Автор: Перепелица Елена Викторовна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МБОУ СОШ №3
Населённый пункт: г. Ардон РСО – Алания
Наименование материала: Методическая разработка урока биологии
Тема: "Водоросли. Общая характеристика и значение.7 класс."
Раздел: среднее образование
Урок «Водоросли, их значение».
Класс : 7
Учебник : «Биология. 7 класс. » авт. И.Н.Пономарёва, О.А.Корнилова.
Издательский центр «Вентана-Граф»,2014 (ФГОС)
Тип урока: урок открытия нового знания.
Цель:
изучить
характерные
особенности
строения
и
жизнедеятельности
водорослей
как
представителей низших растений и показать их роль в природе и жизни человека.
Технологии:
проблемного
обучения,
развивающего
обучения,
интерактивные,
критического
мышления.
Решаемые проблемы:
Почему водоросли относят к группе низших растений? Как водоросли размножаются? Какое
строение имеют водоросли? Значение водорослей в природе и жизни человека.
Виды деятельности (элементы содержания, контроль):
Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов
действий
и
т
д.):
самостоятельное
определение
проблемы
и
цели
на
разных
этапах
урока;
индивидуальная работа с текстом параграфа – структурирование, разделение на смысловые блоки;
построение речевых высказываний в диалоге; групповое оценивание выполненных заданий по
предложенным
учителем
критериям;
коллективное
выполнение
заданий
учителя
с
помощью
материала
учебника
и
информационных
листов
с
последующей
самопроверкой;
групповая
подготовка кластера о роли водорослей в природе и жизни человека.
Планируемые результаты.
Предметные:
Научиться давать определения понятиям: альгология, низшие растения, слоевище, таллом,
хроматофор, ризоиды, зооспоры, спорофит, гаметофит, фототаксис.
Выявлять существенные признаки состава и строения водорослей.
Характеризовать главные черты, лежащие в основе классификации водорослей.
Распознавать водоросли на рисунках, гербарных материалах.
Описывать особенности строения одноклеточной водоросли на примере хламидомонады.
Обосновывать роль водорослей в природе и в жизни человека.
Метапредметные УУД:
1)
Познавательные:
работать
с
разными
источниками
информации,
анализировать
и
оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую.
2)
Регулятивные: работать по плану, анализировать и оценивать результаты выполнения
работы.
3)
Коммуникативные: слушать и слышать учителя и одноклассников, аргументировать свою
точку зрения; использовать информационные ресурсы для решения учебных задач.
Личностные УУД:
Формирование познавательной самостоятельности и мотивации учения,
научного мировоззрения; понимание значимости растений в жизни человека;
эстетическое восприятие объектов природы.
Средства обучения: гербарные экземпляры водорослей, мультимедийная презентация,
анимации и интерактивные задания электронного образовательного комплекса
«1С Образование», видеоролик, пакеты заданий урока, лист самоконтроля, фотографии.
ХОД УРОКА:
1.
Организационный
момент
(проверка
готовности
к
уроку
и
психологический
настрой).
2.
Актуализация знаний и способов действий
. Проверка знаний учащихся материала
предыдущей темы.
Фронтальная беседа по вопросам:
-Что изучает наука систематика?
-Каково значение науки?
-Кто является основоположником систематики?
- Что такое бинарная номенклатура? Слайд 2
Работа в парах (учащимся предлагаются карточки, на которых записаны систематические
таксоны)
Задание
№1
в
Листе
самоконтроля.
Определить
систематическое
положение
клевера
лугового.
Установить
правильную
последовательность
расположения
систематических
таксонов, начиная с наименьшего.
Самопроверка. Перевернуть
карточки,
на
оборотной
стороне
появится
тема
урока
«Водоросли» (если задание выполнено правильно – 2 балла). Слайд 3
Учащиеся записывают тему в тетрадь «Водоросли, их значение»
На доске появляется термин «Альгология» (наука о водорослях). Слайд 4,5
3.
Постановка учебной задачи.
Вопрос: - Что вам известно о водорослях? (возможные ответы учеников – представители
царства растений, живут в воде, образуют тину и пр.)
- А что бы вы хотели узнать о водорослях на сегодняшнем уроке? ( возможные ответы – их
строение, как они размножаются, питаются, дышат и т д.)
Формулировка цели урока : изучить характерные особенности строения и жизнедеятельности
водорослей как представителей низших растений и показать их роль в природе и жизни человека.
Слайд 6.
- Для достижения цели урока нам предстоит решение следующих
учебных задач: (выведение
задач на экран) Слайд 7.
познакомиться с образом жизни и строением водорослей;
изучить особенности их питания и дыхания;
изучить способы размножения водорослей;
выяснить значение водорослей в природе и жизни человека.
4.
Усвоение новых знаний и способов действий.
Работа в группах.
Учебная задача №1: познакомиться с образом жизни и строением водорослей.
Вопросы для группы 1. ( Работа с информационный листом 1 см. Приложения)
Слайд 8,9,10
o
Когда появились первые водоросли?
o
Где обитают водоросли?
o
Из скольких клеток состоит одна водоросль?
o
Какими могут быть размеры водорослей?
o
Как называется тело водоросли?
o
Что такое ризоиды?
o
Почему водоросли относятся к низшим растениям?
o
Что такое хроматофор?
Задание для группы 2. Прочитать пункт параграфа 36 «Одноклеточные водоросли» на
стр.151-152,
рассмотреть
рисунок
114
«Строение
одноклеточной
водоросли
хламидомонады» и ответить на предложенные вопросы.
Вопросы для группы 2. (Самостоятельная работа с учебником) Слайд 11,12,13
o
Из каких частей состоит тело одноклеточной зелёной водоросли хламидомонады?
o
Какие функции выполняют органоиды клетки хламидомонады?
o
Является ли хламидомонада самостоятельным одноклеточным организмом? Почему?
Учебная задача №2: изучить особенности питания и дыхания водорослей.
Вопросы для группы 3. (Работа с информационным листом) Слайд 14,15
o
Какой тип питания у водорослей?
o
В какой части клетки идёт фотосинтез?
o
Что необходимо водорослям для процесса фотосинтеза?
o
Как происходит процесс дыхания у водорослей?
o
Как называется такой тип дыхания?
Выступления спикеров групп 1,2 и 3.
Учебная задача №3: изучить особенности размножения водорослей.
Задание для всех учащихся класса.
Просмотреть
видеоролик
«Затянулась
бурой
тиной…»
из
кинофильма
«Приключения
Буратино» и высказать свои предположения. Слайд 16,17
- Чем вызвано явление «цветения» пруда?
- Какую окраску приобрела гладь пруда и почему?
(«Цветением»
воды
называют
массовое
размножение
в
ней
водорослей,
обычно
придающих ей зелёный цвет. Тина – скопление водорослей, плавающих густой массой в
стоячей или малопроточной воде).
- Какие еще водные и прибрежно-водные растения вы заметили, просмотрев видеоролик?
(Кувшинка, камыш).
- Являются ли они с научной точки зрения водорослями? (Нет. Они высшие, цветковые,
семенные растения).
- Как же происходит размножение водорослей?
Задание (индивидуальное с последующей самопроверкой).Слайд 18
Просмотрев
анимационный
фрагмент
«Размножение
улотрикса»,
самостоятельно
выполнить задание 2 в Листах самоконтроля .Слайд 19,20,21
Учебная задача №4:выяснить значение водорослей в природе и жизни человека.
Задание для 4-й группы . (Самостоятельная работа с учебником) Слайд 22,23
Используя текст параграфа 36 на стр.153 учебника (пункт «Значение водорослей»),
составить кластер «Значение водорослей».
Выступление спикера группы 4.
5.
Первичное закрепление знаний.
Блиц-опрос. Слайд 24,
( Работа с сигнальными карточками:
зелёная звёздочка – «Да», красная звёздочка – «Нет».)
Определить правильность суждений:
•
Водоросли произрастают только в воде.
•
Водоросли могут быть одноклеточными и многоклеточными.
•
Тело водорослей не подразделено на органы и ткани.
•
По способу питания водоросли – автотрофы.
•
Ризоиды – это корни водорослей.
•
Хламидомонада – многоклеточная зелёная водоросль.
•
Гаметофит – это половое поколение водорослей.
6.Выводы. Подведение итогов.
Задание. Заполнить пропуски в тексте. Слайд 25
Водоросли – это ____________ растения. Тело водорослей называют ___________ или
____________.
Для
прикрепления
к
грунту
у
многоклеточных
водорослей
имеются
корнеобразные
выросты
_______.
В
клетках
водорослей
пигменты
находятся
в
особых
тельцах,
называемых
____________________.
У
водорослей
___________________
способ
питания.
Самоконтроль. Слайд 26
Подсчёт баллов и выведение оценки. Слайд 27
18 – 20 баллов - оценка «5»
15 – 17 баллов – оценка «4»
10 – 14 баллов – оценка «3»
10 и менее баллов – оценка «2».
6.
Рефлексия. Слайд 28
Выбери и раскрась смайл.
-
на уроке было комфортно и всё понятно
- на уроке немного затруднялся, не всё понятно
- на уроке было трудно, ничего не понял
7. Информация о домашнем задании. Слайд 29
o
Выучить параграф 36.
o
Творческое задание : найти 2-3 интересных факта о водорослях.
ЛИСТ САМОКОНТРОЛЯ
ученика (цы) 7 «А» класса ________________________________________________
Задания
Кол-во
баллов
(mах)
Баллы
(само-
проверка
)
Задание №1. Определить систематическое положение клевера лугового
(используя карточки).
Установить правильную последовательность расположения
систематических таксонов, начиная с наименьшего.
2
Задание № 2
А) Составить схему.
Способы размножения улотрикса
Участвуют Участвуют
______________ ________________
Б) «Найти лишнее».
Из предложенного перечня понятий найти и выделить лишнее:
бесполый способ, зооспора, гамета, спорофит.
Обосновать свой выбор:_________________________________________
3
2
Задание №3. Блиц-опрос. ( Работа с сигнальными карточками:
зелёная – «Да», красная – «Нет».)
Определить правильность суждений.
Водоросли произрастают только в воде.
Водоросли могут быть одноклеточными и многоклеточными.
Тело водорослей не подразделено на органы и ткани.
По способу питания водоросли – автотрофы.
Ризоиды – это корни водорослей.
Хламидомонада – многоклеточная зелёная водоросль.
Гаметофит – это половое поколение водорослей.
7
Задание 4. Заполнить пропуски в тексте.
Водоросли – это ____________ растения. Тело водорослей называют
___________ или ____________. Для прикрепления к грунту у
многоклеточных водорослей имеются корнеобразные выросты
____________. В клетках водорослей пигменты находятся в особых
тельцах, называемых ____________________. У водорослей
___________________ способ питания.
6
Подсчёт баллов и выведение оценки.
18 – 20 баллов - оценка «5»
15 – 17 баллов – оценка «4»
10 – 14 баллов – оценка «3»
9 и менее баллов – оценка «2».
mах =
20
баллов
Итоговый
балл
Оценка
Рефлексия. Выбери и раскрась смайл.
-
на уроке было комфортно и всё понятно
- на уроке немного затруднялся, не всё понятно
- на уроке было трудно, ничего не понял
Информационный лист №1
Водоросли появились около 3 млн. лет назад в воде. Водоросли – преимущественно водные
растения, обитающие как в пресной, так и в морской воде. Также их можно встретить и в почве, в
сырых местах, на деревьях, скалах, на снегу. Некоторые зелёные водоросли живут в симбиозе с
грибами,
образуя
лишайники.
Мелкие
свободноплавающие
водоросли
входят
в
состав
фитопланктона, другие прикрепляются ко дну (фитобентос), иногда, образуя целые заросли.
Среди водорослей есть одноклеточные (хламидомонада, хлорелла) и многоклеточные (фукус,
спирогира).
Водоросли – низшие растения, так как их тело не подразделено на органы и ткани. Единое
тело водоросли - слоевище или таллом. Корней нет. Неподвижные формы прикрепляются ко дну
разветвлёнными корнеобразными выростами – ризоидами.
Размеры водорослей: от микроскопических (одноклеточные) до гигантских (например,
макроцистис до 60 метров).
В клетках водорослей присутствует хлорофилл и другие пигменты, которые находятся в
особых тельцах – хроматофорах. У разных водорослей они имеют разную форму: чашевидную,
спиралевидную, ленточную и т д.
Информационный лист №2
Водоросли являются фотоавтотрофными организмами.
В
особых
тельцах
–
хроматофорах
клеток
водорослей
присутствует
хлорофилл, благодаря чему водоросли фотосинтезируют (из углекислого
газа
и
воды
на
свету
образуют
органические
вещества
и
выделяют
кислород). Такой тип питания называют автотрофным.
У водорослей аэробный тип дыхания, так как они используют для
расщепления органических веществ кислород, растворённый в воде.
Дыхание
осуществляется
всей
поверхностью
тела
водорослей.
Специальных органов дыхания нет.
Задание для группы 2
(самостоятельная работа с учебником).
Прочитать пункт параграфа 36 «Одноклеточные водоросли»
на стр.151-152 ,
рассмотреть
рисунок
114
«Строение
одноклеточной
водоросли
хламидомонады» и ответить на предложенные вопросы.
Творческое задание для группы 4.
(самостоятельная работа с учебником)
Значение
водорослей