Напоминание

Инновационные технологии "Музейная педагогика"


Автор: Лашкова Александра Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ " детский сад № 19 п.Панковка
Населённый пункт: город Великий Новгород
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Инновационные технологии "Музейная педагогика"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Методические

рекомендации

«Совершенствование образовательного процесса на основе внедрения

инновационной технологии «Музейная педагогика»

(Создание мини - музея «Книги»)

Воспитатель

:

Лашкова

Александра

Михайловна

Великий

Новгород

, 2016

В результате проведённого мониторинга воспитанников, было выявлено,

что

у

большинства

детей

не

достаточный

уровень

сформированности

познавательно-исследовательских умений и навыков.

Становлению ребёнка как самостоятельного и инициативного субъекта

деятельности способствует организация мероприятий в форме партнёрской

деятельности взрослого с детьми, предполагающее

исследование вещей и

явлений окружающего мира, доступное и привлекательное для детей, где дети

получают возможность проявить собственную познавательную активность.

Самые ценные и прочные знания добываются самостоятельно, в ходе

собственных

творческих

изысканий.

Поэтому

возникла

необходимость

совершенствовать

образовательный

процесс

на

основе

внедрения

инновационной

технологии

«Музейная

педагогика»

обеспечивающая

повышение уровня развития познавательной активности у детей.

Музейная

педагогика

в

последние

десятилетия

приобретает

большую

популярность в системе дошкольного образования. Основной целью музейной

педагогики

является:

приобщение

к

музеям

подрастающего

поколения,

творческое

развитие

личности.

Поэтому

на

сегодняшний

день музейную

педагогику рассматривают как инновационную педагогическую технологию в

сфере

личностного

воспитания

детей,

создающую

условия

погружения

личности

в

специально

организованную

предметно-пространственную

развивающую среду.

Музейная педагогика дает возможность:

Осуществлять нетрадиционный подход к образованию, основанный на

интересе детей к исследовательской, поисковой деятельности.

Сочетать эмоциональные и интеллектуальные способы воздействия на

детей.

Раскрывать значимость и практический смысл изучаемого материала.

Самореализоваться

каждому

ребенку

в

соответствии

со

своими

склонностями и интересами, выявить свою неповторимую индивидуальность.

Формировать самосознание, становление активной жизненной позиции,

умения успешно адаптироваться в окружающем мире.

Мини - музей – это особое, специальное организованное пространство

ДОУ,

способствующее

расширению

кругозора

и

ребёнка,

и

взрослого,

повышению

образованности,

воспитанности,

приобщению

к

вечным

ценностям.

Современные

дети

всё

больше

времени

проводят

за

компьютерными

играми, телевизором, и это вызывает тревогу за их будущее. Родители, в силу

своей занятости, мало времени уделяют воспитанию у детей любви и интереса

к чтению.

«Воспитание традиций чтения – это то, чем славилась наша страна.

Очень важно с детства воспитывать навыки чтения книг….» (Д. А. Медведев).

Через чтение художественной литературы ребёнок познаёт прошлое,

настоящее

и

будущее

мира,

учиться

анализировать

в

нём

закладываются

нравственные и культурные ценности.

Для обогащения предметно-развивающей среды и совершенствования

образовательного процесса в группе был создан мини-музей «Книги», который

выступал как средство выработки у воспитанников следующих позиций:

позиции созидания;

позиции

не

стороннего

наблюдателя,

а

заинтересованного

исследователя;

позиции

личной

ответственности

в

отношении

к

прошлому,

настоящему и будущему наследию;

позиции не столько механического запоминания исторического и

прочего материала, а его понимания и эмоционально-нравственной

оценки.

Важная особенность мини-музеев — участие в их создании детей и

родителей. Воспитанники чувствуют свою причастность к мини-музею: они

участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты и с

гордостью

рассказывают о них.

Одним словом

,

ребенок не пассивный

созерцатель, а соавтор, творец экспозиции в создании мини-музея.

Этапы создания мини-музея «Книги»

В процессе создания мини-музея «Книги» нам пришлось попробовать себя

и в роли дизайнеров, художников, и в роли музееведов, историков. Всю работу

разделили на три этапа:

Подготовительный этап.

В начале работы (дети, воспитатели, родители) определили тему и

название

мини-музея,

разрабатывали

его

модель,

выбрали

место

для

размещения. Обсудили, что такое музей, для чего он создается, для чего его

посещают люди и т. п.

Практический этап.

Сбор экспонатов и регистрация их в каталоге (приложение 1).

Разработка перспективного плана работы с детьми по образовательным

областям в рамках мини-музея «Книги».

Создание игротек с использованием материалов мини-музея.

Подготовка экскурсовод

Заключительный этап.

Открытие мини - музея с приглашением детей и их родителей.

Цели и задачи мини-музея «Книги»:

Формирование у дошкольников устойчивого интереса и любви к книгам,

чтению.

1.Реализация направления «Музейная педагогика».

2.Обогащение предметно-развивающей среды группы.

3.Обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами.

4.Формирование у дошкольников представления о музее, об истории создания

книг, их значении в жизни человека.

5.Развитие познавательных активности и творческих способностей.

6.Формирование самостоятельно анализировать и систематизировать

полученные знания.

7.Развитие творческого и логического мышления и воображения.

8.Вовлечение родителей и детей в поисково-исследовательскую работу.

При создании мини-музея необходимо учитывать следующие

принципы:

-

интеграции

-

мини-музей

должен

учитывать

содержание

образовательной программы ДОУ;

- деятельности и интерактивности - мини-музей должен предоставлять

воспитанникам

возможность

реализовать

себя

в

разных

видах

детской

деятельности

(использовать

экспонаты

в

сюжетно-ролевых

играх,

создавать

поделки и включать их в общую экспозицию и т. д.);

-

научности

-

представленные

экспонаты

должны

достоверно

отражать

тематику

мини-музея,

объяснять

различные

процессы

и

явления

в

рамках

выбранной темы научным и в то же время доступным для ребенка языком;

- гуманизации и партнерства - мини-музей должен предлагать условия

для

всестороннего

развития

ребенка,

поощрения

его

инициативности,

творческой деятельности в рамках субъект-субъектных отношений в системе

"взрослый - ребенок", "ребенок - ребенок";

- культуросообразности - мини-музей должен

быть ориентирован

на

приобщение

детей

к

мировой

культуре,

общечеловеческим

ценностям

через

освоение

ценностей

и

норм

национальной

культуры

в

ходе

образовательных

ситуаций в музейном пространстве;

-

динамичности

и

вариативности

-

экспозиции

мини-музея

должны

постоянно дополняться и обновляться с учетом возрастных особенностей детей

группы;

- разнообразия - наполнение мини-музеев экспонатами, разными по форме,

содержанию,

размерам,

отражающими

историческое,

природное

и

культурное

разнообразие окружающего мира;

-

регионального

компонента

-

мини-музей

должен

предусматривать

организацию работы с детьми по ознакомлению их с культурным наследием

региона, а также культурой других народов.

Разделы и экспонаты:

I.

« Создатели письменности на Руси».

Экспонаты: портрет создателей славянской письменности Кирилла и Мефодия,

информационный материал

«Возникновение письменности у славян», «Это

интересно», книги Е. Перехвальской «Откуда азбука пришла» и Г. Кублицкого

«Письмо шло 5 тысячелетий», презентация «Письменность на Руси».

II.

«Первые буквари».

Экспонаты: коллекция букварей и азбук, различных временных периодов

(собранная

родителями

и

педагогами),

иллюстрации,

картинки

и

информационный материал «История создания книги на Руси».

III. «На чём и чем, писали в древности».

Экспонаты:

глиняный

диск

с

иероглифами 17 века,

письмо на коже,

восковая книга «Цера», камни, береста, пергамент, папирус, свитки, образцы

рукописных

книг.

Письменные принадлежности: заострённые деревянные

палочки,

бронзовое писало, птичьи перья,

уголь,

карандаши,

перьевые,

чернильные, шариковые ручки.

IV. «Буквы и Алфавиты».

Экспонаты:

старославянский

алфавит

«Глаголица

и

Кириллица»,

русский,

английский,

французский

алфавиты,

буквы,

сделанные

из

различенных

материалов (пластмассы, дерева, бумаги, ткани, магнитные), информационный

материал «Древнеславянская

азбука»,

«Русский алфавит»,

«Английский

алфавит», «Французский

алфавит»,

иллюстрации, фотографии и буклеты

стран ближнего и дальнего Зарубежья.

V. «Как, делают книги сегодня».

Экспонаты:

подборка

иллюстраций,

объясняющих

современный

процесс

производства

бумаги

(лесники

сажают

леса,

лесорубы

заготавливают

древесину, рабочие деревообрабатывающего и бумажного комбинатов, работа в

типографии), портреты авторов и иллюстраторов книг, различные типы и сорта

бумаги.

VI. «Книги бывают разные».

Экспонаты: разнообразные книги: с картинками и без картинок, взрослые и

детские, специализированные (словарь, учебники, энциклопедии), татарские и

таджикские, книга для слепых со шрифтом Брайля, книги разных форм и

размеров (малышки, гиганты),

книги, сделанные из различных материалов

(подушки, книги для купания, с различными вставками), кроссворды и ребусы

для детей, журналы «Кроссворды для детей».

VII. «Игры для детей».

«Почитай-ка», «Волшебный сундучок с загадками про буквы», «Мозаика букв»,

«Первые слова», «Речевое лото», «Азбука на кубиках», «Логические цепочки»,

«Найди

слово»,

«От

А

до

Я»,

«Ящик

ощущений»,

«Звонкий

-

глухой»,

«Кроссворды», «Ребусы».

VIII. «Библиотека».

Экспонаты:

портретами известных детских

писателей и поэтов, различная

научно – энциклопедическая и художественная литература, детская и взрослая

по теме мини – музея.

IX. «Уголок самостоятельной деятельности детей».

Материал в сундучке, позволяющий детям самостоятельно сделать книгу:

шаблоны – выкройки, лоскутки (ткани, замши и кожи), нитки, ножницы, бисер,

пуговицы, разных цветов и размеров, тесьма, шнурки, наклейки, украшения,

бумага, картон, мягкая проволока. А так же материал, для создания буквы на

бумаге,

манке,

песке,

-

это

пластилин,

магнитные

доски,

фасоль

и

горох,

восковые таблички, кусочки кожи, береста, пергамент, калька, различные виды

бумаги,

раскраски

с

буквами,

кроссворды

по

теме

мини

музея,

разнообразный материал для рисования (карандаши, краски, гуашь, чернила,

тушь, фломастеры, маркеры).

X. «Методические разработки»

Для педагогов ОУ и родителей: «Игры с буквами», «Физкультминутки на буквы

алфавита»,

«Весёлые

стихи

на

буквы

алфавита»,

«На

что

похожа

буква?»

(Приложение 3)

Формы работы в мини - музеи:

1.

Экскурсии в музей с целью знакомства с историей того или иного

предмета.

2.

Встречи: с родителями, работниками ближайшего социума.

3.

Конкурсы творческих рассказов.

4.

Выставки семейных рисунков, фотографий, работ по лепке, аппликации,

рисованию.

5.

Выставки по созданию тематики, из природного материала,

посвященный творчеству писателей.

6.

Викторины.

7.

Проведение праздников, развлечений.

8.

Сбор экспонатов, поисковая работа.

9.

Тематические вечера, образовательные ситуации.

10.Театрализованная деятельность.

Тематика, формы работы усложняются в зависимости от возраста.

Образовательные ситуации можно спланировать и проводить 1 раз в неделю.

Перспективный план работы

с детьми ЗПР старшего дошкольного возраста

по образовательным областям в рамках мини-музея «Книги»

Образователь

ные области

Цели, задачи

Методические приемы

Социально-

коммуникатив

ное развитие

Усвоение норм и

ценностей,

принятых

в

обществе.

Развитие

общения

и

взаимодействия ребёнка со

взрослыми и

сверстниками.

Формирование

готовности

к

совместной

д е я т е л ь н о с т и

с о

сверстниками,

формирование основ

безопасного поведения.

Б е с е д ы :

« О

б е р е ж н о м

отношении

к

книгам»,

«О

п р а в и л а х

п о в е д е н и я

в

библиотеке».

С юж е т н о - р о л е в ы е

и г р ы :

«Библиотека»,

«Маленькие

экскурсоводы»,

«Книжный

магазин».

Познавательн

ое

развитие

Развитие интересов детей,

л ю б о з н а т е л ь н о с т и

и

познавательной

мотивации.

Формирование

познавательных

действий,

становление

сознания.

Развитие

воображения

и

творче ской

а к т и в н о с т и .

Формирование

первичных

п р е д с т а в л е н и й

о

социокультурных

ценностях

н а ш е г о

н а р о д а ,

о б

отечественных

традициях,

многообразии

стран и народов мира.

Беседы: « О правилах чтения,

о

в р е д е

ч т е н и я

л ё ж а ,

в

темноте».

«Возникновение

письменности

у

славян»,

«Как

появилась

книга?»,

«Какие

книги

ты

любишь

больше

в с е г о ? » ,

«Какие бывают книги?», «Кто

т а к и е

п и с а т е л и » ,

« Э т о

интересно», «Для чего нужны

к н и г и » ,

« О т к уд а

а з б у к а

пришла», «От гусиного пера до

современной

а вт о р у ч к и » ,

«Говорящие книги», «Книги о

природе» и другие.

Образовательные

ситуации:

«История создания книги», «В

книжной стране».

Презентация «Письменность на

Руси».

Э к с к у р с и я

в

д е т с к у ю

библиотеку детского сада.

Рассматривание

разных

видов

книг, иллюстраций в книгах.

З н а к о м с т в о

с

р а з н ы м и

писателями,

литературными

жанрами.

Экспериментирование:

« Б у м а г а ,

е е

к а ч е с т в а

и

свойства».

Речевое

развитие

О б о г а щ е н и е

а к т и в н о г о

словаря.

Развитие

связной,

грамматически

правильной диалогической и

монологической речи.

Развитие речевого

творчества.

Знакомство

с

книжной

культурой, детской

литературой, понимание на

слух

текстов

различных

жанров детской

литературы.

«Моя

любимая

книга»

-

презентация

книг

на

основе

составления

творче ских

рассказов.

Составление

описательных

рассказов об экспонатах мини-

музея.

Ч т е н и е

л и т е р а т у р н ы х

произведений,

з ау ч и ва н и е

стихотворений,

пословиц

о

книге.

И г р ы - в и к т о р и н ы

с

и с п ол ь з о в а н и е м

И К Т

п о

п р о и з в е д е н и я м

д е т с к и х

писателей «Угадай сказку».

Художественн

ое

-эстетическое

развитие

Развитие

предпосылок

ценно стно-

смыслового

восприятия

и

понимания

художественной литературы,

фольклора. Стимулирование

сопереживания

персонажам художественных

произведений.

реализация

самостоятельной

творческой

деятельно сти

детей

«Мастерская для книг».

И з г о т о в л е н и е

к н и ж е к

-

малышек для сюжетно-ролевой

игры «Библиотека».

Изготовление

закладок

для

любимой книги.

Детское книгоиздательство.

Участие в сборе экспонатов и

о ф о р м л е н и и

м и н и - м у з е я

«Книги».

Рисование

иллюстраций

по

произведениям

д е т с к и х

писателей.

Драматизация сказок.

Физическое

развитие

Становление

ценностей

здорового

образа

жизни,

овладение его

элементарными нормами

и

п р а в и л а м и

п р и

Проведение

гимнастики для

глаз,

динамических пауз для

т р е н и р о в к и

з р и т е л ь н ы х

функций,

повышение

остроты

зрения.

формировании

поле зных

привычек.

Формы

работы с родителями в рамках мини-музея «Книги».

- Родительское собрание (Определение темы и названия музея, выбор

места для размещения, выбор инициативной группы).

-

К о н с у л ь т а ц и и :

« З н а ч и м о с т ь

д е т с к о г о

ч т е н и я »

«Как привить любовь к чтению книг?» и др.

- Сбор и изготовление экспонатов руками родителей для мини-музея

( береста, книги, церы, атрибуты для с/р игр и т.д.).

-

Анкетирование родителей (Приложение 2).

- Сотворчество детей и взрослых.

Критерии оценки результатов:

Мониторинг,

Выставка работ,

Открытые мероприятия.

В нашем

мини-музее

«Мир

книги»

собраны

сохранившиеся

в

семьях

старинные издания,

необычные книги (книжки-раскладушки, звучащие,

музыкальные книги и т. д.), огромный интересный материал

по истории

в о з н и к н о в е н и я

к н и г и

и

п и с ь м е н н о с т и .

Здесь можно познакомиться с портретами известных писателей XIX и XX

вв.: А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, А.Л. Барто, К. И. Чуковского, С. Я.

Маршака, и др., и с их биографиями.

Особый интерес у дошкольников вызвало создание экспозиции, в

которой собраны иллюстрации образцов самых первых книг –

каменные книги, пергамент, папирус, берестяные грамоты, глиняные

дощечки, а также «орудия труда» писателей. Здесь у нас собраны не

только гусиные перья, ручки и чернильницы. Из дома дети принесли

необычной формы и размера сувенирные карандаши, фломастеры.

Также мы включили в экспозицию пластилиновые и глиняные

пластины и деревянные зубочистки, уголь, чтобы дать детям

возможность самим попробовать написать что-нибудь, как когда-то

писали наши предки. Есть и старая пишущая машинка в рабочем

состоянии, дети также могут и печатать.

Имеется подборка художественной литературы, соответствующая

программе и возрастным особенностям детей. Здесь же находятся

настольные дидактические игры по знакомым произведениям. Есть

папка, где представлены книги и иллюстрации по изучаемой в течение

недели теме, картинки для составления рассказов. Эта папка находится

в свободном доступе для каждого ребенка. Выделено место для игр по

обучению грамоте: в нем есть буквы, схемы, материал для обучения

чтению, книги серии «Читаем сами», «Читаем по слогам».

Имеются атрибуты для сюжетно-ролевых игр соответствующей

тематики: «Библиотека», «Книжный магазин», «Больница для книг».

Также в книжном центре оформлена тематическая выставка по

произведениям К. И. Чуковского: книги, портрет писателя, стихи;

игрушки, макеты для обыгрывания эпизодов и запоминания текстов

автора; конспекты занятий, викторин, досугов.

Заключение

Создание мини-музея в группе способствует:

развитию

познавательных,

творческих

способностей

детей

и

родителей

в

совместной

деятельности,

достижению

высоких

результатов

в

освоении

детьми

знаний

по

образовательным

областям;

созданию

доброжелательной

среды

общения

между

детьми,

родителями и педагогами группы;

активизации

и

обогащению

педагогиче ских

знаний

о

инновационной технологии «Музейная педагогика».

Данные

методические

рекомендации

помогут

во спит ателям

коррекционных

и

общеобразовательных

групп усовершенствовать

образовательный процесс.

Список используемой литературы:

1.

Байдина

Е.А.

Мини-музей

в

ДОУ

как

средство

патриотического

воспитания» //Справочник старшего воспитателя. – 2013. - № 2. - С. 32-37.

2.Лысикова О.В. Музеи мира.- М.: Флинта: Наука. 2002.

3. Малюшова, Н. Здравствуй, музей [Текст] / Н. Малюшова // Дошкольное

воспитание. -2009. - N11. - С. 24-29

4.Пантелеева Л.В. Музей и дети. - М: Дом “Карапуз”, 2000.

5.Рыжова Н.А., Логинова Л.В. Данюкова А.И. Мини-музей в детском саду. – М.:

Линка-Пресс, Москва, 2008.

6. Трунова, М. Секреты музейной педагогики: из опыта работы // Дошкольное

воспитание. - 2006. - N 4. - С. 38-42.

7.

Чумалова,

Т.

Музейная

педагогика

для

дошкольников

//

Дошкольное

воспитание. - 2007. - N 10. - С. 44-50.

8. Чумалова, Т. Основные принципы музейной педагогики: путешествие на

машине времени // Дошкольное воспитание. - 2008. - N 3. - С. 58-63.

9.Федеральный

государственный

образовательный

стандарт

дошкольного

образования.

Приложение 1

Схема описания экспонатов в каталоге.

Рисунок (фотография) экспоната

Название экспоната: _________________________________________________

Дата

поступления:____________________________________________________

ФИО «дарителя» экспоната:__________________________________________

___________________________________________________________________

Краткая информация об экспонате:___________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Как использовать в работе с детьми:__________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Приложение 2

Анкета для родителей воспитанников

1.В каком из музеев вы бывали с ребёнком?

___________________________________________________________________

2.Как вы можете объяснить ребёнку, для чего существуют музеи?

___________________________________________________________________

3.О чём вы можете рассказать?

___________________________________________________________________

4.Есть ли в вашем доме вещи, представляющие интерес с точки зрения истории,

памяти?

___________________________________________________________________

5.Какие формы взаимодействия семьи и детского сада вы считаете наиболее

эффективными?

____________________________________________________________________

6.Приведёт ли сотрудничество семьи и детского сада к развитию интереса к

историческому

прошлому

своей

Родины

и

формированию

ценностных

ориентиров к экспонатам музея у детей?

____________________________________________________________________

7.Коллекционируете ли вы дома?

____________________________________________________________________

Приложение 3

Развивающие игры.

Общая цель игр, используемых при обучении чтению, формирование

умения узнавать графическое изображение звука и безошибочно называть букву.

Продолжительность игры не должна превышать 5-7 минут. Правильно

подобранные

развивающие

игры

помогают

раскрыть

потенциальные

возможности каждого ребёнка, от которых зависит успешность приобретения

знаний, умений и навыков.

Игра

должна

вызывать

только

положительные

эмоции.

Любые

надавливания,

угрозы,

«погонялки»

со

стороны

взрослого

недопустимы.

Правильно

подобранные

игры

для

обучения

дошкольников

чтению

делают

занятия содержательными, интересными и весёлыми.

Игры с буквами, написанными мелом на

доске

Э т а

г р у п п а

и г р

н е

н у ж д а е т с я

в

предварительной

подготовке.

Необходимы

лишь

цветной

мел

и

школьная

до ска,

желательно

зелёного

цвета.

(Доску

и

мел

могут заменить лист бумаги и фломастер.)

«Покажи быстро!»

Цель. Развивать быстроту реакции, навык работы с указкой.

На доске нарисованы знакомые детям буквы. Вызванный ребёнок берёт указку

и показывает буквы, которые называет педагог или другой ребёнок.

Если дошкольник хорошо знает буквы, его заинтересует скорость работы с

указкой.

«Напиши букву правильно».

Цель. Развивать память, координацию движений.

Два - четыре ребёнка, вызванных к доске одновременно, должны нарисовать

мелом названную взрослым букву.

Маленькая хитрость: среди этих детей обязательно должен быть хотя бы один

ребёнок, который очень хорошо знает все буквы.

«Подчеркни букву в слове».

Цель. Развивать внимание, координацию движений.

Педагог

записывает

на

доске

какое-либо

слово.

Дети

читают

это

слово,

а

вызванный ребёнок находит в нём и подчёркивает названную взрослым букву.

«Дорисуй букву».

Цель. Развивать мышление, воображение, память.

Перед игрой педагог повторяет с детьми знакомые им буквы.

Если дети не

узнают некоторые буквы, педагог записывает все изученные ранее буквы в

верхней части доски.

Взрослый рисует на доске две-три вертикальные палочки. Каждый вызванный

ребёнок мелом другого цвета пририсовывает к палочке элементы задуманной

им буквы и называет её.

Если дети изобразили одну и ту же букву, педагог привлекает их внимание к

буквам, записанным в верхней части доски, и предлагает дорисовать другие

буквы.

Далее

проводится

аналогичная

работа

с

палочками,

расположенными

на

доске

горизонтально и по диагонали.

«Стиралки».

Цель.

Развивать

внимание.

Дети

поочерёдно

называют

слова,

педагог

записывает

их

на

доске.

Затем

предлагает

вызванному

ребёнку

аккуратно

стереть

в

словах

определённую

букву

(«Сотри

все

буквы

Н»).

Ребёнок

выполняет задание. В игру поочерёдно вступают остальные дети и стирают в

словах другие названные буквы. Игра продолжается до тех пор, пока доска не

станет чистой.

«Волшебники».

Цель. Развивать мышление, сообразительность.

Педагог рисует на доске букву и предлагает превратить её в другую букву.

Чтобы

это

сделать,

ребёнок

добавляет

или

стирает

в

букве

какие-либо

элементы.

Превращения букв: А-Л; З-В; К-Ж; И – Й; Л-М

«Хлопушки - топотушки».

Цель. Развивать быстроту реакции, координацию движений.

На доске написано пять букв.

Педагог объясняет правила игры: если он

указывает указкой на букву А, нужно хлопнуть в ладоши, если на букву С -

топнуть, на букву К - поднять руки вверх и выполнить движение «фонарики»,

на букву Р - встать, на букву Я - закрыть лицо ладонями. Темп игры выбирает

взрослый.

«Необыкновенные звёзды».

Цель. Развивать координацию движений, навык работы с указкой.

На доске нарисованы звёзды из стрелок и букв.

Ребёнок ставит указку на точку и, ведя ею по стрелкам, называет буквы.

Если игра проводится с группой читающих детей, то буквы на концах стрелок

пишутся в такой последовательности, чтобы получилось слово.

«Какая буква лишняя?»

Цель. Развивать внимание, мышление.

На доске записаны ряды букв.

Л Л А Л

К К М К

Н Ч Ч Ч

м л м м

ю о ю ю

Педагог

поочерёдно

вызывает

детей

к

доске.

Каждый

ребёнок

зачёркивает

лишнюю букву в одном из рядов и называет её.

«Вычёркивалки».

Цель.

Развивать внимание, умение составлять из

букв слово.

Первый вариант: На доске записаны в ряд буквы -

АРДАНТНЫД

Педагог

вызывает

ребёнка,

предлагает

назвать

и

зачеркнуть буквы, которые встречаются два раза,

затем назвать оставшиеся буквы.

Второй вариант: На доске записаны ряды букв -

РДЖРЫСЖМС КЛСИЛНСО УПИЖЖЛУКАВВ. С

начала дети поочерёдно называют и зачёркивают в

каждом ряду буквы, которые встречаются два раза. Затем из оставшихся

букв составляют слова.

В первом ряду - «дым», во втором - «кино», в третьем - «пилка».

«Сколько в этом слове букв?»

Цель. Развивать внимание.

Педагог записывает на доске слова с повторяющимися буквами: крик, каша,

молоко, вата, торт, кукуруза, лилия, манна, дядя, дерево, болото, клюшка, кулак,

дождь,

вечер.

Потом

по

очереди

вызывает

детей

к

доске

достижений.

Вызванный

ребёнок

сначала

читает

слово,

а

затем

отвечает

на

вопрос:

«Сколько в слове «крик» букв К?» или «Какая буква два раза повторяется в

слове?

«Сотри неправильную букву».

Цель. Развивать внимание.

На доске написано несколько букв и их

зеркальное изображение. Ребёнок

зачёркивает или стирает неправильно написанные буквы.

«На что похожа буква?»

Цель.

Р а з в и в а т ь

п а м я т ь ,

в о о б р а ж е н и е .

Педагог пишет на доске букву, называет её и спрашивает, на что она похожа.

Дети предлагают варианты. (Буква А похожа на гору со снежной шапкой, на

шалаш, лесенку; Л - на дом со скамейкой, на корабль, старинную машину; Е - на

сломанную расчёску, М - на бабочку, жука, бантик; П - на табуретку, ворота,

планку

для

прыжков

в

высоту,

на

длинные

ноги

папы;

Р

-

на

флажок,

фонарь, плачущую девочку; Т - на зонтик, гриб, штангиста; У - на улитку, ветку

дерева; Ф - на сову, злого человека, стрекозу; Ш - на корабль с тремя парусами,

на три, Э - на сломанное колесо, на разинутый рот с высунутым языком.)

Педагог превращает букву в изображение названного предмета.

«Какая буква убежала из слова?»

Цель. Развивать внимание, умение из букв составлять слово.

Педагог записывает на доске слова с пропущенными буквами. Для детей пяти

лет - из трёх букв: С.Р Б.К ДО. УБ

Для детей шести лет - более длинные слова.

Дети поочерёдно вписывают в слова «убежавшие» буквы.

«Чем различаются буквы, и чем они похожи?»

Цель. Развивать мышление и речь.

Педагог записывает на доске группы из двух и трёх букв и спрашивает, чем

различаются буквы в каждой группе и чем они похожи.

А Н

В Ф

Е Ё

Б Р Ь

Ш Щ Ц

«Прочитай только своё слово».

Цель. Развивать внимание, сообразительность.

Педагог записывает на доске слова: сыр, йод, дым, лыжи, зуб, рак, торт, вес, ель,

игра, пол, кот, газ, оса. Затем поочерёдно вызывает детей к доске и даёт

задания: прочитать слово, которое начинается на букву 3; прочитать слово,

которое

заканчивается

на

букву

Р;

прочитать

слово,

которое

начинается

и

заканчивается на одну и ту же букву, и т.д.

В предложенных словах не должно быть двух слов, начинающихся на одну и ту

же букву; более двух слов, заканчивающихся на

одну и ту же букву.

Игры с буквами, написанными на карточках

«Угадай, какая буква».

Цель. Развивать сообразительность и быстроту

реакции.

Карточки с изученными буквами складываются

стопкой.

Верхняя

карточка

пустая.

Педагог

медленно

отодвигает

её,

открывая

букву,

написанную на следующей карточке. Дети соревнуются в том, кто первый

отгадает эту букву.

«Назови букву».

Цель. Развивать фонематический слух, расширять словарный запас.

Педагог выкладывает на столе карточки с буквами оборотной стороной вверх.

Ребёнок подходит к столу и берёт любую карточку так, чтобы остальные дети

не видели букву. Потом называет слово, которое начинается на эту букву. Дети

должны отгадать букву, которая написана на карточке.

Если ребёнок затрудняется назвать слово, педагог ему помогает.

«Найди пару».

Цель. Развивать память, мышление.

Педагог раскладывает на столе карточки из двух одинаковых наборов букв (по

10—15) оборотной стороной вверх. Ребёнок берёт две карточки. Если на них

разные буквы, он кладёт карточки на место и ход переходит к другому игроку.

Если на карточках одинаковые буквы - забирает их себе и берёт две другие

карточки. Во время игры ребёнок называет все буквы, которые видит.

Побеждает тот, кто наберёт больше всех карточек с одинаковыми буквами.

Вариант игры для детей 4-5 лет: карточки с буквами лежат изображением вверх.

«Угадай букву».

Цель. Развивать фонематический слух.

Педагог называет слово. Ребёнок выбирает из карточек ту, на которой написана

буква, с которой начинается (или заканчивается) это слово.

Игры с буквами на магнитах

«Какая буква пропала?»

Цель. Развивать зрительную память.

На магнитную доску выставляют четыре - шесть букв. Дети смотрят на доску,

затем закрывают глаза (или отворачиваются). Педагог убирает одну букву. Дети

определяют, какая буква исчезла.

«Разбросанные буквы».

Цель. Развивать мышление, учить узнавать букву в любом положении.

Дети закрывают глаза. Педагог располагает буквы произвольно (лёжа, «вверх

ногами» и т.п.) в нижней части магнитной доски. Ребёнок находит названную

педагогом букву и выставляет её в правильном положении в верхней части

доски. Игра продолжается до тех пор, пока все буквы не будут выставлены в

верхней части доски в правильном положении.

«О какой букве я говорю?»

Цель. Развивать внимание.

На магнитной доске выложено несколько букв.

Педагог

поочерёдно

даёт

описание

каждой,

например:

«Эта

буква

стоит

на

длинной

палочке. У неё есть два кружочка: один справа,

другой слева». Если ребёнок правильно назвал

букву, педагог снимает её с доски. Ведущим в

игре может быть ребёнок.

«Вы согласны или нет?»

Цель. Развивать речь, умение отстаивать своё мнение.

Педагог выставляет на доску букву, например К, и говорит: «Дети, это буква К.

Вы согласны?» (Да.) Затем выставляет другую букву, например Н, и говорит: «А

это буква В. Вы согласны? (Нет.) А как же называется эта буква?». Педагог

выставляет на доску другую букву, например Ш, ускоряет темп игры или

вступает с детьми в спор: «Я знаю, это буква Е. У неё есть палочка, которая

стоит, и три палочки, которые лежат. Разве это не такая буква? (Нет, у неё три

палочки стоят, а одна лежит.) Как же называется эта буква? (Ш.)

«Составь слово».

Цель. Формировать слоговое чтение.

Двое-трое детей на магнитной доске составляют из букв сначала слоги, затем

слова, которые обязательно прочитывают. Педагог может сам составить слово,

но с пропущенной буквой. Например:

З.Б

Л.НА

К.Т

МЫ. КА

Ребёнок вставляет пропущенную букву и читает слово.

Другие игры с буквами

«Пластмассовый конструктор».

Цель. Развивать мелкую моторику рук, воображение.

Если дети не знакомы с пластмассовым конструктором, педагог показывает, как

им

правильно

пользоваться.

Затем

даёт

задание

-

собрать

из

конструктора

буквы. Для четырёхлетних детей: А, Г, П, Е, И, Л, Н, О, С, Т, У.

Для пятилетних детей: В, Б, К, М, Р, X, Ч, Ш.

Для шестилетних детей: Д, Ж, Ф, Ц, Щ, Ъ, ь 3, Ю, Я.

Детям шести лет можно дать и такое задание: «Попробуйте придумать свою

букву (или букву, которой не существует). Дайте её название».

«Мозаика».

Цель.

Развивать

сенсорное

внимание,

воображение,

умение

различать

основные цвета.

Педагог предлагает каждому ребёнку выложить из мелких деталей мозаики

определенную букву. Предупреждает, что буква должна быть какого-то одного

цвета. Младшие дети выкладывают графически несложные буквы, старшие -

более сложные.

«Счётные палочки».

Цель. Развивать память, мышление, воображение.

Педагог называет буквы, дети выкладывает их из

палочек. Взрослый обращает внимание детей на

разные

способы

выкладывания

одной

и

той

же

буквы. Например:

«Кубики с буквами».

Цель.

Продолжать

учить

слоговому

чтению,

развивать память.

Дети

поочерёдно

вынимают

из

мешочка

по

одному

кубику

и

называют

нарисованные на нём буквы (или находят названную педагогом). Потом они

составляют из этих букв слоги или слова и прочитывают их.

«Разрезные буквы».

Цель. Развивать память, мышление.

Взрослый заранее пишет 15 букв на картонных карточках (4x5 см). Далее

разрезает каждую карточку по диагонали, вертикали или горизонтали на две

части

и

складывает

полученные

детали

в

один

конверт.

Ребёнок

получает

конверт, выкладывает эти детали на стол, собирает буквы и называет их.

Эту сложную игру следует проводить с детьми 6-7лет.

«Цветная проволока».

Цель. Развивать воображение, мелкую моторику рук.

Педагог раздаёт детям куски мягкой цветной проволоки (20-30 см) и предлагает

сделать из них буквы: Л, П, Р, Г, С, Б, В, 3, И, М, У, Ц, Ч, Ш, Щ, Ъ.

Во время игры взрослый внимательно следит за дисциплиной, чтобы избежать

возможного травматизма.

«Шнурки».

Цель. Развивать воображение, мелкую моторику рук.

Педагог раздаёт детям по одному цветному шнурку (20-30 см) и предлагает

выложить на столе буквы.

Для букв Ю Ы Щ Ж Д Ф Й понадобится три шнурка.

«Живая азбука».

Цель. Развивать двигательную активность, воображение.

Педагог предлагает каждому ребёнку «оживить» одну из букв: Г, 0, Т, Р, У, К, Е,

3, X, Ъ, Ф, В, Л, Э, Я, Ч, С, Ь.

Дети пытаются изобразить буквы любыми способами: с помощью жестов, поз и

т.д.

Затем педагог предлагает детям разбиться на пары или тройки и, используя

гимнастическую палку, показать буквы Ц, Ш, Щ, Ы, Д, Ж, М, И, Ю.

Взрослый не помогает и не подсказывает.

«Мимика».

Цель. Развивать внимание и сообразительность.

Педагог в пол голоса произносит звуки (а, о, у, и, ы, э, б, в, г, д, з, к, л, м, р, п, х).

Дети отгадывают звук и называют соответствующую букву. В игре можно

использовать

карточки

с

буквами:

дети

называют

букву,

соответствующую

звуку, который «произносит» педагог, и показывают её на карточке.



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники