Напоминание

Открытый урок."Тема предательства и прощения в искусстве." (На примере картины Леонардо да Винчи «Тайная вечеря»).


Автор: Плиева Лали Андреевна
Должность: учитель истории
Учебное заведение: МБОУ СОШ №43
Населённый пункт: гор.Владикавказ Республика Северная Осетия
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Открытый урок."Тема предательства и прощения в искусстве." (На примере картины Леонардо да Винчи «Тайная вечеря»).
Раздел: полное образование





Назад




Тема предательства и прощения в искусстве

.

(На примере картины Леонардо да Винчи «Тайная вечеря»).

Автор урока: Плиева Л.А., МБОУ СОШ № 43

Урок разработан для учащихся 10-х классов в рамках темы курса МХК

«Культура эпохи Возрождения». Также может быть использован на уроках

истории в разделе «Культура».

Информационно-методическая карта урока

Цель: развитие у учащихся способности к эмоционально-личностному

восприятию, осмыслению и анализу особенностей живописи итальянского

Возрождения.

Художественно-педагогическая идея урока: путем созерцания живописи

итальянского Возрождения прийти к пониманию идеи нравственной и

эстетической уникальности ренессансного человека, которому соответствует

гуманизм самой эпохи Возрождения.

Задача урока:

1)

Познакомить с одним из самых значительных, зрелых, философских

произведений Леонардо.

2)

Создать условия для восприятия данного библейского произведения

Леонардо, для понимания идеи нравственной и этической уникальности

человека, а также способности к эмоционально-личностному

проживанию изучаемого произведения искусства.

3) Создать ситуацию, раскрывающую произведение искусства как

нравственный ориентир в поведении и общении людей; развивающую у

учащихся способность к эмоционально-личностному проживанию

изучаемого произведения искусства, а также умение анализировать,

систематизировать и критически осмысливать материал;

4)Постижение мировоззренческих акцентов итальянского гуманизма,

воплощенных в философских трактатах и памятниках искусства.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Цели урока:

1.

Обучающая:

- приобщение к искусству живописи, литературы, кино;

- развития зрительной, визуальной культуры;

- познание через актуализацию личного нравственного опыта;

- ознакомление учащихся с вершинами художественного творчества эпохи

Возрождения, с личностью великого гения Леонардо да Винчи;

2.

Воспитательная:

- воспитание художественно-эстетического вкуса

1

- выработка устойчивой потребности общения с произведениями мировой

художественной культуры и умение находить в них духовно-ценностные

ориентиры.

3.

Развивающая:

- развивать информационные, коммуникативные компетенции учащихся.

- развивать слуховое и зрительное восприятие

- развивать чувства, эмоции, образно-ассоциативное мышление

- умение осмысливать учебный материал и аргументировать свою точку

зрения на какое – либо явление или событие.

По окончании изучения темы в целом:

- формирование умений самостоятельно и критически работать с

искусствоведческим материалом;

- создание условий для проявления познавательной активности

учащихся;

придать уроку проблемно – творческий характер, что отвечает

личностным потребностям учащихся;

- организация рефлексии учащихся по поводу услышанного и

сказанного ими на уроке, предоставление им возможности оценить свою

роль в выполнении задания.

Методические приемы: рассказ учителя, сопоставление, работа с терминами,

выявление позиции учеников, диалог «учитель – ученик», «ученик – ученик»,

применение мультимедийных технологий, контроль качества знаний.

Экология урока: создание доверительной, доброжелательной обстановки на

уроке, обеспечение загруженности всех учащихся, подведение к ощущению

радости от успешной работы и от узнавания нового.

В целом урок подготовлен для решения задач личностного развития

учащихся, обеспечивает их продвижение в усвоении и развитии знаний; урок

отвечает принципам индивидуального личностного подхода, когда ученики

чувствуют себя соавторами, проявляют активность, ответственность, умение

делать выбор, участвовать в диалоге и отстаивать свою позицию; учителем

используется стратегия сотрудничества, педагогической поддержки

учащихся.

Этот урок был завершающим в цикле уроков, на которых изучалась эпоха

Возрождения. В данном случае использовался педагогический модуль по

указанной теме, лекция – «Титаны эпохи Возрождения»;

-

поисковая деятельность: «Возвышенное и низменное в искусстве»,

начальный этап подготовки сообщений по теме;

-

семинар - доклады на означенную тему;

-

интегрированный урок (обобщающий) – «Творчество Леонардо да

Винчи»;

-

урок – диагностика с элементами компьютерного тестирования.

2

На этих уроках использовались различные технологии, в частности, на

уроке

по

теме

«Титаны

эпохи

возрождения»

использовались

мультимедийные технологии (презентация), на уроке «Возвышенное и

низменное

в

искусстве»

использовались

фрагменты

фильма

Мартина

Скорсезе «Последнее искушение Христа» и т. д., но

одной из главных

целей

было

формирование

ключевых компетенций учеников наряду с

предметными.

Урок

разработан

в

рамках

темы «Культура

эпохи

Возрождения»

и

проводится в форме урока - диалога, на котором важное место отводится

художественно-исследовательской

деятельности

школьников

в

виде

самостоятельной

подготовки

материалов

к

уроку,

чтения

ими

публицистических,

литературных произведений, отрывков из дневников

Леонардо да Винчи.

Композиция: вступление, 3 условных темы - страницы, каждая из которых

раскрывает одну из сторон таланта Леонардо да Винчи. В первой

Леонардо предстает как великий ученый, предвосхитившей свое время, во

второй дан анализ женских образов, в третьей анализируется фреска

«Тайная вечеря».

Методы обучения:

а) эмоционально-образное погружение;

б) активизация восприятия, воображения и творческого мышления;

в) создание ситуаций творческого поиска.

Формы обучения:

Сочетание групповой и индивидуальной творческой и поисковой

деятельности.

Тип урока: комбинированный

Форма урока: модульный урок

Эмоционально-смысловые эпиграфы урока:

- «Живопись позволяет увидеть предметы такими, какими были они

однажды, когда на них глядели с любовью». П. Валери;

«Тебе дана возможность пасть до степени животного, но также и

возможность подняться до степени существа богоподобного – исключительно

благодаря твоей внутренней воле…»Пико дела Мирандола; «Иногда

молчание бывает выразительней всяких речей».Шарль Луи Монтескье.

Ход урока:

I. Сообщение темы урока: «Тема предательства и прощения в искусстве»,

цели урока и способов деятельности.

3

Слово учителя:

«Я создал тебя существом не небесным, но не только земным, не

смертным, но не бессмертным, чтобы ты, чуждый стеснений, сам себе

сделался творцом и сам выковал окончательно свой образ. Тебе дана

возможность пасть до степени животного, но также и возможность подняться

до степени существа богоподобного – исключительно благодаря твоей

внутренней воле…» - так говорил Бог Адаму в трактате итальянского

гуманиста Пико делла Мирандола «О достоинстве человека».

- Какое слово является ключевым в данном тексте?

Необходимый ответ: в центр Мира.

- Каким же Бог создал человека, по мнению флорентийского философа?

Необходимый ответ: свободным и славным мастером, который создает себе

тот образ, который сам предпочитает.

Рассуждения и ответы учащихся.

Возможны дискуссионные высказывания и примеры из современной жизни.

Учитель: В словах Мирандолы сжат духовный опыт эпохи Возрождения,

выражен сдвиг в сознании, который эпоха совершила. Какие ассоциации

возникают при слове «Эпоха Возрождения»?

Демонстрация видеоряда.

Вспоминаются лица. Лица крупным планом, высветленные, отчеканенные

с чёткостью медали, иногда замечательно красивые, иногда неправильные, но

всегда значительные. Непохожие одно на другое, но имеющие нечто общее;

очень индивидуальные, но внутренне до конца нераскрытые и поэтому

немного таинственные. И если все же искусство Возрождения ассоциируется

с особым типом лица человеческого, то это, может быть, потому, что в основе

всех его новаторских открытий лежит открытие личности. - Осознание её

достоинства и ценности, возможностей, о которых образно говорит Пико

делла Мирандола.

- Итак, что это за мир – эпоха Возрождения? Каким его видите Вы?

-размышления и ответы учащихся.

4

- В чем заключается духовный опыт эпохи Возрождения, тот сдвиг в

сознании людей, который она совершила?

Возможны

дискуссионные

высказывания

и

примеры

из

нашей

действительности.

Предполагаемые ответы:

- Это был величайший прогрессивный переворот… Это была эпоха,

которая нуждалась в титанах и породила титанов по силе мысли,

страстности и характеру, многосторонности и учености.

(из работы Ф.Энгельса»)

Одним из таких титанов и был Леонардо да Винчи.

Кого мы называем титаном?

-«Титан – выдающийся человек, деятель исключительного масштаба, ума,

таланта; человек огромных творческих возможностей, создавшей что-либо

великое».

- Согласны ли вы с утверждением Р, Уоллэйса «Леонардо – источник

мудрости»?

Сообщения учащихся:

А) Сообщение о Леонардо да Винчи.

Б) Чтение письма Леонардо герцогу Лодовико Моро.

В) Чтение стихотворения Д. Мережковского:

О, Винчи, ты во всем – единый:

Ты победил старинный плен.

Какою мудростью змеиной

Твой страшный лик запечатлен!

Пророк, иль демон, иль кудесник,

Загадку вечную храня,

О, Леонардо, ты – предвестник

Еще неведомого дня.

И у тебя во мгле иконы

С улыбкой Сфинкса смотрят вдаль

Полуязыческие жены, -

И не безгрешна их печаль.

Ко всем земным страстям бесстрастный,

Таким останется навек –

Богов презревший, самовластный,

Богоподобный человек.

II. Женские образы в творчестве Леонардо да Винчи.

- Живопись позволяет увидеть предметы такими, какими были

они однажды, когда на них глядели с любовью. П. Валери

Ответы учащихся: (по заранее подготовленной презентации).

5

EMBED

PowerPoint.Slide.12

А) Мадонна Бенуа.

Б) Мадонна Литта.

В) Мадонна в гроте.

Г) Джоконда

Иногда молчание бывает выразительней всяких речей.

Шарль Луи Монтескье

Учитель:

В истории мирового искусства есть произведения, наделенные особым

значением и смыслом. Это произведения, которые важны нам для понимания

высших ценностей нашей жизни и бытия. Таковой является монументальная

роспись Леонардо «Тайная вечеря» - одно из самых значительных, зрелых,

философских произведений Леонардо.

Веками тема «Тайной вечери» привлекала внимание христианских

художников. Самыми известными были Дюрер, Доре, Луикен, Рафаэль,

Пуссен, Джотто, Николай Ге, Дали, Мария Мицкевичус и

Наталия Царькова, картина которой выставлена рядом с великим

произведением Леонардо да Винчи. Их специально свели под одной крышей.

Вечером 11 сентября 2001 после известного теракта в миланском соборе

6

Санта-Мария делла Грацие епископ отслужил мессу в память о жертвах в

Нью-Йорке. Центральным предметом поминальной недели была

выставленная в ризнице картина «Тайная вечеря» молодой русской

художницы Н. Царьковой.

«Тайная

вечеря» была создана 1495-1497 гг. в доминиканском монастыре Санта-Мария

делла Грацие в Милане. Роспись была заказана герцогом Лодовико Сфорца.

Высокое религиозно-этическое содержание образа, где представлена

бурная, разноречивая реакция учеников Христа на его слова о грядущем

предательстве выражена в четких математических закономерностях

композиции, властно подчинявшей себе не только нарисованное, но и

реальное архитектурное пространство. Ясная сценическая логика мимики и

жестов, а также волнующе-парадоксальное сочетание строгой

рациональности с неизъяснимой тайной сделали «Тайную вечерю» одной из

самых значительных картин в истории библейской живописи.

- Можно ли утверждать, что «Тайная вечеря» несет религиозно-этическое

содержание образа Иисуса и его учеников?

Рассуждения учащихся:

- Тайная вечеря - это фреска, изображающая сцену последнего ужина

Христа со своими учениками. Леонардо изобразил момент, когда Христос

произнес пророческие слова: Один из вас предаст меня». И ученики

вопрошают: «Не я ли, Господи?».

- Образ Христа ясно выделяется на фоне пейзажа, природа осеняет его

своим светом. Иуда резко выделяется среди других апостолов своим

безучастием. Никто из художников, изображающих «Тайную вечерю» до

Леонардо, не ставил такой сложной задачи – через реакцию разных людей,

индивидуальностей, темпераментов, эмоциональных откликов показать

7

единый смысл этого великого момента: 12 апостолов - разных характеров -

по-разному проявляют себя в момент душевного потрясения. Через их

эмоциональные реакции, выраженные в движении, раскрываются извечные

вопросы человека: о любви и ненависти, предательстве и преданности,

благородстве и подлости.

- Какие реакции апостолов подчеркивают, и разъясняют глубину

пропасти между Иисусом и Иудой?

-Размышления Леонардо о пространстве, линейной перспективе и выражении

разнообразных эмоций вылились в создание этой фрески. Леонардо

расширил реальное пространство зала в область живописного пространства,

с высоким столом, за которым сидят Христос и апостолы.

Христос – центр композиции, вокруг которой собирается буря эмоций. Все

средства использованы для того, чтобы остановить взгляд на фигуре Христа:

основные цвета одежды – красный и синий; силуэт подчёркнуто выделяется

на фоне окна.

- Фигура Иуды передвинута с обычного места с внешней стороны стола.

Все апостолы изображены склоненными к Христу, и только Иуда -

отпрянувшим от него. Апостолы расположены группами. В левом конце

стола сидят Варфоломей, Иаков, Андрей, Иуда, Петр, Иоанн. В правом –

Симон, Фадей, Матвей, Филипп, Иаков Старший и Фома. Иисус молча

взирает на них. Иногда молчание бывает выразительней всяких речей.

-Необходимо обратить внимание на пластику апостолов, ни один жест не

повторяется, такое живое движение рук мог изобрести, по мнению Гете,

только итальянец.

- Христос в центре стола, полный спокойствия, мудрости и любви к

человеку, для которого он готов перенести смертную муку. Голова его

вырисовывается светлым, почти уже неземным образом, на фоне открытого

окна. Руки жертвенно легли на стол.

8

- Контрастом выглядит мрачный Иуда. Его голова повернута назад,

погружена во мрак, трагически подчеркивает его резкие черты насупленный

взгляд. Реакции апостолов подчеркивают трагическую глубину пропасти

между Иисусом и Иудой. Апостолы клянутся в вечной верности, но никто не

найдет в себе смелости вступиться за него в его последний час.

Далее - учитель:

Демонстрация фрагмента фильма Роджера Янка «Иисус»;

Раздаточный материал: афоризмы Леонардо да Винчи. Прочитать, и

назвать наиболее созвучные с темами сегодняшнего урока, написать

дома эссе по одному из выбранных афоризмов;

Рефлексия (метод «синквейн») по фреске «Тайная вечеря»;

Блиц-опрос в группах по карточкам:

9

Общий вопрос:

- Что изменилось в вашем восприятии искусства итальянского Возрождения

после урока?

Подведение итогов урока.

Учитель:

Вернёмся к трактату Мирандолы «О достоинстве человека». Там сказано:

«Тебе дана возможность пасть до степени животного, но также и

возможность подняться да степени богоподобного – исключительно

благодаря твоей внутренней воле». Кроме предательства искусство

поднимает тему прощения. Ведь самое сложное - это умение прощать,

именно этому нам всем надо учиться. Это есть высшая степень

«богоподобного», о котором нам говорит Мирандола.

10

Качество ваших сегодняшних ответов дало мне надежду, что в сложных

обстоятельствах вы сумеете сделать разумный, добрый выбор

«исключительно благодаря вашей внутренней воле», как говорил Мирандола.

Этого я и хочу вам пожелать.

Домашнее задание: написать эссе на тему «Предательство и прощение в

живописи эпохи Возрождения».

11



В раздел образования