Автор: Гусельникова Ирина Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад №88"
Населённый пункт: г. Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: «Методы и приемы изобразительной деятельности в работе с детьми с нарушениями речи»
Раздел: дошкольное образование
Тема: «Методы и приемы изобразительной
деятельности в работе с детьми с нарушениями
речи»
Значение рисования, лепки, аппликации и конструирования для
всестороннего развития и воспитания дошкольников с нарушениями речи
велико и многогранно. Изобразительная деятельность выступает как
специфическое образное средство познания действительности, поэтому
имеет большое значение для умственного развития детей. В свою очередь
умственное воспитание ребенка теснейшим образом связано с развитием
речи.
Деятельность с бумагой, красками, карандашами - отражает и углубляет
представления детей об окружающих предметах, способствует проявлению
умственной и речевой активности. Этим определяется ее связь с
коррекционным обучением. Занятия рисованием и другими видами
изобразительной деятельности активизируют сенсорное развитие ребенка,
его моторику, пространственное восприятие, положительно воздействуют на
формирование речи, игровых умений, а в целом помогают ребенку
подготовиться к школьному обучению.
Дети с различными речевыми нарушениями, являются особой категорией.
Психофизические особенности данных детей неизбежно оказывают влияние
на формирование всех видов деятельности, в том числе и изобразительной.
Отсюда следует отметить, что изобразительная деятельность детей с
различными речевыми нарушениями во многом отличается от
изобразительной деятельности детей в норме. У детей с наблюдаются
нарушения тонких, дифференцированных движений пальцев, что
отрицательно сказывается на овладении техникой рисования. Отмечается
ослабление и обеднение зрительных представлений о предмете, трудности в
соотнесении воспринятого на слух слова с его зрительным предоставлением.
При рисовании тех или иных предметов опускаются, недорисовываются
значимые для их опознания детали. Дети не могут правильно держать
карандаш, кисть, регулировать силу нажима. Все это затрудняет
полноценную изобразительную деятельность. В целом, у детей с различными
речевыми нарушениями из-за несовершенства моторики наблюдается
несформированность техники рисования. На качество изображения
оказывают влияние также нарушения внимания, памяти, интеллектуальной
деятельности, эмоционально-волевой сферы (повышенная возбудимость
нервной системы). Для таких детей часто важен процесс рисования, а не его
результат.
Итак, изобразительная деятельность детей с речевыми нарушениями
нуждается в целенаправленном развитии. Однако поступательное движение в
данном направлении будет невозможным, если не стимулировать развитие
познавательных процессов мелкой моторики, а конечном счете, интереса к
самой деятельности. Необходимо работать с причиной, а не со следствием.
Особенности изобразительной деятельности детей с нарушением речи
Тяжелые нарушения речи характеризуются
своеобразием
структуры
нарушения
и
особенностями
клинической
симптоматики.
Основной
контингент дошкольных групп для детей с тяжелыми нарушениями речи
составляют дети с общим недоразвитием речи, т.е. имеют место сложные
речевые расстройства, при которых отмечается нарушение формирования
всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой
сторонам.
При изучении формирования изобразительной деятельности у детей с ОНР
наряду
с
тем,
что
у
детей
с
общим
недоразвитием
речи
наблюдаются
неустойчивость внимания, недостаточный объем сведений об окружающем,
психофизическая
расторможенность,
недостаточная
координация
пальцев,
замедленность
и
неловкость
движений,
застревание
на
одной
позе,
отмечается
быстрая
истощаемость
воображения.
Внимание
детей
неустойчиво, объём снижен, слуховая и зрительная память не развиты, дети
очень
слабо
ориентируются
во
времени
и пространстве,
отсутствует
усидчивость. Мелкая моторика очень слабая, карандаш держат неправильно,
отсутствует нажим. Только треть детей владеет мыслительными операциями
Рисунки
таких
ребят
отличаются
бедностью
содержания,
они
не
могут
выполнить рисунок по замыслу, затрудняются, если нужно придумать новую
поделку или постройку.
В связи с трудностями, возникающими у детей с ОНР в процессе создания
новых
образов,
дети
с
ОНР
отдают
предпочтения
бытовой
тематике.
Возможности общения между собой в силу речевого дефекта ограничены.
Детям
оказываются
недоступными
творческие
задания:
рисунок
по
воображению и рассказ о нем. Дети плохо понимают переносное значение
слов, метафор. Дети с общим недоразвитием речи (ОНР) чаще прибегают к
копированию
образцов
и
предметов
ближайшего
окружения,
повторяют
собственные рисунки или отклоняются от задания. Для них свойственны
использование
штампов,
инертность,
длительные
перерывы
в
работе,
утомляемость.
Их
ответы
беднее,
чем
у
нормально
развивающихся
сверстников
из-за
меньшего словарного запаса, упрощения фраз, нарушений грамматического
строя, они обнаруживают низкий уровень пространственного оперирования
образами.
Показатель
оригинальности,
который
характеризует
уровень
интеллекта и общего психического развития, у детей с ОНР гораздо ниже,
чем у здоровых.
У значительного большинства детей с ОНР пальцы малоподвижны, движения
их отличаются неточностью или несогласованностью. Дети с трудом берут
правильно
кисточку
и
карандаш.
Это
затрудняет
развитие
продуктивных
видов деятельности.
Сенсорная система имеет пробелы в освоении цветов, форм, соотнесении
размеров. Сложности возникают в построении перспективы рисунка, подборе
необходимых изобразительных средств.
Методы и приемы изобразительной деятельности
Для развития речи детей на занятиях применяются различные методы и
приемы изобразительной деятельности: показ предмета, рисование предмета
с натуры, показ приемов изображения, словесное объяснение, обследование
предмета, анализ работы, сличение работы с образцом, комментирование
действий, использование речи взрослого в качестве образца.
Следует отметить большую эффективность одновременного использования
на занятиях нескольких приемов, например, сочетание словесного
объяснения с показом приемов изображения или с воспроизведением их
изображения детьми (движение карандашом в воздухе, кистью без краски на
бумаге).
Речь взрослого – образец для подражания.
Для решения коррекционных задач речь взрослого должна отвечать тем же
требованиям, что и на занятиях по развитию речи. Прежде всего, речь
следует рассматривать как образец для подражания. Она должна быть
доступна детям, выразительна, состоять из четко построенных предложений.
В ней должны быть паузы для осмысления детьми прослушанного.
Целесообразно многократное употребление одних и тех же слов в различных
словосочетаниях. Использование речи взрослого в качестве образца
позволяет одновременно решать и задачи развития речи, и задачи обучения
детей рисованию, и коррекционно – воспитательные задачи. Очерчивающие
движения и указательные жесты совместно с речью помогают уточнить
форму предмета, расположение его частей относительно друг друга и их
соотношение по величине. От этого зависит правильное изображение
предмета в рисунке. Обозначение всех частей и признаков, словом обогащает
словарь детей.
Обследование предметов.
Большое значение в обучении детей дошкольного возраста придается
обследованию предметов, которое предполагает участие различных
анализаторов. Это незаменимый приемов в познании детьми формы и
величины предмета, расположения его частей. Он способствует
формированию навыков правильного восприятия и отображения реально
существующих предметов. В предметном рисовании в качестве основных
направлений обследования предметов выделяются следующие:
1. Восприятие детьми целостного облика предмета.
2. Вычленение основных частей этого предмета и определение их внешних
признаков (форма, величина, соотношение частей)
3. Определение пространственных взаимоотношений частей относительно
друг друга (выше, ниже; слева, справа и т.д.)
4. Выделение более мелких частей предмета и установление их
пространственного расположения по отношению к основным частям
5. Повторное целостное восприятие предмета
Комментирование действий.
В процессе рисования предусматривается комментирование их действий с
целью развития внимания к речи, увеличения словарного запаса, уточнения
значений слов, регуляции темпа деятельности.
Специфика построения обследования предмета состоит в том, что зрительное
и тактильное восприятие предмета должно целенаправленно и максимально
комментироваться речью взрослых. Целенаправленность предусматривает
две равнозначные задачи: развитие речи и развитие изобразительных
навыков. Максимально значит любое движение, указательный жест, само
предъявление предмета следует сопроводить речью, прокомментировать, что-
то уточнить и т.д. От содержания комментирующей речи при обследовании
предмета зависит точность передачи детьми количества частей предмета, их
расположения, формы, величины, пропорции и т.д.
Воспроизведение движений в воздухе.
В обучении детей с нарушениями речи является специфичным использование
таких приемов, которые в массовых группах применяются на более ранних
возрастных ступенях. Например, прежде чем рисовать, предварительно
следует выработать необходимое движение в воздухе, а затем уже
воспроизводить его на бумаге. Обучая детей, взрослый показывает, как надо
выполнять движение в воздухе, затем предлагает делать детям и сам
продолжает его вместе с детьми, комментируя: «Сейчас все возьмем кисточки
(карандаши) и будем рисовать вот так! Поднимите кисточки и покажите, как
будем рисовать ленточки. Вот так: сверху вниз. Все показываем, как надо
рисовать. А теперь будем рисовать на бумаге. Сверху вниз. Сверху вниз».
Сначала дети выполняют это движение сухой кистью, тренируются без
краски. Воспитатель привлекает внимание детей к выполнению предстоящего
действия: то к направлению, то к силе нажима кистью (карандашом), то к
выбору цвета и т.д.
Сравнение как прием обучения.
ООД по художественной деятельности развивают у детей способность
сравнивать предметы, признаки, действия. Речь взрослого помогает детям
осознать, что они действуют в данный момент с разными предметами. Речь
можно строить путем противопоставления: «Саша рисует яблоко, а Света уже
рисует сливу». Сравнением можно обратить внимание на разные признаки
предмета: «Лена рисует синий кружок, а Ваня-красный». Взрослый также
отмечает, что дети выполняют разные действия.
Вопросы детям.
В процессе занятий рисованием с целью развития речевой коммуникации
взрослый задает детям вопросы. В зависимости от состояния речи дети могут
отвечать на них по-разному. В начале обучения большинство детей
пользуются неречевыми средствами. На вопросы взрослого они отвечают
мимикой, жестами. Некоторые дети могут отвечать и отдельными словами, но
речь их понятна собеседнику лишь в данной конкретной ситуации. По мере
овладения речевыми средствами дети начинают все активнее отвечать на
вопросы словосочетаниями, а затем - и предложениями.
Воспитателю важно помнить, что содержание его вопросов должно иметь
наглядную опору и соответствовать той деятельности, которую выполняют
дети: иначе ответы детей будут не мотивированы и превратятся в
механические языковые тренировки.
Вопросы по существу данной деятельности способствуют также решению
изобразительных задач. Ребенок усваивает, что яблоки бывают зеленые,
поэтому их надо рисовать зеленым карандашом.
Большое значение в обучении приемам изображения имеет дозировка
заданий. Для детей с нарушениями речи характерны нарушения внимания и
понимания речи; поэтому занятие следует делить на части: ознакомление
детей с предметом, который предстоит изображать; показ приемов
изображения; выполнение работы с детьми; анализ работы.
Ознакомление детей с предметом можно проводить путем обследования
самого предмета либо рассматривания готового образца (рисунка).
Показ приемов изображения осуществляется на готовом образце (сухой
кистью обводятся линии в нужном направлении) или создавая образец на
глазах у детей. Можно сочетать оба варианта показа.
В коррекционных целях следует предусмотреть выполнение работы
небольшими частями. Задание делится на две-три части. Такое деление
обеспечивает чередование объяснения с выполнением работы детьми.
Переключение видов деятельности повышает работоспособность детей,
отсрочивает утомление, помогает вовремя включиться в деятельность,
нормализировать ее темп. А от этого зависит и правильность выполнения
работы детьми.
Специфика построения занятия определяется психологическими
особенностями детей с нарушениями речи – их быстрой утомляемостью,
отвлекаемостью.
Если задание требуется выполнить за один прием, дети могут пропустить
какие-то звенья в работе. Поэтому задание объяснятся не целиком, а частями,
за несколько приемов. Это особенно полезно для развития внимания к речи и
регуляции действий. Дети должны понимать из объяснения, что можно
выполнить, а чего делать пока нельзя. И не только понимать, но и выполнять
эти требования: сдерживать желания, терпеливо ждать, одновременно
начинать и заканчивать и т.д.
Объяснение задания на несколько приемов обеспечивает правильное
выполнение работы и способствует одновременному решению
коррекционных, коррекционно-воспитательных задач (воспитание выдержки,
регуляция включения в деятельность и ее темпа).
В конце занятия воспитатель подводит итог, оценивает результаты
деятельности детей, анализирует их работы. Затем дает оценку. На первый
план должна выступать положительная оценка. Даже если дети что-то не
смогли выполнить, каждого нужно похвалить: кого за старание, кого за
правильный подбор цвета, за яркость линий, за правильно отображенную
величину предмета и т.д. В оценку обязательно учитывается правильность
выполнения работы в соответствии с заданием.
Таким образом, рассмотренные методы и приемы можно успешно
использовать в коррекционных или в коррекционно – воспитательных целях в
ООД по художественному с детьми с нарушениями речи. Следует
подчеркнуть, что обеспечить всестороннее развитие личности ребенка –
дошкольника можно лишь в том случае, если будет выполняться программа
обучения изобразительной деятельности, использоваться правильная и
разнообразная методика.
Рисование позволяет решать и коррекционно – воспитательные задачи:
воспитывать такие положительные качества, как самостоятельность и
целенаправленность в выполнении работы, усидчивость и настойчивость,
умение довести работу до конца, аккуратность, т.е. все качества, которые
слабо выражены у детей с ОНР. Поэтому, как бы ни выполнил ребенок работу,
надо оказать должное внимание результатам его усилий.
Таким образом, занятия изобразительной деятельностью способствуют
сенсорному развитию детей, формируют мотивационно – потребностную
сторону их продуктивной деятельности, способствуют дифференциации
восприятия, мелких движений руки, что в свою очередь, влияет на
умственное развитие и развитие речи.
Список использованной литературы:
1. Специальная педагогика: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб.
заведений/под ред. Н.М.Назаровой.-М: Издательский центр «Академия»,
2000.-400с
2. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию:
Учеб. пособие для учащихся пед. училищ/ под ред. Н.П.Сакулиной,
Т.С.Комаровой. М: Просвещение, 1979.-272с.
3. С.А.Миронова Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях:
Книга для логопеда. М: Просвещение, 1991.-208с