Конспект коррекционно-развивающего занятия:"Доброта, что солнце".
Автор: Радкина Валентина Владимировна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: КГБОУ "Канская общеобразовательная школа" Населённый пункт: г. Канск, Красноярского края Наименование материала: Методическая разработка Тема: Конспект коррекционно-развивающего занятия:"Доброта, что солнце". Раздел: среднее профессиональное
Цель : Формирование положительной мотивации к познанию нового.
Задачи: 1. Помочь детям расширить и осмыслить их речевую практику,
чтобы
на
этой
основе
повысить
речевую
культуру,
умение
общаться,
совершенствовать
умение
выразительного
чтения.
Закрепить
умение
употреблять различные формулы словесной вежливости, в зависимости от
ситуации общения.
2. Развивать чувство уместности высказывание, а также внимание к
той стороне речи, которое связано с добрым, уважительным отношением к
человеку – к формированию вежливой речи.
3. Воспитывать любовь к родному языку, родному слову, пробудить в
них
эстетические
идеалы
о
национальном
и
культурном
наследии.
Формировать положительную мотивацию к таким занятиям, т. е. к познанию
нового.
Ход занятия.
- Милые мои дети, славные мои ученики, скажите мне, кто из вас серьезно
верит в чудеса?
- Значит, я не ошиблась в вас. Не все потеряно, если вы умеете замечать
необыкновенное
в
жизни,
любите
шутить
и
веселиться,
удивляться
и
прислушиваться. Пробуждается природа, просыпаются птицы, начинается
утро, начало бесконечных дел и забот. Просыпается солнце и доброта!
(на доске появляется солнце, лучи закрыты)
-Не случайно народная мудрость гласит: «Доброта, что солнце!». Как вы это
выражение понимаете!
(- ,, -,,-,,-)
-Верно, солнышко согревает человека и доброта тоже.
- В каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце – доброта. Добрый
человек – это тот, кто любит людей и помогает им. Добрый человек любит
природу и сохраняет её. А любовь и помощь согревает, как солнце.
«Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет,
Если доброта как солнце светит,
Радуются взрослые и дети!»
Солнышко всех озаряет своими лучами, и от этих лучей мы ощущаем только
тепло. Лучи этого солнца (доска) помогут нам открыть дверь в чудесную
страну «Доброты и вежливости».
Мы поможем лучам нашего солнца растопить замки, вспомнив волшебные
добрые слова.
Задание с 1 замка: «Дядя Степа огорчен
Рассказал он вот о чем…
- Настя – славная девчонка,
Настя ходит в первый класс!
Но … давно уже от Насти
Я не слышу слова, здравствуй
А слово-то какое –
Очень дорогое!»
- Итак какое слово волшебное прозвучало?
- Верно, именно слово «здравствуй» помогло нам растопить первый замок.
2-й замок : «Встретил Витю я соседа.
Встреча грустная была.
На меня он, как торпеда
Налетел из-за угла!
Но представьте, зря от Вити
Ждал я слова, извините,
А слово-то какое – очень дорогое!» (снять 2-ой замок)
3-й замок: «Он про внучку говорил:
- Экая досада:
Я портфель ей подарил,
Вижу: очень рада.
Но- нельзя ж молчать как рыба.
Ну сказала бы, «спасибо»
Слово- то какое – очень дорогое!»(снять 3-ий замок).
- Итак, мы с помощью волшебных слов растопили все замочки и открыли
дверь в волшебную страну добра и вежливости. В этой стране живет очень
много вежливых и добрых слов!
«Слова чудейстнейшие эти
Услышать каждый очень рад.
Добреют взрослые и дети
Когда повсюду говорят…»
(открывать лучики, а дети прочитывают
слова: здравствуйте
простите
извините
спасибо
благодарю
пожалуйста).
- А как вы думаете, каким голосом нужно произносить эти слова: громким
или тихим, спокойным? Почему?
- Да, тихий, спокойный голос свидетельствует о желании быть услышанным
только тем лицам, к кому непосредственно обращена речь, о воспитанности
говорящего, о его робости, мягкости, уважении к человеку.
- Вот и жители страны добра и вежливости говорят тихим и спокойным
голосом, и от этого на душе у всех становится радостно. И сейчас свершится
первое чудо…(физ. мин. – тренинг мышечного расслабление).
И сейчас мы попали с вами в гости к веселому карандашу. В гостях у
него нас ждет много интересного, но прежде: карандаш приготовил нам
задание, чтобы узнать, какие же мы добрые и вежливые. Он предлагает нам
послушать вот такой рассказ:
1ситуация: «Леночка сидела в автобусе. Она все время вертелась и болтала
ногами. Её соседка отодвинулась. Она боялась, что Лена испачкает ей пальто.
- Девочка, сиди спокойно, пожалуйста. Так нельзя вести себя – заметила Лене
старушка сидевшая напротив.
- А что я сделала? – возразила Лена, - подумаешь?! пожалуйста, буду сидеть
спокойно. И она, надувшись, стала смотреть в окно.»
- Какое слово вами, прозвучало в рассказе?
- И девочка, и старушка произнесли одно и то же слово: пожалуйста.
- Но как? (как старушка, как девочка).
- Да, верно! Старушка произнесла вежливо, спокойно, с просьбой обратилась
к девочке, а девочка? Девочка с недовольным лицом, презрительным тоном
произносит
вежливое
доброе
слово.
Она
не
извиняется
за
то,
что
побеспокоила
свою
соседку,
а
ведет
себя
так,
словно
делает
одолжение
взрослым. А ведь очень важно не забывать о правилах речевого поведение в
общественных местах.
Итак, этот рассказ еще раз подтверждает, что добрые слова становятся
волшебными лишь тогда, когда произносятся вежливо, спокойно.
2 ситуация: А сейчас следующее задание: послушайте, правильно ли я
попрошу солнышко (работа над интонацией).
(тон приказа) Солнышко – ведрышко
Выгляни в окошечко!
Солнышко, нарядись!
Красное, покажись!
- Можно ли так просить? Почему? А как надо обращаться? Давайте, кто-
нибудь из вас покажет как правильно обращаться к солнышку.
(-,, -,, -,,-)
- А теперь давайте попробуйте попробуем все вместе!
- Ну, молодцы! Мы еще раз убедились, что говорить нужно вежливо и
спокойно.
С заданиями веселого карандаша мы справились, этот веселый карандаш –
волшебный
почему?
Да,
потому,
все
что
он
нарисует
превращается
в
настоящее.
Давайте проверим! Нарисовать воздушный шарик.
А сейчас произойдет еще чудо. Закройте глазки и шарик оживет. (достать
настоящий шарик).
- Сейчас мы будем передавать шарик друг другу и желать при этом только
хорошее.
- Шарик волшебный, и он приобрел еще больше волшебной силы благодаря
вашим пожеланиям, т.к. в каждом из вас есть лучик солнца, и это солнце –
доброта.
- А кто из девочек у нас в классе чуточку добрее, чем остальные?
- А кто из мальчиков добрее?
- Ну, выходите сюда. Поскольку ребята решили, что вы самые добрые, вы
будите у нас звание:
Мисс «Доброта»
Мистер «Добро»
А сейчас произойдет еще одно чудо. Шар лопнет и оттуда высыпятся
добрые пожелания. Поскольку это добрые пожелания, соберут их мисс и
мистер в красивые вазочки и подарят нашим гостям. Я думаю, они заслужили
это. Итак, внимание!
(лопается шар)
(раздаются пожелание).
- Помните, дорогие гости, что это у вас обязательно сбудется.
- Много значит хорошее настроение, и пусть только хорошие, добрые чувства
побеждают в нас.
Вот мы с вами и закончили путешествие по стране добра и вежливости. И
вернулись с замечательным настроением. Я желаю вам только радости и
хорошего настроения, а это значит, что вокруг вас всегда будет доброта! И
сами вы станете добрее и дружнее.
На этом наше занятие окончено. Вспомните, и скажите, чему мы учились на
сегодняшнем занятии?
Подведение итогов.
Спасибо за работу.