Авторы: Магомедова Аида Насрутдиновна, Амиргамзаева Патимат Мамаевна
Должность: кандидат педагогических наук, доцент, Магистр 2 года обучения
Учебное заведение: ДГПУ
Населённый пункт: Махачкала
Наименование материала: научная статья
Тема: "Проблема компенсации слепоты"
Раздел: высшее образование
Магомедова А. Н. , кандидат педагогических наук,
доцент кафедры коррекционной педагогики
и специальной психологии ДГПУ
Амиргамзаева П.М., магистрант 2 года обучения
з
а м ы к а ет с
я
Проблема компенсации
о п ы т а
слепоты
Наука
сод ер ж ан и я
нового времени
вскр ы т
ь
ближе всех
слеп о й
подошла к овладению
важ н ы й
истиной о психологии
являю тся
слепого человека -
ц в
е
т
о в
писал Л.С. Выготский.
н а
з
в
а
н и я
Новые исследования -утверждал
си н теза
он, - показали,
в
е
к
а
что возможность
важ н о е
нормального психического
в
о ш ли
развития слепого
сто р о н ы
возникает не
я
р к
и й
путем физиологической
У ч ен и е
компенсации дефекта
д ать
зрения, а очень
о к
а
й м лен н ы е
сложным косвенным
во в
с
е
путем общей
ф о рм
социально-психологической компенсации.
р
у
д н е
е
Большой вклад в
ти ф л
о п ед а
г
о г
и ки
теорию компенсации
ч асто
дефекта внес А.Адлер,
о казы в
а
е
т
создавший теорию
вы р а
ж ен и й
сверхкомпенсации. Он
п о п ы т
к
у
указал на
р ан н ем
з н а ч е н и е
о р г а н и ч е с к о г о
с
и ло
й
дефекта в формировании
а
б стр акц и и
личности. Если
сво и м
какой-то орган
п о з
в
о
л
и л
о
из-за функциональной
ш к
о
л
ь
н о г
о
неполноценности не
ф и зи ч е
с
к
о й
справляется со
с
о
ч и н ен и е
своей работой,
с
р авн ен и я
то центральная
в
о сп и тан и ю
нервная система и
ан али з
психический аппарат
д ан н ом
компенсирует затрудненное
езд и ли
функционирование этого
гд е
органа. По
п р о ц ессы
словам А. Адлера, «чувство
зад ер ж ку
н е п о л н о ц е н н о с т и
о р г а н о в
б
у
м аг
у
становится постоянным
н а
стимулом развития
леж ат
психики индивида».
у сло ви й
Он писал,
сам
что при
В ы готски й
соприкосновении с внешней
р е
в
средой возникает
н а
х
о
д я
т
с
я
конфликт, который
П р ед ставляю
вызван несоответствием
С б
недостающего органа
эксп р е
с
с
и в
н а
я
или функции с
С б
их задачами.
Т акж е
Н о
э т о т
з
а
м ен е
н
конфликт создает
р е
б
е
н к
а
повышенные стимулы
и з
сверхкомпенсации.
Таким
ш к
о
л
ь
н о й
образом, дефект
о п ы та
становится исходной
р езультате
точкой и главной
о б
ъ е
к
т
е
движущей силой
р е
ч е
в
о го
психического развития.
в
ы в
о
д а
м и
Комментируя идеи А.Адлера, Л.С.
о
т
м еч а
е
т
с
я
Выготский подчеркивал: "Если
п р и о б р етен н у ю
борьба заканчивается
С лед о вательн о
для организма
п од ч ер ки в
а
л
о с
ь
победой, то
у стан о ви ть
он не
л
а
н д ы ш
т о л ь к о
с п р а в л я е т с я
с
у ч р еж д ен и я
х
созданными дефектом
ру с
с
к
о г
о
затруднениями, но и
сло в
поднимается сам в
п о зд н о о слеп ш и х
с в о е м
р а з в и т и и
в
о зр а
с
т
н ы
х
на высшую
н а
ч альн ы х
ступень, создавая
н е
д о с
т
а
т
к
а
м
из недостаточности
од и н
одаренность, из
ф и алка
дефекта - способности,
С п и со к
из слабости -
р азви в
а
е
т
с
я
силу, из
сам
малоценности - сверхценность".
з
р и т
е
л
ь
н о г
о
Развивая и углубляя
п о
л
у ч и т
ь
теорию А.Адлера, Л.С. Выготский
р азм ер о в
говорит о том,
яко б ы
что слепота
г
д е
есть не
ум ен и я
только отсутствие
н а
п о
л
н яю тся
зрения. Она
э
т
о
м
вызывает глубочайшую перестройку всех
н аш е
й
сил организма и
вн еш н и м
личности. Слепота,
о п р ед е
л
е
н н ы х
создавая новый
н ед о с
т
а
т
о
ч н у ю
особый склад
у р о вн и
личности, вызывает к
в
о
д е
жизни новые
ж и в
о
т
н ы х
силы, следовательно, "слепота
п атоло г
и я
есть не
Гото вн о сть
только дефект,
в
ы зы вает
минус, слабость,
о б р азом
но и в каком-то
легч е
смысле источник
п р о ц ессы
выявления способностей,
п есн и
плюс, сила".
Чтобы завоевать
тех н и к
и
позицию в общественной
о круж аю щ и м и
жизни, слепой
о п ы та
человек вынужден
н ед о статкам
развивать все
сп о со б ствует
свои компенсаторные
п о казало
функции. Память у
ж и вотн ы х
слепого развивается
т
о
ж д ествен н о е
под давлением
Д ом и н и ру ю щ и м
тенденций к компенсации.
Ч т
о б ы
Эмоции, чувства, фантазии, мышление и
ш ум
прочие процессы
ответи т
ь
психики также
п р е
д лагали
подчинены одной общей тенденции -
с
о
м ати ч ески м и
компенсации слепоты.
д еву ш ка
Такое единство
р а
с
т
е
н и и
всей целевой установки А.Адлер называет
д р
у ги х
лейт-линией жизни -
со зд а
н н ы м и
единым жизненным
си ло й
планом, который
с
о
д ер ж ан и е
м
осуществляется во
д о с
т
у п
внешне отрывочных
с
т
р о й н а
я
эпизодах и периодах, и "пронизывает
д еву ш ка
их как
п у тн и ка
общая нить".
о ц е
н и в
а
т
ь
Учение А.Адлера позволяет
тр е
б о в
а
н и й
оценивать характер
ч асто
как одну
д а
н н ом
из важнейших компенсаторных функций
отставан и е
личности. Он
явлен и й
объясняет структуру
и сп о
л
ь
з
о в
а
т
ь
характера "не из пассивного развертывания
З н а
н и е
прошлого, а из
ч етверты й
активного приспосабливания к будущему". Следуя
д еф ект
идеям А.Адлера, Л.С. Выготский
п о см отр е
л
а
писал, что
п р о ц есса
для полного понимания всех
п р еи м у щ ествен н о
особенностей слепого «мы
см ы с
л
о во й
должны вскрыть
отм еч али
заложенные в его психологии тенденции,
п р еод о
л
е
н и е
зародыши будущего». Отсюда, по
с
л
у х
о вы х
мнению Л.С. Выготского,
П р ед ставляю
вытекает основное
о п ы т
о
м
правило для
д ом е
н н ы х
психологии слепых - «не
т
е
н д ен ц и и
из частей
тр еб о ван и й
может быть
д ру г
и м и
объяснено и понято
В ы г
о
т
с
к
и м
целое, а из
зн ач е
н и я
целого могут
и сп ы туем ы й
быть постигнуты
р азн о й
его части» (там
у стан о вки
же).
Источником
го в
о р и т
компенсации при
его
слепоте является,
д ать
по словам Л.С. Выготского, не развитие осязания или утончения слуха, а речь,
которая позволяет пользоваться социальным опытом. Таким образом, лейт-
линия
слепого
человека
направлена
на
преодоление
дефекта
через
его
социальную компенсацию, через речь: "Слепоту побеждает слово" - утверждал
Л.С. Выготский.
Компенсация слепоты происходит под давлением социальных требований
зрячих, пользования речью, одинаковой у слепых и зрячих. Это способствует
тому,
что
психическое
развитие
слепого
в
целом
имеет
тенденцию
к
достижению
определенного
нормального
социального
типа.
Именно
это
положение необходимо учитывать для воспитания и обучения слепого ребенка.
Л.С.Выготский
писал:
"Для
правильного
построения
даже
скромного
воспитательного плана чрезвычайно важно снять ограничивающие кругозор
пределы, которые якобы самой природой поставлены специальному развитию
такого
ребенка.
Важно,
чтобы
воспитание
взяло
курс
на
социальную
полноценность и считало ее реальной и определенной точкой, а не питалось
мыслью об обреченности слепого на неполноценность".
На самом деле между воспитанием нормального ребенка и ребенка с
нарушением зрения не существует принципиальной разницы, - совершенно
справедливо отмечал Л.С.Выготский. Слепота означает с физической точки
зрения просто отсутствие одного из органов чувств. Отсутствует, по словам
Л.С.Выготского,
один
из
путей,
с
помощью
которого
замыкается
связь
с
внешним
миром.
Этот
отсутствующий
путь
может
быть
заменен
другими
путями. "Когда в воспитании мы имеем замену одного анализатора другим, мы
вступаем на путь социальной компенсации того или иного дефекта. Важно ведь
не то, чтоб слепой видел буквы, важно, чтоб он умел читать. Важно, что слепой
читает совершенно таким же образом, каким читаем и мы, и обучается этому
так же, как нормальный ребенок. Важно, чтобы слепой умел писать, а вовсе не
водить пером по бумаге. Если он научается писать, прокалывая бумагу шилом,
мы опять-таки имеем тот же принцип и практически тождественное явление".
Таким образом, "сама по себе слепота, глухота и другие частные дефекты
не
делают
еще
своего
носителя
дефективным.
Замещение
и
компенсация
функций не только имеют место,
не только достигают иногда огромных
размеров, создавая из дефектов таланты, но и непременно, как закон, возникают
в виде стремлений и тенденций там, где есть дефект".
Список литературы.
1.
Аваньянц Ц.С. Особенности процесса элементарной реабилитации
в зависимости от характера памяти и внимания поздноослепших- М., 2008.-40 с.
2.
Анисимова
Н.Л.
Совместная
работа
семьи
и
детского
сада
по
воспитанию детей с нарушением зрения //Журн. Дефектология. - 1998. -№1.
3.
Астапов Б.С. Аномальные дети. Дети с нарушением зрения. - М.:
Педагогика, 1985.- 60 с.
4.
Борхес Х.Л. Слепота//Журн. Знание - сила. -1993 .-№1. - с.88-93.
5.
Выготский Л.С. Вопросы психологии Собр. соч. в 6-ти т., Т.4,5.-М.:
Педагогика, 1983.
6.
Гнаушева А.Н. О детях с глубокими нарушениями зрения // Журн.
Дефектология,- 1984.-№2.- с.85.
7.
Графов А.Л. Слепые и зрячие. - М.,2015.
8.
Зайцева Г.Л.Диалог с Л.С Выготским о проблемах современной
судропедагогики // Журн. Дефектология. - 1998. -№2.
9.
Костючек
Н.С.
Воспитание
слепого
ребенка
в
семье
//
Журн.
Дефектология. -1969. - №5.
10.
Маллаев
Д.М.
Психология
и
педагогика
игры
слепого
и
слабовидящего ребенка. М.: СМУР «Academa», 2008.
11.
Солодова
Н.И.
Опыт
работы
по
организации
коллектива
и
формированию положительных черт личности у слабовидящих школьников //
Журн. Дефектология.-1982.-№4.
12.
Феоктистова В.А. Хрестоматия по истории тифлопедагогики.-М.:
Просвещение, 1981.
13.
Юферова Т.И. Особенности формирования психологического пола в
семье и школе-интернате // Возрастные особенности психического развития
детей. - М, 2012.