Автор: Андреева Галина Олеговна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ "Нижне–Нарыкарская СОШ"
Населённый пункт: д. Нижние Нарыкары, ХМАО–Югра
Наименование материала: Методическая разработка урока русского языка
Тема: "Место придаточного предложения"
Раздел: полное образование
Урок русского языка в 9 классе
Виртуальная экскурсия по городу Ханты-Мансийску
Тема урока: место придаточного предложения по отношению к главному.
Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся о синтаксисе
сложноподчиненного предложения, осуществить контроль умений и навыков учащихся.
Ход урока
Видеофильм
I. Организационный момент.
1. Вступительное слово учителя
Югра! Кого не взволнует красота и чудесная прелесть северной природы,
достопримечательностей её городов? Наш Ханты-Мансийский автономный округ теперь
стал одним из перспективнейших центров страны.
Слайд №1
- Сегодня мы совершим виртуальную экскурсию по столице ХМАО-Югры городу Ханты-
Мансийску.
II. Станция Культурная. Повторение пройденного материала.
1. Индивидуальная работа по карточке с последующей проверкой.
Над т… йгой т… ропливо б… жали к югу с… роватые обл… ка, и сосны т… нули им
вслед искривлённые ветви.
- вставить пропущенные буквы, объяснить;
- произвести полный синтаксический разбор;
- построить схему предложения.
2. С помощью графика определить написание чередования гласной в корне слова.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
а . . . . . .
о . . . .
1) предложение;
2) излагать;
3) касаться;
4) коснуться;
5) выросли;
6) выращенный;
7) водоросли;
8) прилагательное;
9) заря;
10) зарница.
- на какие орфограммы встретились слова?
3. Проверка.
4. Орфоэпическая разминка.
На листочках написаны слова:
Холмы, километры, диспансеры, здравницы, скульптуры, аналог, слияние, Классик,
иконопись, заповеди.
- Сейчас я прочитаю текст, в котором будут употреблены эти слова. Ваша задача –
услышать и запомнить их произношение.
0
Слайд № 2,3
5. Виртуальная экскурсия по городу Ханты-Мансийску.
Ханты-Мансийск раскинулся на семи живописных холмах на берегу реки Иртыш, в 20
километрах от слияния с рекой Обью. В городе есть памятники, скульптуры, музеи,
диспансеры, здравницы.
Слайд № 4
Памятный знак «Первооткрывателям земли Югорской». Памятник выполнен в
форме трехгранной пирамиды, расположен на самой высокой точке города - на холме
высотой 80 метров и не имеет аналогов в России.
Слайд № 5
«Памятник Александру Пушкину и Наталье Гончаровой» выполнен в натуральную
величину из бронзы и находится около театрально-концертного комплекса «Югра-
Классик».
Слайд № 6
В картинной галерее в настоящий момент три раздела: древней иконописи XV - XVI
веков, русской живописи и графики, декоративно-прикладного искусства.
Слайд № 7
Парк славянской письменности и культуры. В нем можно увидеть малые
архитектурные формы на тему десяти библейских заповедей, а также памятники Кириллу
и Мефодию.
Слайд № 8
Памятник «Золотой бубен» установлен в честь проходящего в городе крупного
кинематографического фестиваля «Золотой бубен» (Дух огня)
Слайд № 9
6. Проверка. После прочтения текста учащиеся проставляют ударения, читают хором.
Листы сдаются учителю.
7. Проверка индивидуальной работы.
8. Фронтальный опрос.
- Какие предложения называются сложными?
- На какие два вида делятся сложные предложения по способу соединения?
- На какие виды делятся союзные предложения?
- Чем отличаются ССП от СПП? Сформулируйте правило.
9. Вывод.
III. Станция Спортивная. Сообщение нового материала.
1.Создание проблемной ситуации. (Изображены схемы предложений).
Слайд № 10
Внимательно посмотрите на экран. Что вы видите? Что обозначают эти схемы? Кто
назовёт тему урока?
Слайд № 10
2. Сообщение темы урока.
- Да, тема нашего урока: место придаточного предложения по отношению к главному.
По отношению к главному предложению придаточные могут находиться впереди, в
середине, после главного.
3. Актуализация.
- Мы живём в XXI-ом веке, это век компьютерных информационных технологий. Мы с
вами должны бать образованными, грамотными, этого требует сама жизнь. И речь
должна быть правильная, общеупотребительная, полная, связная, последовательная,
образная. Ведь мы же не древние пещерные люди.
4. Целеполагание.
1
- Какие задачи нам предстоит решить? Сегодня мы должны правильно находить главное и
придаточное, определять место придаточного по отношению к главному и средства связи,
научиться отделять запятой.
5. Работа с учебником. Изучение параграфа № 19. Схема анализа СПП.
6. Опрос:
1.
Из каких частей состоит СПП?
2.
Где может находиться придаточное?
3.
Как присоединяются придаточные? Разделяются?
4.
Как отличить главное предложение от придаточного?
7. Станция спортивная.
- Продолжаем экскурсию по городу Ханты-Мансийску.
Слайд № 1 (картинки биатлона)
Центр зимних видов спорта в Ханты-Мансийске имени А. В. Филипенко — стадион
международной категории по классификации, на котором проходят соревнования
по биатлону, летнему биатлону, лыжным гонкам.
Слайд № 11
8. Тест. Соотнесите схемы с предложениями.
1)
2) 3)
а) Стоит отметить, что Ханты-Мансийск в последние годы превратился в настоящую
спортивную столицу.
б) В столице Югры, в которой находится крупнейшая в мире равнинная биатлонная
трасса, построены спортивные сооружения мирового стандарта.
в) Когда наступил март 2016 года, в Ханты-Мансийске собрались биатлонисты на Кубок
мира.
Слайд № 12
9. Проверка
IV. Станция Литературная. Закрепление нового материала.
Слайд № 13 (поэты и писатели)
Не имеющие до революции даже своей письменности ханты и манси, ненцы, коми,
селькупы создали свою самобытную литературу и искусство. Пышным цветом поднялись
на Хантыйской земле народные таланты. Теперь у народов Севера есть свои певцы, чей
поэтический голос услышала вся наша великая страна.
-Давайте вспомним, что вы знаете о стилях речи? Какие типы предложений вам известны?
Даются тексты публицистического, художественного, научного, разговорного.
1. Исследовательская работа по группам.
Класс делится на 3 группы.
Каждая группа анализирует текст на карточке.
Задание. Нужно определить стиль речи, тип текста, найти СПП, определить место
придаточного, составить схемы СПП.
2. Защита проекта.
V. 8. Домашнее задание (дифференцированное)
2
1.
на «5» § 19. Написать сочинение – миниатюру на тему: «Ханты-Мансийск –
столица Югры» с использованием сложноподчиненных предложений».
2.
на «5» Сочинение на лингвистическую тему: «Что я знаю о СПП».
3.
на «4» § 19. Упр. 87.
VI. Рефлексия «SMS».
Ученикам предлагается на бумажных сотовых телефонах написать SMS –сообщение другу
о том, как прошёл урок, оценить, как плодотворно он работал.
- Запишите ваши отзывы на карточке.
Слайд № 14
Я сегодня узнал(а), научился(ась)
Что понравилось на уроке?
Что не понравилось ?
VII. Итог урока.
- В чём же своеобразие СПП?
- Какие трудности испытывали при изучении этой темы?
Оценки учащимся за урок.
3