Напоминание

Формирование универсальных учебных действий обучающихся


Автор: Анурова Наталья Ивановна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ "Фруктовская средняя общеобразовательная школа"
Населённый пункт: п.Фруктовая
Наименование материала: статья
Тема: Формирование универсальных учебных действий обучающихся
Раздел: полное образование





Назад




Н.И. Анурова учитель географии МБОУ «Фруктовская средняя общеобразовательная школа» Луховицкого муниципального района
Формирование универсальных учебных действий обучающихся

(личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных)

в образовательном процессе школы.
Специфика современного мира состоит в том, что он меняется всё более быстрыми темпами, поэтому знания, полученные обучающимися в школе, устаревают раньше, чем они успевают применить их на практике. Современное общество требует ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. [1, с.1] Концепция развития образования РФ даёт нам общее представление о современном фундаментальном образовании – «это такое образование, благодаря которому любой человек, в любом возрасте способен самостоятельно работать, получать образование и переучиваться для того, чтобы реализовать себя, «найти себе место в современном обществе»». Неслучайно приоритетным направлением ФГОС второго поколения является формирование универсальных учебных действий, как важнейшей составляющей фундаментального ядра образования. - «Научить детей учиться – ключевая задача образования». Для этого должен быть изменен способ обучения.Главное направление новых стандартов – усиление заботы о развивающей стороне обучения, о формировании у школьников умения учиться. [2, с.4] Современная система образования призвана вооружить ребенка универсальными способами действий, которые помогут ему развиваться и совершенствоваться, а формирование способности и готовности обучающихся реализовывать УУД, позволит повысить эффект образовательного и воспитательного процесса в школе.
Универсальные учебные действия - способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. [1, с.3] Универсальные учебные действия представляют собой действия широкой направленности (познавательного, коммуникативного, исследовательского, практического, организационного, оценочного характера), которые применимы не только в различных предметных областях, но и в обычных жизненных ситуациях. Это результаты, которые формируют у школьника способность самостоятельно осваивать новые компетенции, т.е. представляют собой умение учиться. К универсальным действиям, осваиваемым обучающимися на уроках географии, можно отнести:  Умение пользоваться географической картой – языком международного общения.  Умение пользоваться современными информационными технологиями;  Владение научными географическими понятиями;  Умение видеть проблемы и ставить вопросы;  Умение анализировать информацию из различных источников, классифицировать ее и группировать;  Умение наблюдать и исследовать местность, ориентироваться в пространстве;  Умение делать выводы, сравнивать и составлять описания и характеристики. УУД в географическом образовании школьников выполняют следующие функции:  Обеспечивают деятельностный характер организации учебного процесса, т.е. учебная деятельность выстраивается таким образом, чтобы ребенок осознавал все этапы ее осуществления (от целеполагания до рефлексии);
 Позволяют школьнику освоить различные виды деятельности (познавательную, организационную, коммуникативную, оценочную, рефлексивную, исследовательскую, проектную, практическую и др.)  Раскрывают связь теории с практикой обучения, с жизнью;  Обеспечивают успешное усвоение географических знаний, формирование умений;  Способствуют личностному и профессиональному самоопределению школьников;  Закладывают основы для формирования компетенций в условиях профессионального образования. В рамках современного урока особое внимание учитель должен уделять планированию учебной деятельности, так как она является основополагающим фактором всей методической системы. На каждом этапе урока формируются определенные УУД. Этап урока Формируемые познавательные УУД Организационный момент извлечь информацию, ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания, формулировка темы урока Актуализация знаний ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания Изучение новой темы постановка проблемы, выбор источников информации анализ и обобщение фактов и явлений Выявлять причины и следствия явлений Подведение итогов Рефлексия учебной деятельности умение структурировать знания, презентовать их; составлять публичное выступление Уроки, построенные в соответствии с технологией cистемно- деятельностного подхода, где на каждом этапе урока указаны виды формируемых универсальных учебных действий. учат обучающихся лучше рассуждать, думать, анализировать, главное - самостоятельно решать ставшие перед ними проблемы, ставить цели и их добиваться. Они учатся общаться, уважать мнение каждого и считаться друг с другом. В заключение хочется отметить, что формирование универсальных учебных действий возможно на уроках географии при использовании различных
современных педагогических технологий, при условии готовности учителя к сотрудничеству с учащимися и другими учителями предметниками.
Список используемой литературы:
1. Родыгина О.А «Формирование универсальных учебных действий в школьном курсе «География России»» 2. Беловолова Е.А. География : формирование универсальных учебных действий : 5-9 классы: методическое пособие / Е.А. Беловолова.- М.: Вентана-Граф, 2014 г 3. Воровщиков С.Г. Учебно-познавательная ком п е т е н т н о с т ь старшеклассников: состав, структура, деятельностный компонент: монография. – М., 2006. 4. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действий к мысли. Система заданий: пособие для учителя. – М., Просвещение, 2001.


В раздел образования