Напоминание

"Развитие у глухих учащихся представлений о здоровом образе жизни"


Автор: Ксюпова Александра Галимжановна
Должность: учитель
Учебное заведение: КОУ "Адаптивная школа–интернат №19"
Населённый пункт: город Омск
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие у глухих учащихся представлений о здоровом образе жизни"
Раздел: среднее образование





Назад




А.Г. Ксюпова

учитель

Казенное общеобразовательное учреждение «Адаптивная школа-интернат №19»

Россия г.Омск

Развитие у глухих учащихся представлений о здоровом образе жизни

Экспериментальная работа по формированию представлений о здоровом

образе жизни у глухих детей младшего школьного возраста осуществлялась

на базе КОУ «Школа - интернат № 7» г. Омска в 2013 – 2016 учебных годах.

Экспериментальная выборка составила 10 человек. Возраст испытуемых 7 -

10 лет. Всем детям диагностировано недоразвитие слухового анализатора в

разной степени. Диагнозы детей зафиксированы в их личных делах,

дневниках психолого-педагогических наблюдений и логопедических картах.

Педагогический эксперимент осуществлялся в три этапа.

I этап – констатирующий. Его цель заключалась в следующем: при помощи

специальных диагностических методик выявить уровень развития у глухих

детей представлений о здоровом образе жизни.

С учетом данной цели на этом этапе исследования были поставлены и решались

следующие задачи:

подобрать диагностические задания для развития представлений

у слабослышащих детей о здоровом образе жизни;

провести занятия по отобранным диагностическим заданиям.

Для определения развития у глухих учащихся младшего школьного были

использованы задания, вошедшие в программу, автором которой является

Н.А. Карташева :

II

этап

формирующий.

Его

цель

заключалась

в

проведении

коррекционно-логопедической работы, направленной на развитие у детей

младшего школьного возраста с нарушением слуха представления о здоровом

образе жизни. С учетом поставленной цели решались следующие задачи:

-

организовать

коррекционно-логопедическую

работу

с

детьми

указанной категории;

- определить принципы коррекционно-логопедической работы;

-

в

соответствии

с

содержанием

действующих

программно-

методических материалов определить тематику экспериментальных занятий

по развитию у глухих детей представлений о здоровом образе жизни;

-

провести отбор

речевого

материала

для

проведения

занятий

с

учащимися;

-

выделить

направления

коррекционно-логопедической

работы

с

детьми;

- подобрать и апробировать упражнения, способствующие развитию у

младших школьников с нарушением слуха представлений о здоровом образе

жизни;

-

отобрать

методы

и

приёмы,

использование

которых

способствует

развитию у глухих учащихся представлений о здоровом образе жизни.

III

э т а п

– контрольный.

Его

цель

-

выявление

эффективности

реализованной

коррекционно-логопедической

работы,

направленной

на

развитие у глухих учащихся представлений о здоровом образе жизни.

С учетом поставленной цели нами решались следующие задачи:

1. Сформирование навыков личной гигиены, переходящих в привычку.

2. Помощь в социально – бытовой адаптации глухого ребенка, начиная с

младшего школьного возраста.

Общие и коррекционные задачи:

1. Привитие детям навыков личной гигиены и обучение их

самообслуживанию.

2. Формирование и закрепление гигиенических требований к телу,

одежде, жилищу и осознанное выполнение этих правил.

3. Знакомство учащихся со строением и функциями организма человека.

4. Создание условий для формирования у слабослышащих детей

потребности в здоровом образе жизни.

5.

Развитие

речи

и

навыков

общения,

обеспечивающих

усвоение

школьниками

норм

коммуникативного

поведения

согласно

возрастной

норме.

Как и на контрольном этапе педагогического эксперимента, для обследования

детей с нарушениями речи нами были использованы те же диагностические

задания.

Методика

проведения

обследования

младших

школьников

на

контрольном этапе была прежней. Как и ранее, инструкции предъявлялись

детям в устной форме с использованием иллюстративного материала (см.

Приложение 1). Полученные результаты фиксировались .

Одним из актуальных аспектов формирования личности ребенка школьного

возраста

является

гигиеническое

обучение

и

воспитание

бережного,

осознанного отношения к своему здоровью. В системе общего образования

реализуются основные и дополнительные общеобразовательные программы,

направленные на решение задач формирования общей культуры личности,

адаптации

ребенка

к

жизни

в

обществе.

Изучая

методические

пособия,

педагогическую

и

специальную

литературу

для

коррекционных

школ,

проводя игровую диагностику (см. Приложение 1), появилась необходимость

в составлении специальной программы «Формирование у детей потребности

здорового образа жизни».

В условиях школы – интерната есть все условия и возможности для наиболее

успешного формирования не только понятий, но и привычек у детей.

Добиться этого возможно только при планомерной и систематической работе.

Данная программа включает в себя обучение детей и имеет практическую

направленность. Коррекционная направленность обучения и воспитания у

детей гигиенических навыков в данной программе прослеживается в подборе

форм и методов, информационного материала, дидактических пособий,

специально адаптированных для восприятия глухих детей с учетом их

психических особенностей.

Отличительной способностью данной программы является комплексный

характер ее содержания. Также программа предусматривает и сферу

общения, включающую в себя формирование и развитие детского коллектива,

межличностных отношений, помощь друг другу, СОЦИАЛЬНой

АДАПТАЦИи (англ. social adaptation) – интегративный показатель состояния

человека, отражающий его возможности выполнять определенные

биосоциальные функции: адекватное восприятие окружающей

действительности и собственного организма; адекватная система отношений

и общения с окружающими; способность к труду, обучению, к организации

досуга и отдыха; изменчивость (адаптивность) поведения в соответствии с

ролевыми ожиданиями других .[46,с. 31].

Сфера сознания включает познание мира, себя и предусматривает

индивидуальную, творческую работу с воспитанниками, формирование у них

положительных качеств личности. Работа в сферах: учебной, практической,

творческой деятельности и общения – тесно взаимосвязана и подчинена

общей цели – социальной адаптации и готовит к непосредственному

включению в жизнь.

Структура программы разработана с учетом психологии глухих детей и их

интересов. Программа рассчитана на 3 года обучения в количестве 30 часов в

год, по 2 часа в месяц. Занятия по 30 минут.

Первый год обучения: построен с учетом знаний и умений детей. Они

знакомятся с предметами и правилами личной гигиены, а именно: даются

знания, вырабатываются умения и навыки, необходимые каждому ребенку

для укрепления позвоночника, красивой осанки, снятия усталости, обретения

спокойствия и равновесия в конфликтных ситуациях. Активным ребятам

самим предоставляется возможность проводить со сверстниками

оздоровительные минутки. Ребята учатся общению (см. Приложение 2).

Второй год обучения: уделять внимание познавательной активности глухих

детей с использованием ТСО (технических средств обучения). Научить детей

самостоятельно выполнять правила личной гигиены. Следить за чистотой

классной комнаты и спальни.

Третий год обучения: ребята должны самостоятельно знать и пользоваться

предметами личной гигиены. Уметь оказывать первую помощь при

небольших ранах, ссадинах, ушибах, укусах насекомых. Педагог должен

уделять внимание и вопросам нравственности глухих учащихся.

В конце каждого года обучения необходимо проводить диагностику

достижений учащихся. Занятия на данных этапах проходят по принципу

первого с усвоением нового материала и практическим закреплением

навыков предыдущих этапов в режимных моментах. Занятия содержат

познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей

в сочетании с практическими заданиями (тренинг, оздоровительные минуты,

упражнения для глаз, осанки, дыхательные упражнения, деловые игры,

вопрос – ответы «Доктора – природы»), необходимые для развития навыков

ребенка.

«Содержание занятий желательно наполнять сказочными и игровыми

сюжетами и персонажами. Введение игры в занятие позволяет сохранить

преемственность специфики дошкольного и младшего школьного возраста.

Программа по валеологии включает в себя не только вопросы физического

здоровья, но и вопросы духовного здоровья.» [38].

Беседы включают вопросы гигиены, питания, закаливания, строение

человека, вопросы, связанные с факторами, укрепляющими и разрушающими

здоровье. В одной беседе может быть затронуто одно или несколько

направлений. Особое внимание надо уделять беседам по актуальной теме

«Вредные привычки и их преодоление». Необходимо ставить перед

учениками проблемные вопросы, уметь вовремя дать указание, пояснение

или дополнение к ответу. Совместный поиск решения проблемы негативного

влияния на здоровье нужно разнообразить заданиями, примерами, чтобы

поддерживать интерес детей к данной проблеме. Хороший результат дают

ситуационные игры:

· «Спаси зуб от кариеса»

· «Как настроение?»

· «Парикмахерская» и т.д.

Из каждого тематического дня вытекают правила «Утром, после сна, мой

глаза и руки», «Не читай лежа», «Не ковыряй в носу», «От курения желтеют

зубы».

Эти правила необходимо оформлять наглядно, использовать в словарной

работе и закреплять в повседневной жизни глухих детей. Для

положительного результата в работе по программе необходимо привлекать в

помощь родителей. В работе с родителями используются заметки – памятки

(см. Приложение №3).

«Проведение коррекционной работы помогает детям в самопознании,

адаптации, в умении помочь самому себе и ощутить себя счастливым и

здоровым, т.е. занятия должны приносить детям чувство удовлетворенности,

легкости и желание прийти снова.»[34, с.28].

Беседы, игры, праздники не только расширяют знания и словарный запас

глухих детей, но и учат правильно выражать свои мысли, строить

предложения, осмысленно применять в своей речи полученные знания.

Невозможно воспитать ребенка словами, без личного примера. Только

личный пример порождает в детях искреннюю заинтересованность.

Методы и формы образовательного процесса.

В ходе реализации программы используются разнообразные методы

обучения:

· объяснительно – иллюстрационные, наглядные, словесные, игровые;

· самопроверка, самооценка, вовлечение и привлечение к творчеству;

· стимулирование деятельности, поручение, общественное мнение,

воспитывающие ситуации;

· метод контроля и управления образовательно – воспитательным

процессом, самоанализ.

В процессе обучения используются различные формы организации

познавательного процесса. Это – творческие занятия, беседы, речевые и

ситуационные игры, праздники, конкурсы, экскурсии, индивидуальные

консультации. Все это помогает глухим детям приобрести уверенность в

своих способностях.

Таким образом, организация педагогического эксперимента осуществлялась

поэтапно.

На

каждом

этапе

проходило

последовательное

решение

поставленных нами задач.



В раздел образования