Автор: Сидоренко Ирина Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 31 "Колокольчик"
Населённый пункт: ЗАТО Железногорск, Красноярский край
Наименование материала: статья
Тема: Развитие у детей интереса к книге
Раздел: дошкольное образование
Развитие у детей интереса к книге
Сидоренко Ирина Викторовна
Воспитатель первой квалификационной категории
МБДОУ № 31 «Колокольчик», ЗАТО Железногорск
Дети были моими лучшими учителями.
В.Ф.Одоевский
Ц е л ь : Формирование
у
детей
интереса
к
чтению
и
любви
к
художественной литературе.
Задачи:
1.Формировать интерес к слушанию художественных произведений;
2.Развивать у детей литературную речь;
3.Воспитывать у детей интерес и любовь к чтению:
Актуальность проблемы:
1.Не случайно, в Федеральных государственных требованиях к струк-туре
основной
общеобразовательной
программы
дошкольного
образования
выделена образовательная область «Чтение художественной литературы»
2.Низкий
рейтинг
чтения
книги
в
читательской
культуре
взрослого
и
чтения книги в деятельности ребенка (детям предлагалось расположить на
ступеньках
лесенки
–
рейтинга
картинки
с
изображением
разных
видов
деятельности, в зависимости от их предпочтения. Средние данные указывают
на 5-е место чтения, среди других интересов ребенка! 1-е место – игра на
компьюторе! 2-е место – просмотр телепередач или видеофильмов! 3-е место –
сюжетно-ролевые
игры
со
свертниками!
4-е
место
–
игровые
приставки!
«Журнал «Детский сад: Теория и практика № 6.2013г. Сомкова О.Н.стр.15»)
Литература занимает важное место в жизни детей дошкольного возраста и
образовательном
процессе
детского
сада.
Литературное
чтение
–
один
из
важнейших инструментов развития дошкольника.
Существует
ряд
актуальных
проблем,
с
которыми
я
столкнулась,
приобщая детей к художественной литературе и чтению:
1.Какова
специфика
литературного
образования
дошкольников
на
разных
ступенях литературного развития?
2.Как сформировать у дошкольника интерес к чтению и любви к литературе,
как «стартовой площадке начального литературного образования»?
3.Умение педагога увлечь чтением и «влюбить» ребенка в литературу.
4.Каково общение ребенка с читающим взрослым, книгой?
Появилось желание подчеркнуть притягательность для дошкольника -
процесса чтения, роль в развитии у ребенка умения наслаждаться литературой,
переживать радость и счастья чтения.
1
Была просмотрена методика организации литературного слушания, как
совместной деятельности взрослого и дошкольника, позволяющая организовать
процесс чтения-общения.
Составлен план самообразования на 2017- 2018 год тема: «Приобщение
детей к художественной литературе»
Ведется поиск новых форм работы с художественной литературой и книгой в
образовательном
групповом
пространстве
(творческие
недели;
активизация
семейного чтения; проектная деятельность «Моя первая домашняя библиотека»;
развитие традиции «Дарение книги»; ознакомление детей с искусством книги;
детская рукотворная книга).
Но тут - же возникла другая проблема:
1.Какие должны быть книги для детского чтения?
2.Что читать детям в детском саду и семье?
3.Что дает чтение детям?
4.Как читать литературное произведение?
5.Какие должны быть иллюстрации в книге, драматизация произведений.
6.Какое современное чтение сегодня? Мы прислушиваемся к детям и сочиняем
для них?
Кажется, читать и рассказывать детям легко, но далеко все не так просто!
Почему? Одна из причин:
1.Отсутствие стремления учиться совершенству. Хотя это просто: слушатель
всегда рядом! Он всегда готов послушать. Читать и рассказывать детям надо то,
что будет близко, интересно, полезно нашим слушателям, а заодно и нам самим.
Мы просто в это время общаемся с детьми! Мы вместе! Это главное!
2.Общение. Как строить общение с ребенком? Какой путь решит проблему –
дистанции. Можно общаться с детьми с далекого расстояния, как бы из другого
мира: издалека, да еще на разных языках! Но можно укоротить дистанцию!
Попасть
в
детский
мир!
Про
себя
мы
можем
помнить,
что
изученное
во
взрослом
мире,
содержание
умных
книг
и
поучения
умных
людей
–
это
взрослый секрет. А правила игры – детские. Просто разговаривая с ними, мы
можем полностью перейти на детский уровень сложности речи, где появляются
слова и обороты, новые для детей. Мы должны чувствовать стихию детской
речи. Дети могут идти за нами, и мы быстро заново осваиваемся в обращении с
новыми словами.
Слов
меньше,
предложения
проще
и
короче,
все
возвращается
к
исходным, базовым формам. Нам страшно! Мы привыкли к сложной речи! Но
преодолевая страх, разрешайте быть себе ребенком! Для ребенка слово –это
игрушка ! Для взрослого – это эквивалент! Ребенку еще предстоит понять
схематичность слова, а пока он с наслаждением и осторожностью пользуется
словами.
Тренинг-игра: возьмите простое слово (ложка), произнесите его (как оно
звучит?).
Произнесите
его,
поудивляйтесь
ему!
Скажите
по-разному
(интонация, тембр, длительность….) Придумайте словосочетание со словом
«ложка» поиграйте с ними – представляя то, о чем говорите (ложка большая,
2
красивая золотая, легкая, приятная….) Перейдите на шепот, удивляйтесь! «Что
же это такое - ложка?».
Анализируя развитие интереса у детей к книге, выявила какие факторы
влияют на этот процесс: название книги; оформление; внешний вид; эмоции
(переживания за героев; удовольствие от встречи с книгой; непредсказуемость
событий; горечь – книга закончилась; ожидание встречи с героями, автором). У
каждого своя доминанта общения с книгой:
- любовь к весу и объему книги (М. Цветаева)
- будет интерес к книге – будет и чтение (И.И.Тихомиров)
В психологии интерес – это реальная причина осознанных действий:
- потребность в информации
- усвоение учебного материала
- заполнение пауз в досуге
- интерес к познанию, к участию в познании
Все это ведет к чтению литературы. Интерес к участию свойственен
дошкольникам. Он проявляется в постоянном обращении к чтению – одно и то
же
произведение
они
могут
читать
многократно,
если
его
затронули
переживания содержания
- ранний возраст: книга – средство общения с взрослым
- дошкольный возраст: источник эстетического удовольствия
Интерес к книгам связан с опытом их жизни, широтой представлений о
мире, с потребностями познания, с изменением его психического состояния.
Дошкольники очень подвержены влиянию момента: однажды пережив интерес
от чтения он стремится и в следующий раз получить сладостное удовольствие.
Если
интерес
к
книге
был
пережит
детским
коллективом,
то
дети
так
же
переживают
общее
желание
повторить,
те
детали,
которые
сопутствовали
рождению интереса.
Для воспитания интереса к чтению у дошкольников особое значение
имеет активное включение литературного опыта ребенка в его творческую
деятельность – театрализованная игра «Три поросенка»; игра-драматизация
«Любимые сказки»; детское речевое развитие «Напишем письмо Деду Морозу»;
образовательные ситуации «Что будет, если…»; игровые упражнения «Ролевые
диалоги» (сочинение и воспроизведение); игры: «Герои сказок вокруг нас»
(войди в комнату в образе…), «Что было-бы…» (как бы ты себя вел, если бы
стал поросенком Ниф-Ниф).
В процессе работы с книгой дети могут постоянно находиться в активной
позиции.
Живой
рассказ,
вызывает
работу
мысли
и
чувства,
доставляет
глубокие эстетические переживания, наталкивает ребенка на чтение. Поэтому в
перспективе на будущее хочу расширить интерес детей речевым творчеством :
театрализованная деятельность; детское сочинительство.
3
Список литературы:
1.
Выготский
Л.С
«Детская
педагогика»/Под
ред.
Д.Б.
Эльконина.
М.:Педагогика,1984г.
2.
Лисина
М.И.
«Развитие
речи
у
детей
в
общении
со
взрослыми»
М.Педагогика1985г.
3.
Русаков А.С. «Ключи к детской душе» Москва: Обруч,2015г.
4.
Чуковский К.И. «От двух до пяти»
5.
Журнал «Детский сад: теория и практика» № 3.2015г. № 6.2013г.
4