Автор: Мурадханян Наталья Маратовна
Должность: методист
Учебное заведение: ГАПОУ МО "Мурманский педагогический колледж"
Населённый пункт: г.Мурманск
Наименование материала: Статья
Тема: "К вопросу о лексико–семантическом поле в языкознании"
Раздел: среднее профессиональное
К ВОПРОСУ О ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКОМ ПОЛЕ В
ЯЗЫКОЗНАНИИ
Ключевые слова: лексико-семантическое поле, лексико-семантические
объединения слов, виды полей.
Аннотация: Данная статья посвящена вопросу исследования лексико-
семантического
поля
в
языкознании,
а
также
и
другим
видам
полей:
ассоциативное,
тематическое,
семантическое,
лексико-семантическое,
понятийное, функционально-семантическое.
Термин «поле» применяется обычно к семантическим объединениям
слов более широкого объема, состав которых более разнообразен. «Термин
поле означает не группировку, а принцип организации группировки» [8; 198].
Основателями
теории
семантических
полей
считаются
немецкие
ученые Й. Трир и Г. Ипсен. Анализом различных языковых группировок
занимались М.М. Покровский, Д.Н. Шмелев, Ю.Н. Караулов, Э.В. Кузнецова,
А.А. Уфимцева, А.В. Бондарко и многие другие. Несомненный интерес в
смысле представления некоторых идей семантического поля представляют
работы
М.М.
Покровского
«Семасиологические
исследования
в
области
древних языков» (1895 г.), в которой он писал: «<…> слова и их значения
живут не отдельно друг от друга жизнью, но соединяются (в нашей душе не
зависимо от нашего сознания, в различные группы, причем основанием для
группировки
и
служит
сходство
или
прямая
противоположность
по
основному значению» [7, с. 82].
Главным критерием поля как принципа организации языковых единиц
является
выделение
в
его
структуре
ядра
и
периферии.
«Ядерные
конституенты
<…>
выполняют
функцию
поля
наиболее
однозначно,
наиболее частотны по сравнению с другими конституентами и обязательны
для поля [там же: 6]. Элементы периферии, соответственно, выражают идею
не так четко и однозначно, они могут принадлежать и другим полям и тем
самым создавать зоны перехода одного поля в другое, зоны пересечения.
Среди
лингвистов
устойчива
тенденция
называть
лексико-
семантические объединения слов (ЛСГ) не полем, а группой. Как пишет Э.В.
Кузнецова,
«в
целом
парадигматическая
структура
ЛСГ
имеет
так
называемый «полевой характер» [5, с. 81]. Поэтому ЛСГ вполне приемлемо
называть лексико-семантическим полем. ЛСП может охватывать несколько
ЛСГ,
которые
понятийно
близки.
Например,
поле
глаголов
действия
объединяет
в
себе
несколько
ЛСГ:
глаголы
перемещения
объекта
(перебрасывать,
вращать),
глаголы
помещения
объекта
(совать,
вонзать),
глаголы физического воздействия на объект (обжигать, ударять, портить).
По справедливому замечанию З.Д. Поповой и И.А. Стернина, трудность
моделирования
лексической
парадигмы
языка
состоит
в
том,
что
все
выделяемые в ней группировки не складываются в целое как кирпичики, а
проникают друг в друга и перекрещиваются. Это объясняется тем, что одна и
та же лексема часто входит в парадигматические группировки. Например,
глагол толкать входит в ЛСГ глаголов прикосновения и в ЛСГ перемещения
объектов, глагол давить входит в ЛСГ глаголов повреждения объекта и в ЛСГ
глаголов давления.
Существуют
разнообразные
классификации
языковых
групп,
в
соответствии
с
которыми
выделяются
следующие
виды
полей:
ассоциативное,
тематическое,
семантическое,
лексико-семантическое,
понятийное, функционально-семантическое. Попытаемся дифференцировать
данные понятия.
Уже в самом названии ассоциативное поле содержится ссылка на тип
связи между единицами поля — ассоциация, то есть элементы могут быть
связаны как семантически, так и несемантически.
В
поле
входят
слова
разных
частей
речи
и
даже
включаются
устойчивые сочетания, а это усложняет структуру поля за счет появления
новых семантических и формальных отношений в его составе. В центре
находится
слово-стимул
(доминанта
поля),
ассоциативные
отношения
которого с другими единицами и конституируют поле. Ассоциативное поле
по сравнению с другими видами полей наименее структурировано и наиболее
зависит от индивидуальности реципиента, предлагающего ответы на слово-
стимул.
Тематическое поле характеризуется внеязыковыми связями денотатов.
Отношения внутри него весьма разнообразны и не поддаются однозначному
описанию
(единицы
вступают
в
отношения
перечисления,
включения,
пересечения). Тематическое поле состоит из единиц, относящихся к разным
частям речи и объединенных одной или несколькими семами. Примером
данного
вида
объединений
слов
могут
служить
поля
цвета,
названий
животных,
микроорганизмов,
растений.
О.С.
Ахманова
дает
в
качестве
синонима
тематической
группе
термин лексическая
серия,
которую
определяет как «ряд слов, объединяемых общностью родового значения, то
есть таких слов, которые обозначают разновидности одного и того же рода
предметов» [1, с. 118, 402].
Исходя
из
этого
определения,
делаем
вывод,
что
между
именем
тематического поля и соответствующими его единицами наблюдаются гипер-
гипонимические
отношения
(родо-видовые).
Тематическое
поле
из
всех
видов
полей
в
большей
степени
отражает
структурные
группировки
предметов в реальности и вследствие этого особого интереса для изучения
структурной семантики не представляет.
Больше всего споров и расхождений в трактовке вызывает понятие
семантического
поля. Одни ученые утверждают, что семантическое поле
включает в свой состав единицы одной группы [8]. Другие исследователи
пишут о том, что в семантику поля входят разные по своим грамматическим
свойствам единицы: «Поле может объединять в своем составе разнородные
языковые средства, принадлежащие к разным грамматическим классам» [1, с.
23].
Семантическое
поле
часто
называют лексико-семантическим полем,
что
создает
путаницу
в
терминах.
Также
имя
семантическое
поле
присваивают любому объединению слов на основе семантического признака.
Все
это
осложняет
ситуацию
и
делает
понятие
семантического
поля
достаточно расплывчатым.
Оригинальную
теорию
системной
лексикологии
предложил
А.В.
Бондарко.
В
рамках
теории
функциональной
грамматики
он
ввел
и
разрабатывает понятие функционально-семантического поля.
«Функционально-семантиче ское
поле
-
это
д ву с то р о н н е е
содержательно-формальное
единство,
формируемое
грамматическими
(морфологическими и синтаксическими) средствами данного языка
вместе
с
взаимодействующими
с
ними
лексическими,
лексико-
грамматическими
и
словообразовательными
элементами,
относящимися
к
той же семантической зоне» [2, с. 40].
Наиболее разработанной и важной для лексической системы языка в
плане ее характеристики считается лексико-семантическая группа. Критерии
ее
таковы:
группе
принадлежат
слова
одной
части
речи,
связи
между
единицами идентифицируются как внутриязыковые, объединение элементов
происходит на основе категориально-лексических сем (глаголы мышления;
глаголы перемещения объекта; прилагательные, обозначающие вкус). Однако
положение ЛСГ также неопределенно. Чтобы убедиться в этом, достаточно
сравнить описание ЛСГ у Э.В. Кузнецовой и описание семантического поля у
М.А. Кронгауза — это характеристика одного и того же вида объединений
языковых единиц [4, 5].
В.В. Левицкий трактует ЛСГ как совокупность слов, в центре которой
многозначное слово со всеми своими лексико-семантическими вариантами.
Все
остальные
члены
группы
являются
синонимами
к
лексико-
семантическому
варианту
центрального
слова,
которое
образует
синонимические ряды [6].
Таким
образом,
в
современном
языкознании
широко
ведутся
исследования в области изучения лексического состава языка с применением
системного
подхода.
Перспективы
и
предпосылки
успешного
изучения
лексики
Ю.Н.
Караулов
видит
в
том,
что
«только
полное
тезауросное
описание лексикона создает базу для подлинно системного изучения лексики,
делая ненужными произвольные группировки слов, вычленяемые на разных
основаниях, зачастую не соотносящиеся одна с другой по своей внутренней
структуре» [3, с. 173].
Список литературы:
1. Артемова Н.В. Полевая организация глагольной лексики в современном
русском языке. – М.: «Прометей» МГПУ, 2002. – 160 с.
2.
Бондарко
А.В.
Понятие
«семантическая
категория»,
«функционально-
семантическое
поле»
и
«категориальная
ситуация»
в
а с п е кт е
сопоставительных
исследований
//
Методы
сопоставительного
изучения
языков. Отв. ред. В.Н. Ярцева. – М.: Наука, 1988. С. 12–19.
3. Караулов Ю.Н. Лингвистическое конструирование и тезаурус литератур-
ного языка. – М.: Наука 1981. – 366 с.
4.
Кронгауз
М.А.
Семантика:
учебник
для
студентов
лингвистических
факультетов высших учебных заведений. – М.: Изд. центр Академия, 2005. –
352 с.
5. Кузнецова Э.В. Лексикология русского языка: учеб. пособ. для филол. ун-
тов. – М.: Высш. школа, 1989. – 216 с.
6. Левицкий В.В. Экспериментальные методы в семасиологии / В.В. Левиц-
кий, И.А. Стернин. – Воронеж: Изд-во ВГУ, 1989. – 192 с.
7. Покровский М.М. Семасиологические исследования в области древних
языков // Избранные работы по языкознанию. – М.: Изд-во АН СССР, 1959.
С. 61 – 153.
8. Полевые структуры в системе языка. – Воронеж: изд-во Воронеж. ун-та,
1989. – 198 с.