Автор: Гусалова Татьяна Савельевна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МБОУ СОШ №6 г.Беслана
Населённый пункт: г.Беслан Правобережный район
Наименование материала: поурочный план
Тема: Тема урока: Строение клетки.
Раздел: среднее образование
Урок биологии 5 класс в рамках ФГОС «Строение клетки»
Учитель: Гусалова Т.С.
Тема урока: Строение клетки.
Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Технология построения урока: развивающее обучение,
здоровьесберегающие технологии.
Цель: изучить строение клетки, выявить роль органоидов клетки.
Задачи:
- образовательные: знать о строении клетки, а так же о роли органоидов
клетки.
- развивающие: анализировать, сравнивать и обобщать факты; устанавливать
причинно-следственные связи; определять органоиды в клетках растений с
помощью опытов; уметь организовать совместную деятельность на конечный
результат; уметь выражать свои мысли.
- воспитательные: осознанно достигать поставленной цели; воспитывать
положительное отношение к совместному труду.
Планируемые результаты учебного занятия:
Предметные:
- знать строение клетки;
- рассмотреть клеточные органоиды и их роль в клетке;
- уметь отличать клетки бактерий от растений, грибов и животных.
Метапредметные:
- регулятивные: - самостоятельно определять цель учебной деятельности,
искать пути решения проблемы и средства достижения цели;
- участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим
мнением, высказывать свое;
- коммуникативные: - обсуждать в рабочей группе информацию;
- слушать товарища и обосновывать свое мнение;
- выражать свои мысли и идеи.
- познавательные: - работать с учебником;
- находить отличия;
- составлять схемы-опоры;
- работать с информационными текстами;
- объяснять значения новых слов;
- сравнивать и выделять признаки;
- уметь использовать графические организаторы, символы, схемы для
структурирования информации.
Личностные:
- осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;
- оценивать собственный вклад в работу группы.
Формирование УУД:
Познавательные УУД
1.
Продолжить формирование умения работать с учебником.
2.
Продолжить формирование умения находить отличия, составлять
схемы-опоры, работать с информационными текстами, объяснять
значения новых слов, сравнивать и выделять признаки.
3.
Продолжить формирование навыков использовать графические
организаторы, символы, схемы для структурирования информации.
Коммуникативные УУД
1.
Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать
учебное взаимодействие при работе в группе (паре).
2.
Продолжить формирование умения слушать товарища и обосновывать
свое мнение.
3.
Продолжить формирование умения выражать свои мысли и идеи.
Регулятивные УУД
1.
Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и
формулировать учебную проблему, определять цель учебной
деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.
2.
Продолжить формирование умения участвовать в коллективном
обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать
свое.
3.
Продолжить формирование умения определять критерии изучения
строения клетки.
4.
Продолжить формирование навыков в диалоге с учителем
совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
5.
Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои
действия с целью и при необходимости исправлять ошибки
самостоятельно.
6.
Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и
взаимооценки.
Личностные УУД
1.
Создание условий (ДЗ) к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и самопознанию.
2.
Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию
3.
Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом
4.
Оценивать собственный вклад в работу группы.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Методы: частично-поисковый.
Информационно-технологические ресурсы: учебник, рабочая тетрадь, ПК,
лук - репка, микролаборатория.
Основные термины и понятия: Клеточная мембрана, цитоплазма, ядро,
хромосомы, пластиды, хлоропласты, вакуоли.
Ход урока
I. Мотивация
Ребята, добрый день!
Добрый день, ребята!
Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка – это
поцелуй души». Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее
настроение, это значит, что мы с вами сегодня очень дружно и активно
поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.
Сегодня нам предстоит изучить очень интересную тему из курса
биологии. Какую? Вы позже назовете сами.
Итак, сейчас я хочу показать Вам несколько слайдов. Внимание!
Слайд № 1
Теперь прослушайте отрывок из стихотворения. О чем говорится в нем?
Загляните на часок
В нашу клетку-теремок,
В цитоплазме там и тут
Органоиды живут.
Там такое происходит -
Цитоплазма кругом ходит,
Помогает то движенье
В клетке чудным превращеньям.
Их не видел Левенгук,
Удивился б Роберт Гук.
Слайд № 2
Из чего состоят все живые организмы из … (клеток). Правильно.
Так какова же тема сегодняшнего урока? (версии детей)
Учитель записывает проговоренную тему на доске, а дети в тетрадях.
Тема урока «Строение клетки».
II. Актуализация пройденного материала.
Мы с вами говорили о том, что все живое на Земле имеет клеточное
строение, и что их клетки имеют сходное строение.
Заполните схему по составу вещества в клетке.
вещества клетки
неорганические вещества органические вещества
вода минеральные соли белки жиры углеводы
III. Актуализация нового материала.
Мы уже изучили строение клетки. Рассмотрели, чем отличается
растительная клетка от животной. Давайте вспомним и проверим наши
знания.
1. Один ученик работает у доски с кроссвордом. Из выделенных букв
необходимо составить ключевое слово урока. Отвечает на дополнительные
вопросы учащихся.
х
Л о
р
о
п
л
а
с
т
ы
1.Какие структуры придают зеленый цвет клеткам растения?
г
у
К
2.Ученый открывший клетку.
м
и
К р
о
с
к
о
п
1.
С помощью чего можно рассмотреть клетки живых организмов?
к
л
Е т
о
ч
н
а
я
м
е
м
б
р
а
н
а
2.
Защищает клетку от влияния окружающей среды.
в
А к
у
о
л
ь
3.
Полость с клеточным соком, содержащим сахара, другие
органические вещества и соли.
ц
и
Т о
п
л
а
з
м
а
6.Полужидкое содержимое клетки.
2.Несколько человек работают по индивидуальным карточкам. Учащиеся
самостоятельно проверяют ответы, анализируют их.
Тестовые задания с выбором одного правильного ответа
Карточка 1.
Выбери правильный ответ
1. Растительная клетка отличается от животной наличием органоида:
а) рибосома; б) митохондрия; в) хлоропласт; г) лизосома
2. Клеточная стенка имеется у клетки:
а) растительной; б) бактериальной; в) животной
3. Органоид, который содержит клеточный сок:
а) вакуоль; б) хлоропласт; в) ядро;
Карточка 2.
Выбери правильный ответ
1.Клеточная оболочка не характерна для:
а) растений, б) животных, в) грибов.
2.Растительная клетка отличается от животной наличием:
а) рибосом, б) хлоропластов, в) митохондрий.
3. Как называется среда клетки внутри которой происходят обменные
процессы:
а) ядро; б) цитоплазма; в) вода;
IV. Лабораторная работа.
а)
«Изготовление препарата клеток кожицы чешуи луковицы лука»
1 – Подготовьте предметное стекло, тщательно протерев его марлей.
2 – Пипеткой нанесите 1–2 капли воды на предметное стекло.
3 – При помощи препаровальной иглы осторожно снимите маленький
кусочек прозрачной кожицы с внутренней поверхности чешуи лука.
Положите кусочек кожицы в каплю воды и расправьте его.
4 – Покройте кожицу покровным стеклом.
5 – Рассмотрите приготовленный микропрепарат под микроскопом. Отметьте,
какие части клетки вы видите.
6 – Сравните с рисунком «Строение клетки кожицы чешуи лука» в тексте
учебника.
7 – Зарисуйте в тетради 2–3 клетки кожицы лука. Обозначьте оболочку, поры,
цитоплазму, ядро, вакуоль с клеточным соком.
б) Работа с компьютером.
Выполняем задание по контролю после изучения темы «Строения клетки»,
проверяем свои умения.
V. Рефлексия.
Проверка уровня понимания учебного материала, психологического
состояния учащихся после урока по вопросам:
До урока:
•
Не знал…
•
Не понимал…
•
Не мог представить…
•
Не мог выразить…
•
Не мог выполнить…
Сейчас:
•
Выяснил…
•
Выучил…
•
Познакомился…
•
Запомнил…
-Все ли вам было понятно в течение урока?
-Какая часть урока показалась самой интересной?
-Какая часть урока вызвала затруднение?
-Какое у вас настроение после урока?
Подведение итогов с помощью стихотворения:
Стихотворение «Клетки»
Автор- Русаков Дмитрий, уч-ся 5А класса
Клетка - жизни всей основа!
Повторять мы будем снова!
Только есть одна беда:
Не удастся никогда
Нам увидеть клетку глазом.
А хотелось бы всё сразу
Рассмотреть и разобрать,
Клетку перерисовать!
Ведь из клетки состоят:
Морж, медведь, петух и кит.
Дуб, сосна, собака, кошка,
Да и гриб на тонкой ножке!
Многоклеточные мы:
И поэтому должны
Клетки мышц мы упражнять,
Клетки мозга развивать.
Обеспечат эти клетки
Нам хорошие отметки!
VI. Домашнее задание.
Всем:
Параграф §8, вопросы на странице 31.
Творческий уровень:
вылепить на картоне из пластилина клетку с ее органоидами,
сочинить сказку о клетке.