Автор: Ксюпова Александра Галимжановна
Должность: учитель
Учебное заведение: КОУ "Адаптивная школа–интернат №19"
Населённый пункт: город Омск
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие у глухих учащихся представлений о здоровом образе жизни"
Раздел: среднее образование
А.Г. Ксюпова
учитель
Казенное общеобразовательное учреждение «Адаптивная школа-интернат №19»
Россия г.Омск
Развитие у глухих учащихся представлений о здоровом образе жизни
Экспериментальная работа по формированию представлений о здоровом
образе жизни у глухих детей младшего школьного возраста осуществлялась
на базе КОУ «Школа - интернат № 7» г. Омска в 2013 – 2016 учебных годах.
Экспериментальная выборка составила 10 человек. Возраст испытуемых 7 -
10 лет. Всем детям диагностировано недоразвитие слухового анализатора в
разной степени. Диагнозы детей зафиксированы в их личных делах,
дневниках психолого-педагогических наблюдений и логопедических картах.
Педагогический эксперимент осуществлялся в три этапа.
I этап – констатирующий. Его цель заключалась в следующем: при помощи
специальных диагностических методик выявить уровень развития у глухих
детей представлений о здоровом образе жизни.
С учетом данной цели на этом этапе исследования были поставлены и решались
следующие задачи:
подобрать диагностические задания для развития представлений
у слабослышащих детей о здоровом образе жизни;
провести занятия по отобранным диагностическим заданиям.
Для определения развития у глухих учащихся младшего школьного были
использованы задания, вошедшие в программу, автором которой является
Н.А. Карташева :
II
этап
–
формирующий.
Его
цель
заключалась
в
проведении
коррекционно-логопедической работы, направленной на развитие у детей
младшего школьного возраста с нарушением слуха представления о здоровом
образе жизни. С учетом поставленной цели решались следующие задачи:
-
организовать
коррекционно-логопедическую
работу
с
детьми
указанной категории;
- определить принципы коррекционно-логопедической работы;
-
в
соответствии
с
содержанием
действующих
программно-
методических материалов определить тематику экспериментальных занятий
по развитию у глухих детей представлений о здоровом образе жизни;
-
провести отбор
речевого
материала
для
проведения
занятий
с
учащимися;
-
выделить
направления
коррекционно-логопедической
работы
с
детьми;
- подобрать и апробировать упражнения, способствующие развитию у
младших школьников с нарушением слуха представлений о здоровом образе
жизни;
-
отобрать
методы
и
приёмы,
использование
которых
способствует
развитию у глухих учащихся представлений о здоровом образе жизни.
III
э т а п
– контрольный.
Его
цель
-
выявление
эффективности
реализованной
коррекционно-логопедической
работы,
направленной
на
развитие у глухих учащихся представлений о здоровом образе жизни.
С учетом поставленной цели нами решались следующие задачи:
1. Сформирование навыков личной гигиены, переходящих в привычку.
2. Помощь в социально – бытовой адаптации глухого ребенка, начиная с
младшего школьного возраста.
Общие и коррекционные задачи:
1. Привитие детям навыков личной гигиены и обучение их
самообслуживанию.
2. Формирование и закрепление гигиенических требований к телу,
одежде, жилищу и осознанное выполнение этих правил.
3. Знакомство учащихся со строением и функциями организма человека.
4. Создание условий для формирования у слабослышащих детей
потребности в здоровом образе жизни.
5.
Развитие
речи
и
навыков
общения,
обеспечивающих
усвоение
школьниками
норм
коммуникативного
поведения
согласно
возрастной
норме.
Как и на контрольном этапе педагогического эксперимента, для обследования
детей с нарушениями речи нами были использованы те же диагностические
задания.
Методика
проведения
обследования
младших
школьников
на
контрольном этапе была прежней. Как и ранее, инструкции предъявлялись
детям в устной форме с использованием иллюстративного материала (см.
Приложение 1). Полученные результаты фиксировались .
Одним из актуальных аспектов формирования личности ребенка школьного
возраста
является
гигиеническое
обучение
и
воспитание
бережного,
осознанного отношения к своему здоровью. В системе общего образования
реализуются основные и дополнительные общеобразовательные программы,
направленные на решение задач формирования общей культуры личности,
адаптации
ребенка
к
жизни
в
обществе.
Изучая
методические
пособия,
педагогическую
и
специальную
литературу
для
коррекционных
школ,
проводя игровую диагностику (см. Приложение 1), появилась необходимость
в составлении специальной программы «Формирование у детей потребности
здорового образа жизни».
В условиях школы – интерната есть все условия и возможности для наиболее
успешного формирования не только понятий, но и привычек у детей.
Добиться этого возможно только при планомерной и систематической работе.
Данная программа включает в себя обучение детей и имеет практическую
направленность. Коррекционная направленность обучения и воспитания у
детей гигиенических навыков в данной программе прослеживается в подборе
форм и методов, информационного материала, дидактических пособий,
специально адаптированных для восприятия глухих детей с учетом их
психических особенностей.
Отличительной способностью данной программы является комплексный
характер ее содержания. Также программа предусматривает и сферу
общения, включающую в себя формирование и развитие детского коллектива,
межличностных отношений, помощь друг другу, СОЦИАЛЬНой
АДАПТАЦИи (англ. social adaptation) – интегративный показатель состояния
человека, отражающий его возможности выполнять определенные
биосоциальные функции: адекватное восприятие окружающей
действительности и собственного организма; адекватная система отношений
и общения с окружающими; способность к труду, обучению, к организации
досуга и отдыха; изменчивость (адаптивность) поведения в соответствии с
ролевыми ожиданиями других .[46,с. 31].
Сфера сознания включает познание мира, себя и предусматривает
индивидуальную, творческую работу с воспитанниками, формирование у них
положительных качеств личности. Работа в сферах: учебной, практической,
творческой деятельности и общения – тесно взаимосвязана и подчинена
общей цели – социальной адаптации и готовит к непосредственному
включению в жизнь.
Структура программы разработана с учетом психологии глухих детей и их
интересов. Программа рассчитана на 3 года обучения в количестве 30 часов в
год, по 2 часа в месяц. Занятия по 30 минут.
Первый год обучения: построен с учетом знаний и умений детей. Они
знакомятся с предметами и правилами личной гигиены, а именно: даются
знания, вырабатываются умения и навыки, необходимые каждому ребенку
для укрепления позвоночника, красивой осанки, снятия усталости, обретения
спокойствия и равновесия в конфликтных ситуациях. Активным ребятам
самим предоставляется возможность проводить со сверстниками
оздоровительные минутки. Ребята учатся общению (см. Приложение 2).
Второй год обучения: уделять внимание познавательной активности глухих
детей с использованием ТСО (технических средств обучения). Научить детей
самостоятельно выполнять правила личной гигиены. Следить за чистотой
классной комнаты и спальни.
Третий год обучения: ребята должны самостоятельно знать и пользоваться
предметами личной гигиены. Уметь оказывать первую помощь при
небольших ранах, ссадинах, ушибах, укусах насекомых. Педагог должен
уделять внимание и вопросам нравственности глухих учащихся.
В конце каждого года обучения необходимо проводить диагностику
достижений учащихся. Занятия на данных этапах проходят по принципу
первого с усвоением нового материала и практическим закреплением
навыков предыдущих этапов в режимных моментах. Занятия содержат
познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей
в сочетании с практическими заданиями (тренинг, оздоровительные минуты,
упражнения для глаз, осанки, дыхательные упражнения, деловые игры,
вопрос – ответы «Доктора – природы»), необходимые для развития навыков
ребенка.
«Содержание занятий желательно наполнять сказочными и игровыми
сюжетами и персонажами. Введение игры в занятие позволяет сохранить
преемственность специфики дошкольного и младшего школьного возраста.
Программа по валеологии включает в себя не только вопросы физического
здоровья, но и вопросы духовного здоровья.» [38].
Беседы включают вопросы гигиены, питания, закаливания, строение
человека, вопросы, связанные с факторами, укрепляющими и разрушающими
здоровье. В одной беседе может быть затронуто одно или несколько
направлений. Особое внимание надо уделять беседам по актуальной теме
«Вредные привычки и их преодоление». Необходимо ставить перед
учениками проблемные вопросы, уметь вовремя дать указание, пояснение
или дополнение к ответу. Совместный поиск решения проблемы негативного
влияния на здоровье нужно разнообразить заданиями, примерами, чтобы
поддерживать интерес детей к данной проблеме. Хороший результат дают
ситуационные игры:
· «Спаси зуб от кариеса»
· «Как настроение?»
· «Парикмахерская» и т.д.
Из каждого тематического дня вытекают правила «Утром, после сна, мой
глаза и руки», «Не читай лежа», «Не ковыряй в носу», «От курения желтеют
зубы».
Эти правила необходимо оформлять наглядно, использовать в словарной
работе и закреплять в повседневной жизни глухих детей. Для
положительного результата в работе по программе необходимо привлекать в
помощь родителей. В работе с родителями используются заметки – памятки
(см. Приложение №3).
«Проведение коррекционной работы помогает детям в самопознании,
адаптации, в умении помочь самому себе и ощутить себя счастливым и
здоровым, т.е. занятия должны приносить детям чувство удовлетворенности,
легкости и желание прийти снова.»[34, с.28].
Беседы, игры, праздники не только расширяют знания и словарный запас
глухих детей, но и учат правильно выражать свои мысли, строить
предложения, осмысленно применять в своей речи полученные знания.
Невозможно воспитать ребенка словами, без личного примера. Только
личный пример порождает в детях искреннюю заинтересованность.
Методы и формы образовательного процесса.
В ходе реализации программы используются разнообразные методы
обучения:
· объяснительно – иллюстрационные, наглядные, словесные, игровые;
· самопроверка, самооценка, вовлечение и привлечение к творчеству;
· стимулирование деятельности, поручение, общественное мнение,
воспитывающие ситуации;
· метод контроля и управления образовательно – воспитательным
процессом, самоанализ.
В процессе обучения используются различные формы организации
познавательного процесса. Это – творческие занятия, беседы, речевые и
ситуационные игры, праздники, конкурсы, экскурсии, индивидуальные
консультации. Все это помогает глухим детям приобрести уверенность в
своих способностях.
Таким образом, организация педагогического эксперимента осуществлялась
поэтапно.
На
каждом
этапе
проходило
последовательное
решение
поставленных нами задач.