Напоминание

ГЕОИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ В ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ


Автор: Шлемпа Олег Анатольевич
Должность: старший преподаватель
Учебное заведение: ФГБОУ ВО "Чувашский государственный университет им. И. Н. Ульянова"
Населённый пункт: г.Чебоксары
Наименование материала: статья
Тема: ГЕОИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ В ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Раздел: высшее образование





Назад




ГЕОИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ В ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

О. А. Шлемпа

ФГБОУ ВО «Чувашский государственный университет им. И. Н. Ульянова»

Реализация ФГОС основного общего образования требует от учителя географии

сформировать предметные знания обучающихся, а также способности к саморазвитию,

личностному

самоопределению.

Концепция

деятельностного

подхода

рассматривает

процесс учения как деятельность ученика [2]. Проектно-исследовательская деятельность

способствует наиболее эффективному формированию ключевых компетенций у учащихся.

Она служит организационной рамкой исследования и предполагает постановку целей и

задач,

определение

принципов

отбора

методик,

планирование

хода

исследования,

определение ожидаемых результатов, отбор необходимых ресурсов.

Освоение нового содержания требует использования новых технологий обучения.

Геоинформационные

технологии

выступают

в

качестве

одного

из

перспективных

и

интересных направлений изучения географии. ГИС позволяют через умение использовать

геоинформационные

технологии

формировать

географическое

мышление,

развивать

интеллектуальные и творческие способности, формировать

универсальные учебные

действия.

Географические

информационные

системы,

как

одно

из

средств

обучения

рассмотрены [1], [6], [5], [3], [7]

как полифункциональное и комплексное средство

обучения.

Исследовательская

деятельность

обучающихся,

являсь

технологией

дополнительного

образования,

позволяет

реализовывать

гибкие

образовательные

программы

в

соответствии

со

склонностями

и

спецификой

конкретного

обучаемого,

использовать групповые и индивидуальные формы работы с обучаемыми- консультации,

семинары и конференции. Тем самым ГИС прекрасно раскрывают свои возможности при

реализации

концепции

деятельностного

подхода

через

проектно-исследовательскую

деятельность.

Рассмотрим

развитие

исследовательских

умений,

обучающихся

на

примере

создания проекта: «Создание карт–анаморфоз Чувашской Республики».

Для реализации проекта использовались программы открытого доступа QGIS и

ScapeToad.

Цель проекта- создание анаморфных изображений Чувашской Республики.

Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:

1.

Сбор статистических данных и их анализ.

2.

Выбор методики построения анаморфоз.

3.

Создание анаморфных изображений.

4.

Анализ полученных образов

На этапе подготовки выполнения проекта учитель предлагает школьникам алгоритм

работы, необходимые статистические материалы и помогает освоить основы ГИС для

выполнения необходимых операций.

Информация для выполнения проекта:

Методы моделирования широко применяются для построения содержания

тематических

карт,

в

целях

переработки

исходных

данных

соответственно

задачам

картографирования.

Основным инструментом картографического моделирования

природных и социально-экономических явлений и процессов, являются ГИС-технологии.

ГИС

позволяют

построить

простые

в

использовании

аналитические

картограммы

и

картодиаграммы.

Однако

такие

изображения

имеют

недостатки

-

скрывают

неоднородность распространения явлений внутри территориальных единиц, не передают

истинной картины их размещения. В связи с этим возникает необходимость перехода от

картографического

изображения,

в

основе

которого

лежит

топографическая

метрика

земной

поверхности

к

изображению,

в

основе

которого

находится

метрика

картографируемого явления. Поэтому у географов и экологов возрастает интерес к

таким трансформированным изображениям или по-другому – анаморфозам, а также к

способам их создания.

Анаморфоза – это графические изображения, производные от

традиционных карт, масштаб которых трансформируется и варьирует в зависимости от

величины

характеристики

явлений

на

исходной

карте.

Взаимное

расположение

территориальных единиц при этом сохраняется. Трансформация осуществляется для

теоретических или практических нужд и служит инструментом географического анализа

Сущность метода анаморфирования состоит в том, что, площадная фигура, построенная

на основе измерений выбранного показателя (численности населения, поголовью скота,

концентрации загрязнений и т.п.), преобразуется (анаморфируется) в двумерную фигуру с

одинаковым средним значением выбранного показателя (типовой вид).

Каждый район

автоматически трансформирован пропорционально

значению числового показателя и

районы стали наглядно сопоставимы по этому показателю.

Источником данных для работы послужил статистический сборник «Районы и города

Чувашии. Социально-экономические показатели 2011г.». Необходимая информация была

использована путём заполнения таблиц в Еxcel.

На следующем этапе использовалась ГИС QGIS, находящаяся в открытом доступе.

Были выполнены следующие операции:

1.Регистрация растровой карты ЧР.

2.Создание векторной карты административно-территориального деления ЧР.

3. Заполнение базы данных через импорт из Еxcel формата статистических данных.

4. Получение шейп-файлов.

5 Обработка полученных файлов в ScapeToad и получение анаморфных изображений.

6.Перевод полученных файлов в графический формат и печать.

7.Анализ новых данных.

Политико-административная карта ЧР

Рисунок1.

Политико-административная

карта

Чувашии

и

анаморфозы

численности

населения и выбросов в воздух от стационарных источников

Следовательно,

использование

геоинформационных

систем

в

проектно-

исследовательской

деятельности

в

школьной

географии

формирует

способности

и

готовность учащихся к применению географических знаний и умений в повседневной

жизни,

способствует

формированию

универсальных

учебных

действий

через

деятельностный подход.

Список литературы

1. Алешкина О. В., Бочарникова Э. А. Использование геоинформационных систем

на уроках географии // Молодой ученый. — 2014. — №12. — С. 255-257.

2. Беловолова Е.А. География: формирование универсальных учебных действий: 5–

9 классы: методическое пособие / Е.А. Беловолова. — М.: Вентана-Граф, 2016. — 224 с.

3. Макарова Л. Н. Применение технических средств на уроках географии / Л. Н.

Макарова // Вопросы Интернет образования. — 2006. — № 36.)

4.

Матушкин

А.С.

Использование

геоинформационных

методов

в

географии:

Материалы трудов участников 5

й международной научно

практической конференции

«Инновации и человек» (26 апреля – 7 мая, Турция, Анталия). – 2014. – С. 222–227.

5. Новенко Д. В. Использование геоинформационных технологий в школьном

географическом образовании / Д. В. Новенко // География в школе. — 2007. — № 7. — С.

36–40.

6. Охорзин Н.Д. Роль картографических знаний при использовании ГИС в обучении

географии:

Материалы

41

ой

научно

практической

конференции

педагогических

работников в области биологии, географии, химии, экологии образовательных учреждений

г. Кирова и Кировской области. – МЦИТО, 2014. – С. 33–35.

7.Хасаншина

Н.

3.

Геоинформационные

технологии

как

средство

интеграции

знаний по информатике и географии / Н. 3. Хасаншина // Информационные технологии

обучения–2002 /Секция II / Подсекция 3 (информационные технологии обучения).



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники