Напоминание

Развитие у детей интереса к книге


Автор: Сидоренко Ирина Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 31 "Колокольчик"
Населённый пункт: ЗАТО Железногорск, Красноярский край
Наименование материала: статья
Тема: Развитие у детей интереса к книге
Раздел: дошкольное образование





Назад




Развитие у детей интереса к книге

Сидоренко Ирина Викторовна

Воспитатель первой квалификационной категории

МБДОУ № 31 «Колокольчик», ЗАТО Железногорск

Дети были моими лучшими учителями.

В.Ф.Одоевский

Ц е л ь : Формирование

у

детей

интереса

к

чтению

и

любви

к

художественной литературе.

Задачи:

1.Формировать интерес к слушанию художественных произведений;

2.Развивать у детей литературную речь;

3.Воспитывать у детей интерес и любовь к чтению:

Актуальность проблемы:

1.Не случайно, в Федеральных государственных требованиях к струк-туре

основной

общеобразовательной

программы

дошкольного

образования

выделена образовательная область «Чтение художественной литературы»

2.Низкий

рейтинг

чтения

книги

в

читательской

культуре

взрослого

и

чтения книги в деятельности ребенка (детям предлагалось расположить на

ступеньках

лесенки

рейтинга

картинки

с

изображением

разных

видов

деятельности, в зависимости от их предпочтения. Средние данные указывают

на 5-е место чтения, среди других интересов ребенка! 1-е место – игра на

компьюторе! 2-е место – просмотр телепередач или видеофильмов! 3-е место –

сюжетно-ролевые

игры

со

свертниками!

4-е

место

игровые

приставки!

«Журнал «Детский сад: Теория и практика № 6.2013г. Сомкова О.Н.стр.15»)

Литература занимает важное место в жизни детей дошкольного возраста и

образовательном

процессе

детского

сада.

Литературное

чтение

один

из

важнейших инструментов развития дошкольника.

Существует

ряд

актуальных

проблем,

с

которыми

я

столкнулась,

приобщая детей к художественной литературе и чтению:

1.Какова

специфика

литературного

образования

дошкольников

на

разных

ступенях литературного развития?

2.Как сформировать у дошкольника интерес к чтению и любви к литературе,

как «стартовой площадке начального литературного образования»?

3.Умение педагога увлечь чтением и «влюбить» ребенка в литературу.

4.Каково общение ребенка с читающим взрослым, книгой?

Появилось желание подчеркнуть притягательность для дошкольника -

процесса чтения, роль в развитии у ребенка умения наслаждаться литературой,

переживать радость и счастья чтения.

1

Была просмотрена методика организации литературного слушания, как

совместной деятельности взрослого и дошкольника, позволяющая организовать

процесс чтения-общения.

Составлен план самообразования на 2017- 2018 год тема: «Приобщение

детей к художественной литературе»

Ведется поиск новых форм работы с художественной литературой и книгой в

образовательном

групповом

пространстве

(творческие

недели;

активизация

семейного чтения; проектная деятельность «Моя первая домашняя библиотека»;

развитие традиции «Дарение книги»; ознакомление детей с искусством книги;

детская рукотворная книга).

Но тут - же возникла другая проблема:

1.Какие должны быть книги для детского чтения?

2.Что читать детям в детском саду и семье?

3.Что дает чтение детям?

4.Как читать литературное произведение?

5.Какие должны быть иллюстрации в книге, драматизация произведений.

6.Какое современное чтение сегодня? Мы прислушиваемся к детям и сочиняем

для них?

Кажется, читать и рассказывать детям легко, но далеко все не так просто!

Почему? Одна из причин:

1.Отсутствие стремления учиться совершенству. Хотя это просто: слушатель

всегда рядом! Он всегда готов послушать. Читать и рассказывать детям надо то,

что будет близко, интересно, полезно нашим слушателям, а заодно и нам самим.

Мы просто в это время общаемся с детьми! Мы вместе! Это главное!

2.Общение. Как строить общение с ребенком? Какой путь решит проблему –

дистанции. Можно общаться с детьми с далекого расстояния, как бы из другого

мира: издалека, да еще на разных языках! Но можно укоротить дистанцию!

Попасть

в

детский

мир!

Про

себя

мы

можем

помнить,

что

изученное

во

взрослом

мире,

содержание

умных

книг

и

поучения

умных

людей

это

взрослый секрет. А правила игры – детские. Просто разговаривая с ними, мы

можем полностью перейти на детский уровень сложности речи, где появляются

слова и обороты, новые для детей. Мы должны чувствовать стихию детской

речи. Дети могут идти за нами, и мы быстро заново осваиваемся в обращении с

новыми словами.

Слов

меньше,

предложения

проще

и

короче,

все

возвращается

к

исходным, базовым формам. Нам страшно! Мы привыкли к сложной речи! Но

преодолевая страх, разрешайте быть себе ребенком! Для ребенка слово –это

игрушка ! Для взрослого – это эквивалент! Ребенку еще предстоит понять

схематичность слова, а пока он с наслаждением и осторожностью пользуется

словами.

Тренинг-игра: возьмите простое слово (ложка), произнесите его (как оно

звучит?).

Произнесите

его,

поудивляйтесь

ему!

Скажите

по-разному

(интонация, тембр, длительность….) Придумайте словосочетание со словом

«ложка» поиграйте с ними – представляя то, о чем говорите (ложка большая,

2

красивая золотая, легкая, приятная….) Перейдите на шепот, удивляйтесь! «Что

же это такое - ложка?».

Анализируя развитие интереса у детей к книге, выявила какие факторы

влияют на этот процесс: название книги; оформление; внешний вид; эмоции

(переживания за героев; удовольствие от встречи с книгой; непредсказуемость

событий; горечь – книга закончилась; ожидание встречи с героями, автором). У

каждого своя доминанта общения с книгой:

- любовь к весу и объему книги (М. Цветаева)

- будет интерес к книге – будет и чтение (И.И.Тихомиров)

В психологии интерес – это реальная причина осознанных действий:

- потребность в информации

- усвоение учебного материала

- заполнение пауз в досуге

- интерес к познанию, к участию в познании

Все это ведет к чтению литературы. Интерес к участию свойственен

дошкольникам. Он проявляется в постоянном обращении к чтению – одно и то

же

произведение

они

могут

читать

многократно,

если

его

затронули

переживания содержания

- ранний возраст: книга – средство общения с взрослым

- дошкольный возраст: источник эстетического удовольствия

Интерес к книгам связан с опытом их жизни, широтой представлений о

мире, с потребностями познания, с изменением его психического состояния.

Дошкольники очень подвержены влиянию момента: однажды пережив интерес

от чтения он стремится и в следующий раз получить сладостное удовольствие.

Если

интерес

к

книге

был

пережит

детским

коллективом,

то

дети

так

же

переживают

общее

желание

повторить,

те

детали,

которые

сопутствовали

рождению интереса.

Для воспитания интереса к чтению у дошкольников особое значение

имеет активное включение литературного опыта ребенка в его творческую

деятельность – театрализованная игра «Три поросенка»; игра-драматизация

«Любимые сказки»; детское речевое развитие «Напишем письмо Деду Морозу»;

образовательные ситуации «Что будет, если…»; игровые упражнения «Ролевые

диалоги» (сочинение и воспроизведение); игры: «Герои сказок вокруг нас»

(войди в комнату в образе…), «Что было-бы…» (как бы ты себя вел, если бы

стал поросенком Ниф-Ниф).

В процессе работы с книгой дети могут постоянно находиться в активной

позиции.

Живой

рассказ,

вызывает

работу

мысли

и

чувства,

доставляет

глубокие эстетические переживания, наталкивает ребенка на чтение. Поэтому в

перспективе на будущее хочу расширить интерес детей речевым творчеством :

театрализованная деятельность; детское сочинительство.

3

Список литературы:

1.

Выготский

Л.С

«Детская

педагогика»/Под

ред.

Д.Б.

Эльконина.

М.:Педагогика,1984г.

2.

Лисина

М.И.

«Развитие

речи

у

детей

в

общении

со

взрослыми»

М.Педагогика1985г.

3.

Русаков А.С. «Ключи к детской душе» Москва: Обруч,2015г.

4.

Чуковский К.И. «От двух до пяти»

5.

Журнал «Детский сад: теория и практика» № 3.2015г. № 6.2013г.

4



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники