Напоминание

"Водоросли. Общая характеристика и значение.7 класс."


Автор: Перепелица Елена Викторовна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МБОУ СОШ №3
Населённый пункт: г. Ардон РСО – Алания
Наименование материала: Методическая разработка урока биологии
Тема: "Водоросли. Общая характеристика и значение.7 класс."
Раздел: среднее образование





Назад




Урок «Водоросли, их значение».

Класс : 7

Учебник : «Биология. 7 класс. » авт. И.Н.Пономарёва, О.А.Корнилова.

Издательский центр «Вентана-Граф»,2014 (ФГОС)

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цель:

изучить

характерные

особенности

строения

и

жизнедеятельности

водорослей

как

представителей низших растений и показать их роль в природе и жизни человека.

Технологии:

проблемного

обучения,

развивающего

обучения,

интерактивные,

критического

мышления.

Решаемые проблемы:

Почему водоросли относят к группе низших растений? Как водоросли размножаются? Какое

строение имеют водоросли? Значение водорослей в природе и жизни человека.

Виды деятельности (элементы содержания, контроль):

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов

действий

и

т

д.):

самостоятельное

определение

проблемы

и

цели

на

разных

этапах

урока;

индивидуальная работа с текстом параграфа – структурирование, разделение на смысловые блоки;

построение речевых высказываний в диалоге; групповое оценивание выполненных заданий по

предложенным

учителем

критериям;

коллективное

выполнение

заданий

учителя

с

помощью

материала

учебника

и

информационных

листов

с

последующей

самопроверкой;

групповая

подготовка кластера о роли водорослей в природе и жизни человека.

Планируемые результаты.

Предметные:

Научиться давать определения понятиям: альгология, низшие растения, слоевище, таллом,

хроматофор, ризоиды, зооспоры, спорофит, гаметофит, фототаксис.

Выявлять существенные признаки состава и строения водорослей.

Характеризовать главные черты, лежащие в основе классификации водорослей.

Распознавать водоросли на рисунках, гербарных материалах.

Описывать особенности строения одноклеточной водоросли на примере хламидомонады.

Обосновывать роль водорослей в природе и в жизни человека.

Метапредметные УУД:

1)

Познавательные:

работать

с

разными

источниками

информации,

анализировать

и

оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую.

2)

Регулятивные: работать по плану, анализировать и оценивать результаты выполнения

работы.

3)

Коммуникативные: слушать и слышать учителя и одноклассников, аргументировать свою

точку зрения; использовать информационные ресурсы для решения учебных задач.

Личностные УУД:

Формирование познавательной самостоятельности и мотивации учения,

научного мировоззрения; понимание значимости растений в жизни человека;

эстетическое восприятие объектов природы.

Средства обучения: гербарные экземпляры водорослей, мультимедийная презентация,

анимации и интерактивные задания электронного образовательного комплекса

«1С Образование», видеоролик, пакеты заданий урока, лист самоконтроля, фотографии.

ХОД УРОКА:

1.

Организационный

момент

(проверка

готовности

к

уроку

и

психологический

настрой).

2.

Актуализация знаний и способов действий

. Проверка знаний учащихся материала

предыдущей темы.

Фронтальная беседа по вопросам:

-Что изучает наука систематика?

-Каково значение науки?

-Кто является основоположником систематики?

- Что такое бинарная номенклатура? Слайд 2

Работа в парах (учащимся предлагаются карточки, на которых записаны систематические

таксоны)

Задание

№1

в

Листе

самоконтроля.

Определить

систематическое

положение

клевера

лугового.

Установить

правильную

последовательность

расположения

систематических

таксонов, начиная с наименьшего.

Самопроверка. Перевернуть

карточки,

на

оборотной

стороне

появится

тема

урока

«Водоросли» (если задание выполнено правильно – 2 балла). Слайд 3

Учащиеся записывают тему в тетрадь «Водоросли, их значение»

На доске появляется термин «Альгология» (наука о водорослях). Слайд 4,5

3.

Постановка учебной задачи.

Вопрос: - Что вам известно о водорослях? (возможные ответы учеников – представители

царства растений, живут в воде, образуют тину и пр.)

- А что бы вы хотели узнать о водорослях на сегодняшнем уроке? ( возможные ответы – их

строение, как они размножаются, питаются, дышат и т д.)

Формулировка цели урока : изучить характерные особенности строения и жизнедеятельности

водорослей как представителей низших растений и показать их роль в природе и жизни человека.

Слайд 6.

- Для достижения цели урока нам предстоит решение следующих

учебных задач: (выведение

задач на экран) Слайд 7.

познакомиться с образом жизни и строением водорослей;

изучить особенности их питания и дыхания;

изучить способы размножения водорослей;

выяснить значение водорослей в природе и жизни человека.

4.

Усвоение новых знаний и способов действий.

Работа в группах.

Учебная задача №1: познакомиться с образом жизни и строением водорослей.

Вопросы для группы 1. ( Работа с информационный листом 1 см. Приложения)

Слайд 8,9,10

o

Когда появились первые водоросли?

o

Где обитают водоросли?

o

Из скольких клеток состоит одна водоросль?

o

Какими могут быть размеры водорослей?

o

Как называется тело водоросли?

o

Что такое ризоиды?

o

Почему водоросли относятся к низшим растениям?

o

Что такое хроматофор?

Задание для группы 2. Прочитать пункт параграфа 36 «Одноклеточные водоросли» на

стр.151-152,

рассмотреть

рисунок

114

«Строение

одноклеточной

водоросли

хламидомонады» и ответить на предложенные вопросы.

Вопросы для группы 2. (Самостоятельная работа с учебником) Слайд 11,12,13

o

Из каких частей состоит тело одноклеточной зелёной водоросли хламидомонады?

o

Какие функции выполняют органоиды клетки хламидомонады?

o

Является ли хламидомонада самостоятельным одноклеточным организмом? Почему?

Учебная задача №2: изучить особенности питания и дыхания водорослей.

Вопросы для группы 3. (Работа с информационным листом) Слайд 14,15

o

Какой тип питания у водорослей?

o

В какой части клетки идёт фотосинтез?

o

Что необходимо водорослям для процесса фотосинтеза?

o

Как происходит процесс дыхания у водорослей?

o

Как называется такой тип дыхания?

Выступления спикеров групп 1,2 и 3.

Учебная задача №3: изучить особенности размножения водорослей.

Задание для всех учащихся класса.

Просмотреть

видеоролик

«Затянулась

бурой

тиной…»

из

кинофильма

«Приключения

Буратино» и высказать свои предположения. Слайд 16,17

- Чем вызвано явление «цветения» пруда?

- Какую окраску приобрела гладь пруда и почему?

(«Цветением»

воды

называют

массовое

размножение

в

ней

водорослей,

обычно

придающих ей зелёный цвет. Тина – скопление водорослей, плавающих густой массой в

стоячей или малопроточной воде).

- Какие еще водные и прибрежно-водные растения вы заметили, просмотрев видеоролик?

(Кувшинка, камыш).

- Являются ли они с научной точки зрения водорослями? (Нет. Они высшие, цветковые,

семенные растения).

- Как же происходит размножение водорослей?

Задание (индивидуальное с последующей самопроверкой).Слайд 18

Просмотрев

анимационный

фрагмент

«Размножение

улотрикса»,

самостоятельно

выполнить задание 2 в Листах самоконтроля .Слайд 19,20,21

Учебная задача №4:выяснить значение водорослей в природе и жизни человека.

Задание для 4-й группы . (Самостоятельная работа с учебником) Слайд 22,23

Используя текст параграфа 36 на стр.153 учебника (пункт «Значение водорослей»),

составить кластер «Значение водорослей».

Выступление спикера группы 4.

5.

Первичное закрепление знаний.

Блиц-опрос. Слайд 24,

( Работа с сигнальными карточками:

зелёная звёздочка – «Да», красная звёздочка – «Нет».)

Определить правильность суждений:

Водоросли произрастают только в воде.

Водоросли могут быть одноклеточными и многоклеточными.

Тело водорослей не подразделено на органы и ткани.

По способу питания водоросли – автотрофы.

Ризоиды – это корни водорослей.

Хламидомонада – многоклеточная зелёная водоросль.

Гаметофит – это половое поколение водорослей.

6.Выводы. Подведение итогов.

Задание. Заполнить пропуски в тексте. Слайд 25

Водоросли – это ____________ растения. Тело водорослей называют ___________ или

____________.

Для

прикрепления

к

грунту

у

многоклеточных

водорослей

имеются

корнеобразные

выросты

_______.

В

клетках

водорослей

пигменты

находятся

в

особых

тельцах,

называемых

____________________.

У

водорослей

___________________

способ

питания.

Самоконтроль. Слайд 26

Подсчёт баллов и выведение оценки. Слайд 27

18 – 20 баллов - оценка «5»

15 – 17 баллов – оценка «4»

10 – 14 баллов – оценка «3»

10 и менее баллов – оценка «2».

6.

Рефлексия. Слайд 28

Выбери и раскрась смайл.

-

на уроке было комфортно и всё понятно

- на уроке немного затруднялся, не всё понятно

- на уроке было трудно, ничего не понял

7. Информация о домашнем задании. Слайд 29

o

Выучить параграф 36.

o

Творческое задание : найти 2-3 интересных факта о водорослях.

ЛИСТ САМОКОНТРОЛЯ

ученика (цы) 7 «А» класса ________________________________________________

Задания

Кол-во

баллов

(mах)

Баллы

(само-

проверка

)

Задание №1. Определить систематическое положение клевера лугового

(используя карточки).

Установить правильную последовательность расположения

систематических таксонов, начиная с наименьшего.

2

Задание № 2

А) Составить схему.

Способы размножения улотрикса

Участвуют Участвуют

______________ ________________

Б) «Найти лишнее».

Из предложенного перечня понятий найти и выделить лишнее:

бесполый способ, зооспора, гамета, спорофит.

Обосновать свой выбор:_________________________________________

3

2

Задание №3. Блиц-опрос. ( Работа с сигнальными карточками:

зелёная – «Да», красная – «Нет».)

Определить правильность суждений.

Водоросли произрастают только в воде.

Водоросли могут быть одноклеточными и многоклеточными.

Тело водорослей не подразделено на органы и ткани.

По способу питания водоросли – автотрофы.

Ризоиды – это корни водорослей.

Хламидомонада – многоклеточная зелёная водоросль.

Гаметофит – это половое поколение водорослей.

7

Задание 4. Заполнить пропуски в тексте.

Водоросли – это ____________ растения. Тело водорослей называют

___________ или ____________. Для прикрепления к грунту у

многоклеточных водорослей имеются корнеобразные выросты

____________. В клетках водорослей пигменты находятся в особых

тельцах, называемых ____________________. У водорослей

___________________ способ питания.

6

Подсчёт баллов и выведение оценки.

18 – 20 баллов - оценка «5»

15 – 17 баллов – оценка «4»

10 – 14 баллов – оценка «3»

9 и менее баллов – оценка «2».

mах =

20

баллов

Итоговый

балл

Оценка

Рефлексия. Выбери и раскрась смайл.

-

на уроке было комфортно и всё понятно

- на уроке немного затруднялся, не всё понятно

- на уроке было трудно, ничего не понял

Информационный лист №1

Водоросли появились около 3 млн. лет назад в воде. Водоросли – преимущественно водные

растения, обитающие как в пресной, так и в морской воде. Также их можно встретить и в почве, в

сырых местах, на деревьях, скалах, на снегу. Некоторые зелёные водоросли живут в симбиозе с

грибами,

образуя

лишайники.

Мелкие

свободноплавающие

водоросли

входят

в

состав

фитопланктона, другие прикрепляются ко дну (фитобентос), иногда, образуя целые заросли.

Среди водорослей есть одноклеточные (хламидомонада, хлорелла) и многоклеточные (фукус,

спирогира).

Водоросли – низшие растения, так как их тело не подразделено на органы и ткани. Единое

тело водоросли - слоевище или таллом. Корней нет. Неподвижные формы прикрепляются ко дну

разветвлёнными корнеобразными выростами – ризоидами.

Размеры водорослей: от микроскопических (одноклеточные) до гигантских (например,

макроцистис до 60 метров).

В клетках водорослей присутствует хлорофилл и другие пигменты, которые находятся в

особых тельцах – хроматофорах. У разных водорослей они имеют разную форму: чашевидную,

спиралевидную, ленточную и т д.

Информационный лист №2

Водоросли являются фотоавтотрофными организмами.

В

особых

тельцах

хроматофорах

клеток

водорослей

присутствует

хлорофилл, благодаря чему водоросли фотосинтезируют (из углекислого

газа

и

воды

на

свету

образуют

органические

вещества

и

выделяют

кислород). Такой тип питания называют автотрофным.

У водорослей аэробный тип дыхания, так как они используют для

расщепления органических веществ кислород, растворённый в воде.

Дыхание

осуществляется

всей

поверхностью

тела

водорослей.

Специальных органов дыхания нет.

Задание для группы 2

(самостоятельная работа с учебником).

Прочитать пункт параграфа 36 «Одноклеточные водоросли»

на стр.151-152 ,

рассмотреть

рисунок

114

«Строение

одноклеточной

водоросли

хламидомонады» и ответить на предложенные вопросы.

Творческое задание для группы 4.

(самостоятельная работа с учебником)

Значение

водорослей



В раздел образования