Автор: Булхак Светлана Борисовна
Должность: учитель изо
Учебное заведение: ГОБОУ "ЦАО"
Населённый пункт: Великий Новгород
Наименование материала: конспект урока по СБО 6 класс
Тема: "Сервировка стола"
Раздел: среднее образование
Конспект урока
6 класс.
Предмет: Домоводство
Тема урока: Сервировка стола.
Цель
урока: познакомить
с
понятием
«Сервировка
стола»,
с
правилами
сервировки, предметами сервировки. Научить приемам сервировки стола.
Коррекционная цель: развивать эстетический вкус, внимательность,
аккуратность.
Воспитательная цель: воспитывать самостоятельность, создавать условия
для воспитания чувства прекрасного.
Тип урока: комбинированный.
Методы обучения: рассказ, беседа, самостоятельная работа.
Оборудование урока: ИКТ- презентация к уроку, фильм "Сервировка
праздничного стола", посуда и приборы, салфетки, скатерть и т.д.
Дидактические обеспечение: раздаточный материал (карточки для
самостоятельной работы)
Термины и понятия: сервировка
Ход урока:
I.Организационный момент.
Проверка готовности класса к уроку, отметить отсутствующих.
II.Повторение изученного материала
- Что мы проходили на прошлом уроке? (ответ учеников)
- Прежде чем перейти к теме нашего урока, давайте ответим на вопросы:
1.
Назовите букву, которая стоит после буквы «О» (П)
2.
Какая буква между «Н» и «П» (О)
3.
Перед буквой «Т» (С)
4.
После буквы «Т» (У)
5.
Пятая по счету (Д)
6.
Первая в алфавите (А)
Какое слово у нас получилось? (ПОСУДА) - об этом мы сегодня будем с
вами говорить.
-Посуда – это хозяйственные предметы, предназначенные для еды, питья,
приготовления пищи и хранения продуктов. О посуде, как правильно ее
расставлять на столе, то есть сервировать стол мы будем сегодня говорить на
уроке.
Тема нашего урока: "Сервировка стола". Запишите в тетради.
III.Изучение нового материала
- Сервировка стола – это подготовка и оформление стола для приема пищи.
Презентация слайд №1,2
Сервировка стола – это разумное, удобное и аккуратное расположение на нем
всех предметов для застолья, а вслед за этим и правильная подача блюд.
Современная сервировка проста. Нагромождение посуды мешает сидеть за
столом, создает неудобство, тесноту. Только особо парадный, банкетный стол
требует специальной сервировки, не всегда уместной в обычной домашней
обстановке.
- слайд№3 Блюдам не должно быть тесно за праздничным столом,
достаточно только самой необходимой для конкретного повода хорошей
посуды. Конечно, лучше если это будет сервиз, даже самый скромный. А к
нему желательно подобрать сочетающуюся по цвету скатерть.
-слайд №4 Каждый вид сервировки должен соответствовать времени дня,
характеру и количеству подаваемых блюд и напитков.
-слайд №5 Посуда и приборы, которыми сервируют стол, должны быть
«отполированы». Даже если они хранились чистыми, необходимо еще раз
промыть их и вытереть насухо до блеска. Мутные бокалы, пятна на тарелках
или чашках способны испортить настроение гостям, подорвать репутацию
хозяйки дома.
-слайд №6 По количеству участников трапезы сервируют стол
индивидуальными тарелками приборами. На равном расстоянии одну от
другой и ближе к краю стола ставят большие, мелкие тарелки.
На каждую мелкую тарелку помещают закусочную, а слева от нее и ближе к
краю стола.
-слайд №7 Последовательность расположения столовых приборов рядом с
тарелкой должна совпадать с порядком подачи блюд. С правой стороны от
тарелок кладут ножи: сначала большой столовый, лезвием к тарелке, затем
закусочный, также лезвием к тарелке. Рядом с ножом кладут столовую ложку
вогнутой стороной вверх. С левой стороной от тарелок размещают вилки:
сначала столовую, затем закусочную, зубцами вверх.
Такой порядок сервировки столовых приборов обусловлен тем, что сначала
берут крайние от тарелки нож и вилку – к закуске, а позднее – к горячему
блюду.
-слайд №8 Рюмки, бокалы, фужеры или стаканы ставят перед тарелкой
справа налево, в соответствии с порядком подачи напитков.
-слайд №9 Поверх закусочных тарелок кладут полотняные салфетки –
обязательно индивидуальные. Их можно сложить «ракетой», «тюльпаном»,
«треугольником», «книжечкой», «парусом».
-слайд №10 Непосредственно перед приходом гостей на противоположных
концах стола размещают хлебницы, а также приборы со специями.
По всей свободной площади центра стола расставляют блюда с холодными
закусками и салаты в салатниках.
-слайд №11 Последовательность сервировки стола:
1.
Накрывают стол скатертью
2.
Расставляют тарелки
3.
Раскладывают столовые приборы
4.
Расставляют стеклянную и хрустальную посуду
5.
Складывают и расставляют салфетки.
6.
Ставят цветы, расставляют наборы для специй.
Физкультминутка. Загадки – разгадки:
1.
Для нас она необходима,
Ведь пищу из нее едим мы.
Глубокая и мелкая
Зовут ее…. (тарелкою)
2.
Лишь для хлеба создана,
Бережет его она.
(хлебница)
3.
Имеет хобот, а не слон,
Он чашкам отдает поклон.
(Чайник)
4.
У нее зубцы стальные
Длинные и острые
Ею подцеплять куски
Очень даже просто нам!
(вилка)
-Записать последовательности сервировки стола (ученики записывают в
тетради)
Работа по карточкам. (выдаются карточки на парту каждому ученику)
Наименование
Применение
Кастрюля, сковорода
Столовый предмет, которым едят
Чашка, кружка, стакан, бокал
Посуда, из которой едят
Хлебница
Посуда для питья
Вилка, ложка, нож
Посуда для приготовления пищи
Тарелка
Чаша для хлеба
- Сейчас мы посмотрим фильм "Сервировка праздничного стола".
IV.Закрепление нового материала
Практическая работа: Сервировка стола.
-Прежде чем мы приступим к практической работе, давайте вспомним
правила безопасности при работе со столовыми приборами.
-Чем мы будем заниматься? (ответ учеников: сервировать стол).
-Ученики расставляют посуду, после этого учитель оценивает выполненную
работу.
-О чем мы сегодня говорили на уроке? Чем занимались? Что вам
понравилось? (ответ учеников)
V.Итог урока
- Ребята, мы сегодня с вами говорили о сервировке стола, работали по
карточкам, отвечали на вопросы, выполняли сервировку стола
самостоятельно и заслужили оценки.
Выставление оценок.
Наименование
Применение
1
Кастрюля, сковорода
А Столовый предмет, которым едят
2
Чашка, кружка, стакан, бокал
Б
Посуда, из которой едят
3
Хлебница
В Посуда для питья
4
Вилка, ложка, нож
Г
Посуда для приготовления пищи
5
Тарелка
Д Чаша для хлеба
Наименование
Применение
1
Кастрюля, сковорода
А Столовый предмет, которым едят
2
Чашка, кружка, стакан, бокал
Б
Посуда, из которой едят
3
Хлебница
В Посуда для питья
4
Вилка, ложка, нож
Г
Посуда для приготовления пищи
5
Тарелка
Д Чаша для хлеба
Наименование
Применение
1
Кастрюля, сковорода
А Столовый предмет, которым едят
2
Чашка, кружка, стакан, бокал
Б
Посуда, из которой едят
3
Хлебница
В Посуда для питья
4
Вилка, ложка, нож
Г
Посуда для приготовления пищи
5
Тарелка
Д Чаша для хлеба
Наименование
Применение
1
Кастрюля, сковорода
А Столовый предмет, которым едят
2
Чашка, кружка, стакан, бокал
Б
Посуда, из которой едят
3
Хлебница
В Посуда для питья
4
Вилка, ложка, нож
Г
Посуда для приготовления пищи
5
Тарелка
Д Чаша для хлеба
Наименование
Применение
1
Кастрюля, сковорода
А Столовый предмет, которым едят
2
Чашка, кружка, стакан, бокал
Б
Посуда, из которой едят
3
Хлебница
В Посуда для питья
4
Вилка, ложка, нож
Г
Посуда для приготовления пищи
5
Тарелка
Д Чаша для хлеба
Наименование
Применение
1
Кастрюля, сковорода
А Столовый предмет, которым едят
2
Чашка, кружка, стакан, бокал
Б
Посуда, из которой едят
3
Хлебница
В Посуда для питья
4
Вилка, ложка, нож
Г
Посуда для приготовления пищи
5
Тарелка
Д Чаша для хлеба
Последовательность сервировки стола:
1.
Накрывают стол скатертью
2.
Расставляют тарелки
3.
Раскладывают столовые приборы
4.
Расставляют стеклянную и хрустальную посуду
5.
Складывают и расставляют салфетки.
6.
Ставят цветы, расставляют наборы для специй.
Последовательность сервировки стола:
1.
Накрывают стол скатертью
2.
Расставляют тарелки
3.
Раскладывают столовые приборы
4.
Расставляют стеклянную и хрустальную посуду
5.
Складывают и расставляют салфетки.
6.
Ставят цветы, расставляют наборы для специй.
Последовательность сервировки стола:
1.
Накрывают стол скатертью
2.
Расставляют тарелки
3.
Раскладывают столовые приборы
4.
Расставляют стеклянную и хрустальную посуду
5.
Складывают и расставляют салфетки.
6.
Ставят цветы, расставляют наборы для специй.
Последовательность сервировки стола:
1.
Накрывают стол скатертью
2.
Расставляют тарелки
3.
Раскладывают столовые приборы
4.
Расставляют стеклянную и хрустальную посуду
5.
Складывают и расставляют салфетки.
6.
Ставят цветы, расставляют наборы для специй.
Последовательность сервировки стола:
1.
Накрывают стол скатертью
2.
Расставляют тарелки
3.
Раскладывают столовые приборы
4.
Расставляют стеклянную и хрустальную посуду
5.
Складывают и расставляют салфетки.
6.
Ставят цветы, расставляют наборы для специй.