Автор: Блюдова Антонина Евгеньевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад п. Брусово" Населённый пункт: п. Брусово Наименование материала: Статья Тема: Патриотическое воспитание Раздел: дошкольное образование
Патриотическое воспитание
Принято считать, что путь воспитания любви к Отечеству выстраивается в логике «от
близкого к далекому» — от любви к родителям (точнее, к родному дому), к детскому саду,
к улице, городу до любви к родной стране.
У дошкольников постепенно складывается «образ собственного дома» с его укладом,
традициями, стилем взаимоотношений. Ребенок принимает свой дом таким, каков он есть,
и любит его. Это чувство «родительского дома» ложится в основу любви к Родине,
Отчизне. Если в семье есть свои, только ей присущие привычки, правила (отмечать какие-
то даты, вместе встречать Новый год, готовить друг другу сюрпризы, подарки, вместе
отдыхать в туристических походах и др.), то все это постепенно и основательно входит в
социальный
опыт
ребенка
и
остается
как
приятные
воспоминания
детства,
которые
хочется пережить снова).
Задачей
педагога
и,
конечно,
родителей
является
сделать
так,
чтобы
подобных
«теплых» воспоминаний было у ребенка по больше. Привязанность к родному дому,
желание беречь его, делать лучше -связаны и с тем, чтобы у ребенка в семье были свои
обязанности,
чтобы
его
не
освобождали
из-за
малых
лет
от
общего
труда,
—
это
способствует укреплению «чувства семьи».
Названное выше требование касается и дошкольного учреждения .Жизнь детей в
дошкольном учреждении должна обеспечивать им эмоциональный комфорт. В отношении
к семье данная задача решается легче, так как опирается на естественную связь ребенка с
родным домом.
Двор, улица, на которой живет ребенок, также могут способствовать закреплению
чувства привязанности и ощущения собственности (мой двор, моя улица)! Но и это не
происходит само по себе. Если родители гуляют с детьми во дворе, на своей улице,
показывают детям, что им нравятся и двор, и улица, если у ребенка есть свои любимые
места во дворе и на улице, то можно рассчитывать на то, что малыш будет привязан к ним.
Следующий этап — воспитание любви и привязанности к своему городу. Чтобы дети
«почувствовали»
свой
город,
им
нужно
о
нем
рассказать
и
показать
его.
Вместе
с
родителями дети ездят по городу (в магазин, в театр, в парк и др.). Иногда экскурсию
удается организовать и детскому саду. Дети старшего дошкольного возраста могут и
должны знать название своего города, его главные улицы, достопримечательности, музеи,
какие-либо театры и др.
Средством патриотического воспитания является искусство: музыка, художественные
произведения, изобразительное искусство. Дети рассматривают картины И. Левитана, И.
Шишкина, К. Юона и других больших художников, которые с любовью изображали
природу родной Отчизны, слушают стихи А. Блока, С. Есенина, музыку П. Чайковского, С.
Прокофьева. Необходимо, чтобы произведения искусства были высокохудожественными.
Одно из направлений в патриотическом воспитании — приобщение к традициям народа, к
народному творчеству.
В
нравственно-патриотическом
воспитании
особенное
значение
имеет
пример
взрослых, близких людей. На конкретных примерах, фактах из жизни членов семьи
необходимо проводить работу по ознакомлению с родным краем, начиная с того, что
принято
назвать
«малой
Родиной»
и
постепенно
переходя
к
таким
категориям
как
Отечество, «долг перед Родиной» и т.д.
Решение проблемы патриотического воспитания дошкольников состоит в совместной
работе ДОУ и семьи, направленной на прививание любви к Родине у ребенка, на хорошем
знании традиций, истории своей страны и семьи.