Напоминание

"Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам национальной культуры посредством народного фольклора"


Автор: Сказочкина Ольга Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Полазненский детский сад №7", корпус 2
Населённый пункт: пгт.Полазна, Пермский край
Наименование материала: сообщение из опыта работы
Тема: "Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам национальной культуры посредством народного фольклора"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Полазненский детский сад № 7»
Приобщение детей к истокам национальной культуры

посредством народного фольклора
(из опыта работы) Воспитатель: Сказочкина О.Г. II квалификационная категория МБДОУ «Полазнеский детский сад №7» 1
Для жизни человека не менее важна среда, созданная культурой его предков, им самим. Если природа необходима человеку для его биологической жизни, то культурная среда столь же необходима для его духовной, нравственной жизни, его привязанности к родным местам. Д. С. Лихачев Малый фольклорный жанр – это миниатюрные поэтические произведения, созданные для детей и имеющие определённую педагогическую направленность. Такие произведения окрашивают речь взрослого, делая её образной, красочной; привлекают внимание детей, оживляют обычные повседневные дела дошкольника. Песенки – потешки привносят радость, вызывают желание повторить слова за взрослым, участвовать в общих играх. Без считалок не обходятся игры, в которых нужно выбрать ведущего. Детей завораживает напевность слов, привлекают внимание неожиданные повороты в сюжете или настоящие «небывальщины» и «несказальщины». Под текст потешек дети с удовольствием умываются, обедают, занимаются различными делами. Жизнь ребёнка становится ярче и интереснее. У ребёнка при этом развиваются память, внимание, мышление и речь. А если он выполняет определённые движения, то дополнительно развивает координацию и ловкость. 2
Актуальность темы связана с изменением быта, жизненного уклада в семье: - отсутствие предметов народного быта, встречающихся в фольклорных произведениях; - взрослые не знакомы с произведениями фольклорного жанра и не знакомят с ними детей; прервалась цепочка непосредственной передачи традиционного устного народного творчества; - недооценка педагогами роли фольклора во всех его проявлениях в воспитании детей; - разнообразные выставки народно – прикладного искусства, музейные экспозиции рассчитаны для взрослого восприятия и недоступны детям; - неумение педагогов объяснять некоторые слова и выражения, встречающиеся в фольклорных произведениях, пересказывание русских народных сказок на современном языке; - сами родители плохо знают традиции и обычаи, историю народной культуры, не проникнуты чувством и пониманием её древности и величия. Цель: Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами фольклора. Задачи: -Воспитывать любовь к русскому краю, воспитывать интерес к устному народному творчеству, народно – прикладному искусству, к некоторым традициям и обычаям родного края, воспитывать умение видеть и понимать окружающий мир; - создавать условия для установления эмоционального контакта между детьми и взрослыми; - воспитывать положительное отношение к режимным моментам: умыванию, одеванию, приёму пищи, сну и т.д.; 3
- уточнить представление детей о загадках: учить отгадывать описательные загадки; - познакомить с жанром потешки, побуждать детей к выразительному исполнению знакомых потешек, песенок; - повышать педагогическую компетентность родителей в вопросах использования фольклора в воспитании детей. Формы работы с детьми: Для плодотворного общения с детьми, важно установить с ними добрые и доверительные взаимоотношения, эмоциональный контакт. В этом мне помогает детский фольклор: сказки и малые фольклорные жанры. Способы подачи информации для детей использую самые разнообразные. Это и беседы, и занятия, участие в народных праздниках, играх, хороводах, прослушивание народной музыки и сказок. Чтобы пополнить свои знания об истоках, формах русского фольклора, я подобрала и прочитала литературу по данной теме. Создала картотеку потешек, сказок, пальчиковых игр, закличек, хороводных игр. В процессе рассказывания сказок, чтения потешек объясняю детям незнакомые слова. Знакомя детей с различными потешками, учитывая их сходство с действием одного персонажа, образного восприятия героев, подвожу детей к восприятию простых сказок, их пересказу и последующей драматизации. Для того, чтобы привлечь детей к исполнению потешек, выбрала самые простые и веселые потешки, такие как «Катя, Катя маленькая», « Про Фому» и т. д. Эмоционально рассказывала сама, привлекала детей с хорошей речью, для обыгрывания их, если дети затрудняются в самостоятельном чтении песенки, потешки, то делают это вместе со мной. Начало всех песенок, потешек произношу я, дети продолжают. Так постепенно все дети стали 4
принимать участие в обыгрывании потешек. Создала картотеку и широко использую потешки в режимных моментах: в процессе умывания, одевания, приема пищи. Почти все из них дети уже знают наизусть и могут рассказать самостоятельно. Использование наглядного материала помогает сделать восприятие литературного произведения более полным, вызывает эмоциональный отклик у детей. В работе с младшими дошкольниками использую различные виды театров, книжки – раскладки, с изображением постепенно разворачивающихся событий, плоскостные изображения героев на фланелеграфе. Фольклорная тема находит отражение в продуктивной деятельности: в рисовании- «Платок для матрёшки», «Нарядный сарафан», «Узоры на платье», «Зайка беленький сидит», «Мышка и репка», «Бочонок с мёдом», «Гуси-лебеди», «Неваляшки танцуют», «Солнышко-колоколнышко», «Корзина с пасхальными яйцами». в лепке- «Грибы», «Ягоды на тарелочке», «Варежки», «Миски трёх медведей», «Колодец», «Печенье», лепка из солёнего теста «Крендельки, бублики, калачи». Знакомя детей со сказками, использовала разные методы и приёмы: настольный театр, игра-инсценировка , красочные книжки с показом иллюстраций . Затем пересказывание по иллюстрациям сказки . Для запоминания и воспроизведения сказки в своей работе использовала мнемотаблицы, которые составила по содержанию сказки. Обучая детей отгадыванию загадок, опираюсь на знания детей о предметном мире. Работая с ножницами, я проговариваю загадку: « Два кольца, два конца, а посередине гвоздик» и тут же предлагаю рассмотреть их. 5
Использую игры-имитации на материале загадок, потешек, прибауток. Отгадав загадку про белочку: «Быстрый маленький зверёк по деревьям скок, скок, скок», дети с удовольствием выполняли прыжки с продвижением вперёд. После наблюдений в природе за погодой, животными и птицами, знакомила детей с народными приметами. Самый близкий и любимый объект для детей – это воробьи. Наблюдая за поведением птиц, делаю вывод: «Прячутся под крышу, не чирикают – холодно будет; веселятся – к хорошей погоде». На занятиях включаю логоритмические упражнения, основанные на потешке в качестве физминуток. На занятиях по развитию движений использую их в комплексе общеразвивающих упражнений. Хорошо подходят потешки и для развития мелкой моторики кистей и пальцев рук: «Собери матрёшку» из разрезной картинки, «Построй домик для матрёшки», «Выложи дорожку для уточки» с использованием счётных палочек или палочек Кюизенера. Игровые и плясовые песни - образно яркие, напевные, поэтичные. Исполняя с детьми эти песни, устраиваем импровизированные хороводы и пляски, выделяя, прежде всего, ярко выраженное игровое начало. Стремление к игре, к актерству присуще детям. Игра доставляет им радость. Поэтому элементы игры в той или иной мере можно вносить почти в любую песню. Тогда пение может сопровождаться разыгрыванием действия по сюжету песни. Иначе говоря, происходит разыгрывание элементов народной драмы, заложенных во многих игровых и плясовых песнях. Познакомила детей с некоторыми видами убранства избы, с берестяной посудой. Для ознакомления детей с горницей, провела занятие по теме: «В горнице у кота Васьки». (Приложение 1) В младшей группе я показывала детям такие русские народные инструменты как свистулька, колокольчик, деревянные ложки, малыши с удовольствием 6
играли на них. Знакомство с этими инструментами, исполнение под их аккомпанемент песен, плясок способствуют музыкальному развитию детей. В рамках методической темы разработала и провела совместно с музыкальным руководителем фольклорный праздник «Пасха». В роли сказочных персонажей выступили родители малышей. Они подготовили для своих детей сказку «Курочка Ряба", дети исполнили русские народные песни и пляски, любовались пасхальными яйцами, а в завершение праздника, вместе с персонажами расписывали яйца, играли в традиционную игру «Катание яиц с горки» и пили горячий ароматный чай с куличиками. Такие праздники важны для детей,- именно они дают возможность ощутить, почувствовать связь прошлого и настоящего, способствуют воспитанию любви к своему народу, его обычаям и традициям. Формы работы с родителями. Работа по ознакомлению детей с фольклором многошаговая и предполагает тесное взаимодействие с семьей. Родители помогали в организации праздников, утренников, сами участвовали в них. В течение года подготовила для родителей папки-передвижки «Использование фольклора в работе с детьми младшего дошкольного возраста», «Роль фольклора и художественной литературы в ознакомлении с окружающим», провела семинар-практикум «Народные игры в семье». Эффективной формой взаимодействия с семьями воспитанников можно считать осуществление проектной деятельности и организацию дней общения, например «Сядем рядком, поговорим ладком» (Использование малых фольклорных форм в разных видах деятельности). С помощью родителей собрали небольшую фольклорную библиотеку для чтения детям. В результате проделанной работы: 7
-Накоплен богатый практический материал (методический, иллюстративный), который помогает правильно и интересно организовать работу с младшими дошкольниками. -Дети проявляют интерес к устному народному творчеству, народно – прикладному искусству, к некоторым традициям и обычаям русского народа. - Совместные праздники, организация совместной деятельности детей и взрослых позволили улучшить детско-родительские отношения. Изменилось и отношение родителей к детскому саду в целом. Увеличился процент родителей, принимающих участие в мероприятиях проводимых как в группе так и в детском саду. - дети проявляют положительное отношение к режимным моментам: умыванию, одеванию, приёму пищи, сну и т.д.; - дети научились отгадывать описательные загадки и пытаются составлять их самостоятельно. - Дети знают много потешек наизусть, выразительно их исполняют, используют в играх. - удалось повысить педагогическую компетентность родителей в вопросах использования фольклора в воспитании детей. ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Организованная образовательная деятельность
Тема: « В горнице у кота Васьки». 8
Цель: приобщение детей младшего дошкольного возраста к русскому народному фольклору. Задачи образовательных областей: Чтение художественной литературы: - Знакомить детей с фольклором при помощи игр, потешек; - Развивать положительные эмоции у детей через фольклор. Коммуникация: - Развивать активную речь, пополнять словарный запас новыми словами: «горница», «самовар», «половики». Безопасность: - Воспитывать заботливое отношение к животным. Художественное творчество: - Активизировать освоенные способы лепки и приёмы оформления поделок; - Создавать простейшие формы (цилиндр) и видоизменять их – преобразовывать в иные формы (цилиндр замыкать в кольцо), создавая при этом выразительные образы (калачи, крендельки). Ход занятия. Педагог: - Ребята, нас с вами сегодня пригласили в гости, пойдём? Дети входят в горницу. П. - Куда это мы пришли? (ответы детей) - Мы пришли в горницу. - Посмотрите, что вы видите в горнице? Дети и педагог: Печка, стол со скатертью и самоваром, лавки, половики, коврики… П. – Кто же здесь живёт? 9
Я вам подскажу, загадку загадаю: Маленький, усатенький, мягкие лапки, а в лапках царапки. Д. - Это котик. П. - Посмотрите, кот Васька на печке лежит, греется. Давайте его погладим и похвалим. Вот какая шубка мягкая, гладкая. Как у нашего кота Шубка очень хороша, Как у котика усы Удивительной красы, Глаза смелые, Зубки белые. Проводится игра «Назови ласково». Педагог называет слово, а дети - это же слово, но ласково: кот - котик, шуба - шубка, усы - усики. П. – А петь котик как умеет? (Мяу – мур) КОТ – Здравствуйте, ребята! П. и Д. – Здравствуй котик! КОТ – Мне очень понравилось, как вы меня похвалили ласково. Садитесь гости на лавку, я вас сейчас угощать буду. П. – Спасибо тебе, кот Васька «Умей в гости звать, умей и угощать» КОТ – Ой, ребята, я же не приготовил угощение для вас. Я замесил тесто, а пока оно поднималось, я прилёг на печку погреться, да и уснул. Что же делать? П. – Не горюй, котик, мы с ребятами тебе поможем угощение постряпать, правда? Что можно испечь из теста? Д. – Пироги, бублики, баранки, крендельки, булки… 10
Дети лепят угощение из соленого теста по замыслу и украшают лепные изделия. Затем выкладывают изделия на противень и ставят в печь. П. – Пока наше угощение в печи печётся, мы поиграем с котиком. За кем котик любит гоняться, с кем играет в догонялки? Д. – С мышками . П. – Вы будете мышками, а котик вас будет ловить. Проводится подвижная игра «Мыши водят хоровод». КОТ – Спасибо, ребята, мне так понравилось с вами играть! П. – Нам тоже понравилось с тобой играть, кот Васька. А еще ребята знают про тебя потешки и стихотворения. КОТ – Ой, расскажите ребята, я так хочу послушать, что вы знаете про меня. Дети читают потешки, пальчиковую игру. Затем садятся. Примечание: пока дети читают стихи котику, педагог меняет в печи крендельки из солёного теста на настоящие. Сюрпризный момент П. – Вкруг я печки хожу, да похаживаю. Я на печку гляжу, да поглядываю. Отворяла я заслон, отворяла у печи Доставала крендельки, бублики и калачи. Вот поднялись калачи, крендельки медовые Зарумянились они из муки, из новой. Педагог достает из печки настоящее угощение, показывает детям: «Не красна изба углами, а красна калачами». Педагог предлагает детям рассказать потешку «Ой качи, качи, качи…» 11
Кот приглашает гостей к столу: - Угощайтесь, детушки, угощайтесь, Наедайтесь, милые, наедайтесь. Дети пьют чай из самовара (заранее приготовленный теплый чай с угощением) Стихи и потешки, используемые на занятии. Пошел котик на торжок Купил котик пирожок. Пошел котик на улочку Купил котик булочку. Самому ли есть, иль ребяткам снесть? Я и сам укушу, и ребяткам снесу. Кот на печку пошёл, горшок каши нашёл А в печи калачи, как огонь горячи. Калачи пекутся, коту в лапки не даются. Спи, мой котик, мой мохнатый Баюшки-баю. Спи, мой котик, мой усатый Я тебе спою. У тебя постель пухова, Баюшки-баю, Одеялочко шелково Я тебя люблю. Котя, котенька, коток 12
Котя беленький хвосток Прийди котик ночевать Нашу деточку качать. Уж как я тебе коту За работу заплачу Дам кусок пирога Да кувшин молока. Мыши водят хоровод, На лежанке дремлет кот. Тише, мыши, не шумите Кота Ваську не будите. Вот проснётся Васька-кот Разобьёт весь хоровод. Пальчиковая игра: Котик ниточки мотал, Да клубочки продавал. - Сколько стоит? - Три рубля. - Покупайте у меня. ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Фольклорный народный календарно-обрядовый праздник «Пасха»

(с детьми младшей группы и родителями).
13

Цель:
Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры. Задачи образовательных областей:
Чтение художественной литературы:
-Знакомить детей с фольклором при помощи игр, потешек; - Развивать положительные эмоции у детей через фольклор.
Коммуникация:
- Обогащать словарный запас новыми словами: «изба», «самовар», «куличики».
Художественное творчество:
- Показать возможность сочетания изобразительных техник: рисование точек ватными палочками или фломастерами (по выбору детей); - Учить рисовать узоры из кругов, прямых и волнистых линий; - Развивать чувство ритма (чередование в узоре 2-3 цветов или разных линий).
Музыка:
- Создать детям радостное, праздничное настроение; - Знакомить детей с народными традициями; - Развивать эмоциональную отзывчивость, подпевать народные песни, участвовать в играх, плясках. Участники: Музыкальный руководитель, воспитатель, родители (Ведущий, Дед, Баба, Курочка Ряба). Воспитатель входит с детьми в «избу». Садятся на стулья.
Ведущий
: Посмотрите-ка, в этой избе живут Дед, Баба и Курочка Ряба. Что-то они хлопочут. Ой, да ведь это они избу к празднику прибирают. 14

Дед
(белит печку) – «Ой ты печка-сударыня, Помоги нам, боярыня, Ты свари, напеки, Обогрей, освети, Полечи и спаси, В дом богатство неси».
Баба
(подметает пол) – «Нам везде надо успеть И сплясать и песню спеть, Съесть корзину пирогов Да с три короба блинов. Мы избу белёную чисто подметём! А тоску зелёную – мы не пустим в дом».
Воспитатель
: Ребята, только вот что-то не видать у Деда с Бабой Курочки Рябы.
Курочка
(с печки) – «Ко-ко-ко! Я здесь на гнёздышке сижу Бабе и Деду яичко несу».
Дед
– «Схожу-ка я, бабка, погляжу, не снесла - ли там Курочка Ряба яичко». (Подходит к курочке) - Ну как курочка, снесла ты нам яичко?
Курочка –
«Ко-ко-ко! Снесла, дедушка, снесла, как раз к празднику успела».
Дед
– «Ай да Рябушка, ай да умница, постаралась! Спасибо тебе!» - Бабка, иди скорее сюда, полюбуйся, какое яичко курочка снесла!
Баба
– «Вот так диво, вот так яичко красоты небывалой. Спасибо тебе, Рябушка, за такое чудо-яичко!» 15
(Кладут яичко на стол, любуются им).
Баба
– «Ой, дед, я совсем забыла, у нас ведь мука кончилась. А я хотела кулич к празднику испечь. Бери сумку, пойдем за мукой». (Уходят).
Ведущий
– «Ушли Дед с Бабкой, а яичко на столе оставили. В это время мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось». Входят Дед и Баба.
Дед
– «Ох, устал я, вон какая сумка тяжелая».
Баба
– «Да и у меня ноженьки устали, ведь уж старенькие мы с тобой стали». (Подходит к столу и видит разбитое яичко на полу). - Ой-ой-ой! Беда-то какая!
Дед
– «Что случилось?» (Увидел разбитое яичко). - Ой, дети, как это могло случиться? (дети рассказали) - Остались мы с тобой, бабка, на праздник Пасхи без яичка. Дед и Баба плачут.
Курочка
– «Ко-ко-ко! Не плачь Дед! Не плачь Баба! Я снесу другое яичко». (Садится на гнездо).
Ведущий
– «Ребята, давайте развеселим Бабу с Дедом. Чтобы они не плакали, споём мы им и спляшем!» Русская народная песня «Ладушки» Русская народная пляска «Манечки - Ванечки», «Барыня». (На русскую народную мелодию)
Баба
– «Спасибо, детки! Порадовали вы нас! Только вот яичко всё равно жалко!»
Дед
– «Да, жалко! Уж очень красивое было!»
Курочка
(несёт в миске много яиц). Ко-ко-ко! Не плачь, Дед! Не плачь, Баба! 16
Вон я сколько яиц принесла!
Дед
– «Спасибо тебе, курочка! Яичек много ты снесла, да ведь они все белые. А то яичко было праздничное, расписное!»
Воспитатель –
«Не огорчайтесь! Вашему горю мы поможем! Наши детки распишут ваши яички». Дети расписывают пасхальные яйца, предварительно рассмотрев образцы, как их можно раскрасить.
Баба
– «А я тем временем тесто замешу, да куличики испеку для деток».
Дед
– «А я погляжу, как малые детушки яички будут расписывать». (Звучит русская народная мелодия).
Дед
– «Ай да детки, ай да молодцы! Какие у них яички получились красивые!»
Баба
– «Глаз не оторвать! Молодцы! Пока куличи в печи, давайте солнышко закликать, да веселье начинать!»
Дети
– «Солнышко, солнышко, Выгляни на брёвнышко. Дам тебе мёду целую колоду!»
Дед
– «Давайте поиграем. Я буду «Солнышком». Русская народная игра «Солнышко – вёдрышко» Хоровод – «Гори, солнце, ярче – лето будет жарче, (кланяются) – А зима теплее, а весна - милее».
Курочка
– «Ко-ко-ко! Я тоже хочу с ребятами играть». Русская народная игра «Ходит Ваня» (начинает Курочка Ряба) 17

Баба
– «А теперь мой черед играть с ребятами. Пойдём все ребята со мной к красавице вербе». Завивайся, вербочка Завивайся, пушистая. Мы к тебе пришли Со яичками, со куличиками. Яички – то красные Куличики – сдобные! Поиграем возле пушистой вербы с яичками. Игра «Катание яиц с горки» Пляска «Матрёшки»
Дед
– «Хозяюшка, а про куличи-то ты забыла!»
Баба
– «Ой, забыла, дед, совсем забыла!» (подбегает к печи, вынимает куличи) Ставит на стол самовар, приглашает гостей.
Баба –
« В тереме расписном живу, к себе в избу всех гостей приглашу. Я иду, иду, иду, самовар в руках несу! Самовар в руках несу, прибауточки пою».
Ведущий
– «Эх чай, чай, чай – Уж ты кумушка встречай, Куличами угощай. Хозяйку потешьте – Куличиков поешьте!» Приглашает детей к столу за самовар. Устраивается чаепитие с куличами. 18
19


В раздел образования