Напоминание

«Формирование мотивационной сферы учащихся с ЗПР на уроках математики»


Автор: Тарасова Елена Петровна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: КГКОУ Школа 5
Населённый пункт: г.Николаевск–на–Амуре, Хабаровский край
Наименование материала: Обобщение опыта
Тема: «Формирование мотивационной сферы учащихся с ЗПР на уроках математики»
Раздел: среднее образование





Назад




Обобщение опыта Тарасовой Елены Петровны, учителя математики КГКОУ Школа

5 г.Николаевска-на-Амуре

Творческий отчёт по теме: «Формирование мотивационной сферы учащихся с ЗПР на

уроках математики»

Содержание.

1.

Актуальность.

2.

Организация

работы

по

формированию

положительной

учебной

мотивации

обучающихся с ЗПР на уроках математики.

3.

Анализ результатов реализации опыта.

4.

Приложения.

"Все наши замыслы, все поиски и построения

превращаются в прах, если у ученика

нет желания учиться"

В. А.Сухомлинский

В современной школе вопрос о мотивации учения без преувеличения может быть

назван

центральным.

Особую

тревогу

в

этом

направлении

вызывают

школьники

с

задержкой

психического

развития.

Многочисленные

исследования

показывают,

что

интерес школьников к учебе резко снижается с переходом из начального звена в среднее. В

подростковом возрасте учебная мотивация ослабевает даже у нормально развивающихся

детей, не говоря уже о подростках с ЗПР. Вместе с тем, поскольку "обучение ведет

развитие" (Л.С. Выготский), основным способом коррекции и компенсации нарушений

развития является именно целенаправленное коррекционное обучение. Поэтому крайне

важно сохранить и поддерживать у детей, относящихся к этой категории, достаточно

высокий уровень мотивации на протяжении всего школьного обучения.

На

сегодняшний

день

формирование

учебной

мотивации

у

подростков

с

ЗПР

изучено

недостаточно.

Имеющиеся

данные

о

формировании

учебной

мотивации

у

нормально

развивающихся

детей

и

подростков

свидетельствуют

о

том,

что

оно

совершается

в

ходе

самой

учебной

деятельности

и

определяется

ее

структурой

и

содержанием. Можно предположить, что и у подростков с ЗПР общие закономерности

развития учебной мотивации должны быть теми же. Однако, задержка психического

развития препятствует нормальному формированию учебной мотивации в ходе обычного

обучения.

Для

развития

мотивационной

сферы

учащихся

на

уроках

математики

мною

была

сформулирована следующая проблема: как, используя различные методы обучения, формы

работы, приемы, активизировать учебную деятельность школьников с ЗПР на уроках

математики.

Цель

опыта: использовать

разнообразные

методы

обучения,

формы

работы,

приемы, на уроках математики для развития мотивационной сферы обучающихся с ЗПР.

Гипотеза: использование разнообразных форм работы, методов, приемов на уроках

математики развивает мотивацию обучения, что способствует повышению качества

математического образования учащихся с ЗПР.

Исходя из цели и гипотезы, получены следующие задачи:

1.

Изучить

психолого-педагогическую

литературу

по

проблеме

развития

мотивационной сферы учащихся с ЗПР

2.

Рассмотреть особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР

3.

Разработать

систему

упражнений,

направленных

на

формирование

положительной учебной мотивации обучающихся с ЗПР на уроках

Работая над реализацией поставленных цели и задач, мною была изучена следующая

литература:

1.

Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать? М.:"Просвещение", 1991

2.

Божович

Л.И.

Проблема

развития

мотивационной

сферы

ребенка

//

Изучение

мотивации детей и подростков. - М.: Педагогика, 1972. - 352с.

3.

Воронова Н. Мотивация учебной деятельности как средство повышения качества

знаний учащихся // Начальная школа. - 2008. - № 4. - С. 21-24; № 5. - С. 28-31.

4.

Ильин Е.П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. – СПб: Питер, 2000. – 512 с.

5.

Лебединская

К.С.

Задержка

психического

развития.//Хрестоматия.

Детская

патопсихология. - М., 2000. - С.50

6.

Лебединский

В.В.

Нарушения

психического

развития

в

детском

возрасте:

Учеб.пособие для студ. психол. фак. высш. учеб. заведений / В.В. Лебединский. –

М.: Изд-ий центр «Академия», 2003. – 144 с.

7.

Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для

учителя. –– М.: Просвещение, 1983. – 96 с.

8.

Моргун В.Ф. Мотивация личности в учебной деятельности // Мотивация личности.

- М., 1982.

Определение понятие мотивации.

Термин "мотивация" по-разному используется разными авторами. Вместе с тем,

практически

все

авторы

сходятся

на

том,

что

мотивация

является

источником

(побудителем) активности (А.Н. Леонтьев, 1946, 1975; В.Г. Асеев, 1976; П.М. Якобсон,

1969, и мн. др.).

В работах, посвященных учебной мотивации, мы встречаемся с теми же подходами,

которые применительно к мотивации в целом. Так, Л.И. Божович (1972) определила

учебные мотивы как "то, что побуждает активность ребенка, в том числе и принятые им

решения, и чувство долга, и сознание необходимости". А.К. Маркова (1978) подчеркивает

другую

сторону

учебной

мотивации

-

ее

направленность:

"мотив

учения

-

это

направленность ученика на различные стороны учебной деятельности".

Согласно А.Н. Леонтьеву (1975), учебные мотивы формируются в процессе самой учебной

деятельности, а не привносятся в нее извне "в готовом виде". Их становление зависит от

структуры той деятельности, в которую включен ребенок. Изменяя содержание и формы

этой деятельности, то есть, обеспечивая определенные условия обучения, можно влиять на

мотивацию, перестраивать ее.

А.К.

Маркова

(1978),

проведшая

цикл

глубоких

и

всесторонних

экспериментальных

исследований по проблеме учебной мотивации школьников, стоит в целом на тех же

позициях.

Она

определяет

учебную

мотивацию

как

"одно

из

новообразований

психического

развития

школьников,

возникающее

в

ходе

осуществления

учащимися

активной учебной деятельности". Особенности складывающейся мотивации определяются

структурой и содержанием этой деятельности.

При

обучении

детей

с

ЗПР

необходимо

учитывать

особые

образовательные

потребности обучающихся данной категории.

Особые

образовательные

потребности

детей

с

ЗПР включают

в

себя

как

общие,

свойственные

всем

детям

с

особыми

образовательными

потребностями,

так

и

специфические. Это потребности в:

ситуации

успеха:

ребенок

с

отклонениями

в

развитии

не

может

продуктивно

развиваться без специально созданной и постоянно поддерживаемой взрослыми

ситуации успеха;

обеспечении

коррекционно-развивающей

направленности

обучения

в

рамках

основных образовательных областей;

организации процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и

навыков

детьми

с

ЗПР

(«пошаговом»

предъявлении

материала,

дозированной

помощи

взрослого,

использовании

специальных

методов,

приемов

и

средств,

способствующих

как

общему

развитию

ребенка,

так

и

компенсации

индивидуальных недостатков развития);

обеспечении

непрерывного

контроля

за

становлением

учебно-познавательной

деятельности

ребенка,

продолжающегося

до

достижения

ее

минимально

достаточного

уровня,

позволяющего

справляться

с

учебными

заданиями

самостоятельно;

обеспечении особой пространственной и временной организации образовательной

среды с учетом функционального состояния ЦНС и нейродинамики психических

процессов

у

детей

с

ЗПР

(быстрой

истощаемости,

низкой

работоспособности,

пониженного общего тонуса и др.);

постоянном стимулировании познавательной активности, побуждении интереса к

себе, окружающему предметному и социальному миру;

постоянной помощи ребенку в осмыслении и расширении контекста усваиваемых

знаний, в закреплении и совершенствовании освоенных умений.

Таким образом, изучение литературы по проблеме развития учебной мотивации

показывает,

что

мотивация

формируется

в

процессе

самой

учебной

деятельности.

Становление учебных мотивов зависит от структуры учебной деятельности, в которую

вовлечен

подросток.

Изменяя

ее

формы

и

содержание,

можно

влиять

на

учебную

мотивацию, перестраивать ее.

В

своей

работе

я

опиралась

на

эти

данные

и

на

особые

образовательные

потребности обучающихся с ЗПР. Для достижения наибольшего эффекта коррекционно-

развивающего обучения вся учебно-воспитательная работа должна быть построена так,

чтобы

она

не

ограничивалась

бы

сообщением

детям

новых

знаний

и

постоянным

многократным повторением, а была направлена на развитие познавательных процессов

подростков и их творческой активности.

Организация работы по формированию положительной учебной мотивации

обучающихся с ЗПР на уроках математики.

Для формирования положительного отношения к учебе в коррекционных классах можно

выделить следующие направления в работе учителя:

Забота о создании общей положительной атмосферы на уроке;

Постоянное снижение тревожности детей, избегая упреков, насмешки, угроз и т.д.

Стремление

исключить

страх

школьников

перед

риском

ошибиться,

забыть,

смутиться, неверно ответить;

Создание

ситуаций

успеха

в

учебной

деятельности,

формирующих

чувство

удовлетворенности, уверенности в себе, объективной самооценки и радости.

Чтобы данные направления были реализованы существует множество приемов, методов

обучения, форм работы. Эти приемы используются в зависимости от возраста обучающихся,

их особенностей, а также учебного материала. Применение разнообразных форм работы

активизируют

учебную

деятельность

школьников,

воспитывая

у

них

активность,

самостоятельность мышления, умение применять знания в процессе обучения.

Одной из основных и первоначальных задач при обучении математике учащихся с ЗПР

является

выработка

навыков

хорошего

счета.

Поэтому

для

поддержания

интереса

к

изучению математики на уроках я использую различные игры: «математическое домино»,

круговые примеры, эстафеты, игру «Рыбалка» и т.д. Математическое домино, круговые

примеры позволяют ребятам осуществлять самоконтроль, а учителю облегчают проверку.

Математическая эстафета вызывает дух соревнования. Большой интерес у ребят вызывают

задания «Найди ошибку», на восстановление частично стертых записей, на заполнение

«форточек» (пример: закрыть «форточки», чтобы равенство получилось верным 1,5+ □ =7,

□ = 12). Игровой компонент, соревнование, дух творчества должны присутствовать

органически на всех уроках, тогда занятие вызовет интерес, желание работать и знать

предмет. (приложение 1). Использование современного мультимедийного оборудования

позволяет проводить данную работу быстро, давая учителю возможность оперативно

представлять правильные ответы, контролировать полученные у учеников результаты.

Важным условием обучения математике детей с ЗПР являются задания на тренировку

математической логики, памяти и внимания. Большинство таких заданий основаны на

нахождении

закономерностей (пример: найти закономерность и вставить недостающее

значение).

«Надо смекнуть»: найдите правило нахождения чисел, помещенных в «голове».

Заполните свободный кружок.

Вписать в клеточки «убежавшие» цифры.

Учащимся можно предлагать как готовые закономерности, так и возможность составлять

их

самостоятельно.

Данный

подход

позволит

активизировать

творческое

направление

работы, внести дифференцированный компонент в задания.

Огромную роль для развития положительной мотивации учащихся с ЗПР играют

практические

задания.

Составление

различных

геометрических

фигур

из

равных

треугольников, позволяет учащимся усвоить понятие площади и ее свойства.

Благодатной

почвой

для

формирования

практических

навыков

является

работа

с

транспортиром: измерение углов, вырезание углов определенной градусной меры, деление

угла

на

два

равных,

при

этом

учащимся

предлагается

пошаговый

алгоритм

для

выполнения данных заданий, где каждый этап представлен на интерактивной доске.

В 6 классе при изучении темы «Координаты на плоскости» ребята охотно выполняют

упражнения

«Рисуем

по

координатам»,

которые

способствуют

развитию

внимания,

зрительного восприятия, пространственной ориентации на плоскости.

Для развития мотивационной сферы учащихся очень полезны интегрированные уроки.

Данный

подход

позволяет

учителю

не

только

активизировать

познавательную

деятельность, но и продемонстрировать межпредметные связи, что является неотъемлемой

задачей обучения.

В

6

классе,

при

изучении

темы

«Масштаб»,

провожу

интегрированный

урок

(математика-география),

на

котором

мы

с

ребятами

решаем

задачу,

на

определение

расстояния

от

г.Хабаровска

до

самого

северного

районного

центра

р.п.

Охотска.

(Приложение 2).

Уроки- путешествия, уроки- сказки вызывают у учеников 5-7 классов не только

интерес

к

математике,

но

и

способствуют

созданию

положительной

эмоциональной

обстановки

на

уроке.

Нестандартные

формы

урока

ценны

тем,

что

наряду

с

формированием интереса к предмету, способствуют накоплению учебных знаний, навыков

и умений.

Так урок-путешествие я провожу при изучении темы «Координатная плоскость»

(Приложение 3).Смоделированная ситуация позволяет учащимся в игровой форме усвоить

понятия координаты точки на плоскости, построение точек по их координатам.

Уроки-сказки особенно актуальны в 5-6 классах при решении сюжетных задач.

Данная форма занятия не только делает учебный процесс увлекательным, но и снимает

эмоциональное напряжение, страх учащихся перед задачей.

Очень важным для развития положительной мотивации учения является наличие на

уроке

нестандартных

заданий:

задач-шуток,

задач-фокусов,

кроссворды,

сканворды,

ребусы, творческие задания и т.п.

Задачи-шутки:

- Что легче: 1 кг гвоздей или 1 кг ваты?

- Одно яйцо варят 4 минуты. Сколько минут варят 5 яиц?

- Бежала тройка лошадей. Каждая лошадь пробежала 5 км. Сколько км проехал ямщик?

Задачи-шутки заставляют ученика не относиться к решению формально, зачастую не

понимая его сути, а искать подвох, внимательно вчитываться в условие, моделировать

ситуацию.

Задачи-фокусы:

- Задумайте число, умножьте его на 4; результат умножьте на 0,25. Назовите ответ, я назову

задуманное вами число. Объясните, почему я смогла это сделать.

Подобные

задачи

очень

интересны

для

ребят

всех

возрастов

и

разных

способностей.

Они

пробуждают

естественное

любопытство

и

заставляют

искать

объяснение

фокусу.

Полезны

такие

задания

и

для

формирования

вычислительных

навыков.

Учитель,

расширяя

мотивационную

сферу

школьников,

не

только

решает

дидактические

задачи,

но

и

дает

возможность

почувствовать

красоту

предмета,

его

многопрофильность,

разнообразие.

Математика

перестает

быть

пугающим

своей

сложностью предметом, становиться интересной, занимательной, жизненно необходимой.

Современный учитель должен использовать при обучении математике естественное

любопытство и желание разобраться в интересующем вопросе. Для учащихся старших

классов предпочтительно постановка проблемы при изучение конкретной темы, которую

ребята

захотят

решить

с

помощью

математических

знаний.

Так

при

подготовке

к

восприятию новой темы «Умножение одночленов», я даю ребятам такое задание: Найдите

значение выражения: 5а

2

вс •4а

2

в

4

=

- Что для этого нужно сделать?

- Составим план наших действий для решения данной проблемы.

Далее ученики самостоятельно формулируют тему и цель урока.

Изучая

формулы

площадей

поверхностей,

решаем

задачу

«Сколько

рулонов

обоев

необходимо купить, чтобы оклеить стены комнаты?»…

Основой

используемого

метода

проблемного

обучения

является

создание

проблемных

ситуаций,

формулировка

проблем,

подведение

учащихся

к

проблеме.

Проблемная ситуация включает эмоциональную, поисковую и волевую сторону. Её задача

- направить деятельность учащихся на максимальное овладение изучаемым материалом,

обеспечить мотивационную сторону деятельности, вызвать интерес к ней.

Одним из необходимых условий развития мотивации обучения у школьников с ЗПР

является применение метода проектов на уроках и во внеурочной деятельности.

Метод

проектной

деятельности

дает

возможность

вовлечь

детей

в

социально-значимую

деятельность, которая активизировала бы у них процесс познания, стимулировала бы

инициативу

каждого

ребенка,

повышая

тем

самым

его

социальный

статус,

а

также

содействовала бы развитию его коммуникативных навыков. Специфика осуществления

проектной деятельности с детьми с ЗПР заключается в тесном взаимодействии учителя и

ребенка на всех этапах проектной деятельности.

При изучении темы «Симметрия» ученики готовят проекты по теме «Симметрия в

строительстве»,

«Симметрия

в

изобразительном

искусстве»,

«Симметрия

в

музыке»,

«Симметрия в живой природе», «Симметрия вокруг нас».

Ученики 7-8 классов принимают участие в межпредметных проектах (математика-

физика-информатика) по темам «Атмосферное давление», «Энергосбережение в быту».

Работа

над

проектами

способствует

развитию

познавательного

интереса

учащихся

к

точным наукам, формирует внутреннюю мотивацию, актуализирует знания, полученные

на уроках, повышает самооценку обучающихся, приобщает их к внеурочной деятельности

по предмету.

Анализ результатов реализации опыта.

Начиная

работу

над

реализацией

данной

темы

по

самообразованию,

мною

были

сформулированы показатели, которые позволяют определить успешность реализуемой

идеи:

-рост качества знаний;

-100% успеваемость по предмету;

-рост интереса учащихся к изучению предмета.

Проводя

системный

мониторинг

по

указанным

критериям,

была

отмечена

положительная динамика результатов учебной деятельности в период с 2014-2017 уч.г.

Общие результаты обучения по математике:

класс

ы

2014-2015

2015-2016

2016-2017

Успев

ае

мость

Качест

во

знаний

Ср.

балл

по

предме

ту

Успев

ае

мость

Качест

во

знаний

Ср.

балл

по

предме

ту

Успев

ае

мость

Качест

во

знаний

Ср.

балл

по

предме

ту

5,7

100%

36,4%

3,2

6,8

100%

38,8%

3,34

7,9

100%

43,3%

3,46

Динамика результатов участия обучающихся в олимпиадах школьников в период с

2014-2017 уч.г.

уровень

Международный

участие

призёры

победители

2014-2015

3

-

-

2015-2016

1

2 (2 место)

-

2016-2017

2

1 (2 место)

2 (1 место)

Динамика удовлетворенности преподаванием в период с 2014-2017 уч.г.

Учебный

классы

Удовлетворенность

период

преподаванием

по

предмету

2014-2015

5 а

1,5

1,4

1,5

1,4

1,45

2015-2016

1,8

1,6

1,7

1,5

1,65

2016-2017

1,7

1,5

1,7

1,8

1,68

Рост качества знаний и процента успеваемости,

улучшение результатов сдачи ГВЭ

по математике, результаты анкетирования учащихся позволяют говорить об успешном

достижении поставленной цели.

Заключение.

Полученные в опыте результаты показывают, что использование разнообразных

методов обучения, форм работы, приемов на уроках математики обеспечивает развитие

мотивационной сферы обучающихся с ЗПР, что в свою очередь благоприятно влияет на

качество математического образования.

Мой педагогический опыт показал, что используемые методы позволяют учителю решать

следующие задачи в учебном процессе:

- мотивируют учащихся на обучение;

- актуализируют мыслительную деятельность школьников;

- формируют навыки практической и исследовательской деятельности;

- систематизируют знания по предмету;

- своевременно оказывают коррекцию знаний и умений учащихся.

Новизна моего опыта состоит в том, что хорошо всем известные методы, приемы

я

применяю в

новой

интерпретации, адаптировав

их

к

особенным

потребностям

обучающихся с ЗПР.

Сформированный

мной

опыт

позволяет

реализовать

цели

коррекционного

обучения, опираясь на активную познавательную деятельность учащихся. Данный опыт

может быть использован учителями математики, работающими в коррекционных классах,

а

также

в

классах,

в

которых

обучаются

дети

с

разными

образовательными

потребностями.

ПРИЛОЖЕНИЯ.

Приложение № 1.

2.«Надо смекнуть»: найдите правило нахождения чисел, помещенных в «голове».

Заполните свободный кружок.

3.Математическая разминка.

1.

Вот задача не для робких!

Вычитай, дели и множь,

Плюсы ставь, а также скобки!

Верим – к финишу придешь!

5 5 5 5 = 35 (ответ: 5+5 5 +5 = 35);

5 5 5 5 = 55 (ответ: 5 (5 +5) + 5 = 55);

5 5 5 5 = 120 (ответ: 5 5

5 - 5 = 120).

4.

Если

математическое

утверждение

верно,

то

показываем

карточку

зеленого

цвета, если нет, то – красного.

1.

В одном дециметре 10 сантиметров.

2.

В 1метре 10 сантиметров.

3.

В 1 километре 100 сантиметров.

4.

В 3 километрах 3000 метров.

5.Среди чисел, записанных в правой части, найдите значение каждого из

выражений:

6.Вписать в клеточки «убежавшие» цифры.

7.Напишите на корпусе каждой лодки такое число, чтобы равенство было

верным:

8.Лесенка. На каждой ступеньке записано задание в одно действие.

Команда обучающихся из пяти человек (столько ступенек у лесенки) поднимается

по ней. Каждый член команды выполняет действие на своей ступеньке. Если ошибся –

упал с лесенки. Вместе с неудачником может выбыть из игры и вся команда. Но применим

и более мягкий вариант игры: команда заменяет своего выбывшего товарища другим

игроком. В это время вторая команда продолжает подъем. Выигрывают те ребята, которые

быстрее добрались до верхней ступеньки.

9.Придумать задачу, решением которой является выражение:

(47 – 15) + (62 – 12).

10.Выполните вычисления по схеме:

11.Восстановите цепочку вычислений:

12.Какое число пропущено?

13. Игра «Ипподром». Тур состоит из пяти заездов. Ведут этот тур ведущий и ассистент.

Ведущий задает вопросы, ассистент следит за правильностью ответов.

Заезд I. Вычислите устно: 25

7

4 + 300 0 – 272 : 272.

Заезд II. Найдите неизвестное число.

Заезд III.

а) В семье шесть дочек, каждая имеет брата. Сколько детей в семье?

б) Бревно пилят на 10 частей. Сколько надо сделать распилов?

Заезд IV.

Поставьте вместо квадратов знаки действий так, чтобы равенства были

верными:

14. Заполните таблицу:

15. Из данных выражений составьте верные равенства:

16.

Вставьте

вместо

кружков

знаки

арифметических

действий

и

при

необходимости скобки, так чтобы равенства были верными:

17. Викторина.

1.

Автомобиль «Москвич» за 3 часа может проехать 360 км. Бескрылая птица страус –

лучший

бегун

в

мире

развивает

скорость

до

120

км/ч.

Сравните

скорость

автомобиля «Москвич» и страуса.

2.

Скорость света самая большая в природе – 300000км/с. На Солнце произошла

вспышка. Через какое время ее увидят на Земле, если расстояние от Земли до

Солнца равно 150000000км?

3.

Пройденный

путь

пешехода S,

его

скорость

v

и

время

движения

t

связаны

соотношением S= v t. Если пешеход за 4 часа прошел 24 км, то его скорость равна:

1)

12 км/ч; 2) 6 км/ч; 3) 96 км/ч; 4) 8 км/ч.

18. Задание от «Знающего человека». Заполнить таблицу:

19. Кто быстрее сосчитает?

20. Узнайте, как называется наука, занимающаяся изучением происхождения

слов. Для этого решите пример и заполните таблицу:

21.Соотнесите выражения и ответы.

1) 4х • 7у 1) -6х

2

у

3

2) -8а • 5а

3

2) 28ху

3) 0,2 вс • (-5 ав) 3) 20х

4

у

4

4) 2ху • (-х) • 3у

2

4) – 40а

4

5) х

2

у • 4 ху

3

• 5х 5) – ав

2

с

22. Выполните умножение одночленов, найдите ответ в таблице, рядом с выражением

запишите букву. Какое слово получилось?

а) a

5

b

5a

2

c

8

б) a

12ab

2

в) х

2

ух

3

у

4

г) (-0,6x

3

)

(-5x

4

y)

д) 2xу

3

(0,5уx

4

у)

е) (-0,2y

3

)

50x

4

y

ж) xy

2

16y

-10x

4

y

4

12a

2

b

2

3x

7

y

16ху

3

Х

5

у

5

7

bc

8

н

т

п

ь

е

c

23.Найди ошибку.

Приложение № 2.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

С понятием масштаб учащиеся знакомятся на уроках географии, поэтому при

изучении данной темы на математике опираемся на знания, полученные раннее. В ходе

урока

используем географические термины: карта, географический объект, масштаб,

маршрут.

Представленная задача имеет практическую направленность и предназначена для

закрепления знаний учащихся 6 класса по теме «Масштаб».

ЗАДАЧА: Какое расстояние пролетит житель

Охотска,

если

ему

необходимо

попасть

в

г.Хабаровск,

совершив

дополнительную

посадку в аэропорту г.Николаевска-на-Амуре?

1.

Определите, какие географические объек-

ты используем для решения этой задачи?

(Ответ: р.п.Охотск, г.Николаевск-на-Аму-

ре, г.Хабаровск)

2.

Проложи на карте маршрут перелета из

Охотска до Хабаровска через Николаевск

–на – Амуре.

3.

Измерь

расстояние

между

выделенными

географическими

объектами

и

внеси

его

в

таблицу.

р.п.Охотск - г.Николаевск-

на-Амуре

Отрезок

Масштаб

На карте

________см

1см

На местности

Х км

10 000 000см

г.Николаевск-на-Амуре –

г.Хабаровск

Отрезок

Масштаб

На карте

________см

1см

На местности

Х км

10 000 000см

4. Определи расстояние, которое пролетит житель Охотска на самолете до г.Хабаровск с

посадкой в аэропорту г.Николаевска-на-Амуре.

Приложение № 3.

Тема: Построение на координатной плоскости точек по заданным координатам.

Цель урока: учащиеся научатся строить на координатной плоскости точки по заданным

координатам.

Задачи:

Образовательная

Научить строить точки на плоскости по их координатам;

закрепить понятия: система координат на плоскости; оси координат; координаты

точки.

Коррекционно-развивающая

Совершенствование ориентировки на плоскости.

развитие оперативной памяти, перевод внешней речи во внутренний план действий,

саморегуляция деятельности.

Воспитательная

Воспитание интереса к предмету через использование дополнительных

возможностей компьютера.

Воспитание личностных качеств, стремления к преодолению трудностей,

бесконфликтного общения, навык работы в группах.

Оборудование:

Интерактивная доска, презентация, карточки с заданиями, школьные принадлежности.

Тип урока: игра-путешествие.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Коррекционная

работа

Орг. момент

Приветствие учителя, проверка готовности к уроку.

Готовность к уроку

Настрой на работу

Актуализация

знаний

В начале урока повторим теоретический материал. Ребята,

ответьте, пожалуйста, на вопросы: слайд

- Что образует систему координат?

1.

-Как называются оси координат?

2.

-Числа, которые задают точку в координатной

плоскости, называются…

3.

-Как называются координаты точки, заданной в

плоскости?

4.

-На сколько частей разделена координатная

плоскость?

5.

-Какой необходимо соблюдать порядок при записи

координат точек?

6.

-Если ордината точки равна нулю, то точка лежит…

7.

- Если абсцисса точки равна нулю, то точка лежит…

Я вижу, вы хорошо вспомнили все определения, необходимые

для дальнейшей работы. А теперь, прежде чем перейти к

выполнению практического задания давайте определим тему

сегодняшнего урока. Для этого нам надо закончить

предложение.

-------------------------------------по заданным координатам.

Работа на ИД.

1)

-4+13= 9 ПО. Д. 17

2)

-15+(-17)= -32 СТ Е. 32

3)

0,9∙(-7)= - 6,3 РО Р. 6,3

4)

-3,5∙(-4)= 14 Е. И. -140

5)

-54+37= -17 НИ

К. -23

6)

-0,4∙(-5)= 2 Е М. -9

7)

-10+6= -4 ТО В. -4

Фронтально

отвечают на

вопросы учителя

-Две взаимно

перпендикул.

прямые с общим

началом координат

и заданными

единичными

отрезками образуют

систему координат

ось абсцисс, ось орд

инат

(координаты)

(абсцисса, ординат

а)

(4 четверти)

(х,у)

(на оси абсцисс)

(на оси ординат)

Повторение ранее

изученного,

развитие памяти

Повторение

действий над

числами с разными

8)

-12-3= -15 ЧЕК А.-15

-Какая тема урока?

-Чему будем учиться сегодня на уроке?

знаками

Развитие памяти,

внимания

Объявление

темы и цели

урока.

- Наш сегодняшний урок мы проведем в форме космического

путешествия.

12 апреля этого года весь мир отмечал знаменательное

историческое событие. Расскажите, что произошло 12 апреля

1961года.

-12 апреля 1961 года был совершен первый космический

полет человека в космос и этим человеком стал советский

космонавт Юрий Алексеевич Гагарин.

- Ребята, а как вы думаете космонавту надо уметь определять

координаты?

-Конечно надо, поэтому мы, сегодня будем учиться не только

определять координаты точек, но и строить их на

координатной плоскости.

Записывают в

тетрадь число и

тему урока

Изучение новой

темы

1.

- Как построить точку на координатной плос-

кости по заданным координатам? СЛАЙД С

ОБЪЯСНЕНИЕМ.

2.

Ю.А. Гагарин совершил свой первый в мире

полёт к звёздам. Звёзды образуют группы, ко-

торые называются ... созвездия.

На доске и в тетрадях по заданным координатам

построить созвездие северного полушария Большая

медведица.

А(-6;2);В(-4;2);С(-2;1);D(0;0);E(3,5;0);F(3;-2); H(0;-2)

По одному

учащемуся выходят

к доске и отмечают

точки по заданным

координатам,

Развитие

ориентировки на

плоскости

физминутка

Прежде, чем нам совершить путешествие к этому созвездию,

необходимо размяться и сделать зарядку для космонавтов.

Раз, два — стоит ракета. (Руки вытянуты вверх.)

Три, четыре — самолет. (Руки в стороны.)

Раз, два — хлопок в ладоши, (Хлопаем в ладоши.)

А потом на каждый счет. (Шагаем на месте.)

Раз, два, три, четыре (Хлопаем в ладоши.)

Руки выше, плечи шире.

Раз, два, три, четыре, пять,

Надо нам присесть и встать.

Руки вытянуть пошире,

Раз, два, три, четыре, пять.

Наклониться — три, четыре,

И на месте поскакать.

Выполняют

упражнения

Снятие мышечного

напряжеиия

Закрепление

изученного

- Чтобы нам полететь в космос, необходим летательный

аппарат. Какие космические аппараты вы знаете?

- Каждому экипажу выдано задание, по которому вы должны

построить для полета космический корабль.

-По одному представителю выйдут к доске и покажут нам, что

у них получилось.

Ракета,

космический

корабль,

спутник

Работа в группах

Выходят,

показывают.

Повторение.

Задание для I команды:

Решите задачу: Какое расстояние пролетит ваша ракета

за

5 часов со скоростью 38 тыс. км/ч?

Ответ: 201 тыс. км

Задание для II команды:

Решите задачу: Какое расстояние пролетит ваша ракета

за 4 часа со скоростью 36 тыс. км/ч?

Ответ: 144,5 тыс. км

Работа в группах

Повторение

правила умножения

числа на

смешанное число,

нахождение

расстояния по

скорости и времени

Итог урока.

Рефлексия.

1.

Возвращение домой

Приборы показывают, что прямо по курсу Земля. С мягкой

посадкой!

2. Разбор полетов (рефлексия)

Учитель:

-

Какая

тема

сегодняшнего

урока?

Какая

была

цель?

Справились с поставленной целью?

каждого

из

вас

есть

звездочка.

Оцените

свои

знания,

успехи

на

сегодняшнем

урок.

Подойдите

к

доске

и

прикрепите

свою

звездочку

напротив

того

высказывания,

которое отражает ваше состояние.

1. Урок полезен, все понятно!

2. Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

3. Еще придется потрудиться…

4. Да, трудно все-таки учиться!!!

Отвечают на

вопросы

Приклеивают

стикеры со

звездочками

Домашнее

задание

На карточках

В

тетради

построить

Луноход

по

заданным

координатам.

а) A(-3;-4), B(-5;-4), C(-5;0), D(-3;0), E(-5;-2), F(-5;4),X(-4;5),

G(-3;5), H(3;5), I(4;5), J(5;4), K(5;2), L(3;0), M(5;0), N(5;-4),

O(3;-4), P(3;-2), Q(-3;-2), соединить точку Q с точкой А.

б) Соедини точку G с точкой S(-3;8), точку S с точкой Т(-1;7),

точку Т с точкой R(-3;7).

в) Соединить точку H с точками U(2;7), V(3;8), W(4;7).

(Луноход)



В раздел образования