Научный альманах (Психологические науки)
Горчуева К. В.
Материнство как психологический феномен
Материнство
изучается
в
психологии
в
различных
аспектах,
психологических
школах
и
направлениях.
Есть
немало
научных
и
научно-
популярных
изданий,
посвященных
этой
проблеме.
Разные
аспекты
материнского
поведения
затрагиваются
в
психологии
личности,
в
детской
психологии,
педагогической
психологии
и
т.д.
Важность
материнского
поведения
для
развития
ребенка,
его
сложная
структура
и
путь
развития,
множественность культурных и индивидуальных вариантов, а также огромное
количество современных исследований в этой области позволяют говорить о
материнстве
как
самостоятельной
реальности,
требующей
разработки
целостного научного подхода для его исследования [1, с.1].
Материнская забота и привязанность к ребенку настолько глубоко заложены в
реальных биологических условиях зачатия и вынашивания, родов и кормления
грудью, что только сложные социальные установки могут полностью подавить
их.
Женщины
по
самой
своей
природе
являются
матерями,
разве,
что
их
специально будут учить отрицанию своих детородных качеств [2, с.1].
Развитие привязанности матери к ребенку в послеродовом периоде и его связь с
гормональным фоном рассматривается в трех аспектах:
1. Влияние гормонального фона на восприятие самкой детенышей, изменение
гормонального
фона
самки
и
детенышей
при
сепарации.
Исследования
на
животных (грызуны, приматы) показали, что уровень эстрогенов, прогестинов,
тестостерона
и
пролактина
способствует
своевременному
проявлению
материнского
поведения
и
его
интенсификации.
Однако
само
поведение
реализуется
как
взаимосвязь
биологических
условий
(гормональный
фон),
жизненного опыта, индивидуальных особенностей самки и условий ситуации
взаимодействия
с
детенышами.
При
сепарации
в
основном
исследуется
изменение
гормонального
фона
самки
и
детенышей,
отражающий
уровень
стресса.
2.
Влияние
гормонального
фона
в
послеродовом
периоде
на
установление
привязанности
матери
к
ребенку.
Исследования Klaus
and
Kennel
и
др.
позволили предположить, что для возникновения и дальнейшего успешного
развития
привязанности
матери
к
ребенку
необходим
эмоциональный
и
тактильный
контакт
матери
с
ребенком
в
течение
36
часов
после
родов.
Последующие
исследования
показали,
что
влияние
36-часового
периода
различно
при
желанной
и
нежеланной
беременности,
причем
эффект
сохраняется
лишь
в
течение
первого
месяца,
после
чего
происходит
компенсация за счет развития более поздних форм взаимодействия матери с
ребенком.
Кроме
того,
выявились
различия
влияния
качества
и
продолжительности послеродового контакта от пола-ребенка.
К этой области примыкают исследования послеродовой депрессии. Считается,
что состояние матери, обеспеченное ее гормональным фоном, интерпретируется
ею
в
зависимости
от
личностных
и
ситуативных
факторов
(склонность
к
депрессивным переживаниям во время соответствующего гормонального фона
в другие фазы репродуктивного цикла, принятие беременности и материнства,
жизненная ситуация, личностные качества, психическая патология и др.) [3,
с.1].
3.
Влияние
пролактина
на
эмоциональное
состояние
то
время
грудного
вскармливания, основанное на его свойстве повышать секрецию эндорфинов.
Считается,
что
это
обеспечивает
физиологическую
поддержку
развития
привязанности
матери
к
ребенку.
Однако
это
должно
гармонировать
с
принятием ребенка и своего материнства.
Считается, что особенности материнского отношения определяются не только
культурным
и
социальным
статусом
женщины,
но
и
ее
собственной
психической историей до и после рождения [4, с.1].
Изучая формирование чувства привязанности матери к ребенку, В.И. Брушан
дает следующую трактовку основным этапам беременности:
Фаза преднастройки. До беременности — формирование матрицы материнского
отношения в онтогенезе, на которое влияют опыт взаимодействия с матерью,
семейные традиции, культурные ценности, существующие в обществе. В начале
беременности
(с
момента
узнавания
и
до
момента
шевеления)
начинается
формирование Я – концепции матери и концепции ребенка, до конца еще не
наделенного качествами «родного».
Фаза первичного телесного опыта: интрацептивный опыт во время шевеления,
результатом
которого
будет
разделение
«Я»
и
«не
Я»,являющееся
ростком
будущей
амбивалентности
отношения
к
ребенку,
и
формирование
нового
смысла
«родной»,
«свой»,
«мой
(частичка
меня)».
В
период
после
родов
происходит достройка смысла «родного» за счет экстрацептивной стимуляции.
В
дальнейшем
происходит
отделение
витального
смысла
«родной»
от
социального смысла ребенка, при этом последний постепенно нарастает, а
первый, наоборот, становится менее сильным и значимым [5, с.1].
Функции матери в развитии ребенка достаточно сложны и многообразны. Они
состоят
в
удовлетворении
всех
физиологических
потребностей
ребенка,
обеспечении эмоционального благополучия, развитии привязанности, базовых
структур отношения к миру, общения, основных личностных качеств и самой
структуры деятельности. Далеко не все эти функции осознаются матерью. Даже
науке многие из них стали известны только в последние десятилетия, и нет
оснований считать, что их познание уже закончено. Однако мать успешно
выполняет
эти
функции
много
тысячелетий.
Культурой
они
также
хорошо
освоены и представлены в своде правил, норм, в обрядах, поверьях, обычаях.
Некоторые из материнских функций, такие, как удовлетворение органических
потребностей ребенка, формирование у него некоторых личностных качеств, в
достаточной мере осознаются матерью и обществом. Другие существуют в
общественном
сознании
и
сознании
матери
в
преобразованной
форме,
представления об их значении для ребенка в разной степени приближаются к
биологическим и социокультурным задачам его развития. Так, поддержание
эмоционального
благополучия,
развитие
привязанности
и
ее
культурных
особенностей,
развитие
общения
обеспечены
принятыми
в
культуре
и
передающимися
из
поколения
в
поколение
способами
взаимодействия
с
ребенком,
включающими
установление
режима
кормления,
способов
пеленания,
количеством
и
качеством
тактильного
контакта,
способами
и
сроками отнятия от груди, формами перераспределения материнских функций,
манерой жалеть, поощрять и наказывать ребенка. Все это вполне определенно
интерпретируется
в
аспекте
будущих
качеств
характера
ребенка,
его
физических и личностных особенностей.
Различное поведение матери в зависимости от пола ребенка обращает на себя
внимание уже с первых недель его жизни. В течение первых месяцев матери
чаще находятся в физическом контакте с сыновьями, однако с девочками они
больше разговаривают. После шестого месяца в этих отношениях наступает
изменение:
у
матерей
увеличивается
физический
контакт
с
девочками.
В
последующем
мальчиков
отлучают
от
физического
контакта
раньше,
чем
девочек.
Предполагается,
что
это
способствует
большей
самостоятельности
мальчиков [6, с.2].
Таким
образом,
материнство
—
это
одна
из
социальных
женских
ролей,
поэтому даже если потребность быть матерью и заложена в женской природе,
общественные
нормы
и
ценности
оказывают
определяющее
влияние
на
проявления
материнского
отношения.
Понятие
«нормы
материнского
отношения»
не
является
постоянным,
так
как
содержание
материнских
установок меняется от эпохи к эпохе. Той или иной социальной установке
соответствует
определенный
образ
ребенка.
Отклоняющиеся
проявления
материнского
отношения
существовали
всегда,
но
они
могли
носить
более
скрытые
или
открытые
формы
и
сопровождаться
большим
или
меньшим
чувством вины в зависимости от общественного отношения к этим актам [7,
с.2].
Список используемых источников:
1.
Филиппова Г. Г. Психология материнства: Учебное пособие. М.: Изд-во
Института Психотерапии, 2002. С. 240.
2.
Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины.
СПб.: Питер, 2007. С. 544 .