Автор: Большакова Анжела Сергеевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад общеразвивающего вида № 4"
Населённый пункт: город Сергиев Посад, Московская область
Наименование материала: Деловая игра "Педагогический пробег"
Тема: "Экспериментальная деятельность в ДОУ"
Раздел: дошкольное образование
Деловая игра «Педагогический пробег»
по теме: «Экспериментальная деятельность в ДОУ»
Большакова Анжела Сергеевна
старший воспитатель 1 квалификационной категории
Цель: повышение
уровня профессиональной
компетентности педагогов
ДОУ
в сфере познавательного развития детей путём организации эксперимен-
тальной деятельности.
Задачи:
привлечь внимание педагогов к рассматриваемой проблеме, повысить их
активность, побудить размышлять, анализировать;
оживить в памяти, уточнить и закрепить знания педагогов об организации
экспериментальной деятельности в детском саду.
способствовать развитию педагогического мышления, создать благоприят-
ную атмосферу для творческой работы участников педагогического пробега.
Материал: четыре карточки А, Б, В, Г с заданиями; перфокарты с заданиями
и вариантами ответов на каждого участника; два мольберта, маркеры, красные и
синие круги по кол-ву участников, призы; наборы предметов для проведения опы-
тов:
1 – две пол-литровые банки, одну литровую банку, 1.5 литровую бутылку с
водой, 3 яйца, соль, ложка;
2 -соломинка для коктейля, один стакан с водой, один стакан пустой.
Ход мероприятия
1. Вступительная часть
Старший воспитатель сообщает педагогам тему и цель «Педагогического
пробега».
Участники делятся на две команды.
Для этого при входе в зал педагогам предлагается выбрать круг из ряда
предложенных, затем перевернуть его и посмотреть, какого он цвета (красного
или синего). Педагоги с кругами одинакового цвета объединяются в команду, при-
думывают ей название, выбирают капитана.
2. Станция «Разминка»
Участникам «пробега» предлагается ответить на следующие вопросы:
1. Сформулируйте цель, которую ставит перед собой педагог, организующий
детскую экспериментальную деятельность?
2. Какие задачи решаются в ходе детского экспериментирования?
3. По каким признакам классифицируются эксперименты?
3. Станция «Объяснялки»
Командам предлагается выбрать карточку с определениями, значение которых
следует объяснить.
Карточка А.
Познавательно-исследовательская деятельность
Наблюдение
Опыт
Карточка Б.
Экспериментирование
Исследование
Лаборатория
4. Станция «Раздумье»
Капитаны выбирают для своих команд карточки с заданиями.
Карточка В. Определить последовательность действий при подготовке экспе-
риментирования – расставить соответствующие цифры (приложение).
Карточка Г. Определить последовательность действий при проведении экспе-
римента – расставить соответствующие цифры (приложение).
После выполнения этого и последующих заданий осуществляется проверка
выполнения задания: старший воспитатель зачитывает задание, уточняет ответы
участников (капитанов команд), даёт разъяснения в случае получения неправиль-
ных ответов, привлекая к этому педагогов.
4. Станция «Физкультминутка»
5. Станция «Экспериментальный калейдоскоп»
Команды получают перфокарты с заданиями и варианты ответов. Необходимо
2
выбрать правильный ответ.
№
Вопросы (ситуации)
Варианты ответов
Проверка
1
По характеру мыслитель-
ных операций эксперимен-
ты классифицируются на:
а) запланированные
б) индивидуальные
в) обобщающие
г) сравнительные
д) кратковременные
е) констатирующие
ж) однократные
в, г, е
2
Констатирующий экспери-
мент – это…
а) эксперимент, в котором прослежи-
ваются общие закономерности про-
цесса, изучаемого ранее по отдель-
ным этапам;
б) позволяющий увидеть какое-то
одно состояние объекта или одно яв-
ление;
в) позволяющий отметить изменения
в состоянии объекта
б
3
По характеру познаватель-
ной деятельности экспери-
менты бывают:
а) иллюстративные
б) фронтальные
в) поисковые
г) повторные
д) решение экспериментальных задач
е) обобщающие
ж) многократные
а, в, д
4
Распределите по возраст-
ным группам стадии фор-
мирования навыков реги-
страции результатов наблю-
дений:
1. Использование готовых
фотографий, картинок.
2. Схематические зарисов-
ки воспитателем.
3. Привлечение отдельных
а) младшая группа: ………
б) средняя группа: ………
в) старшая группа: ………
г) подготовительная к школе группа:
………
а): 1
б): 2, 3
в): 4
г): 4, 5
3
детей, хорошо справляю-
щихся с необходимыми
операциями.
4. Заполнение календарей и
дневников всеми детьми по
очереди.
5. Заполнение индивиду-
альных календарей под ру-
ководством воспитателя.
5
При каких способах фикса-
ции наблюдений использу-
ют приём классификации
а) ментальных;
б) графических;
в) практических
а
6. Станция «Проведи опыт»
Каждой команде предлагается по несколько предметов для организации экс-
перимента (набор предметов выбирается с помощью жеребьёвки).
Нужно подумать, какой опыт можно организовать с их использованием.
Сформулировать цель, составить план проведения и опыта и представить его пе-
дагогам.
1 - две пол-литровые банки, одну литровую банку, 1.5 литровую бутылку с во-
дой, 3 яйца, соль, ложка (приложение)
2 – соломинка для коктейля, один стакан с водой, один стакан пустой.
7. Станция «Мозговая атака»
Командам предлагается сформулировать правила безопасного поведения во
время экспериментов для детей и составить их схематичные изображения.
Задание выполняется на мольбертах.
8. Подведение итогов.
Старший воспитатель сообщает участникам о результатах «Педагогического
пробега», награждает победившую команду, а также самых активных педагогов
Приложение
Карточка В
4
Алгоритм подготовки
занятия-экспериментирования
Выбор и подготовка пособий и оборудования с учётом сезона, возраста детей,
изучаемой темы.
Выбор объекта исследования.
Определение типа, вида и тематики занятия-экспериментирования.
Предварительная работа (экскурсии, наблюдения, беседы, чтение, рассматри-
вание иллюстративных материалов, зарисовки отдельных явлений, фактов и пр.)
по изучению теории вопроса.
Выбор цели, задач работы с детьми (как правило, это познавательные, разви-
вающие, воспитательные задачи).
Обобщение результатов наблюдений в различных формах (дневники наблю-
дений, коллажи, мнемотаблицы, фотографии, пиктограммы, рассказы, рисунки и
пр.) с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам иссле-
дования.
Закрепление правил безопасности.
Уточнение, каким будем эксперимент - кратковременным или долговремен-
ным.
Прогнозирование результата.
Карточка Г
Структура занятия-экспериментирования
Распределение
детей
на
подгруппы,
выбор
ведущих,
капитанов
(лидеров
группы), помогающих организовать работу сверстников, комментирующих ход и
результаты совместной деятельности детей в группах (старший дошкольный воз-
раст).
Постановка исследовательской задачи (при педагогической поддержке в ран-
нем, младшем, среднем дошкольном возрасте, самостоятельно в старшем до-
школьном возрасте).
Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления
экспериментирования.
5
Прогнозирование результата (старший дошкольный возраст).
Наблюдение результатов эксперимента.
Выполнение эксперимента (под руководством воспитателя).
Формулировка выводов (при педагогической поддержке в раннем и младшем
дошкольном возрасте, самостоятельно в среднем и старшем дошкольном воз-
расте).
Фиксирование результатов эксперимента.
Опыты
№1 "Подводная лодка"
Цель: доказать, что соленая вода плотнее пресной, она выталкивает предме-
ты, которые тонут в пресной воде.
Материалы: 2 пол-литровые банки, одну литровую банку, 1.5 литровую бу-
тылку с водой, 3 яйца, соль, ложка.
Задание: Показать три действия с яйцом.
1.Яйцо утонуло
2.Яйцо всплыло
3.Яйцо плавает
Ход:
Возьмите 3 банки: две пол-литровые и одну литровую. Одну банку наполните
чистой водой и опустите в нее сырое яйцо. Оно утонет.
Во вторую банку налейте крепкий раствор поваренной соли (2 столовые лож-
ки на 0,5 л воды). Опустите туда второе яйцо - оно будет плавать. Это объясняется
тем, что соленая вода тяжелее, поэтому и плавать в море легче, чем в реке.
А теперь положите на дно литровой банки яйцо. Постепенно подливая по
очереди воду из обеих маленьких банок, можно получить такой раствор, в котором
яйцо не будет ни всплывать, ни тонуть. Оно будет держаться, как подвешенное,
посреди раствора.
№ 2 «Соломинка - пипетка»
6
Материалы: соломинка для коктейля, один стакан с водой, один стакан пу-
стой.
Цель: показать принцип работы пипетки.
Задание: Как перенести воду из одного стакана в другой, только с помощью
соломинки?
Ход: Поставим рядом два стакана: один – с водой, другой – пустой. Опу -
стим соломинку в воду. Зажмём указательным пальцем соломинку сверху и пере-
несём к пустому стакану. Снимем палец с соломинки - вода вытечет в пустой ста-
кан. Проделав то же самое несколько раз, мы сможем перенести всю воду из од-
ного стакана в другой.
7