Автор: Шпикалова Татьяна Николаевна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МАОУ города Иркутска гимназия №2
Населённый пункт: город Иркутск
Наименование материала: статья
Тема: «Формирование универсальных учебных действий через интеллектуальные игры»
Раздел: среднее образование
Шпикалова Т.Н., учитель физики
МАОУ города Иркутска гимназия №2
«Формирование универсальных учебных действий через
интеллектуальные игры»
Мозговой
штурм
-
метод
формирования
и
развития
универсальных
учебных
действий. Интерактивное
обучение
-
это
диалог,
в
ходе
него
осуществляется
взаимодействие не только между учениками и учителями, но и между самими учениками.
Его целью является создание благоприятных условий, в процессе которого ученик может
проявить свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс
обучения. Занятия, построенные по интерактивному принципу, позволяют дать не только
знания и навыки, а также создать базу для работы по решению проблем и после того, как
обучение закончится.
Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован
так,
что
все
учащиеся
оказываются
вовлеченными
в
процесс
познания,
они
имеют
возможность
понимать
и
рефлексировать
по
поводу
того,
что
они
знают
и
думают.
Совместная деятельность учащихся в процессе освоения учебного материала означает, что
каждый
вносит
свой
особый
индивидуальный
вклад,
идет
обмен
знаниями,
идеями,
способами деятельности.
Изобретателем метода мозгового штурма является Алекс Осборн, английский автор
нескольких книг, посвящённых рекламе и мышлению. В 1953 году он выпустил книгу
«Управляемое воображение: принципы и процедуры творческого мышления», где впервые
описал принцип мозгового штурма. Впервые использовался во ВМВ в 1944 году на
торпедном катере. Есть информация, что
его использовали
специально
созданной
группой ученых при работе созданием атомной бомбы в США.
Мозговой штурм формирует:
1.Познавательные УУД
- передача информации;
- смысловое чтение
-
сравнение,
-
оценивание
-
эмпирический эксперимент
-
структурирование знаний
-
анализ информации
2.Коммуникативные УУД:
- сотрудничество
- организация обсуждения
- инициативность
- умения выражать свои мысли
- оценка
3.Регулятивные УУД:
- рефлексия
- самопомощь
- опыт принятие решений
- самоконтроль
- коррекция поведения
- снятие страхов высказываться
Формирование группы (по М.Поташову) и правила работы в мозговом штурме:
1. Состав группы 6-8 учащихся;
2. Различные игровые функции (роли) в группе: генератор идей, логик, интуит, эрудит,
игроки разного темпа, критик, ответственный за окончательное решение (капитан);
3. Фиксированное время на разработку ответа;
4. Соблюдение правил:
- внимательно слушать задание, не обсуждать во время чтения вопроса
- фиксировать вопрос (важны все детали вопроса, форма)
-
свобода
выражения
(не
бояться
высказывать
все
версии),
участвовать
всем,
не
отмалчиваться
- не забывать закона первой версии (интуиция)
- не критиковать, не давать обидных оценок
- развивать версии, следить за соответствием вопроса и ответа
- проверить истинность версии
- коллективное принятие решение или капитаном
Методика проведения мозгового штурма:
1.
Подготовительный этап: формулирование проблемы, которую необходимо решить;
2.
обоснование задачи для поиска решения;
3.
определение условий коллективной работы;
4.
доведение до участников правил поиска решения проблемы и поведения в процессе
«мозговой атаки»;
5.
назначение ответственных за оценку и отбор наилучших идей.
2. Тренировочная интеллектуальная разминка, которая помогает привести обучаемых в
рабочее
психологическое
состояние
за
счет
активизации
их
знаний.
Она
носит
кратковременный характер и включает в себя, как правило, выполнение упражнений на
быстрый поиск ответов на поставленные вопросы или проведение «интеллектуальной
разминки».
3.
Непосредственный
«штурм»
поставленной
проблемы.
Предварительно
еще
раз
уточняется поставленная задача, напоминаются некоторые правила коллективной работы.
Генерирование идей начинается по указанию ведущего одновременно всеми участниками.
При создании рабочих групп к каждой из них прикрепляется эксперт из числа обучаемых,
задача которого фиксировать на бумаге все выдвигаемые идеи.
4. Сообщение ведущего о результатах «мозговой атаки». Обсуждение итогов работы
групп,
оценка
наилучших
идей,
их
обоснование
и
публичная
защита.
Выступление
экспертов.
Принятие
коллективного
решения
о
лучших
идеях
решения
проблемы.
Заключительное слово ведущего.
Процедура проведения мозгового штурма:
1 этап:
Участники высказывают как можно больше вариантов решения проблемы, принимаются
любые
идеи.
Тут
важно
остановить
попытки
перейти
к обсуждению
этих
идей
и сосредоточиться только на их сборе. Сам ведущий не предлагает вариантов решения.
Он следит
за тем,
чтобы
каждый
участник
чувствовал
себя
максимально
комфортно,
поддерживает
атмосферу
доброжелательности,
подбадривает
участников
и поощряет
выдвижение
самых,
казалось
бы,
невозможных
идей.
Кроме
того,
он стремится
организовать
по возможности
равное
количество
высказываний
каждого
присутствующего.
2-й этап:
Оценка идей и работа с ними. На этом этапе происходит анализ предложений. Идет работа
с записями идей, оцениваются и выбираются лучшие идеи. Обычно создается группа
экспертов, которая осуществляет оценку идей и предложений. Возможен вариант, когда
та же самая группа, которая продуцировала идеи, после перерыва возвращается к работе
над своими же предложениями, но уже в роли экспертов. Перерыв необходим для того,
чтобы участники группового обсуждения почувствовали завершение одного процесса —
генерации идей — и переход к другому процессу — экспертизе предложений.
Отбор
лучшего решения.
Достоинства метода мозгового штурма:
- Метод прост, доступен и детям и взрослым, эффективен, даже если участники не очень
компетентны. Не требуется предварительное обучение участников, кроме педагога,
который должен знать теорию метода, методику проведения.
- Это коллективный метод решения задач - увеличивается сила решений от объединения
усилий многих людей и возможности развивать идеи друг друга.
- Мозговой штурм можно использовать ежедневно для развития фантазии и воображения и
для раскрепощения сознания.
- Можно показать, что у одной и той же задачи есть много разных решений и каждое
правильно, но только для своих конкретных условий.
- Можно научить детей не бояться высказывать свои мысли, снять страх перед критикой и
страх ошибиться.
- Можно научить слушать товарищей, уважать и свое, и чужое мнение.
- Можно поднять статус робкого человека, сделать его более смелым и раскованным, если
обращать общее внимание на его решения, пусть и слабые.
Недостатки метода мозгового штурма:
- Не пригоден для решения сложных проблем и трудных задач с большим количеством
условий.
- При разделении класса на группы может возникнуть доминирование лидеров, в то время
как остальные не будут включены в процесс;
- Возможно «зацикливание» на однотипных идеях.
- Процессом решения надо искусно управлять, чтоб он шел по направлению к сильному
решению. Велика роль ведущего штурм - от него зависит половина успеха.
- Бывают затруднения при определении авторства хороших идей. Поэтому этот
щекотливый вопрос следует оговорить до начала штурма.
1. Матяш, Н.В. Методы активного социально-педагогического обучения / Н.В. Матяш.-
М.:Сфера, 2000.-С.252
2.
Морева,
Н.А.
Технологии
профессионального
образования
/
А.Н.
Морева.-М.:
Академия, 1998.-С.146
3. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента / пер. с англ ; Акад. народн.
хоз-ва при Правительстве РФ. - М. : Дело, 2000. - 701 с.
4. Панфилова А. П. мозговые штурмы в коллективном принятии решений. - СПб., 2005.
5.Поташов М. Почему Вы играете в ЧГК? - М.,2007