Автор: Еремина Ирина Анатоьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ОКОУ "Верхнелюбажская школа – интернат"
Населённый пункт: село Верхний Любаж, Курская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: А.П. Гайдар "Тимур и его команда". Поступки героев как средство раскрытия образов.
Раздел: среднее образование
Сценарий урока внеклассного чтения в 5 классе
Тема: А.П. Гайдар "Тимур и его команда". Поступки героев как средство
раскрытия образов.
Цели: создание условий для понимания нравственных ценностей поступков
героев Гайдара при изучении произведения «Тимур и его команда».
Планируемые результаты:
предметные: знание детей о жизни и творчестве А. П. Гайдара; понимание
нравственных ценностей поступков героев Гайдара при изучении
произведения «Тимур и его команда».
метапредметные: умение извлекать информацию из текста; на основе
анализа объектов делать выводы; умение слушать и понимать других; умение
строить речевое высказывание в соответствии с поставленными
задачами; умение работать в группе; умение прогнозировать предстоящую
работу; умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной
задачей; умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию
личностные:
умение высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;
мотивация к обучению и целенаправленной деятельности;
умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
Методические приемы: сообщения учеников, комментарии учителя, беседа
по вопросам, пересказ, элементы анализа текста, устное словесное
рисование.
ОБОРУДОВАНИЕ: книжная выставка, портрет Гайдара, рисунки -
иллюстрации к повести Гайдара «Тимур и его команда».
Их по поступкам узнают, и это не беда,
Что по- гайдаровски зовут героев не всегда
С.В. Михалков
Ход урока
1. Организация. Приветствие
− Здравствуйте, дети!
Посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу!
Посмотрите на наших гостей. Улыбнитесь им! Я желаю, чтобы такое
настроение и такие лица оставались у вас на протяжении всего урока. Сядьте
удобно, спинки выпрямите.
Сегодня у нас урок внеклассного чтения по повести А.П.Гайдара "Тимур и
его команда". И к этому уроку мы готовились заранее.
Что же вам нужно было сделать в течение недели? (прочитать повесть,
нарисовать иллюстрацию, кроме того ребята получали индивидуальные
задания).
− Как вы понимаете значение слова команда?
−Мы постараемся сегодня с вами работать как одна команда: дружно, весело,
старательно, помогая друг другу.
Давайте с вами сначала поделимся впечатлениями о прочитанном.
−Понравилась ли вам повесть?
−Кто больше всего понравился?
−Что запомнилось?
Проверка д/з
− Действительно, повесть замечательная. Но, к сожалению, забытая
современным поколением читателей. А этой повестью мы в детстве
зачитывались.
Вот и мы сегодня на уроке внеклассного чтения постараемся подарить этому
произведению новую жизнь, вернуть имя Гайдара читателям 21 века. А
личность этого писателя, судьба этого человека - необыкновенные.
− А что же удалось узнать о Гайдаре вам?
- А сейчас мы познакомимся с выставкой книг "Страницы добрых детских
книг"
− К уроку подготовлена книжка-раскладушка, рассказывающая о жизни
А.П.Гайдара. Вы с ней уже, наверное, познакомились. Я дополню немного:
− Родился в семье учителей.
− Вот дом, в котором родился писатель во Льгове (показывать слайд №2)
− О значении псевдонима
1. версия - Гайдар - аббревиатура (т.е. слово, полученное из начальных букв.
Голиков Аркадий из-фр.д. Арзамаза)
2. Гайдар - всадник, скачущий вперед.
− Погиб в Украине.
− Жизнь продолжается в его книгах.
− Одной из замечательных книг Гайдара является повесть "Тимур и его
команда"
− Вы согласны, что это повесть? ( да, это не рассказ, т.к. здесь рассказывается
о нескольких случаях; больше по объёму)
− Что же удалось узнать об этом произведении?
− Прошу обратить внимание на стенгазету "Книга на все времена"
−Дополню немного: " На киностудии Гайдару предложили изменить имя и
фамилию главного героя. И писатель дал главному герою имя своего сына
Тимура, которого назвал "маленьким командиром" → показать фотографию
"Гайдар с сыном Тимуром"
− Так выглядит публикация повести в газете "Пионерская правда".
− У повести есть продолжение "Клятва Тимура" и " Комендант снежной
крепости"
Определение темы
−Кто же является главным героем? (Тимур)
− Кто в повести ему противопоставлен? (Квакин)
− Почему? (Одни совершают хорошие поступки, другие - плохие)
− Значит, о чем сегодня мы будем говорить? (О поступках героев)
− Чтобы у нас сложилось представление о каком - либо литературном образе,
мы на что обращаем внимание прежде всего? ( на его поступки)
→ Поступки героев играют важную роль в раскрытии их образов
− Откройте тетради и запишите число, классная работа, тема урока: А.П.
Гайдар "Тимур и его команда". Поступки героев как средство
раскрытия образов.
− Какова же цель нашего урока? Исходя из темы определите её.
(проанализировать поступки и понять, как они помогают раскрыть
образ героев)
− Обратите внимание на эпиграф урока.
− Кого узнают по поступкам?
− Как их назвать по-гайдаровски?
− А сейчас я хочу узнать, насколько внимательно вы читали текст: Предлагаю
тест. Выполняем в тетради.
− Самопроверка.
− Сколько ошибок допустили?
Работа над повестью
−Кто главный герой? (Тимур)
− Что автор говорит о его внешности? Как описывает? (стр. 23)
− Автор много говорит о его внешности? (нет)
− Почему? (автор обращает внимание на его добрые дела)
− Когда мы впервые знаем о его доброте? ( укрывает Женю и отправляет
телеграмму. Добрый, внимательный)
− Почему он является командиром? (Он организовал эту игру. Это была
своеобразная игра)
− Я вам говорю, что Тимур был хороший организатор. Докажите это. (сделал
штаб, у них есть свой сигнал, карта тетрадь, у каждого члена есть свои
обязанности)
− Ребята сбегаются по сигналу. Кто рисовал этот эпизод? (Что показан)
− Перечитаем сцену заседания штаба.
− Какие проблемы волнуют Тимура и его друзей? (Кто-то обчистил сад,
пропала коза, девочка плачет)
− Тимур очень старательный. Докажите. (эпизод со звездой, наклеенной
неровно. «Взялся делать – делай хорошо)
− Чем занимаются ребята из команды Тимура? ( старухе молочнице носят в
кадку воду, помогают бабке Нюрке сложить дрова, найти козу)
− Как отмечают дома, где нужно помочь? (звездами)
− Как действуют? (тайно)
− Почему? (скромные, о хороших делах не нужно кричать)
− Вспомните эпизод с уборкой дров. Кто рисовал рисунок? Перескажите.
Кого изобразили?
− Когда Женя поняла цель деятельности ребят из команды Тимура?
Обратимся к эпизоду «Разговор Жени с Тимуром»
Чтение по ролям
− Что же хорошего сделала Женя? (играет с девочкой, а потом и
присматривает за ней)
− Что можете сказать о Жене? ( добрая, внимательная, дружелюбная)
− Упрямая. Согласны ли вы со мной? (Да)
− Это черта характера ей помогает? (Да)
− Ребята, я просмотрела ваши рисунки и заметила, что нет ни одного рисунка,
где была бы показана Женя, её поступок. Я вам сейчас предлагаю задание:
Устное словесное рисование, т.е. опишите устно, какой-либо поступок
Жени. А поможет вам в этом этот план (показываю на экране) План
примерный, т. е. если бы вы рисовали, то что бы вы изобразили? 2 мин
Физкультминутка
− Мы работаем на уроке как команда.
− А сейчас посмотрим, умеем ли мы отдыхать.
− Команде Тимура противопоставлена шайка Квакина. Почему?
− Именно на этом противопоставлении и построена вся повесть. Такой прием
в литературе называется контрастом (антитеза). Запись на доске и в тетрадях:
антитеза.
2 группы противопоставлены потому, что у них разные цели. И
противопоставлены их командиры.
− Обратимся к эпизоду встречи Тимура с Квакиным.( Ребята инсценируют)
− О чем предупреждает Тимур?
− Как они разговаривают?
− Как они ведут себя? (спокойно, может показать со стороны, что они друзья,
а не враги)
− Но Тимур решительный, смелый.
− Кто рисовал рисунок? Что изобразил?
− А чем же занимаются квакинцы? ( играют в карты, обдираю сад, курят,
дерутся)
− Как Тимур решает остановить квакинцев? (посылает ультиматум)
− Что такое ультиматум?
− Прочитаем в словаре Ожегова.
− Что решают квакинцы? ( гонцов изловить, а Тимку и его компанию
излупить.)
− Кто рисовал рисунок?
− Командир у них Квакин, а кто это предложил? (Фигура)
− Что можете сказать о Фигуре? (бессовестный, грубый)
− Я считаю, что из этих 2-х главных представителей шайки квакинцев есть
надежда на исправление у Квакина. Вы согласны со мной? Докажите.
(сравнивает Фигуру с чертом, обвиняет его в бесчеловечности, бьёт Фигуру,
когда тот запустил в Тимура еловой шишкой)
− Перечитайте конец повести (стр. 108-100)
− Как вы понимаете слова Ольги, сказанные Тимуру? (ты о людях думал…)
− Отчего Тимур спокоен?
Итак, делаем вывод:
− Помог ли нам анализ поступков раскрыть образ главных героев? (да)
− Что можете сказать о героях?
Тимур – добрый, смелый, решительный, хороший организатор, старательный,
ответственный, справедливый, готов прийти на помощь всем.
Женя – упрямая, настойчивая , добрая, веселая, тоже готова прийти на
помощь.
Квакин – грубый, хулиган, невежливый (не поздоровался когда просил огня ,
что прикурить у Георгия), курит, лазит по чужим садам. Но Квакин способен
на исправление, он по-своему справедлив.
Фигура – грубиян, хулиган, основное его оружие- кулак, драчун,
бессовестный.
Подведение итогов
− Скажите, а в наше время возможно ли тимуровское движение. (да)
− Что это может быть? ( помощь ветераном войны, вдовам, пожилым людям,
детям, больным.) (открытки, цветы, просто хорошие теплые слова)
− А что вы делали?
− Вспомните хорошие поступки за последнюю неделю?
Рефлексия
− Чем занимались на уроке?
− Что узнали?
− Что особенно запомнилось?
Домашнее задание: написать сочинение – миниатюру «Мой любимый герой
повести А. П. Гайдара «Тимур и его команда»