Автор: Путренкова Генриетта Леонидовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "СОШ№276"
Населённый пункт: Мурманская область, г. Гаджиево
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Готовимся писать итоговое сочинение"
Раздел: полное образование
При написании и проверке сочинения следуйте советам.
1.
Подумайте, правильно ли вы определили ключевые слова в теме сочинения?
2.
Не забывайте, что вы раскрываете не направления, а тему, которую выбрали.
3.
Запомните, что ключевые слова темы должны отражаться работе.
4.
Во вступлении вы должны рассуждать на заданную тему, высказать свою точку зрения.
5.
Подумайте, есть ли переход к основной части? (Эта проблема (вопрос, тема) поднимается
(затрагивается)
во
многих
произведениях
русской
(мировой,
современной,
…)
литературы….
Так, в
повести
(романе,
рассказе,
…)
речь
идет
о....
Вспомним
произведение…. Неужели в нашей жизни нет…(обращаемся к теме)? Есть. Так в
произведении…показан…. Именно…( используем один из этих вариантов!)
6.
В основной части приводим 1-2 аргумента.
7.
После приведенных аргументов желательно сделать вывод, который должен быть привязан
к теме.
8.
В заключение вы должны подвести итог всему сказанному. Заключение должно содержать
смысловое приращение к тезису – личное впечатление (На мой взгляд…хочется сказать:…
таким образом…, мы понимаем, что….мне кажется… я уверен…считаю…
Так что же такое….? Как я оцениваю…? Какую же роль в жизни человека играет….? (один из
вопросов, отражающих тему, цель, поставленную в начале сочинения, и резюмирующий ответ на
этот вопрос)
9.
Следи за объёмом. Не забывай о том, что вы пишите работу всего 3ч.55 мин.
10. Не забывай писать ТЕМУ НА БЛАНКЕ. При завершении записи на 1 стр. обязательно
запиши «СМОТРИ НА ОБОРОТЕ»
11. ПИШИ АККУРАТНО РАЗБОРЧИВЫМ ПОЧЕРКОМ.
12. ЖЕЛАЮ УДАЧИ!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
При написании и проверке сочинения следуйте советам.
1.
Подумайте, правильно ли вы определили ключевые слова в теме сочинения?
2.
Не забывайте, что вы раскрываете не направления, а тему, которую выбрали.
3.
Запомните, что ключевые слова темы должны отражаться работе.
4.
Во вступлении вы должны рассуждать на заданную тему, высказать свою точку зрения.
5.
Подумайте, есть ли переход к основной части? (Эта проблема (вопрос, тема) поднимается
(затрагивается)
во
многих
произведениях
русской
(мировой,
современной,
…)
литературы….
Так, в
повести
(романе,
рассказе,
…)
речь
идет
о....
Вспомним
произведение…. Неужели в нашей жизни нет…(обращаемся к теме)? Есть. Так в
произведении…показан…. Именно…( используем один из этих вариантов!)
6.
В основной части приводим 1-2 аргумента.
7.
После приведенных аргументов желательно сделать вывод, который должен быть привязан
к теме.
8.
В заключении вы должны подвести итог всему сказанному. Заключение должно содержать
смысловое приращение к тезису – личное впечатление (На мой взгляд…хочется сказать:…
таким образом…, мы понимаем, что….мне кажется… я уверен…считаю…
Так что же такое….? Как я оцениваю…? Какую же роль в жизни человека играет….? (один из
вопросов, отражающих тему, цель, поставленную в начале сочинения, и резюмирующий ответ на
этот вопрос)
9.
Следи за объёмом. Не забывай о том, что вы пишите работу всего 3ч.55 мин.
10. Не забывай писать ТЕМУ НА БЛАНКЕ. При завершении записи на 1 стр. обязательно
запиши «СМОТРИ НА ОБОРОТЕ»
11. ПИШИ АККУРАТНО РАЗБОРЧИВЫМ ПОЧЕРКОМ.
12. ЖЕЛАЮ УДАЧИ!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
Конструктор для сочинения
по направлению РАЗУМ и ЧУВСТВА
Кто из нас не задумывался над соотнесением эмоционального, трудно объяснимого состояния
человека и его способностью рационально осмыслить происходящее и совершить какой-то поступок? Мы
начинаем думать об этом очень рано, ещё в детстве, и всю жизнь учимся соотносить охватывающие нас
эмоции и рациональный подход к той же самой ситуации. В своём сочинении я буду рассматривать этот
интересный для всех нас вопрос.
Чувство -это некое состояние человека, когда он чем-то очень заинтересован. Каждый испытывает
разные чувства, так как это его естественная потребность. Чувства бывают разные: любовь и ненависть,
симпатия и антипатия и т. д.
Разум – это способность человека рационально осмыслить происходящее с ним, в том числе
собственные эмоции.
Русские писатели всегда в своих произведениях проводили мысль о том, что ум человека должен
всегда быть «в ладу с сердцем» (чувством).
С этим нельзя не согласиться. Разум и чувства должны органично сочетаться в поведении человека.
Во-первых, осмысление эмоций определяет цель любого действия человека.
Во-вторых, если человек испытывает позитивные эмоции, то у него возникает хорошее намерение,
тогдаон может совершить доброе, нужное для себя и окружающих действие.
В-третьих, если же он испытывает негативные эмоции, то и цель действий будет далека от
позитивных намерений, и совершаемые им поступки будут направлены против добрых начал в человеке. По
большому счёту, такое действие может быть безнравственным. Эти вопросы поднимались во многих
произведениях русской литературы.
В романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» главный герой Григорий Печорин запретил
себе испытывать чувства любви, сострадания, оправдывая себя тем, что его никто не научил любить. В
результате душа Печорина стала пустой, а действия, которые он совершает– это лишь удовлетворение
мимолётных капризов. Этот герой никогда не задумывается об истинных целях и последствиях своих
поступков. Когда Печорин крадёт Белу из родной семьи, он не понимает, что нарушил этим старинные
кавказские обычаи, связанные со сватовством и женитьбой. Герой уверен, что сильная любовь к девушке
оправдывает все его действия. Однако когда Печорин решил, что разлюбил её, он остался совершенно
равнодушным даже к ее смерти. Смерть Белы не затронула ни одной струны в его сердце.
Печорин, не дрогнув, ломает и жизнь княжны Мери, искренне полюбившей его, и судьбы честных
контрабандистов. Ему не жалко даже собственной жизни в перестрелке с пьяным казаком. Печорину
нравится называть себя «топором в руках судьбы», но в эту красивую фразу он никогда не вкладывает
нужного смысла.
Лермонтов говорит нам о ранней физической смерти Печорина, но в нравственном отношении этот
герой погиб гораздо раньше. Погубило его отсутствие добрых, позитивных эмоций, оберегающих душу и
разум человека.
Полной противоположностью Печорину я считаю Петра Гринёва, героя повести А. С. Пушкина
«Капитанская дочка». Его любовь к Маше Мироновой очень искренна, чиста, она во многом обусловливает
конкретные действия этого героя. Он понимает, что должен защищать Машу, быть для неё надёжным
человеком. Кроме того, Гринёв прекрасно осознаёт долг быть верным своему чувству. Действиями Петруши
руководит не только любовь к Маше, но и его верность присяге, воинскому долгу. Поэтому все действия
Гринёва говорят о его смелости, бескомпромиссности ,абсолютной порядочности. Позитивные эмоции
героя органично сочетаются с его мыслями, решениями.
Размышляя на заданную темы невольно задумываешься над соотношением таких понятий, как
эмоция и разум, и убеждаешься в том, что их правильное соотношение крайне важно в поведении любого
человека.
•Отражено ли это во вступлении?
•Намечена ли цель сочинения?
•Сужена ли тема?
2.Есть ли переход к основной части? (-Эта проблема поднимается во многих произведениях русской
(мировой, современной, …) литературы…. -Так, в повести (романе, рассказе, …) речь идет о.... -
Неужели в нашей жизни нет…(обращаемся к теме)? Есть. Так в произведении…показан…. -
Именно…( один из этих вариантов!)
3. Основная часть (200-250 слов) (1 аргумент или 2 аргумента)
•Обращение к произведению (указаны автор, название);
•Озвучена проблема, связанная с темой сочинения (звучат слова из темы!)
•Приведены конкретные примеры из произведения, иллюстрирующие сформулированную тобой
проблему;
•Слова, выражающие твою оценку (отношение) к сформулированной проблеме;
•Промежуточный вывод (слова из формулировки темы!)
То же самое – по второму аргументу! Переход ко второму аргументу:
- Еще одно произведение, где поднимается тема…. - ….
- О…(озвучиваем проблему, о которой пишем) рассуждает и …(имя автора) в произведении….
- Об этом же писал…
-Это же волновало….
Если один аргумент – 200-250 слов, если два – примерно по 100-130 слов каждый.
4.Заключение.(60-70 слов)
•«Специальные» слова для начала заключения
-Подводя итог, хочется сказать:…
-Таким образом, мы понимаем, что….
- Так что же такое….? Как я оцениваю…? Какую же роль в жизни человека играет….? (один их вопросов,
отражающих тему, цель, поставленную в начале сочинения, и резюмирующий ответ на этот вопрос)
•Заключительная фраза, подводящая итог твоих размышлений по теме (опять – слова из формулировки
темы) Эмоции!!!
Например: Так что же такое любовь к Родине? Я думаю, это….(логично подведенный итог на ОСНОВЕ
всего сказанного)
5.Перечитываем сочинение, проверяем орфографию, пунктуацию, ищем речевые и грамматические
ошибки; проверяем правильность абзацного членения
6.Переписываем работу на чистовик. Следим за почерком!!!
7.Проверяем чистовик
8…И будет вам счастье!!!