Автор: Руденко Людмила Николаевна Должность: воспитатель Учебное заведение: Муниципальное образовательное дошкольное учреждение № 18 "Улыбка" города Нерюнгри Населённый пункт: город Нерюнгри Республика Саха (Якутия) Наименование материала: Сценарий игротренинга с детьми 6-7 лет Тема: "В царстве Зловредины" Раздел: дошкольное образование
Цель.
Развитие
психомоторных
функций,
конструктивных
навыков
и
творческого
мышления
Задачи:
Образовательные:
Совершенствовать навыки работы с картой и схемой при переносе выполнения учебной
задачи на макет.
Развивать умение находить решение поставленной задачи.
Учить детей действовать в ситуации выбора, обосновывать свой выбор.
Способствовать развитию навыков доказательной речи.
Развивающие:
Способствовать
развитию
тонкой
моторики
пальцев,
укреплению
мышц
кистевого
аппарата.
Развивать внимание, память, зрительное восприятие, логическое мышление.
Развивать планирующую и контролирующую функции речи.
Воспитательные:
Развивать навыки партнерства и взаимодействия в деятельности.
Способствовать воспитанию толерантности к мнению партнеров по игре.
Предварительная работа.
Обучение чтению карт и схем, пониманию условных обозначений.
Совместная с педагогом деятельность по изготовлению предметов декора из бросового
материала.
Самостоятельная
художественная
деятельность
детей
с
использованием
предметов
обихода и бросового материала.
Материалы и оборудование .
Карта-схема для определения маршрута (формат А-4). Мольберт.
Рабочая карта путешествия – макет (формат А-1).
Чудо-набор:
бросовый
и
природный
материал
(пуговицы,
бусины,
пластилин,
разноцветные камешки, ватные палочки, зубные палочки, контейнеры из-под «киндер-
сюрприза», тесемки, листы бумаги 20х20 см средней плотности,.
Пластилиновые дощечки круглой формы d= 5-6 см).
Макеты домиков и замка Зловредины.
Веселые Человечки, изготовленные из контейнеров от «киндер-сюрпризов» и тонких
шнуров.
Используемая литература . Данный конспект является авторской разработкой. Литература
других авторов при разработке конспекта не использовалась.
Формы организации детской деятельности:
Создание проблемной ситуации
Работа в мини-группах
Продуктивная
деятельность
с
правом
выбора
средств
(художе ственный,
изобразительный материал) и приемов решения проблемной ситуации
Проектная деятельность по решению проблемы
Обсуждение (дискуссия) результатов деятельности
Ход игры
Часть 1. Введение в проблему
Педагог:
Ребята,
сегодня
я
вам
расскажу
одну
очень
интересную
историю.
Вот
послушайте.
На
опушке
леса,
в
небольшой
деревушке,
жили
Веселые
Человечки.
И
вот
однажды отправились они на озеро, чтобы покататься на лодочках. Путь до озера был не
близким и проходил через владения Зловредины. Прошло уже много времени, а о Веселых
Человечках до сих пор ничего не было известно.
И вот вчера я услышала по радио, что Зловредина не пропустила Веселых Человечков
через свои владения, а заточила их у себя в замке. И выпустит их только тогда, когда вокруг ее
замка вырастут цветы на клумбах. Как вы думаете, чем мы может помочь Веселым Человечкам?
По мере введения в проблему, педагог показывает карту-схему маршрута, по которому
отправились
Веселые
Человечки,
предлагает
детям
обсудить
создавшуюся
ситуацию
и
наметить пути решения. Выслушиваются высказывания всех детей. По окончании обсуждения
дети, как правило, приходят к выводу, что необходимо отправиться в путешествие, пройти
тем же маршрутом и помочь Веселым Человечкам.
Педагог : Давайте отправимся в путь, чтобы освободить Веселых Человечков из замка
Зловредины. Но прежде чем отправиться в путь, нам надо познакомиться с картой местности,
по которой мы будим продвигаться до замка. Подойдите к карте и давайте проследим весь путь
Веселых человечков (дети подходят к мольберту с расположенной на нем картой местности).
Педагог (предлагает одному из детей показывать путь на карте, а остальным детям
комментировать, какие объекты они видят на карте): Отправляясь в путешествие от своих
домиков, они прошли по мосту через речку, через болото они переправились по кочкам. Дальше
дорога проходит между горными массивами. А вот и замок Зловредины, посмотрите, как
некрасиво вокруг замка, нет ни одного цветочка, ни одного кустика. А вот и озеро, куда Веселые
человечки отправились, чтобы покататься на лодочках.
Педагог : Запомнили карту местности?
Дети : Да
Педагог: Давайте сейчас перейдем к нашему макету и отправимся в путь спасать Веселых
человечков,
преодолевая
все
преграды
которые
будут
встречаться
нам
на
пути.
Ну
что,
отправляемся?
Дети : Да! (перед каждым этапом путешествия дети проговаривают стихотворение)
Мы веселые ребят,
Ничего не страшно нам!
Все преграды одолеем,
Доберемся мы до цели!
Часть 2. Работа в мини-группах по решению проблемных ситуаций
Воспитатель обращает внимание детей на то, что в пути они могут столкнуться с разными
преградами. Поэтому нужно быть очень внимательным, и постоянно сверяться с картой. Для
преодоления возможных трудностей в дорогу можно взять «Чудо-набор», в котором есть много
полезных вещей.
Задание 1. Мост через реку
Дети
замечают,
что
на
макете
отсутствует
мост
через
реку,
поэтому
невозможно
переправиться
на
другой
берег
(если
дети
не
замечают,
то
педагог
указывает
им
на
невозможность дальнейшего продвижения).
Педагог : Что нам необходимо для этого сделать?
Дети : Построить мост
Педагог: Правильно, мы сейчас с вами будем строить мост. Для этого нам необходимо
выбрать материал для постройки моста.
Дети выбирают материал для постройки моста из предложенного: деревянные палочки
для ной 10 см, зубочистки, деревянные карандаши, пластмассовые счетные палочки. Во время
выбора
материала
педагог
предлагает
детям
обосновать
свой
выбор
с
точки
зрения
надежности и долговечности материала.
После
обсуждения
и
окончательного
выбора
материала,
дети
строят
мост,
объединившись в одну группу.
Педагог : Ну, вот мост и готов, теперь можно отправляться дальше.
Мы веселые ребята,
Ничего не страшно нам
Все преграды одолеем ,
Доберемся мы до цели!
Задание 2. Ремонт проселочной дороги
Педагог : Что же случилось дальше с дорогой?
Дети : Ее размыло дождем и надо отремонтировать.
Педагог : А что нам необходимо для ремонта дороги?
Дети : Выложить этот участок дороги камнями.
Педагог :
Правильно.
Приступайте
к
ремонту
дороги
(дети
выкладывают
камни
на
пластины с пластилином, затем укладывают отремонтированный участок дороги)
Педагог : Молодцы и с этой преградой вы справились. Ну что отправляемся дальше?
Мы веселые ребята, ничего не страшно нам
Все преграды одолеем, доберемся мы до цели!
Задание 3. С кочки на кочку
Педагог : А вот и еще одна преграда. Как вы думаете что это за водоем встал у нас на
пути?
Дети : Болото.
Педагог : А как мы сможем пройти по болоту?
Дети : По кочкам.
Педагог : Из чего мы можем выложить кочки?
Дети : Из пуговиц
Педагог : Правильно. Приступайте к работе (дети выкладывают дорожку из пуговиц)
Педагог : Эту преграду мы одолели. Отправимся дальше?
Мы веселые ребята, ничего не страшно нам
Все преграды одолеем, доберемся мы до цели!
Задание 4. Обвал в горах
Педагог : Что же это случилось?
Дети : Дорогу завалило камнями
Педагог : Из-за непогоды и сильных ветров в горах произошел обвал, и дорогу завалило
камнями. Что нам необходимо сделать?
Дети : Очистить дорогу от камней.
Педагог : Правильно. Очищая дорогу от камней их необходимо разделить по цвету (дети
разбирают завал, разделяя камни по цвету)
Педагог : Расчистили дорогу. Пойдем дальше?
Мы веселые ребята, ничего не страшно нам
Все преграды одолеем, доберемся мы до цели!
Задание 5. Замок Зловредины
Педагог : А вот и замок Зловредины. Помните, при каких условиях она освободит Веселых
Человечков?
Дети : Когда вокруг ее замка зацветут цветы на клумбах.
Педагог : Давайте на этих клумбах выложим цветы из бусинок.
Дети выбирают пластилиновые дощечки любого цвета, подбирают бусины необходимого
цвета
и
величины.
Работают
за
столами,
выкладывая
из
бусин
цветы
любой
формы
на
пластилиновых дощечках. По окончании работы устанавливают «клумбы» вокруг замка.
Если дети знакомы с данным видом деятельности, то в качестве материала для цветов
можно предложить бисер, стеклярус, крупы, кусочки кожи и др. материалы.
Задание 6. Плывет, плывет кораблик
Педагог : Посмотрите, как стало красиво, а вот и двери замка открылись.
Педагог
достает
коробочку
с
футлярами
от
«киндер-сюрпризов».
Дети
разбирают
футляры, разглядывают человечков.
Педагог : Открывайте футляры, доставайте Веселых Человечков. Посмотрите, как они
обрадовались своему освобождению. Они говорят вам спасибо. Ребята, а вы помните, куда
отправились Веселые Человечки?
Дети : На озеро. Покататься на лодочках.
Педагог : Давайте доставим им это удовольствие, сделаем из бумаги лодочки, и пусть
Веселые человечки поплавают в лодочках по озеру.
Дети изготавливают лодочки в технике оригами. Далее свободные игры по замыслу
Часть 3. Обсуждение путешествия
Организуется после того, как дети завершат игры с Человечками.
Педагог предлагает детям обсудить следующие вопросы:
Что было самым интересным во время путешествия?
С каким заданием удалось справиться лучше всего?
Какое препятствие вызвало наибольшие затруднения?
Какое задание можно было решить по-другому?
Связь с другими видами деятельности:
Создание книги по мотивам игры-путешествия «В царстве Зловредины»
Разработка новых игровых маршрутов
Пополнение коллекции бросовых материалов в «Чудо-наборе».