Напоминание

Тема урока: Строение клетки.


Автор: Гусалова Татьяна Савельевна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МБОУ СОШ №6 г.Беслана
Населённый пункт: г.Беслан Правобережный район
Наименование материала: поурочный план
Тема: Тема урока: Строение клетки.
Раздел: среднее образование





Назад




Урок биологии 5 класс в рамках ФГОС «Строение клетки»

Учитель: Гусалова Т.С.

Тема урока: Строение клетки.

Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Технология построения урока: развивающее обучение,

здоровьесберегающие технологии.

Цель: изучить строение клетки, выявить роль органоидов клетки.

Задачи:

- образовательные: знать о строении клетки, а так же о роли органоидов

клетки.

- развивающие: анализировать, сравнивать и обобщать факты; устанавливать

причинно-следственные связи; определять органоиды в клетках растений с

помощью опытов; уметь организовать совместную деятельность на конечный

результат; уметь выражать свои мысли.

- воспитательные: осознанно достигать поставленной цели; воспитывать

положительное отношение к совместному труду.

Планируемые результаты учебного занятия:

Предметные:

- знать строение клетки;

- рассмотреть клеточные органоиды и их роль в клетке;

- уметь отличать клетки бактерий от растений, грибов и животных.

Метапредметные:

- регулятивные: - самостоятельно определять цель учебной деятельности,

искать пути решения проблемы и средства достижения цели;

- участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим

мнением, высказывать свое;

- коммуникативные: - обсуждать в рабочей группе информацию;

- слушать товарища и обосновывать свое мнение;

- выражать свои мысли и идеи.

- познавательные: - работать с учебником;

- находить отличия;

- составлять схемы-опоры;

- работать с информационными текстами;

- объяснять значения новых слов;

- сравнивать и выделять признаки;

- уметь использовать графические организаторы, символы, схемы для

структурирования информации.

Личностные:

- осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

- оценивать собственный вклад в работу группы.

Формирование УУД:

Познавательные УУД

1.

Продолжить формирование умения работать с учебником.

2.

Продолжить формирование умения находить отличия, составлять

схемы-опоры, работать с информационными текстами, объяснять

значения новых слов, сравнивать и выделять признаки.

3.

Продолжить формирование навыков использовать графические

организаторы, символы, схемы для структурирования информации.

Коммуникативные УУД

1.

Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать

учебное взаимодействие при работе в группе (паре).

2.

Продолжить формирование умения слушать товарища и обосновывать

свое мнение.

3.

Продолжить формирование умения выражать свои мысли и идеи.

Регулятивные УУД

1.

Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и

формулировать учебную проблему, определять цель учебной

деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.

2.

Продолжить формирование умения участвовать в коллективном

обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать

свое.

3.

Продолжить формирование умения определять критерии изучения

строения клетки.

4.

Продолжить формирование навыков в диалоге с учителем

совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

5.

Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои

действия с целью и при необходимости исправлять ошибки

самостоятельно.

6.

Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и

взаимооценки.

Личностные УУД

1.

Создание условий (ДЗ) к саморазвитию и самообразованию на основе

мотивации к обучению и самопознанию.

2.

Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию

3.

Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом

4.

Оценивать собственный вклад в работу группы.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Методы: частично-поисковый.

Информационно-технологические ресурсы: учебник, рабочая тетрадь, ПК,

лук - репка, микролаборатория.

Основные термины и понятия: Клеточная мембрана, цитоплазма, ядро,

хромосомы, пластиды, хлоропласты, вакуоли.

Ход урока

I. Мотивация

Ребята, добрый день!

Добрый день, ребята!

Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка – это

поцелуй души». Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее

настроение, это значит, что мы с вами сегодня очень дружно и активно

поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.

Сегодня нам предстоит изучить очень интересную тему из курса

биологии. Какую? Вы позже назовете сами.

Итак, сейчас я хочу показать Вам несколько слайдов. Внимание!

Слайд № 1

Теперь прослушайте отрывок из стихотворения. О чем говорится в нем?

Загляните на часок

В нашу клетку-теремок,

В цитоплазме там и тут

Органоиды живут.

Там такое происходит -

Цитоплазма кругом ходит,

Помогает то движенье

В клетке чудным превращеньям.

Их не видел Левенгук,

Удивился б Роберт Гук.

Слайд № 2

Из чего состоят все живые организмы из … (клеток). Правильно.

Так какова же тема сегодняшнего урока? (версии детей)

Учитель записывает проговоренную тему на доске, а дети в тетрадях.

Тема урока «Строение клетки».

II. Актуализация пройденного материала.

Мы с вами говорили о том, что все живое на Земле имеет клеточное

строение, и что их клетки имеют сходное строение.

Заполните схему по составу вещества в клетке.

вещества клетки

неорганические вещества органические вещества

вода минеральные соли белки жиры углеводы

III. Актуализация нового материала.

Мы уже изучили строение клетки. Рассмотрели, чем отличается

растительная клетка от животной. Давайте вспомним и проверим наши

знания.

1. Один ученик работает у доски с кроссвордом. Из выделенных букв

необходимо составить ключевое слово урока. Отвечает на дополнительные

вопросы учащихся.

х

Л о

р

о

п

л

а

с

т

ы

1.Какие структуры придают зеленый цвет клеткам растения?

г

у

К

2.Ученый открывший клетку.

м

и

К р

о

с

к

о

п

1.

С помощью чего можно рассмотреть клетки живых организмов?

к

л

Е т

о

ч

н

а

я

м

е

м

б

р

а

н

а

2.

Защищает клетку от влияния окружающей среды.

в

А к

у

о

л

ь

3.

Полость с клеточным соком, содержащим сахара, другие

органические вещества и соли.

ц

и

Т о

п

л

а

з

м

а

6.Полужидкое содержимое клетки.

2.Несколько человек работают по индивидуальным карточкам. Учащиеся

самостоятельно проверяют ответы, анализируют их.

Тестовые задания с выбором одного правильного ответа

Карточка 1.

Выбери правильный ответ

1. Растительная клетка отличается от животной наличием органоида:

а) рибосома; б) митохондрия; в) хлоропласт; г) лизосома

2. Клеточная стенка имеется у клетки:

а) растительной; б) бактериальной; в) животной

3. Органоид, который содержит клеточный сок:

а) вакуоль; б) хлоропласт; в) ядро;

Карточка 2.

Выбери правильный ответ

1.Клеточная оболочка не характерна для:

а) растений, б) животных, в) грибов.

2.Растительная клетка отличается от животной наличием:

а) рибосом, б) хлоропластов, в) митохондрий.

3. Как называется среда клетки внутри которой происходят обменные

процессы:

а) ядро; б) цитоплазма; в) вода;

IV. Лабораторная работа.

а)

«Изготовление препарата клеток кожицы чешуи луковицы лука»

1 – Подготовьте предметное стекло, тщательно протерев его марлей.

2 – Пипеткой нанесите 1–2 капли воды на предметное стекло.

3 – При помощи препаровальной иглы осторожно снимите маленький

кусочек прозрачной кожицы с внутренней поверхности чешуи лука.

Положите кусочек кожицы в каплю воды и расправьте его.

4 – Покройте кожицу покровным стеклом.

5 – Рассмотрите приготовленный микропрепарат под микроскопом. Отметьте,

какие части клетки вы видите.

6 – Сравните с рисунком «Строение клетки кожицы чешуи лука» в тексте

учебника.

7 – Зарисуйте в тетради 2–3 клетки кожицы лука. Обозначьте оболочку, поры,

цитоплазму, ядро, вакуоль с клеточным соком.

б) Работа с компьютером.

Выполняем задание по контролю после изучения темы «Строения клетки»,

проверяем свои умения.

V. Рефлексия.

Проверка уровня понимания учебного материала, психологического

состояния учащихся после урока по вопросам:

До урока:

Не знал…

Не понимал…

Не мог представить…

Не мог выразить…

Не мог выполнить…

Сейчас:

Выяснил…

Выучил…

Познакомился…

Запомнил…

-Все ли вам было понятно в течение урока?

-Какая часть урока показалась самой интересной?

-Какая часть урока вызвала затруднение?

-Какое у вас настроение после урока?

Подведение итогов с помощью стихотворения:

Стихотворение «Клетки»

Автор- Русаков Дмитрий, уч-ся 5А класса

Клетка - жизни всей основа!

Повторять мы будем снова!

Только есть одна беда:

Не удастся никогда

Нам увидеть клетку глазом.

А хотелось бы всё сразу

Рассмотреть и разобрать,

Клетку перерисовать!

Ведь из клетки состоят:

Морж, медведь, петух и кит.

Дуб, сосна, собака, кошка,

Да и гриб на тонкой ножке!

Многоклеточные мы:

И поэтому должны

Клетки мышц мы упражнять,

Клетки мозга развивать.

Обеспечат эти клетки

Нам хорошие отметки!

VI. Домашнее задание.

Всем:

Параграф §8, вопросы на странице 31.

Творческий уровень:

вылепить на картоне из пластилина клетку с ее органоидами,

сочинить сказку о клетке.



В раздел образования