Инновационные формы и методы работы педагога- психолога по взаимодействию с педагогами ДОУ в условиях введения и реализации ФГОС ДО
Автор: Лаук Светлана Николаевна Должность: педагог-психолог Учебное заведение: МБДОУ "ДС №36" Населённый пункт: Анжеро-Судженский городской округ Наименование материала: статья Тема: Инновационные формы и методы работы педагога- психолога по взаимодействию с педагогами ДОУ в условиях введения и реализации ФГОС ДО Раздел: дошкольное образование
Инновационные формы и методы работы педагога- психолога
по взаимодействию с педагогами ДОУ в условиях
введения и реализации ФГОС ДО
« Тот, кто не идет вперед, тот идет назад.
Стоячего положения у жизни нет».
В.Г.Белинский
Уважаемые коллеги, проблема, которую мне бы хотелось обсудить,
актуальна не только с позиции ФГОС ДО, но и с личных позиций каждого
педагога- участника образовательного процесса.
Попробуем это подтвердить с помощью экспресс-диагностики.
Как в русских сказках говорится –
Стоит герой у трех дорог.
И от того, на что герой решится,
Зависит - к какой цели он придет.
Итак, представьте себя на перекрестке трех дорог, где стоит камень с
тремя указателями.
Выбор « На перекрестке трех дорог»
Налево пойдешь – свободу выбора потеряешь, но и ответственность с
себя снимешь;
Направо пойдешь – полную свободу обретешь, но и сам за все ответ
держать будешь;
Прямо пойдешь – с другими свой выбор согласовывать будешь, но и
ответственность меж Вами разделится.
В данной экспресс -диагностики делается выбор с помощью карточек с
условными знаками: стрелка вверх, вправо, влево ( можно просто большим
пальцем, вверх, влево, вправо)
Подведение итогов экспресс - диагностики
Наверняка, большинство сигналов свидетельствуют о вашей потребности
иметь право выбора и, одновременно, о признании такого права за другими.
Приоритетный выбор - прямой путь, который заключается
в
согласовании интересов и субъект-субъектном характере отношений. Все
это является подтверждением актуальности обсуждаемой нами проблемы.
Я думаю, что вы со мной согласитесь, что современный мир меняется с
невероятной скоростью. Многие люди считают, что время перемен – это
трудное время. Но, трудное время - это и время величайших возможностей!
Важно увидеть эти перемены, войти в них, а это значит быть современным,
быть со временем, "оказаться во времени".
В жизнь системы образования страны прочно вошел Федеральный
государственный
образовательный
стандарт. Я
думаю,
вы
со
мной
согласитесь,
что
выход
первого
Стандарта
в
области
дошкольного
образования
вызвал
довольно
противоречивые
чувства
у
дошкольных
работников.
Вспомним
ситуацию,
когда
мы
впервые
узнали
о
новом
документе.
Сопоставим свои личные переживания с одной из предложенных
пословиц.
Поживем – увидим;
Не так страшен черт, как его малюют;
Дорогу осилит идущий;
Умный в гору не пойдет, умный гору обойдет;
Эта песня хороша, начинай сначала;
Столько наворочено, что не разгрести.
Главное ввязаться в бой, а потом посмотрим.
Кому работа в тягость, тому неведома радость.
В полплеча работа тяжела, оба подставишь - легче справишь.
Выбирающий цель выбирает и путь, ведущий к цели
Глупо заставлять себя прыгать выше головы, но …полезно.
Понадеялся на авось - и дело сорвалось.
Вскачь - не напашешься
Кто не хочет – ищет причины, кто хочет – ищет возможности.
Если быть честными, первое чувство, которое вызывают
государственные требования любого уровня – это отторжение. И в этом нет
ничего
удивительного.
Срабатывает
закон
самосохранения.
Любые
преобразования, связанные с необходимостью траты сил, энергии, средств на
перестройку
старой,
привычной
и
устоявшейся
системы,
в
которой
мы
чувствуем
себя,
как
рыба
в
воде,
первоначально
вызывают
реакцию
непринятия. Вдруг рыбу выбросили на берег, и говорят ей – строй водоем
сама, вот его параметры.
Всем известно, что педагог - ключевая фигура любых инноваций, от
которой напрямую зависит их успешность. ФГОС ДО – это и есть ориентиры
перспективных инновационных преобразований.
Приказ МО и науки РФ № 1155 от
17.10.2013 г. «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования» (ФГОС).
Можно, конечно, бесконечно изучать документ, читать лекции о его
значении, указывать на средства обновления образовательной системы, но
это,
ни каким образом, не повлияет
на педагогическое сознание, если
педагог не ориентирован на позитивные изменения. И тогда вряд ли можно
рассчитывать на обновление педагогической практики.
Поэтому задача педагога-психолога - помочь педагогам осмыслить свою
внутреннюю позицию, признать наличие проблем, обозначенных ФГОС ДО,
как новые целевые ориентиры и принципы, понять их причины, избавиться
от чувства тревожности, осознать свои силы и возможности личностного
профессионального роста.
Так, например, для активизации мыслительной деятельности педагогов
в знании основных положений, понятий и принципов ФГОС мной была
проведена деловая игра «Знатоки ФГОС ДО»
Если
проанализировать
тематику
многочисленных
конференций,
круглых
столов,
семинаров
в
ДОУ,
то
несложно
заметить,
как
мало
внимания
уделяется
проблеме
взаимодействия
педагога-психолога
и
педагогов.
Причин
этому
немало,
и
одна
из
них,
по
мнению
многих
психологов,
связана
с
тем,
что
некоторые
педагоги
довольно
активно
сопротивляются любым предлагаемым им способам психологической
работы с их профессиональными и личностными проблемами.
Как сделать так, чтобы каждый педагог стал активным, заинтересованным
участником взаимодействия?
Как избавиться от пассивности отдельных педагогов?
Как перевести их от репродуктивной деятельности к исследовательской, к
формированию
умения
рефлексировать
в
процессе
познания
нового
и
освоения знакомого материала?
Думая, размышляя по этому поводу, я пришла к выводу, что сегодня
надо
использовать
новые,
инновационные
формы
работы,
которым
свойственно вовлечение педагогов в деятельность и диалог, предполагающий
свободный обмен мнениями. Кроме того, они
обеспечивают создание
атмосферы, снимающей у педагогов напряженность и тревожность.
К числу наиболее эффективных форм взаимодействия с педагогами я
отношу мастер-классы, «круглые столы», дискуссии, проектные семинары,
кейс-технологии, ролевые и деловые игры, имитирующие профессиональные
ситуации, викторины и др.
Основной направленностью инновационных
форм является
активизация педагогов, развитие их креативного мышления, нестандартный
выход из проблемной ситуации.
Основные характеристики инновационных форм и методов
взаимодействия с педагогами
Так, одна из эффективных форм, которая используется в моей работе с
педагогами - это тренинги (быстрое реагирование, быстрое обучение). На
мой взгляд, тренинги можно и нужно наполнять реальными проблемами,
связанными с ФГОС ДО.
Мне
нравится и такая форма работы с педагогами, как Карусель,
когда образуется два кольца: внутреннее и внешнее. Внутреннее кольцо-
участники, сидящие неподвижно, а внешнее – подвижно. Через каждые 30
секунд участники меняются местами. Таким образом, педагоги
успевают
проговорить за несколько минут обсуждаемые проблемы, стараясь убедить в
своей правоте собеседника.
В нашем дошкольном учреждении получили распространение
свернутые формы дискуссий, к которым относятся: круглый стол -технология
Аквариум. Она заключается в том, что несколько человек
разыгрывают ситуацию в круге, а остальные наблюдают и анализируют.
Его
основная
задача
выработать
навыки
критической
оценки
разных
подходов к решению конкретных вопросов в практике работы ДОУ, умению
аргументировано
отстаивать
свою
точку
зрения,
формировать
культуру
ведения дискуссии
.
Темы для круглых столов бывают совершенно разными, но они
обязательно
содержат в своей формулировке альтернативные элементы.
Например,
-
«Проблемы
взаимодействия
общественного
и
семейного
воспитания
на
современном
этапе»,
«Дошкольное
образовательное
учреждение - каким ему быть?», «Сила личности воспитателя. В чем она?»,
«Десять заповедей творческой личности. Вы с ними согласны?».
Иногда я использую такой прием, как Свеча. По кругу передается
зажженная
свеча,
и
участники
высказываются
о
разных
аспектах
предложенной темы.
«Коучинг–сессия»
-
интерактивное
общение,
развивающее
консультирование, дискуссия (вопрос - ответ).
«Давай наставления только тому, кто ищет знаний. Оказывай помощь только
тому, кто не умеет внятно высказывать свои заветные думы. Обучай только
того,
кто
способен,
узнав
про
один
угол
квадрата,
представить
себе
остальные три». (Конфуций)
Принцип «Сделай за меня» практически не действует, здесь педагог не
получает советов и рекомендаций, а только отвечает на вопросы, которые я
ему задаю, и сам находит и пути для решения проблем. В данном процессе
я осуществляю индивидуальную поддержку педагогов, которые ставят перед
собой
задачу
профессионального
и
личностного
роста,
повышения
персональной эффективности.
Ещё одна форма, которой я часто пользуюсь - это настрой педагога на
успешную работу - «Квик – настройка»
1. Если вы хотите нравиться людям - улыбайтесь! Улыбка, солнечный лучик
для опечаленных, противоядие созданное природой от неприятностей.
2.
Вы
самые
лучшие
и
красивые,
пусть
все
манекенщицы
мира
вам
позавидуют.
3. Есть люди подобно золотой монете: чем дольше работают, тем дороже
ценятся.
4. Нет лучше любимой подруги, чем любимая работа: не стареет, и стареть не
дает.
5. Трудности закаляют на пути к счастью
Всем известно, что существует две противоположные жизненные
позиции.
Первая
–
ориентированность
на
преодоление
и
достижение
успешности, и вторая – ориентированность на избегание неудач. И если к
первой, как правило, относятся оптимисты, то ко второй, в большей степени
– пессимисты. Понять, кто из педагогов относится к первой категории, значит
найти единомышленников, способных поддерживать других и помогать нам в
деле переориентирования педагогов второй категории.
Я использую различные методики для определения ориентированности
личности. Один из методов, который мне нравится - это
метод выбора
пословиц, афоризмов, мудрых мыслей, строк из песен или басен. Примером
могут служить те же пословицы, что мы использовали в начале.
Попробуйте
определить, к какой категории относится педагог,
выбравший слова из песен:
Птица счастья завтрашнего дня, выбери меня, выбери меня…
Какой
чудесный
день,
какой
чудесный
пень,
какой
чудесный
я
и
песенка моя!
Пускай
капризен
успех,
он
выбирает
из
тех,
кто
может
первым
посмеяться над собой, проснись и пой, проснись и пой, проснись и
пой!
Как основу проектирования разрешения проблемных ситуаций мной
используются басни Крылова: «Лебедь, рак и щука»; «Квартет»; «Ворона и
лисица».
Как бы вы смогли изменить ситуацию, если бы были одним из
героев басни? (Басни Крылова)- (можешь обыграть любую басню)
Одной из наиболее распространенных преград к профессионализму,
творчеству
и
самореализации
педагога
является
возникновение
синдрома
профессионального
выгорания.
Профессия
педагога
–
одна
из
тех,
где
синдром выгорания достаточно распространенное явление.
Создавая для
детей условия эмоционального комфорта, заботясь об их здоровье, развитии и
безопасности, мы буквально «сгораем» на работе, чаще всего забывая о своих
эмоциях, которые «тлеют» и со временем постепенно превращаются в пламя.
Возникновение синдрома профессионального выгорания.
Моя
задача, как психолога, оказать профессиональную
психолого-
педагогическую
помощь педагогам
по поддержанию и улучшению их
эмоционального
и
физич е с ко го
с а моч у вс т в ия ,
с п о с о б с т в о в а т ь
профилактике синдрома «эмоционального сгорания».
С этой целью в ДОУ был организован семинар-практикум «Обучение
осознанному
управлению
собственными
эмоциональными
состояниями,
приёмам и способам саморегуляции».
Семинар- практикум «Обучение осознанному управлению
собственными эмоциональными состояниями, приёмам и способам
саморегуляции»
Цели и задачи семинара-практикума:
1.
Знакомство с понятием «синдром эмоционального выгорания», его
основными причинами и симптомами.
2.
Снижение
негативных
переживаний
и
трансформация
их
в
положительные эмоциональные состояния.
3.
Ознакомление с техниками саморегуляции эмоциональных состояний
с
целью
предупреждения
и
преодоления
возможных
последствий
психического
перенапряжения,
поддержания
оптимального
уровня
психических состояний в условиях профессиональной деятельности.
4.
Формирование потребности в самоуправлении и саморегуляции своих
эмоциональных состояний.
5.
Помощь в выработке навыков адекватного поведения в стрессовых
ситуациях, приобретение уверенности в себе.
6.
Развитие толерантности и эмпатии друг к другу.
В рамках подготовки к семинару я изучила психоэмоциональное
состояние педагогов ДОУ.
Методики, используемые для изучения
психоэмоционального состояния педагогов ДОУ
1.
Тест
«Ваш
творческий
потенциал»
-
направлен
определение
уровня
творческого потенциала человека, его творческих возможностей
2.
Опросник
«Психическое
выгорание»
(Водопьяновой
Н.Е.,
Старченковой
Е.С.) - для анализа синдрома «выгорания» в педагогическом коллективе
3.
Методика оценки психологической атмосферы в коллективе (Фидлера А.Ф.)
Я оказываю помощь педагогам, у которых преобладает мотив "избегания
неудач",
найти ту сферу деятельности, где он может
применять
свои
психофизиологические задатки, трансформируя их в позитивный результат.
Кроме этого, помогаю
научиться менять своё отношение к
происходящему и в соответствии с этим мобилизовать себя к переменам.
Подвожу к тому, что удача приходит к тем, кто не боится трудностей и упорно
преодолевает их
Для того, чтобы педагоги смогли оценить своё психоэмоциональное
состояние, скорректировать его, выработать навыки адекватного поведения в
стрессовых
ситуациях,
обрести
уверенность
в
себе,
мной
разработана
картотека упражнений.
Упражнения снижение эмоционального и физического напряжения
Упражнения на развитие уверенности в себе.
Упражнения на избавление от самокритики
Упражнения для сплочения коллектива
Упражнение на развитие социальной уверенности.
В нашем ДОУ уже стало традицией начинать и заканчивать
педагогические советы, семинары-практикумы
экспресс - диагностикой.
Предлагаю вашему вниманию экспресс- диагностику
на основе всем вам
знакомых Пушкинских строк «Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду
доложи». Представьте, что у вас в руках то самое сказочное говорящее
зеркальце.
Каждый
из
вас
задает
ему
3
вопроса,
образец
которых
я
представлю
ниже.
Ответы
записываются
в
карточку
с
тремя
колонками
(раздаются карточки).
Свет мой, зеркальце, скажи,
Да всю правду доложи:
В каких делах я всех сильнее,
Всех проворней и умнее?
(первая колонка для ответов)
Дай, мне, зеркальце, ответ:
В чем успешности секрет?
Зеркальце тут отвечает:
Подумай, что тебе мешает,
С чем должна расстаться ты,
Чтоб препятствия пройти?
(вторая колонка для ответов)
Что должна ты обрести,
Чтоб достигнуть высоты?
(третья колонка для ответов)
Карточка для личностной профессиональной рефлексии
«Свет мой, зеркальце, скажи»
Положительные
аспекты
деятельности,
как
основа
успешности
преобразований
Проблемы,
отрицательные
аспекты
деятельности,
как
препятствие
успешно сти
деятельности преобразований
Перспектива
профессионального
развития,
успешности
преобразований
Педагог сам решает: озвучить ли ему диалог с «зеркальцем» перед
коллегами; передать ли его в копилку заказов на методическую поддержку;
оставить себе как памятку для саморазвития и саморефлексии.
Каждый из нас осмысливает идею внедрения ФГОС ДО в свою
собственную практику и в деятельность всего коллектива. Возможно, на
сегодняшний день в нашем сознании вопросов больше, чем ответов. И это не
случайно,
документ
достаточно
серьезный
и
требует
серьезных
конструктивных изменений в образовательной деятельности педагогов ДОУ.
Моя задача, как педагога-психолога, в свете реализации ФГОС ДО
заключается не только в том, чтобы помочь овладеть содержанием документа
(это задача еще и методической службы), а в том, чтобы
психологически
настроить
педагогов
на
конструктивные
изменения
и
развитие
профессиональной компетентности.
И в заключении я хочу предложить вам игру « Волшебная шкатулка»,
которую использую с педагогами для создания позитивного настроя, снятии
эмоционального напряжения.
Участникам предлагается достать по одной записке из волшебной
шкатулки, которая подскажет им, что на них ожидает сегодня или что им
нужно сделать в ближайшее время)
Варианты пожеланий:
- В ближайшее время тебе особенно повезет!
- Жизнь готовит Вам приятный сюрприз!
- Наступило время сделать то, что ты постоянно откладываешь на потом!
- Люби себя такой, какая ты есть – единственную и неповторимую!
- Обязательно сделай себе подарок, ты этого заслуживаешь!
- Что бы ты не делала, радость и спокойствие всегда будут рядом!
- Ближайший месяц твой! Работа или отдых – решать тебе!
- Все твои желания и мечты реализуются, поверь в это!
- Не веришь в сказку? А зря…что-то чудесное и волшебное готовит тебе
весна!
- Просто необходимо устроить себе праздник, позвать хороших друзей и
добрых коллег!
- Давно не уделяла себе времени? Салон красоты или просто ароматная
ванна порадует тебя!
- Не бойся своих желаний, их исполнение даёт новые жизненные ресурсы!
- А часто ли ты довольна своими поступками? Если нет, то обязательно
найди повод гордиться собой!
- Загляни внутрь себя, там есть всё то, что тебе так импонирует в других
людях!
- Ты нужна, тебя любят, тобой восхищаются и гордятся…дорожи этим!!!
- Внутри каждого человека, есть хотя бы одно малюсенькое, но позитивное
качество…рассмотри его!
Не
забывайте:
работа
-
всего
лишь
часть
жизни,
которую
нужно
провести в радости и гармонии с самим собой.
Педагог 21 века – он молод, талантлив, умен,
И с верою в жизнь Человека, творит свою миссию он.
Шагает к развитию смело, и в том педагога удел.
Грядущему служит умело сегодняшней радостью дел!
Педагог-психолог Лаук Светлана Николаевна
МБДОУ «ДС №36» Анжеро-Судженского городского округа
Кемеровской области