Напоминание

"Игра как средство развития произвольного поведения детей старшего дошкольного возраста"


Автор: Давлетчина Любовь Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "детский сад№108" Воробышек"
Населённый пункт: Кемеровская область г. Прокопьевск
Наименование материала: статья
Тема: "Игра как средство развития произвольного поведения детей старшего дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Игра как средство развития произвольного поведения детей старшего

дошкольного возраста

На сегодняшний день главной задачей детского сада и семьи является

создание условий наиболее полного общего развития ребенка с учетом его

возрастных особенностей и потребностей. В процессе разнообразных видов

активной деятельности происходит зарождение важнейших «новообразований»

развития, подготавливающих к выполнению новых задач. Одним из важнейших

новообразований

дошкольного

возраста

является

возникновение

у

детей

произвольного

поведения.

Данное

новообразование

является

важным

для

ребёнка, так как современными школами к первоклассникам предъявляются

общие

психологические

требования

сознательной

целенаправленности

и

управляемости.

В

период

дошкольного

возраста

ребёнок

овладевает

способностью контролировать свои действия, планировать эти действия, после

о вл а д е н и я

д а н н ы м и

с п о с о б н о с тя м и

д е я т е л ь н о с т ь

с т а н о в и т с я

целенаправленной.

Недостаточно

полноценное

развитие

произвольного

поведения

у

детей

дошкольного

возраста

значительно

затрудняет

процесс

усвоения

знаний,

формирования

учебной

деятельности.

Поэтому

развитие

произвольного поведения у детей на протяжении всего дошкольного возраста

является актуальным направлением работы воспитателей.

Механизм

управления

своим

поведением

подчинение

правилам

складывается именно в игре, а затем проявляется в других видах деятельности.

Произвольность предполагает наличие образца поведения, которому следует

ребёнок, и контроля. В игре образцом служат не моральные нормы или иные

требования

взрослых,

а

образ

другого

человека,

чьё

поведение

копирует

ребёнок.

Самоконтроль

только

появляется

к

концу

дошкольного

возраста,

поэтому первоначально ребёнку нужен внешний контроль – со стороны его

товарищей по игре. Дети контролируют сначала друг друга, а потом – каждый

самого себя. Внешний контроль постепенно выпадает из процесса управления

поведением,

и

образ

начинает

регулировать

поведение

ребёнка

непосредственно.

2

Перенос формирующегося в игре механизма произвольности в другие

неигровые ситуации в этот период ещё затруднён. То, что относительно легко

удаётся

ребёнку

в

игре,

гораздо

хуже

получается

при

соответствующих

требованиях

взрослых.

Например,

играя,

ребенок

старшего

дошкольного

возраста

может

долго

стоять

в

позе

часового,

но

ему

трудно

выполнить

аналогичное

задание,

данное

экспериментатором,

стоять

прямо

и

не

двигаться. Хотя в игре содержаться все основные компоненты произвольного

поведения, контроль за выполнением игровых действий не может быть вполне

сознательным: игра имеет яркую аффективную окрашенность.

Подвижные

игры

ценны

в

педагогическом

отношении,

оказывают

большое влияние на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные

чувства, физически укрепляют ребёнка. В игре происходит и развитие волевых

качеств,

таких

как:

умение

ограничивать

свои

желания,

преодолевать

препятствия, подчиняться требованиям взрослых и выполнять установленные

нормы поведения, в своих поступках следовать положительному примеру.

Каждая, даже самая простая подвижная игра обязательно имеет правила,

которые

организуют

и

регулируют

действия.

Эти

правила

определенным

образом ограничивают спонтанность, импульсивную активность, ситуативность

поведения. Правило игры, которое вводит взрослый, как раз и становится той

точкой опоры, с которой можно сопоставить свои действия, осознать и оценить

их. Согласно правилам, играющие действуют произвольно. В то же время эта

произвольность

достигается

не

по

принуждению,

а

по

их

доброй

воле,

поскольку при игре необходимость выполнения правил очевидна. Дети быстро

убеждаются в том, что нарушение правил идет им во вред, поэтому постепенно

привыкают

следить

за

своим

поведением,

управлять

своими

движениями.

Правила

в

этих

играх

создают

для

ребёнка

известные

нормы

действия,

определяют, что надо делать и что делать нельзя. Дети должны научиться

пользоваться правилами, подчиняться им – только при этих условиях может

состояться

игра.

Овладение

правилами

в

подвижной

игре

является

значительным фактором в формировании произвольности поведения ребёнка.

3

Этот процесс осуществляется не сразу, а в несколько этапов.

Первоначально

дети

включаются

в

игру

только

эмоционально

и

непосредственно. Правила игры на этом этапе часто нарушаются. Взрослый

должен постоянно обращать внимание дошкольников на наличие правил. В

результате

происходит

подстройка

поведения

дошкольника

к

выполнению

правил. На начальном этапе разучивания подвижной игры решаем задачу –

научить детей действовать в соответствии с правилами игры. Используем игры:

«У медведя во бору», «Кот и мыши», «Гуси-лебеди», «Наседка и цыплята»,

«Лохматый пёс». Вводятся сначала основные правила, без которых не может

состояться игра. Обычно таких правил не более 3-х. Правила формулируем

четко, доступно. В игру играем многократно, до тех пор, пока все дети усвоят

правила, и они не будут доведены до автоматизма. Играя с детьми, занимаю

позицию

партнёра

и

одновременно

контролирую,

побуждаю

детей

своими

комментариями

к

соблюдению

правил:

«Так

делать

нельзя»,

«У

нас

такое

правило», «Как надо выполнить». Таким образом, формируется отношение к

правилу, как обязательному для всех участников.

Следующий этап – осознание правила. Это наиболее явно проявляется в

замечаниях, которые дети начинают делать друг другу в случае их нарушения.

Контроль за действиями других создает внутреннюю готовность к выполнению

тех же действий. При этом отчетливо проявляется стремление ребенка играть по

правилам.

Это

может

свидетельствовать

о

том,

что

правило

выделяется

в

сознании

ребенка,

приобретает

для

него

личную

значимость

и

становится

мотивом его активности. На этом этапе для того чтобы дети не потеряли

интерес

к

игре,

постепенно

усложняем

двигательные

задания:

не

просто

убежать, а увернуться от «ловишки», не просто «замереть», а сделать фигуру.

Это игры: «Жмурки» «Горелки», «Ляпка», «Зайцы и волк», «Хитрая лиса», «Два

Мороза»,

«Коршун

и

наседка».

Для

детей

старшего

дошкольного

возраста

результат становится важным моментом, им не безразлично, кто прибежит

первым, кто ни разу не пойман в игре. Если дети хорошо усвоили правила, то

стремление старшего дошкольника стать первым, победить в игре становится

4

хорошим

стимулом

для

выполнения

правил.

Выполняя

правила,

ребенок

контролирует

свое

поведение,

свои

действия,

что

и

является

проявлением

произвольности

поведения.

Так,

например,

в

игре

«Два

Мороза»

ребенок

стремится к тому, чтобы не быть пойманным Морозами. Для этого ему нужно

пробежать игровое поле, не задеть уже замороженных и увернуться от 2-х

Морозов.

На

последнем

этапе

можно

наблюдать,

как

дети

самостоятельно

воспроизводят

подвижные

игры,

и

при

этом

сами

следят

за

соблюдением

правил. В это же время дети могут сами придумать дополнительные правила

для знакомой игры. Это помогает развивать у детей умение договариваться о

новых общих правилах и соблюдать договор в процессе игры. Если Вам удалось

научить детей придумывать новые правила, договариваться о их соблюдении,

выполнять их всем в течение всей игры, то это является показателем того, что

Вам удалось развить в детях произвольность поведения.

Очень важным при организации подвижных игр является анализ игры.

Обязательно хвалим детей. К обсуждению стараемся привлекать всех детей,

используем вопросы к детям: «Соблюдали ли правила в игре», «Кто не захотел

соблюдать

правила,

почему»,

«Мы

с

вами

договаривались

в

начале

игры

выполнять какие правила?».

Помимо подвижных игр в развитии произвольного поведения играют

дидактические

игры.

В

дидактических

играх

происходит

освоение

детьми

старшего дошкольного возраста основного психологического механизма игры –

превращения. В зависимости от освоенности детьми превращения выделены

уровни

овладения

игрой,

проявляющиеся

в

особенностях

саморегуляции

игрового поведения:

1 уровень - вхождение в игру (у ребенка доминирует интерес к уже

известным

играм,

наблюдается

частично

осуществляющийся

контроль

правильности выполнения действий другими детьми и контроль собственных

эмоций и поведения при наличии внешних факторов);

2

уровень

освоения

игры

(ребенок

дошкольного

возраста

успешно

5

усваивает

новые

игровые

правила

и

руководствуется

ими

в

ходе

игры,

проявляет интерес к новым играм, активен на протяжении всей игры);

3

уровень

проживание

игры

(характерно

наличие

у

дошкольника

познавательного интереса и стремления к выигрышу, успешность при решении

игровой задачи, умение планировать и контролировать своё игровое поведение

и эмоции).

Установлено,

что

в

зависимости

от

уровня

овладения

игрой,

т.

е.

освоенности психологического механизма игры – превращения, происходит

развитие саморегуляции поведения старших дошкольников в неигровых видах

деятельности:

развиваются

отдельные

подсистемы

саморегуляции

и

формируются взаимосвязи между ними.

Таким

образом,

игра

становится

средством

развития

произвольного

поведения детей старшего дошкольного возраста, при условии использования

серии подвижных и дидактических игр. В этих играх должно быть уделено

внимание развитию следующих показателей: умение сохранять цель в условиях

затруднения

успеха;

умение

строить

свое

поведение

в

соответствии

с

требованиями ситуации, проявляя: дисциплинированность, самостоятельность,

настойчивость, организованность, инициативность.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Баканов, Е. Н. Стадии развития волевых процессов [Текст] / Е. Н.

Баканов // Вестник МГУ. – Серия 14. – 2000. – №4. – С. 39.

2. Божович,

Л.

И.

Опыт

экспериментального

изучения

произвольного

поведения [Текст] / Л. И. Божович, Л. С. Славина, Т. В. Ендовицкая // Вопросы

психологии. – 1976. – № 4. – С. 55-68.

3. Котырло, В. К. Развитие волевого поведения у дошкольников [Текст] /

В. К. Котырло. – Киев : Новая школа, 2001. – 199 с.

4. Рогов, Е. И. Эмоции и воля [Текст] / Е. И. Рогов. – Москва : ВЛАДОС,

2001. – 240 с.

6



В раздел образования