Напоминание

Исследовательская деятельность как путь развития творческих способностей учащихся


Автор: Каюмова Алия Магзумовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ Гимназия №27
Населённый пункт: г Казань
Наименование материала: статья
Тема: Исследовательская деятельность как путь развития творческих способностей учащихся
Раздел: полное образование





Назад




Исследовательская

деятельность

как

развитие

творческих

способностей

учащихся.

Творческая личность - это личность человека-творца, который создает новые

продукты в результате своей деятельности.

Каждая

творческая

личность

обладает

определенными

качествами.

Эти

качества

называют

по-разному:

способности, навыки,

задатки,

черты,

свойства.

Творческие

способности наилучшим

образом

можно

сформировать, организуя исследовательскую деятельность.

Исследовательская

деятельность

учащихся

это

процесс

совместной

деятельности

учащегося

и

педагога

по

выявлению

сущности

изучаемых

явлений и процессов, по открытию, систематизации новых знаний, поиску

закономерностей. (Слайд 1)

Для

организации

исследовательской

деятельно сти

у ч а щ и хс я ,

надосформировать навыки анализа, обобщения, умение делать выводы.

Одним изсамых пламенных защитников и пропагандистов активных методов

обучения,

был

известный

российский

педагог

-Василий

Порфирьевич

Вахтеров. И сегодня очень актуально звучат его слова о том, что «образован

не тот, кто много знает, а тот, кто хочет много знать и кто умеет добывать эти

знания». Он подчеркивал исключительную важность мыслительных умений

школьников – умения анализировать, сравнивать, комбинировать, обобщать и

делать

выводы,

важность

умения

пользоваться

приемами

научного

исследования хотя бы и в самой элементарной форме.

При реализации исследовательского метода у учащихся формируются такие

элементы творческой деятельности, как самостоятельный перенос знаний и

умений в новую ситуацию, выявление новой функции и структуры объекта,

самостоятельное

комбинирование

из

известных

способов

деятельности

нового, альтернативный подход к поиску решения проблемы. Вот что писал

по этому поводу В. П. Вахтеров.

Цель этого метода – «вызвать» в уме ученика тот самый

мыслительный процесс, какой переживает творец и изобретатель данного

открытия

или

изобретения.

Репродуктивный

метод

был

и

остается

наилучшим методом для подготовки к экзамену. Исследовательский метод в

обучении требует от учителя значительно больше усилий, временных затрат

на

подготовку

к

уроку,

знаний

и

умений,

чтобы

руководить

детьми

в

процессе открытия ими закономерностей окружающего мира.Рассматривая

два

противоположных

метода

обучения,

мы

неизбежно

возвращаемся

к

вопросу о целях обучения. Никто не спорит, что ученику нужны знания, но

нужен и навык к правильному мышлению. Что мы ставим во главу угла?

Приобретение

знаний

или

развитое

мышление?

Этим

определяется

в

конечном итоге то, какому методу будет отдаваться предпочтение, и как они

будут сочетаться друг с другом в процессе преподавания. И мы, спустя

восемь десятилетий, вынуждены вновь напомнить слова Вахтерова В. П. о

том, что «многое из того, что усваивает ученик, забывается, но зато остается

привычка

определенным

образом

работать

над

материалом.

Стало

быть,

ценны

не

одни

знания,

а

прежде

всего

способы,

какими

они

разрабатываются».

Исследование чаще всего зарождается на уроке, но этим не

ограничивается. В развитии исследовательской культуры учащихся главное -

научить детей думать.

Исследование – это процесс, когда мы вместе с ребенком находим

взаимосвязи между знаниями преподавателя и ребенка, строим логическую

цепь мышления в рамках своего предмета.

На уроках русского языка мной используются различные типы

исследовательских

заданий: задания

на

анализ

материала,

поиск

языковых

фактов

и

в

результате

ответ

на

проблемный

вопрос;

закрепительные

задания

с

выходом

на

новую

информацию,

на

дискуссию, на закономерность, на классификацию.

Приведу пример. На уроке в 6 классе при изучении темы

«Разноспрягаемые

глаголы»

(Слайд

3-4)было

предложено

ученикам

проанализировать таблицу спряжений двух глаголов «хотеть» и «бежать».

Ученики, опираясь на имеющиеся знания о спряжении глаголов, сделали

вывод самостоятельно, что данные глаголы спрягаются по-разному и поэтому

их можно назвать разноспрягаемыми.

Это маленькое самостоятельное исследование является началом для более

серьезной мыслительной деятельности.

Другой пример. На уроке дается задание провести определенное

микроисследование: (слайд 5) на определение сходства и различий между

причастием и прилагательным или между деепричастием и глаголом.

Задания такого типа предполагают формирование у учащихся

исследовательских умений:

1) работать с научно – популярной литературой и справочниками; 2) делать

выводы;

3)составлять текст.

Полезно для учащихся самостоятельное составление вопросов и

заданий,

связанных

с

языковым

материалом.

Такая

работа

может

быть

предложена как при проверке домашнего задания, так и на других этапах

урока.

Побуждая учащихся к самостоятельной постановке вопросов к

тексту, сначала надо познакомить их с тем, как это делается. Например, на

одном из первых уроков в 7 классе учитель записывает предложение из

упражнения

учебника,

объяснив

цель

деятельности,

предлагает

разнообразные вопросы и задания, а учащиеся их выполняют устно и

(выборочно) письменно:

- Какая это языковая единица? (Предложение.)

- Докажите, что это предложение.

- Найдите грамматическую основу и слова, в которых есть

орфограммы, и объясните их правописание.

- Назовите известные вам части речи в этом предложении и

придумайте предложение с таким же строением.

В дальнейшем учащиеся освоят этот вид деятельности и научатся

задавать вопросы по тексту.

Успешной организации исследовательской деятельности на уроке

способствует

и

удачный

выбор

самой

формы

урока.

Например, урок

путешествие.

Путешествия

в

Страну

Лексикологии

(обобщающее

повторение раздела « Лексика и фразеология») в 6 классе, путешествие

знатоков русского языка в Страну экономических терминов (10 класс) и ряд

других «путешествий».

Можно назвать целый ряд других форм урока, на которых успешно

организуется исследовательская деятельность учащихся: интегрированный

урок, урок – конференция, урок – круглый стол, игровые формы урока и

другие.

Разнообразие форм урока, использование сочетания различных

методов

обучения,

в

том

числе

проблемно

исследовательских,

способствуют приобщению учащихся к исследовательскому типу мышления.

Очень важно спровоцировав исследование на уроке, не держать его

только в рамках урока, а постараться заинтересовать ученика в продолжение

исследовательской работы вне урока. Так, после интегрированного урока

литературы

в

8

классе,

посвященного

анализу

сходства

и

различий

в

творчестве двух великих поэтов А. С. Пушкина и Г. Тукая на примере

сопоставительного

анализа

их

стихотворений

«Узник»

и

«

Отрывок»,

нескольких учеников глубоко заинтересовала эта тема. В результате была

проведена самостоятельная исследовательская работа по анализу сходства и

различий в творчестве Г. Тукая и М. Ю. Лермонтова.

Старшеклассники берутся и за более сложные темы для исследования.

Например,

одна

из

моих

восьмиклассниц

выполнив

исследовательскую

работу « О фразеологических единицах в рассказе А. Шолохова «Судьба

человека»,

стала

дипломантом

республиканской

научно

-

практической

конференции

учащихся.

Хотелось

бы

вашему

вниманию

представить

выступление

ученицы

11

класса

Ахмадуллиной

Айгуль,

которая

провела

исследование по теме «О заимствованных словах в романе М. Ю. Лермонтова

«Герой нашего времени».

Считаю необходимым добавить, что данная работа Айгуль была представлена

на научно-практической конференции и была отмечена дипломом 3 степени

Республиканской научно- практической конференции.

Итак, приобщение учащихся к исследовательской деятельности

способствует развитию их творческих способностей и в целом развитию

познавательного интереса к изучению предмета. Исследовательский метод

способствует достижению оптимальных результатов обучения. Однако он не

охватывает весь процесс обучения. В повседневной работе мы сталкиваемся с

разным

уровнем

подготовки

детей.

Для

того

чтобы

«зажечь»

каждого,

приходится

учитывать

множество

факторов,

варьировать

формы,

более

тщательно продумывать содержание и структуру урока. И тогда, в ответ на

эти усилия, ребята становятся более внимательными и любознательными на

уроках,

у

многих

появляются

вопросы,

с

которыми

они

обращаются

к

учителю, а главное, у них постепенно воспитывается любовь к русскому

языку и литературе и в результате формируются более глубокие знания по

предмету.

Литература

1.

Богоявленская

Д.

Б.

Психология

творческих

способностей.

М.:

«Академия», 2002.

2.

Дружинин В. Н. Диагностика общих познавательных способностей. —

М.: «ИП РАН», 1997.

3.

Дружинин

В.

Н.

Проблемы

общих

способностей

(интеллект,

обучаемость, креативность) — СПб.; Питер,2007.



В раздел образования