Русский язык - необходимое условие для социокультурной адаптации детей
Автор: Пушина Олеся Ильинична Должность: учитель-логопед Учебное заведение: ЛГ МАДОУ ДСОВ №3 "Светлячок" Населённый пункт: ХМАО-Югра, город Лангепас Наименование материала: консультация для родителей Тема: Русский язык - необходимое условие для социокультурной адаптации детей Раздел: дошкольное образование
«Увлекательный процесс заучивания стихотворения»
Данный мастер-класс интересен сам по себе как для педагогов, так и для
родителей, которые хотят, чтобы процесс обучения протекал с наилучшим
эффектом и с наименьшими временными затратами.
Я
хочу
познакомить
вас
с эффективными
методами
и
приемами,
способствующие развитию компенсаторных функций у детей дошкольного
возраста при заучивании стихотворений»
Мы знаем, что стихотворения очень нравятся детям. Они любят их слушать
и рассказывать, но у некоторых детей заучивание стихов вызывает большие
трудности.
Причина этого чаще всего заключается в том, что у детей не
развита произвольность процесса запоминания.
Обязательным атрибутом праздника в детском саду является
стихотворение. Как часто вы слышите: «Мой ребенок не может запомнить
стихотворение у него плохая память!»
Если вы хотите помочь детям выучить стихотворение увлекательно и быстро
и у вас есть: фантазия, руки и немного времени, то все получится.
В дошкольном возрасте преобладает наглядно-действенная и наглядно-
образная память: дети лучше запоминают события, предметы, факты,
явления, близкие их жизненному опыту. Они не могут запомнить то, что
ускользнуло от наблюдения (зрительного, слухового, осязательного и
двигательного). Запоминание возможно, только если объект ассоциируется в
сознании детей с чем-либо, что они уже помнят и знают.
Наблюдательность и память идут рука об руку. Ребенок не может
запомнить то, что не наблюдал и наблюдать можно только то, что очень
заинтересовало. То есть деятельность ребенка построена на интересе.
К.Д.Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти
словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких
слов с картинками, и он их усвоит на лету”.
Для того, чтобы процесс заучивания стихотворений был увлекательным,
интересным, и не занимал много времени и сил предлагаю использовать
сочетание двух методик – это мнемотехника и использование полисенсорной
методики.
Мнемотехника – это система различных приемов , облегчающих
запоминание и увеличивающих объем памяти, сохранения и
воспроизведения информации путем образования дополнительных
ассоциаций.
Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному.
Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов – это 1 карточка
с 1 рисунком-символом. Затем переходим к мнемодорожкам - вид
мнемосхем, которые выстраиваются в линию и к мнемотаблицам – это
таблица, в которую заложена определенная информация для заучивания.
Главное – изобразить схему, так чтобы нарисованное было понятно детям.
Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо
давать цветные мнемотаблицы, а для детей старшего дошкольного возраста
- схематическое изображение.
Рассмотрим действие мнемотаблицы на примере, как это происходит. Суть
заключается в том, что на каждое слово или маленькое словосочетание
придумывается картинка мнемоквадрат ; таким образом, все стихотворение
зарисовывается. После этого ребенок по памяти, используя изображение,
воспроизводит стихотворение целиком.
При заучивании стихотворений с использованием мнемотаблиц
необходимо выдерживать последовательность этапов работы.
А сейчас, на примере нашего стихотворения, я покажу, как работаем
мнемотехника. В данном случае , каждая строчка стихотворения будет
ассоциироваться с картинкой.
Были бы у елочки Ножки,
Побежала бы она по дорожке.
Заплясала бы она вместе с нами,
Застучала бы она каблучками.
Закружились бы на елочке игрушки –
Разноцветные фонарики, хлопушки.
Засмеялись бы на елочке матрешки
И захлопали б от радости в ладошки,
Потому что нынче ночью у ворот
Постучался развеселый новый год!
Новый, новый, молодой,
С золотою бородой!
Прослушав стихотворение с опорой на мнемотаблицу (картинки), процесс
заучивания происходит быстрее и интереснее.
Для того, чтобы процесс обучения протекал с наилучшим эффектом, более
насыщенно и с наименьшими временными затратами, дополнительно
подключаем вспомогательную методику - полисенсорный метод .
Полисенсорность предусматривает широкую опору на дополнительные
анализаторы , а у детей с дефицитарным развитием – сохранных
анализаторов. Такие как:
1
Кинестетический – двигательный анализатор. Т.Е. к определенному
слову или фразе подключаем соответствующее движение.
На примере нашего стихотворения движения можно подключить на
словах «заплясала бы, побежала бы, застучала бы и т.д»».
1.
При помощи тактильно-осязательного анализатора ребенок
получает информацию об объекте ( его форме, величине, температуре,
поверхности, качестве материала, из которого он сделан ).
На примере нашего стихотворения тактильно-осязательный анализатор
можно подключить на словах «елочка – колючая , бородой - мягкая».
2.
Подключая невербальные компоненты коммуникации , такие как
мимика, жесты, поза, интонация и др. мы обогащаем и дополняем
устную речь.
На примере стихотворения невербальные компоненты коммуникации
можно подключить на словах «вместе с нами, засмеялись бы».
3.
Так же можно подключить и более тонкие зрительные и слуховые
анализаторы , с помощью которых формируются и закрепляются
сенсорные эталоны (цвет, форма, величина) и фонематический слух. На
фразе «С золотою бородою», в данном случае с уточнением цвета
(золотой).
Еще раз прочтите стихотворение с применением 2-х методик
(мнемотехника и полисенсорика).
Исходя из личного опыта и наблюдений, хочу добавить, что если к
показу картинок подключить дополнительные анализаторы, то
сочетание двух методик может быть успешно внедрено, также, и в
процесс обучения детей с нарушением высших психических функций,
детей с нарушением поведения и детей, имеющих дефицитарное
развитие (с нарушением зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата,
речи или с тяжелыми хроническими соматическими заболеваниями),
Данная методика так же может служить дидактическим
материалом для :
обогащения словарного запаса,
при обучении составлению описательных рассказов,
при пересказах художественной литературы,
при отгадывании и загадывании загадок,
для ускорения процесса автоматизации и дифференциации
поставленных звуков.
На основе данной методики, также можно создавать различные
дидактические игры.
Таким образом, использование мнемотехники в сочетании с
полисенсорным методом при заучивании стихотворений способствует:
1. повышению интереса к занятиям, а соответственно повышению
эффективности;
2. сокращению времени разучивания стихов , чистоговорок и потешек;
3. повышению словарного запаса ;
4. развитию памяти, образного мышления, воображения и творческих
способностей.
А сейчас, я предлагаю вам самим убедиться, насколько эффективна эта
методика на примере заучивания любого стихотворения на выбор.
А. Плещеев
«Уж тает снег…»
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь.
Теплей и ярче солнце стало.
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала.
Е.Кан
«8 Марта»
Папа маме торт принес,
Бабушке – конфеты
И игрушек целый воз
Для сестренки Светы.
Было так обидно мне,
Младшему братишке,
Почему в календаре
Нету дня мальчишки.
А. Плещеев
«Скучная картина…»
Скучная картина! Тучи без конца,
Дождик так и льется, лужи у крыльца,
Чахлая рябина мокнет под окном,
Смотрит деревушка сереньким пятном.
Что ты рано в гости, осень, к нам пришла?
Еще просит сердце света и тепла!
А. Плещеев
«Осень наступила…»
Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.
…Туча небо кроет.
Солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит…