Напоминание

"Наглядность как средство подготовки к ГИА по химии"


Автор: Киркина Любовь Васильевна
Должность: учитель химии
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №2"
Населённый пункт: Усть–Илимск
Наименование материала: статья
Тема: "Наглядность как средство подготовки к ГИА по химии"
Раздел: полное образование





Назад




Наглядность как средство подготовки к Государственной итоговой аттестации по

химии (из опыта работы)

Автоматическое

запоминание

большого

объёма

информации

трудоёмко,

а

механическая

память

слабо

удерживает

знания.

Из

такого

заучивания

никогда

не

рождается

понимание,

знание

всегда

формально.

Им

нельзя

пользоваться.

Одним

из

принципов, на который я опираюсь при работе с учащимися,

является принцип наглядности.

На экзамене по химии в 9 классе 50 % заданий нацелены на проверку химических свойств

неорганических

веществ.

Учащимся

сложно

запомнить

механически

объёмный

материал

о

свойствах и способах получения веществ.

С целью повышения эффективности обучения учащихся я использую на своих уроках

схему взаимосвязи неорганических веществ. Эта схема позволяет систематизировать знания обо

всех классах веществ на более высоком уровне.

Например, изучаем реакцию основных оксидов с кислотами. Эта реакция в сознании

учащихся является свойством основных оксидов. Но не всегда ученики сами догадываются, что

эта реакция характеризует и кислоты. Это не значит, что догадка трудна, просто обращаю их

внимание на обратную связь.

Схема наглядно показывает, что вещества взаимодействуют между собой по принципу

противоположности. Так,

металлы реагируют с неметаллами, кислотные оксиды с основными

оксидами, а основания с кислотами.

Используя матрицу свойств веществ, ученики могут перечислить свойства определённого

класса веществ. Они скажут, например, что кислоты взаимодействуют с металлами, основными

оксидами, основаниями и солями.

Схему я наполнила дополнительным содержанием, обозначив взаимные переходы разным

цветом.

Например,

реакции

соединения

красным,

обмена

-

синим,

замещения

зелёным.

Возможность

протекания

ионообменных

реакций

обозначаю

символами:

↓,

↑, H

2

O.

В качестве тренировки даю задания на обобщение свойств изученных веществ. Упражнения такого

рода требуют от учеников анализа реакционной способности веществ.

Знание о

невозможности реакций также важно, как и знание об их возможности. Это приводит к пониманию

сущности

реальных

процессов.

Например,

с

водой

могут

реагировать

как

основные

так

и

кислотные оксиды, но только в том случае, если образуются растворимые гидроксиды.

Реакции

получения солей являются отражением обратных связей между веществами. Прежде внимание

учащихся акцентировалось на взаимодействии веществ разных классов. Сейчас они должны

установить доступные им способы получения солей. На схеме проводим центральную линию,

ведущую на соль, и обозначаем точки пересечения с остальными линиями. Поставленные точки и

будут

обозначать

способы

получения

солей.

В

подтверждение

сказанному

даю

задание:

предложите пять способов получения сульфата бария.

Ме неМе

+ O

2

+ O

2

основный оксид МеО НемеО кислотный оксид

+ H

2

O + H

2

O

основание (р.) MeOH H

х

ЭО

у

кислота (р.)

MeЭО

у

соль

Считаю, что самым ярким и запоминающимся средством наглядности является

химический эксперимент, способствующий лучшему освоению теоретических знаний.

Хочу поделиться методикой взрыва «гремучей смеси». Данный опыт связан с риском,

поэтому его не демонстрируют на уроке «вживую». Если опыт проводить в пластмассовой

посуде, то он становится безопасным.

Для этого пластмассовую ёмкость небольшого

размера разделить маркером на три равные части, заполнить водой, пропустить газы в

стехиометрическом

соотношении.

Полученную

газовую

смесь

поджечь

с

помощью

лучины, держа пластмассовую ёмкость вверх дном.

Данный

эксперимент

показывает

необходимость

правильного

обращения

с

веществами и является ярким образом при ответе на экзамене по технике безопасности.



В раздел образования