Автор: Шлемпа Олег Анатольевич
Должность: старший преподаватель
Учебное заведение: ФГБОУ ВО "Чувашский государственный университет им. И. Н. Ульянова"
Населённый пункт: г.Чебоксары
Наименование материала: статья
Тема: ГЕОИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ В ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Раздел: высшее образование
ГЕОИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ В ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
О. А. Шлемпа
ФГБОУ ВО «Чувашский государственный университет им. И. Н. Ульянова»
Реализация ФГОС основного общего образования требует от учителя географии
сформировать предметные знания обучающихся, а также способности к саморазвитию,
личностному
самоопределению.
Концепция
деятельностного
подхода
рассматривает
процесс учения как деятельность ученика [2]. Проектно-исследовательская деятельность
способствует наиболее эффективному формированию ключевых компетенций у учащихся.
Она служит организационной рамкой исследования и предполагает постановку целей и
задач,
определение
принципов
отбора
методик,
планирование
хода
исследования,
определение ожидаемых результатов, отбор необходимых ресурсов.
Освоение нового содержания требует использования новых технологий обучения.
Геоинформационные
технологии
выступают
в
качестве
одного
из
перспективных
и
интересных направлений изучения географии. ГИС позволяют через умение использовать
геоинформационные
технологии
формировать
географическое
мышление,
развивать
интеллектуальные и творческие способности, формировать
универсальные учебные
действия.
Географические
информационные
системы,
как
одно
из
средств
обучения
рассмотрены [1], [6], [5], [3], [7]
как полифункциональное и комплексное средство
обучения.
Исследовательская
деятельность
обучающихся,
являсь
технологией
дополнительного
образования,
позволяет
реализовывать
гибкие
образовательные
программы
в
соответствии
со
склонностями
и
спецификой
конкретного
обучаемого,
использовать групповые и индивидуальные формы работы с обучаемыми- консультации,
семинары и конференции. Тем самым ГИС прекрасно раскрывают свои возможности при
реализации
концепции
деятельностного
подхода
через
проектно-исследовательскую
деятельность.
Рассмотрим
развитие
исследовательских
умений,
обучающихся
на
примере
создания проекта: «Создание карт–анаморфоз Чувашской Республики».
Для реализации проекта использовались программы открытого доступа QGIS и
ScapeToad.
Цель проекта- создание анаморфных изображений Чувашской Республики.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
1.
Сбор статистических данных и их анализ.
2.
Выбор методики построения анаморфоз.
3.
Создание анаморфных изображений.
4.
Анализ полученных образов
На этапе подготовки выполнения проекта учитель предлагает школьникам алгоритм
работы, необходимые статистические материалы и помогает освоить основы ГИС для
выполнения необходимых операций.
Информация для выполнения проекта:
Методы моделирования широко применяются для построения содержания
тематических
карт,
в
целях
переработки
исходных
данных
соответственно
задачам
картографирования.
Основным инструментом картографического моделирования
природных и социально-экономических явлений и процессов, являются ГИС-технологии.
ГИС
позволяют
построить
простые
в
использовании
аналитические
картограммы
и
картодиаграммы.
Однако
такие
изображения
имеют
недостатки
-
скрывают
неоднородность распространения явлений внутри территориальных единиц, не передают
истинной картины их размещения. В связи с этим возникает необходимость перехода от
картографического
изображения,
в
основе
которого
лежит
топографическая
метрика
земной
поверхности
к
изображению,
в
основе
которого
находится
метрика
картографируемого явления. Поэтому у географов и экологов возрастает интерес к
таким трансформированным изображениям или по-другому – анаморфозам, а также к
способам их создания.
Анаморфоза – это графические изображения, производные от
традиционных карт, масштаб которых трансформируется и варьирует в зависимости от
величины
характеристики
явлений
на
исходной
карте.
Взаимное
расположение
территориальных единиц при этом сохраняется. Трансформация осуществляется для
теоретических или практических нужд и служит инструментом географического анализа
Сущность метода анаморфирования состоит в том, что, площадная фигура, построенная
на основе измерений выбранного показателя (численности населения, поголовью скота,
концентрации загрязнений и т.п.), преобразуется (анаморфируется) в двумерную фигуру с
одинаковым средним значением выбранного показателя (типовой вид).
Каждый район
автоматически трансформирован пропорционально
значению числового показателя и
районы стали наглядно сопоставимы по этому показателю.
Источником данных для работы послужил статистический сборник «Районы и города
Чувашии. Социально-экономические показатели 2011г.». Необходимая информация была
использована путём заполнения таблиц в Еxcel.
На следующем этапе использовалась ГИС QGIS, находящаяся в открытом доступе.
Были выполнены следующие операции:
1.Регистрация растровой карты ЧР.
2.Создание векторной карты административно-территориального деления ЧР.
3. Заполнение базы данных через импорт из Еxcel формата статистических данных.
4. Получение шейп-файлов.
5 Обработка полученных файлов в ScapeToad и получение анаморфных изображений.
6.Перевод полученных файлов в графический формат и печать.
7.Анализ новых данных.
Политико-административная карта ЧР
Рисунок1.
Политико-административная
карта
Чувашии
и
анаморфозы
численности
населения и выбросов в воздух от стационарных источников
Следовательно,
использование
геоинформационных
систем
в
проектно-
исследовательской
деятельности
в
школьной
географии
формирует
способности
и
готовность учащихся к применению географических знаний и умений в повседневной
жизни,
способствует
формированию
универсальных
учебных
действий
через
деятельностный подход.
Список литературы
1. Алешкина О. В., Бочарникова Э. А. Использование геоинформационных систем
на уроках географии // Молодой ученый. — 2014. — №12. — С. 255-257.
2. Беловолова Е.А. География: формирование универсальных учебных действий: 5–
9 классы: методическое пособие / Е.А. Беловолова. — М.: Вентана-Граф, 2016. — 224 с.
3. Макарова Л. Н. Применение технических средств на уроках географии / Л. Н.
Макарова // Вопросы Интернет образования. — 2006. — № 36.)
4.
Матушкин
А.С.
Использование
геоинформационных
методов
в
географии:
Материалы трудов участников 5
‐
й международной научно
‐
практической конференции
«Инновации и человек» (26 апреля – 7 мая, Турция, Анталия). – 2014. – С. 222–227.
5. Новенко Д. В. Использование геоинформационных технологий в школьном
географическом образовании / Д. В. Новенко // География в школе. — 2007. — № 7. — С.
36–40.
6. Охорзин Н.Д. Роль картографических знаний при использовании ГИС в обучении
географии:
Материалы
41
‐
ой
научно
‐
практической
конференции
педагогических
работников в области биологии, географии, химии, экологии образовательных учреждений
г. Кирова и Кировской области. – МЦИТО, 2014. – С. 33–35.
7.Хасаншина
Н.
3.
Геоинформационные
технологии
как
средство
интеграции
знаний по информатике и географии / Н. 3. Хасаншина // Информационные технологии
обучения–2002 /Секция II / Подсекция 3 (информационные технологии обучения).