Автор: Барысевич Наталья Сергеевна
Должность: методист учебного отдела
Учебное заведение: Федерального государственного казенного общеобразовательного учреждения "Уссурийское суворовское военное училище Министерства обороны Российской Федерации"
Населённый пункт: г. Уссурийск
Наименование материала: методические рекомендации
Тема: Оценка качества знания и сформированность УУД по физике
Раздел: среднее образование
Оценка качества знания и сформированность УУД по физике
Одной из задач стоящих перед педагогическим коллективом в условиях видения Федерального образовательного
стандарта,
является
внедрение
в
практику
преподавания
новых
моделей
образовательной
системы
оценивания
планируемых результатов – предметных и метапредметных.
Система оценки образовательных достижений выполняет следующие функции:
- поддержка и стимулирование обучающихся;
- обеспечение обратной связи «ученик – учитель»;
- вовлечение обучающихся в самостоятельную оценочную и самооценочную деятельность.
Для
проверки
достижения
обучающимися
требуемых
ФГОС
предметных
результатов
и
сформированности
универсальных учебных действий, нами был внедрен в учебный процесс «Навигатор УУД по физике».
Тип УУД
Что проверять/оценивать
Примеры заданий из предметной области «Физика»
Когнитивная сфера
Умения
репродуктивного
характера
В о с п р о и з в е д е н и е
и
п о н и м а н и е
з н а н и й
(информации)
Умение
работать
с
учебным
текстом
Прочитайте текст, выберите из него:
- названия физических явлений;
- названия физических величин;
-
соотнесите
с
выбранными
величинами
единицы
измерения;
- названия приборов;
- закономерности и законы
Умение
работать
с
рисунком,
фотографией, иллюстрацией
Рассмотрите рисунок (фотографию, иллюстрацию):
- перечислите объекты;
- выскажите предположение о возможных явлениях;
-
подтвердите
предположение
ссылкой
на
признаки
явлений;
- составьте рассказ по рисунку
Умение
работать
с
таблицей,
диаграммой, графиком
Рассмотрите таблицу (график, диаграмму):
- прочитайте названия столбцов и строк;
- какие объекты (величины, значения, единицы величин
и т.п.) представлены в таблице;
-
составьте
несколько
предложений,
считывая
информацию из таблицы по строкам и по столбцам;
- какие закономерности вы обнаружили, изучая таблицу
Умение решать задачи базового
уровня сложности по алгоритму
- решите задачу по образцу;
- решите задачу по знакомой формуле
- решите задачу по алгоритму
Умение проводить наблюдение в
ходе физического эксперимента и
выявлять используемые для него
приборы и оборудование
Перечислите
элементы
установки
для
проведения
эксперимента. Опишите то, что наблюдали.
Дайте название прибора.
Определите назначение прибора.
Определите цену деления прибора и верхний предел
измерения.
Ум е н и е
в о с п р о и з в о д и т ь
фактический материал
При ответе на конкретный вопрос по изучаемой теме:
-
назовите
(перечислите)
объекты,
явления,
свойства
объекта, явления, процесса, прибора, установки;
- заполните аналитико-синтетическую схему ;
- нарисуйте строение объекта и подпишите его части
(элементы);
-
выберите
правильный
ответ
(из
текста,
рисунка,
схемы, таблицы, графика, диаграммы)
Умения
продуктивного
характера,
познавательные УУД
В л а д е н и е
п р и е м а м и
рационального
чтения
при
работе с учебным текстом
Изложение
материала
одного
или
не скольких
параграфов в соответствии с предложенным планом
Задания
на
применение
анализа, синтеза, оценку.
Вопрос
различного
типа.
Гр а ф и ч е с к и е
ф о р м ы
представления
информации.
Логические
задачи.
Эксперименты.
Т в о р ч е с к и е
р а б о т ы .
И с с л е д о в ат е л ь с к и е
и
проектные работы.
Умение
извлекать
информацию
и з
з н а к о в ы х
с п о с о б о в
представления
и
транслировать
ее в вербальную форму
Составьте прямые вопросы по тексту.
Ответьте
на
вопросы,
требующие
сопоставление
информации из разных частей текста.
Составьте план текста.
Работа с рисунком, фотографией,
иллюстрацией
Составьте рассказ по рисунку и приведите объяснение
или обоснование его связей с изучаемым материалом
Работа с таблицей, диаграммой,
графиком, формулой
Проведите анализ информации, представленной в виде
таблиц, диаграмм, графиков.
Определите характер изменения величин.
Установите вид зависимости между величинами.
Проведите
вычисления
не
явного
п а р а м е т р а
(коэффициента) по графику зависимости и объясните
его физический смысл.
Проведите
сравнение
неявных
параметров
при
сравнении
двух
графиков,
описывающих
одну
зависимость для разных объектов
Умение решать задачи по физике
повышенного
и
(или)
высокого
уровня сложности
Решите задачу в несколько действий.
Решите
задачу
на
применение
знаний
в
незнакомой
ситуации
Умение проводить эксперимент с
заданной целью
Выберите
прибор,
необходимый
для
проведения
заданного измерения.
Дайте характеристику прибора объясните принцип его
действия.
Запишите
показания
прибора
с
учетом
абсолютной
погрешности измерения.
Спланируйте
проведение
эксперимента,
исходя
из
поставленной цели.
С ко н с т р у и р у й т е
и
с о б е р и т е
п р о с т е й ш у ю
экспериментальную установку.
Проделайте лабораторную работу по плану, исходя из
поставленной цели.
Составьте отчет о проделанной работе.
Определите
причины
возможных
погрешностей
при
измерении
физических
величин.
Сформулируйте
выводы.
Ум е н и е
с а м о с т о я т е л ь н о
воспроизводить
фактический
материал,
необходимый
для
выполнения
предложенного
задания
(базового
уровня
и
п о в ы ш е н н о й
с т е п е н и
сложности),
умение
выполнять
задания творческого характера с
н е з н ач и т е л ь н о й
п о м о щ ь ю
учителя
Найдите отличие объектов (А, В, С) по критерию или
признаку.
Найдите сходство объектов (А, В, С) по критерию или
признаку.
Заполните сравнительную таблицу.
Дайте определение термину (понятию).
Перечислите
существенные
признаки
объект а
(процесса, явления, прибора, установки).
Перечислите существенные свойства объекта, который
участвует в данном явлении.
Определите,
к
какому
понятию
относится
термин
(список терминов).
Заполните схему сравнения.
Метакогнитивная сфера
Регулятивные УУД.
Задания
и
технологии
метакогнитивного
характера:
-
создание
условии
для
р е ф л е к с и и ,
т. е .
д л я
обращения
обучающегося
Умение находить в жизненном
опыте
примеры
использования
изучаемой группы явлений
Приведите
примеры
определенных
явлений
(например
механических), которые вам приходилось наблюдать в
повседневной жизни
Ум е н и е
п р о г н о з и р о в а т ь
значимость
данной
группы
явления
для
повседневной
практики
и
(или)
ближайшего
Приведите возможные доводы о необходимости изучения
этой группы явлений
к
в н у т р е н н е му
м и р у,
своему опыту;
-
применение
частных
дидактических
приемов,
способствующих созданию
ситуации рефлексии;
-
использование
методик
определенного
характера,
построенных на рефлексии
и
т ех н ол о г и ч е с к и
е е
обеспечивающие.
Цели
и
конечный
результат
этих
приемов
и
технологий
можно
в
самом
общем
в и д е
о п и с а т ь
к а к
формирование
метапредметных
умений,
направленных на развитие
с п о с о б н о с т и
к
саморазвитию
будущего обучения
Ум е н и е
ф о р м у л и р о в а т ь
собственное
целеполагание
на
период изучения данной темы
Сформулируйте возможные цели изучения этой группы
явлений вообще и для вас лично
Умение
планировать
свою
деятельность на данный отрезок
времени
Изучите оглавление учебника, составьте примерный план
изучения
материала
темы.
Какие
еще
вопросы
вы
включили бы в план изучения этой темы.
У м е н и е
о п и с ы в а т ь
(конкретизировать)
результат
о бу ч е н и я
в
в и д е
« Л и с т а
самоконтроля»
Сравните
составленный
вами
план
с
планированием
материала, составленным учителем. В чем сходство и в
чем отличие этих планов? Скорректируйте личный план
изучения данной темы
Умение
отличать
п р о ц е с с
получения результата обучения
от самого результата
Познакомьтесь
с
итоговой
(тематической)контрольной
работой. Отметьте задания, выполнение которых требует:
- знания определенных понятий;
- знания законов;
- умения применять знания на качественном уровне;
- умение применять знания при решении задач;
- умение применять знания при проведении исследования
Умение
проводить
самооценку
процесса получения результата
о б у ч е н и я
и
с а м о о ц е н к у
собственно результата
Составьте лист самоконтроля по этой теме, опираясь на
личный план изучения темы.
Сравните
выполненное
вами
задание
с
эталоном
его
выполнения.
Применяя
критерии,
оцените
свое
выполнение
этого
задания:
- с точки зрения полученного результата;
- с точки зрения соблюдения процедуры его получения.
Заполните «Лист самоконтроля» (по мере продвижения
при изучении темы).
Какую коррекцию следует внести в планирование, чтобы
полученный результат отвечал вашему целеполаганию?
Коммуникативная сфера
Коммуникативные УУД
Групповая и парная работа.
И г р о в ы е
т е х н о л о г и и .
К о м а н д н а я
р а б о т а .
Практикум. Диалоговое/
дискуссионное обучение
Наблюдение. Самооценка
Сочетание групповых, коллективных и индивидуальных
форм организации учебной деятельности.
Сочетание
демонстрационного
и
фронтального
эксперимента в учебной деятельности.
Сочетание
компьютерного
и
компьютеризованного
эксперимента
с
демонстрационным
и
фронтальным
экспериментом.
Сочетание
внеурочных
исследований
(проектной
деятельности) с учебной урочной деятельностью