Автор: Каюмова Алия Магзумовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ Гимназия №27
Населённый пункт: г Казань
Наименование материала: статья
Тема: Исследовательская деятельность как путь развития творческих способностей учащихся
Раздел: полное образование
Исследовательская
деятельность
как
развитие
творческих
способностей
учащихся.
Творческая личность - это личность человека-творца, который создает новые
продукты в результате своей деятельности.
Каждая
творческая
личность
обладает
определенными
качествами.
Эти
качества
называют
по-разному:
способности, навыки,
задатки,
черты,
свойства.
Творческие
способности наилучшим
образом
можно
сформировать, организуя исследовательскую деятельность.
Исследовательская
деятельность
учащихся
–
это
процесс
совместной
деятельности
учащегося
и
педагога
по
выявлению
сущности
изучаемых
явлений и процессов, по открытию, систематизации новых знаний, поиску
закономерностей. (Слайд 1)
Для
организации
исследовательской
деятельно сти
у ч а щ и хс я ,
надосформировать навыки анализа, обобщения, умение делать выводы.
Одним изсамых пламенных защитников и пропагандистов активных методов
обучения,
был
известный
российский
педагог
-Василий
Порфирьевич
Вахтеров. И сегодня очень актуально звучат его слова о том, что «образован
не тот, кто много знает, а тот, кто хочет много знать и кто умеет добывать эти
знания». Он подчеркивал исключительную важность мыслительных умений
школьников – умения анализировать, сравнивать, комбинировать, обобщать и
делать
выводы,
важность
умения
пользоваться
приемами
научного
исследования хотя бы и в самой элементарной форме.
При реализации исследовательского метода у учащихся формируются такие
элементы творческой деятельности, как самостоятельный перенос знаний и
умений в новую ситуацию, выявление новой функции и структуры объекта,
самостоятельное
комбинирование
из
известных
способов
деятельности
нового, альтернативный подход к поиску решения проблемы. Вот что писал
по этому поводу В. П. Вахтеров.
Цель этого метода – «вызвать» в уме ученика тот самый
мыслительный процесс, какой переживает творец и изобретатель данного
открытия
или
изобретения.
Репродуктивный
метод
был
и
остается
наилучшим методом для подготовки к экзамену. Исследовательский метод в
обучении требует от учителя значительно больше усилий, временных затрат
на
подготовку
к
уроку,
знаний
и
умений,
чтобы
руководить
детьми
в
процессе открытия ими закономерностей окружающего мира.Рассматривая
два
противоположных
метода
обучения,
мы
неизбежно
возвращаемся
к
вопросу о целях обучения. Никто не спорит, что ученику нужны знания, но
нужен и навык к правильному мышлению. Что мы ставим во главу угла?
Приобретение
знаний
или
развитое
мышление?
Этим
определяется
в
конечном итоге то, какому методу будет отдаваться предпочтение, и как они
будут сочетаться друг с другом в процессе преподавания. И мы, спустя
восемь десятилетий, вынуждены вновь напомнить слова Вахтерова В. П. о
том, что «многое из того, что усваивает ученик, забывается, но зато остается
привычка
определенным
образом
работать
над
материалом.
Стало
быть,
ценны
не
одни
знания,
а
прежде
всего
способы,
какими
они
разрабатываются».
Исследование чаще всего зарождается на уроке, но этим не
ограничивается. В развитии исследовательской культуры учащихся главное -
научить детей думать.
Исследование – это процесс, когда мы вместе с ребенком находим
взаимосвязи между знаниями преподавателя и ребенка, строим логическую
цепь мышления в рамках своего предмета.
На уроках русского языка мной используются различные типы
исследовательских
заданий: задания
на
анализ
материала,
поиск
языковых
фактов
и
в
результате
–
ответ
на
проблемный
вопрос;
закрепительные
задания
с
выходом
на
новую
информацию,
на
дискуссию, на закономерность, на классификацию.
Приведу пример. На уроке в 6 классе при изучении темы
«Разноспрягаемые
глаголы»
(Слайд
3-4)было
предложено
ученикам
проанализировать таблицу спряжений двух глаголов «хотеть» и «бежать».
Ученики, опираясь на имеющиеся знания о спряжении глаголов, сделали
вывод самостоятельно, что данные глаголы спрягаются по-разному и поэтому
их можно назвать разноспрягаемыми.
Это маленькое самостоятельное исследование является началом для более
серьезной мыслительной деятельности.
Другой пример. На уроке дается задание провести определенное
микроисследование: (слайд 5) на определение сходства и различий между
причастием и прилагательным или между деепричастием и глаголом.
Задания такого типа предполагают формирование у учащихся
исследовательских умений:
1) работать с научно – популярной литературой и справочниками; 2) делать
выводы;
3)составлять текст.
Полезно для учащихся самостоятельное составление вопросов и
заданий,
связанных
с
языковым
материалом.
Такая
работа
может
быть
предложена как при проверке домашнего задания, так и на других этапах
урока.
Побуждая учащихся к самостоятельной постановке вопросов к
тексту, сначала надо познакомить их с тем, как это делается. Например, на
одном из первых уроков в 7 классе учитель записывает предложение из
упражнения
учебника,
объяснив
цель
деятельности,
предлагает
разнообразные вопросы и задания, а учащиеся их выполняют устно и
(выборочно) письменно:
- Какая это языковая единица? (Предложение.)
- Докажите, что это предложение.
- Найдите грамматическую основу и слова, в которых есть
орфограммы, и объясните их правописание.
- Назовите известные вам части речи в этом предложении и
придумайте предложение с таким же строением.
В дальнейшем учащиеся освоят этот вид деятельности и научатся
задавать вопросы по тексту.
Успешной организации исследовательской деятельности на уроке
способствует
и
удачный
выбор
самой
формы
урока.
Например, урок
–
путешествие.
Путешествия
в
Страну
Лексикологии
(обобщающее
повторение раздела « Лексика и фразеология») в 6 классе, путешествие
знатоков русского языка в Страну экономических терминов (10 класс) и ряд
других «путешествий».
Можно назвать целый ряд других форм урока, на которых успешно
организуется исследовательская деятельность учащихся: интегрированный
урок, урок – конференция, урок – круглый стол, игровые формы урока и
другие.
Разнообразие форм урока, использование сочетания различных
методов
обучения,
в
том
числе
проблемно
–
исследовательских,
способствуют приобщению учащихся к исследовательскому типу мышления.
Очень важно спровоцировав исследование на уроке, не держать его
только в рамках урока, а постараться заинтересовать ученика в продолжение
исследовательской работы вне урока. Так, после интегрированного урока
литературы
в
8
классе,
посвященного
анализу
сходства
и
различий
в
творчестве двух великих поэтов А. С. Пушкина и Г. Тукая на примере
сопоставительного
анализа
их
стихотворений
«Узник»
и
«
Отрывок»,
нескольких учеников глубоко заинтересовала эта тема. В результате была
проведена самостоятельная исследовательская работа по анализу сходства и
различий в творчестве Г. Тукая и М. Ю. Лермонтова.
Старшеклассники берутся и за более сложные темы для исследования.
Например,
одна
из
моих
восьмиклассниц
выполнив
исследовательскую
работу « О фразеологических единицах в рассказе А. Шолохова «Судьба
человека»,
стала
дипломантом
республиканской
научно
-
практической
конференции
учащихся.
Хотелось
бы
вашему
вниманию
представить
выступление
ученицы
11
класса
Ахмадуллиной
Айгуль,
которая
провела
исследование по теме «О заимствованных словах в романе М. Ю. Лермонтова
«Герой нашего времени».
Считаю необходимым добавить, что данная работа Айгуль была представлена
на научно-практической конференции и была отмечена дипломом 3 степени
Республиканской научно- практической конференции.
Итак, приобщение учащихся к исследовательской деятельности
способствует развитию их творческих способностей и в целом развитию
познавательного интереса к изучению предмета. Исследовательский метод
способствует достижению оптимальных результатов обучения. Однако он не
охватывает весь процесс обучения. В повседневной работе мы сталкиваемся с
разным
уровнем
подготовки
детей.
Для
того
чтобы
«зажечь»
каждого,
приходится
учитывать
множество
факторов,
варьировать
формы,
более
тщательно продумывать содержание и структуру урока. И тогда, в ответ на
эти усилия, ребята становятся более внимательными и любознательными на
уроках,
у
многих
появляются
вопросы,
с
которыми
они
обращаются
к
учителю, а главное, у них постепенно воспитывается любовь к русскому
языку и литературе и в результате формируются более глубокие знания по
предмету.
Литература
1.
Богоявленская
Д.
Б.
Психология
творческих
способностей.
М.:
«Академия», 2002.
2.
Дружинин В. Н. Диагностика общих познавательных способностей. —
М.: «ИП РАН», 1997.
3.
Дружинин
В.
Н.
Проблемы
общих
способностей
(интеллект,
обучаемость, креативность) — СПб.; Питер,2007.