друг, желаем успеха!
10-1.А. За каждый правильный ответ -0,5 баллов, максимум – 5 баллов. На каждый
вопрос выберите только один правильный ответ.
А.1. Газ и раствор вещества, в котором фенолфталеин приобретает малиновую
окраску образуется при взаимодействии:
а) вода с оксидом кальция
б) цинк с соляной кислотой
в) вода с натрием
г) серной кислотой и сульфатом натрия
А.2. Сколько ионов образуется при диссоциации вещества Al
2
(SO
4
)
3:
а)4
б) 5
в)7
г) 3
А.3. Соединение с ионной связью образуются при взаимодействии
а) H
2
S и O
2
б) P и O
2
в) Ba и Cl
2
г) S и Cl
2
А.4. Атом химического элемента, высший оксид которого ХО
2
, имеет конфигурацию
внешнего уровня:
а) ns
2
np
4
б)ns
2
p
2
в)ns
2
г)ns
2
np
1
А.5. Наиболее активным металлом является
а) кальций
б) цезий
в) калий
г) стронций
А.6. С каждым из веществ, формулы которых BaCl
2
, Cu(OH)
2,
Fe , будет
взаимодействовать
а) сульфат цинка
б)нитрат магния
в) гидроксид натрия
г) серная кислота
А.7.Оснговным компонентом природного газа является
а) этилен
ионные
б) все связи ковалентные неполярные
в) все связи ковалентные полярные
г) связь С-Н ковалентные, С –Сl ионная
А.9. К предельным УВ относится
а) бутилен
б) бутан
в) этин
г) пропен
А.10. Кислую среду имеет раствор
а) нитрат калия
б) хлорид цинка
в) хлорид бария
г) сульфида натрия
10-2.Выберите правильные суждения: ( 6 баллов)
1) Для предельных углеводородов характерна реакция замещения
2 ) при полимеризации пропилена получают этан.
3) нефть это природная смесь насыщенных и ароматических углеводородов.
4) Гомологом гексана является бензол
5) Сульфат ион можно осадить ионом бария
6) Железо входит в состав инсулина
10-3. Задача. (8 баллов) Смесь оксида и карбоната кальция массой 10 г обработали
избытком соляной кислоты с массовой долей 10% и плотностью 1,048 г/ мл. При этом
выделилось 896 мл газа (н.у) определите массовую долю компонентов в смеси и
объем израсходованной соляной кислоты.
10-4. Задача (6 баллов) При сгорании органического вещества массой 4,8 г
образовалось 3,36 л углекислого газа (н.у.) и 5,4 г воды. Плотность паров этого
вещества по водороду равна 16. Определите формулу вещества. К какому классу
органических соединений принадлежит вещество.
10-5.Качественная задача.(6 баллов) Составьте план определения веществ, которые
находятся в пробирках без этикеток: соляная кислота, хлорид цинка, хлорид меди,
серная кислота.
10-6. Дана схема реакции: (2 балла)
H
2
S +HClO
3
= S + HCl + H
2
O
1.
Определите степень окисления элементов
2.
Составьте уравнение электронного баланса
3.
Определите окислитель, восстановитель
4.
Расставьте коэффициенты в данном уравнении.
Максимальное количество баллов – 33
Школьный этап всероссийской олимпиады школьников по химии
Всероссийская олимпиада школьников по химии
школьный этап
10 класс
Решения
10-1. А. 5 баллов
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
в
б
в
а
б
г
г
в
б
б
10-2. 6 баллов
1
2
3
4
5
6
+
-
+
-
+
-
10-3. Задача. 8 баллов.
Уравнения реакций CaO + 2HCl= CaCl
2
+ H
2
O
CaCO
3
+ 2HCl = CaCl
2
+ H
2
O+ CO
2
(газ) ( 1балл)
Количество вещества карбоната кальция n( CaCO
3
)= 0,896 л/22,4 г/л = 0,04 моль
n(CO
2
)= 0,04 – т.к. по уравнению 1 моль ( 1 балл)
Масса CaCO
3
m= 100 г/моль х 0,04 моль = 4 г
m (CaO)= 10г – 4г= 6 г M(CaO)= 56г/моль
n (CaO)= 6г / 56 г/моль= 0,107моль ( определенны массы – 1 балл)
Рассчитываем массовые доли компонентов в смеси:
W(CaCO
3
)= 4г/10г/x 100%= 40%
W(CaO)= 6г/10гx100% = 60% ( 2 балла)
Количество вещества кислоты n(HCl) =2(0,107 +0,04)=0,294 моль ( 1 балла)
M (HCl)= 36,5г/моль
M (HCl) = nxM= 0,294моль x 36,5 г/моль= 10,731 г ( 1 балл)
V (HCl) = m/Wxр= 10,731 г/0,1 х 1,048 г/мл = 102,4 мл ( 1 балл)
10-4. задача 6 баллов.
Молекулярная масса вещества М= 16х2=32 (0,5)
Масса и количество углерода в СО
2
Х= 3,36 л . 12г/моль/22,4л/моль= 1,8 г (1)
Количество вещества (С) = 1,8 /12= 0,15 моль (0,5)
Масса и количество вещества Н Х= 5,4г х2 г/моль/ 18г/ моль= 0,6 г (1)
Количество вещества Н = 0,6/1= 0,6 моль (0,5)
Масса неизвестного вещества 4,8 г – ( 1,8 + 0,6) = 2,4 г допускаем что это кислород (1)
Количество вещества (О) = 2,4 /16 = 0,15 (0,5)
Соотношение количество моль С:Н: О = 0,15: 0,6: 0,15= 1:4:1 (0,5)