Автор: Митрофанова Екатерина Сергеевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ ДС №16 "Тополек" Населённый пункт: г. Николаевск-на-Амуре, Хабаровский край Наименование материала: Технологическая карта НОД в старшей группе Тема: "Древо моей семьи" Раздел: дошкольное образование
Воспитатель: Митрофанова Е.С.
Интеграция областей: - коммуникативное развитие; познавательное развитие;
физическое развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое
развитие.
Возраст: старшая группа.
Тема НОД: «Древо моей семьи.»
Цель: Создание условий для систематизации знаний детей семье.
Задачи:
познакомить детей с понятиями: «родословная», «генеалогическое
древо».
учить составлять связные рассказы о своей семье;
учить строить генеалогическое древо семьи, способствуя осознанию
ребенком себя как частицы, причастной к истории и жизни семьи;
активизировать словарь;
развивать монологическую речь, внимание в ходе составления
описательных рассказов;
воспитывать уважение к старшим членам своей семьи;
воспитывать аккуратность, умение доводить начатое дело до конца в
ходе изготовления древа.
Предварительная
работа:
Рассматривание
семейных
альбомов
с
фотографиями. Изготовление группового «семейного» альбома (формата А3,
с фотографиями всех членов семьи ребенка). Загадки и рисование на тему
«Семья».
Подготовка
детьми
рассказов
о
членах
своей
семьи.
Чтение
художественной литературы и стихотворений на тему «Семья». Работа с
родителями.
Материалы: шляпа, слайдовая презентация, фотоальбом, клей, фотошаблон
древа, фотографии членов семьи, клеенка, салфетки, музыкальное
сопровождение, смайлики с радостью и печалью по количеству детей, макет
генеалогического древа воспитателя (формат А3), выставка рисунков детей и
рассказов составленных вместе с родителями.
Этап НОД.
Содержание. Действие
педагога.
Действие детей.
Результат.
Организационны
й момент.
Для создания эмоционального,
положительного настроя
предлагаю образовать круг и
поприветствовать друг друга.
Собрались все дети в круг.
Я - твой друг и ты - мой друг!
Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
(дети встают в круг и
приветствуют друг
друга при помощи
рукопожатия и
улыбок)
Актуализация
знаний
Ребята, я предлагаю вам
отгадать ребус «7-Я» (на
экране)
Как вы думаете, какое слово
здесь зашифровано?
Прослушайте стихотворение:
Семья
Семья – словечко странное,
Хотя не иностранное. – Как
слово получилось,
Не ясно нам совсем.
Ну, «Я» – мы понимаем,
А почему их семь?
Не надо думать и гадать,
А надо просто сосчитать:
Два дедушки,
Две бабушки,
Плюс папа, мама, я.
Сложили? Получается семь
человек,
Семь «Я»!
– А если есть собака?
Выходит восемь «Я»?
– Нет, если есть собака,
Выходит Во! – семья. (М.
Шварц )
и ответьте на вопросы:
1. Стихотворение про что?
2. Сколько человек в семье?
Ответы детей
Двое детей читают по
ролям заранее
выученное
стихотворение:
Ответы детей.
Постановка
проблемы и
«открытие»
нового знания
Ребята, сегодня я предлагаю
вам отправится на передачу
«Моя семья»
(слайд с «Моя семья»)
Вы согласны быть участниками
этой передачи?
Тогда начинаем! Камера!
Мотор! Начали!
Добрый день уважаемые
телезрители! Начинаем нашу
передачу – «Моя семья».
В нашей студии сегодня : гости
программы и участники, ребята
из детского сада №16
«Тополек», г. Николаевк на
Амуре и я ее ведущая Анна
Федоровна.
Дети, давайте представимся
нашим гостям и телезрителям, а
сделаем это с помощью этой
шляпы. На кого я ее одену, тот и
называет свою ФИО.
(под музыку)
Ребята, а попробуйте отгадать
еще одну загадку:
Что есть у всех людей, но у
каждого человека свое?
Правильно, это имя.
Когда человек родился, он
имеет право на имя. И
нарушать это право нельзя, и
подтверждается оно вот таким
документом, «Свидетельство о
рождении». У вас у всех есть
такой документ.
(Демонстрация св-ва о рожд.)
В нем прописаны все данные о
человеке, когда он родился и
где, как его имя, фамилия, кто
его родители.
Также человек имеет право на
семью. А каких родственников
объединяет семья?
Правильно.
Ответ детей
Ответы детей
Ответы детей
Ответы детей
Физминутка.
А расскажите про свою семью,
кто желает?
Д/и « Печаль и радость»
(смайлики)
1. нарисовали красивую
картину.
2. разбили чашку.
3. отыскали потерянные
бабушкой очки.
4. помогли маме с уборкой.
5. порвали книгу.
6. обидели сестренку.
7. вынесли мусор.
8. на прогулке замарали куртку.
Воспитатель предлагает детям
превратиться в маленькое
сморщенное семечко
Садовник очень бережно
относится к семенам, поливает
их ухаживает.
С теплым весенним
солнышком семечко начинает
прорастать.
У него раскрываются листочки
растет стебелек,
появляются веточки с бутонами
Наступает радостный момент, и
бутоны лопаются, росток
превращается в прекрасный
сильный цветок. Наступает
лето, цветок хорошеет,
любуется собой, улыбается
цветам-соседям кланяется им,
слегка дотрагивается до них
своими лепестками.
Рассказы детей
Дети показывают
смайлы отображающие
эмоции, характерные
для ситуации.
(сжаться в комочек на
полу, убрать голову и
закрыть ее руками).
(гладит по голове и
телу)
(поднимаются).
(руки свешиваются с
головы и тянутся
кверху)
(вытягивается тело)
(руки в стороны,
пальцы сжаты в
кулачки).
(резко разжимаются
кулачки)
осмотреть себя)
(улыбки соседям)
(кончиками пальцев
дотянуться до соседей).
Закрепление
нового знания
Слайдовая презентация:
«Генеалогическое древо»
Каждому человеку интересно
узнать о своих предках. У
каждой семьи своя история,
свою связь с предками мы
можем изобразить на макете
генеалогического древа,
которое лежит перед вами, по-
другому мы можем назвать его
«Родословное дерево». Как
думаете почему?
Что общего у дерева и
человека?
Что символизируют корни
дерева?
(на столе кладутся
последовательно фотографии
бабушек, дедушек, мам, пап,
сестер или братьев).
Работа с макетом.
Ответы детей.
Рассказы детей.
Итог
(осмысление)
Ребята, вам понравилось быть
участниками передачи?
Про что мы с вами сегодня
говорили? На этом наша
передача заканчивается. До
свидания, до новых встреч
дорогие участники и гости
передачи «Моя семья».
Ответы детей
Продолжение
исследования вне
НОД
Я предлагаю вам вместе с
родителями продолжить нашу
работу, ведь наверняка у вас
есть фотографии прабабушек и
прадедушек, а из того что у вас
получится мы сделаем
выставку.