Конспект проведения образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию (рисование) в подготовительной группе на тему "Роспись яиц. Писанка"
Автор: Некрасова Елена Евгеньевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ д/с 150 Населённый пункт: г.Ульяновск Наименование материала: конспект Тема: Конспект проведения образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию (рисование) в подготовительной группе на тему "Роспись яиц. Писанка" Раздел: дошкольное образование
Конспект проведения образовательной деятельности по художественно-
эстетическому развитию (рисование) в подготовительной группе на тему
«Роспись яиц. Писанка»
Конспект составил:
воспитатель Некрасова Елена Евгеньевна
РОСПИСЬ ЯИЦ. ПИСАНКА.
Задачи:
Расширять представления детей о мастерстве миниатюрной росписи на
поверхности яичной скорлупы (славянскими писанками).
Дать представление об истории возникновения этого вида искусства,
его развитии.
Уточнить представления о композиции и элементах декора.
Упражнять в рисовании на объёмной форме.
Воспитывать интерес к народному искусству.
Воспитывать самостоятельность, инициативность
Интеграция: Речевое развитие, физическое развитие, познавательное
развитие, социально-коммуникативное развитие.
Предварительная работа: Беседы о народных, основных религиозных
праздниках народов Поволжья. Изготовление форм для писанок, покрытие их
грунтом.
Взаимодействие педагога с семьёй: Родители с детьми посещают народные
праздники, выставки декоративно-прикладного искусства, заповедник
«Город-мастеров», рассматривают оформление магазинов, торговых центров,
улиц города к праздникам.
Материалы, инструменты, оборудование: Изображения писанки или сами
писанки, композиционные схемы, формы для декоративной росписи, кисти,
ватные палочки, краски гуашевые, банки с водой, салфетки.
Содержание изодеятельности:
Воспитатель предлагает детям занять места на ковре в произвольном
порядке. Предлагает посмотреть в окно, определить, какое время года. В это
время раздаётся стук и появляется медвежонок Топтыжка. Топтыжка
сообщает, что шел по лесу и нашёл какой-то странный предмет и показывает
детям красное яйцо. Дети говорят ему, что это яйцо. Топтыжка возражает,
потому что таких яиц не бывает. Дети поясняют, что яйца красят к празднику
Пасхи. Медвежонок интересуется, почему яйцо красное?
Воспитатель поясняет, как появились красные яйца.
Первая версия. В день воскресения из гроба Иисуса, шла женщина с
корзинкой, в которой были яйца, и женщина всем говорила, про чудо, сто
«Иисус Христос воскрес». Один мужчина не поверил ей и сказал: «Если же
он воистину воскрес, то пусть эти яйца в твоей корзинке окрасятся в разные
цвета». Яйца в ту же минуту окрасились в красный цвет, символизируя кровь
Иисуса.
Вторая версия. Обычай связан с Великим постом, во время которого,
согласно правилам греческих православных церквей нельзя употреблять в
пищу многие продукты, в том числе и яйца. Народ, желая сохранить яйца,
варил их, а чтобы не спутать с неварёными – окрашивал, используя
натуральные красители. Вскоре насущная надобность превратилась в
традицию, сопровождающую пасхальный праздник.
Воспитатель поясняет, что первоначально люди яйца только красили, а
потом начали и раскрашивать. Вот тогда и появилось название яйца – писанка
(активизация словаря – писанка). Некоторые яйца были так красиво
раскрашены, что их жалко было есть, а не есть нельзя, яйцо портилось. Тогда
стали делать яйца из дерева, специально к празднику. Сейчас для
изготовления пасхальных яиц используют самые разные материалы.
Воспитатель предлагает детям рассмотреть корзинку с пасхальными
яйцами, определить, из каких материалов они сделаны. Последним
предлагается рассмотреть яйцо с сюрпризом.
Воспитатель рассказывает о том, что яйца делались и для царской
семьи. Такие писанки делались из особых материалов золотых дел
мастерами.
Топтыжка спрашивает: «Что это за мастера такие?»
Дети предлагают свои варианты ответов. Сообща приходят к выводу,
что это люди, работающие с драгоценными материалами и камнями –
ювелиры. ( активизация словаря -ювелир).
Воспитатель сообщает, что самым известным мастером был Карл
Фаберже.( слайд-шоу с портретом мастера и его работами).
Предложить детям ещё раз рассмотреть яйца и назвать самые
распространённые узоры.
Физкультминутка.
Мишка вылез из берлоги,
Огляделся на пороге. (Повороты влево и вправо)
Потянулся он со сна (Потягивания — руки вверх)
К нам опять пришла весна.
Чтоб скорей набраться сил,
Головой медведь крутил (Вращения головой)
Наклонился взад — вперед (Наклоны взад-вперед)
Вот он по лесу идет (Идем вперевалку)
Ищет мишка корешки
И трухлявые пеньки (Приседаем, повороты головой влево-вправо)
В них съедобные личинки-
Для медведя витаминки (Наклоны)
Наконец медведь наелся
И на бревнышке уселся (Дети садятся)
Воспитатель предлагает перейти за рабочие столы. Поясняет, что самое
сложное в писанке – это расписать яйцо узорами. Особенность росписи в том,
что яйцо надо рассмотреть со всех сторон. Элементы узоров могут быть
абсолютно разными – это и растения, и животные, и снежинки, и т.д.
Есть несколько видов элементов узора: (показ с опорой на схемы)
Космические элементы –солнце в виде круга, точки, круг с завитками.
Бесконечность – декоративный мотив, похожий на восьмёрку.
Растительные элементы в виде цветка, листьев.
Например, цветы – они похожи на маленькие солнышки и. если такие
цветы расположены на «полюсах», то они символизируют рассвет и
закат.
Практическая работа.
Воспитатель предлагает приступить к росписи яиц. Напоминает
последовательность работы:
Обдумать замысел своего произведения.
Помнить, сто скорлупа тонкая и хрупкая, поэтому её нужно держать в
руках аккуратно.
При выполнении писанки придумывайте свои узоры и проявляйте
больше фантазии.
Дети выполняют работу. По окончании работы яйца складываются в
корзинку, которую дарят Топтыжке.
Топтыжка благодарит, подводит совместно с детьми итог занятия,
прощается и уходит.