Автор: Пеперева Зоя Александровна Должность: учитель биологии и химии Учебное заведение: МБОУ Воронцовская ОШ Населённый пункт: Смоленская область, Духовщинский район, д. Воронцово Наименование материала: методическая разработка урока биологии в 9 классе Тема: "Типы питания клетки" Раздел: среднее образование
Урок биологии в 9 классе
Тема урока «Типы питания клетки».
Цель урока: развивать понятие о типах питания клетки; сформировать
понятие «автотрофные и гетеротрофные организмы», познакомить
обучающихся с группами автотрофных и гетеротрофных организмов в
зависимости от особенностей питания, научиться классифицировать
организмы по типу питания.
Задачи урока:
обучающие – использовать имеющиеся знания в новой ситуации, работать в
заданном темпе. Работать с текстом учебника и рабочей тетрадью, выделять
главное, делать выводы;
развивающие – создать условия для развития самостоятельности, внимания,
памяти, креативных способностей;
воспитывающие – развивать умения, предъявлять результаты своей работы,
формировать чувство успеха, участвовать в рефлексивной деятельности.
Оборудование: динамическое пособие «Строение клетки», печатная таблица
тип Простейшие. Эвглена зелёная.
Литература: А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник «Введение в
общую биологию и экологию 9 класс» с. 64 – 65, с. 69 – 70, В.В. Пасечник
«Тематическое и поурочное планирование к учебнику 9 класса» с. 44 – 46,
рабочая тетрадь с. 34 – 35.
Тип урока: комбинированный.
Этапы урока
1.Оргмомент – 1 мин.
2.Проверка д.з. – 8 мин.
3.Изучение н.м. – 20 мин.
4.Закрепление н.м. – 10 мин.
5.Задание на дом – 2 мин.
6.Итог урока – 4 мин.
Ход урока
1.Оргмомент.
2.Проверка д.з.
1).Синквейн (творческое д.з.).
2).Полётное повторение изученного:
а). Какой уровень организации живой природы мы сейчас изучаем?
б). Смонтировать на магнитной доске модель растительной клетки;
в). Какие клетки называют прокариотическими, какие эукариотическими? В
чём их отличие?
г). Рассказать по собранной на магнитной доске модели о строении
растительной клетки, указав на отличительные особенности растительной
клетки, от животной;
д). Можно ли клетку назвать живым организмом?
3.Изучение н.м.
1). Восстановление в памяти знакомой информации:
а). Что такое питание?
б). Как питаются растения?
в). Как питаются животные?
г). Как питаются грибы?
д). Как питаются бактерии?
2). Введение понятия «автотрофы», «гетеротрофы» (заполнение схемы
«Классификация организмов по типу питания» учителем у доски, ребятами в
рабочих тетрадях с. 34).
Классификация организмов по типу питания
Организмы
(по типу питания)
1.______________________ 2.______________________
1.1._____________________ 2.1_____________________
1.2._____________________ 2.2._____________________
Уточняем, какие организмы относятся к каждой группе: «фототрофы»,
«хемотрофы», «сапрофиты», «паразиты», «голозои».
Выясняем, какие черты делают эвглену зелёную похожей и на растение и на
животное.
4.Закрепление н.м.
1).Упражнение 76 в р.т. с.34 с комментированием.
Способ
питания
организма
зависит
от
_________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
По
способу
питания
зелёные
растения
являются
_________________________
__________________________________________________________________
Основной
источник
энергии
на
нашей
планете
_________________________
2).Задание 77 в р.т. с.34 ответить на вопрос, требующий обоснований с
помощью мыслительного листа.
Как вы думаете, можно ли считать, что все клетки зелёного растения
питаются автотрофно? Ответ обоснуйте._______________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Кто из учащихся анализирует ответ своего товарища.
3).Задание 78. Заполнить таблицу в р.т. с. 35.
Автотрофные и гетеротрофные организмы
Группы организмов
Способ получения
органических веществ
Представители
Автотрофы
Гетеротрофы
Дискуссия на тему: «Какой тип питания с вашей точки зрения лучше?»
4).Самостоятельная работа с текстом «Гетеротрофы» с. 69 – 70 (выписать
ключевые слова из данного текста на мыслительный лист).
5). Задание 79 с. 35 в р.т. – заполнить таблицу.
Классификация гетеротрофных организмов по способу получения
органических веществ
Группы гетеротрофов
Особенности питания
Представители
Сапрофиты
Паразиты
Голозои
Взаимопроверка выполненного задания.
5.Домашнее задание: п.2.10, 2.12, информационно-поисковые задания: мини-
реферат на тему: «Паразиты человека» (3 -5страниц, 2 – 3 источника
информации, найти с помощью «Интернета» интересную информацию по
теме «Питание».
6.Итог урока: рефлексивный компонент.
Предлагаю обучающимся закончить письменно на выбор некоторые из
предложений (самооценка, самоанализ своей деятельности на уроке):
1.
Моя мыслительная активность на уроке была
_______________________________________________________________
2.
Больше всего мне понравилось
_______________________________________________________________
3.
Сегодня я понял(а), что думать
______________________________________________________________
4.Самым интересным на уроке было
_______________________________________________________________
5.
На будущее надо иметь в виду
_______________________________________________________________
6.
Самым сложным для меня сегодня было
_______________________________________________________________
Анализ деятельности обучающихся на уроке.
Отметки за урок.