Напоминание

"Слог, ударение"


Автор: Воронина Наталья Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №1 г.Никольска"
Населённый пункт: г.Никольск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Слог, ударение"
Раздел: полное образование





Назад




Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа №1 г.Никольска»

Тема урока:

«Слог. Ударение»

Автор: Воронина Наталья Николаевна,

учитель русского языка и

литературы, музыки.

г.Никольск

2018 г.

Урок русского языка в 5 классе.

Тема: «Слог, ударение».

Цель: обобщение и расширение знаний по фонетике и орфоэпии.

Планируемые результаты:

Предметные – находят и анализируют слоги, выделяют в слове ударный слог,

правильно ставят ударение в общеупотребительных словах.

Метапредметные:

Личностные – применяют приобретённые знания, умения и навыки в

повседневной жизни.

Познавательные – читают и слушают, извлекая нужную информацию, умеют

определять понятия, строят рассуждение, делают обобщения и выводы.

Регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свое

действие в соответствии с поставленной задачей, вносят необходимые

коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета

характера сделанных ошибок, умеют оценивать правильность выполнения

действия, адекватно воспринимают оценку учителя.

Коммуникативные – умеют формулировать собственное мнение, задавать

вопросы, соблюдают в практике речевого общения нормы литературного языка

Ход урока:

I.

Организационный момент

1.Эмоциональный настрой

Хотелось бы начать наш урок с притчи.

За морями, за холмами, за высокими горами, в одной прекрасной стране жил-

был король и мудро правил своим королевством. Королевство свое он очень

любил.

Но однажды король решил подвергнуть испытанию своих придворных. «О, мои

подданные!»- обратился он к ним, у меня есть для вас трудная задача. Я хотел

бы знать, кто решит её. Повёл он их в сад, в углу была ржавая дверь с огромным

замком. «Тот, кто откроет дверь, станет первым министром». Одни придворные

только качали головами, другие стали замок разглядывать, третьи начали

неуверенно толкать дверь, но они были убеждены, что не смогут открыть её.

Один за другим отходили. Но один придворный внимательно осмотрел и

навалился плечом на дверь. Он толкнул её и – о, чудо!- она стала поддаваться,

появилась сначала узкая щель, а потом дверь стала двигаться быстрее и

раскрылась.

Тогда король сказал: «Ты станешь первым министром, потому что полагаешься

не только на то, что видишь и слышишь, но и веришь в свои силы».

Вывод: Сегодня на уроке мы тоже будем приоткрывать дверь в мир знаний,

и вера в наши силы нам очень поможет.

Давайте откроем наши тетради, запишем число и классная работа.

II.Актуализация опорных знаний

1.Словарная работа

(один ученик работает на доске, остальные в тетрадях, а потом дети

обмениваются тетрадями, проводят взаимопроверку).

Вчера на уроке мы с вами вспоминали, что такое «слог», знакомились с

правилами переноса слов. Проверяя ваши тетради (в конце урока вы все себе

поставили «+»), я поняла, что вы поняли хорошо эту тему. И сейчас мы

проверим, а так ли это.

Слайд №1 На слайде вы видите слова. Вам нужно исправить ошибки, которые

допустил ученик при переносе слов. Приступаем к работе.

Обменяйтесь тетрадями, если всё выполнено правильно, то на полях поставьте

«+», если допущена 1 ошибка, то – «+-», если больше, то – «!».

2.Подготовка к восприятию нового материала через создание проблемной

ситуации.

1.Заболел Андрей. Лежит в постели и думает: «Хочется поскорей в школу

вернуться. Нужно сейчас лекарство принять». Он берет бутылку с лекарством и

читает: «Три раза в день по столовой ложке, после приема пищи». Выпил

Андрей лекарство и запищал. Вбежала мама и спрашивает: «Что случилось,

сынок? Почему пищишь?» - «Я лекарство принял, а там написано: после приема

- пищи». Мама рассмеялась: «Эх ты, глупышка! Здесь написано : «Три раза в

день после приема пищи, то есть после завтрака, обеда и ужина». И Андрей

сразу вспомнил, что…

- Как вы думаете, почему стала возможной такая ситуация?

- Что такое ударение?

2.Сообщение темы урока

(Учитель подводит детей к самостоятельной формулировке темы урока).

Слайд №2

Запишем тему урока в тетрадь.

-Ребята, а какую цель, согласно нашей теме урока, мы поставим сегодня перед

собой?(углубление и расширение знаний об ударении и слоге)

- А зачем нам нужно изучать ударение?(чтобы говорить правильно, чтобы речь

была красивой, чтобы нас понимали правильно)

- Как этой цели мы будем достигать? Какие задачи поставим?

III.Формирование новых знаний

1.исследование

У вас на столах лежат листы с информацией об ударении. Вы читаете и рядом с

той информацией, которая вам знакома поставьте «!», а та информация, которая

для вас является новой – «?».

УДАРЕНИЕ.

Ударение – произнесение одного из слогов с большей силой.

В литовском, китайском, вьетнамском языке ударяемый слог выделяется с помощью

повышения голоса. В русском языке ударяемый слог произносится с большой силовой,

поэтому его называют СИЛОВЫМ.

Ударение может падать на любой по счёту слог.

Разноместность ударения - один

из отличительных признаков русского языка. Во многих других языках оно постоянное.

Во французском языке ударение всегда падает на последний слог – жюри, парашют,

эскимо, пальто, салют, Париж; в польском – на предпоследний слог – Варшава, Висла; в

чешском и венгерском языках оно всегда приходится на первый слог: Прага, Карловы

Вары; Венгрия, Ференц Лист. Мы продолжаем наше исследование. Поставьте ударение в

словах: Стена – стены

-Что заметили? Какой вывод можно сделать?

-Ударение подвижное, оно может передвигаться в одном и том же слове с одного слога

на другой.

Служебные части речи не имеют ударения.

- Что вы уже знали?

- Что узнали? Слайд №3

Выполняя следующие упражнения, мы с вами докажем, что русское ударение –

подвижное, силовое, разноместное.

В русском языке ударяемый слог произносится с большей силой, поэтому его

называют – силовым. Докажем это на примерах. Слайд №4

- Прочитайте правильно слова, докажите, что русское ударение – силовое.

-Выполняя это упражнение, мы доказали, что русское ударение – силовое.

Слайд №5 Обозначьте ударные слоги. Проверьте себя по словарю и запомните

нормы постановки ударения.

- Выполняя это упражнение, над какой задачей вы работали?( правильно

произносить слова).

- На какие по счёту слоги у нас падало ударение?(на 1 и 2)

-Мы можем сказать, что ударение – разноместное.

Слайд №6

- Что это за слова?(однокоренные)

- На какие морфемы падает ударение в однокоренных словах?(корень,

окончание, суффикс)

- Какой вывод можем сделать?(ударение подвижное)

-Все ли слова в русском языке имеют ударение? Слайд №7

-Прочитайте стихотворные строки и ответьте на вопрос.

Вывод: служебные части речи не имеют ударения.

-Что мы с вами сегодня узнали о русском ударении? Слайд №8

- Прочитайте слово, изменяя в нём ударение. Изменилось ли лексическое

значение? Слайд №9-13

- Составьте и запишите с этими словами предложения.

-Какую роль играет ударение?

Слайд №14

IV. Рефлексия.

- Какую цель мы сегодня на уроке поставили?

- Достигли этой цели?

Слайд №15

Домашнее задание: параграф 36, упр.398



В раздел образования