Напоминание

"ОБУЧЕНИЕ СМЫСЛОВОМУ ЧТЕНИЮ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА"


Автор: Козлова Мария Сергеевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МАОУ СШ № 59 "Перспектива"
Населённый пункт: г. Липецк
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "ОБУЧЕНИЕ СМЫСЛОВОМУ ЧТЕНИЮ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА"
Раздел: среднее образование





Назад




ОБУЧЕНИЕ СМЫСЛОВОМУ ЧТЕНИЮ НА УРОКАХ

АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

ФГОС второго поколения содержит требования к личностным,

предметным и метапредметным результатам изучения предмета. Одним из

таких метопредметных результатов, которые можно формировать на уроках

иностранного

языка,

является

смысловое

чтение,

включающее

«умение

определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку, выделять

основную мысль, главные факты, опуская второстепенные, устанавливать

логическую последовательность фактов».

Смысловое

чтение

вид

чтения,

которое

нацелено

на

понимание

читающим смыслового содержания текста.

Отмечая сложность процесса чтения,

большинство исследователей

выделяют две его стороны: техническую и смысловую. Техническая сторона

предполагает оптическое восприятие, воспроизведение звуковой оболочки

слова,

речевые движения, то есть декодирование текстов и перевод их в

устно-речевую

форму

(Т.

Г.

Егоров,

А.

Н.

Корнев,

А.

Р.

Лурия,

М.

И.

Оморокова, Л. С. Цветкова, Д. Б. Эльконин). Смысловая сторона включает в

себя понимание значения и смысла отдельных слов и целого высказывания

(Т. Г Егоров, А. Н. Корнев, А. Р. Лурия, Л. С. Цветкова, Д. Б. Эльконин)

или перевод авторского кода на свой смысловой код (М. И. Оморокова).

Цель

смыслового

чтения

-

максимально

точно

и

полно

понять

содержание

текста,

уловить

все

детали

и

практически

осмыслить

извлеченную информацию. Это внимательное вчитывание и проникновение в

смысл с помощью анализа текста.

Если разделить процесс работы с текстом на несколько этапов, то,

последовательно реализуя каждый из них, можно добиться успеха в

понимании учащимися смысла прочитанного. Занятие по формированию

умений смыслового чтения делится на три основных этапа: пред текстовый

(pre-reading), текстовый (while-reading) и после текстовый (after-reading).

Предтекстовый этап – это этап мотивации к чтению, который

предполагает анализ названия и определение предмета речи; осмысление

заглавия и вы-движение гипотезы о ещё не прочитанном тексте; определение

необходимого объёма уже известной информации для адекватного

восприятия новой.

Такая работа особенно эффективна текстом, название которого

метафорично или содержит проблемный вопрос, но можно применять и с

любым текстом. Времени это занимает немного, но хорошо концентрирует

внимание обучающихся на новом тексте.

Можно использовать такие приемы: показ видеоролика, который

объединён общей темой с текстом, ряд картинок с уже известными

понятиями и включе-нием нового, анализ иллюстраций страницы учебника,

анализ заголовка.

Текстовый этап – это непосредственное чтение текста. На этом этапе

могут быть использованы все виды чтения (изучающее, ознакомительное,

просмотро-вое и поисковое) в зависимости от цели и задач урока.

На этом этапе можно использовать разные приемы чтения: медленное

чте-ние текста с выделением ключевых слов, понятий, определений;

выделение из-вестных и новых понятий; определение новых слов по

контексту; анализ прочи-танного; выделение текстовой и иллюстративной

информации; «чтение» схем,

таблиц, графиков, условных обозначений; «определение» существенной

и несу-щественной информации; выявление истинных и ложных

утверждений; приве-дение собственного примера, объясняющего сущность

явления. При работе с текстом на данном этапе возможны следующие

варианты заданий

Выберите наиболее удачный заголовок для прочитанного рассказа/

текста

Соотнесите смысловые части текста / тексты с их заголовками

Соотнесите тексты с их заголовками, один лишний

Разделите текст на смысловые части и самостоятельно озаглавьте их

Прочтите текст, отметьте (выпишите) места, раскрывающие разные

аспекты проблемы

Прочтите текст и найдите в каждой части по одному предложению,

передающему основ-ную мысль этой части

Закончите предложение в соответствии с содержанием текста (выбрав

правильный вари-ант)

Скажите, с помощью каких фактов из текста можно утверждать, что…

Прочитайте текст и скажите какое из утверждений верно, неверно

содержанию текста.

Прочитайте текст и скажите, какое из утверждений верно / неверно /

не сказано в тексте

Прочтите текст и расположите пункты плана согласно логике

повествования

Просмотрите текст, найдите фрагмент (факт), который представляет

для вас особый инте-рес, и объясните почему

Найдите в тексте предложения, в которых содержатся: а) основная

информация; б) уточня-ющая информация; в) подтекст

Послетекстовый этап – это этап трансформации информации из

текста. Представление текста в иной форме (план, схема, таблица, алгоритм);

построение развёрнутого монологического ответа на поставленные вопросы;

самостоятельная постановка вопросов к тексту; рефлексия собственной

деятельности. Возможны такие варианты заданий (таблица 3).

Задайте вопросы к предложениям, начиная их словами, данными в

скобках (вопросительные слова)

Составьте список вопросов к тексту

Подготовьте план пересказа текста

Прочтите текст и передайте его основную идею несколькими

предложениями.

Изобразите в виде схемы (Word-web) основные положения текста.

Прочтите текст и заполните его денотатную карту / таблицу.

(Приводятся пустые графы, заполнен только один блок.)

Сократите текст за счёт подробностей, которые могут быть опущены

без ущерба для со-держания

Поясните главную мысль текста своими словами

Напишите синквейн, диаманту к тексту

Подготовьте презентацию

Проводить детальную работу с текстом необходимо при изучении

любой темы на каждом этапе изучения иностранного языка.

Заключение

Таким образом, прорабатывая текст, используя наибольшее количество

упражнений, можно смело утверждать, что чтение текстов на иностранном

языке в огромной мере способствует расширению лексического запаса,

умению понимать значения незнакомых слов из контекста, закреплению

различных разделов грамматики, совершенствованию речевых навыков.

На ступени основного общего образования устанавливаются

планируемые результаты освоения четырёх междисциплинарных учебных

программ, среди которых программа «Основы смыслового чтения и работа с

текстом». Способность к самообразованию, являясь одной из определяющих

успешности самореализации человека, во многом зависит от умения работать

с информацией, то есть с текстами.

В ФГОС, отражающем социальный заказ нашего общества, ставится

задача: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям

информационного общества, личности, свободно ориентирующейся в

потоках информации, способной конструктивно общаться, сотрудничать,

эффективно решать учебные и познавательные задачи в процессе

жизнедеятельности.

Работа с текстом - это поиск информации и понимание прочитанного; -

преобразование и интерпретация информации; оценка информации .В ходе

овладения стратегиями смыслового чтения учащийся воспринимает

текстовую информацию, «вникает» в её смысл, интерпретирует её и создаёт

собственное суждение.

Формирование УУД смыслового чтения происходит на предтекстовом,

текстовом ипослетекстовом этапах работы с текстом . Это позволит

сформировать у школьников читательскую компетенцию и информационную

грамотность .

Неотъемлемым компонентом смыслового чтения является

конструктивное обсуждение прочитанного текста. В формировании умения

смыслового чтения значимым подходом является использование дискуссий

как метода формирования критического мышления, поскольку в процессе

обсуждения учащиеся упражняются в мастерстве мышления и

коммуникации.



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники