Автор: Сокерина Светлана Леонидовна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МОУ "СОШ №21 с углублённым изучением отдельных предметов"
Населённый пункт: г. Ухта Республики Коми
Наименование материала: Учебно–методический материал по вопросам избирательного права
Тема: Инновационные методы формирования правовой культуры
Раздел: полное образование
Учебно –методические материалы
по
вопросам избирательного права.
Выполнила:
Сокерина Светлана Леонидовна, учитель истории и
обществознания МОУ «СОШ № 21 с углублённым изучением
отдельных предметов» г. Ухты РК.
Пояснительная записка.
Сто пятьдесят лет назад, оценивая достижения человечества, один из
идеологов славянофильства К.С. Аксаков отмечал: «При невероятных
материальных усовершенствованиях, при необъяснимом богатстве способов
и средств для жизни, чувствуется и слышится повсюду страшная бедность
души, оскудение внутреннего родника жизни, для которого только и можно
трудиться и работать, при котором только и имеют цену все открытия и
утехи».
Думаю, приведённая цитата имеет прямое отношение и к сегодняшнему дню.
В ХХI веке положение личности в обществе, её благополучие, возможность
реализовать свои возможности и потребности во многом зависят от
гуманизации образования.
Гуманизация образования – это обращение к личности, индивидуальности,
создание условий для наиболее полного раскрытия и реализации
потенциальных, творческих возможностей человека.
В проблеме гуманизации образования выделяются два аспекта:
индивидуализация обучения (личностно ориентированное образование
предполагает осознание учениками целей каждого занятия, принятие их как
своих личных задач) и гуманитаризация образования.
Гуманитаризация образования предполагает изучение человека как
открытой системы, его связей с социальным миром посредством
гуманитарных дисциплин, в том числе и историко-обществоведческих
дисциплин. Впервые за многие годы в России к ориентирам образовательной
политики в рамках гуманитаризации образования отнесены идеалы
патриотического сознания – служение Родине, верность своему Отечеству,
готовность к выполнению гражданского долга, формирование активной
гражданской и жизненной позиции.
Большую роль в реализации данного направления играет изучение вопросов
политико-правовой сферы общества на уроках истории, обществознания и во
внеклассной работе по этим предметам.
Как известно, «политика» в переводе с греческого означает «искусство
управлять государством». Умение управлять подразумевает среди прочего и
умение учитывать точку зрения народа по важнейшим аспектам жизни
страны, по вопросу о перспективах и путях её дальнейшего развития.
Знание этой точки зрения – один из элементов общего знания, которое
получают наши ученики в рамках изучения курсов истории и
обществознания. Именно в ходе всенародных выборов и референдумов
прежде всего и проявляет себя демократический принцип народовластия.
Именно они полнее всего отражают настроения и предпочтения,
господствующие в обществе.
Сегодня в России регулярно проходят в органы власти. Впрочем,
определённые традиции в нашем обществе сложились уже давно: вспомним
Новгородскую республику, Земские соборы, выборы в Государственную думу
в дореволюционный период.
В современной России выборы в органы государственной власти – это
своеобразный смотр политических сил, выявление степени их влиянии и
авторитета. Кроме того, накануне распада СССР и в начальный период
существования РФ российский народ участвовал в голосованиях на
референдумах, во многом определявших судьбу государства.
Возможность доходчиво и в полном соответствии с жизнью рассказывать
учащимся о политической ситуации в России, подготовить к
самостоятельному выбору, который им предстоит в скором времени сделать,
- цель преподавателя истории и обществознания как на уроках, так и во
внеклассной работе по предмету.
Чтобы подготовиться к разговору с учащимися о современной политической
ситуации в стране, учителю целесообразно:
- уяснить состав политического спектра, расстановку политических сил,
основные вехи истории их формирования в современной России
- выбрать источники информации, наиболее доступные и содержащие
максимально подробные данные
- обеспечить регулярный просмотр выбранных источников информации
- использовать собранные данные на занятиях, разъясняя учащимся важные
вопросы политической жизни России.
В данной работе автором представлена апробированная на практике
подборка учебно-методических материалов по такому аспекту политической
жизни как всенародные выборы и референдумы, используемых в учебной и
внеклассной работе по истории и обществознанию. На занятиях применяю
современные образовательные технологии, групповые, дифференцированные
и
индивидуальные
формы
обучения.
Использование
яркой
наглядности,
большого количества дополнительного материала делают уроки интересными
и
любимыми
для
многих
учащихся.
Обязательно
учитываю
возрастные
особенности детей и уровень подготовленности классов. Широко и успешно
применяю проектную технологию, особенно в работе с «сильными» детьми,
развивая их способности и возможности; использую на уроках технологии
активизации
мыследеятельности,
развивая
базовые
компетентности
учащихся.
В
результате
ученики
на
уроках
активны,
владеют
навыками
самообразования, сотрудничества, работы с информативными источниками,
умеют вычленять главное, сравнивать, обобщать, анализировать. Успешно
формируется культура общения.
Такие занятия обогащают учащихся новыми знаниями и идеями по темам
избирательного права и избирательного процесса, к которым они возвратятся
уже после школы в разных жизненных ситуациях. Но право выбора остаётся
за ними, решение будет зависеть от их интеллекта, убеждений, жизненной и
гражданской позиции.
Афинская демократия при Перикле.
(урок по истории Древнего мира в 5классе).
Цели:
1. Обучающие: закрепление знаний по теме « Возвышение Афин в 5 веке до
н. э., усвоение знаний истории расцвета афинской демократии.
2. Развивающие: формирование общеучебных умений и навыков:
анализировать исторические события и делать логические выводы, решать
исторические проблемы, устанавливать коммуникацию в коллективной
работе.
3.Воспитательные: воспитывать у учащихся гражданственность
Оборудование:
1. Карта « Древняя Греция».
2. Таблица « Афинская демократия»
3. Карта- схема « Афинский Акрополь».
Ход урока:
Учащимся дается установка: во время изложения новой темы внимательно
следить за ходом рассуждений учителя и учеников, отвечать на вопросы,
проводить сравнительный анализ, выводы. Учащимся предлагается в конце
урока сделать вывод, решив следующую проблемную задачу:
В 5 веке до н. э. Афины превратились в самое могущественное греческое
государство. Власть в Афинах принадлежала демосу. Докажите, что
демократия достигает своего наивысшего расцвета при Перикле.
Можно ли считать такое государство справедливым и образцовым?
Фронтальный опрос:
- Что такое демократия?
- Когда в Афинах устанавливается демократия? (594 г. до н. э.)
- Кому принадлежала власть в Афинах до реформ Солона? (аристократам,
аристократии)
-Что заставило Солона пойти на реформы? (всевластие знати, неравенство
между богатыми и бедными привело к восстанию демоса)
- Что важного было в реформах Солона? (отмена долгового рабства, отмена
законов Драконта, выборность архонтов и других государственных
должностей из демоса)
- Почему Солон вызвал недовольство и знати, и демоса? ( аристократия
потеряла власть, демос требовал передела земли, на который Солон не
пошёл).
Вывод: законы Солона заложили в Афинах основы демократии.
После победы греков над персами в ходе Греко-персидских войн в 5 веке до
н. э. начинается возвышение Афин и продолжается проведение
демократических преобразований.
Изучение новой темы.
Людям издавна свойственно выбирать. Вообще способность останавливаться
на чём-то одном из нескольких вариантов - почтеннейшее качество
человеческих существ, во многом определившее их дальнейшую судьбу.
Уже на первобытнообщинной стадии исторического развития человечества
выборы играли большую общественную роль. На общих собраниях
выбирались предводительницы и позже предводители. Тогдашние выборы
были своеобразной зарницей демократии – первобытной по своему
характеру.
Настоящий демократический «взрыв» произошёл в античные времена в
Афинах. В Афинском полисе родилась демократия. В результате реформ
Солона общим для афинян стало уважение законов, достаточно активное и
сознательное участие в политической жизни, в частности в формировании
органов власти путём выборов. Своего расцвета афинская демократия
достигает при правлении первого стратега Перикла – 443- 429 г.г. до н. э.
I
. Перикл, его друзья и враги.
Сообщение о Перикле.
II. Народное собрание.
Вопрос классу: Кто мог принять участие в Народном Собрании?
1. граждане Афин (демос и знатные)
2. мужчины с 20-летнего возраста.
Ни одно помещение города не могло вместить всех граждан. Для решения
государственных дел собирались 3-4 раза в месяц на пологом холме в
западной части города.
Вопрос классу: Как вы думаете, какие важные государственные вопросы
могло решать Народное Собрание?
-Народное Собрание выбирало путём поднятия рук первого стратега
сроком на один год: руководил флотом, армией, ведал отношениями Афин с
другими государствами.
- Тайным голосованием объявляло войну, утверждало мирные договоры,
принимало законы.
-Собрание распоряжалось казной и утверждало расходы стратегов.
Для неугодных политиков (опасных для демократии) был введён суд черепков
(остраконов). Отсюда термин – остракизм. А происходило это так.
Раз в году на рыночной площади (агоре) собирались все граждане города и,
получив глиняные черепки, царапали имена политиков, которых хотели
изгнать. Кандидат, набравший наибольшее количество голосов, должен был
покинуть Афины на 10 лет. Хороший и действительно демократичный
обычай.
Ребята выясняют, что одним из важнейших принципов демократии,
сохранившим значимость и в наши дни, является выборность органов
государственной власти. Именно через выборы народ может повлиять
на своих правителей. Выборы служат, прежде всего, выражением своего
отношения к различным людям, претендующим на власть
III. За государственную службу платили деньги из казны.
В Афинах, кроме стратегов, существовало много должностей по управлению
полисом.
Вопрос классу: Как вы думаете, какие это должности? (судьи, сборщики
налогов, смотрители рынка, смотрители дорог и др.)
Пример: в Афинах было несколько тысяч судей, 5 смотрителей дорог, 10
городских надзирателей, 10 хлебных контролёров, 10 надзирателей за мерами
весов на рынке и т.д.
Должности выбирали по жребию: кому достанется особый камешек, тот и
считается избранным.
Учитель обращает внимание ребят, что многие вопросы и выборы на
государственную службу осуществлялись тайным голосованием, т. е.
каждый мог не боясь выразить своё мнение, без оказания определённого
давления со стороны.
Вопрос классу: Почему же стратега выбирали поднятием рук?
Афиняне считали, что не каждый обладал талантом полководца. Они 15 лет
подряд избирали Перикла первым стратегом. Каждый год Перикл слагал свои
полномочия и отчитывался перед народом. И каждый год афиняне избирали
его вновь.
Вопрос классу: что вы знаете о делах Перикла, за которые граждане
постоянно оказывали ему доверие на ежегодных выборах?
Выборы в Афинах были периодичными и представительными.
- проходили ежегодно
- участие граждан в выборах должно быть максимальным, и именно они
определяют, кто должен получить власть.
Занятие должностей было почётным. И никой оплаты за это первоначально
не полагалось. Поэтому беднейшие граждане уклонялись от жеребьёвки.
Вопрос классу: Как вы думаете почему? (им было не до службы государству,
суметь бы заработать себе на хлеб).
И тогда Перикл предлагает принять закон, по которому за каждый рабочий
день платили деньги из казны. И этих денег должно было хватить на покупку
хлеба, овощей, рыбы.
Впервые в истории была введена плата за исполнение выборных должностей.
Вопрос классу:
Можно ли считать такое государство справедливым и образцовым?
Чтобы ответить на этот вопрос, ребята работают с историческими
документами:
1. « Из речи Перикла», с. 183.
2. « Греческий учёный Аристотель о демократии», с. 185.
3. « Афинский мудрец Сократ», с. 188.
В результате обсуждения, ребята приходят к выводу, что у афинской
демократии были свои недостатки: В выборах не могли участвовать
некоренные жители Афин, женщины, рабы. Афинская демократия носит
противоречивый и ограниченный характер.
Вывод по уроку: с тех пор в мировой истории наблюдается развитие и
совершенствование демократии как политического режима, который
оказался наиболее перспективным на большей части земного шара, о чём
свидетельствует политическая карта мира.
Список использованной литературы:
1.Вигасин А.А., Годер Г. И., Свенцицкая И.С. История Древнего мира. 5
класс. М., «Просвещение», 2005.
2.Гречко П.К. Введение в обществознание. М., «Уникум – Центр»
«Поматур», 2000.
3.Соколов Я.В. Граждановедение. М., НВЦ «Гражданин», 1998.
Урок – ролевая игра (проектная технология)
«Политика и Я. Сложна ли роль избирателя?»
(Спаренный урок обществознания в 11 классе по теме
«Политико-правовая жизнь общества»)
Цель и задачи урока:
1. Обучающие:
решение
учебной
проблемы
«Сложна
ли
роль
избирателя?»
посредством объединения творческих мыслей учащихся, создание «коллективного
мозга».
2. Развивающие: формирование умений отвечать в эмоционально – напряженной
обстановке, обучение уважительному отношению к оппоненту при разных точках
зрения,
формирование
умений
задавать
вопросы,
анализировать
и
оценивать
выступления.
3. Воспитывающие:
формирование
активной
гражданской
позиции,
повышение
позитивной самооценки.
Подготовительный этап:
За 10 дней до урока начинается подготовительная работа:
1)
класс делится на группы; очень важно, чтобы в каждой группе были ученики с
примерно одинаковым уровнем подготовки.
Группы: - политические партии (по 3-4 представителя)
- избирательная комиссия (3-4 человека)
- электорат
2) Каждая группа получает задания:
- политические партии: составить предвыборную программу, провести предвыборную
кампанию, подготовиться к дебатам.
- избирательная комиссия: подготовить деловую документацию, которая потребуется в
ходе выборов. Основной документ группы – протокол голосования.
- электорат: определить критерии, по которым вы будете делать свой выбор в ходе
избирательной кампании; определить вопросы для обсуждения в ходе дебатов.
3) Учитель осуществляет контроль за деятельностью групп, проводит групповые и
индивидуальные консультации, собеседования.
4) Непосредственно перед уроком:
-
расстановка
парт:
электорат,
избирательная
комиссия,
политические
партии,
«свободный микрофон»;
- оформление доски:
а) тема
б) рейтинг политических партий
до выборов
после выборов
КПРФ
ЛДПР
Единая Россия
Партия радикальной анархистской молодежи
( смоделированная учащимися)
Ребята сами определили список политических партий.
в)
критерий
выбора:
цель,
средства
достижения,
аргументация,
язык,
личность
кандидата.
г) вопросы для обсуждения:
- характеристика партии, цель и задачи;
- образование;
- военная реформа;
- социальная политика;
- реализация прав граждан;
- проблемы малого бизнеса.
Ход урока:
1.
Организационный момент
2.
Основной этап.
3.
Вступительное слово учителя:
Главный вопрос политико-правовой жизни общества – это вопрос о власти. В
условиях
демократического
государства
каждый
гражданин
имеет
право
принять
участие в управлении делами общества и государства как непосредственно, так и
путем воздействия на политику, на власть через своих представителей. Для этого
личности предоставляются политические права и свободы: право избирать и быть
избранным в органы государственной власти, право объединяться в общественные
организации, в том числе и политические партии, право проводить митинги, шествия и
демонстрации.
При
этом
каждый
человек
занимает
определенное
место
в
политической структуре общества и выполняет с ним определенные функции.
Политические
роли
личности
многообразны:
роль
избирателя,
роль
депутата,
участника митинга, члена партии и т.п.
Каждый
гражданин
в
зависимости
от
жизненных
обстоятельств,
личных
потребностей, возможностей , способностей выбирает себе конкретную политическую
роль. Но не все могут пойти на митинг или стать членом партии, не все захотят сделать
политику своей профессией. Тем не менее, существует необходимый, гарантированный
Конституцией минимум политической деятельности. К нему относятся выборы.
На прошлом уроке мы с вами подробно рассмотрели механизм процедуры выборов.
Вопросы к классу:
- какие элементы включает в себя процедура голосования?
- от чего зависит активность избирателя?
- что такое электорат?
- что необходимо, чтобы стать участником избирательной кампании?
Рассмотрев
эти
вопросы,
мы
пришли
с
вами
к
выводу:
выборы
–
дело
ответственное. Ведь голосуя за кандидата в депутаты, человек делегирует ему право
выражать и защищать свои интересы на государственном уровне.
Как же предотвратить или хотя бы умерить ошибку своего выбора? Поэтому
сегодня на уроке мы с вами поставили задачу: рассмотреть, выяснить «сложна ли роль
избирателя?»,
что
необходимо
знать,
чтобы
сделать
правильный
выбор,
чтобы
правильно осуществить свое избирательное право?
Ответить на эти вопросы мы попробуем сегодня на уроке, проведя его необычно: в
форме ролевой игры «Выборы». В ходе игры моделируется жизненная ситуация, с
которой вам предстоит столкнуться в ближайшем будущем.
4.
Ролевая игра «Выборы» (ход)
- У каждого из вас уже сегодня есть свои политические пристрастия, симпатии к тем
или
иным
политическим
партиям,
лидерам.
Как
показывают
исследования,
на
политические предпочтения никак не влияет школа, но зато очень сильно воздействует
семья.
80%
опрошенных
школьников
выбрали
ту
политическую
партию,
какую
выбрали и их родители.
- Сегодня в список голосования в органы государственной власти внесены четыре
партии: три из них – известные и популярные партии в нашей стране, одна – пока не
известная (смоделированная учащимися)
- Чтобы сделать правильный выбор, мы должны с вами определить критерии, по
которым мы их будем выбирать.
Вопрос: Назовите эти критерии? (задание подготовительного этапа)
Правильно ли мы определили эти критерии?
(стр. 358 – 359), (проверить по учебнику Боголюбова Л.Н.).
-
проанализировать
и
оценить
предвыборную
программу
кандидата,
которая
разрабатывается с учетом нужд и запросов жителей избирательного округа, а так же
общих программных установок представляемой им партии.
а) формулируется цель, способная объединить интересы различных слоев населения
б) обозначаются средства достижения цели
в) она должна давать четкий и ясный ответ на вопрос о том, какие экономические,
социальные, демократические, духовные блага приобретут избиратель и его семья,
если программа будет выполнена
г) язык предвыборной кампании, программы должен быть строгим, четким, понятным,
ярким.
- грамотная оценка предвыборной программы – важное, но единственное условие
правильного
выбора
кандидата
в
политические
деятели.
Что
это
за
человек,
его
биография,
даже
личная
жизнь.
Является
ли
он
политическим
деятелем
или
популистом?
- люди с задатками тирана не должны допускаться
к власти. «Самое серьезное
испытание – испытание властью».
На
доске
записать:
критерии
выбора:
цель,
средства
ее
достижения,
аргументация, язык, личность кандидата (в форме таблицы).
Определив
критерии
выборов,
мы
должны
познакомиться
с
программами
наших
кандидатов, проведем это в форме дебатов. (обращение к таблице).
Отвечают ли программы, выступления критериям выбора?
- Но, вначале проведем предварительное голосование, выявим рейтинг политических
партий накануне выборов и посмотрим, смогут ли наши кандидаты изменить ваше
мнение в свою пользу, т.е. выполнить свою главную задачу: привлечь на свою сторону
как
можно
больше
избирателей.
(предварительное
голосование,
комиссия
ведет
подсчет голосов, оглашает итоги).
Презентационный этап:
-
дебаты: с
предвыборными
программами
выступают
инициативные
группы
–
«представители», «идеологи», «лидеры» политических партий.
Вопросы для обсуждения (определили сами ребята на подготовительном этапе)
- цель партии
- образование
- военная реформа (служба в армии, отношение к Чечне)
- социальная политика
- реализация прав граждан
- проблемы малого бизнеса.
- Ребята – избиратели слушают выступления, задают вопросы. После голосования
должны ответить на вопрос:
- почему вы отдали свой голос именно этой партии?
- смогли ли вас убедить или переубедить выступления кандидатов?
- почему на ваш взгляд победила именно эта партия?
Предвыборная кампания заканчивается за сутки до выборов, но у нас нет времени , и
мы
сразу
проведем голосование,
в
котором
участвуют
все.
Голосование
является
важнейшим этапом выборов, и каждому участнику игры выдаётся памятка.
Памятка « Я голосую»
Дорогой друг! Ты гражданин нашей страны. Какой будет твоя жизнь и судьба
Родины, зависит не только от того, научишься ли ты жить в гражданском
обществе и правовом государстве, но и от того, будешь ли ты активно
участвовать в их создании. Будущее начинается сегодня.
1. Голосование проходит на избирательном участке в специальном помещении, где
размещаются кабины для тайного голосовании.
2. в помещении для голосования оборудуется специальный стенд, на котором
помещается образец заполненного избирательного бюллетеня и информация о о
кандидатах.
3. Голосование проводится с 8 до 20 часов по местному времени.
4.Каждый избиратель голосует лично, голосовать за других нельзя.
Избирательный бюллетень заполняется в специально оборудованной кабине.
Присутствие других лиц в кабине голосования недопустимо.
5. Для голосования избиратель получает избирательный бюллетень. В каждом из
бюллетеней на лицевой стороне в правом верхнем углу должны стоять подписи
двух членов участковой избирательной комиссии, заверенные её печатью.
Избирательный бюллетень, не заверенный участковой избирательной комиссией,
при подсчёте голосов не учитывается.
6. Избирательные бюллетени выдаются избирателям по предъявлению паспорта
или заменяющего его документа. Избиратель расписывается в получении
бюллетеня.
7.В избирательном бюллетене избиратель ставит любой знак в пустом квадрате,
расположенном справа от фамилии кандидата, за которого он голосует (при этом
можно голосовать только за одного кандидата). Избирательный бюллетень, в
котором этот знак проставлен более чем в одном квадрате либо не проставлен ни
в одном из них, считается недействительным.
- голосование, подсчет голосов, сравнение рейтингов до и после выборов, выявление
победителей.
- подведение итогов (обсуждение всем классом):
- сложна ли роль избирателя? Почему?
- зависит ли будущее страны от вашего выбора?
- будете ли вы активно реализовывать в будущем свое избирательное право?
- помог ли вам урок реально представить себя в роли избирателя?
- были ли активны избиратели?
- оценивание (избиратели оценивают выступления кандидатов и наоборот).
Вначале
игры
ребятам
необходимо
напомнить
основные
правила
культуры
дискуссии, когда в разговоре одновременно заинтересованы и принимают участие
сразу несколько человек. Ребята часто нарушают эти правила. Это нужно учитывать и
постоянно помогать участникам соблюдать их, вежливо и корректно напоминая о
правилах дискуссии. Именно этим приходится заниматься учителю во время общего
обсуждения ситуации. При этом не стоит вмешиваться в содержание реплик, тем более
помогать ребятам принимать правильное, с вашей точки зрения, решение. Это должны
делать сами участники.
На уроке последовательно были раскрыты все основные моменты учебной проблемы
«Сложна
ли
роль
избирателя»,
определены
пути
решения
проблемы
посредством
объединения
творческих
мыслей
учащихся,
создания
«коллективного
мозга».
Необычайный
по
форме
урок,
актуальность
темы
способствуют
высокой
работоспособности
учащихся.
Урок
вызывает
интерес,
показывает
творческие
способности, создает благоприятные условия для коллективной деятельности, обмене
мнениями и самовыражения учащихся.
Проведение урока по данной теме в форме ролевой игры помогает настроить ребят на
активное и осмысленное восприятие материала по политико-правовой жизни
общества, дает хороший импульс для его заинтересованного изучения.
Список использованной литературы.
1. Конституция РФ 1993г.
2
Федеральный закон « Об основных гарантиях избирательных прав и
права на участие в референдуме граждан РФ».
3. Фриш Г.Л. и др. Правовой справочник для учеников
общеобразовательных школ и их родителей. М., 2001.
Классный час
« Президент –глава государства»
(с элементами проектной технологии и работы с нормативно-
правовыми документами).
Цели:
1.Образовательные: раскрыть принципы избирательного права в
демократическом обществе, права избирателей, роль президентской власти в
демократическом государстве.
2.Развивающие: развивать у учащихся умения применять правовые нормы на
практике, продолжить выработку умения работать в группе, выражать свои
собственные взгляды, аргументировать их, вести дискуссию, моделировать
ситуацию.
3.воспитательные: формировать активную гражданскую позицию,
политическую сознательность, уважение к основному закону страны.
Оборудование:
1.карта « Российская Федерация»
2. Конституция РФ 1993 года
3. иллюстративный материал « Государственная символика РФ»
4. портреты ныне действующего Президента РФ, кандидатов в Президенты
РФ.
Подготовительный этап:
На классном часе, предшествовавшем собственно проектной работе, ребятам
были предложены примерные темы, которые предстояло разобрать дома,
используя справочную литературу, помощь родителей, бабушек и дедушек,
старших братьев и сестёр, и представить классу:
1. Что такое избирательное право? Что такое выборы?
2 Кем в современном государстве является Президент?
3. Проблемное задание: « Король-солнце» (так его величали его придворные)
– французский король Людовик XIV- любил повторять: « Государство – это
Я». И он в значительной мере был прав. Как вы думаете, чем отличается
власть короля, который сам был государством, от власти Президента, который
является главой государства?
4.Объясните, для чего в России был введён пост Президента?
5. Чем, на Ваш взгляд, должен заниматься Президент РФ?
Основной этап:
Вопросы классу:
- Что такое избирательное право?
- Что такое выборы?
Выслушиваются различные точки зрения, мнения ребят. В ходе обсуждения
ребята приходят к следующим выводам:
Власть при демократии выборная, избранная. Выборы в России – это
действия граждан по формированию различных органов власти.
Граждане РФ избирают Президента РФ, депутатов Государственной
Думы, местных органов власти. В случае необходимости граждане РФ
участвуют в референдуме – всенародном голосовании граждан по
законопроектам, действующим законам и другим вопросам
государственного значения.
Избирательное право – это право избирать и быть избранным в органы
государственной власти. Участвовать в голосовании в России имеет
право гражданин, которому к моменту голосования исполнилось 18 лет,
который не признан недееспособным по решению суда и не находится в
местах лишения свободы по приговору суда. Право быть избранным в
органы государственной власти даётся с 21 года.
Учитель:
Когда говорят о выборах, имеют в виду, прежде всего, выборы Президента.
Не только в России, но и во многих других странах, эти выборы считаются
самыми важными. Это связано с тем, что президентам в демократических
государствах принадлежит особая роль.
Значительная часть власти – у Президента. Он – глава государства.
Вопросы классу:
Проблемное задание: « Король-солнце» (так его величали его придворные)
– французский король Людовик XIV- любил повторять: « Государство – это
Я». И он в значительной мере был прав. Как вы думаете, чем отличается
власть короля, который сам был государством, от власти Президента, который
является главой государства?
Выслушиваются различные точки зрения, мнения ребят. В ходе обсуждения
ребята приходят к следующим выводам:
Президент – не король. Он – не государство. Власть его особая: он как бы
объединяет все ветви власти, взаимодействует с ними.
Учитель:
Сегодня мы с вами должны разобраться в следующих вопросах:
- что включает в себя президентская власть
- кто может стать Президентом
- выяснить его основные полномочия.
Власть в демократическом государстве представляет собой систему трёх
ветвей власти. Все три ветви власти должны управлять страной так, чтобы
жизнь граждан России постоянно улучшалась.
То есть законодательная власть должна принимать хорошие законы.
Исполнительная власть организует всё так, чтобы принятые законы
претворялись в жизнь с наименьшими затратами и наибольшей пользой.
А судебная власть вмешивается в их действия тогда, когда органы власти
действуют не по закону.
Но что делать, если, например, две ветви власти – законодательная и
исполнительная – встанут перед очень важной проблемой, например, перед
угрозой войны, чрезвычайной ситуации и т. п. Ведь на принятие решения
могут быть отпущены часы или даже минуты. И важнейшие решения будут
приняты тем, кто в этой ситуации освобождён Конституцией от обязанности
всё подробно обсуждать, - Президентом.
Вопросы классу:
-Объясните, для чего в России был введён пост Президента?
-Приведите примеры, подтверждающие необходимость этого поста или,
наоборот, отрицающие такую необходимость. Предложите альтернативу.
Работа с Конституцией:
чтобы ответить на поставленные вопросы
- что включает в себя президентская власть
- кто может стать Президентом
- выяснить его основные полномочия
Президенту РФ посвящается целая 4-я глава Конституции. Вместе с ребятами
выясняем, что говорится в этой главе о Президенте РФ.
Итак, Президент – глава государства. То есть у него есть реальная
власть. Но какая – законодательная, исполнительная, судебная?
Ни та, ни другая, ни третья. Его власть – особая, президентская. Он
призван обеспечивать взаимодействие органов законодательной,
исполнительно власти. Его главные задачи – охранять
конституционный строй России, поддерживать гражданский мир и
национальное согласие. Он призван стоять на страже прав и свобод
граждан.
Поэтому его президентская власть – это власть не коллективная. А
единоличная.
Как глава государства, Президент не входит ни в одну из ветвей власти.
Он – над парламентом и правительством. Они действуют
самостоятельно, а Президент следит за их действиями и в нужный
момент вмешивается. Имея право распускать и парламент, и
правительство, он как бы удерживает их от возможных ошибок.
Но Президент и сам выполняет законодательные функции. Например, он
издаёт Указы, которые обязательны для исполнения на всей территории
России. То есть Президентом принимаются решения, которые имеют
силу законов. Эти решения обязывают Правительство делать то, что
предписывается в Указах.
В статье 81 Конституции говорится: «Президент РФ избирается на 6
лет гражданами РФ на основе всеобщего равного и прямого
избирательного права при тайном голосовании.
Это означает, что избрание Президента осуществляется на
референдуме (всенародном голосовании). Президент, победивший на
прямых выборах, получает доверие всего народа. От имени народа он и
применяет свою власть.
По Конституции Президент имеет право занимать этот пост 4 года.
После этого он может быть избран Президентом ещё только один раз.
Разумеется, если Президент плохо защищал права и свободы граждан и
плохо следил за соблюдением Конституции, на второй срок его не
изберут. Не будут же избиратели вредить сами себе. Если же Президент
делал всё возможное для развития страны, то он может быть избран
повторно. В этом случае, даже не имея быть избранным в третий раз,
он всё равно не захочет действовать против интересов народа. Почему?
Во – первых, потому, что его дела останутся в народной памяти.
Во – вторых, потому, что ему могут и не позволить остаться на посту
до стечения срока его президентских полномочий. На этот случай в
Конституции предусмотрена очень сложная процедура отстранения
Президента от должности (статья 93).
Кто может быть избран Президентом?
Только гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в
России не менее 10 лет.
При вступлении в должность Президент РФ приносит народу
следующую присягу:
«Клянусь при осуществлении полномочий Президента РФ уважать и
охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и
защищать Конституцию РФ, защищать суверенитет и независимость,
безопасность и целостность государства, верно служить народу».
Присяга приносится в торжественной обстановке в присутствии членов
Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и судей
Конституционного Суда РФ (статья 82).
Презентационный этап:
На этом этапе ребята представляют полученный в результате
самостоятельного, коллективного изучения, обсуждения на
подготовительном и основном этапах «продукт»
1. Какие 3 черты личности, на Ваш взгляд, должны быть присущи
Президенту страны в первую очередь? : решительность, ум,
работоспособность, сила воли, взвешенность при принятии решений,
честность, крепкое здоровье, чувство юмора, мужество, скромность,
совестливость, самообладание, чувство собственного достоинства,
справедливость.
Обоснуйте свой выбор, объяснив, в каких ситуациях Президенту могут
понадобиться именно названные вами качества.
2.
« Если я стану Президентом»
Когда Вам исполнится 18 лет, Вы сможете участвовать в выборах
Президента, депутатов Государственной Думы, представителей местных
органов власти. А когда Вам исполнится 35 лет, Вы сможете сами попытаться
стать Президентом.
Представьте, что Вы начали предвыборную борьбу и хотите привлечь на
свою сторону избирателей. Для этого нужна привлекательная для людей
предвыборная программа.
Попробуйте её составить, используя следующий план. Итак: если я стану
Президентом, то добьюсь:
в экономике………………………………………………………..
в жилищном строительстве ………………………………………
в жизни семей……………………………………………………….
в жизни женщин…………………………………………………….
в области охраны природы…………………………………………
в сфере межнациональных отношений…………………………….
в жизни молодёжи…………………………………………………….
в жизни стариков………………………………………………………
А теперь попробуйте ответить на вопрос Вашего противника на выборах: как
Вы собираетесь этого добиться…….(сферу называет учитель).
3. Подводя итоги обсуждения, ребята должны завершить фразу: « Президент
нам нужен для того, чтобы….»
Список использованной литературы:
1. Конституция РФ 1993 г.
2. Федеральный закон « Об основных гарантиях избирательных прав и права
на участие в референдуме граждан РФ».
3. Корольков Е.С. и др. Политика. Право. Граждановедение. Школьный
практикум. М., 1999.
4. Соколов В.Я. Граждановедение. Учебное пособие для учащихся, их
родителей и учителей. М., 2004.
5. Фриш Г.Л. и др. Правовой справочник для учеников общеобразовательных
школ и их родителей. М., 2001.
Правовой конкурс эрудитов
«Основной закон страны»
( в рамках проведения Недели истории « Я люблю тебя,
Россия» (к 25-летию принятия Конституции РФ 1993 года)
Цели:
1.Образовательные: расширить и углубить знания учащихся, полученных на
уроках истории и обществознания, систематизировать знания учащихся об
Основном законе страны, закрепить знания об основных положениях
Конституции РФ.
2. Развивающие: развивать логическое мышление, память, коммуникативные
способности, критическое мышление.
3.Воспитательные: воспитывать активную гражданскую позицию,
политическую сознательность, уважение к главному закону страны,
приверженность гуманистическим и демократическим ценностям,
закреплённым в Конституции.
Традиционно в рамках Недели истории в нашей школе тематическое
мероприятие в старшем звене проходит в форме интеллектуального
соревнования между сборными 10 и 11 классов. В этом году Неделя истории
посвящена 25-летию принятия Конституции РФ 1993г. Именно это
определило тематику конкурса эрудитов - « Основной закон страны».
В конкурсе участвуют 2 команды: сборная 10 и 11 классов. Кроме того,
создаются группы поддержки (по 7 человек от каждой параллели),
формируется жюри (в его состав входят учителя-историки школы).
При оформлении кабинета используются государственная символика,
плакаты и таблицы « Основные права и свободы граждан РФ».
Каждая команда получает творческое домашнее задание: подготовить
презентацию команды (название, эмблему, девиз, приветствие команде-
сопернику), вопросы своим соперникам.
1. Знакомство( представление команд).
Команды выступают со своей презентацией и приветствием в адрес команд-
соперниц.
2.Блицопрс.
Командам предлагается за 2 минуты ответить на 7 коротких вопросов. Жюри
отдаёт победу той команде, чьи ответы будут более точными и быстрыми.
Вопросы для команды № 1.
1. Когда была принята ныне действующая Конституция РФ? (12 декабря
1993г.)
2. Кто избирает депутатов Государственной Думы? ( Граждане РФ).
3.Сколько раз одно и то же лицо может избираться Президентом РФ? (два
срока).
4.Когда отмечается Всемирный день прав человека? (10 декабря).
5.В каком возрасте человек получает активное избирательное право? (18 лет)
6. Какие три вида власти вы знаете? (законодательная, исполнительная,
судебная).
7. Кто является главой РФ? (Президент РФ).
Вопросы для команды № 2.
1.В каком году была принята первая Конституция СССР? (1924).
2.Кто является источником власти в РФ? (многонациональный народ).
3. Сколько депутатов в Государственной Думе? (450).
4. В каком возрасте человек получает пассивное избирательное право? (21
год).
5.Какой город Древней Руси стал символом народного самоуправления и
вольности? (Великий Новгород).
6.В каком возрасте можно стать кандидатом на пост Президента РФ? (35 лет).
7. .В каком возрасте можно стать кандидатом на должность депутата
Государственной Думы РФ? (21 год).
3.Викторина.
Вопросы задаются поочередно каждой команде. Если команда не справляется
с ответом, ход переходит к её соперникам. Очко получает команда, давшая
правильная ответ.
Вопросы викторины:
1. Какие права и свободы относятся к числу конституционных?
2. Что такое право голоса?
3. Кто обладает правом голоса?
4. Какие знания необходимы избирателям для сознательного участия в
выборах?
5. Что даёт человеку участие в выборах?
6. Как вы относитесь к высказыванию В.В. Маяковского: «Голос единицы
тоньше писка»?
7.Какие сословно – представительные органы власти были созданы в
Московской Руси?
8.В чём разница между прямой и представительной демократией?
9. Как вы понимаете основные принципы избирательного права: всеобщее,
равное, прямое избирательное право, тайное голосование?
10. Как вы относитесь к практике избирательных цензов?
11. Какой ценз существует в современном избирательном праве?
12. Какие категории граждан лишены избирательных прав по российскому
законодательству?
13. Что такое предвыборная агитация? Какие её формы вы знаете?
14.Какова роль СМИ в ходе подготовки и проведения выборов?
4.Найдите выход( проанализируйте с позиции закона
следующие ситуации).
Каждая команда получает карточки с тремя примерными ситуациями.
1. Избиратель заполняет бюллетень карандашом.
2. Избирательный бюллетень выдан избирателю без предъявления паспорта
или удостоверения личности, его заменяющего.
3. Избиратель голосует после предъявления открепительного удостоверения.
4.Во время голосования наблюдатели дают советы избирателям, за кого им
голосовать.
5.Наблюдатель опрашивает избирателей, за кого они проголосовали или хотят
проголосовать.
6. Избиратель заполняет бюллетень на подоконнике избирательного участка.
5.Для болельщиков.
У болельщиков в это время есть возможность заработать дополнительные
баллы для своей команды. Ребятам показывают карточки с латинскими
терминами и их переводами. Они должны привести их в правильное
соответствие, за каждое правильное соответствие даётся по баллу.
1. constitutio а) большой
2. kratos б) делаю опись
3. demos в) власть
4. referendum г) народ
5. censeo д) законный
6. legitimus е) установление
7. praesidens ж) сидящий впереди
8. major з) то, что должно быть сообщено
Ответ: 1-е; 2-в; 3-г; 4-з; 5-б; 6-д; 7-ж; 8-а.
6. «Контурная карта».
Каждая команда получает контурную карту (Европы и Азии) и два цветных
карандаша. На карте красным карандашом нужно заштриховать страны с
республиканской формой правления, а синим- с монархической.
7. Конкурс капитанов.
Пока команды работают с картами, в знаниях и сообразительности будут
состязаться капитаны команд.
1. Название этой должности дословно переводится как «правящий веслом».
Назовите эту должность (губернатор).
2.По мнению Цицерона, именно это должно быть высшим законом. Что это?
(благо народа).
3. У. Черчилль назвал её «худшей формой правления», не считая, разумеет
ся, всех остальных. О чём он говорил?
4. У казаков - круг, у греков – агора. А у новгородцев? (вече).
5. Ш.- М. Тайлеран сказал как-то в палате пэров: «Есть некто, обладающий
большим умом, нежели Наполеон, Вольтер и все нынешние министры. Это
некто……». Кого он имел в виду? (общественное мнение).
6. В период царствования какого царя в России появляется сословно-
представительный орган власти - Земский собор? ( Иван Грозный).
8.Творческий конкурс «В мире сказок».
Представьте, как будет действовать Конституция в мире сказок. Каждая
команда должна привести по три примера гарантий прав и свобод.
Нарушения прав сказочных героев.
Болельщики также могут участвовать в конкурсе, чтобы помочь команде.
Подведение итогов, определение и награждение победителей и наиболее
активных участников.
Список использованной литературы:
1. Конституция РФ 1993г.
2
Федеральный закон « Об основных гарантиях избирательных прав и
права на участие в референдуме граждан РФ».
3. Конституционное право: тесты. Саратов, 2001.
4. Корольков Е.С. и др. Политика. Право. Граждановедение. Школьный
практикум. М., 1999.
5. Фриш Г.Л. и др. Правовой справочник для учеников
общеобразовательных школ и их родителей. М., 2001.
6. Юридический энциклопедический словарь/ Под ред. А.Я. Сухарева.
М., 1995.
Методика подготовки учащихся к олимпиаде и творческим
конкурсам по правоведению ( в том числе и по избирательному
праву): из опыта работы Сокериной С.Л.
Олимпиада
по
правоведению
является
одной
из
важнейших
форм
внеклассной
работы
по
обществознанию.
В
целях
эффективного
проектирования
занятий
по
подготовке
к
олимпиаде
ребят
объединяю
в
творческую группу по правоведению. При этом существует главное правило
участия
в
научно-исследовательской
деятельности
учеников
-
никакого
принуждения и насилия над личностью, только личный интерес, личная
увлечённость.
Для
того,
чтобы
творческая
группа
действительно
стала
центром научно-исследовательской работы, необходимо в начале учебного
года
провести
анкетирование
учащихся,
направленное
на
выяснение
затруднений,
с
которыми
они
сталкиваются
при
изучении
тематических
модулей.
Вот примерный круг вопросов для диагностики учащихся:
1.
Каким темам курса правоведения необходимо уделить особое
внимание
в
процессе
подготовки
к
олимпиаде
по
правоведению? Объясните почему.
2.
Какие типы заданий на предыдущих олимпиадах вызвали у вас
наибольшие затруднения?
3.
В какой степени знания по правоведению необходимы вам для
продолжения образования в вузе?
4.
Какие
формы
учебных
занятий
в
рамках
подготовки
к
олимпиаде
по
правоведению
(лекции,
лабораторные,
практические занятия) вы предпочитаете? Объясните почему.
Как
показывает
входное
анкетирование,
наиболее
востребованными
являются тематические модули « Конституционное право», « Избирательное
право». По всей видимости, это обусловлено следующими факторами:
- изучение данных блоков является недостаточно системным и целостным в
курсе обществознания.
- олимпиадные задания по ним рассчитаны исключительно на эрудицию и
сообразительность учащихся.
- познавательный интерес к этим разделам объясняется и желанием учеников
продолжить образование в вузах соответствующего профиля.
Входное анкетирование учеников анализируется на
заседании школьного
методического объединения учителей истории и обществознания. На основе
полученного
анализа
определяются
приоритетные
направления
занятий
с
учащимися, формируется творческая группа. Результаты анкетирования дают
возможность
сформировать
общее
представление
об
учебной
группе,
индивидуальных предпочтениях и пробелах в знаниях каждого её члена. Это
создаёт основу для дифференциации процесса подготовки к олимпиаде с
учётом познавательных потребностей учащихся.
Эффективность деятельности творческой группы учащихся зависит от того,
насколько
последовательно
осуществляется
руководство
деятельностью
учащихся
и
насколько
целесообразно
планирование
работы
творческой
группы учащихся. В начале каждого нового учебного года мною составляется
план
работы
творческой
группы.
При
проектировании
учебного
плана
занятий по подготовке учащихся к олимпиаде и конкурсам по правоведению,
помимо
обобщённой
информации,
полученной
по
итогам
анкетирования
учеников, я руководствуюсь следующими положениями:
1. содержательная целостность, выражающаяся в отработке учащимися всех
типов заданий, представленных на олимпиаде;
2.
системный
характер
конструирования
содержания,
отражающий
специфику
структуры
заданий
и
логику
их
развёртывания:
переход
от
заданий
репродуктивного
характера
к
заданиям
частично-поисковым
и
творческим (например, работа над проектным заданием, написание эссе);
3.
практическая
направленность,
предполагающая
развитие
у
учащихся
умений, необходимых для выполнения олимпиадных заданий и творческих
работ;
4. деятельностный
подход, выражающийся в том, что процесс подготовки
должен быть ориентирован не столько на передачу преподавателем готовых
знаний, сколько на самостоятельный поиск, отбор, анализ и использование
учащимися информации, на создание условий для выражения ими своих
взглядов, идей и суждений;
5. значимость процесса познавательной деятельности учащихся, а не только
её конечного результата;
6. организация на занятиях рефлексии в целях выявления и оценивания
учениками
своих
собственных
успехов
и
неудач
при
выполнении
олимпиадных заданий;
7.
равномерное
распределение
учебной
нагрузки
при
работе
учащихся
с
заданиями в соответствии с временными рамками проводимых занятий.
1.
В
каче стве
примера
представляю планирование
работы
творческой группы по правоведению в 2017-2018 учебном году.
Учебный план по подготовке творческой группы учащихся к олимпиадам
и творческим конкурсам по правоведению (в том числе по
избирательному праву).( 32 часа).
Месяц
Тема занятий.
Цель
Результат работы
сентябрь
1.Подготовка, проведение и
обсуждение результатов
диагностики учащихся.
Анализ
диагностических
материалов,
определение
приоритетных
направлений занятий с
учащимися.
Формирование
творческой группы.
2-4..Подготовка к школьному
интеллектуальному марафону
(9-11 классы).
.Развитие
интеллектуальных
умений учащихся,
творческого
мышления,
оригинальности
мышления, памяти.
Разрабатывается план
занятий, определяется
список рекомендуемой
литературы и
образовательных
комплексов
(электронных
пособий), выполнение
заданий,
мотивирующих
познавательную
деятельность:
индивидуальная
работа учащихся с
вариантами
олимпиадных
заданий, решение
тестовых заданий
открытого и закрытого
типа с последующим
коллективным
обсуждением
процесса и
результатов работы.
октябрь
5. Участие в школьном
интеллектуальном марафоне (9-
11 классы). Анализ
выступления учащихся в
школьной олимпиаде по
правоведению.
6-9. Подготовка к городской
олимпиаде по правоведению
Развитие
интеллектуальных
умений учащихся,
творческого
мышления,
оригинальности
мышления, памяти.
Развитие
интеллектуальных
умений учащихся,
творческого
мышления,
оригинальности
мышления, памяти.
.Выявление
победителей и
призёров школьной
олимпиады по
правоведению.
Разрабатывается план
занятий, определяется
список рекомендуемой
литературы и
образовательных
комплексов
(электронных
пособий), выполнение
заданий,
мотивирующих
познавательную
деятельность:
индивидуальная
работа учащихся с
вариантами
олимпиадных
заданий, решение
тестовых заданий
открытого и закрытого
типа с последующим
коллективным
обсуждением
процесса и
результатов работы.
ноябрь.
10. Участие в городском этапе
Всероссийского конкурса
« Права человека - глазами
ребёнка».
11.Участие в городской
олимпиаде по правоведению.
12 -13. Правоведение в
таблицах, диаграммах, схемах.
Повышение инте-
реса учащихся к
проблемам
правоведения,
приобретение
исследовательских
навыков.
Развитие
интеллектуальных
умений учащихся,
творческого
мышления,
оригинальности
мышления, памяти.
Развитие
интеллектуальных
умений учащихся,
творческого
мышления,
оригинальности
мышления, памяти.
1.Подведение итогов,
анализ выступления
учащихся. Работа
лекторской группы в
среднем звене с
выступлениями
« Права человека -
глазами ребёнка»
Подведение итогов,
анализ выступления
учащихся .
Выполнение заданий,
мотивирующих
познавательную
деятельность.
декабрь.
14-16. Выполнение тестовых
заданий закрытого и открытого
типа.
17.Размышляем над проблемно-
познавательными заданиями.
Развитие
интеллектуальных
умений учащихся,
творческого
мышления,
оригинальности
мышления, памяти.
Развитие навыков
самостоятельного
поиска, анализа
информации, создание
Выполнение заданий,
мотивирующих
познавательную
деятельность.
.
Учащиеся получают
рекомендации и
умения по
выполнению данного
условий для
выражения своих
взглядов, суждений.
типа заданий.
январь.
18-19. Пишем олимпиадное
эссе.
20-21. Рецензируем эссе.
22.Участие в городской
олимпиаде обществознанию.
Развитие навыков
самостоятельного
поиска, анализа
информации, создание
условий для
выражения своих
взглядов, суждений
Развитие навыков
самостоятельного
поиска, анализа
информации, создание
условий для
выражения своих
взглядов, суждений
Развитие
интеллектуальных
умений учащихся,
творческого
мышления,
оригинальности
мышления, памяти.
Индивидуальное
выполнение
учащимися
творческой работы на
выбранную ими тему.
Ролевая игра.
Формирование
навыков
рецензирования.
Подведение итогов,
анализ выступления
учащихся.
февраль.
23-26. Подготовка к школьной и
республиканской олимпиаде по
избирательному праву.
Развитие у учащихся
умений, необходимых
для выполнения
олимпиадных заданий.
Составляется план
работы, решение
олимпиадных
заданий, логических
задач на эрудицию,
углублённое владение
обществоведческими
знаниями.
март.
27. Школьная олимпиада по
избирательному праву. Участие
в республиканской олимпиаде
по избирательному праву.
Развитие
интеллектуальных
умений учащихся,
творческого
мышления,
оригинальности
мышления, памяти.
1.Подведение итогов,
анализ выступления
учащихся. Работа
лекторской группы в
среднем и старшем
звене с
выступлениями по
избирательному праву.
апрель.
28-30.Подготовка и проведение
Недели истории. ( « Я люблю
тебя, Россия» (к 25-летию
принятия Конституции РФ 1993
года)
31-32. Нас спрашивают – мы
отвечаем.
Выявление наиболее
одарённых учащихся и
развитие их
творческих
способностей;
расширение кругозора
учащихся в области
достижений
отечественной
исторической науки,
политологии и
правоведения,
активное участие
учащихся в области
самообразования и
саморазвития.
Выявление и
оценивание учениками
собственных успехов и
неудач.
Выпуск тематических
стенгазет,
тематические
выставки рисунков,
выступления
лекторской группы,
тематические
мероприятия в каждой
параллели среднего и
старшего звена.
Ролевая игра.
Итоговое
анкетирование и
подведение итогов
работы за год.
Перед началом работы мы договариваемся с учащимися об основных
правилах
организации
и
проведении
занятий.
В
целях
осознанного
включения учеников в процесс познавательной деятельности и оперативного
получения информации, которую следует учитывать преподавателю в ходе
работы, мы принимаем решение о том, что перед каждым занятием учащиеся
будут
формулировать
свои
ожидания
в
отношении
предстоящей
работы,
отвечая на вопросы типа:
1. Какие результаты деятельности на занятии будут важны лично для
вас?
2. Какие проблемы вы хотели бы обсудить на этом занятии?
Обычно
прошу
учащихся
кратко
прокомментировать
их
ожидания.
Это
необходимо для учёта мнения всех учеников, оперативной корректировки
содержания занятия с учётом позиций учащихся, а также подведения итогов
занятия.
Тестовые
и
проблемно-познавательные
задания
составляются
по
конституционному
праву
и
избирательному
процессу.
Ответы
на
данные
вопросы
требуют
знания
Конституции
РФ,
Конституции
РК,
основных
положений Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных
прав и права на участие в референдуме граждан РФ» и других документов,
регулирующих выборный процесс.
Работа с тестовыми заданиями.
Индивидуальное выполнение учащимися на занятиях тестовых заданий с
выбором одного правильного ответа показывает, что ученики достаточно
глубоко усваивают содержание основных обществоведческих понятий.
Приведём в качестве примера ряд соответствующих заданий:
Выберите правильный ответ.
1. Определите, что охватывает понятие «конституционно – правовые
нормы»:
А) только нормы Конституции РФ, конституций республик в составе
РФ.
Б) нормы не только конституций, но и всех нормативных правовых
актов, регулирующих общественные отношения, относящиеся к
предмету отрасли конституционного права.
В) только нормы Конституции РФ, федеральных конституционных
законов.
Г) только нормы Конституции РФ, федеральных конституционных
законов, федеральных законов, конституций (уставов) и законов
субъектов РФ, уставов муниципальных образований.
Ответ: Б
2.Слово « конституция» восходит к латинскому « constitutitio», что
означает:
А) устройство
Б) согласие
В) договор
Ответ: А
3. В каком году была принята первая конституция СССР?
А) 1918
Б) 1922
В) 1924
Г) 1977
Ответ: В
4. Конституция и законы государства образуют в структуре политической
системы:
А) коммуникационный компонент
Б) организационный компонент
В) нормативный компонент
Г) идеологический компонент
Ответ: В
5. Полная дееспособность по общему правилу наступает с:
А) рождения
Б) 14 лет
В) 16 лет
Г) 18 лет
Ответ: Г
6. Студент Николай В. активно работает в молодёжной организации одной
из политических партий. Это пример выполнения политической партией
такой функции, как:
А) согласование и обобщение интересов
Б) участие в разработке законов
В) воспитание кадров
Г) представительство интересов групп.
Ответ: В.
Эти задания не вызывают затруднений у учащихся, поскольку в массовой
практике преподавания курса обществознания преобладает именно данный
тип заданий.
Больше проблем учащимся доставляют задания закрытого типа с
множественным выбором ответа, например:
1. Избирательные фонды кандидатов, избирательных объединений,
избирательных блоков не могут формироваться из средств:
А) религиозных организаций
Б) благотворительных организаций
В) собственных средств кандидатов, избирательных объединений,
избирательных блоков, выдвинувших кандидатов (списки кандидатов)
Г) добровольных пожертвований граждан РФ
Д) добровольных пожертвований российских юридических лиц,
зарегистрированных не менее за год до выборов
Е) добровольных пожертвований международных организаций.
Ответ: А, Б, Е
2. В состав Совета Государственной Думы входят:
А) руководители депутатских групп
Б) руководители крупнейших политических партий страны
В) Председатель Государственной Думы
Г) представители комитетов Государственной Думы
Д) председатели комиссий Государственной Думы
Ответ: А, В, Г.
3. Равноправие субъектов РФ определяется:
А) равенством во взаимоотношениях с федеральными органами
государственной власти
Б) равным объёмом полномочий
В) равенством территорий
Г) запрещением изменять свой статус
Д) равным представительством в федеральных органах государственной
власти
Ответ: А, Б, Д.
4. Конституционный Суд РФ даёт толкование Конституции РФ по запросам:
А) Президента РФ
Б) Федерального Собрания
В) Генерального прокурора
Г) по собственной инициативе
Ответ: А, Б.
5. К полномочиям парламента относятся:
А) контролирует работу правительства
Б) представляет государство на международной арене
В) промульгирует и публикует законы
Г) осуществляет помилование
Д) объявляет амнистию
Ответ: А, Д.
На занятиях используются тесты, позволяющие не только осуществлять
традиционную проверку обществоведческих знаний учащихся, но и
систематизировать, обобщать материал тематических блоков. Речь идёт о
тестовых заданиях на выявление общих признаков, закономерностей между
элементами представленного списка, например:
По какому принципу образованы ряды?
1. Правовой обычай, судебный прецедент, нормативно- правовой
акт. ( Источники права)
2.Нормы права, институты права, отрасли права. (Система права)
3. Конституционное право, гражданское право, трудовое право.
(Отрасли права)
Для
того,
чтобы
избежать
примитивного
угадывания,
при
выполнении
заданий данного типа от учащихся требую развёрнутые и аргументированные
комментарии, дополняющие письменные ответы.
Р а з в и т и е
т в о р ч е с к о й
и н д и в и д у а л ь н о с т и
и
самостоятельности учащихся.
Особое место в процессе подготовки к олимпиадам и творческим конкурсам
занимают
практические
занятия
по
решению
юридических
задач,
выполнению
проблемно-познавательных
заданий.
Данные
задания
направлены на развитие у учащихся способности находить оригинальный
способ решения проблемы, задачи, опираясь не только на ранее полученные
знания и умения, но и на догадку, интуицию.
Среди данных заданий используются следующие:
1. Как вы понимаете мысль: « Суть демократии не во власти большинства, а в
защите
всех
меньшинств
от
большинства»?
Согласны
ли
вы
с
нею?
Оттолкнитесь
в
своих
рассуждениях
от
основного
демократического
принципа- подчинения меньшинства большинству при принятии решений.
2.Если бы вы уже сейчас получили право голоса, за списки кандидатов от
какой партии вы стали бы голосовать?
3.Представьте, что в какой – то стране избранные на 4 года члены парламента
приняли
закон
«О
пожизненном
владении
статусом
депутата».
Как,
по
Вашему мнению, могут развиваться события в этой стране? Что, на ваш
взгляд, должно помешать этому документу получить силу закона? Но не
забудьте, что депутаты парламента – это окончательно избранные народом
люди, которые получают право разрабатывать и принимать законы.
При
подведении
итогов
занятия
анализируются
альтернативы:
различные
решения
юридических
задач,
варианты
выполнения
проблемно-
познавательных заданий.
Неотъемлемой
частью
подготовки
учащихся
к
творческим
конкурсам
является
проектная
деятельность,
которая
предполагает
осмысление
самостоятельно - добытой информации через призму личного отношения к
ней, практико-направленное исследование: творческие работы, рефераты.
Эссе – творческое познавательное задание.
Важнейшим ресурсом подготовительной работы выступает написание эссе на
выбранную тему, его рецензирование и защита.
В
качестве
тем
эссе
используются
различные
афоризмы
писателей,
философов, например:
1. « Демократия – это всего лишь мечта. Она должна рассматриваться в
одном ряду с такими понятиями, как Дед мороз и рай» (Г. Менкен).
2. « Принцип демократии разлагается не только тогда, когда утрачивается дух
равенства, но также и тогда, когда дух равенства доводится до крайности и
каждый хочет быть равным тем, кого он избрал своим правителем» (Ш.
Монтескье).
3. « На свете существует две истины, которые следует помнить нераздельно.
Первая:
источник
верховной
власти
–
народ;
вторая:
он
не
должен
её
осуществлять» (А. Ривороль).
Анализ подготовленных эссе проводится по следующим критериям:
1.
Чёткое
определение
собственной
позиции
по
рассматриваемой
проблеме.
2. Дискуссионность и диалоговость.
3.
Количество
и
качество
аргументов
в
защиту
определённой
точки
зрения.
4. Внутреннее смысловое единство, логичность и завершённость.
5. Оригинальность стиля, языка и формы изложения.
Для развития умения учащихся отстаивать собственное мнение защита эссе
проводится в форме ролевой игры:
« докладчик»- автор эссе готовит сообщение по теме, с которым
выступает перед остальными учащимися;
« критик» отмечает сильные и слабые места этого выступления,
указывает на нераскрытые аспекты темы эссе;
« конформист», не имевший собственного мнения по теме эссе,
подчёркивает сильные стороны « докладчика» и
« критика»
Применение игровой технологии помогает более глубоко проанализировать
эссе, всесторонне интерпретировать и осмыслить его содержание, а также
активизировать познавательную деятельность учеников. В результате удаётся
сформировать
у
учащихся
понимание
сущности
эссе
–
собственное
аргументированное мнение по поводу тех или иных суждений, утверждений,
позиций других людей.
В
течение
последних
лет
в
результате
использования
данной
методики
подготовки к олимпиаде и творческим конкурсам по правоведению ( в том
числе по избирательному праву) удаётся сформировывать команду, которая
успешно выступает на школьных, городских, республиканских олимпиадах.