Напоминание

"Экспериментальная деятельность в ДОУ"


Автор: Большакова Анжела Сергеевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад общеразвивающего вида № 4"
Населённый пункт: город Сергиев Посад, Московская область
Наименование материала: Деловая игра "Педагогический пробег"
Тема: "Экспериментальная деятельность в ДОУ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Деловая игра «Педагогический пробег»

по теме: «Экспериментальная деятельность в ДОУ»

Большакова Анжела Сергеевна

старший воспитатель 1 квалификационной категории

Цель: повышение

уровня профессиональной

компетентности педагогов

ДОУ

в сфере познавательного развития детей путём организации эксперимен-

тальной деятельности.

Задачи:

привлечь внимание педагогов к рассматриваемой проблеме, повысить их

активность, побудить размышлять, анализировать;

оживить в памяти, уточнить и закрепить знания педагогов об организации

экспериментальной деятельности в детском саду.

способствовать развитию педагогического мышления, создать благоприят-

ную атмосферу для творческой работы участников педагогического пробега.

Материал: четыре карточки А, Б, В, Г с заданиями; перфокарты с заданиями

и вариантами ответов на каждого участника; два мольберта, маркеры, красные и

синие круги по кол-ву участников, призы; наборы предметов для проведения опы-

тов:

1 – две пол-литровые банки, одну литровую банку, 1.5 литровую бутылку с

водой, 3 яйца, соль, ложка;

2 -соломинка для коктейля, один стакан с водой, один стакан пустой.

Ход мероприятия

1. Вступительная часть

Старший воспитатель сообщает педагогам тему и цель «Педагогического

пробега».

Участники делятся на две команды.

Для этого при входе в зал педагогам предлагается выбрать круг из ряда

предложенных, затем перевернуть его и посмотреть, какого он цвета (красного

или синего). Педагоги с кругами одинакового цвета объединяются в команду, при-

думывают ей название, выбирают капитана.

2. Станция «Разминка»

Участникам «пробега» предлагается ответить на следующие вопросы:

1. Сформулируйте цель, которую ставит перед собой педагог, организующий

детскую экспериментальную деятельность?

2. Какие задачи решаются в ходе детского экспериментирования?

3. По каким признакам классифицируются эксперименты?

3. Станция «Объяснялки»

Командам предлагается выбрать карточку с определениями, значение которых

следует объяснить.

Карточка А.

Познавательно-исследовательская деятельность

Наблюдение

Опыт

Карточка Б.

Экспериментирование

Исследование

Лаборатория

4. Станция «Раздумье»

Капитаны выбирают для своих команд карточки с заданиями.

Карточка В. Определить последовательность действий при подготовке экспе-

риментирования – расставить соответствующие цифры (приложение).

Карточка Г. Определить последовательность действий при проведении экспе-

римента – расставить соответствующие цифры (приложение).

После выполнения этого и последующих заданий осуществляется проверка

выполнения задания: старший воспитатель зачитывает задание, уточняет ответы

участников (капитанов команд), даёт разъяснения в случае получения неправиль-

ных ответов, привлекая к этому педагогов.

4. Станция «Физкультминутка»

5. Станция «Экспериментальный калейдоскоп»

Команды получают перфокарты с заданиями и варианты ответов. Необходимо

2

выбрать правильный ответ.

Вопросы (ситуации)

Варианты ответов

Проверка

1

По характеру мыслитель-

ных операций эксперимен-

ты классифицируются на:

а) запланированные

б) индивидуальные

в) обобщающие

г) сравнительные

д) кратковременные

е) констатирующие

ж) однократные

в, г, е

2

Констатирующий экспери-

мент – это…

а) эксперимент, в котором прослежи-

ваются общие закономерности про-

цесса, изучаемого ранее по отдель-

ным этапам;

б) позволяющий увидеть какое-то

одно состояние объекта или одно яв-

ление;

в) позволяющий отметить изменения

в состоянии объекта

б

3

По характеру познаватель-

ной деятельности экспери-

менты бывают:

а) иллюстративные

б) фронтальные

в) поисковые

г) повторные

д) решение экспериментальных задач

е) обобщающие

ж) многократные

а, в, д

4

Распределите по возраст-

ным группам стадии фор-

мирования навыков реги-

страции результатов наблю-

дений:

1. Использование готовых

фотографий, картинок.

2. Схематические зарисов-

ки воспитателем.

3. Привлечение отдельных

а) младшая группа: ………

б) средняя группа: ………

в) старшая группа: ………

г) подготовительная к школе группа:

………

а): 1

б): 2, 3

в): 4

г): 4, 5

3

детей, хорошо справляю-

щихся с необходимыми

операциями.

4. Заполнение календарей и

дневников всеми детьми по

очереди.

5. Заполнение индивиду-

альных календарей под ру-

ководством воспитателя.

5

При каких способах фикса-

ции наблюдений использу-

ют приём классификации

а) ментальных;

б) графических;

в) практических

а

6. Станция «Проведи опыт»

Каждой команде предлагается по несколько предметов для организации экс-

перимента (набор предметов выбирается с помощью жеребьёвки).

Нужно подумать, какой опыт можно организовать с их использованием.

Сформулировать цель, составить план проведения и опыта и представить его пе-

дагогам.

1 - две пол-литровые банки, одну литровую банку, 1.5 литровую бутылку с во-

дой, 3 яйца, соль, ложка (приложение)

2 – соломинка для коктейля, один стакан с водой, один стакан пустой.

7. Станция «Мозговая атака»

Командам предлагается сформулировать правила безопасного поведения во

время экспериментов для детей и составить их схематичные изображения.

Задание выполняется на мольбертах.

8. Подведение итогов.

Старший воспитатель сообщает участникам о результатах «Педагогического

пробега», награждает победившую команду, а также самых активных педагогов

Приложение

Карточка В

4

Алгоритм подготовки

занятия-экспериментирования

Выбор и подготовка пособий и оборудования с учётом сезона, возраста детей,

изучаемой темы.

Выбор объекта исследования.

Определение типа, вида и тематики занятия-экспериментирования.

Предварительная работа (экскурсии, наблюдения, беседы, чтение, рассматри-

вание иллюстративных материалов, зарисовки отдельных явлений, фактов и пр.)

по изучению теории вопроса.

Выбор цели, задач работы с детьми (как правило, это познавательные, разви-

вающие, воспитательные задачи).

Обобщение результатов наблюдений в различных формах (дневники наблю-

дений, коллажи, мнемотаблицы, фотографии, пиктограммы, рассказы, рисунки и

пр.) с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам иссле-

дования.

Закрепление правил безопасности.

Уточнение, каким будем эксперимент - кратковременным или долговремен-

ным.

Прогнозирование результата.

Карточка Г

Структура занятия-экспериментирования

Распределение

детей

на

подгруппы,

выбор

ведущих,

капитанов

(лидеров

группы), помогающих организовать работу сверстников, комментирующих ход и

результаты совместной деятельности детей в группах (старший дошкольный воз-

раст).

Постановка исследовательской задачи (при педагогической поддержке в ран-

нем, младшем, среднем дошкольном возрасте, самостоятельно в старшем до-

школьном возрасте).

Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления

экспериментирования.

5

Прогнозирование результата (старший дошкольный возраст).

Наблюдение результатов эксперимента.

Выполнение эксперимента (под руководством воспитателя).

Формулировка выводов (при педагогической поддержке в раннем и младшем

дошкольном возрасте, самостоятельно в среднем и старшем дошкольном воз-

расте).

Фиксирование результатов эксперимента.

Опыты

№1 "Подводная лодка"

Цель: доказать, что соленая вода плотнее пресной, она выталкивает предме-

ты, которые тонут в пресной воде.

Материалы: 2 пол-литровые банки, одну литровую банку, 1.5 литровую бу-

тылку с водой, 3 яйца, соль, ложка.

Задание: Показать три действия с яйцом.

1.Яйцо утонуло

2.Яйцо всплыло

3.Яйцо плавает

Ход:

Возьмите 3 банки: две пол-литровые и одну литровую. Одну банку наполните

чистой водой и опустите в нее сырое яйцо. Оно утонет.

Во вторую банку налейте крепкий раствор поваренной соли (2 столовые лож-

ки на 0,5 л воды). Опустите туда второе яйцо - оно будет плавать. Это объясняется

тем, что соленая вода тяжелее, поэтому и плавать в море легче, чем в реке.

А теперь положите на дно литровой банки яйцо. Постепенно подливая по

очереди воду из обеих маленьких банок, можно получить такой раствор, в котором

яйцо не будет ни всплывать, ни тонуть. Оно будет держаться, как подвешенное,

посреди раствора.

№ 2 «Соломинка - пипетка»

6

Материалы: соломинка для коктейля, один стакан с водой, один стакан пу-

стой.

Цель: показать принцип работы пипетки.

Задание: Как перенести воду из одного стакана в другой, только с помощью

соломинки?

Ход: Поставим рядом два стакана: один – с водой, другой – пустой. Опу -

стим соломинку в воду. Зажмём указательным пальцем соломинку сверху и пере-

несём к пустому стакану. Снимем палец с соломинки - вода вытечет в пустой ста-

кан. Проделав то же самое несколько раз, мы сможем перенести всю воду из од-

ного стакана в другой.

7



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники