Автор: Давлетчина Любовь Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "детский сад№108" Воробышек"
Населённый пункт: Кемеровская область г. Прокопьевск
Наименование материала: статья
Тема: "Игра как средство развития произвольного поведения детей старшего дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
Игра как средство развития произвольного поведения детей старшего
дошкольного возраста
На сегодняшний день главной задачей детского сада и семьи является
создание условий наиболее полного общего развития ребенка с учетом его
возрастных особенностей и потребностей. В процессе разнообразных видов
активной деятельности происходит зарождение важнейших «новообразований»
развития, подготавливающих к выполнению новых задач. Одним из важнейших
новообразований
дошкольного
возраста
является
возникновение
у
детей
произвольного
поведения.
Данное
новообразование
является
важным
для
ребёнка, так как современными школами к первоклассникам предъявляются
общие
психологические
требования
сознательной
целенаправленности
и
управляемости.
В
период
дошкольного
возраста
ребёнок
овладевает
способностью контролировать свои действия, планировать эти действия, после
о вл а д е н и я
д а н н ы м и
с п о с о б н о с тя м и
д е я т е л ь н о с т ь
с т а н о в и т с я
целенаправленной.
Недостаточно
полноценное
развитие
произвольного
поведения
у
детей
дошкольного
возраста
значительно
затрудняет
процесс
усвоения
знаний,
формирования
учебной
деятельности.
Поэтому
развитие
произвольного поведения у детей на протяжении всего дошкольного возраста
является актуальным направлением работы воспитателей.
Механизм
управления
своим
поведением
–
подчинение
правилам
–
складывается именно в игре, а затем проявляется в других видах деятельности.
Произвольность предполагает наличие образца поведения, которому следует
ребёнок, и контроля. В игре образцом служат не моральные нормы или иные
требования
взрослых,
а
образ
другого
человека,
чьё
поведение
копирует
ребёнок.
Самоконтроль
только
появляется
к
концу
дошкольного
возраста,
поэтому первоначально ребёнку нужен внешний контроль – со стороны его
товарищей по игре. Дети контролируют сначала друг друга, а потом – каждый
самого себя. Внешний контроль постепенно выпадает из процесса управления
поведением,
и
образ
начинает
регулировать
поведение
ребёнка
непосредственно.
2
Перенос формирующегося в игре механизма произвольности в другие
неигровые ситуации в этот период ещё затруднён. То, что относительно легко
удаётся
ребёнку
в
игре,
гораздо
хуже
получается
при
соответствующих
требованиях
взрослых.
Например,
играя,
ребенок
старшего
дошкольного
возраста
может
долго
стоять
в
позе
часового,
но
ему
трудно
выполнить
аналогичное
задание,
данное
экспериментатором,
–
стоять
прямо
и
не
двигаться. Хотя в игре содержаться все основные компоненты произвольного
поведения, контроль за выполнением игровых действий не может быть вполне
сознательным: игра имеет яркую аффективную окрашенность.
Подвижные
игры
ценны
в
педагогическом
отношении,
оказывают
большое влияние на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные
чувства, физически укрепляют ребёнка. В игре происходит и развитие волевых
качеств,
таких
как:
умение
ограничивать
свои
желания,
преодолевать
препятствия, подчиняться требованиям взрослых и выполнять установленные
нормы поведения, в своих поступках следовать положительному примеру.
Каждая, даже самая простая подвижная игра обязательно имеет правила,
которые
организуют
и
регулируют
действия.
Эти
правила
определенным
образом ограничивают спонтанность, импульсивную активность, ситуативность
поведения. Правило игры, которое вводит взрослый, как раз и становится той
точкой опоры, с которой можно сопоставить свои действия, осознать и оценить
их. Согласно правилам, играющие действуют произвольно. В то же время эта
произвольность
достигается
не
по
принуждению,
а
по
их
доброй
воле,
поскольку при игре необходимость выполнения правил очевидна. Дети быстро
убеждаются в том, что нарушение правил идет им во вред, поэтому постепенно
привыкают
следить
за
своим
поведением,
управлять
своими
движениями.
Правила
в
этих
играх
создают
для
ребёнка
известные
нормы
действия,
определяют, что надо делать и что делать нельзя. Дети должны научиться
пользоваться правилами, подчиняться им – только при этих условиях может
состояться
игра.
Овладение
правилами
в
подвижной
игре
является
значительным фактором в формировании произвольности поведения ребёнка.
3
Этот процесс осуществляется не сразу, а в несколько этапов.
Первоначально
дети
включаются
в
игру
только
эмоционально
и
непосредственно. Правила игры на этом этапе часто нарушаются. Взрослый
должен постоянно обращать внимание дошкольников на наличие правил. В
результате
происходит
подстройка
поведения
дошкольника
к
выполнению
правил. На начальном этапе разучивания подвижной игры решаем задачу –
научить детей действовать в соответствии с правилами игры. Используем игры:
«У медведя во бору», «Кот и мыши», «Гуси-лебеди», «Наседка и цыплята»,
«Лохматый пёс». Вводятся сначала основные правила, без которых не может
состояться игра. Обычно таких правил не более 3-х. Правила формулируем
четко, доступно. В игру играем многократно, до тех пор, пока все дети усвоят
правила, и они не будут доведены до автоматизма. Играя с детьми, занимаю
позицию
партнёра
и
одновременно
контролирую,
побуждаю
детей
своими
комментариями
к
соблюдению
правил:
«Так
делать
нельзя»,
«У
нас
такое
правило», «Как надо выполнить». Таким образом, формируется отношение к
правилу, как обязательному для всех участников.
Следующий этап – осознание правила. Это наиболее явно проявляется в
замечаниях, которые дети начинают делать друг другу в случае их нарушения.
Контроль за действиями других создает внутреннюю готовность к выполнению
тех же действий. При этом отчетливо проявляется стремление ребенка играть по
правилам.
Это
может
свидетельствовать
о
том,
что
правило
выделяется
в
сознании
ребенка,
приобретает
для
него
личную
значимость
и
становится
мотивом его активности. На этом этапе для того чтобы дети не потеряли
интерес
к
игре,
постепенно
усложняем
двигательные
задания:
не
просто
убежать, а увернуться от «ловишки», не просто «замереть», а сделать фигуру.
Это игры: «Жмурки» «Горелки», «Ляпка», «Зайцы и волк», «Хитрая лиса», «Два
Мороза»,
«Коршун
и
наседка».
Для
детей
старшего
дошкольного
возраста
результат становится важным моментом, им не безразлично, кто прибежит
первым, кто ни разу не пойман в игре. Если дети хорошо усвоили правила, то
стремление старшего дошкольника стать первым, победить в игре становится
4
хорошим
стимулом
для
выполнения
правил.
Выполняя
правила,
ребенок
контролирует
свое
поведение,
свои
действия,
что
и
является
проявлением
произвольности
поведения.
Так,
например,
в
игре
«Два
Мороза»
ребенок
стремится к тому, чтобы не быть пойманным Морозами. Для этого ему нужно
пробежать игровое поле, не задеть уже замороженных и увернуться от 2-х
Морозов.
На
последнем
этапе
можно
наблюдать,
как
дети
самостоятельно
воспроизводят
подвижные
игры,
и
при
этом
сами
следят
за
соблюдением
правил. В это же время дети могут сами придумать дополнительные правила
для знакомой игры. Это помогает развивать у детей умение договариваться о
новых общих правилах и соблюдать договор в процессе игры. Если Вам удалось
научить детей придумывать новые правила, договариваться о их соблюдении,
выполнять их всем в течение всей игры, то это является показателем того, что
Вам удалось развить в детях произвольность поведения.
Очень важным при организации подвижных игр является анализ игры.
Обязательно хвалим детей. К обсуждению стараемся привлекать всех детей,
используем вопросы к детям: «Соблюдали ли правила в игре», «Кто не захотел
соблюдать
правила,
почему»,
«Мы
с
вами
договаривались
в
начале
игры
выполнять какие правила?».
Помимо подвижных игр в развитии произвольного поведения играют
дидактические
игры.
В
дидактических
играх
происходит
освоение
детьми
старшего дошкольного возраста основного психологического механизма игры –
превращения. В зависимости от освоенности детьми превращения выделены
уровни
овладения
игрой,
проявляющиеся
в
особенностях
саморегуляции
игрового поведения:
1 уровень - вхождение в игру (у ребенка доминирует интерес к уже
известным
играм,
наблюдается
частично
осуществляющийся
контроль
правильности выполнения действий другими детьми и контроль собственных
эмоций и поведения при наличии внешних факторов);
2
уровень
–
освоения
игры
(ребенок
дошкольного
возраста
успешно
5
усваивает
новые
игровые
правила
и
руководствуется
ими
в
ходе
игры,
проявляет интерес к новым играм, активен на протяжении всей игры);
3
уровень
–
проживание
игры
(характерно
наличие
у
дошкольника
познавательного интереса и стремления к выигрышу, успешность при решении
игровой задачи, умение планировать и контролировать своё игровое поведение
и эмоции).
Установлено,
что
в
зависимости
от
уровня
овладения
игрой,
т.
е.
освоенности психологического механизма игры – превращения, происходит
развитие саморегуляции поведения старших дошкольников в неигровых видах
деятельности:
развиваются
отдельные
подсистемы
саморегуляции
и
формируются взаимосвязи между ними.
Таким
образом,
игра
становится
средством
развития
произвольного
поведения детей старшего дошкольного возраста, при условии использования
серии подвижных и дидактических игр. В этих играх должно быть уделено
внимание развитию следующих показателей: умение сохранять цель в условиях
затруднения
успеха;
умение
строить
свое
поведение
в
соответствии
с
требованиями ситуации, проявляя: дисциплинированность, самостоятельность,
настойчивость, организованность, инициативность.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Баканов, Е. Н. Стадии развития волевых процессов [Текст] / Е. Н.
Баканов // Вестник МГУ. – Серия 14. – 2000. – №4. – С. 39.
2. Божович,
Л.
И.
Опыт
экспериментального
изучения
произвольного
поведения [Текст] / Л. И. Божович, Л. С. Славина, Т. В. Ендовицкая // Вопросы
психологии. – 1976. – № 4. – С. 55-68.
3. Котырло, В. К. Развитие волевого поведения у дошкольников [Текст] /
В. К. Котырло. – Киев : Новая школа, 2001. – 199 с.
4. Рогов, Е. И. Эмоции и воля [Текст] / Е. И. Рогов. – Москва : ВЛАДОС,
2001. – 240 с.
6